Меч – как символ Средневековья

60

О Дюрандаль булатный, меч мой светлый,
В чью рукоять святыни встарь я вделал:
В ней кровь Василья, зуб Петра нетленный,
Власы Дениса, божья человека,
Обрывок риз Марии-приснодевы.
(«Песнь о Роланде»)


Меч для эпохи Средневековья - это явно больше, чем простое оружие. Для Средневековья это, прежде всего, символ. Причем в таковом своем качестве он до сих пор используется в военном церемониале в различных армиях на земном шаре, и эту роль у него никакое другое оружие даже и не пытается оспорить. Скорее всего, так будет и в будущем, ведь недаром создатель «Звездных войн» Джордж Лукас оружием всемогущих джедаев сделал лучевой меч и объяснил это тем, что ему требовалось оружие, достойное рыцарей, которые были бы честными, а их помыслы – возвышенными, и которые сражались бы за мир во всей Галактике. Впрочем, в том, что он так решил, нет ничего удивительного. Ведь меч одновременно символизирует собой и крест, а крест не что иное, как символ христианской веры.



Меч – как символ Средневековья

Рисунок Альбрехта Дюрера 1521 года, изображавший ирландских наемников в Нижних землях. Один из двух двуручных, показанных здесь мечей, имеет характерное только для ирландских мечей кольцевидное навершие.

Конечно, многим христианам XXI века от такого сравнения может стать не по себе, но явная склонность к войне и насилию встречается нам не только в Ветхом, но также и в Новом Завете, где от имени абсолютного миротворца Иисуса говорится буквально следующее: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)


Меч XII - XIII вв. Длина 95,9 см. Вес 1158 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

О том, что означают эти слова, могут спорить теологи, но от слова «меч» в этой фразе никуда не уйти. Более того, уже в раннем Средневековье военный предводитель тем и отличался от простого воина, что обладал в качестве оружия мечом, тогда как те имели топоры и копья. Когда в среднем и позднем Средневековье мечами стали обладать и простые воины, меч превратился в символ христианского рыцарства.


Навершие с гербом Пьера де Дре герцога Бретани и графа Ричмонда 1240 – 1250 гг. Вес 226.8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Рыцарь обучался владеть с оружием с самого детства. В семилетнем возрасте он должен был покинуть родительский кров и переехать ко двору какого-нибудь дружественного сеньора-рыцаря, чтобы служить там пажом его даме и в таком вот качестве и проходить свое обучение. Обучаясь многочисленным навыкам слуги, паж одновременно учился и биться на деревянных мечах. В 13 лет он становился уже оруженосцем и мог принимать участие в боях. После этого проходило еще шесть-семь лет и обучение считалось законченным. Теперь оруженосец мог становиться рыцарем или же в качестве «благородного оруженосца» служить дальше. При этом различались оруженосец и рыцарь весьма незначительно: доспехи он имел такие же, как и рыцарь, но меч (так как он им не был торжественно опоясан!) носил не на поясе, он прикреплял к луке седла. Для того чтобы оруженосец стал рыцарем, его должны были посвятить и опоясать мечом. Вот только тогда он мог носить его на поясе.


Шпоры также являлись символом рыцарства. Сначала опоясывали мечом, потом привязывали к ногам шпоры. Это шпоры французского рыцаря XV века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Так что именно наличие меча, пусть даже хотя бы и у седла, являлось в Средние века наглядным отличием свободного человека, имеющего благородное происхождение, от простолюдина или того хуже – серва.


Уже и в доспехах никто не сражался, но их продолжали по традиции делать… для детей и юношества! Перед нами доспехи юного инфанта Луиса, принца Астурийский (1707 – 1724 гг.). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну и, разумеется, не случайно рыцарский меч, если посмотреть на него анфас, так походил на христианский крест. Дужки у крестовины загибать вниз стали лишь с XV века. А до этого дужки у крестовины были исключительно прямые, хотя особых функциональных причин для этого не наблюдалось. Недаром в Средние века крестовину у меча так и называли крестом (тогда как мусульманская сабля соответствовала изгибу полумесяца). То есть это оружие было сознательным образом приравнено к христианскому символу веры. Прежде чем вручить меч кандидату в рыцари, его держали в алтаре часовни, очищая таким образом от всякого зла, а сам меч передавался для вручения посвящаемому священником.


Меч 1400 года. Западная Европа. Вес 1673 г. Длина 102.24 см. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ну, всем простолюдинами и крепостным обычно иметь мечи и носить их запрещалось. Правда, эта ситуация несколько изменилась в эпоху позднего Средневековья, когда свободные граждане свободных городов в числе других привилегий заполучили еще и право на ношение оружия. Меч теперь стал еще и отличием свободного гражданина. Но если рыцарь обучался владению мечом с детства, то… горожанин имел к этому возможность далеко не всегда, что привело в итоге к расцвету искусства фехтования на мечах.


Меч XVI в. Италия. Вес 1332.4 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Естественно, что статусность меча заключалась в целом ряде обстоятельств. Так, дошедшие до нас исторические документы говорят о том, что меч даже средний по качеству равнялся стоимости по меньшей мере четырех коров. Для аграрного крестьянского общества такая цена равнялась целому состоянию. Ну, а высококачественные мечи могли ведь стоить и больше. То есть если сравнивать меч с другими видами оружия, например, боевым топором, боевым цепом или алебардой, то он среди них был самым дорогостоящим. Кроме того, мечи нередко богато украшали, что дело их еще дороже. Так, например, известно, что у Карла Великого и рукоятка его меча, и перевязь к нему были изготовлены из золота и серебра. «Иногда он носил меч, украшенный драгоценными камнями, но такое бывало обычно только по особенно торжественным случаям или когда перед ним представали посольства других народов».


А вот это совершенно уникальный индийский меч XVIII века. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Впрочем, отделка меча в раннем Средневековье пышной никогда не была – поскольку меч был вещью функциональной, особенно если сравнивать их с оружием эпохи Ренессанса, чрезмерно перегруженного всевозможными украшениями. Даже королевские мечи, хотя они и имели позолоченные рукоятки, а их клинки имели гравировку, обычно представляли собой достаточно скромное и в целом практичное, очень хорошо сбалансированное оружие высокого качества. То есть короли этими мечами действительно могли сражаться.


Клеймор 1610 – 1620 гг. Длина 136 см. Вес 2068.5 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Случалось, что и рыцари, и уж тем более короли владели сразу несколькими мечами. Так, у Карла Великого были специальные мечи чисто для представительства и менее украшенные для будничного употребления. В позднем Средневековье воины частенько имели один меч с рукояткой в одну руку и один длинный боевой меч в полторы руки. Уже рукописи IX века отмечают, что маркграф Эберхард фон Фриоль имел целых девять мечей, а некий англо-саксонский князь XI века так и вовсе обладал целой дюжиной мечей, которые по его завещанию после его кончины были разделены между всеми его сыновьями.

Кроме функции социального статуса меч являлся также знаком и административной власти. Например, в сборнике феодального права XIII века «Саксонское зерцало» есть изображение, на котором король получает меч мирской власти от Иисуса, тогда как папа награждается мечом духовной власти. И на церемонии посвящения в рыцари, и при коронации короля или императора меч вместе с короной и скипетром считался точно таким же символом верховной власти. Например, святого Маврикия – имперским мечом Священной Римской империи германской нации, германские короли опоясывались папой.


Чинкведея 1500 г. Италия. Вес 907 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Когда король выходил из церкви, его меч перед ним выносил специальный меченосец, как знак его светской власти и могущества, причем острием вверх. Поэтому должность королевского меченосца на протяжении всей эпохи Средневековья почиталась как одна из наиболее почетных.

Уже в XIV веке городские бургомистры и судьи получали специальные церемониальные мечи, и они тоже в знак высокой власти их владельцев выносились перед ними. Обычно это были роскошно отделанные мечи-бастарды или очень большие двуручные мечи. До нас дошел один такой меч - «должностной меч» города Дублина. Его позолоченная рукоятка имеет характерную граненую головку грушевидной формы и длинное перекрестие. При этом история этого меча известна совершенно точно: в 1396 году он был изготовлен для будущего короля Генриха IV. И, видимо, король им пользовался, поскольку на его клинке есть зазубрины и прочие характерные следы боевого использования.


«Городской меч города Дублина» символизирует административную власть городского мэра.


А так этот меч выглядит во всей своей красе. Ножны, правда, сделаны намного позднее. (Музей Дублина, Ирландия)

Но были и совершенно особые мечи, получившие название «мечей правосудия». Естественно, что это не боевое и уж, конечно, не статусное оружие. Но «меч правосудия» имел очень важное значение, поскольку в Средние века обычное обезглавливание производилось топором, а вот таким мечом рубили головы представителям знати. Помимо демонстрации социальных различий тут была и вполне очевидная практическая причина: казнимый мечом испытывал меньше страданий. Но с XVI века в германских городах преступников из бюргерского сословия тоже стали все чаще обезглавливать мечом. Был создан и особый тип меча именно для палаческих надобностей. Считается, что один из первых таких мечей был сделан в Германии в 1640 году. Но большая часть сохранившихся мечей правосудия датируются XVII веком, причем в начале XIX века их уже перестали употреблять. Последний факт использования такого меча в Германии имел место в 1893 году: тогда с его помощью была обезглавлена женщина-отравительница.


Меч палача 1688 года. Городской музей города Ротваль, земля Баден-Вюртемберг, Германия.

Интересно (насколько такое вообще может быть интересно!) то, что казнь мечом требует использования совсем иной техники, нежели казнь топором. Там осужденному следует положить голову и плечи на плаху – сцена, очень наглядно показанная в замечательном советском кинофильме «Каин XVIII» (1963), – после чего палач топором с широким лезвием рубил сверху вниз, предварительно откинув или срезав длинные волосы жертвы. А вот когда голову рубили мечом, то приговоренному нужно было вставать на колени, а плахи не требовалось. Палач брал меч двумя руками, широко замахивался и с плеча наносил горизонтально рубящий удар, разом сносивший человеку с плеч голову.


Вот так надо было положить голову на плаху, чтобы палач отрубил ее топором. Кадр из фильма «Каин XVIII».

В Англии почему-то «меч правосудия» так и не прижился, и там людей обезглавливали обычным топором. Но все-таки были казни, пусть и немногие, которые выполнялись мечом, что было наглядным свидетельством значимости и события, и инструмента, и того умения, которое для этого требовалось. Когда, например, король Генрих VIII в 1536 году задумал предать казни свою вторую жену Анну Болейн, то… ей отрубили голову именно мечом. Специально для этого вызвали палача из Сен-Омера под Кале. Он-то и обезглавил Анну Болейн всего лишь одним мастерским ударом.

О том, как важен был специалист для обеспечения безболезненности смерти казнимого, наглядно показывает случай, имевший место во Франции в 1626 году: тогда в роли палача выступал неопытный доброволец. Так вот ему понадобилось целых 29 (!) раз ударить мечом, чтобы отрубить голову графу де Шале. И напротив, в 1601 году уже профессиональный палач всего одним ударом сумел обезглавить сразу двух осужденных, связав их спина к спине.

«Мечи правосудия», как правило, имели двуручные рукояти и простые и прямые дужки крестовины. Острие им не требовалось, поэтому оно у них отсутствует. Так что клинок похож на отвертку. Обычно клинки мечей правосудия очень широкие (от 6 до 7 сантиметров), а их общая длина более всего соответствует мечу-бастарду. Весят такие мечи от 1,7 до 2,3 килограммов, имеют длину 900-1200 мм. То есть это нечто среднее между мечом-бастардом и обычным тяжелым двуручным мечом.


А вот так ее отрубали мечом. Сцена казни 1572 года.

На клинках нередко изображались символы правосудия и разного рода поучительные изречения типа: «Бойся Бога и люби право, и будет ангел твоим слугой». Один из мечей правосудия работы золингенского мастера Йоханнеса Бойгеля, сделанный им в 1576 году, на плоскостях клинка имеет следующую стихотворную надпись:

«Если будешь добродетельно жить.
Мечу правосудия твоей головы не рубить».
«Когда этот меч я поднимаю,
То бедному грешнику вечной жизни желаю!»
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    20 апреля 2017 08:01
    Очень характерен эпизод казни Миледи в фильме "Д"Артаньян и три мушкетера"..Сам момент не показан, но эффектно выглядит, когда Миледи откидывает волосы...Спасибо, Вячеслав интересная статья..На деле мечи выглядят простым и эффективным оружием, а не то что сейчас показывают в современно историческом кинематографе, ломаешь голову, для чего эта масса деталей на мечах..
    1. +2
      20 апреля 2017 19:13
      Цитата: parusnik
      а не то что сейчас показывают в современно историческом кинематографе, ломаешь

      Масса деталей на эфесе меча появилась после отказа от использования щита. Каждая "завитушка" у рукояти имела вполне конкретное предназначение при блокировании...
    2. +1
      21 апреля 2017 15:47
      Цитата: parusnik
      эпизод казни Миледи в фильме "Д"Артаньян и три мушкетера"


      "....мечом дороже" (с) ))))
  2. +1
    20 апреля 2017 08:10
    Очень неплохо написано, спасибо.
  3. +1
    20 апреля 2017 08:37
    Так вот ему понадобилось целых 29 (!) раз ударить мечом
    Копец, игиловцы отдыхают.
    А почему мечи вышли из употребления и были заменены на более легкий вариант - шпаги? (надеюсь, не ошибаюсь).
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      20 апреля 2017 11:12
      Может быть, из-за распространения огнестрельного оружия, сделавшего ненужным тяжёлые доспехи?
      Но, кстати, в тяжёлой кавалерии на вооружении долго находились тяжёлые палаши - почти что те же самые мечи.
      1. +2
        20 апреля 2017 12:17
        Да, рубящий меч ушел с появлением сплошных доспехов. Зато появились переходные "инструменты", типа эстоков (может сюда можно отнести и альшпис, клевцы и топоры - несколько другое), предназначенные не столько для разрубания, сколько для пробивания доспеха. А огнестрельное оружие доспехи добило и пришло время шпаг, сабель и т.д.
        Кстати, в английском нет разделения на меч и шпагу оба -sword.
    3. +8
      20 апреля 2017 12:56
      А почему мечи вышли из употребления и были заменены на более легкий вариант - шпаги? (надеюсь, не ошибаюсь).
      Ошибаетесь. Боевая шпага, она же риттершверт - не более легкий вариант меча, а более тяжелый и по массогабаритам более соответствует полуторному мечу.
      Если средний вес одноручного меча XII-XV веков - 1100-1300 грамм при полной длине 80-100 см, то кирасирская шпага XVI-го века в среднем около 1500 грамм при длине 100-115 см.
      Основные отличия:
      1. Клинок шпаги более узкий. Однако при этом он длиннее и толще у гарды. И зачастую имеет не долы, а ребро для большей жесткости. Что обусловлено необходимостью большей прочности клинка для прокалывания тяжелых полных пластинчатых доспехов на полном скаку. Если ранее основным оружием в бою у рыцаря было копье и меч был дополнительным оружием на крайний случай (после копья, шестоперов и клевцов), то у кирасир шпага как раз была основным оружием, которым сражались после короткого залпа в упор из пистолетов и последующего рывка в боевой порядок противника.
      2. Перед основной гардой (внутри дополнительных защитных дужек) имеется ярко выраженное рикассо - незаточенное толстое сужение клинка. Сделано для удобства фехтовального хвата при котором указательный палец обнимает рикассо выше гарды. Такой хват улучшает управляемость и верткость клинка при энергичном фехтовании и улучшает условия для мощного колющего удара.
      3. Обязательная сложная гарда, состоящая из основной обычной гарды (только более тонкой чем на более ранних мечах) и дополнительных дужек, тарелок или их сочетания. Введена из-за широкого распространения в кавалерии пистолетов и необходимости из них стрелять. Из-за чего, в свою очередь, отказались от сверхнадежных, но неудобных латных рукавиц (а нередко и латных перчаток).
      4. Из-за массивной гарды и узкой клиновидной геометрии клинка, баланс клинка сдвинут вплотную к гарде. Поэтому, при большей массе шпаги по сравнению с более ранними мечами, фехтовать ею удобнее и менее утомительно. И значительно быстрее перенацеливать по сложным траекториям при всяких финтах.
    4. 0
      20 апреля 2017 18:09
      Цитата: Prometey
      А почему мечи вышли из употребления и были заменены на более легкий вариант - шпаги? (надеюсь, не ошибаюсь).

      Эволюция холодного оружия - это эволюция в металлургии, а не эволюция в военном деле. Долгое время мечи были просто коротышами - из-за плохой стали, именно поэтому долгое время в армии преобладало древковое оружие (топоры и копья) и лишь с развитием металлургии мечи стали удлинятся до нынешнего вида и... быстро уступили место саблям и шпагам.
      И да - шпага не легче меча, кроме двуручного
      1. +1
        21 апреля 2017 08:14
        Ну ,положим ,фальшион тоже был очень увесистым (а в статье о нем ни слова)
        1. +1
          21 апреля 2017 15:55
          Фальшион или фелчен не меч, а тесак. Это отдельная тема.
  4. +6
    20 апреля 2017 08:49
    Цитата: Prometey
    А почему мечи вышли из употребления и были заменены на более легкий вариант - шпаги? (надеюсь, не ошибаюсь).

    Об этом будет статья персонально для Вас. Но не завтра... заходите на ВО.
    1. +3
      20 апреля 2017 11:09
      Цитата: kalibr
      Об этом будет статья персонально для Вас.

      Хорошо, буду ждать.
  5. +4
    20 апреля 2017 09:16
    «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». (Матфей 10, 34)
    Вы наверное просто запамятовали контекст, откуда взяли сию цитату. Бывает. Эта фраза означает, что если в семье кто то христианин, то его будут гнать и не будут с ним мириться, почему то не дает покоя христианин окружающим, даже если он совсем не показывает того, что он Христа исповедает. На себе проверял. Если кто то в семье становиться христианином, не просто крещенным с каким то богом в душе или еще где, а настоящим христианином, ему просто жития не дадут. Проверено. Даже если окружающим ни слова не говорить о Христе.
    1. +2
      20 апреля 2017 12:42
      В этом году впервые начал поститься. Причем изначально подчеркивал, что не как верующий, а для здоровья. Из всей семьи к этому нормально отнесся только младшенький сын (без малого 6), ито, наверное. только потому. что не понимал смысла этого. Остальные же не то что бы поедом ели, но подколки были постоянные.
      1. +2
        20 апреля 2017 13:20
        Если поститься "для здоровья" можно тяжело заболеть. "Для здоровья" это оооочень вредно. И в итоге возненавидеть все, что связано с постом.
        1. +1
          20 апреля 2017 17:15
          Если делать бездумно, то любая деятельность оооочень вредна. Как и бездеятельность.
        2. +1
          20 апреля 2017 20:49
          Цитата: Velizariy
          Если поститься "для здоровья" можно тяжело заболеть.

          Смотря что иметь целью. wink Анорексия болезнь манекенщиц, а не стоиков. hi
        3. +1
          21 апреля 2017 06:03
          Пост,как и прочие сурьёзные мероприятия, "требует" соответствующей культуры и образованности ! Не следует начинать поститься "внезапно"..вряд ли это получится.
      2. 0
        20 апреля 2017 18:13
        Цитата: M0xHaTka
        подколки были постоянные

        Смехуечки, хиханьки да хаханьки? Заслужено кстати, питаться надо правильно, а не поститься.
        1. 0
          20 апреля 2017 20:50
          Цитата: KaPToC
          Заслужено кстати, питаться надо правильно, а не поститься.

          В некоторых случаях голод всё же полезен.
      3. 0
        21 апреля 2017 05:23
        Для здоровья нужно рацион и режим питания подбирать, а не поститься
        1. +1
          21 апреля 2017 06:08
          Пост-это и рацион,и режим питания ! Кто выбирает "кремлёвскую" диету,кто -"голливудскую"...но пост-это ещё и ритуал,обряд .
    2. 0
      10 мая 2017 14:02
      если податься в буддизм, то вообще никто ничего не скажет
  6. +3
    20 апреля 2017 11:22
    Так вот ему понадобилось целых 29 (!) раз ударить мечом, чтобы отрубить голову графу де Шале. И напротив, в 1601 году уже профессиональный палач всего одним ударом сумел обезглавить сразу двух осужденных, связав их спина к спине.

    Морис Дрюон описывал подобный случай во Франции 14-го века. В роли палача выступал преступник, которого, кажется, обещали помиловать за то, что он "побудет палачом". Тоже куча ударов.. бррр!
  7. +10
    20 апреля 2017 11:25
    Есть еще один знаменитый меч - образец уже современного оружейного искусства.

    Рыцарский меч, который король Великобритании передал в качестве дара британского народа Сталинграду.

    За основу была взята модель обоюдоострого двуручного меча крестоносцев. Эскиз его разработал профессор искусств Р.М. Глидоу в Оксфорде, получивший личное одобрение Георга VII. За тем, как шло его изготовление, наблюдала комиссия из девяти экспертов от Гильдии золотых дел мастеров Великобритании. Русскую редакцию дарственной надписи выполнил специалист по славянской иконографии, президент кембриджского Пембрук-колледжа сэр Эллис Х. Миннз. На клинке – надписи на двух языках. На русском: «Гражданам Сталинграда * крепким как сталь * от короля Георга VI * в знак глубокого восхищения британского народа». И на английском: To the steel-hearted citizens of Stalingrad * The gift of King George VI * in token of homage of the British people».

    Честь изготовления «Меча Сталинграда» была предоставлена всемирно известной оружейной компании «Уилкинсон». Лезвие выковали кузнецы-оружейники Том Бизли и Сид Роуз, каллиграф Мрвин С. Оливер и серебряных дел мастер капрал Королевских ВВС Великобритании Лесли Дж. Дурбин. Выпуклый клинок обоюдоострого двуручного меча выкован вручную из первоклассной шеффилдской стали. Общая длина его — около 4 футов (122 см).
    Гарда - из чистого серебра, её позолоченные дужки, загнутые в сторону клинка, выполнены в виде голов леопардов. Двуручная рукоятка обвита 18-каратной золотой проволокой. В рукоять вмонтирован огромный кристалл чистейшего горного хрусталя, в торце головки которого - золотая роза Тюдоров. Ножны —темно-красного цвета, из кожи персидского ягненка, украшены посеребренным королевским гербом, короной и вензелем, а также пятью серебряными По мнению экспертов оружейного ремесла, меч Сталинграда можно считать одним из шедевров оружейного искусства современной эпохи. Изготовление меча заняло у британских кузнецов-оружейников 3 месяца. Что характерно британской компанией Wilkinson Sword было выпущено несколько копий меча Сталинграда, одна из которых хранится в Национальном музее военной истории ЮАР.накладками и тремя пятиконечными рубиновыми звездами в золотой оправе.
    1. +1
      20 апреля 2017 12:19
      Красивейшее оружие, конечно,... Но лучше бы лишний конвой в 42 году....
  8. +1
    20 апреля 2017 14:35
    Вячеслав, спасибо, цикл статей про мечи интересен. Какая градацция мечей была на Руси и отношение к ним?
    1. +2
      20 апреля 2017 15:04
      у многоуважаемого Калибра в прошлом году был цикл по мечам. Можно посмотреть публикации. Где-то в июле, кажется. Хотя.. пусть лучше новый цикл напишет! drinks
    2. +3
      20 апреля 2017 15:08
      Все будет! Подождите...
  9. +1
    20 апреля 2017 16:00
    При этом различались оруженосец и рыцарь весьма незначительно: доспехи он имел такие же, как и рыцарь, но меч (так как он им не был торжественно опоясан!) носил не на поясе, он прикреплял к луке седла. Для того чтобы оруженосец стал рыцарем, его должны были посвятить и опоясать мечом. Вот только тогда он мог носить его на поясе.
    Не путайте опоясывание ремнем "mit Riemen" (ага, это оттуда) и способ ношения оружия. И седельный меч "das Schwert für den Sattel" тут вовсе не причем. Вот картинка.Тот что спиной к нам - оруженосец "esquire" ("Schildträger" по нашему))) ). Да Оспрею можете и не верить, но есть море историчных гравюр. Просто первую попавшуюся взял.
  10. 0
    20 апреля 2017 16:55
    Интересно конечно, но жестоко. Добавлю еще немного ужаса. Рубят мясо топором конечно с верху в низ, масса у топора большая и скорость удара не самая высокая, поэтому плаха под голову, поэтому убрать все мешающее. меч же намного более легкий и при рубящем ударе вы просто сломаете меч и принесете страдания жертве. удар мечом наносился с оттяжкой, то есть рубище-режущий,и разогнать меч можно до высокой скорости .поэтому если за меч возьмется мясник, то результат будет ужасен. Меч затупится после первого удара, да еще и удержать его в окровавленных руках будет не просто. В новом завете я что то про меч не помню, перечитаю. Про баланс клинков я наверное поспорю, я не фехтовальщик конечно. но балансировка сдвинута к гарде из за ее легкости, балансировка у некоторых мечей и шпаг была была 3 на 4 как у ятагана. Хотя мне кажется классическая балансировка 2 на 3 лучше
  11. 0
    20 апреля 2017 17:18
    Про качество мечей .В романе Львинное сердце описывается эпизод как была перерублена подушка мечом и как была перерублена домаской саблей шолковая лента. Для меча необходима не дюженная сила . Мечи мало калённые и часто гнулись в бою . В статье упоминается о зазубринах -это результат слабой закалки .Правда это относится к эпохи начала средневековья ,В последствии технологии совершенствоволись но были далеки от булата .Булатная сабля могла перерубить запроство меч .
  12. 0
    20 апреля 2017 18:05
    С мечом или на мече ты солдат!!! Ой нет, все-таки с щитом или на щите? Мечи в привычном нам виде появились совсем недавно, и быстро уступили место саблям и шпагам. Век мечей был недолог.
    1. 0
      20 апреля 2017 21:23
      Мечи в "привычном нам виде" появились в эпоху Великого переселения и использовались до 1492 года, т.е. открытия Америки Колумбом, т.е. за 1000 можно поручиться. Сабля это 10 век, а шпаги начала 16-ого. Если 1000 лет недолго, то что долго?
      1. 0
        20 апреля 2017 22:09
        Меч в "привычном нам виде" (90-100 см) стал оружием всадников, когда у тех появились ленчиковые седла и, главное, стремена. После чего оружие всадников вытеснило оружие пехотинцев - меч-гладиус (50-60 см), естественно, только у дружинников (у ополчения в ходу был хозинвентарь - топоры).
  13. +2
    20 апреля 2017 23:33
    Странно как-то, основная масса изображений мечей - из американских и германских музеев. А в РФских музеях мечей нет? Или как? А. Невский шпагой бился иль самострелом каким?
    1. +1
      21 апреля 2017 06:18
      А.Невский и шпага ? belay lol Такое могли в провинциальном театре "придумать" ,когда Онегин убивает Ленского на дуэли из "смит-и-вессона" ! Или в каком-то фильме мушкетёры "шмаляют" из капсюльных пистолей ! А на Руси "бытовала" сабля в то время,когда "еуропейцы" мерялись шпагами...
    2. +1
      21 апреля 2017 06:59
      Потому, что в западных музеях НИЧЕГО НЕ СТОИТ получить изображение в "паблик домайн", а в нашем... или за деньги, или их вообще нет!
      1. 0
        21 апреля 2017 09:12
        Потому, что в западных музеях НИЧЕГО НЕ СТОИТ получить изображение в "паблик домайн",

        Два раза угу.
        или за деньги, или их вообще нет!

        50 рублей и снимай хоть кино.
        1. +2
          21 апреля 2017 15:40
          50 это надо там быть лично! В Интернете нет НИЧЕГО или, как в Русском музее - 200 р. за фото. Ту же сумму Вам предложат заплатить за фото из журнала "Хистори иллюстрейтид" . И хочется сказать... да подите вы... я и на Метрополитен наберу все тоже даром! И потом, такие фото как у Вас с таким качеством и даром никому не нужны. А еще Вы не знаете, что если Вы попросите съемку не через стекло, а так как дает Метрополитен, то музей с Вас потребует договор и за каждое фото совсем иные деньги. Так что придете Вы в штанах, а уйдете прикрывая срам руками! А у проклятых янки в чем пришел, в том и ушел, да еще и с отличными фотками. Ну не гады ли?!
    3. 0
      14 июня 2017 15:15
      Цитата: barabaner

      2
      barabaner 20 апреля 2017 23:33
      Странно как-то, основная масса изображений мечей - из американских и германских музеев. А в РФских музеях мечей нет? Или как? А. Невский шпагой бился иль самострелом каким?

      Намекаете на отсутствие у русских истории ? " Дуньку " включаете ? Отвечу вам : " Там же где и Янтарная Комната ". Ещё можно было спросить у Якова Михайловича Свердлова и его друзей, но, увы, уже поздно. Вы удовлетворены, "бывший наш соотечественник" ?
  14. 0
    21 апреля 2017 10:28
    По статье:
    Красивые эмоции и ноль смысла.
    1. +1
      21 апреля 2017 15:48
      А-а-а, Чукча не писатель, Чукча критик,да? Напишите без эмоций и со смыслом!
      1. 0
        21 апреля 2017 17:40
        А-а-а, Чукча не писатель, Чукча критик,да? Напишите без эмоций и со смыслом!

        А всё написано и сказано задолго до меня. Видите ли, прохфЭссор, манией величия я не страдаю и с умным видом вещать давным давно всем известные прописные истины желания нет.
        1. 0
          22 апреля 2017 16:06
          А вот у меня есть: желание, умение, и... аудитория. Три кита на которых держится профессия журналиста!
          1. 0
            23 апреля 2017 09:23
            Зато нет соответствующих знаний (особенно в области огнестрельного оружия) и инженерных навыков.
      2. +1
        22 апреля 2017 15:08
        Не обращайте внимания , ваши статьи очень интересны ; даже если я об этом читал раньше , все равно интересно , потому что у вас свой , особенный стиль . Нападки-- это от зависти,
        (Сам не гам и другому не дам ;))).
        1. 0
          22 апреля 2017 16:07
          Да я и не обращаю. А отвечаю потому, что А - это вежливо, Б - позволяет что-то сказать другим, и В - приятно иногда побаландерить развлекухи ради.
        2. 0
          23 апреля 2017 09:19
          Нападки-- это от зависти,

          Чему завидовать?
          Ну что ж, пробежимся по этой статье. И так, о чём в ней говориться:
          1. что меч в средние века был оружием статусным.
          2. что он стоил дорого.
          3. что меч использовался в ряде церемоний.
          4. что меч использовался в качестве орудия казни + описание данной процедуры.
          Более, по сути, ничего. Причём изложение на уровне детского сада и преподноситься с поистине с великим апломбом и распальцовкой на ширине плеч. Впрочем, это касается и остальных "статей" автора.
          Если для вас это "великолепная" статья, то мне вас искренне жаль.
          З.Ы. В комментариях, кстати, присутствует гораздо больший и качественный материал. Но ведь чукча писатель, но нихрена не читатель.
    2. 0
      21 апреля 2017 17:27
      Посмотрите и не страдайте:

  15. +2
    21 апреля 2017 15:30
    Спасибо автору.

    Почему то думал, что мечи гораздо тяжелее.
  16. 0
    21 апреля 2017 20:20
    имевший место во Франции в 1626 году: тогда в роли палача выступал неопытный доброволец. Так вот ему понадобилось целых 29 (!) раз ударить мечом, чтобы отрубить голову графу де Шале.
    Да,Анри де Талейран,граф де Шале,участник одного из заговоров против всесильного кардинала Ришельё.Граф де Шале был приговорён к расчленению(я так понял как в России-четвертование?)но мать графа упросила короля Людовика XIII смягчить приговор и заменить на обезглавливание.Друзья попытались его спасти и устранили палача,но Ришельё предложил какому-то висельнику жизнь в обмен на роль палача.Но есть и другая версия событий.Мстительный Ришельё не просто подобрал "неопытного" палача(есть версия-осуждённого солдата),но и поручил осуждённого де Шале его "особому" вниманию.Так что 29 ударов были сделаны преднамеренно,и смягчение приговора никакой роли не сыграло.В назидание другим возможным заговорщикам,что пощады не будет,даже если король помилует или смягчит наказание.Нечто подобное происходило при казни заговорщиков де Ту,де Сен-Мара.
  17. 0
    21 апреля 2017 21:15
    «Песнь о Роланде»
    Ещё немного истории.Хруодланд(Роланд),маркграф бретонской марки,по легенде,племянник Карла Великого,"Милостью Божией правителя Римской империи,короля франков и лангобардов",погиб 15.08.778г во время испанского похода Карла Великого.При возвращении из Испании в Пиренеях,в Ронсевальском ущелье на арьергард армии,которым командовал Хруодланд(Роланд) напали возмутившиеся баски и перебили весь отряд.что стало для франков настоящим шоком.Позднее,история о битве в Ронсевальском ущелье трансформировалась в различные рыцарские и героические эпосы,в частности,"Песнь о Роланде",христиане-баски стали сарацинами,язычниками,врагами веры,а сам Роланд стал образцом христианского рыцаря.Кстати,не только мечи и кони имели имена собственные,но и некоторые детали снаряжения.Например,рог Роланда звался - Олифант.Коня звали Вельянтиф.Название меча Роланда - Дюрандаль,происходит либо от прилагательного "Dur" - твёрдый,либо от глагола "Durer" - быть прочным.Судьба Дюрандаля остается неясной. Ответ дает "Карламагнуссага", черпающая сведения вероятно, из какого-нибудь французского источника. Карл посылает сначала одного, затем пять славнейших рыцарей, чтобы они взяли меч из рук мертвого Роланда и принесли меч ему. Они тянут меч, но рука Роланда не разжимается. Тогда Карл молится, и меч сам выпадает из руки. Карл снимает с меча рукоять ради заключенных в ней святых мощей, а клинок бросает в воду, "ибо он знал, что никто не достоин носить его после Роланда".
  18. Комментарий был удален.
  19. Комментарий был удален.
  20. 0
    21 апреля 2017 21:20
    Ронсевальская битва (средневековая миниатюра). Противника Роланда изображены сарацинами
    1. 0
      18 июля 2017 16:34
      Согласно "Песне о Роланде") Вряд ли художник представлял себе, как выглядят баски
  21. +1
    22 апреля 2017 14:07
    Меч был символом еще и палачей Средневековья.
    Прогрессия палача в Средневековье была интересной
    «Мой дед был палач. Мой отец был палач. Теперь вот и я - палач. Мой сын и его сын тоже будут палачами», - наверное, именно так мог бы сказать любой средневековый палач, отвечая на вопрос о том, что повлияло на выбор им столь «необычной» профессии. Традиционно должность палача переходила по наследству. Все палачи, проживающие в одном регионе, знали друг друга, а часто даже были родственниками, поскольку для создания семей палачи часто выбирали дочерей других палачей, живодёров или могильщиков. Причиной тому вовсе не профессиональная солидарность, а положение палача в обществе: по своему социальному статусу палачи находились на городском «дне».
    Палачи были в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Это если не древнейшая профессия (не покусимся на святое), то одна из самых древнейших, это точно. А в Средневековье ни один европейский город уже не мог обойтись без палача.
    Казнить преступника, допросить с пристрастием подозреваемого в государственной измене, провести показательную экзекуцию на центральной площади — без палача никак!
    Так что палачи не только казнили, но и пытали.Профессия палача была не так проста, как может показаться на первый взгляд. В частности, это касалось процедуры обезглавливания. Отрубить голову человеку одним ударом топора было нелегко, и особо ценились те палачи, что могли сделать это с первой попытки. Такое требование к палачу выдвигалось вовсе не из гуманности к осужденному, а из-за зрелищности, поскольку казни, как правило, носили публичный характер. Мастерству учились у старших товарищей. В России процесс обучения палачей проводился на деревянной кобыле. На неё клали муляж человеческой спины из берёзовой коры и отрабатывали удары. У многих палачей было что-то вроде фирменных профессиональных приёмов. Известно, что последний британский палач Альберт Пьеррпойнт проводил казнь за рекордное время — 17 секунд.Символом палача (во Франции) был специальный меч с округлым лезвием, предназначенный только для отрубания голов. В России — кнут.Они не носили масок(разве что на казни Карла 1) Работа была официальной. Знали в лицо и даже хотели быть палачом(хотя это наследственное)
    Платили палачам во все времена немного. В России, например, по Уложению 1649 года жалование палачам уплачивали из государевой казны – «годового жалованья по 4 рубля каждому, из губных неокладных доходов». Однако, это компенсировалось своеобразным «социальным пакетом». Так как палач был широко известен в своей местности, он мог, приходя на рынок, брать всё, что ему было необходимо, совершенно бесплатно. В буквальном смысле палач мог питаться так же, как тот, кому он служил. Впрочем, традиция эта возникла не из-за благосклонности к палачам, а как раз наоборот: ни один торговец не хотел брать «кровавых» денег из рук убийцы, но поскольку палач был нужен государству, кормить его были обязаны все.Самым же знаменитым палачом ХХ века являлся француз Фернан Мейсонье. С 1953 им лично было казнено 200 алжирских повстанцев. Фернан Мейсонье (1931-2008). Мейсонье в профессии с 16 лет, и это у них семейное. Его отец стал палачом из-за предоставляемых «выгод и благ»: право иметь боевое оружие, высокая зарплата, бесплатные поездки и налоговые льготы по содержанию пивной. Орудие своей мрачной работы – гильотину «модель 48» — он хранит и сегодня.
    До 2008 года он жил во Франции, получал государственную пенсию и не скрывал своего прошлого. На вопрос, почему он стал палачом, Фернан отвечал, что вовсе не потому, что палачом был его отец, а потому , что палач имеет особый социальный статус, высокую зарплату. Бесплатные поездки по стране, право иметь боевое оружие, а также льготы по налогам при ведении бизнеса
    1. +1
      22 апреля 2017 15:10
      Интересно , спасибо.
  22. 0
    27 июня 2017 10:35
    Про воспитание рыцаря: в пажи отправляли именно рыцарю, а не какой-то даме.Культ дамы был у "готового" рыцаря))))
  23. 0
    18 июля 2017 16:29
    Технический ворос: если конь был в броне, как пользовались шпорами?