Авиапрому не хватает подъемной силы

42


Как выяснил "Ъ", правительство признало серьезное отставание в выполнении обширных планов по реанимации российского авиапрома. Отрасли не удалось достигнуть ключевых показателей: снизились объемы поставок военных и гражданских самолетов и вертолетов, сдвинулись сроки все контрольные точки проекта нового пассажирского МС-21. Особые сложности возникли там, где предполагается международная кооперация. В результате госпрограмма развития отрасли реализована только на 74%, а оценка эффективности Минпромторга как ее исполнителя оказалась в числе самых низких.



По итогам 2016 года госпрограмма развития авиапрома на 2013-2025 годы выполнена на 74%, говорится в докладе Минэкономики, с которым удалось ознакомиться "Ъ". На нее бюджет выделял около 53 млрд руб., фактические расходы оказались на 10 млрд руб. больше. Тем не менее не была достигнута половина плановых показателей госпрограммы. В частности, вместо 198 самолетов в 2016 году поставлено только 136 машин.

Одной из причин невыполнения показателя стало "негативное влияние антироссийских санкций, ограничивших доступ к внешним рынкам" и сокращение внутреннего спроса на авиатехнику. Кроме того, выполнить госпрограмму помешали ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, девальвация рубля, ограничившая возможности по закупке комплектующих и оборудования за рубежом, сокращение спроса иностранных авиакомпаний на технику. Одной из острейших проблем стала программа импортозамещения узлов, агрегатов и двигателей украинского производства.

В документе признается, что в 2016 году не выполнены контрольные этапы проекта создания самолета МС-21. На конец года были перенесены сроки выпуска рабочей конструкторской документации на версию МС-21-200, в частности, из-за доработки версии МС-21-300. Одним из факторов стали также данные маркетинговых исследований: они показали, что в ближайшие два-три года заказов на МС-21-200 "не ожидается". На год сдвинуто проектирование и подготовка производства опытных образцов МС-21-300, не проведен вылет второго летного образца. Основной причиной стали технические и коммерческие доработки. Представитель "Иркута" (разработчик самолета) сообщил "Ъ", что МС-21-300 готовится к первому полету, сейчас идет тестирование систем, в ЦАГИ завершается сборка МС-21-300 для статических испытаний, производятся четвертый и пятый экземпляры для летных и ресурсных испытаний. В компании утверждают, что у нее есть твердые контракты на 175 МС-21, по которым получены авансы.

Заметный спад, по данным анализа госпрограммы, отмечается и по вертолетам: секвестр гособоронзаказа снизил закупки с плановых 390 единиц до 190. Собеседники "Ъ" объясняют отклонение сдвигом сроков завершения разработки, сертификации и начала серийного производства новых вертолетов, в том числе Ка-62, который пришлось исключить из поставок. На 2017 год было перенесено и начало производства среднего многоцелевого вертолета Ми-38. Кроме того из-за "жестких сертификационных норм" в ряде стран затруднено продвижение на внешний рынок гражданской версии Ми-17. В 2016 году изменилась и структура поставок вертолетной техники за рубеж: снизился спрос на транспортно-десантные вертолеты типа Ми-8, но вырос на боевые Ми-35М, Ми-28НЭ и тяжелые транспортные Ми-26. Поставки остальных типов военных вертолетов за рубеж возможны не ранее 2017-2018 годов — из-за глобального снижения сегмента рынка.

В Минпромторге и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на запросы "Ъ" не ответили, в "Вертолетах России" оперативных комментариев не предоставили. В докладе говорится, что для выполнения госпрограммы Минпромторг хочет "привлекать и материально стимулировать квалифицированные кадры". Темпы производства вертолетов планируется поддержать за счет снижения издержек. Ситуацию также должно улучшить сотрудничество предприятий авиапрома между собой. Но в Минэкономики очень низко оценивают эффективность работы Минпромторга как исполнителя госпрограммы - на уровне 33,3%. Хуже ситуация только у него же по судостроению и промышленности в целом, а также у самого Минэкономики по Калининградской области и Минкавказа по Северному Кавказу.

Исполнительный директор "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что невыполнение плана поставок авиатехники наблюдается из года в год, что "может говорить не о недееспособности промышленности, а о низком качестве планирования". В то же время, уточняет он, финансовые показатели предприятий авиапрома достаточно высоки, и по гособоронзаказу претензий у заказчика нет.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 апреля 2017 06:30
    Как выяснил "Ъ", правительство признало серьезное отставание в выполнении обширных планов по реанимации российского авиапрома. ....снизились объемы поставок военных и гражданских самолетов и вертолетов, сдвинулись сроки все контрольные точки проекта нового пассажирского МС-21. Особые сложности возникли там, где предполагается международная кооперация. В результате госпрограмма развития отрасли реализована только на 74%, а оценка эффективности Минпромторга как ее исполнителя оказалась в числе самых низких.

    Но в Минэкономики очень низко оценивают эффективность работы Минпромторга как исполнителя госпрограммы - на уровне 33,3%.
    Все все знаю, все все понимают... главное, что ни кто ни в чем не виноват...А может и зря. Не мешало бы проверить заинтересованность некоторых людей в таком положении дел
  2. +14
    13 апреля 2017 07:22
    через 16 лет после Великой Отечественной СССР первый в мире человека в космос запустил, самолеты самые лучшие строил- а эти св..чи в правительстве с их по....ым главнюком деньги на авиапром найти не могут !!!
    координации и кооперации им не хватает !!!!
    ох...ли совсем- все виноваты, кроме них самих .....

    PSинтересно, сколько членов из правительства вернуло деньги со своих зарубежных счетов ...
    1. +3
      13 апреля 2017 11:07
      PSинтересно, сколько членов из правительства вернуло деньги со своих зарубежных счетов ...


      интересно, сколько людей с ВО платят налоги в полном объеме и не ищут серых схем ухода от них при наличии бизнеса

      в этой стране расслабились все, не только 1% населения чиновников. Чиновники есть лишь срез общества.
      1. +4
        13 апреля 2017 11:49
        Вы еще вспомните, что пенсии у обычных пенсионеров повысили! Столько денЕг на всех пенсионеров потратили, что одному министру/чинуше и за год не заработать - только за два!
      2. +2
        14 апреля 2017 20:37
        У вас с логикой проблемы. При данных условиях бизнесом можно заниматься только нарушая закон - это факт.
    2. 0
      13 апреля 2017 14:15
      Цитата: петька слесарь
      а эти св..чи в правительстве с их по....ым главнюком деньги на авиапром найти не могут !!!

      Такого о Путине я еще не слышал...товарищ, Вы в своем уме вообще? Весна в голову ударила?
      1. +1
        13 апреля 2017 15:00
        а причем здесь наш Президент
        Владимир Владимирович Путин возглавляет наше государство РФ, а правительство РФ возглавляет другой человек - Дми́трий Анато́льевич Медве́дев - десятый председатель Правительства Российской Федерации (с 8 мая 2012 года)
        Учите матчасть и Вам даже весна не будет срашна
        1. 0
          15 апреля 2017 22:20
          Цитата: петька слесарь
          а причем здесь наш Президент
          Владимир Владимирович Путин возглавляет наше государство РФ, а правительство РФ возглавляет другой человек - Дми́трий Анато́льевич Медве́дев - десятый председатель Правительства Российской Федерации (с 8 мая 2012 года)
          Учите матчасть и Вам даже весна не будет срашна

          Ошибка резидента у вас)) Каждымй нормальный человек в России знает, что всем управляет у нас Путин, и слава богу, вам- продажным врагам этого не понять... Хахаха .. Медведев)) Передай своим, что вам Россию не понять и не победить!!!!!
        2. 0
          17 апреля 2017 15:53
          Только вот главу правительства РФ назначает и снимает с должности именно Президент РФ.
          И между прочим председатель правительства это второе лицо в государстве
    3. 0
      14 апреля 2017 09:33
      Цитата: петька слесарь
      через 16 лет после Великой Отечественной СССР первый в мире человека в космос запустил, самолеты самые лучшие строил- а эти св..чи в правительстве с их по....ым главнюком деньги на авиапром найти не могут !!!
      координации и кооперации им не хватает !!!!
      ох...ли совсем- все виноваты, кроме них самих .....
      PSинтересно, сколько членов из правительства вернуло деньги со своих зарубежных счетов ...

      А Вы готовы жить, как и Советские люди после войны??? Коммуналка, холодная вода и очередь за хлебом?
      Вы же выть начнёте, что всё уходит в оборонку, а как же нам людям...
      Всё идёт своим путём, и сделан серьезный скачок в авиастроении, тяжело, но главное вперёд, за срывы сроков накажут, это к бабке не ходи!
      1. +1
        14 апреля 2017 10:01
        мне 67 лет - и я отлично помню Сильный и Гордый СССР - я вырос в это время
        СССР и ВОВ выиграл и в мировые лидеры вышел после разрушительной войны потому что наших дедов, отцов и нас воспитали патриотами и строка из песни "жила бы страна родная и нету других забот" для наших дедов , отцов и нас - не пустой звук- а принцип жизни...
        не для всех, конечно, но тогда для большинства
        назовите в нынешнем составе правительства хотя бы одного человека , работающего для того, чтобы "жила бы страна родная и нету других забот" (Шойгу исключаем априори)

        PS петька -слесарь - это интернет"псЕвдоним" моего зятя- иногда обсуждаю под ним интересующие темы

        и еще - после внедрения санкций из-за возвращения Крыма суммарный доход нашей семьи снизился процентов на 30 - мы все люди работающие и живем на зарплату - и платить стали меньше и цены взлетели - не умерли- и не умрем- и выть не будем - не такое у нас воспитание
        и страной и Президентом гордимся!
        1. 0
          14 апреля 2017 14:25
          Цитата: петька слесарь
          мне 67 лет - и я отлично помню Сильный и Гордый СССР - я вырос в это время
          СССР и ВОВ выиграл и в мировые лидеры вышел после разрушительной войны потому что наших дедов, отцов и нас воспитали патриотами и строка из песни "жила бы страна родная и нету других забот" для наших дедов , отцов и нас - не пустой звук- а принцип жизни...
          не для всех, конечно, но тогда для большинства
          назовите в нынешнем составе правительства хотя бы одного человека , работающего для того, чтобы "жила бы страна родная и нету других забот" (Шойгу исключаем априори)
          PS петька -слесарь - это интернет"псЕвдоним" моего зятя- иногда обсуждаю под ним интересующие темы
          и еще - после внедрения санкций из-за возвращения Крыма суммарный доход нашей семьи снизился процентов на 30 - мы все люди работающие и живем на зарплату - и платить стали меньше и цены взлетели - не умерли- и не умрем- и выть не будем - не такое у нас воспитание
          и страной и Президентом гордимся!

          Ну жить хуже Вы не от Крыма-нашего стали, а от засилья иностранных товаров, которые с падением рубля к доллару из-за падения стоимости нефти, подорожали в 2 раза...
          Вы тут тень на плетень то не наводите!
          1. 0
            14 апреля 2017 18:18
            экий Вы строгий! а основное-то в моем комменте "не умерли- и не умрем- и выть не будем - не такое у нас воспитание
            и страной и Президентом гордимся!"
            и я ни слова не сказал ,что мы стали жить хуже-не передергивайте - речь шла только о снижении доходов
            отойдите от плетня - и сразу все виднее будет- буквы в моем комменте как надо прочтете - а то,что же вы сразу в тень под плетень -там темно , вот и не поняли половину из прочитанного...

            PS Назовите министров из нынешнего состава правительства, работающих не на свой карман или семью - а на Россию (подсказка - это Шойгу и не Пучков )
        2. 0
          17 апреля 2017 11:43
          Цитата: петька слесарь
          назовите в нынешнем составе правительства хотя бы одного человека , работающего для того, чтобы "жила бы страна родная и нету других забот" (Шойгу исключаем априори)

          Политбюро СССР жил ради людей??? Вы в какой стране жили то? Бред несете полный.
  3. 0
    13 апреля 2017 07:25
    Не потому ли, что как раз Сердюкова хотят посадить одним из главных в Ростех, как раз ведающий всеми этими предприятиями?
    1. +2
      13 апреля 2017 11:10
      как раз ведающий всеми этими предприятиями?


      если он будет заведовать бюджетом и фин потоками - воровать там станет сложнее.

      С 2000 по 2001 годы был заместителем руководителя Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Санкт-Петербургу (специализированная, по работе с крупнейшими налогоплательщиками Санкт-Петербурга). В мае 2001 года назначен заместителем руководителя управления МНС России по Санкт-Петербургу, а в ноябре 2001 года — руководителем этого управления. В 2001 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета

      С февраля 2004 года — руководитель управления МНС России по Москве

      2 марта 2004 года он назначен заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам. Через две недели 16 марта 2004 года стал исполняющим обязанности министра Российской Федерации по налогам и сборам. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 999 назначен руководителем Федеральной налоговой службы России. В 2004 году стал кандидатом экономических наук, тема диссертации: «Концепция и системная организация процесса формирования предпринимательских структур, ориентированных на потребителя»

      Аналитики отмечают одну из решающих ролей Сердюкова в так называемом Деле ЮКОСа

      2006 год — доктор экономических наук, тема: «Формирование и реализация налоговой политики современной России»
  4. 0
    13 апреля 2017 07:52
    "Ъ" уже давно доказал свою необъективность. Поэтому не стоит относиться к приведённым цифрам однозначно, не перепроверив их..
    1. +7
      13 апреля 2017 10:47
      ага , я так это делаю : выключаю телевизор , оглядываюсь вокруг и начинаю бороться с желанием уйти в запой от тоски и безысходности
    2. +1
      13 апреля 2017 14:22
      Цитата: baudolino
      "Ъ" уже давно доказал свою необъективность. Поэтому не стоит относиться к приведённым цифрам однозначно, не перепроверив их..

      Полностью согласен!
      Пора уже запретить ссылки на сомнительные источники. А завтра что, будем Навальному еще верить? С ума посходили??? Вам что, мало новостей по России 24, первому и НТВ???
      Что обсудить нечего??? А дети Донбасса и Алеппо уже не волнуют никого??? Либерастня и тут окопалась!!!
      1. 0
        13 апреля 2017 15:30
        Прочитав ваши комментарии, можно понять, что вы - урапатриот.
  5. +1
    13 апреля 2017 08:12
    Цитата: svp67
    Все все знаю, все все понимают... главное, что ни кто ни в чем не виноват...А может и зря. Не мешало бы проверить заинтересованность некоторых людей в таком положении дел

    А может надо было как Сталин делал?Пригласить главу корпорации себе на загородную дачу,которую охраняет ФСО,и пускай "отдохнёт",вдали от всех,пока план будет не выполнен?И что бы узнали про это другие главнюки.
    1. 0
      14 апреля 2017 14:27
      Тут беда в том , что ФСО тоже за мягкое место взяли - крышевали бизнесменов...
  6. 0
    13 апреля 2017 08:41
    какая разница между этой статьей и вот этой вчерашней Минпромторг не справляется с задачей по реанимации российского авиапрома
    зачем повторять одно и тоже, каждый день, хотя бы месяц подождали, чтобы люди подзабыли!!
    1. +2
      13 апреля 2017 11:12
      что б , хитроплановцы и дудаевские троли понимали что им верят только совсем дебильные
  7. +5
    13 апреля 2017 08:58
    ..Одной из причин невыполнения показателя стало "негативное влияние антироссийских санкций, ограничивших доступ к внешним рынкам" и сокращение внутреннего спроса на авиатехнику..
    Стесняюсь спросить, а что у нас уже не востребовано внутренне авиасообщение? На Урал и Сибирь народ летает через Москву.
    ...невыполнение плана поставок авиатехники наблюдается из года в год, что "может говорить не о недееспособности промышленности, а о низком качестве планирования". В то же время, уточняет он, финансовые показатели предприятий авиапрома достаточно высоки.....
    И где наши эффективные менеджеры с гарвардами и оксфордами? Или их только золотые парашюты интересуют? А вот финансовые показатели хороши, потому что цены задрали по самое не могу, а массовое производство наладить мозгов не хватает. Временщики и халявщики процветают.
    1. +2
      13 апреля 2017 13:10
      Стесняюсь спросить, а что у нас уже не востребовано внутренне авиасообщение?

      Получается, что не востребовано. Самые дешёвые билеты Питер-Москва. В 1500 р уложитесь.А тот же Воронеж- Пенза Вам обойдётся в ползарплаты 8000 р( российской, не московской). Ну нет денег у людей, даже сутки на поезде никого не пугают. И рейсов нет. У нас в Нижнем в аэропорту только вороны остались и Люфтганза пару раз в неделю. Да ещё древние "окурки" Як-40 залетают в чудной раскраске неведомых компаний. Было время, кобенились " на поезде не поеду, трястись 8 часов и прожрёшь столько же". Теперь всё, отлетались....
  8. +6
    13 апреля 2017 10:13
    В то же время, уточняет он, финансовые показатели предприятий авиапрома достаточно высоки

    Эта фраза свидетельствует о том, кто правит производством.
    Им рулят бухгалтеры, а не технические специалисты, хотя должно быть наоборот.
    Инженеру ставят задачу, оговаривают сроки, обеспечивают необходимыми ресурсами, а затем вперед и с песней!
    В оговоренное время принимают у "технического специалиста" работу, и в зависимости от результата:
    "или грудь в крестах или голова в кустах.."
    Задача "бухгалтера" как на фронте во время боя:
    во время выполнения "техническим специалистом" поставленной задачи "во время деньги подносить" (обеспечивать ресурсами).
    Сейчас все наоборот - рулят альтернативно одаренные "бухгалтеры".
    Так что чего расстраиваться, финансовые показатели то достаточно высокие?
    Кому и как задачу поставили, тот так ее и решил... smile
    1. +1
      13 апреля 2017 12:01
      у тестя на заводе один такой "сссециалист", окончивший УРФУ-УПИ , эпюру и купюру спутал ....
      тесть когда рассказывал - там такой был словарь не нормативной лексики, что теща только спросила - там все живы?
  9. +2
    13 апреля 2017 11:19
    Согласен с предыдущими ораторами. Говорильни и лозунгов много, дела мало. Как доходит до реального дела- так сразу вылезают неожиданные неожиданности типа "крокодил не ловится, не растёт кокос". Хотя казалось бы сидит куча специально обученного народа с высшими образованиями, получающего весьма недурственные зарплаты для того, чтоб решать именно эти вопросы. Ан нет, всё время что-то мешает, что-то не дает. Может быть просто задницы надо поднять и заняться своими прямыми обязанностями? Посещает вопрос.
  10. +1
    13 апреля 2017 11:47
    " В то же время, ........ , финансовые показатели предприятий авиапрома достаточно высоки, и по гособоронзаказу претензий у заказчика нет"....

    Хм... Кому - что... В наше время, нынешним руководителям. финансовые показатели являются наиглавнейшими...
    Наверное, так и не доживу до тех времен, когда у руля экономики и промышленности появятся государственники-патриоты, не путающие свой карман с государственным ... request
    1. +1
      13 апреля 2017 13:22
      государственники-патриоты, не путающие свой карман с государственным


      laughing Не доживёте... И раньше дело было не в патриотизме, а том что "свой карман" не набьёшь сильно - купюры вылезут наружу...Теперь карманы бездонные, мода такая.
  11. +1
    13 апреля 2017 12:48
    Ну, вот! Только санкции на пользу пошли, как спад начался! А мы то здесь на ВО кого только не хоронили - и Боинг, и "Антонов", оказывается про себя забыли.... Кому бы это в морду "зрада" крикнуть?...
    1. 0
      13 апреля 2017 14:26
      Цитата: Вождь краснокожих
      Ну, вот! Только санкции на пользу пошли, как спад начался! А мы то здесь на ВО кого только не хоронили - и Боинг, и "Антонов", оказывается про себя забыли.... Кому бы это в морду "зрада" крикнуть?...

      Качество SSJ100 растет, разрабатывается МС21, в армию поступают самолеты 4+ поколения. Рано хороните!!!! И это, как бы это не было неприятно либерастне, только благодаря нашему правительству и лично Владимиру Владимировичу!!! При либерастах все разрушали..пришло время выйти в мировые лидеры!!
      1. 0
        14 апреля 2017 20:46
        Цитата: Al1977
        пришло время выйти в мировые лидеры!!

        Куда? Какие на хрен лидеры? Очнитесь!!! Посмотрите цифры и номенклатуру нашего производства и сравните их с боингом или арбузом....
      2. 0
        17 апреля 2017 16:02
        и где сейчас SSJ100?
  12. +2
    13 апреля 2017 16:13
    Авиапром был в СССР. Сейчас имеются холдинги, ООО, ЗАО ... т.е. система относительно честного освоения бюджетных ассигнований.
    1. 0
      13 апреля 2017 17:46
      Цитата: iouris
      Авиапром был в СССР. Сейчас имеются холдинги, ООО, ЗАО ... т.е. система относительно честного освоения бюджетных ассигнований.

      Авиапром был и в Америке и зарадился в Европе. И это лидирующие компании и никакого отношения к СССР они не имеют. А еще есть частные космические компании. И при этом они не под Путиным...для Вас, наверное, мира кроме СССР и либерастни из 90х нет.
      1. 0
        15 апреля 2017 08:09
        да ладно "не имеют"...все эти Боинги и Эйрбасы ..и сожрали (с потрохами)-наш Российский авиапром...все сейчас принадлежит Боингу (от "лифчиков стюардесс до обучения персонала")..до жили.....
  13. +1
    13 апреля 2017 20:40
    Хорошего пинка под зад не хватает нашему авиапрому, точнее его руководителям. И еще персональной ответственности, за порученное дело, желательно в сроках от 20 до пожизненного, с конфискацией имущества.
  14. 0
    14 апреля 2017 06:31
    Не знаю..чем плохи были Ил 18 (62-86)?...линейка "Тушек" и тп?...создать надежный экономичный двигатель (это реально)...все остальное так ли оно важно?
  15. +2
    14 апреля 2017 11:52
    а меня вот фотка задела за живое...Гляньте, ведь это классический "полумонокок" . Тонюсенькая дюралевая труба, усиленная продольным и поперечным набором. И будет гнуться , скрипеть, дрожать, держать удары ,работать на изгиб и кручение лет этак 30, а то и больше . И с запасом всего-то полторы единицы. Как представишь, столько десятков тонн нагрузят и зальют, движки тягой десятки тонн прицепят и разгонят до 900 км в час. Твою зараза, одна работа по созданию этой конструкции уже гордость за людей. Прежде всего тех советских технарей начиная от 20-х годов и по сегодня.
  16. 0
    14 апреля 2017 20:42
    "В компании утверждают, что у нее есть твердые контракты на 175 МС-21, по которым получены авансы."
    Ну это достижение-е-е-е!!! Особенно на фоне 3,7 тыс заказов на "737МАХ9". Наверное, уже пора наше правительство "слегка" поправить. Государство не должно уходить из экономики, как это оно делает сегодня. Рынок может способствовать развитию экономики государства только при добросовестной конкуренции и примерно равных условиях. Сегодня эти условия совершенно различные двух соседних стран, не говоря о сравнении России и США. Пора Медведеву розовые очки снять и заняться делом.