Китай намерен создать гиперзвуковой двигатель нового поколения

Как сообщает «Российская газета», в текущем году Исследовательский институт машинного оборудования Пекина намерен провести испытания прототипа новейшего гиперзвукового двигателя, предназначенного для летательных аппаратов и первых ступеней ракет-носителей.



На базе прототипа предполагается создать полноразмерную модель, летные испытания которой ожидается провести до 2025 года.


Как утверждают специалисты, основной проблемой при разработке таких двигателей является узкий диапазон скоростей, в пределах которых он может работать. На текущий момент еще не создана силовая установка, способная разгонять летательный аппарат от нуля до гиперзвуковой скорости (более 5 чисел Маха, или свыше 6,2 тыс. км в час).

Планируется, что в Китае будет создан двигатель, способный разгонять летательный аппарат с нуля до скоростей более 10 чисел Маха. Разработка получила обозначение TRRE (Turbo-aided Rocket-augmented Ram/scramjet Engine).

Уникальность конструкции состоит в том, что под единым кожухом объединены турбореактивный, ракетный и прямоточный воздушно-реактивный двигатели. Сопло данной комбинированной силовой машины имеет изменяемый диаметр - в зависимости от скорости полета и того, какой из трех двигателей сейчас работает.

На первом этапе полета в двигателе предполагается задействовать его низкоскоростную турбореактивную составляющую. На следующем этапе, после достижения двух чисел Маха, осуществляется переход к ракетному и прямоточному двигателю. После шести чисел Маха ракетный двигатель отключается, а прямоточный воздушно-реактивный переходит в гиперзвуковой режим с дополнительной подачей в камеру сгорания жидкого кислорода.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 64

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Stena 12 апреля 2017 09:36
    Ага. Как в анекдоте - "Я же говорил, бабка, что сперва надо дочку родить, а ты - внучку, внучку".
    1. bouncyhunter 12 апреля 2017 09:37
      Свежо предание , да верится с трудом ... У Китая и с обычными авиадвигателями не всё гладко , а тут решили , понимаешь , замахнуться на Вильяма нашего Шекспира - гиперзвуковой двигатель ...
      1. МПК105 12 апреля 2017 09:39
        Позволю себе не согласиться с Вами,дядьки...Китайцы совсем не так давно-в туалет стоя ходили...А сейчас-...А-ЗАВТРА...? wink
        1. Muvka 12 апреля 2017 10:12
          Но закупают движки для танков у Германии, а для самолетов - у нас. И так продолжается не один десяток лет.
          1. Topotun 12 апреля 2017 13:27
            Не совсем так, они могут производить двигатели для самолетов. Но ресурс у них никакой. Но вот для одноразовых изделий (ракет) вполне....
            1. bootlegger 12 апреля 2017 22:16
              Ресурс это обратная сторона эффективности двигателя. Больше рабочее давление - выше удельный импульс и меньше ресурс. И наоборот соответственно...
              1. gridasov 13 апреля 2017 09:54
                Да , но повышение давления и сокращение времени и цикла , как этапа алгоритмического процесса совсем не нарушают добротности двигателя или его ресурса
                1. bootlegger 13 апреля 2017 13:57
                  Ну это от конструкционных материалов уже зависит. В этом и есть проблема китайцев при конструировании ДУ. Материаловедение нельзя заменить расчетами на компьютере, нужны длительные исследования, а это всегда время.
        2. Muvka 12 апреля 2017 10:20
          И еще, я извиняюсь конечно, но вы разве в туалет не стоя ходите?
      2. cniza 12 апреля 2017 09:40
        Привет Паша , проблемы у них со сплавами ... так что это пока хотелки.
        1. bouncyhunter 12 апреля 2017 09:41
          Цитата: cniza
          проблемы у них со сплавами ... так что это пока хотелки.

          Я эту проблему и подразумевал , Витя . hi
          В гипердвигатели нагрузки на материалы повыше чем в обычных будут ...
          1. cniza 12 апреля 2017 09:49
            Эх , восток дело тонкое и Китай просто так не будет вбрасывать информацию.
            1. bouncyhunter 12 апреля 2017 09:59
              Цитата: cniza
              Эх , восток дело тонкое и Китай просто так не будет вбрасывать информацию.

              Пойди пойми что китайцы такими вбросами добиваются ... Похоже на : "Смотри , карась - щука не дремлет !" .
              1. IS-80_RVGK2 12 апреля 2017 14:19
                Цитата: bouncyhunter
                Пойди пойми что китайцы такими вбросами добиваются ...

                Китайских ученым не дают покоя лавры британских. laughing
            2. Starover_Z 12 апреля 2017 10:45
              Цитата: cniza
              Эх , восток дело тонкое и Китай просто так не будет вбрасывать информацию.

              Правильно ! Хотят попарить мозги и наверняка сделать торговцев нашей техникой более сговорчивыми и уступчивыми в ценах !
              Ну а насчёт такого двигателя
              под единым кожухом объединены турбореактивный, ракетный и прямоточный воздушно-реактивный двигатели. Сопло данной комбинированной силовой машины имеет изменяемый диаметр - в зависимости от скорости полета и того, какой из трех двигателей сейчас работает.

              До момента создания рабочего образца или что-то подобное украдут или замылят, "замолчат" эту заявку - как у Нассредина.
          2. inkass_98 12 апреля 2017 09:53
            Цитата: bouncyhunter
            нагрузки на материалы повыше чем в обычных будут ...

            Оттого и фото пепелаца нереалистичное. Все архитектурные излишества просто отпадут в полете. Да и рассчитан, видимо, этот эскиз максимум на сверзхзвук. Да и то сомнительно.
            Кстати, о двигателях. При всем уважении к китайцам - движки к "Сушкам" они все еще покупают у нас, свои не получается сделать на должном уровне.
            1. bouncyhunter 12 апреля 2017 09:58
              Цитата: inkass_98
              Кстати, о двигателях. При всем уважении к китайцам - движки к "Сушкам" они все еще покупают у нас, свои не получается сделать на должном уровне.

              И это тоже хороший аргумент в пользу правоты моих рассуждений . hi
            2. N.O.M.A.D.E. 13 апреля 2017 01:28
              Так это всего лишь картинка к компьютерной игрушке ..) С реальной жизнью и законами аэродинамики, ничего общего нет.
              А по теме, с учётом их проблем с обычными авиодвигателями ни о каких "комбинированых" многорежимных двигателях речи быть не может.
              Кстати, если не ошибаюсь, подобный по идее двигатель штаты уже делали и ставили на sr-71 блэкберд (турбореактивный / прямоточный). Только по скорости всё было скромнее.
              Интересно, почему сейчас штаты не развивают данный двигатель, ведь идея и наработки довольно интересные.
              1. inkass_98 13 апреля 2017 07:27
                Цитата: N.O.M.A.D.E.
                почему сейчас штаты не развивают данный двигатель

                Потому что он требовал специального токсичного и сверхтекучего топлива, обслуживание самолета техниками проводилось в СИЗ, занимало оно времени больше, чем сам полет. При этом МиГ-25/31 летают на керосине, а скорости сопоставимы.
                Насчет заглавного рисунка - я догадываюсь, что это не с натуры рисовалось wink hi .
              2. gridasov 13 апреля 2017 09:57
                В вопросе достижения гипер скоростей важно еще найти правильные идеи , а не интересные и весьма субъективные
      3. лигр 12 апреля 2017 19:25
        Однозначно бред, создать они его может и создадут, на компьютере, на компьютере и испытывать будут, но когда в металл воплощать начнут выйдет фен, чайник и телефон, потому как технологий нету таких у китайцев, а у России есть но поделится ли лона с китаем большой вопрос.
      4. Пришелец 12 апреля 2017 21:46
        Да сказано же - "нового" поколения:) Им просто тот - старого поколения, тупо надоел:)

        А главная проблема там куда глубже. Просто никто ничего совсем не знает, и тем более не понимает про сверхзвуковое горение, без которое не будет никакого гиперзвукового двигателя, хоть присобачь под этим кожухом за супер соплом хоть тюнихового двигла от самого чиса пацанскава Зубила.
        Не, ну, раз китайцам нравиться - пацаны не против:)
    2. НасРать 12 апреля 2017 09:56
      Картинка к статье заслуживает большего внимания, чем статья...

      Китай намерен создать гиперзвуковой двигатель нового поколения


      Между прочим, я намерен прожить лет эдак 120.... bully
      1. Nikolaevich I 12 апреля 2017 10:50
        Цитата: НасРать
        Между прочим, я намерен прожить лет эдак 120.

        Хотеть,говорят,не вредно ! Но стоит ли об этом громко кричать ? no Вдруг ,вашим наследникам такое намерение не понравится ?! stop
    3. xetai9977 12 апреля 2017 12:08
      Китайцы по моему ещё качественный обычный двигатель не могут создавать пока что. Рано им думать о высоких материях
    4. Saburov 12 апреля 2017 20:20
      в текущем году Исследовательский институт машинного оборудования Пекина намерен провести испытания прототипа новейшего гиперзвукового двигателя


      Да ну??? А что разве китайцы научились простые двигатели для истребителей делать, раз на гиперзвук замахнулись. Кототко о том как китайцы любят хвастать. Они трудолюбивая нация, но на прорывы или технические изыски не способны в силу сложившихся исторических обстоятельств. Но браваду любят ещё похлеще США.
      С каждым годом развития промышленности технологии существенно усложнялись, а технологические цепочки становились все длиннее. И восстановить эту цепочку, а главное, конкретные параметры технологических процессов, имея на руках лишь готовое изделие — практически невозможно. Возьмем, к примеру, лопатку турбины высокого давления двигателя АЛ-31. Взяв и исследовав ее, можно легко получить информацию о ее геометрии, в частности, о внутренних охлаждающих каналах. Можно получить более-менее точную информацию о сплаве, использованном в лопатке. В конце концов, сделав микрошлифы, мы приходим к выводу, что лопатка представляет из себя монокристалл. Геометрию скопировать относительно легко. Сплав скопировать уже сложнее. Правильным образом охладить расплав, чтобы центр кристаллизации был всего один — уже чертовски сложно. А ведь именно совокупность всех этих технологических этапов обеспечивает итоговые характеристики изделия. И это только одна лопатка. Один узел в огромном двигателе. Как, имея на руках лишь готовое изделие, выяснить все этапы его производства? Сколько раз заготовка ковалась? Штамповалась? Какому режиму термообработки она была в итоге подвергнута? Были ли промежуточные термообработки между операциями? Этой информации нет, и извлечь ее из готовой сверкающей детали очень, очень сложно, если вообще возможно. Вот поэтому двигатель АЛ-31Ф, который был разработан еще в 70-х, скопирован Китаем только недавно. И результат этого копирования крайне неудовлетворительный: много меньший ресурс, и меньшая удельная тяга, чем у оригинала. И именно поэтому, несмотря на наличие собственной копии, Китай до сих пор закупает АЛ-31 у России. Или возьмем их авианосец Ляолин (Варяг). Достроить они его достроили, а толку что? Его боевой потенциал упал в два, если не в три раза. Отсутствует ударное-ракетное вооружение (к примеру как на Кузнецове П-700 Гранит) ЗРК с дальностью действия всего 6 км, вместо 6 автопушек на Кузнецове, на китайце стоят 3 автопушки Type 1130, комплекс радио-электронной борьбы отсутствует, половина радиолокационного вооружения отсутствует (китайцы и тут лукавят), максимальная авиационная группа в два раза меньше и т.д. Так что просто достроить они смогли, но не более того, так что это лишь пыль в глаза и бахвальство. В результате работ, китайцы получили авианосец с изрядно ослабленными системами вооружения. По сути, корабль может оборонять только себя от нападения не очень большой группы судов. Shenyang J-15 оснащается российским АЛ-31Ф 3й серии (свою копию Shenyang WS-10A они отправили пылиться до лучших времён именно по той причине,которую я описал выше и ресурс планера у него мягко говоря небольшой.

      Так что всё что делает Китай по параметрам заведомо хуже того с чего они его скопировали,так как технологию производства,а вернее технологический задел купить невозможно. Японцы к примеру тоже ничего нового не изобретают,а в основном совершенствуют давно отработанные технологии.
      1. gridasov 12 апреля 2017 21:13
        Проблематика создания двигателя для гиперскоростных полетов в доминирующей своей основе состоит не в материалах которые используются для лопаток турбины, а в том как организован процесс поляризации конструкции и его лопаток в процессе истечения газодинамического потока. Поэтому в контексте вами сказанного камеру сгорания , если ее так можно назвать необходимо вывести за пределы плоскости лопатки . Геометрия такой конструкции весьма проста , но для ее моделирования, как оказывается, компьютер не способен решить эту задачу.
        В конечном счете , чтобы достичь уже на лопатках турбины гипервысоких скоростей газодинамического потока необходимо поляризационные процессы при центробежном вращении лопастей компенсировать процессом обратного направления поляризации .И это делается совершенно не сложно .Поэтому достаточно посмотреть на перспективный двигатель китайцев , чтобы сказать в правильном ли они направлении двигаются или нет.
      2. Вадим237 12 апреля 2017 21:45
        Гиперзвуковой движок проще, чем турбореактивный.
        1. gridasov 13 апреля 2017 09:50
          Абсолютно логично , что это так и должно быть , а имея в наличии концепцию с пониманием сути процессов , все так и есть. К тому же на порядок проще.
    5. Комментарий был удален.
      1. gridasov 13 апреля 2017 10:52
        Не всегда стоит обобщать . Не все русские таковые какие мы их видим , так же как и в любом народе всегда существует баланс людей несущих добродетель и зло.
      2. Stena 16 апреля 2017 11:29
        Цитата: Чукча
        театральных крикливых продажных

        Фото у вас зачетное! Это - пять!
  2. А1845 12 апреля 2017 09:37
    Браво!
    китайцы нашли и прочитали подборку журналов "Техника-молодежи" за 1957 год
    там все это именно так и описывалось
    новость, как всегда, ни о чем
    1. Uncle Lee 12 апреля 2017 09:50
      Цитата: А1845
      "Техника-молодежи" за 1957 год

      Блин ! У меня есть подшивка за 70-80 годы. Надо перепрятать !
      1. Starover_Z 12 апреля 2017 10:42
        Цитата: Uncle Lee
        Цитата: А1845
        "Техника-молодежи" за 1957 год

        Блин ! У меня есть подшивка за 70-80 годы. Надо перепрятать !

        Поздно батенька пить "Боржоми" - китайцы давно все журналы из Сети нашли, скачали и распечатали.
        Похоже не только Техника-молодёжи", но и "Моделист-Конструктор" !
    2. Tusv 12 апреля 2017 10:00
      Цитата: А1845
      китайцы нашли и прочитали подборку журналов "Техника-молодежи" за 1957 год

      Техника молодежи и Юный техник это ваще кладезь мудрости
      1. Екатерина II 12 апреля 2017 10:56
        Цитата: Tusv
        Цитата: А1845
        китайцы нашли и прочитали подборку журналов "Техника-молодежи" за 1957 год

        Техника молодежи и Юный техник это ваще кладезь мудрости

        ЮТ для умелых рук 1.5 млрд населения читают..Левшу.
        был еще польский журнал про опыты химические и физические...
        эхх..а счас Дом 2...
        1. san4es 12 апреля 2017 13:20
          ... hi Ну а как-же:

  3. новичок 12 апреля 2017 09:49
    чем бы дитё не тешилось, лишь бы не плакало. ну пусть пробуют. хотя им бы желательно довести до ума их самолёты 5го поколения(?), а уж потом на гиперзвук.
  4. ЗВС 12 апреля 2017 09:50
    И что-же тут принципиально нового? Эта схема была использована на А-12 в США.
  5. dogens 12 апреля 2017 09:56
    У меня возникают вопросы:
    1). А что у нас (в мире) с материалами которые будут способны выдержать нагрев и нагрузки при разгоне свыше 10 махов?
    2). Можно ли применить такой двигатель в самолетостроение/ракетостроение?
    3). Если такой двигатель будет использоваться в первой ступени ракет, то возникает вопрос нужны ли вторые ступени с меньшим КПД?

    Кто в теме, проясните пожалуйста.
    1. Кубик123 12 апреля 2017 11:04
      Цитата: dogens
      У меня возникают вопросы:
      1). А что у нас (в мире) с материалами которые будут способны выдержать нагрев и нагрузки при разгоне свыше 10 махов?

      Любой спускаемый КА входит в атмосферу на гиперзвуковой скорости.
      Цитата: dogens

      2). Можно ли применить такой двигатель в самолетостроение/ракетостроение?

      В сегодняшней схеме, когда для запуска прямоточного движка сначала аппарат разгоняется до гиперзвука обычным ракетным движком - ответ НЕТ. Потому, что такой аппарат одноразовый. Посадка на нем невозможна. Движок просто отключится при понижении скорости.
      Цитата: dogens

      3). Если такой двигатель будет использоваться в первой ступени ракет, то возникает вопрос нужны ли вторые ступени с меньшим КПД?

      Первой ступенью он быть не может. Для запуска такого движка его сначала нужно разогнать до гиперзвука. Вообще, для космических ракет схема пока бессмысленна, т.к. атмосферный участок для них короткий. Нет смысла огород городить.
    2. Вадим237 12 апреля 2017 21:43
      Материалы имеются карбид тантала температура плавления 3880 градусов, углеродистое волокно 5000 градусов.
      1. gridasov 13 апреля 2017 19:20
        напомню , что температура это производное взаимодействия магнитных силовых потоков поэтому названные вами температуры при гиперскоростях это всего лишь уровень таких взаимодействий. Решения в организации процесса , а не в поиске панецеи в виде материала
  6. Стройбат запаса 12 апреля 2017 09:59
    Гиперзвуковой двигатель нового поколения? А сколько поколений таких двигателей уже создано в Китае? Они вроде еще наши реактивные копировать не научились. Материалы не те, а тут сразу на гипер.
    1. Muvka 12 апреля 2017 10:14
      Они даже танковые движки в Германии закупают. Ну не могут они. Только корпус выплавить. Это все, на что они способны.
  7. винторез 12 апреля 2017 10:22
    Не хочу никого обидеть,но индивид воспитанный копировать и подчиняться не способен создавать что-то новое,он может заниматься украшательством,если сильно напряжётся,то сможет что нибудь модернизировать,но новое?Увы.
    1. voyaka uh 12 апреля 2017 11:26
      Нет ничего более далекого от истины.
      Копирование - обязательный и необходимый этап в любой конструкторской школе.
      И Россия/СССР - не исключение. Не научившись копировать удачные образцы конкурентов,
      не создашь и свои новые.
  8. Nikolaevich I 12 апреля 2017 10:42
    А в чём "уникальность" -то ? Проекты подобных комбинированных установок существуют давно...даже были "поползновения" осуществить кое-какие из них .Вот и китайцы решили заняться таким....там посмотрим:очередное "поползновение" или дело получится... Ну,а как эта новость относительно России: сказка-ложь,но в ней намёк,добрым молодцам урок !
  9. NordUral 12 апреля 2017 10:56
    Ну вот, Китай хоть чему-то снова учится у наших эффективных менагеров. Главное - прокукарекать. Хотя есть у меня подозрения, что ведь сделают, в отличии от наших трепачей.

    А ведь сегодня День космонавтики, надо бы напомнить амерам, что не они первыми в Космос полетели, не они первый спутник запустили. А то носятся со своей Луной, на которой то ли были, то ли не были, да еще своих выпячивают на первые места, не называя ни Гагарина, ни спутник наш. Короче, с праздником, форумчане!
  10. Altona 12 апреля 2017 11:04
    Из какого жаропрочного картона они свои гипер самолеты склеят, стесняюсь спросить? Интересно девки пляшут, по четыре штуки в ряд.
  11. Тургон 12 апреля 2017 11:23
    Хорошая страна, трудолюбивые люди у них все получиться, им можно пожелать только удачи. ОДНО ПУГАЕТ ЖИТЬ ОКОЛО НИХ СТРАШНО, Я ИХ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВИЖУ их больше и больше, нас меньше и меньше. народ за длинным долларам в столицы потянулся, а они пустующие земли осваивают.
  12. voyaka uh 12 апреля 2017 11:31
    Китай - сверхдержва. Номер один по ВВП в мире. И он вышел на этот статус всего за одно поколение. Быстрее, чем Америка в свое время.
    Поэтому пренебрежительные комментарии просто смешны. Это - смесь зависти и страха.
    1. Muvka 12 апреля 2017 11:37
      Ну так понятно. Сколько мяса. Вот если на человека пересчитать, все становится несколько плачевно.
      1. voyaka uh 12 апреля 2017 12:10
        Если пересчитать на человека, то зарплата в Китае уже почти в два раза превысила зарплату в России. В Китай уже ездят на заработки.
    2. IS-80_RVGK2 12 апреля 2017 14:32
      Цитата: voyaka uh
      Китай - сверхдержва.

      Нет.
      Цитата: voyaka uh
      Номер один по ВВП в мире.

      И что? Технологически они слабее Израиля. Хотя в принципе Израиль криптосверхдержава, так что ничего странного.
      Цитата: voyaka uh
      Быстрее, чем Америка в свое время.

      Там и условия были разные.
      Цитата: voyaka uh
      Это - смесь зависти и страха.

      Вот не понимаете вы русских хотя и родились в России.
      1. Zaurbek 12 апреля 2017 21:19
        почему это Китай технологически слабее Израиля? В чем то конкретно может и слабее...Израиль , наверно людей в космос запускает и авианосцы делает? или станки?
  13. Ментат 12 апреля 2017 20:49
    Цитата: voyaka uh
    Китай - сверхдержва. Номер один по ВВП в мире. И он вышел на этот статус всего за одно поколение. Быстрее, чем Америка в свое время.
    Поэтому пренебрежительные комментарии просто смешны. Это - смесь зависти и страха.

    Утверждение о зависти Китаю — помесь невежества и скудоумия.
    «Уровень загрязнения воды, атмосферы и городов в Поднебесной – один из самых высочайших на планете. В большей части крупных китайских городов допустимые нормы загрязнения атмосферы превышаются в пять и более раз».
    «Около 75% рек и 90% грунтовых вод загрязнены. В некоторых реках уровень загрязнения достиг такого уровня, что вода из них не годится даже для сельского хозяйства».
    «Уровень загрязненности почвы в КНР считается государственной тайной. Во всяком случае, Министерство охраны окружающей среды отказалось обнародовать эти данные».
    «Над третью территорий страны проходят кислотные дожди, причиняющие серьезный вред человеческому здоровью. По исследованиям Всемирного банка, в городах от смога ежегодно погибает около 750 тыс. человек(!)» (http://www.chinamodern.ru/?p=16054)
    750 000 ЕЖЕГОДНО УМИРАЕТ… от смога. Вряд ли это можно назвать «смог», скорее концентрация опасных газов, выросшая чуть ли не до боевой.
    Канцерогены в воздухе тянут за собой туберкулёз и онкологические заболевания.

    Считаете вот этому можно завидовать? Себе такое же хотите?

    А вы думали, Китай рванул вперёд за одно поколение просто так, не заплатив за это свою цену? Наверное, нарвали золотых монет с дерева в стране дураков. Это у вас такое понимание окружающего мира?
    1. мордвин 3 12 апреля 2017 21:14
      Цитата: Ментат
      Считаете вот этому можно завидовать? Себе такое же хотите?

      А им это уже надоело. С конца 2014 г. думают, куда бы всю эту гадость сбагрить. Россия - тоже в числе кандидатов на перевод грязных предприятий. Лично я, к примеру, точно такого не хочу. sad
      1. Zaurbek 12 апреля 2017 21:20
        ради технологического и индустриального рывка нужно чем то жертвовать....
        1. мордвин 3 12 апреля 2017 21:31
          Цитата: Zaurbek
          ради технологического и индустриального рывка нужно чем то жертвовать....

          Ну, они своего добились. А вот чего наша страна добивается - одному Путину известно.
          1. Zaurbek 12 апреля 2017 21:36
            Товарищ Сталин то же добился....вопрос приемлемой цены.за достижения и воли.
      2. voyaka uh 13 апреля 2017 00:06
        Китайцы уже полным ходом выводят химические и металлургические предприятия за границу. Япония сделала это в 80-е , и по той же причине - экология.
        В авиапром у китайцев запланировано вложить триллион долларов за 20 лет.
  14. Куница 12 апреля 2017 21:22
    Нашли, значит где скопировать. Кто-то недоглядел за разработочкой)))
  15. Комментарий был удален.
  16. Феликс 13 апреля 2017 12:43
    единым кожухом объединены турбореактивный, ракетный и прямоточный воздушно-реактивный двигатели.

    И MP3 плеер.
Картина дня