Авария Су-24: причина названа

Авария Су-24: причина названа

Как сообщало РИА «Новости», по предварительным данным, фронтовой бомбардировщик Су-24 потерпел аварию из-за отказа одного двигателя. Однако, и РИА «Новости», и агентство «Интерфакс» позднее передали информацию, что причиной аварии явилась неудачная попытка дозаправки.

Оба пилота самолёта катапультировались и не пострадали. Боеприпасов и вооружения на борту бомбардировщика не было. Самолёт упал в лесу и не причинил серьёзных разрушений.

Эта авария произошла 13-го февраля, около 18:30 по московскому времени. Бомбардировщик выполнял учебный полёт. Взлёт был произведён с аэродрома Упрун (Челябинская область). Экипаж самолёта: полковник Ермаков и подполковник Гостев. После происшествия командир экипажа связался с авиабазой и доложил о лётном происшествии.


Обломки самолёта были обнаружены в 95 километрах от аэродрома Шагол. По некоторым сведениям, бомбардировщик упал в Сафакулевском районе Курганской области — на берегу озера Большой Кашкул.

По сообщению «Интерфакса» (со ссылкой на представителя СКР Владимира Маркина), Следственный комитет Российской Федерации установил, что Су-24 разбился при попытке повторной дозаправки.

РИА «Новости» цитирует Маркина: «Топливный шланг топливозаправщика не был убран в штатное место. При повторной попытке произвести учебную дозаправку радиосвязь с самолётом Су-24м была утеряна… Топливозаправщик благополучно приземлился на аэродром базирования».

Маркин отметил, что в настоящее время военные следователи устанавливают картину происшедшего: допрашивают экипажи Су-24 и топливозаправщика, должностных лиц, технический персонал и изымают служебную документацию.

По факту падения Су-24 возбуждено уголовное дело по статье 351 Уголовного кодекса Российской Федерации: нарушение правил полётов или подготовки к ним. До окончания расследования этой аварии Военно-воздушными силами России были приостановлены полёты бомбардировщиков Су-24 всех модификаций.

За последние 4 месяца в России произошли уже 3 авиационных происшествия с участием самолётов Су-24. В октябре прошлого года бомбардировщик разбился в Амурской области, а в декабре произошёл взрыв Су-24 в Волгоградской области.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. Vrangel 15 февраля 2012 11:45
    Лётчик жив-полёт удался!
    Vrangel
    1. Vrangel 15 февраля 2012 21:36
      - Дедушка, а расскажи как ты на войне за один день четыре самолета сбил.
      - Ну не то чтобы сбил. Скажем так: "Недозаправил"
      Vrangel
  2. Eugene 15 февраля 2012 11:45
    каждый год падают и не по одному... не самый удачный отечественный самолет.
    Eugene
    1. Dart Weyder 15 февраля 2012 11:57
      всё, что поднимается вверх - обязательно упадёт вниз request а вобще - самолёт удачный, просто время нынче не то.....
      1. Eugene 15 февраля 2012 14:33
        вы почитайте, они и при союзе падали по несколько в год и на гос испытаниях, говорю же машинка не самая удачная, по крайней мере из-за сложного управления.
        Eugene
        1. 443190 15 февраля 2012 23:22
          Лучшая из машин своего времени...
          443190
  3. welder 15 февраля 2012 12:05
    согласен время нынче не то!!!бардак во всем
    welder
    1. Аскет 15 февраля 2012 18:03
      Цитата: welder
      согласен время нынче не то!!!бардак во всем


      Всероссийское радио начинает передачи и сообщает:
      - В Москве - 15 часов, в Екатеринбурге - 16 часов, в Томске - 17 часов,
      в Иркутске - 18 часов... во Владивостоке - 23 часа, в
      Петропавловске-Камчатском - полночь.
      Медведев слушал, слушал и говорит:
      - Ну и бардак у меня в стране!
  4. mpanichkin 15 февраля 2012 12:08
    Самое главное, что лётчик жив. а железяки мы ещё сделаем.
  5. ПИСТОЛЕТ 15 февраля 2012 12:30
    старые самолёты уже, вот и падают, я надеюсь летчиков не коснется возбужденное уголовное дело
    ПИСТОЛЕТ
  6. vaf 15 февраля 2012 14:06
    Пилот и штурман живи, это самое главное!
    Сообщение об инцинденте, как всегда туманное: причина отказ двигателя, ну и что и какая?
    Если помпаж, давление масла,вибрация и т.д.- ставь малый газ или выключай и домой на одном, в чём проблема?
    Если пожар, тогда другое дело- пересел на парашют и оставшеся расстояние до дома идём пешком или вызываем "пепелац ППС"!
    А причём тут дозаправка? Тем более "сухое контактирование"( если верить ,что проблема на втором контакте возникла?).
    Или был "хлёст" шлангом по кабине или воздухозаборнику двигателя.крылу или ещё, что? Или обрыв конуса?
    Вообщем одни вопросы?
    А самолёт "хаять" не надо машина очень хорошая, для тех кто "Умеет и знает как ..."!
    Мне доводилось на всех 4-х модификациях летать-24,24М,24МП,24МР очень доволен, особенно простая 24-ка ( с широкой ж...й и без гребешков).
    На сложный пилотаж одно удовольствие, когда бывали в "гостях" и устраивали "показуху" для полковых пилотов, то все принимали на "ура" и не верели. что можно делать таке вещи на этих машинах!
    Нк а на М-ках уже было похуже( за счёт узкой жопы( отдельная благодарность ЦАГИ) потери в продольной и поперечной устоичивости!

    Пилот и штурман живи, это самое главное!
    Сообщение об инцинденте, как всегда туманное: причина отказ двигателя, ну и что и какая?
    Если помпаж, давление масла,вибрация и т.д.- ставь малый газ или выключай и домой на одном, в чём проблема?
    Если пожар, тогда другое дело- пересел на парашют и оставшеся расстояние до дома идём пешком или вызываем "пепелац ППС"!
    А причём тут дозаправка? Тем более "сухое контактирование"( если верить ,что проблема на втором контакте возникла?).
    Или был "хлёст" шлангом по кабине или воздухозаборнику двигателя.крылу или ещё, что? Или обрыв конуса?
    Вообщем одни вопросы?
    А самолёт "хаять" не надо машина очень хорошая, для тех кто "Умеет и знает как ..."!
    Мне доводилось на всех 4-х модификациях летать-24,24М,24МП,24МР очень доволен, особенно простая 24-ка ( с широкой ж...й и без гребешков).
    На сложный пилотаж одно удовольствие, когда бывали в "гостях" и устраивали "показуху" для полковых пилотов, то все принимали на "ура" и не верели. что можно делать таке вещи на этих машинах!
    Нк а на М-ках уже было похуже( за счёт узкой жопы( отдельная благодарность ЦАГИ) потери в продольной и поперечной устоичивости!
    vaf
    1. 443190 15 февраля 2012 22:11
      Был инструкторский полет...два пилота...Штурмана не было.
      443190
      1. vaf 15 февраля 2012 22:34
        Вполне возможно,т.к. могли давать допуск или "вывозку" на дозаправку.
        vaf
        1. 443190 16 февраля 2012 19:42
          Гостев вывозил Андрея Ермакова...
          443190
    2. Eugene 15 февраля 2012 23:31
      Я уважаю ваше мнение, как летчика,очень приятно, что такие люди есть на сайте, но ответьте на вопрос почему тогда столь "удачный самолет":

      Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации[17].

      В 2000—2008 гг. в России разбилось 11 самолётов Су-24/24М.

      В 2006 году в России разбилось три Су-24 — в Приморье, под Воронежем и под Калининградом. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за плохих метеоусловий, во втором — из-за отказа системы управления одного из агрегатов самолета, в третьем из-за потери экипажем ориентировки в пространстве в условиях плохой видимости.

      23 августа 2007 года в Хабаровском крае разбился Су-24. Лётчики успешно катапультировались[18]. Сразу же после аварии главком ВВС России временно приостановил все полёты самолётов данного типа до выяснения причин аварии[19].

      19 декабря 2008 года в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа потерпел аварию Су-24. Лётчикам удалось катапультироваться[20].
      В июне 2009 года разбились сразу два самолёта. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетную полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться. На земле жертв и разрушений не было[21]. Начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей видимости, стала ошибка пилота[22]. 19 июня в 15:40 мск в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился ещё один Су-24. Оба лётчика катапультировались[23]. Падение самолета было вызвано отказом системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего лётчики не смогли выполнить приземление[24].

      17 февраля 2010 года в 13.00 на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся фронтовой бомбардировщик Су-24. Возгорание произошло во время пробега по взлетно-посадочной полосе. Самолет должен был совершить плановый полет[25]. По данным агентства «БалтИнфо», которое ссылается на свой источник в военных кругах, самолет загорелся уже после полета. Во время посадки самолет выпустил тормозной парашют, после чего по неизвестной причине загорелся. Летчики до последнего пытались спасти машину, но Су-24 сгорел полностью. По словам источника агентства, в момент происшествия на самолете не было боекомплекта[26]. Следствие по этому делу было закончено в конце 2010 года, судебные слушания дела об аварии были запланированы на 18 января[27].

      20 октября 2011 года в 06:02 мск при посадке на аэродроме Украинка в Амурской области у бомбардировщика подломилась передняя стойка шасси, самолёт "на брюхе" вынесло за пределы ВПП, он загорелся и перевернулся. Экипаж самолета — пилот, гвардии майор Олег Носков, и штурман, гвардии капитан Виталий Новосельский погибли сразу[28].

      29 декабря 2011 года около 20:00 мск Су-24МР загорелся и взорвался при посадке на аэродроме Мариновка в 60 километрах западнее Волгограда, при этом по команде руководства полетов экипаж катапультировался, пострадавших нет, а самолет восстановлению не подлежит[29].

      13 февраля 2012 года в половине седьмого Су-24 разбился, из-за отказа двигателя на берегу озера Большой Кашкул в Сафакулевском районе в Курганской области. Экипаж катапультировался и остался жив[30].


      ни один другой из тех,что сейчас на вооружении не имел таких небоевых потерь.
      Eugene
      1. vaf 16 февраля 2012 12:10
        Если внимательно изучать историю создания летательных аппратов, то выобратите внимание на тот факт, что есть и более, как вы пишите "удачные самолёты", которые унесли жизни гораздо больше и лётчиков-испытателей и строевых лётчиков:Як-25,28,38,Су-7,9,15,Миг-21,23,25 ,27,31,Ту-22 и этот список можно продолжать и продолжать!
        Но давайте ближе к Су-24, если вы заметили, то всего в 3-х случаях отказ систем самолёта, а остальные все по отказам "мотора"!
        Согласен, что размещение группы топливных баков между двигателями, не очень удачная компановка,поэтому в ИЛЭ большими буквами написано "... пожар двигателя,сначала прыгаем, а потом разбираемся", но больше некуда, кроме как в ПТБ, но тогда, что это за фронтовой бомбардировщик в районе аэродрома и желательнопосадка с ходу,т.к. осталось всего ведро керосина?!
        Но про испытателей у вас не очень удачный пример,т.к. задача испытателя
        прежде всего любыми силами и способами постораться вернуть неиправную машину на землю, что бы можно было установить причину и её в последствии устранить, но к сожалению это не всегда получалось, ведь железо есть железо!
        Мнение генерал-полковника В.Кота не оспариваю,т.к. знаком с ним ещё с Афгана, да и при первой Чеченской неоднократно встречался и не только, но имеею честь не согласиться с его мнением!
        Машина в меру сложна и строга. вольностей особых не позваляет, но от отказа по КПН ( как "промышленность" не любит этот кретерий причины аварии или катастрофы,особенно в то, "наше" время!!!), всегда было проще списать "на человеческий фактор", но к сожалению это то
        же имеет место быть!
        Я уже писал, что летал на них на всех, кроме модификации М2 и мне очень нравилось. Отказы то же были всякие и разные, но пешком домой при полётах на ней не возвращался!
        А вот на Су-17М3 один раз пришлось, был чистейший КПН.
        Так что теперь делать вывод, что и Су-17 "удачный самолёт"?!
        vaf
        1. Eugene 17 февраля 2012 14:10
          Большое спасибо за ответ!Не знал, чем руководствуются летчики-испытатели при внештатных ситуациях.

          Машина в меру сложна и строга. вольностей особых не позваляет, но от отказа по КПН ( как "промышленность" не любит этот кретерий причины аварии или катастрофы,особенно в то, "наше" время!!!), всегда было проще списать "на человеческий фактор", но к сожалению это то
          же имеет место быть!

          Как я понимаю вы пилот высокого класса (если не секрет какого)?И того, что вы писали и я еще посмотрел, я так понимаю. что машина не очень проста в управлении для неопытных летчиков, этим и объясняется высокая аварийность?

          Про миг-31 не очень понял, по вики (понимаю, что не лучший источник)
          вот список аварий:

          Аварии и катастрофы

          20 сентября 1979 года, г.Ахтубинск, ГК НИИ ВВС, пожар двигателей из-за утечки топлива. Экипаж успешно катапультировался.
          осень 1979 года, г.Горький, ПВО СССР, отказ обоих двигателей из-за заклинивания. Экипаж успешно катапультировался.
          4 апреля 1984 года, аэродром ЛИИ (г.Жуковский), ОКБ А.И.Микояна, первая версия - отказ системы сигнализации выработки топлива из баков. Вторая версия - разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления самолетом, а затем и взрыву самолета в воздухе. Экипаж погиб.
          22 июля 1987 год, аэр. Комсомольский, 763 иап, в стратосфере отказ с последующим пожаром двигателя, взрыв бака, отказ управления. Экипаж катапультировался.
          8 августа 1988 года, Кольский п-ов, 174-й ИАП, пожар во время полета над морем. Самолет успешно посажен на аэродром.
          20 декабря 1988 года, г. Семипалатинск, 356 ИАП, ошибка пилота во время выполнения учебного полета - не хватило высоты для вывода самолета из пикирования. Экипаж погиб.
          11 января 1989 года, аэродром Громово, 180 гв. ИАП, ложное срабатывание датчика пожар левого двигателя, неудачная посадка на одном двигателе в сложных метеоуслових. Экипаж погиб.[12].
          6 сентября 1995 год, аэр. Котлас, сваливание после пуска. Катапультировались.
          12 июля 1996 год, аэр. Комсомольский, 763 иап, заход на посадку с имитацией отказа двигателя, перелет, при уходе на второй круг столкновение с АТУ. Летчик погиб при катапультировании.
          16 июля 1996 год, аэр. Хотилово (аэр. базирования Громово),на взлете самовыключение обоих форсажей. При выкатывании столкновение с препятствием. Экипаж погиб.
          15 августа 1996 год, аэр. Комсомольский, 763 иап, потеря контроля за высотой. Катапультирование произошло в момент столкновения. Летчик погиб.
          19 ноября 2010 года, взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки, МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и разбился в 13.06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.[13]
          6 сентября 2011 года в районе аэропорта Большое Савино сразу после взлета разбился «МиГ-31»[14]. Погибли оба пилота[15].

          Был бы очень признателен, если бы вы дали ссылку на более подробную информацию по испытаниям МиГ-31, и особенно интресно мнение ваших коллег, которые, возможно летали на нем.

          С уважением, Евгений.
          Eugene
          1. vaf 17 февраля 2012 17:46
            Добрый день, Евгений!
            Постараюсь коротенько ответить на интересующие Вас вопросы:
            1. Имею, (вернее имел, т.к.к его надо подтверждать 1 класс.Было представление на "снайпера",но где "затерялось" или "затёрли" не знаю, да и в принципе никаких "преимуществ" оно не даёт,один "звук").
            2. Критерий "неопытные "лётчике не достаточно корректен в данном случае,правильнее было бы выражение "недостаточном подготовленные на данном типе" или имеющие большие перерывы в полётах, малый общий налёт(уровень натреннированности) и т.д. и т.п.
            3. Мне приходилось летать и на 24-ках и на 31-м. Обе машины хорошие и одновременно и сложные.
            4. Всегда надо помнить , что 24-ка-это не истребитель, а 31-уже не истребитель.
            5.Хотя по числу авиапроишествий и катастроф 24-ка опережает 31-й!
            Всего жза время эксплуатации самолетов МиГ-31 (по 2012г.) произошло 37 авиапроисшествий, в том числе 13 катастроф, согласно заключениям комиссий, занимавшихся расследованием причин происшествий, 20 из них произошло по вине летчиков.

            Основными причинами катастроф МиГ-31 является не его конструкционные недостатки (хотя и такие есть), а малый ежегодный налет летчиков. Перехватчик весьма строг в пилотировании, так при полностью заправленных баках он имеет устойчивость близкую к нейтральной. В сочетании с механической системой управления, малый запас устойчивости означает пилотирование "на лезвии ножа" когда резкое движение ручкой управления или РУДами может привести к сваливанию.
            Налёт в строевых частях составлял 20-30 часов, за редким исключением 40 и более часов.
            Удивительно, то что вообще с таким налетом экипажи умудряются на "отлично"выполнять учебно-боевые задания, а не то, что самолеты "сыпятся" с небес на землю.
            Вот тебе для сравнения: в Советском Союзе летчики налетывали в год по 150-170 ч, а ежегодный налет пилотов ВВС США - более 200 часов.

            Другой причиной летных происшествий, наряду с отсутствием должной летной практики, является недостаточно грамотное техническое обслуживание. Сам по себе комплекс перехвата на основе МиГ-31 оказался гораздо боле сложным и требующим нового уровня культуры обслуживания по сравнению с предшествующими Су-15 и Ту-128, а тут еще наложились психологические проблемы, связанные с невыплатой зарплат и общим развалом армии. Много грамотных инженерно-технических специалистов уволились из вооруженных сил, а от оставшихся сложно ожидать тщательного обслуживания техники, поскольку головы забиты мыслями о подработках, которые позволят элементарно прокормить семью и т.д.
            Теперь почему 31-й так "остался в тени"?Просто он появился во время 29 и 27, да к тому же Беленко со своим "подарком" амерам,через Японцев сильно подорвал его "престиж", т.к. Америкосы посчиталт, что 31-й это модификация 25-го,а про этот они уже всё знают,да и на "показах" он не крутит "колокол" и "кобру Пугачёва"( хотя правильно было бы назвать эту фигуру "коброй Волка"-я думаю Виктор на меня не обидется?).
            Вот в принципе и всё,если очень коротко!
            vaf
  7. vaf 15 февраля 2012 21:21
    Сегодня 15 февраля,памятная дата,вспомним и помянем погибших товарищей!
    vaf
  8. 443190 15 февраля 2012 22:15
    Судя по информации все произошло при отработке дозаправки в воздухе(ДТВ)...а это очень сложный элемент полета. Мало кто им владеет в совершенстве. Сейчас не те годы СССР когда каждый командир звена ФБА в звании капитана имел 1-й класс и допуск на ДТВ днем и ночью. Да еще и имел допуск к инструкторской работе.
    443190
    1. vaf 15 февраля 2012 22:34
      Согласен на все 100%
      vaf

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня