Триплекс ТАОН, СУ-14

Триплекс ТАОН, СУ-14


В сентябре 1931 года государственному союзному предприятию «Спецмаштрест» правительством СССР была поставлена задача по подготовке механических передвижной базы для артиллерии крупного калибра и большой мощности.

История создания


Этой организации необходимо было до начала мая 1932 года доложить в ГРАУ СССР о выполнении проектов двух артиллерийских «триплексов». Первый из них – для корпусной артиллерии, состоял из комплекса 107 мм пушки 1910\1930 гг.,152 мм гаубицы 1909.1930 гг. и 203,2 мм гаубицы, а второй – для артиллерийских соединений особого назначения большой мощности, в которую входили.(130) 152-мм пушка-гаубица, 203,2 мм гаубица и 305 мм мортира.

Триплекс ТАОН, СУ-14


Проекты были доложены вовремя, в качестве инженерного решения для шасси была использована ходовая часть тяжелого танка, который создавали в то время. Для изготовления «корпусной» версии комплекса правительством было отведено два года, а на комплекс большой мощности не было еще созданного к тому времени необходимого вооружения (отсутствовала 152 мм пушка-гаубица и 305 мм мортира). Поэтому для работы оставался только гаубичный вариант комплекса, снабженный 203,2 мм гаубица Б-4.

Триплекс ТАОН, СУ-14


Создание СУ-14

1933 год ознаменовался началом проектирования и изготовления «самоходки» повышенной мощности "триплекс ТАОН", которую далее назвали СУ-14.Работы проводились под руководством конструктора П.И.Сячинтова. Первый вариант базы для орудий был готов в конце весны 1934 года, но из-за трансмиссионных дефектов доработка шасси длилась до конца лета 1934 года.

Триплекс ТАОН, СУ-14


Корпус самоходного орудия был сделан из бронекатанных листов толщиной 10-20 мм, соединенных сваркой и на заклепках. Местоположение механика-водителя находится на левой части борта во фронтальной части самоходки. Он проводил наблюдение через смотровые лючки. Остальные шесть членов расчета располагались в кормовой части на специальных креслах.

Устройство СУ-14

Основной вид вооружения - 203,2 мм гаубица Б-4.обраца 1931 года. с неизмененной верхней люлькой и механизмами подъема и поворота орудия. Для ведения прицельного огня применялась оптическая панорама системы Герца. На самоходке применялось дополнительное вооружение в количестве 3 пулеметов ДТ калибра 7,62 мм, которые могли располагаться на 6 кронштейнах на бортах боевой машины. Один пулемет мог крепиться в зенитном варианте на фронтальной части самоходки. Возимый боекомплект составлял 8 выстрелов раздельно-картузного заряжания и 36 дисков (2268патронов) к пулемету ДТ.
Для упрощения процесса заряжания самоходка была оснащена двумя подъемными устройствами грузоподъемностью 200 кгс. Выстрел производился при неподвижной огневой установке, при этом самоходка укреплялась в грунте с помощью сошников, которые были дооборудованы гидроцилиндрами, как с ручным, так и с электрическим приводом. Углы: возвышения орудия от +10 до +60 градусов, поворота - 8 градусов при стационарном положении самоходки. Дальность стрельбы максимальная -18000 метров. Время перевода из походного состояния в боевое положение – до 10 мин. Скорострельность 10 выстрелов за 60 минут.

Триплекс ТАОН, СУ-14


Боевая машина была оборудована 500-сильным 12-цилиндровым V–образным бензиновым мотором М-17, который снабжен двумя карбюраторами КД-1 типа «Зенит». Двигатель запускался стартером «Сцинтилла», система зажигания оборудована 24-вольтовой системой магнето с пусковым механизмом, который также использовал магнето. Запас хода по топливу составлял 120 км при емкости топливной системы в 861 литр.

Элементы трансмиссии представляли собой 5-ти ступенчатую МКПП, которая была агрегатирована с системой основного и вспомогательных фрикционов. В нее также входила коробка отбора мощности для работы вентиляционной системы и два бортовых редуктора уникальной конструкции. Воздух для охлаждения систем изделия поступал от осевого вентилятора и выходил через решетчатые боковые лючки.

Триплекс ТАОН, СУ-14


Подвеска боевой машины была пружинной, свечного типа, крепилась к нижним бортам самоходки. Для уменьшения нагрузки на подвеску во время стрельбы она выключалась. Ходовая часть только с одного борта состояла из 8 опорных катков среднего диаметра, 6 поддерживающих катков, направляющего заднего колеса и ведущего переднего колеса с зацепами для гусениц. Все узлы были взяты с шасси тяжелого танка Т-35, который был снабжен наружной амортизацией. Направляющие колеса были сделаны с металлическим бандажом, который зарекомендовал себя лучше, чем резиновый.
Электрическая проводка боевой машины выполнена по несложной электрической схеме. Напряжение сети -12 вольт, источники питания - 2 стартерных батареи 6-СТА-1Х емкостью 144 А/ч в последовательном соединении с генератором «Сцинтилла», работающим от напряжения 24 В.

Проведение испытаний СУ-14

Неудачи начались с момента выдвижения на артиллерийский полигон (НИАП). Во время транспортировки изделия лопнуло несколько траков, появились посторонние шумы в КПП, двигатель начинал перегреваться, и поэтому испытательный марш с техникой на 250 км был перенесен на более позднее время.

Артиллерийские стрельбы получили удовлетворительную оценку, хотя были также выявлены серьезные недостатки: при ведении стрельбы палуба (название рабочей площадки СУ) находилась постоянно в движении, вибрировала, удержаться на ней можно было, только если крепко держаться за поручни и перила. Скорострельность не удовлетворяла требованиям, система подъема боеприпасов оказалась ненадежной.

Триплекс ТАОН, СУ-14


После устранения недостатков полигонные испытания повторились. САУ пришла на полигон доработанной, траки были усилены, система охлаждения была улучшена. На этот раз начались испытания с проверки базы самоходки по дорожным характеристикам. На 34 километре из-за дефекта вышла из строя КПП. На стрельбах при различных углах возвышения и иных дополнительных условиях было выявлено много недоработок, из-за которых прием госкомиссией самоходки в этом виде становился невозможным.

Проведя доработку, в марте 1935 года, опытный образец был представлен к испытаниям. К сожалению, проведенные работы коснулись лишь ходовой части и двигательно-трансмиссионной части (были установлены фрикционы и КПП танка Т-35). Артиллерийский комплекс почти не подвергся изменениям. Были проведены динамические испытания, в ходе которых был получен неплохой результат, хотя поломки преследовали эту модель и на этом этапе. Было установлено, что через отверстия в броне, которые готовились для пулеметов ДТ, ведение огня не представляет тактической возможности. Также невозможно было воспользоваться возимым боекомплектом, укладка которого находилась под креплением орудия «по-походному».

Триплекс ТАОН, СУ-14


На основании данных, которые были получены в ходе реализации проекта СУ-14, были спроектированы узлы и механизмы новой модификации СУ-14-1, опытный образец которой был собран в начале 1936 года. В своей обновленной конструкции модель имела модернизированную КПП, фрикционы, тормоза и другие доработки, выхлопные трубы вынесены в сторону от механика-водителя, улучшена система крепежа сошников.

Основное орудие осталось прежним - 203,2 мм гаубица Б-4 образца 1931 года. Боекомплект также не претерпел изменений. Предполагалось использование в качестве такого тягача-подвозчика боеприпасов трактора «Коминтерн», который выпускался на ХТЗ. В случае аварийной ситуации два тягача могли доставить САУ в ремонтный орган. Боекомплект пулеметов ДТ снизили по 2196 патронов.

В броневом каркасе видимых изменений не произошло, за исключением уменьшения толщины навесного борта с 10 до 6 мм. Модель получила доработанный форсированный вариант мотора М-17Т, который увеличил скорость 48-тонного изделия до 31,5 км/ч. В подвеске применили более толстые листы рессор и убрали механизм выключения подрессоривания во время стрельбы. Артиллерийские тесты проводились на НИАПе.

Триплекс ТАОН, СУ-14


В декабре 1936 года для тестирования пушечного варианта корпусного комплекса с завода «Уралмаш» и завода «Баррикады» были привезены 152-мм артиллерийские системы У-30 и БР-2. Тогда же состоялось перевооружение на другие системы, и начались испытания комплексов с новыми орудиями, которые в феврале 1937 года получили положительную оценку. В плановых мероприятиях на 1937 год планировалось изготовление пробной серии из 5 боевых машин СУ-14 БР-2 (со 152мм Бр2), а с 1938 года изделие должно было пойти в «серию».

В то же время к середине 1939 года планировалось изготовление 280мм самоходки СУ-14 Бр5, но о гаубице СУ-14 Б-4 постарались забыть, т.к ее разработчик-ведущий конструктор завода «Большевик» Мандесиев был признан «врагом народа». Вскоре по аналогичной статье был арестован и создатель СУ-14 Сячинтов, и об этой технике на время забыли. Два готовых самоходных орудия были переданы на склад ГРАУ.

Триплекс ТАОН, СУ-14


В конце 1939 года, во время войны с белофиннами, Красная Армия начала штурм хорошо подготовленного в инженерном отношении оборонительного пояса финской армии, который по фамилии его создателя получил название «линии Маннергейма». Это был прекрасно подготовленный оборонительный комплекс, который был рассчитан на удержании линии обороны даже с применением тяжелой артиллерии. Тут нашим военным специалистам и пришла на память история с тяжелыми САУ. Две эти САУ были извлечены из музейных стоянок и постановлением ГКО СССР отправлены на доработку на завод № 185 (бывший опытный завод Спецмаштреста). Однако в ходе недопоставок необходимых комплектующих и других проволочек две САУ были готовы, когда финская компания уже закончилась.

Но в истории советского тяжелого вооружения этим интересным изделиям удалось оставить след: осенью 1941 года, при обороне Москвы, обе СУ-14 в составе отдельного дивизиона тяжелых артиллерийских орудий особого назначения применялись для нанесения артиллерийских ударов по наступающим частям вермахта.

Вот и сегодня в Кубинке сохранилась СУ-14-1, оснащенная 152 мм орудием Бр-2.

Триплекс ТАОН, СУ-14
Автор: Лебедев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. Dust 15 февраля 2012 11:33
    Монстрообразные машины - одно слово!
    Стараться установить орудия более 6 дюймов на гусеничное шасси вообще не особо мудрым решением было - огромная нагрузка на катки, тем более, что в момент создания искусством создания по настоящему тяжелых танков и близко не владели...
    А пытаться пулеметы пристроить - вообще ...
    Dust
    1. Kars 15 февраля 2012 11:40
      Вообщето это специализированое САУ,немцы даже до Карла дошли.
      1. Dust 15 февраля 2012 11:42
        Так Карл, кажется, на грунт перед выстрелом ложился - это, вроде, самоходный лафет скорее был, а не полноценная САУ...
        Dust
        1. Kars 15 февраля 2012 12:08
          А что такое полноценная САУ?
          Сдесь отключалась подвеска,всетаки 203 мм гаубица это 600 мм мортира.
          Веть КВ 2 стрелял и без этого ,хоть арт система конечно послабей БР 2
          1. Dust 15 февраля 2012 12:29
            Да простой КВ хронически страдал от своей слишком слабой для своего веса подвески, а КВ-2 вообще на обе гусеницы хромал, даже без стрельбы из своей гаубицы...
            Полноценная САУ - это самоходка. способная оказать непосредственную поддержку танкам и пехоте на переднем крае, если только из тыла - то это уже скорее орудие на самоходном лафете, но это тут я не претендую на новшества в классификации бронетанковой техники...
            Dust
            1. Kars 15 февраля 2012 12:40
              Цитата: Dust
              Полноценная САУ - это самоходка. способная оказать непосредственную поддержку танкам и пехоте на переднем крае, если только из тыла - то это уже скорее орудие на самоходном лафете


              САУ Акация тогда что?
              И почему Самоходная Артилерийская УСтановка не может быть орудием на самоходном лафете?Хоть опять встает вопрос что такое самоходный лафет?
              Тогда и танк это самоходный лафет----как любил утверждать Грабин,танк это повозка для пушки.

              Хотели в принцыпе из этого триплекса получить что то подобное М 110 или Пиона
              1. Kibb 16 февраля 2012 14:46
                Нуу, все таки самодный лафет, а не САУ, согласитесь, разница есть.
                Современные самоходки все таки из другой опреры,хотя некоторомым образом согласен- Пион и М107\110 довольно близко
                Kibb
                1. Kibb 16 февраля 2012 16:51
                  В Финскую, пару десятков сильно бы пригодились, при нормальной организации стрельбы "Милионикам" плохо бы было+305 мм гаубицы, и з неделю другю разнесли бы всю линию
                  Шаси неудачное, но другого то небыло
                  Kibb
  2. Алексей67 15 февраля 2012 11:45
    Какая ЖоПа минусует Карса? Блин, нормальный чел, нормальный ник, минусуйте меня вместо него, мне пофиг, но "ПРИЗЫВАЮ ВСЕХ НОРМАЛЬНЫХ поднимем рейтинг достойному", плюсуйте.
    ЗЫ Я его не знаю, но коменты объективные и добрые.
    Алексей67
    1. Kars 15 февраля 2012 12:04
      да ладно пусть люди себе самооценку поднимают
    2. 755962 15 февраля 2012 14:32
      Полностью поддерживаю.Адекватным комментам -достойную оценку.Без психов
      755962
  3. Kars 15 февраля 2012 14:26
    Шасси типа Т-35 не совсем удачное,а вот американский аналог.правда на десяток лет моложе
    1. FoMaS 15 февраля 2012 16:12
      Может ближе этот 1944/45г.
      1. Kars 15 февраля 2012 17:36
        Одно другому не помеха

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня