Рыцари из «Шахнаме» (часть 3)

34
«И век настал великого Омара,
И стих Корана зазвучал с мимбара».
Фирдоуси «Шахнаме»


В XII - начале XIII в. особенностью ближневосточного и средневосточного регионов были не слишком сильная государственная власть и доминирование характерной одноступенчатой системы вассальной зависимости. Нормой, как и на Западе, было правило «вассал моего вассала - не мой вассал» [1, c. 127]. Восточные источники говорят, что и эмиры, и прочие властительные феодалы получали инвеституру лишь только от самого султана. Халиф, будучи конфессиональным сюзереном султана, участвовал в этом акте лишь, если речь шла об утверждении власти одного из очень крупных феодалов, либо инвеститура давалась иноверному феодалу, чьи владения оказались в пределах государства мусульман. Роль халифа имела чисто символический характер и не означала, что с ним устанавливаются вассальные отношения [2, c. 127 - 128].



Рыцари из «Шахнаме» (часть 3)

Персидский тюрбанный шлем, инкрустированный серебром (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

На владение землей феодалу вручался указ султана, но его требовалось возобновлять всякий раз по смерти получателя. Вассалы султана приносили присягу лишь ему; вассалы эмира соответственно давали клятву верности своему сюзерену, и здесь было в обычае присягать обеим сторонам. Вот, например, как в XIII веке в области Синоп в Турции звучал текст присяги конийскому султану Кей-Кавусу I (1210 – 1219 гг.): «В случае, если даровавший мне жизнь султан оставит мне и моему потомству владения, за исключением Синопа, обязуюсь ежегодно давать ему 10 тыс. золотых динаров, 5 тыс. коней, 2 тыс. голов крупного рогатого скота, 2 тыс. овец, 50 тюков подарков. При необходимости буду выставлять по требованию султана войско».


Доспех из Тибета (Бутан) XVIII – XIX вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сюзерену следовало подтверждать статус земель своего вассала, а вассалу, соответственно, следовало исправно вносить плату за дарованное ему право владения ими и по первому зову принимать участие в военных походах сюзерена. При нарушении условий соглашения со стороны одной из сторон другая от принятых обязательств автоматически освобождалась. Существовало также множество неписанных обычаев, освященных временем. Например, тюркская знать должна была идти перед конем, на котором восседал султан. Так, в Малой Азии был обычай целовать руку султану и стремя его коня. Встречать государя его вассалы посылали отряд воинов на расстояние пяти дней пути [3, с. 128.].


Персидский тюрбанный шлем с наносником и бармицей 1464-1501 гг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Проблема была в том, что рыцарское войско при всей своей силе полностью народное ополчение заменить не могло. В Западной Европе, например, срок службы вассала сюзерену ограничивался 40 днями в году, и на Востоке было тоже самое! Так, в 1157 году во время осады Багдада султаном сельджуков Мухаммад II возникла ситуация, когда эмиры султана начали уклоняться от участия в сражении. Время прошло, овладеть городом не удалось и… зачем им класть головы под его стенами? И они начали возвращаться в свои имения [22. c. 125]. В 1225 году хорезмшах Джалал ад-Дин оказался в трудном положении, у него осталась лишь его небольшая личная дружина, а все остальные воины просто… разъехались! [23. с. 157].


Доспехи всадника и коня около 1450 – 1550 гг. Сирия, Персия, Египет. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

К тому же и численность феодального войска была невелика. Отдельные «комментаторы ВО», проявляя свою эрудицию, любят писать, что каждый рыцарь имел при себе множество слуг, поэтому нельзя его считать за одну боевую единицу. На самом деле вся эта челядь, хотя и была вооружена, в бою участия не принимала! Подготовить шатер к приему господина, приготовить ванну, обед, свежее белье и одежду, нащипать корпию для лечения ран, нарвать подорожника… К работе с метательными машинами при осаде привлечь их было нельзя – это «чужие слуги».


Конский налобник восточной работы XV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Лучники же и арбалетчики нанимались централизованно и обычно в число слуг рыцаря не входили. Да, среди его людей были лучники, но они… стреляли дичь для его стола! На поле же боя их звали… собирать трофеи, поскольку сам рыцарь мародерствовать не мог. И вот тут кого-то добить кинжал был просто очень нужен! Но этим участие слуг в бою и ограничивалось. А сражалось обычно два-три человека, не более – сам господин, старший оруженосец и младший. На большее количество доспехов у подавляющего большинства феодалов денег просто не было, а сражаться в рыцарской схватке без доспехов было равносильно самоубийству.


Тюрбанный шлем из музея Топкапы в Стамбуле.

Тот же Карл Великий имел в войске всего около 5 тысяч всадников [24, c. с. 12]. Даже XIV в. редко кто из европейских королей мог похвастать большим конным войском. Обычно в боях участвовали десятки или сотни рыцарей. При Вильгельме I (1066 - 1087 гг.) во всей Англии было лишь около 5 тысяч людей рыцарского звания; а спустя сто лет это количество увеличилось… до 6400 человек. В битвах XI-XIII вв. в крупные походы под королевским знаменем собиралось примерно несколько сотен рыцарей. Поэтому даже с учетом челяди и наемных пехотинцев численность рыцарского войска в Англии ни разу численности в 10 тыс. человек не превысила [25, с. 120 - 121, 133 – 134]. Войска крестоносцев на Востоке также были весьма малочисленны. В XI-XII вв. в Сирии и Палестине количество рыцарей-европейцев составляло примерно 3 тысячи человек, что подтверждается грамотами земельного держания. В сражениях с мусульманами сражалось около 700 рыцарей. Только в 1099 году в битве при Аскалоне и затем в 1125 году при Хазарте их насчитывалось немногим более 1 тысячи. Даже приплюсовав к ним всех пеших лучников и копейщиков, мы не получим войска численностью больше 15 тыс. человек [26, с. 92].


Наручи восточной работы, XV в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но и мусульманские армии Ближнего и Среднего Востока в X-XII вв. были не намного больше. Буидское государство, в X в. считавшееся одним из наиболее могущественных, в среднем могло выставить от 5 до 10 тысяч воинов; и лишь в самом крайнем случае его численность доходила до 20 тысяч [27, c. p. 158]. Тот же Салах ад-Дин, неоднократно побеждавший крестоносцев и основавший одно из самых сильных государств на Востоке, войско имело численность 8 – 12 тыс. человек, и этого было достаточно, чтобы другие властители не могли ему противиться.


Индо-персидская работа XVI в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

К тому же развитие феодализма в странах Среднего и Ближнего Востока в XIII в. замедлилось вследствие монгольского нашествия. Получилось так, что в ряде мест местных светских феодалов заменила военно-кочевая знать. Но, например, в Египте, куда монголы не дошли, восточное рыцарство полностью сумело сохранить и себя, и свои традиции. Именно туда остатки ордена «Футувва» перебрались из Багдада, и именно поэтому в литературе по рыцарскому искусству «фурусийа» предметы рыцарского вооружения XIII-XVI вв. и геральдики у мусульман имеют египетское происхождение [28].


Персидская кольчуга. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, а затем в Египте, как и в других местах, рыцарство приобрело характер замкнутый и элитарный. Доступ в среду рыцарей был сильно ограничен, а положение человека внутри рыцарской «касты» обуславливалось величиной его земельного держания. На самом верху «пирамиды власти» находились эмиры, которые в свою очередь подразделялись на три разряда. Совсем внизу располагались рыцари, называвшиеся «халка» - мелкие феодалы, потерявшие права на свои родовые поместья, зарабатывавшие себе на жизнь средствами с султанских икта [29, с. 52]. Понятно, что опираться на таких людей было просто опасно, поэтому султаны сделали ставку не на своевольных конных воинов, а на дисциплинированные регулярные войска, вооруженные огнестрельным оружием, что имело место, например, в государстве Османов.


Кольчужно-пластинчатый доспех, принадлежавший Аль-Ашраф Сауф ад-Дину мамлюкскому султану Египта, ок 1416-18–1496. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В этом египетское рыцарство увидело для себя опасность. Раз «там обошлись без нас», то могут обойтись и здесь – дурные примеры заразительны! Поэтому местная знать активно противилась использованию нового оружия, а Османское государство считало «мужицким», «… хамским сбродом, не отличающим слугу от хозяина» [30, c. 86 - 108]. Но конец у этого социального снобизма был печальный. В 1516 и 1517 гг. красочная рыцарская конница египтян была разбита войсками султана Селима I, в результате чего Египет стал частью Османской державы. Большую часть местных рыцарей просто уничтожили, а тем, кто успел проявить лояльность, разрешили служить в османской армии на общих основаниях. Разумеется, они вскоре подняли мятеж, но неудачно, ибо сабли против ружей бессильны, после чего их вообще распустили [31, с. 23 - 47]. Вот так, причем, совершенно бесславно закончилась история рыцарства на Ближнем и Среднем Востоке.


Персидский меч и шлем VII в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В XIII-XIV вв. в землях Гранадского эмирата в Испании мусульманское рыцарство также существовало. Испанские феодалы считали, что мусульманские рыцари христианским не уступают. Однако конец был у всех один. К XV в. наметился кризис тяжеловооруженной конницы. Старые формы хозяйства разрушали натуральный обмен, на котором зиждилась вся социальная пирамида рыцарских времен. В результате пушки, мушкеты и пистолеты положили конец рыцарству, как таковому. Понятно, что оно пыталось действовать запретами, объявляло бомбарды и аркебузы «орудиями дьявола и ада»; пленным аркебузирам отрубали руки и выкалывали глаза, бомбардиров вешали на стволах их пушек, как самых отъявленных злодеев. Но уже в середине XV в. в Западной Европе сложилась система, по которой войска комплектовались уже не только на старой ленной основе (рыцари), но и состояли из городской милиции (ополчения) и… наемников.


«Кинжал с ушами» 1530 г. Шестопер Генриха II, короля Франции, 1540 г., шестопер французский ок. 1550 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Уже в 1445 г. король Франции Карл VII издал ордонансы о реформе налогообложения и организации войска, которое в мирное время уже не распускалось. При Карле VIII пушки стали настолько мобильными, что могли менять позиции непосредственно в ходе боя. Испанцы превратили аркебузу в мушкет мушкетом, пули которого пробивали даже самые прочные рыцарские латы.


«Волосатый шлем» - яро-кабуто, Япония XVII в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Соответственно в XV в. появился «готический» доспех, а в XVI в. –«максимилиановские» доспехи с желобками, которые уменьшали вес снаряжения, не снижая его прочности. В XVII в. доспехи достигли максимальной толщины [32], но и они соперничества с пушками и мушкетами не выдержали. Так рыцарство превратилось в дворянство, из которого теперь набирался командный состав.


Судзи-кабуто. Период Муромати. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В Японии в силу ее изолированности разложение феодализма и развитие новых капиталистических отношений затянулись. Но и здесь уже в середине XIX в. самураев, как социальный слой, просто отменили; а сами они превратились в большинстве своем в офицеров регулярной армии [33]. Таким вот образом и закончилась многовековая история рыцарства, начало которой мы увидели в поэме Фирдоуси «Шахнаме», а конец показан в «Дон Кихоте» Мигеля Сервантеса. Это была одна из самых важных социальных групп эпохи внеэкономического принуждения к труду, как на Западе, в Европе, так и на Востоке, но и она вынуждена была уйти в прошлое в связи с развитием орудий труда и, соответственно, возникновением новых экономических и социальных отношений. И нет им лучшей эпитафии, чем первые строки из «Повести о доме Тайра» (XIII в.) в переводе А. Долина:
Недолог был век закосневших во зле и гордыне, снам быстротечным уподобились многие ныне.
Сколько могучих владык беспощадных,
не ведавших страха, ныне ушло без следа — горстка ветром влекомого праха!



Примечания
22. Садрад-Дин Али ал-Хусайни. Сообщения о сельджукском государстве. М. 1980.
23. Шихаб ад-Дин Мухаммад ан-Насави. Жизнеописания султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Баку. 1973.
24. Дельбрюк Г. Указ. соч.
25. Там же.
26. Smail C. Crusading Warfare (1097 - 1193). Cambridge. 1967.
27. Bosworth C. E. Military Organization under the Buyids of Persia and Iraq. - Oriens, 1967, vol. 18 – 19.
28. Зайончковский А. Арабские, персидские и турецкие трактаты о военном искусстве (XII-XV вв.). - Восточная филология, Тбилиси, 1973, вып. 3.
29. Семенова Л. А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М. 1966.
30. Agalon D. Gunpowder and Firearms in the Mamluk Kingdom. Lnd. 1956.
31. Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран, 1516 - 1574. М. 1984.
32. Ларченко М. Н. Западноевропейское оружие XV-XVII веков в Эрмитаже. Л. 1963; Blair C. European Armour circa 1066 to circa 1700. Lnd. 1958; Граветт Кристофер. Рыцари: история английского рыцарства 1200 – 1600. М. 2010.
33. Курэ, Мицуо. Самураи. Иллюстрированная история М. 2007.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 апреля 2017 07:40
    В противоречие тексту статьи все иллюстрации азиатских защитных вооружений (за исключением одного персидского шлема, что не в счет) датированы не ранее 15 века н.э., т.е. началом эпохи огнестрельного оружия, что доказывает, что в таком виде азиаты не имели его раньше.

    Причина - невозможность производства тяжелого защитного вооружения для использования многочисленным мобилизационным войском азиатов (элементарно не было средств для этого).
    1. +2
      17 апреля 2017 15:37
      Вы внимательно читали статью или только картинки смотрели? Описания Усамы ибн Мункыза видели? Он подробно описал и свои доспехи и доспехи ряда других воинов... И никто не говорит, что все были в таких доспехах.
      1. +1
        17 апреля 2017 16:06
        Написать на бумаге можно все, что угодно, а вот где материальные свидетельства в виде самогО тяжелого вооружения азиатов ранее 15 века?

        Я говорю, что такое вооружение было только у азиатских военачальников, но не у рядовых воинов-"рыцарей", азиатских владельцев феодов.
        1. +1
          17 апреля 2017 16:56
          а вот где материальные свидетельства в виде самогО тяжелого вооружения азиатов ранее 15 века?

          Скорее всего просто не сохранилось. То что мы видим в музеях, в основном - разграбленное добро других стран.
        2. +2
          17 апреля 2017 18:53
          Усама как раз и был довольно рядовым. Имел родовой замок Шейзар и земли вокруг... Причем никто из специалистов достоверности его мемуаров не оспаривает! Вы первый... не специалист! Все-таки есть чем гордиться нашей страной. Все идут налево, то обязательно у нас кто-то да двинет направо и будет утверждать, что так оно и надо. К чему такая упертость, я не понимаю...
          1. +1
            17 апреля 2017 19:57
            Цитата: kalibr
            был довольно рядовым

            Мне как не специалисту, понравилось laughing
            1. 0
              17 апреля 2017 21:26
              Я рад! Кстати,"Книга назиданий" Усамы есть в Сети и ее можно почитать...
              1. 0
                17 апреля 2017 22:48
                Усама ибн Мункыз - из семьи правителей сирийского эмирата Шейзар (а не только владельцев одноименного замка)
                http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Usama_Munkyz/
                pred.phtml?id=1568

                Жил в XII веке, в арабской военной иерархии достиг уровня военного начальника (о чем я и говорил). Был лишен своего феода дядей, поэтому был наемником при дворах дамасского, каирского и мосульского халифов.

                "Был довольно рядовым" Kalibr (C) laughing
  2. +2
    17 апреля 2017 07:56
    В результате пушки, мушкеты и пистолеты положили конец рыцарству, как таковому.
    ...Говоря языком классиков:"Железный конь, пришел на смену крестьянской лошадке"..Оружие массового поражения, сменило индивидуальное...Спасибо Вячеслав, фото замечательные...
    1. +2
      17 апреля 2017 11:22
      Вам спасибо! Да, как увидел - сразу подумал, что надо брать и использовать. Крупно и очень красиво, каждый завиток виден. Это надо было столько труда вкладывать в утилитарную вещь... "каску".
  3. +2
    17 апреля 2017 09:51
    Вячеслав Олегович, цикл хороший. Как бы походя, путешествуя по легкому тексту и ярким фотографиям, Вы изложили краткую историю "рыцарства на Востоке", привели аналогии и провели параллели по Европе и Японии. Да, все у всех одинаково!
    Время прошло, овладеть городом не удалось и… зачем им класть головы под его стенами? И они начали возвращаться в свои имения

    подобное и у нас было. "Бояре идучи не идяху". Не то, чтобы уходили с поля боя, просто.. не собирались! Яркая черта вассальных взаимоотношений времен феодализма.
    Неделя началась с хорошего good всем хорошего дня! drinks
    Второе фото, тибетский доспех. У этого тибетского товарища к пищали под стволом приделана выдающаяся вперед кривая "вилка". Что это за устройство? Вряд ли он использовал его как багор в рукопашной схватке. Упор для стрельбы? Кто-нибудь знает?
    1. +1
      17 апреля 2017 11:23
      Цитата: Микадо
      Упор для стрельбы? Кто-нибудь знает?

      Да, это упор для стрельбы! "Ножки" - откидывались и разводились в сторону, как у ДП... Или не разводились. Иногда такие ружья просто ставили на землю на три точки, и стреляли в направлении цели. Первая шеренга - вот так, вторая с колена, третья - стоя. Получался тройной залп убийственной силы! А в Европе только двойные были - стоя и с колена!
      1. +2
        17 апреля 2017 11:52
        вспомнил, я что-то такое читал в художественной литературе про охотничьи ружья в России (в просторечии называемые "берданками") в начале 20-го века. Там тоже фигурировало слово "рожки". Теперь-то я знаю, что это за устройство. hi Да, ничего не скажешь, умнО - я про еще один лишний залп в запасе! good
  4. +2
    17 апреля 2017 10:12
    Вячеслав Олегович, спасибо за цикл статей про рыцарей! Написано как всегда легко и интересно. Может быть теперь и про… дам… love Нет, нет не про «Культ Прекрасной даме», а про женщин- рыцарей. Кто то утверждает, что такие были, а кто то, что такого просто быть не могло. Кто прав?
    Всем удачной недели и хорошего настроения! Со Светлым Праздником! love
    1. +2
      17 апреля 2017 11:28
      Спасибо за поздравление! Вам тоже всего хорошего и пусть Бог, фатум, Судьба или карма будут Вам благоволить! Насчет женщин... Про японских женщин воинов - будет! Про западных... тут так. Несколько лет назад во Франции решили, что в учебниках истории гендерный перекос: все мужчины и они лишь одни. Написали гендерно правильный и там женщины и в крестовые походы ходят, и доспехи носят, но... нету у меня его. А так информации мало. Видимо поперек горла стояло у тогдашних мужчин если не они первые. Поэтому писать на эту тему сложно очень. Но я попробую, хотя скоро не обещаю.
      1. +2
        17 апреля 2017 12:02
        что в учебниках истории гендерный перекос

        я чувствую, они скоро с таким "перекосом" будут про однополую рыцарскую любовь писать.. what Двуполая - это же плохо, и не толерантно вдобавок! wassat В рыцарских романах, поди, кощунственно нарушены права средневековых боевых педерастов - про них просто забыли! wink
        1. +2
          17 апреля 2017 13:13
          я чувствую, они скоро с таким "перекосом" будут про однополую рыцарскую любовь писать.. what
          Это, что ж получиться belay , если заменят «прекрасную даму (женщину)» на …
          «Идеальный рыцарь должен быть искренним, щедрым, добрым, милосердным, отзывчивым, а ещё и влюблённым…..»
          да и анекдот: «Многие женщины мечтают о рыцарях и действительно получают агрессивных плохо одетых мужчин, которые пахнут конём»
          А произведение Ф.Шиллера "Перчатка" перепишут или запретят...
          1. +2
            17 апреля 2017 13:43
            ага. Баллада о рыцаре ордена "Голубой розы" получится.
        2. +1
          17 апреля 2017 15:39
          Так ведь таких сжигали! Есть миниатюры изображающие сожжение рыцарей за связи с оруженосцами!
    2. +3
      17 апреля 2017 12:20
      Нет, нет не про «Культ Прекрасной даме», а про женщин- рыцарей. Кто то утверждает, что такие были, а кто то, что такого просто быть не могло. Кто прав?

      love Уважаемая Елена, если погуглить, и я думаю, Вы это делали, то практически информация везде одна, это упоминание о рыцарском женском "Ордене Топора". Думаю, уважаемый Вячеслав, как профессиональный историк, скажет свое слово, но есть ощущение, что женщины-рыцари, все же красивая легенда более позднего времени. "Известно, что в 1472 году, при осаде бургундцами Бове, атака была отбита под руководством Жанны Аше, члена Ордена Топора. Орден никогда не был расформирован, и предполагается, что он исчез сам по себе, со смертью последней женщины-рыцаря".
      1. В 1472 году действительно бургундская армия под руководством герцога Карла Смелого. Но оборонялись не женщины. В гарнизоне находилось триста человек во главе с Луи де Баланьи.
      2. Что касается Жанны Аше, или Жанна Лэне, в девичье Фурке, то в момент штурма бургундцам удалось установить штандарт на гребне крепостной стены. А шестнадцатилетняя горожанка Жанна Лэне бросилась на солдата с топором в руках и зарубила его, после чего сорвала штандарт и швырнула его в крепостной ров. Позднее это отметит Людовик XI отменой налогов для этой девушке и всех её родных, потомков. Но заметьте, никакого Ордена Топора, Аше - в переводе не топор, а секира, а Жанна Лэне - не рыцарь. P.S. Информация из того же инета, так, что проблема ждет своего серьезного исследователя.
      1. +2
        17 апреля 2017 12:39
        Добрый день, Александр! love Я действительно погуглила, поэтому и возник вопрос. Кто - то уверяет, что были и в Англии, и в Португалии, и в Италии.... Кто - то пишет - сказки.
        Похоже прав Вячеслав Олегович:
        Видимо поперек горла стояло у тогдашних мужчин если не они первые.
  5. +3
    17 апреля 2017 13:56
    Здравствуйте, Вячеслав Олегович!
    Несколько непревычный стиль изложения, скажем так. Вроде и временные реперы есть, однако ощущение - вне времени и пространства. Все таки в указанные временные рамки Азия, Ближний и Средний Восток имели много различных государственных образований. Да еще в это же время там где - то монголы рыщут, Хорезм разрушают, Хулагу - Хан Багдад берет, Абассидов ликвидирует. К середине XIII века власть монголов простиралась от Каспийского моря и Памира до Центрального Китая и лесов Сибири.
    Как по мне, и монгольские рыцари должны присутствовать.
    С Египтом легче. Когда Вы упоминаете египетское рыцарство, я так понмаю - это мамлюки.
    Я бы мамлюкам отдельную статью выделил, все таки явление по своему уникальное.
    Если вникнуть в их историю, то это и сословие, и политическая партия, и профессия, и социальный статус, и даже семья.
    Нет, рано заканчивать. Много осталось за кадром.
    1. +2
      17 апреля 2017 14:05
      Если вникнуть в их историю, то это и сословие, и политическая партия, и профессия, и социальный статус, и даже семья.

      таким же списком были и самураи, и янычары, и стрельцы. Аналогии можно найти drinks
      1. +4
        17 апреля 2017 14:24
        Самураи не подходят в принципе. Стрельцы тоже и по той же причине. Ни те ни другие никогда не набирались из иностранных пленников. Да и образование самураев как социального класса - процесс сложный. Янычары - похоже. Из невольников. Но государства янычар не существовало. А мамлюки практически заложили основу нынешнего Египта.
        1. +2
          17 апреля 2017 14:35
          Стрельцы тоже........ никогда не набирались из иностранных пленников.

          стрелецкое войско было образовано, когда пленные литовцы обучили московское войско "огненному бою". Мелочь, но все же..
          1. +3
            17 апреля 2017 14:59
            О времени появления стрельцов у историков нет однозначного мнения. Исторического документа о создании стрелецкого войска не сохранилось. Все идет по косвенным признакам. Поэтому разброс от конца 15 - начала 16 века (пищальники, Карамзин) до середины 16 века, (Брикс, Бранденбург, Родиславский, Покровский и т.д и т.п.)
            1. +2
              17 апреля 2017 15:00
              процитированная мною версия - от Гумилева, "От Руси до России", у него несколько глав посвящены царско-стрелецким взаимоотношениям.
              1. +3
                17 апреля 2017 15:05
                Моя - Чернов А. В. Вооруженные силы Рyccкого Государства в xv-xvii в.в. — М.: Воениздат, 1954.
                1. +2
                  17 апреля 2017 15:07
                  не будем мЕриться fellow я не настаиваю на правоте Гумилева. Мнений много, Вы сами сказали. hi
                  1. +2
                    17 апреля 2017 15:14
                    Ну настаиваете, так настаиваете. А на какой документ Гумилев ссылается?
                    1. +1
                      17 апреля 2017 15:18
                      мне полностью его прошерстить? wink
                    2. +2
                      17 апреля 2017 16:22
                      - я не настаиваю на правоте Гумилева
                      - Ну настаиваете, так настаиваете.

                      - позвольте..
                      - позвольте Вам не позволить! laughing drinks
        2. +1
          17 апреля 2017 16:32
          А мамлюки практически заложили основу нынешнего Египта.

          вот еще добавить хотел. Если брать тех же стрельцов, то во время Хованщины они вели себя прямо как янычары - требовали преференций и прочих вкусняшек, угрожая бунтом. И избавились от них, фактически, так же, как и от янычар.. То есть, аналогии есть! Пусть не до создания государства, но то, что стрельцы, в какой-то степени, успели государством "порулить" (в смысле, это они считали; на самом деле рулили их начальники, вроде Хованского) - точно.
    2. +2
      17 апреля 2017 15:44
      Здравствуйте, Виктор! Вы совершенно правы,что многое осталось за кадром, но это, так сказать, общий, "направляющий материал" в стиле "галопам по европам". И опять же тема распадается на две - социальная составляющая и собственно оружие и доспехи. Про мамлюков - да, верно, тема интересная. И монголы - очень даже. Так что надо сесть, подумать, полазить по... музеям - что требует времени больше, чем написание статьи, и... написать продолжение.