МиГ-23: история с геометрией (часть 2)

Чьим наследником стал самый массовый в истории мировой авиации самолет с крылом изменяемой стреловидности

МиГ-23: история с геометрией (часть 2)

Учебно-боевой МиГ-23УБ в небе над Ахтубинском, середина 1990-х. Фото с сайта http://www.army.lv

Впервые самолет «23-11» был продемонстрирован широкой общественности тогда же, когда и его собрат — на воздушном параде 9 июля 1967 года. Причем главным образом эта демонстрация была рассчитана на иностранных военных и дипломатов. Причиной тому стали все громче раздававшиеся за рубежом заявления о том, что, дескать, советский авиапром — всего лишь колосс на глиняных ногах, неспособный создавать по-настоящему современные и эффективные самолеты. Такой вывод делался на основании локальных войн на Ближнем Востоке, где за штурвалами советских самолетов сидели арабские летчики, и совершенно не принимал во внимание тот факт, что даже самый современный и эффективный самолет можно превратить в летающий гроб, если им управляет неопытный и неинициативный пилот. Так что руководству СССР требовалось восстановить реноме отечественного авиапрома, для чего был затеян тот самый парад.


«Колоссальный успех авиации русских»

Затея удалась в полной мере. После того, как в небе над Домодедово пронеслись и МиГ-23, и Су-17, и МиГ-25 (четверка этих скоростных перехватчиков закрывала парад), не говоря уже о стратегических бомбардировщиках-ракетоносцах и других боевых машинах, никому в мире не показалась преувеличением оценка респектабельной английской газеты Daily Telegraph, вышедшей 10 июля с сенсационным заголовком «Воздушный парад в Домодедово. Колоссальный успех авиации русских». В тот же день агентство «Франс Пресс» напишет: «Превосходство Советов в целом ряде областей поразило военных атташе западных держав». В США домодедовский парад стал поводом для внеочередного заседания Конгресса, а еженедельник Aviation Week констатировал, что «советская авиакосмическая промышленность и ее военные заказчики прилагают все возрастающие усилия в разработке новых самолетов и тактики боевых действий в современной неядерной ограниченной войне. Почти все новые самолеты, показанные в Домодедово, служат этой цели». На этом фоне более чем скромно смотрелась заметка в «Правде» от 10 июля, которая написала, что «Вчерашний воздушный парад наглядно показал, что авиация — неотъемлемая составная часть Советской армии и флота, по своей оснащенности и выучке летных кадров находится на должном уровне, готова плечом к плечу с другими видами советских Вооруженных сил выполнить самые сложные задачи надежной защиты Родины от происков любого агрессора».


МиГ-23-11/2, второй опытный экземпляр фронтового истребителя с крылом изменяемой геометрии. Фото с сайта http://www.airwar.ru

Правду сказать, для самих работников авиапрома эта затея обернулась колоссальной гонкой и спешкой. К проектированию «складного» самолета в ОКБ Артема Микояна приступили сразу после окончания работы над эскизным проектом МиГ-23 ПД — в 1964 году. А вскоре с резкими словами в адрес авиастроителей выступил главком ВВС Константин Вершинин, который заявил, что «в Советском Союзе к 1965 году результаты НИОКР по самолетам с крылом изменяемой геометрии — крайне незначительные». На это заявление тут же откликнулось руководство Минавиапрома, бросившееся самыми скорыми и решительными методами ликвидировать отставание по этой теме от США. В итоге в течение 1965 года сердитые приказы о срочной активизации работ по созданию самолетов с крыльями изменяемой геометрии получили практически все ОКБ, занимавшиеся боевыми самолетами — от перехватчиков до дальних бомбардировщиков.

Для обеспечения решения проблем по КИГ были привлечены десятки КБ и НИИ авиапрома и смежных ведомств. Вот тут как раз и пригодились результаты исследований возможностей самолетов с изменяемой геометрией крыла, которые проводились в ЦАГИ (а наверху срочно вспомнили о «замыленных» поначалу настоятельных рекомендациях специалистов института по внедрению этой технологии). Наиболее ценными оказались сделанные по итогам экспериментов выводы о наиболее применимых углах стреловидности крыла в зависимости от режимов полета. Так, согласно исследованиям ЦАГИ, применение малой — в пределах 10-15 градусов — стреловидности на крыле с большим удлинением и мощной механизацией значительно улучшает взлетно-посадочные характеристики самолета и уменьшает минимально допустимую полетную скорость. Если же стреловидность находится в пределах 35-45 градусов, то в таком случае обеспечиваются высокие маневренные характеристики и аэродинамическое качество на околозвуковых режимах. А крыло, установленное на угол в 60-70 градусов, позволяет достигать высоких сверхзвуковых скоростей и обеспечивает возможность полета на малых высотах при больших приборных скоростях.
В общем же виде рекомендации специалистов ЦАГИ по самолету с крылом изменяемой геометрии сводились к тому, что он мог стать многорежимной боевой машиной. Способность менять угол стреловидности крыла в полете позволяла такому самолету вполне успешно (с поправкой на то, что любой универсальный механизм решает стоящие перед ним задачи чуть хуже, чем специализированный) играть роль и фронтового истребителя, и истребителя-перехватчика, и маловысотного истребителя-бомбардировщика.

«Это впервые. Великолепно!»

Грозные окрики со стороны военных и настойчивые рекомендации со стороны Минавиапрома заставили конструкторов и инженеров ОКБ Артема Микояна ускорить работу по самолету МиГ-23 с изменяемой геометрией. Эскизный проект самолет «23-11» был готов в январе-марте 1966 года, а уже 26 мая 1967 года первый опытный экземпляр МиГ 23-11/1 перевезли на летную станцию «микояновцев» в Жуковском. Там провели традиционные проверки всех бортовых систем, взвешивание самолета, первые пробежки и подлеты. И наконец 10 июня 1967 года шеф-пилот «фирмы» Александр Федотов отправился на новой машине в первый полет. Буквально через несколько дней он совершил второй полет на новом самолете, испытав в воздухе систему изменения стреловидности крыла. Свою оценку пилот выразил лаконичной и очень эмоциональной записью в бортовом журнале самолета: «Полет при стреловидности от 16 до 72 град. Это впервые. Великолепно!».


МиГ-23 заходит на посадку, раскрыв крыло до минимальной стреловидности в 16 градусов. Фото с сайта http://militaryarms.ru

В третьем полете летчик Федотов впервые преодолел на новом самолете звуковой барьер, достигнув скорости в 1,2 Маха. А вообще первые двенадцать полетов на опытном самолете «23-11/1» были подготовкой к его показу на авиационном параде в Домодедово. Так что пролет над публикой 9 июля 1967 года был для Александра Федотова всего-навсего тринадцатым по счету! Тем не менее, пилот уверенно управлял машиной и несколько раз, к вящему удовольствию всех, кто смотрел в небо, продемонстрировал, как МиГ-23-11 прямо в воздухе меняет стреловидность своего крыла.

Любопытно, что, если верить позднейшим свидетельствах тех западных специалистов, которые присутствовали на том показательном параде, наибольшее впечатление на них произвел именно МиГ-23. Его собрата Су-17, который тоже участвовал в показе и тоже демонстрировал эволюции своего крыла, иностранцы сочли менее важным, а некоторые и вовсе посчитали его исключительно опытным самолетом, предназначенным для отработки новой технологии.

В принципе такая реакция была вполне понятна. Ведь и на первый взгляд, и на взгляд более пристальный, «семнадцатый», продемонстрированный в небе под Москвой, мало чем отличался от своего прародителя — Су-7, на базе которого он, собственно, и был построен. Не случайно Су-17 в период разработки носил наряду с шифром С-22И еще и шифр Су-7ИГ, то есть «с изменяемой геометрией». Принимаясь за разработку своего самолета с изменяемой геометрией крыла, ОКБ Павла Сухого избрало проверенный путь постепенной модификации машины, упрощавший проблемы с преемственностью новой техники в производстве и эксплуатации и снижавший технический риск по принципу «лучшее — враг хорошего», позволяя «подтягивать» самолет в соответствии с постоянно растущими требованиями заказчика.


Истребитель-бомбардровщик Су-17, оказавшийся в тени собрата МиГ-23. Фото с сайта http://wartools.ru

А кроме того, у Су-17 размер поворотной консоли крыла был заметно — даже для взгляда с земли — меньше, чем у МиГ-23. Поэтому реакция иностранных наблюдателей на демонстрацию новых авиационных разработок двух ведущих истребительных КБ Советского Союза была закономерной. На фоне отличавшегося от Су-7 только поворотными консолями «семнадцатого» микояновский «двадцать третий» смотрелся совершенно новым самолетом. Каким он и был на самом деле.

«… Простоту пилотирования на всех режимах полета»

Впрочем, это для руководства Советского Союза парад в Домодедово, так перепугавший военных атташе и авиационных специалистов всего мира, был политической демонстрацией. Для летчиков «фирм», то есть авиационных КБ, полет на новых машинах над подмосковным аэродромом был прежде всего еще одним этапом испытаний. Которых впереди было еще множество.

Когда осенью 1967 года МиГ-23-11/1 завершил свой 45-й испытательный полет, с него сняли двигатель, который выработал положенный ему двадцатипятичасовой испытательный ресурс, и заменили на новый. Вместе с новым мотором на самолет поставили и новый трехканальный автопилот АП-155, и только в январе следующего, 1968 года испытательные полеты возобновились. К этому времени в воздухе уже успели появиться еще несколько опытных экземпляров МиГ-23-11, имевших соответственно дополнительные индексы «2», «3» и так далее — в общей сложности в испытаниях участвовали девять опытных машин. Как водится, каждая из них использовалась для испытаний не только конструкции самолета в целом, но и для обкатки и проверки тех или иных режимов. На одном проверяли особенности систем управления, на другом «качали» самолет на предельные нагрузки… В частности, на «единичке» в апреле того же 1968-го проводили испытания пусков штатного бортового вооружения — ракет класса «воздух-воздух» К-13 и К-23. Нужно было проверить, как их запуск влияет на работу воздухозаборника и двигателя и поведение самолета при пусках. В общей сложности летчики-испытатели выпустили 16 ракет на высотах от 5 до 17 километров на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях и удостоверились, что их пуск не вызывает помпажа и остановки двигателя самолета.


Ракеты класса «воздух-воздух» на подкрылевых и подфюзеляжных пилонах МиГ-23. Фото с сайта http://www.aerospaceweb.org

В июле 1968 года, когда в активе МиГ-23-11/1 было уже 97 полетов, испытания по основной программе закончились. Как было записано в акте заводских летных испытаний, «Применение на самолете МиГ-23 крыла изменяемой стреловидности позволило получить:
— существенное уменьшение длины разбега и пробега (в сравнении со всеми существующими типами самолетов),
— простоту пилотирования на всех режимах полета, особенно на взлете и посадке,
— большую приборную скорость полета на малой высоте и на максимальной стреловидности, ограниченные перегрузки при болтанке,
— большую дальность и продолжительность полета на крейсерском режиме».
Еще через четыре месяца, 6 ноября 1968 года генеральный конструктор ОКБ-155, к тому времени уже переименованному в Московский машиностроительный завод «Зенит» Артем Микоян утвердил акт о заводских испытаниях самолета 23-11/1. А после этого на московском заводе №30 «Знамя труда» началась сборка первой серийной партии самолетов МиГ-23, предназначенных для участия в государственных и войсковых испытаниях.

Первый серийный самолет МиГ-23С — буквенную «прибавку» к индексу он получил по новой бортовой РЛС «Сапфир-23», которая должна была стать «глазами» системы управления вооружением, — совершил первый полет 28 мая 1969 года. За штурвалом, как обычно, сидел летчик Александр Федотов. А 10 июля он же перегнал новинку на огневой полигон для проверки функционирования двигателя при использовании бортового вооружения.


Сборка истребителя МиГ-23 в цеху московского машиностроительного завода «Знамя труда». Фото с сайта http://www.airwar.ru

Увы, если новый, более мощный двигатель, который должен был стоять на серийных «двадцать третьих», успели доработать как раз к началу серийного выпуска, то новая РЛС вовремя готова не была. И потому вместо нее — а значит, и вместо полагающегося нового оружия! — МиГ-23С получил бортовую РЛС своего младшего собрата МиГ-21 «Сапфир-21» и его же ракеты Р-3С или Р-3Р. В общей сложности из заводских цехов в Москве вышли всего 50 машин такой модификации, которые представляли собой не столько настоящий серийный выпуск, сколько промежуточную серию. Которая, тем не менее, пошла в войска и участвовала в войсковых испытаниях, чуть не испортив все представление о новой крылатой машине.

«Зубастые» МиГи

Первой по-настоящему серийной модификацией, которая сменила на сборочной линии МиГ-23С, стала модификация «МиГ-23 образца 1971 года». Вот эта машина уже получила полный комплект оборудования и вооружения, под который она с самого начала и создавалась (стоит вспомнить, что в Советском Союзе цифровой индекс многих послевоенных реактивных самолетов зависел не только от их порядкового номера в линейке КБ, но и от индекса предназначенной для них системы вооружения) — С-23.

За время создания самолета и доработки основной РЛС система модернизировалась, и в итоговом варианте получила индекс С-23Д-Ш, а в ее состав входили РЛС «Сапфир-23Д-Ш», теплопеленгатор ТП-23 и коллиматорный прицел АСП-23Д. С помощью этих устройств пилот нового МиГ-23 получал возможность с успехом применять весь арсенал, который мог устанавливаться на самолете: встроенную в фюзеляж двухствольную пушку ГШ-23Л и подвесное вооружение, для которого отводились четыре внешних пилона — два подфюзеляжных и два под неподвижной частью крыла, — и на которые могли крепиться ракеты класса «воздух-воздух» Р-23Р с головками радионаведения и Р-23Т с тепловыми головками самонаведения, ракеты Р-13М, учебно-пусковые ракеты Р-3А, ракеты класса «воздух-земля» С-8 в блоках Б-8, ракеты С-5 в блоках УБ-32, авиабомбы различного типа и калибра, а также бомбовые контейнеры, ракеты-мишени, ракеты Р-60 и ракеты С-24 класса «воздух-земля», а также гондолы с аппаратурой для наведения радиоуправляемых ракет «воздух-земля».


МиГ-23 (в модификации 23-98) с набором подвесного вооружения. Фото с сайта http://www.skyscrapercity.com

Кроме новой системы вооружения, полноценная (самолеты модификации МиГ-23С заслужили в войсках справедливую славу «пустышек», имеющих слабое вооружение и множество ограничений по режимам, свойственных новым машинам) модификация МиГ-23М получила новый, более мощный двигатель, тяга которого была выше и на максимальном режиме, и на форсажном. Изменилась машина и внешне: поскольку первые модификации имели проблемы с управляемостью, связанные с особенностями поведения воздушного потока при срыве с плоскостей, на «эмках» стали использовать крыло так называемой второй модификации увеличенной площади и с «зубом» на передней кромке, который менял схему обтекания крыла.

Надо признать, что первые поступившие в строевые части самолеты МиГ-23С разочаровали летчиков не только слабым вооружением и ограничением по режимам. У новых машин «трещали» крылья, страдали неотработанные поворотные узлы, и в войска приходилось постоянно направлять ремонтные комплекты поворотных консолей. Кроме того, неотработанной оказалась и конструкция центрального интегрального бака, расположенного в корне неподвижной части крыла: из-за трещин в сварных швах происходили протечки топлива в канал воздухозаборника, проходившего через бак, и это стало причиной нескольких аварий. А кроме того, новый самолет, который еще не мог показать все свои возможности из-за «детских болезней» своей конструкции, катастрофически проигрывал в учебных воздушных боях своему предшественнику МиГ-21.

Однако это положение стало резко меняться после того, как на смену «МиГ-23 образца 1971 года» пришла следующая, самая массовая модификация самолета — МиГ-23М. Она имела еще более мощный двигатель и крыло третьей модификации, имеющее предкрылки, что существенно упростило управление машиной и сделало самолет гораздо более безопасным при полете на больших углах атаки и при срыве в штопор. Эта модификация и стала самой массовой в истории «двадцать третьего», и она же послужила основой для создания основных экспортных модификаций истребителя — МиГ-23МФ и МиГ-23МС.


Компоновочная схема истребителя МиГ-23МЛ, так называемой легкой модификации. Фото с сайта http://militaryarms.ru

От Сирии до Афганистана

С этих экспортных модификаций и началась боевая слава «двадцать третьего». Не попавший на войну во Вьетнаме, он в полной мере проявил себя во всех остальных локальных конфликтах конца ХХ века. Хотя далеко не всегда успешно, но практически все неудачи применения МиГ-23 на Ближнем Востоке, где он воевал больше всего, были связаны с недостаточной летной подготовкой и сноровкой арабских пилотов, а также гораздо более слабой, чем у противника, радиоразведкой и системой радионаведения самолетов. Тем не менее, после явных неудач войны 1973 года, в которой за каждый сбитый израильский самолет сирийские летчики заплатили как минимум одним своим МиГ-23, девять лет спустя им удалось взять реванш и доказать, что при грамотном использовании тактических приемов и уверенности в себе они могут сражаться с израильскими F-15 и F-16 на равных.


Звено истребителей МиГ-23 ВВС Румынии в полете. Фото с сайта http://kollektsiya.ru

Особой строкой в истории МиГ-23 проходит участие в войне в Афганистане. На начальном этапе кампании эти самолеты не использовались, и только спустя четыре года, когда стало очевидно, что наличных сил ВВС Туркестанского и Среднеазиатского военных округов явно не хватает для решения всех задач, стоящих перед авиацией 40-й армии, «двадцать третьи» стали активными участниками операций в рамках деятельности Ограниченного контингента советских войск (подробнее об этом читайте в статье «Истребители МиГ-23 В Афганистане» на нашем портале). Причем в Афганистане применялись не только модификации МиГ-23 в варианте фронтового истребителя, но и в варианте истребителя-бомбардировщика, которая называлась МиГ-27.

Относительная дешевизна и высокие летно-технические характеристики, а также тот факт, что до появления в Советском Союзе истребителей четвертого поколения МиГ-23 последних модификаций был единственным самолетом, способным на равных противостоять американским истребителям типа F-15, F-16 и F/A-18, сделали его очень популярным в других государствах. Конечно, нельзя забывать и о том, что этот истребитель активно поставлялся СССР своим союзникам и дружественным режимам, но самолет полностью оправдал эту политику. С начала 1970-х и на протяжении двадцати с лишним лет он стоял на вооружении 27 зарубежных государств, а еще в одиннадцати стоит по сей день.


Истребитель МиГ-23 в варианте истребителя-бомбардировщика МиГ-27 одной из строевых частей ВВС СССР. Фото с сайта http://www.airwar.ru

Довольно долгой была служба МиГ-23 и на родине. С вооружения российской армии эти самолеты сняли лишь в 1993 году, сначала выведя на базы хранения, а затем начав резать на металл. Реакция летчиков на это решение была неоднозначной. Кто-то считал, что «двадцать третьи» еще не отработали свое и могут оставаться в строю как минимум до конца столетия, а кто-то искренне радовался, считая, что самолет даже после всех модернизаций оставался слишком сложным в управлении и маломаневременным, а главное, чрезвычайно трудоемким в обслуживании. И пусть более старый МиГ-21, для замены которого первоначально предназначался МиГ-23, таких противоречивых оценок не заслужил и до сих пор продолжает службу во многих странах. Но его наследник был и остается одной из самых удачных моделей реактивных истребителей с крылом изменяемой геометрии, оставившим яркий след в истории мировой авиации.
Автор: Антон Трофимов


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 94

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Арон Заави (Арон) 13 апреля 2017 05:43
    Мужики , очень хорошая статья. Давайте не будем разводить здесь споры по поводу успехов 23-го в бою.
    1. Ингвар 72 (Игорь) 13 апреля 2017 06:57
      А какие могут быть споры? belay В Сирии очень хорошо работает по земле, а в воздушными боями мало какой из современных истребителей может похвастать. request
    2. venik (Владимир) 13 апреля 2017 10:02
      Цитата: Арон Заави
      Мужики , очень хорошая статья. Давайте не будем разводить здесь споры по поводу успехов 23-го в бою.

      ======
      Ага! И сразу же бросил "заначку" для споров!!!!!!
    3. 0255 (не должно eбaть) 13 апреля 2017 12:35
      Цитата: Арон Заави
      Мужики , очень хорошая статья. Давайте не будем разводить здесь споры по поводу успехов 23-го в бою.

      Походу профессор с вами не согласен, см. его комменты ниже laughing laughing
  2. ares1988 (Дмитрий) 13 апреля 2017 07:14
    И сколько арабские МиГ-23 сбили израильских F15?)
  3. профессор (Соколов Олег) 13 апреля 2017 07:15
    Тем не менее, после явных неудач войны 1973 года, в которой за каждый сбитый израильский самолет сирийские летчики заплатили как минимум одним своим МиГ-23, девять лет спустя им удалось взять реванш и доказать, что при грамотном использовании тактических приемов и уверенности в себе они могут сражаться с израильскими F-15 и F-16 на равных.

    И много сбил МиГ-23? wassat
    1. Zaurbek (Zaur) 13 апреля 2017 07:40
      МЛД сбил и Ф-16 и Ф-15 и отогнал эскадру стран НАТО от берегов Сирии...
    2. tomket (Александр) 13 апреля 2017 08:02
      Цитата: профессор
      И много сбил МиГ-23?

      Израильских ? 2 ф-4е в 74-м. БПЛА в 2002м.
      1. профессор (Соколов Олег) 13 апреля 2017 09:38
        Цитата: tomket
        Израильских ? 2 ф-4е в 74-м. БПЛА в 2002м.

        19-го апреля 1974-го был потерян лишь один Ф-4Е 201-й эскадрильи выполнявший атаку сирийской батареи ПВО. Штурман майор Игал Стави погиб

        (http://www.izkor.gov.il/HalalKorot.aspx?id=96822
        ),


        Пилот Бенни Киряти попал в плен. Фантом был сбит с земли огнем ПВО.

        Примечательно, что пилот Киряти по возвращению из плена закончил юридический факультет и служил в военной прокуратуре. Демобилизовался в звании полковника и открыл свою юридическую фирму. С 1998-го по 2003-й год был мэром города Тверья. В 2003-м году организовал фонд занимающийся раздачей горячей еды нуждающимся школьникам. Короче он очень активен в социальном плане.

        Тем не менее автор рассуждает про Ф-15 и Ф-16.
        1. sivuch (Игорь Копеецкий) 13 апреля 2017 09:52
          Фантом экипажа Стави-Кириати действительно атаковал батарею Квадратов .Но ,что именно этот ЗРК его сбил - далеко не факт .По официальной сирийской версии его сбил лейтенант Масри на Миг-23МС (после чего сам был сбит огнем ЗРК) ,а по версии сайта Skywar.ru -какой-то другой летчик на Миг-21 .Обломки Фантома упали недалеко от позиции ЗРК ,так что их изучали именно сирийцы и они-то точно знали ,кто сбил ,в отличие от израильского экипажа .Наградили именно Масри . Другое дело ,что у сирийцев была мотивация приписать победу Миг-23 .За Миг-21 и Квадрат никого агитировать не надо было ,а вот по поводу возможностей МС никто иллюзий не питал .Хотя ,опять таки ,в Иракщине и за ними числятся победы и не хуже ,чем у Миг-21
          1. профессор (Соколов Олег) 13 апреля 2017 10:05
            Скажем так: нет никаких доказательств, что Фантом был сбит МиГом. Абсолютно ясно, что был сбит только один Фантом, а не два.
            1. tomket (Александр) 13 апреля 2017 10:42
              Цитата: профессор
              Скажем так: нет никаких доказательств, что Фантом был сбит МиГом. Абсолютно ясно, что был сбит только один Фантом, а не два.

              Я что то не совсем понимаю вашу логику. Самолет сбили? Сбили. Обломки у Сирийцев? У Сирийцев. Они записали эту Победу МиГ-23 ? Записали. Какие вам нужны доказательства?
            2. tomket (Александр) 13 апреля 2017 10:44
              Цитата: профессор
              Скажем так: нет никаких доказательств, что Фантом был сбит МиГом. Абсолютно ясно, что был сбит только один Фантом, а не два.

              Все же ваша истерия на счет "доказательств" побед над достоверно сбитым самолетом наводят на размышления, что в Израиле ревностно относятся к этому делу, и подтасовки вполне возможны.
              1. профессор (Соколов Олег) 13 апреля 2017 11:13
                Цитата: tomket
                Все же ваша истерия на счет "доказательств" побед над достоверно сбитым самолетом наводят на размышления, что в Израиле ревностно относятся к этому делу, и подтасовки вполне возможны.

                Самолет был сбит. Этому доказательств не требуется. Как он был сбит не ясно. Нет никаких доказательств был ли это ЗРК или МиГ.
                В Израиле очень щепетильны в этом вопросе. К примеру победа засчитывается за пилотом только если есть вещдоки или она подтверждена как минимум еще одним свидетелем. Нет такого, что экипаж возвращается на базу, рассказывает о сбитом вражеском самолете и ему засчитывают победу. Иногда победа ждет своего героя десятки лет. Так что не верю я в такие подтасовки.
                1. Zaurbek (Zaur) 13 апреля 2017 12:35
                  Если посмотреть Израильские данные тех лет, то в плане завышения потерь противников и занижения своих Израиль был впереди Люфтваффе.
                2. Zaurbek (Zaur) 13 апреля 2017 12:42
                  Однако попытки израильтян потеснить сирийцев вновь окончились неудачей и они, понеся большие потери, вынуждены были отступить на рубеж реки Литании. В ответ на обстрел своих позиций кораблями NATO, сирийцы нанесли ракетно-бомбовый удар по корабельной группировке в райне Джуния, вынудив английский и итальянский отряды отойти к Кипру. Сирийские армейские средства ПВО сбили девять американских самолетов F-14A "Томкэт" и A-6E "Интрудер", а также два французских "Супер Этандара", советские расчеты ЗРК С-200 уничтоджили на предельной дистанции над Средиземным морем самолет ДРЛО Е-2С "Хоукай"
                3. tomket (Александр) 14 апреля 2017 00:02
                  Цитата: профессор
                  Как он был сбит не ясно. Нет никаких доказательств был ли это ЗРК или МиГ.
                  В Израиле очень щепетильны в этом вопросе.

                  А мне кажется , вам никаких доказательств предоставлять и не нужно. Сбили и сбили. Ваше дело оплакивать погибших, а дело сирийцев награждать героев. А то что бы вам что то там предостовлять,,,,не. лицом не вышли.
            3. Zaurbek (Zaur) 13 апреля 2017 12:38
              T Hа второй день войны три МиГ-23МФ (летчики Халляк, Саид и Мерза) атаковали группу F-16А, действоваших в первом эшелоне израильского боевого порядка. Первым обнаружил израильские истрибители на удалении 25 км капитан Мерза. С дистанции девять киллометров он выполнил пуск Р-23 и уничтожил первый F-16. Второй ракетой с семи киллометров Мерза сбил еще один истребитель противника, однако при выходе из атаки сирийский самолет сам был подбит ракетой и летчик катапультировался. Таким образом, 7 июня произошло три ╚исторических события╩ - МиГ-23 одержал первую победу над истребителем противника в воздушном бою,
            4. War_Child_83 (Vlad Pugachev) 17 апреля 2017 02:19
              Профессор, вы несколько дней назад также безапелляционно утверждали что на фото с результатами удара Томагавками по сирийской авиабазе, снят ПанцирьС1, а оказалось что это Мерседес. Так что ваше "абсолютно ясно" не стоит ломаного гроша.
        2. venik (Владимир) 13 апреля 2017 22:11
          Цитата: профессор

          0
          профессор Сегодня, 09:38 ↑

          Примечательно, что пилот Киряти по возвращению из плена закончил юридический факультет и служил в военной прокуратуре. Демобилизовался в звании полковника и открыл свою юридическую фирму. С 1998-го по 2003-й год был мэром города Тверья. В 2003-м году организовал фонд занимающийся раздачей горячей еды нуждающимся школьникам. Короче он очень активен в социальном плане.

          =======
          Уважаемый Прохфессор! Уж не знаю, кто скрывается под фоткой Эйнштейна (но скромностью явно "не страдает"). Я "немножко" не понял (глубоко конечно извеняюсь), а ПРИЧЕМ здесь Беня Киряти???? Ну стал адвокатом...... Ну молодец.... Ну по шрамам на "фейсе" видно, что воевал...
          Заявил, что его сбила ЗУР??? А что на "Фантоме" стояли РЛС "заднего обзора"???? Чего й то такого не припомню....Там была вроде только система предупреждения об "облучении РЛС"!!!
          Соответственно перехватчик запросто мог зайти в заднюю полусферу (используя наводку с земли и бортовую ОЛС, даже не включая бортовой радар!) и запустить РВВ с ИК наведением!!
          Кстати, инфа от друга - бывшего летчика-истребиеля!
          1. tomket (Александр) 14 апреля 2017 00:04
            Цитата: venik
            а ПРИЧЕМ здесь Беня Киряти???? Ну стал адвокатом...... Ну молодец.... Ну по шрамам на "фейсе" видно, что воевал...

            Видимо мы должны восхищаться отважным Беней , которому засадили ракетой по самое не могу.
            1. Atlant-1164 (Ян) 14 апреля 2017 19:43
              жалко Беню.(
          2. За Родину , мать вашу )) 14 апреля 2017 15:47
            Мой вам совет : запишите " Профессора" в тролли ,можете развлекаться , читая его гавнометание но не кидайте ему любимых косточек- поводов для метания какашек ; обойдется , пусть сам выдумывает))).
        3. EvilLion 14 апреля 2017 00:46
          Это очень важно, какого человека едва мир не потерял!
      2. Zaurbek (Zaur) 13 апреля 2017 12:40
        Таким образом, в ходе воздушных боев на Ближнем Востоке с 1982 по 1985 гг. истребители МиГ-23 уничтожили 12 самолетов противника (в том числе, как минимум, пять F-16 и три F-15, а также один ДПЛА), потери МиГов составили при этом 11-13 машин. Hе такой уж плохой балланс, если учесть, что МиГам, большинство которых составляли самолеты экспортных, специально "ухудшенных" модификаций, противостояли наиболее современные в то время американские истребители 4-го поколения, в которых сидели летчики, имевшие, пожалуй, лучшую в мире профессиональную подготовку!
    3. sivuch (Игорь Копеецкий) 13 апреля 2017 08:54
      В Ираке -достаточно . На БВ -намного хуже , но сбитые беспилотники были .Фантом Стави-Кириати (1974),скорее всего -тоже . Известную историю с 3 F-15 и Фантомом я считаю недостоверной .Скорее всего ,сбили ложные цели .
      1. Zaurbek (Zaur) 13 апреля 2017 12:39
        4 октября в бой впервые вступили и новейшие МиГ-23МЛ, сбившие с "сухим счетом" два израильских F-15A. Hесколько позже они, также без потерь, сбили еще один "Игл" и один "Фантом". Эффективные ответные удары (не в последнбюю очередь - удачные воздушные бои МиГ-23МЛ против F-15A) охладили решимость американцев продолжать давление на Сирию.
        1. stone 14 апреля 2017 13:06
          Ух ты! Это что за сказки вы порциями цитируете. Поведайте, что за источник?
    4. Феникс_Львов (Дмитрий) 13 апреля 2017 11:46
      Чтобы Профессор появился и надо писать, достаточно всего лишь упомянуть, когда и сколько Израиль потерял в боях своей техники )

      Вы, евреи, такие предсказуемые )
      1. профессор (Соколов Олег) 13 апреля 2017 13:07
        Цитата: Феникс_Львов
        Чтобы Профессор появился и надо писать, достаточно всего лишь упомянуть, когда и сколько Израиль потерял в боях своей техники )
        Вы, евреи, такие предсказуемые )

        Пишу о том чем знаю. Вы предлагаете мне обсуждать войну на Донбассе?
      2. За Родину , мать вашу )) 14 апреля 2017 15:50
        Безотказный способ извлекания " Профессора" из норки)))
    5. тезей (владимир) 13 апреля 2017 13:02
      Мог ли МиГ-23 уверенно сражаться с Ф-15 и Ф-16. Мог . Это отмечали американские пилоты эскадрильи Рэд Флаг проводившие испытания полученных от Египта МиГ-23МС. Цитата-Мы открыли глаза многим парням с F-15 на скоростные качества МиГ-23 и его способность вести воздушные бои на больших скоростях. Нередко, имея хорошую скорость, я на вертикальной горке набирал высоту 6500 м. Хорошим приемом оказалась петля на большой скорости. F-15 на таком режиме не мог преследовать МиГ-23 и попадал в положение обороняющегося или же я просто отрывался от преследователя, получая возможность атаковать с произвольного направления и ракурса». МиГ-23 обладал выдающимися скоростными качествами на малых высотах. Те же американские пилоты развивали скорость на малых высотах 1700км.час. При этом надо отметить ,что они имели экспортный вариант МиГа. Миг-23МЛД обладал значительно лучшими возможностями ведения маневренного боя и еще лучшей динамикой за счет более мощного двигателя. Так же он получил ракеты Р-24 и Р-60М . Но качества машины должны дополнятся обученностью и навыками пилотов , грамотной тактикой применения. В этом отношении Израиль на голову выше арабов.
    6. venik (Владимир) 13 апреля 2017 21:36
      Цитата: профессор
      И много сбил МиГ-23?

      =======
      А в каком году?? Если в начале 80-х то ПРИЛИЧНО!!! Если фронтовые истребители, показали себя не слишком уж шикарно, то МиГ-23 в варианте перехватчика очень даже неплохо себя показал!!! Но вот, что интересно - Государство Израиль обладает удивительным свойством - вести Информационную Войну ЛУЧШЕ ВСЕХ!!!! и в Этом Вопросе ИМ удалось "переиграть" даже такого монстра как СССР!! Да! Удалось! Почти ВСЕ "поверили", что "израильские" F-15 и F-16 "на голову" превосходят МиГ-23МЛД!!! И ведь ПОВЕРИЛИ же!!!
      1. Firstvanguard (Иван) 27 апреля 2017 03:42
        Монстр СССР, в плане информационной войны, оказался дитятком несмышленным, не только супротив богоизбранных, а вообще. crying
  4. Ниточкин 13 апреля 2017 08:16
    На фото не румынские МиГ-23. Судя по эмблеме на киле это ГДР.
    1. venik (Владимир) 13 апреля 2017 21:43
      Цитата: Ниточкин
      На фото не румынские МиГ-23. Судя по эмблеме на киле это ГДР.

      =====
      Браво! Только ВВС Национальной Народной Армии ГДР имели Трехцветный (черно-желто-красный) квадрат (повернутый "ромбом") с циркулем, шестеренкой и пшеничным колосом "по середке"!!!
  5. TIT (андрей) 13 апреля 2017 08:45
    пробежлся по диагонали добавлю про геометрию ,
    для тех кто в теме видео , вечером чего ни будь на словах поищю
    TIT
    1. TIT (андрей) 13 апреля 2017 12:20
      тут вот всё про полёт инженерной мысли

      http://surfingbird.com/surf/gbnc1A80E
      TIT
  6. sivuch (Игорь Копеецкий) 13 апреля 2017 09:06
    ребята ,можно я займусь саморекламой ?
    В свое время я написал довольно объемистую монографию о Миг-23 и отправил А.Булаху .Что из этого получилось ,можно прочесть тут
    http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=5&t
    =3448
    Монография о МиГ-23
    Если кому интересно -то можно скачать и сегодня
    https://m.vk.com/topic-42331_175293?post=28662
    А вот здесь можно скачать другие работы по Миг-23 ,в т.ч. очень хорошую монографию Марковского
    http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=11
    59&t=2969&sid=f4888f6b7abb21d305d54dd38b7
    1a171
    1. Fitter65 13 апреля 2017 12:34
      Ну,есть у меня практически вся эта литература.Правда очень много фактов перекочёвывает из одного источника в другой,а если ещё и авторы разные так что-то обязательно исказится.А так в принципе очередная статья про Хороший самолёт причём не ахти по качеству,да и познания автора как то вызвали улыбку. Подпись под фото- "МиГ-23 заходит на посадку, раскрыв крыло до минимальной стреловидности в 16 градусов"-а почему раскрыв а не распушив?Следующие фото подпись-"Истребитель-бомбардровщик Су-17, оказавшийся в тени собрата МиГ-23".Как истребитель Су-17 вообще ни планировался,а вот с Миг-27 сравнивать если,то просто количественно Су-17 всех модификаций выпущенно 2876штук,МиГ-27 всех модификаций 1412шт.Кстате Су-17 был основной рабочей лошадкой ИБАП в Афганистане . На последнем фото МиГ-27Д,на предпоследнем МиГ-23МЛ ВВС ННА ГДР,а не ВВС Румынии.На схеме не МиГ-23МЛ а МиГ-23МЛД.
      1. sivuch (Игорь Копеецкий) 13 апреля 2017 13:47
        разумеется ,перекочевывают .Например ,геометрические размеры ,как ни странно ,везде совпадают .Чтобы найти хоть что-то новое ,надо или открывать ногой двери архивов или подолгу расспрашивать летчиков .Скажем ,Практическая аэродинамика Миг-23МЛ (23-12) скачана всеми ,кто серьезно интересуется авиацией ,а вот того же о 23-11М я откопал с огромным трудом ,да еще на польском языке .А реальные возможности МЛД (нормального ,23-18) -вообще темный лес ,особенно с крылом33 .Только качественные оценки типа -даже страшно представить ,какие возможности ,ни и т.д.
        1. Fitter65 13 апреля 2017 16:33
          Цитата: sivuch
          Например ,геометрические размеры ,как ни странно ,везде совпадают

          Конечно.Один даёт размеры для МиГ-23С,второй для МиГ-23МЛД...Кстате реальные возможности 23-18 только журнал "Мурзилка" не описывал hi Уж тут то несмешите людей котрые в теме...Кстате по вашей ссылке http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=5&t
          =3448 перехожу ,а в ответ
          ИнформацияЗапрошенной темы не существует.

          Ну как то так вот.
          1. TIT (андрей) 13 апреля 2017 17:04
            Цитата: Fitter65
            Ну как то так вот.

            там пробел в ссылку влезает
            TIT
          2. sivuch (Игорь Копеецкий) 13 апреля 2017 17:55
            .Кстате реальные возможности 23-18 только журнал "Мурзилка" не описывал hi Уж тут то несмешите людей котрые в теме.
            -------------------------------------------------
            ----
            Ну ,значит я не в теме .А раз так ,не можете ли Вы выложить пару-тройку диаграмм по времени и радиусу установившиегося виража для крыла33 и 45 .Давно хотел сравнить с тем ,что извесно о 23-12
  7. Zaurbek (Zaur) 13 апреля 2017 12:49
    Жаль , модернизированный вариант МиГ-23-98 не вышел в серию...там и двигатель помощнее и вооружения больше. Была бы альтернатива китайским поделкам на основе МиГ-21 и МиГ-19...
    1. Одиссей 13 апреля 2017 14:56
      Цитата: Zaurbek
      Жаль , модернизированный вариант МиГ-23-98 не вышел в серию...там и двигатель помощнее и вооружения больше. Была бы альтернатива китайским поделкам на основе МиГ-21 и МиГ-19...

      Ну для того,чтобы бороться с китайскими клонами Ми-21 и Миг-19 он был дороговат.
      Миг-23-98 хорошо подошел бы ВВС СССР в 90-е поскольку если бы не развал,то Миг-23 был бы в строю где-то до 2003-2005 годов.Подошел нашим союзникам по ОВД.
      Ну и индийцам,которые правда в 90-е самонадеянно решили,что он им не нужен поскольку они быстро заменят все Миг-23/27 на самолеты 4 -поколения.В итоге Миг-27 у них до сих пор в строю,и они списав старые 23-е постоянно жалуются на нехватку истребителей.
      1. Zaurbek (Zaur) 13 апреля 2017 15:00
        Как истребитель ПВО вполне и сейчас бы мог патрулировать....не на переднем крае обороны. С современным БРЭО. На мой взгляд единственный крупный минус МиГ-23 всех серий- обзор из кабины, который ограничивает возможности работы по земле и в маневренном воздушном бою.
  8. mar4047083 (Марат) 13 апреля 2017 12:54
    Подскажите ,а как МиГ-23 мог бороться на равных , со своей убогой рлс , с Ф-15 и ф-16, ещё и с ракетами малой дальности .Он же просто развалится от перегрузок в маневренном бою.Да и про воинов джихада не совсем понятно. Их же в СССР обучали ,по программе для советских пилотов ,получается ,что наши пилоты тоже слабообученные неучи. И с победами ,как то странно получается - споры в основном ведутся ,то ли одна жертва ,то ли вообще ни одной. А где сотни ,хотя бы десятки поверженный врагов?
    1. Андрей из Челябинска (Андрей) 13 апреля 2017 13:41
      Цитата: mar4047083
      Подскажите ,а как МиГ-23 мог бороться на равных , со своей убогой рлс , с Ф-15 и ф-16

      Ну, вообще говоря у первых Ф-16 РЛС как бы тоже не фонтан
      Цитата: mar4047083
      ещё и с ракетами малой дальности

      Он также нес и Р-23 различных модификаций, что есть средняя дальность. Но на самом деле, с учетом реальной результативности ни от американских ни от наших УР средней дальности особого толку не было
      Цитата: mar4047083
      Он же просто развалится от перегрузок в маневренном бою

      Не быстрее Ф-16 первых серий
      Цитата: mar4047083
      Да и про воинов джихада не совсем понятно. Их же в СССР обучали ,по программе для советских пилотов ,получается ,что наши пилоты тоже слабообученные неучи.

      Не обязательно. Обучение после выпуска из учебного заведения только начинается, причем это верно практически для всех профессий. Как сказал один умный человек "Когда большая часть теории вылетит из Вашей головы и ее место займут практические знания, возможно Вы оправдаете половину Вашего жалования"
      Вот просто-элементарно - каков был налет арабских пилотов после прибытия к месту службы? Сколько времени они проводили на тренажерах? Индийцев, кстати, тоже ведь тренировали по советским методичкам, но если у них налет нормальный, так они периодически американцев на совместных учениях дерут, а те в воздухе вояки знатные.
    2. sivuch (Игорь Копеецкий) 13 апреля 2017 14:05
      А какую РЛС Вы имеете в виду ? А то там ведь разные были .Если Сапфир-21 (по сути -РП-22 от Миг-21) ,то кто бы спорил , 323Д на 23-11М -уже ничего ,а НО-03/06/08 вполне приличные станции .Среди прочего -обеспечивали применение ракет СД ,чего в помине не было у APG-66 .Кстати ,у 23-го еще и ТП был . На счет обучения -по разному .Арабы есть арабы и никто не удивляется ,когда один из них закидывает мину в миномет не тем концом .Тем не менее ,из арабов сирийцы были лучшими (а ливийцы -наоборот) .Летать их научили ,зачастую даже лучше советских коллег ,воевать -не очень .
      Где были десятки побед ,я написал -в Ираке .В т.ч. 2 Томкета ,один над островом Харк в 84 году ,другой над Северным Курдистаном в 86 .Что интересно ,там довольно много побед у убогих 23МС
      1. iouris (iouris) 13 апреля 2017 14:33
        Всё верно. Сирийцы, имевшие значительный боевой опыт, иногда критически относились к абстрактным рекомендациями советских экспертов, зацикленных на безопасности полётов, которых направили в Сирию после Ливана переучивать сирийцев на МиГ-23МЛ. Один из наших пилотов побывавший в той командировке утверждал, что сирийцы даже выполняли пилотаж на крыле-16, что было строжайше запрещено инструкцией лётчику. К преимуществам МиГ-23 последних модификаций сирийцы относили : противопомпажную систему и электронное управление двигателем, возможность пуска Р-23 и -24 по цели летящей как с превышением, так и на фоне земли. Против "Хокая", конечно сирийцам противопоставить им было нечего (окромя С-200).
    3. Одиссей 13 апреля 2017 14:45
      Цитата: mar4047083
      Подскажите ,а как МиГ-23 мог бороться на равных , со своей убогой рлс , с Ф-15 и ф-16, ещё и с ракетами малой дальности

      Смотря какой Миг-23.Если Миг-23 С то никак не мог,но когда он производился,не было ни F-15, ни F-16.
      Если Миг-23МЛ,П,и МЛД,то с F-16 первых блоков -запросто (у них напомню,вообще,не было ракет В-В средней дальности).
      Если с F-15A,то вполне мог побороться.Здесь все зависело от того,есть ли у противника наводка с земли или с ДРЛО,или она есть у нас.
      1. Zaurbek (Zaur) 13 апреля 2017 15:37
        Во время войны в Афганистане. Наши Миг-23 имели ракеты в-в средней дальности , а к примеру пакистанские Ф-16 не имели...
    4. iouris (iouris) 13 апреля 2017 15:18
      Цитата: mar4047083
      а как МиГ-23 мог бороться на равных , со своей убогой рлс , с Ф-15 и а Миф-16,

      Вы "не в теме". Боевой авиационный комплекс МиГ-23 последних модификацией (выпуска с 1977 г) создавался для перехвата КР "Томагавк" в переднюю полусферу. Дальность пуска - свыше 40 км. Учения с практическими пусками в переднюю полусферу на фоне земли по мишения Ла-15 проводились на полигоне Мары с 1979 года и показали высокую эффективность. Ракеты ближнего боя Р-60 - также довольно продвинутые для своего времени. Плюс очень хорошая пушка. При маневрировании самолёт выдерживал перегрузку до 7g при том, что у пилота уже темно в глазах при 5g.
    5. За Родину , мать вашу )) 14 апреля 2017 16:05
      Подготовка хорошая , летчики неплохие ( не надо какать хотя бы на сирийских , которые по заверениям самих израильтян ,были сильным и упорным противником) , самолеты на уровне - вся штука в том , что воюют не отдельные асы или самолеты или РЛС или станции наведения-- а воюет вся система в целом . И вот не отдельные звенья , а вся система в целом ,оказалась у израильтян вышколеннее , отрежиссированнее ,чем у арабов . В этом оказалась загвоздка, и в этом нам урок- побеждают не герои- а хорошо отлаженная система , в которой винтикам не обязательно быть героями ( хотя желательно)))).
    6. NIKNN (Николай) 16 апреля 2017 20:55
      Цитата: mar4047083
      Их же в СССР обучали ,по программе для советских пилотов ,получается ,что наши пилоты тоже слабообученные неучи.

      Для вашего сведения, что наши пилота обучаются в училище по КУЛП, что иностранцы по примерно такой же программе (сам обучал 5ЦК ПУАК).
      В дальнейшем летчик повышает свою квалификацию по КБП (ИА, ИБА,ША...) по месту службы в стороевой части... надеюсб с вашим аналитическим умом не сложно будет спрогнозировать зависимости БП летчиков различных стран..
      Кстати данные курсы нарушать преступление в любой стране...
  9. tigoda (Захар ) 13 апреля 2017 15:50
    Ребята, вы все крутые и в теме. Я, наверное, не в теме... Истребители с изменяемой геометрией крыла оказались тупиковой ветвью развития. Тогда какой к чертям "хороший самолёт" ??? Явный тупик! Явно пустая трата денег и сил!! Причём, ясно было с первой минуты. Нас ы развели, как лохов, а мы, вместо того чтобы народ кормить, зарыли миллиарды народных денег в "хороший самолёт". Если тебя в глаза хвалят твои враги, значит ты как минимум - . Нет ребятки Миг-23 - это наш позор! Давайте не будем повторять такие глупости!!!
    1. EvilLion 14 апреля 2017 00:56
      Паровозы тоже оказались тупиковой ветвью.
      И как-то слабо вяжется с тупиковостью высокая боевая эффективность того же F-14, которые списали из-за экономии и отсутствия задач ПВО авианосных групп.
    2. CouchExpert (Андрей) 14 апреля 2017 14:18
      Изменяемая стреловидность просто оказалась немного "не в тему" для истребителя. Те плюсы которые означены в статье
      — существенное уменьшение длины разбега и пробега (в сравнении со всеми существующими типами самолетов),
      — простоту пилотирования на всех режимах полета, особенно на взлете и посадке,
      — большую приборную скорость полета на малой высоте и на максимальной стреловидности, ограниченные перегрузки при болтанке,
      — большую дальность и продолжительность полета на крейсерском режиме».

      максимально полно можно (и нужно) реализовать на бомбардировщике (что и было сделано в виде Су-24, так что наработки не пропали даром). Бомбардировщик ведь радикально отличается от истребителя требованиями к высокой бомбовой нагрузке и дальности (оторвать от земли как можно больше бомб - на малой стреловидности, и дотащить их как можно дальше - на большой), при этом не требуя каких-то сверхвысоких перегрузок (длительный полет к цели по прямой). По хорошему именно такой самолет и должен был прийти на смену постепенно устаревающему Су-24, а не слегка "допиленный" Су-27 (на который поставили измененную кабину с броней и обозвали "бомбардировщик"). Естественно, это был бы уже гораздо более специализированный самолет. А так... дороговатая получилась штука, к тому же унаследовавшая далеко не самый экономичный истребительный планер. Но, в силу разных причин, как всегда "имеем то, что имеем"...
    3. viktorR (Виктор) 14 апреля 2017 14:21
      Я, наверное, не в теме
      - Если не в теме, то зачем пишите ерунду, абы ляпнуть что то?
    4. Zaurbek (Zaur) 14 апреля 2017 18:17
      Это называется в воздух п...ть. Целое КБ делало самолет, а тут взглянул и фигня.
  10. Snakebyte 13 апреля 2017 19:43
    Типичный проект того времени: американцы делают, значит срочно создать свои аналоги.
    А могли бы использовать более простую и перспективную схему биплан-тандем, как сделали в это же время шведы.
    1. sivuch (Игорь Копеецкий) 13 апреля 2017 21:51
      Про Е-8 не доводилось слышать ? Если бы машину делали в весогабаритах Миг-23 ,результат мог быть просто феноменальным .Нет ,Миг-23 ,начиная с 23-12 , был очень неплохой машиной , но это только 76-77 год .
      1. Snakebyte 15 апреля 2017 09:55
        Про Е-8 знаю, но там не используется схема биплан-тандем.
  11. mar4047083 (Марат) 13 апреля 2017 20:41
    Цитата: iouris
    Цитата: mar4047083
    а как МиГ-23 мог бороться на равных , со своей убогой рлс , с Ф-15 и а Миф-16,

    Вы "не в теме". Боевой авиационный комплекс МиГ-23 последних модификацией (выпуска с 1977 г) создавался для перехвата КР "Томагавк" в переднюю полусферу. Дальность пуска - свыше 40 км. Учения с практическими пусками в переднюю полусферу на фоне земли по мишения Ла-15 проводились на полигоне Мары с 1979 года и показали высокую эффективность. Ракеты ближнего боя Р-60 - также довольно продвинутые для своего времени. Плюс очень хорошая пушка. При маневрировании самолёт выдерживал перегрузку до 7g при том, что у пилота уже темно в глазах при 5g.

    Докладываю ,Вам, в статье вёлся разговор о экспортной модификации. Это очень удобно ,всегда можно сказать ,мол поставили технику с урезанными характеристиками да и пользоваться вы ей не можете ,поэтому результаты плачевные. Сомневаюсь ,что самолёт с изменяемой геометрией крыла выдержит перегрузку 7g (скорее всего развалится). Аналогичные статьи есть на "Уголок неба". Там тоже сравнивают МиГ-23 с Ф-16. По всем параметрам проигрывает и по этим сравнениям парадоксальный вывод - самый лучший в мире , десятками вгонял врагов в землю.
    1. sivuch (Игорь Копеецкий) 13 апреля 2017 21:49
      И напрасно сомневаетесь .макс.длительная перегрузка с крылом45 у поздних миг-23 -8.5 ,всего на пол единицы хуже 4-го поколения .При том ,что обычно на БВБ вели с перегрузкой 4-6 на большую лишь периодически выходили .А судить о самолете по Уголку - это ,извините ,себя не уважать
    2. iouris (iouris) 13 апреля 2017 22:18
      Цитата: mar4047083
      Докладываю ,Вам, в статье вёлся разговор о экспортной модификации.

      Я не просил Вас мне докладывать. Чтоб Вы знали: в 1982 сирийцы потеряли более 100 самолётов. Поставки МиГ-23МЛ происходили прямо из авиационных полков, которые недавно перевооружились на новую технику. Разумеется, самолёты перекрашивали в Луховицах, снимались системы опознавания.
  12. mar4047083 (Марат) 13 апреля 2017 20:48
    Цитата: tigoda
    Ребята, вы все крутые и в теме. Я, наверное, не в теме... Истребители с изменяемой геометрией крыла оказались тупиковой ветвью развития. Тогда какой к чертям "хороший самолёт" ??? Явный тупик! Явно пустая трата денег и сил!! Причём, ясно было с первой минуты. Нас ы развели, как лохов, а мы, вместо того чтобы народ кормить, зарыли миллиарды народных денег в "хороший самолёт". Если тебя в глаза хвалят твои враги, значит ты как минимум - . Нет ребятки Миг-23 - это наш позор! Давайте не будем повторять такие глупости!!!

    Наверное это ответ на Ф-111. Мол мы не пальцем деланные , и то же можем. Как часто бывало ,ответ оказался убогим.
    1. mar4047083 (Марат) 13 апреля 2017 20:58
      А если быть совсем объективным ,за МиГ-23 всё таки есть один рекорд. Этот самолёт ,без лётчика пролетел всю Германию , и после полной выработки топлива ,отомстил немцам за своего прадедушку МиГ-3. Причём непонятно ,то ли его не заметили , то ли все боялись раздражать СССР. Как бы то не было ,его не перехватили.
      1. iouris (iouris) 13 апреля 2017 22:28
        Цитата: mar4047083
        ответ оказался убогим.

        Уважением к минувшему отличается образованность от дикости.
        На момент создания МиГ-23 - это была наилучшая технология, сочетавшая высокую максимальную скорость и отличные взлётно-посадочные характеристики. Она применена при создании Су-24, Ту-22М, Ту-160. Все эти машины до сих пор являются основой ВВС. Одних МиГ-23 было выпущено порядка 10 тыс. (сравнить с общим числом F-111 и В-2).

        Выскажу крамольную вещь: перевооружение нашей авиации с МиГ-23МЛ на МиГ-29 ничего не дало в смысле боевой эффективности, т.к. МиГ-29 начал поступать в войска только после 1984 года. Проблема не в пилотажных характеристиках, а в отсутствии у нас самолёта типа Е-2С"Хокай". Также надо иметь в виду, что максимальная перегрузка зависит не только от самолёта, но и от лётчика. Если лётчик плохо переносит перегрузку, то он не сможет полностью реализовать потенциал манёвренности.
        1. EvilLion 14 апреля 2017 01:03
          10 Тыс это МиГ-21, не путайте.

          перевооружение нашей авиации с МиГ-23МЛ на МиГ-29 ничего не дало в смысле боевой эффективности, т.к. МиГ-29 начал поступать в войска только после 1984 года. Проблема не в пилотажных характеристиках, а в отсутствии у нас самолёта типа Е-2С"Хокай".


          Какой-то поток сознания. Тем более что радары на хокаях не кончились. На земле, например, полно РЛС стоит.
    2. aviator65 (Алексей) 14 апреля 2017 00:38
      - . Нет ребятки Миг-23 - это наш позор! Давайте не будем повторять такие глупости!!![/quote]
      Наверное это ответ на Ф-111. Мол мы не пальцем деланные , и то же можем. Как часто бывало ,ответ оказался убогим.[/quote]
      Ваш комментарий оказался тоже не совсем, как бы по-мягче... negative
  13. aviator65 (Алексей) 14 апреля 2017 00:33
    Шикарный самолёт, к сожалению, так и не успевший до конца раскрыть весь свой потенциал. За статью спасибо.
  14. Nikolaevich I (Владимир) 14 апреля 2017 06:46
    Блин ! Достали "выводы": МиГ-23 плох из-за изменяемой геометрии крыла ! А как же остальные "ИГК": МиГ-27,Су-24,Ту-22Мх,Ту-160 ??? Ну ладно...МиГ-23 и Су-17 были первыми,но остальные девайсы с ИГК появлялись позже ! Эти самолёты до сих пор "служат" и,даже,модернизируются .....как и "Торнадо" и B-1 !
    1. Андрей из Челябинска (Андрей) 14 апреля 2017 06:52
      Цитата: Nikolaevich I
      А как же остальные "ИГК": МиГ-27,Су-24,Ту-22Мх,Ту-160 ???

      Обратите внимание, ни один из перечисленных Вами самолетов не является истребителем
      1. Nikolaevich I (Владимир) 14 апреля 2017 07:47
        Ну,МиГ-27 именовался истребителем-бомбардировщиком(как и Су-17).Даже,в отношении МиГ-23 иногда мелькало наименование"истребитель-бомбардировщик" (!) (может за способность наносить наземные удары) .
      2. sivuch (Игорь Копеецкий) 14 апреля 2017 08:32
        ага .и Томкет не является
        1. Nikolaevich I (Владимир) 14 апреля 2017 08:57
          Чем-чем "не является" ?
          1. aviator65 (Алексей) 14 апреля 2017 09:26
            Цитата: Nikolaevich I
            Чем-чем "не является" ?

            Ну, истребителем, наверное. request
            1. Nikolaevich I (Владимир) 14 апреля 2017 11:21
              F-14 Tomcat-палубный истребитель-перехватчик с изменяемой геометрией крыла ,основным "мужским достоинством" которого является ракетный комплекс "Феникс" дальнего действия (было упоминание и о комплексе "Фалкон",но он не был принят на вооружение).В общем,F-14-аналог МиГ-31 .Были "поползновения" превратить истребитель-перехватчик "Томкэт" в многоцелевой истребитель(истребитель-бомбардировщик),для чего на "Томкэт" подвешивали авиабомбы...по большому счёту ожидаемого эффекта не получили и на этом "успокоились" !
              1. mar4047083 (Марат) 14 апреля 2017 13:02
                Аналог ,только палубного базирования. Если начинал пременяться ,не по назначению результаты были непредсказуемы .
              2. sivuch (Игорь Копеецкий) 15 апреля 2017 11:20
                Еще как предполагали догфайты .И когда-то ,лет 40 назад было очень много рекламы о непревзойденной маневренности Томкета за счет автоматически изменяющейся стреловидности .
                Во время И-И войны Томкет использовался именно как завоеватель превосходства +мини-АВАКС .И маневренность в БВБ ему очень даже приходилось задействовать ,причем не всегда удачно .Известен случай ,когда в БВБ Миг-23БН (это который И-Б) прострелил коту крыло .
                И чтобы закончить разговор о маневренности .Как по-Вашему , у Миг-21Бис она нормальная ? Так вот ,у 23-12 х-ки уст. виражей ,скорподъемности и разгона или не хуже ,или лучше .При всех прочих преимуществах .
        2. Андрей из Челябинска (Андрей) 14 апреля 2017 23:46
          Цитата: sivuch
          ага .и Томкет не является

          Томкэт тут причем вообще? Он создавался не как истребитель, а как истребитель-перехватчик, в какой-то мере аналог МиГ-25 и МиГ-31. Никто никогда не предполагал, что он будет драться в догфайте, его задача - уничтожение советских ракетоносцев и их ПКР на дальней дистанции, для чего и делали "Феникс". Так что он тут вообще неуместен
  15. mar4047083 (Марат) 14 апреля 2017 10:56
    Цитата: iouris
    Цитата: mar4047083
    ответ оказался убогим.

    Уважением к минувшему отличается образованность от дикости.
    На момент создания МиГ-23 - это была наилучшая технология, сочетавшая высокую максимальную скорость и отличные взлётно-посадочные характеристики. Она применена при создании Су-24, Ту-22М, Ту-160. Все эти машины до сих пор являются основой ВВС. Одних МиГ-23 было выпущено порядка 10 тыс. (сравнить с общим числом F-111 и В-2).
    Выскажу крамольную вещь: перевооружение нашей авиации с МиГ-23МЛ на МиГ-29 ничего не дало в смысле боевой эффективности, т.к. МиГ-29 начал поступать в войска только после 1984 года. Проблема не в пилотажных характеристиках, а в отсутствии у нас самолёта типа Е-2С"Хокай". Также надо иметь в виду, что максимальная перегрузка зависит не только от самолёта, но и от лётчика. Если лётчик плохо переносит перегрузку, то он не сможет полностью реализовать потенциал манёвренности.

    Вы попытались сравнить несравнимое. Совершенно разные самолёты ,для разных задач. Ф-111 не удовлетворял по параметрам цена-эффективность ,товарищи ставку сделали на томагавки. МиГ-29 немного запоздалый ответ на Ф-16. Создавался именно для высокоманёвренного боя ,что МиГ-23 не мог делать в принципе ,впрочем как и Ф-14. У нас так повелось в стране ,что большую часть вооружения делаем с оглядкой на США.Надо ,не надо , главное как у них сделать.Сначало сделаем ответ ,а потом начинаеи думать о применении. Поэтому вседа на шаг позади.
    1. iouris (iouris) 14 апреля 2017 16:12
      Цитата: mar4047083
      Сначало сделаем ответ ,а потом начинаеи думать о применении. Поэтому вседа на шаг позади.

      Я ответил на Ваш тезис. Теперь Вы заходите с другой стороны. Ладно.
      Думаю, Вы плохо представляете себе сам процесс "дачи ответа". В СССР обоснованием требований к самолётам занимались целые институты. Ответ СССР был таким, каким его могла дать страна, отстающая от самой мощной и передовой державы мира. Если не получалось дать качественный ответ, то пытались компенсировать количеством. С другой стороны, СССР стоял на своих ногах, авиация развивалась. Если бы СССР сегодня существовал, то геополитическая картина мира была бы совершенно другой.
      Кроме того, F-16 - это американский МиГ-21, а МиГ-23 как бы - советский "Фантом". МиГ-23 задумывался как платформа для ракет большой дальности. В начале 1960-ых дальность 40 км считалась большой. До 1980 года сложный пилотаж на нём был запрещён по соображениям безопасности. Затем самолёт был доработан (установлена система ограничения углов атаки СОУА). Последние серии имели уже неплохую систему автоматического управления, облегчавшую пилотирование и боевое маневрирование. Но к тому времени Израиль обзавёлся самолётами ДРЛО, поэтому сравнивать боевую эффективность МиГ-23 в боях с F-16 и -15 управляемыми с Е-2С некорректно.
      1. Zaurbek (Zaur) 15 апреля 2017 10:11
        Ф-16 по уровню аэродинамики и электроники является аналогом МиГ-29и Су-27, только появился рньше
      2. sivuch (Игорь Копеецкий) 15 апреля 2017 11:09
        Не совсем так .На 23-11М стояла РИС ,причем я уже сам не помню ,сразу или на одной из серий .Затем ,на 23-12 установили СОУА ,которая работала вполне прилично и летчик уже мог думать о воздушном бое ,а не как не сорваться в штопор .И уже на 23-18 поставили очень удачную СОК-3-4 .Кстати ,на т.н. экспортных МЛД ее не было ,так же как и аэродинамических доработок .Вообще ,нормальные МЛД на экспорт пошли в количестве аж 6 штук в Болгарию .Остальное -планер 23-12А с разными улучшениями по электронике от 23-18 .
        Кроме того , в середине 80-х поставили новую противопомпажную систему ,про предыдущую говорили ,что это было УГ ,а с новой (уже забыл обозначение) летчики только на земле узнавали ,что у них была предпосылка к помпажу
        1. iouris (iouris) 15 апреля 2017 16:41
          В 1979 рычажно-импульсный сигнализатор в строю заменили на СОУА. Кстати, система не "предотвращала" срыв в штопор, а предупреждала о возможности выхода на закритические углы атаки с учётом скорости роста угла атаки. При этом гидроцилиндр "отдавал" РУС в направлении "от себя" с усилием около 18 кг. На последних модификациях истребителей МиГ-23 вместо маленького указателя угла атаки был установлен большой совмещённый указатель углов атаки и перегрузки с цветным секторами - указателями опасных режимов пилотирования с учётом фактического угла стреловидности крыла. Эти мероприятия в комплексе существенно повысили безопасность полётов.
          Противопомпажная система (БПС-47, -55) на Мигах -23, -27 работала вполне удовлетворительно, если была исправна. Насколько я знаю, на F-15 такой системы не было, поэтому отмечались случаи помпажа при манёвренном воздушном бое. Помпаж чаще всего случался при пусках ракет вследствие попадания пороховых газов воздухозаборник. Был случай, когда при пуске ракеты мишени РМ был повреждён двигатель. Пилот катапультировался. Пуски других ракет к таким последствиям, вроде, не приводили.
  16. dchanc (александр) 15 апреля 2017 18:15
    первую часть не читал.
    Что то, про всеракурсность(4/4) Сапфира не пишут( пардон , - тут про геометрию).
    А перехват в ЗПС на ФЗ, это сплошной гемор(в сравнении с МиГ-29). Как в анекдоте, про невозможность засунуть голову в 3-х литровую банку, чтоб достать огурец.
    Было с грифом СС метод. пособие(брошюра с диаграммами) по тактике ведения БВБ МиГ-23МЛ с F-16(?), где то 1982(3)г.в. Наверно монинская, не помню.
    Так в конце на понятном советско-зампалитовском языке( с учетом грифа) написано, успешно вести ВБ можно в диапазоне СЗС( на крыле 72гр.), но учитывая морально-психологические качества совет. летчика ......... Только на СЗ при вед. БВБ нужно ещё пару членов экипажа, впереди и сзади смотрящих.
    1. iouris (iouris) 15 апреля 2017 20:14
      Всё правильно, вот только МиГ-29 не сильно помог СССР, Ираку и Югославии.
    2. sivuch (Игорь Копеецкий) 16 апреля 2017 01:01
      Секунду .БПС ,если правильно помню -это блок перекрестных связей .А последняя противопомпажная система -это АКДС или АКВС .Если склероз не изменяет ,то пуски Р-73 и Р-13М-1 разрешили после ее установки .Брошюра ,да ,была и А.Младенов (болгарский журналист) ее цитировал . с Иглом рекомендовали не связываться . Про 4/4 -тут еще надо сперва объяснять ,о чем речь .
      А что такое С3 я ,к примеру ,и сам не знаю .Могу только предположить ,что имеется в виду верхняя правая часть зоны БВБ ,т.е. высокие скорости -большие высоты
  17. dchanc (александр) 16 апреля 2017 12:04
    Цитата: iouris
    Всё правильно, вот только МиГ-29 не сильно помог СССР, Ираку и Югославии.


    А СССР тут причем? Вы сравните авиагруппировку(и по типам) в ГСВГ( более 30 полков и отд. эскадрилий), и вместе взятых Ирак и Югославию! В ГСВГ летали по 4(не полковых) лет. смены в неделю,и выстраивались в очередь на маршрут для перехвата( он же ВБ, по КБПИА), т.к ВП не хватало!
    На МиГ-29 ПРЛК по серьезней, чем на F-16, ну и что? Лозунги 60-летней давности выше, быстрей... ,давно не катят. Турецкие F-16, успешно пощёлкают у гос.границы, и патрульное сопровожд. Су-24, СМ - Су-35.

    ouris некоторые спецы на диванах, не то что не слышали о АСУА, но забывают, что земля круглая восхваляя С-400.
  18. dchanc (александр) 16 апреля 2017 17:04
    Цитата: sivuch
    с Иглом рекомендовали не связываться . Про 4/4 -тут еще надо сперва объяснять ,о чем речь .
    А что такое С3 я ,к примеру ,и сам не знаю .Могу только предположить ,что имеется в виду верхняя правая часть зоны БВБ ,т.е. высокие скорости -большие высоты


    Где и кому рекомендовали не связываться с F-15? В армии, что в пехоте, что в ВВС воюют по учебникам( БУ, тактика, руководства, методики,..). С появлением нового ЛА в ИА переписывалась тактика ИА. После появления возможности работы на МиГ-23 в ППС, переписали учебник тактики ИА , появились новые ТП , и БП. По учебнику с F-15 вели бои(не ближние) смешанными тактическими группами( разными типами ЛА). У нас всегда было отставание в возможностях аппаратуры(вооружении) БПАСП, а в АСУА, долгое время не могли вписать А-50, который предназначен для ЦЕТБД, а не локально над святой землей. Израильтяне были по шустрей с Е-2, т.к контролировали ВП от 0 метров. Кто первый увидел, или тактически под шмыгнул(обманул) под РЛПоле, тот первый и и произвел ПР. И не надо было крутиться как вошь на гребешке.

    СЗ - сверхзвук.
    4/4 это четыре четверти. Всераруксность. 4/4 - "в профиль". Перехват под 4/4 по курсу где то 50, 52 упражнение КБП ИА. С равными катетами.
  19. Quzmi4 (Кузьмин Алексей) 24 октября 2017 17:41
    Ещё в советское время (всё засекречено даже для имеющих допуски) довелось быть на встрече микояновцев со студентами МАИ, в Доме культуры института. Были и другие допущенные.
    После того, как 23-й "зрители" охаяли, в задних рядах поднялся негр в военной форме и сказал примерно следующее.
    "Я пилот ВВС Кубы, сейчас учусь в ВВА им. Жуковского. Воевал на 23-м в Анголе, делал с ЮАРовскими самолётами, что хотел. Те недостатки, за которые машину справедливо критиковали, относятся, во-первых, к ранним модификациям, во-вторых, к мирному времени. Мы в Анголе относились к ограничениям по эксплуатации по-фронтовому, результат налицо. Так что не надо огульно судить о всём семействе во всех обстоятельствах."

    Общался приватно позже с другим лётчиком. Тот рассказывал, что готовил кубинцев как раз к боям в Анголе (на чём - не признался). Якобы из-за интенсивности и максимальной "приближенности к боевой" один из его курсантов погиб, но инструктору в результате ничего не было. Зато с войны вернулись все.

    Проверить что те, что эти слова не представляется возможным, так что "за что купил, за то продаю"...
Картина дня