Триплекс ТАОН, СУ-14

Триплекс ТАОН, СУ-14


В сентябре 1931 года государственному союзному предприятию «Спецмаштрест» правительством СССР была поставлена задача по подготовке механических передвижной базы для артиллерии крупного калибра и большой мощности.

История создания


Этой организации необходимо было до начала мая 1932 года доложить в ГРАУ СССР о выполнении проектов двух артиллерийских «триплексов». Первый из них – для корпусной артиллерии, состоял из комплекса 107 мм пушки 1910\1930 гг.,152 мм гаубицы 1909.1930 гг. и 203,2 мм гаубицы, а второй – для артиллерийских соединений особого назначения большой мощности, в которую входили.(130) 152-мм пушка-гаубица, 203,2 мм гаубица и 305 мм мортира.



Проекты были доложены вовремя, в качестве инженерного решения для шасси была использована ходовая часть тяжелого танка, который создавали в то время. Для изготовления «корпусной» версии комплекса правительством было отведено два года, а на комплекс большой мощности не было еще созданного к тому времени необходимого вооружения (отсутствовала 152 мм пушка-гаубица и 305 мм мортира). Поэтому для работы оставался только гаубичный вариант комплекса, снабженный 203,2 мм гаубица Б-4.



Создание СУ-14

1933 год ознаменовался началом проектирования и изготовления «самоходки» повышенной мощности "триплекс ТАОН", которую далее назвали СУ-14.Работы проводились под руководством конструктора П.И.Сячинтова. Первый вариант базы для орудий был готов в конце весны 1934 года, но из-за трансмиссионных дефектов доработка шасси длилась до конца лета 1934 года.



Корпус самоходного орудия был сделан из бронекатанных листов толщиной 10-20 мм, соединенных сваркой и на заклепках. Местоположение механика-водителя находится на левой части борта во фронтальной части самоходки. Он проводил наблюдение через смотровые лючки. Остальные шесть членов расчета располагались в кормовой части на специальных креслах.

Устройство СУ-14

Основной вид вооружения - 203,2 мм гаубица Б-4.обраца 1931 года. с неизмененной верхней люлькой и механизмами подъема и поворота орудия. Для ведения прицельного огня применялась оптическая панорама системы Герца. На самоходке применялось дополнительное вооружение в количестве 3 пулеметов ДТ калибра 7,62 мм, которые могли располагаться на 6 кронштейнах на бортах боевой машины. Один пулемет мог крепиться в зенитном варианте на фронтальной части самоходки. Возимый боекомплект составлял 8 выстрелов раздельно-картузного заряжания и 36 дисков (2268патронов) к пулемету ДТ.
Для упрощения процесса заряжания самоходка была оснащена двумя подъемными устройствами грузоподъемностью 200 кгс. Выстрел производился при неподвижной огневой установке, при этом самоходка укреплялась в грунте с помощью сошников, которые были дооборудованы гидроцилиндрами, как с ручным, так и с электрическим приводом. Углы: возвышения орудия от +10 до +60 градусов, поворота - 8 градусов при стационарном положении самоходки. Дальность стрельбы максимальная -18000 метров. Время перевода из походного состояния в боевое положение – до 10 мин. Скорострельность 10 выстрелов за 60 минут.



Боевая машина была оборудована 500-сильным 12-цилиндровым V–образным бензиновым мотором М-17, который снабжен двумя карбюраторами КД-1 типа «Зенит». Двигатель запускался стартером «Сцинтилла», система зажигания оборудована 24-вольтовой системой магнето с пусковым механизмом, который также использовал магнето. Запас хода по топливу составлял 120 км при емкости топливной системы в 861 литр.

Элементы трансмиссии представляли собой 5-ти ступенчатую МКПП, которая была агрегатирована с системой основного и вспомогательных фрикционов. В нее также входила коробка отбора мощности для работы вентиляционной системы и два бортовых редуктора уникальной конструкции. Воздух для охлаждения систем изделия поступал от осевого вентилятора и выходил через решетчатые боковые лючки.



Подвеска боевой машины была пружинной, свечного типа, крепилась к нижним бортам самоходки. Для уменьшения нагрузки на подвеску во время стрельбы она выключалась. Ходовая часть только с одного борта состояла из 8 опорных катков среднего диаметра, 6 поддерживающих катков, направляющего заднего колеса и ведущего переднего колеса с зацепами для гусениц. Все узлы были взяты с шасси тяжелого танка Т-35, который был снабжен наружной амортизацией. Направляющие колеса были сделаны с металлическим бандажом, который зарекомендовал себя лучше, чем резиновый.
Электрическая проводка боевой машины выполнена по несложной электрической схеме. Напряжение сети -12 вольт, источники питания - 2 стартерных батареи 6-СТА-1Х емкостью 144 А/ч в последовательном соединении с генератором «Сцинтилла», работающим от напряжения 24 В.

Проведение испытаний СУ-14

Неудачи начались с момента выдвижения на артиллерийский полигон (НИАП). Во время транспортировки изделия лопнуло несколько траков, появились посторонние шумы в КПП, двигатель начинал перегреваться, и поэтому испытательный марш с техникой на 250 км был перенесен на более позднее время.

Артиллерийские стрельбы получили удовлетворительную оценку, хотя были также выявлены серьезные недостатки: при ведении стрельбы палуба (название рабочей площадки СУ) находилась постоянно в движении, вибрировала, удержаться на ней можно было, только если крепко держаться за поручни и перила. Скорострельность не удовлетворяла требованиям, система подъема боеприпасов оказалась ненадежной.



После устранения недостатков полигонные испытания повторились. САУ пришла на полигон доработанной, траки были усилены, система охлаждения была улучшена. На этот раз начались испытания с проверки базы самоходки по дорожным характеристикам. На 34 километре из-за дефекта вышла из строя КПП. На стрельбах при различных углах возвышения и иных дополнительных условиях было выявлено много недоработок, из-за которых прием госкомиссией самоходки в этом виде становился невозможным.

Проведя доработку, в марте 1935 года, опытный образец был представлен к испытаниям. К сожалению, проведенные работы коснулись лишь ходовой части и двигательно-трансмиссионной части (были установлены фрикционы и КПП танка Т-35). Артиллерийский комплекс почти не подвергся изменениям. Были проведены динамические испытания, в ходе которых был получен неплохой результат, хотя поломки преследовали эту модель и на этом этапе. Было установлено, что через отверстия в броне, которые готовились для пулеметов ДТ, ведение огня не представляет тактической возможности. Также невозможно было воспользоваться возимым боекомплектом, укладка которого находилась под креплением орудия «по-походному».



На основании данных, которые были получены в ходе реализации проекта СУ-14, были спроектированы узлы и механизмы новой модификации СУ-14-1, опытный образец которой был собран в начале 1936 года. В своей обновленной конструкции модель имела модернизированную КПП, фрикционы, тормоза и другие доработки, выхлопные трубы вынесены в сторону от механика-водителя, улучшена система крепежа сошников.

Основное орудие осталось прежним - 203,2 мм гаубица Б-4 образца 1931 года. Боекомплект также не претерпел изменений. Предполагалось использование в качестве такого тягача-подвозчика боеприпасов трактора «Коминтерн», который выпускался на ХТЗ. В случае аварийной ситуации два тягача могли доставить САУ в ремонтный орган. Боекомплект пулеметов ДТ снизили по 2196 патронов.

В броневом каркасе видимых изменений не произошло, за исключением уменьшения толщины навесного борта с 10 до 6 мм. Модель получила доработанный форсированный вариант мотора М-17Т, который увеличил скорость 48-тонного изделия до 31,5 км/ч. В подвеске применили более толстые листы рессор и убрали механизм выключения подрессоривания во время стрельбы. Артиллерийские тесты проводились на НИАПе.



В декабре 1936 года для тестирования пушечного варианта корпусного комплекса с завода «Уралмаш» и завода «Баррикады» были привезены 152-мм артиллерийские системы У-30 и БР-2. Тогда же состоялось перевооружение на другие системы, и начались испытания комплексов с новыми орудиями, которые в феврале 1937 года получили положительную оценку. В плановых мероприятиях на 1937 год планировалось изготовление пробной серии из 5 боевых машин СУ-14 БР-2 (со 152мм Бр2), а с 1938 года изделие должно было пойти в «серию».

В то же время к середине 1939 года планировалось изготовление 280мм самоходки СУ-14 Бр5, но о гаубице СУ-14 Б-4 постарались забыть, т.к ее разработчик-ведущий конструктор завода «Большевик» Мандесиев был признан «врагом народа». Вскоре по аналогичной статье был арестован и создатель СУ-14 Сячинтов, и об этой технике на время забыли. Два готовых самоходных орудия были переданы на склад ГРАУ.



В конце 1939 года, во время войны с белофиннами, Красная Армия начала штурм хорошо подготовленного в инженерном отношении оборонительного пояса финской армии, который по фамилии его создателя получил название «линии Маннергейма». Это был прекрасно подготовленный оборонительный комплекс, который был рассчитан на удержании линии обороны даже с применением тяжелой артиллерии. Тут нашим военным специалистам и пришла на память история с тяжелыми САУ. Две эти САУ были извлечены из музейных стоянок и постановлением ГКО СССР отправлены на доработку на завод № 185 (бывший опытный завод Спецмаштреста). Однако в ходе недопоставок необходимых комплектующих и других проволочек две САУ были готовы, когда финская компания уже закончилась.

Но в истории советского тяжелого вооружения этим интересным изделиям удалось оставить след: осенью 1941 года, при обороне Москвы, обе СУ-14 в составе отдельного дивизиона тяжелых артиллерийских орудий особого назначения применялись для нанесения артиллерийских ударов по наступающим частям вермахта.

Вот и сегодня в Кубинке сохранилась СУ-14-1, оснащенная 152 мм орудием Бр-2.

Автор: Лебедев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Dust 15 февраля 2012 11:33
    Монстрообразные машины - одно слово!
    Стараться установить орудия более 6 дюймов на гусеничное шасси вообще не особо мудрым решением было - огромная нагрузка на катки, тем более, что в момент создания искусством создания по настоящему тяжелых танков и близко не владели...
    А пытаться пулеметы пристроить - вообще ...
    Dust
    1. Kars 15 февраля 2012 11:40
      Вообщето это специализированое САУ,немцы даже до Карла дошли.
      1. Dust 15 февраля 2012 11:42
        Так Карл, кажется, на грунт перед выстрелом ложился - это, вроде, самоходный лафет скорее был, а не полноценная САУ...
        Dust
        1. Kars 15 февраля 2012 12:08
          А что такое полноценная САУ?
          Сдесь отключалась подвеска,всетаки 203 мм гаубица это 600 мм мортира.
          Веть КВ 2 стрелял и без этого ,хоть арт система конечно послабей БР 2
          1. Dust 15 февраля 2012 12:29
            Да простой КВ хронически страдал от своей слишком слабой для своего веса подвески, а КВ-2 вообще на обе гусеницы хромал, даже без стрельбы из своей гаубицы...
            Полноценная САУ - это самоходка. способная оказать непосредственную поддержку танкам и пехоте на переднем крае, если только из тыла - то это уже скорее орудие на самоходном лафете, но это тут я не претендую на новшества в классификации бронетанковой техники...
            Dust
            1. Kars 15 февраля 2012 12:40
              Цитата: Dust
              Полноценная САУ - это самоходка. способная оказать непосредственную поддержку танкам и пехоте на переднем крае, если только из тыла - то это уже скорее орудие на самоходном лафете


              САУ Акация тогда что?
              И почему Самоходная Артилерийская УСтановка не может быть орудием на самоходном лафете?Хоть опять встает вопрос что такое самоходный лафет?
              Тогда и танк это самоходный лафет----как любил утверждать Грабин,танк это повозка для пушки.

              Хотели в принцыпе из этого триплекса получить что то подобное М 110 или Пиона
              1. Kibb 16 февраля 2012 14:46
                Нуу, все таки самодный лафет, а не САУ, согласитесь, разница есть.
                Современные самоходки все таки из другой опреры,хотя некоторомым образом согласен- Пион и М107\110 довольно близко
                Kibb
                1. Kibb 16 февраля 2012 16:51
                  В Финскую, пару десятков сильно бы пригодились, при нормальной организации стрельбы "Милионикам" плохо бы было+305 мм гаубицы, и з неделю другю разнесли бы всю линию
                  Шаси неудачное, но другого то небыло
                  Kibb
  2. Алексей67 15 февраля 2012 11:45
    Какая ЖоПа минусует Карса? Блин, нормальный чел, нормальный ник, минусуйте меня вместо него, мне пофиг, но "ПРИЗЫВАЮ ВСЕХ НОРМАЛЬНЫХ поднимем рейтинг достойному", плюсуйте.
    ЗЫ Я его не знаю, но коменты объективные и добрые.
    Алексей67
    1. Kars 15 февраля 2012 12:04
      да ладно пусть люди себе самооценку поднимают
    2. 755962 15 февраля 2012 14:32
      Полностью поддерживаю.Адекватным комментам -достойную оценку.Без психов
      755962
  3. Kars 15 февраля 2012 14:26
    Шасси типа Т-35 не совсем удачное,а вот американский аналог.правда на десяток лет моложе
    1. FoMaS 15 февраля 2012 16:12
      Может ближе этот 1944/45г.
      1. Kars 15 февраля 2012 17:36
        Одно другому не помеха
Картина дня