Potez 75: лёгкий ударный самолёт (Франция)

5
Potez 75 — это легкий ударный самолет, который был разработан во Франции компанией Potez. Самолет создавался в начале 1950-х годов в интересах ВВС Франции, которые не имели в своем составе специализированного самолета для борьбы с различной бронетехникой. Разработкой самолета занимался лично Генри Потез, возглавлявший одноименную компанию. В рамках программы он создал легкий недорогой ударный самолет, который мог нести противотанковое ракетное вооружение. В частности, предполагалось оснастить самолет недавно созданной французской противотанковой ракетой Nord SS.10. В итоге французские военные сделали заказ на 115 машин, однако в 1958 году программа была свернута, был построено всего один экземпляр самолета.

Завершившаяся Вторая мировая стала последним крупным конфликтом в истории человечества, на смену широкомасштабным войнам пришла эра ядерного оружия, которое выступало фактором сдерживания. При этом на первый план во второй половине XX века вышли многочисленные локальные конфликты, а также колониальные войны. В этих условиях в США и Европе приступили к реализации нескольких программ по разработке специфических ударных самолетов, которые получили в США обозначение COIN (Counter-Insurgency, противопартизанские или контрпартизанские). Главной идеей данной программы было создание легкого, дешевого, многофункционального самолета, который можно было бы использовать для поражения малоразмерных и слабозащищенных целей. Такой самолет должен был наносить удары по «мягким», то есть слабо защищенным средствами ПВО целям, осуществлять патрулирование местности, а также выполнять на поле боя функции легкого связного/транспортного самолета.



Реализация данной программы привела к созданию различных боевых летательных аппаратов, предназначенных для борьбы с противником, не обладающим сильной системой ПВО. До начала 1980-х годов именно США и Франция были «локомотивами» в разработке легких штурмовиков по программе COIN. Франция во второй половине XX века стремилась сохранить контроль над своими африканскими колониями, а также Индокитаем, а США использовали подобные самолеты в локальных войнах на территории других стран. К примеру, американский поршневой штурмовик А-1 Skyraider активно использовался американскими военными в Корейской и Вьетнамской войне. При этом для Франции потребность в таких самолетах отпала (потеря колоний). Легкий штурмовик Potez 75 так и не был запущен в серию, а учебно-тренировочные самолет T-28S Fennec, которые активно использовались в Алжире в качестве штурмовиков, были сняты с производства и выведены из эксплуатации.


При этом во Франции изначально рассматривали Potez 75 и как противотанковый штурмовик. Франция еще не успела оправиться от последствий Второй мировой войны, когда на востоке замаячила новая угроза. Холодная война набирала обороты, и в Европе крепло мнение о том, что Советский Союз со своими танковыми армадами сможет в любой момент достичь Ла-Манша и Атлантики. Одновременно с этим опыт прошедших войн показывал, что авиация может достаточно эффективно использоваться против танков. К тому же, французы стали обладателями ряда передовых разработок нацистской Германии, включая ПТУР Nord SS.10, которую они собирались использовать и с самолетов.

В это время Франция уже вела изматывающую войну в Индокитае, которая поглощала огромные суммы из оборонного бюджета страны, поэтому создание противотанкового штурмовика военному ведомству было не по карману. Но данная проблема привлекла внимание известного французского конструктора и предпринимателя Анри Потеза, который приступил к работам по созданию легкого штурмовика в инициативном порядке. Работу над самолетом начало конструкторское бюро предприятия Potez во главе с инженером Делярюлем (Delaruelle), в активе которого уже было создание таких самолетов, как Potez 25 и Potez 630. Новый проектируемый самолет получил обозначение Potez 75, где число 75 было отсылкой к калибру известной французской дивизионной пушки. Это был намек на то, что самолет сможет ее эффективно заменить.

По мнению Потеза, нужно было создать авиационную систему, являющиюся носителем противотанковых управляемых ракет. В качестве такового рассматривался специальный самолет, который был бы в состоянии действовать с любых площадок, расположенных буквально в боевых порядках своих войск. Самолет должен был обладать отменной маневренностью на малой высоте, высокими взлетно-посадочными характеристиками и оснащаться трехколесным неубираемым шасси повышенной прочности, в то же время высокая скорость полета от подобного штурмовика не требовалась.


Чтобы новый самолет могли освоить пилоты, имеющие минимальный опыт полета на легких самолетах, очень большое внимание было уделено простоте управления и пилотирования. Так как при полетах у земли уязвимость легкого ударного самолета от огня из мелкокалиберной зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника увеличивалась, предлагалось обеспечить конструкции повышенную живучесть, а также прикрыть силовую установку и экипаж самолета броней. Так как один пилот не мог одновременно заниматься пилотированием и наводить ПТУР на цель, в состав экипажа был включен также оператор вооружения.

В конечном итоге у специалистов компании Potez получился довольно специфичный самолет с некоторым налетом архаики. Это был цельнометаллический двухбалочный низкоплан с одним двигателем воздушного охлаждения Potez 8-D.32, взлетная мощность которого составляла 450 л.с., размещенным в задней части центральной гондолы и оснащенным толкающим трехлопастным винтом. Самолет также оснащался неубирающимся шасси. В передней части фюзеляжа находилась закрытая кабина оператора вооружения, за ней чуть выше располагалась открытая кабина пилота. При этом обе кабины были прикрыты бронеплитами.

10 июня 1953 года самолет Potez 75 впервые поднялся в воздух, в первом полете штурмовик пилотировал летчик-испытатель Жорж Детрэ. Полет прошел без происшествий. По словам летчика, самолет в небе вел себя очень хорошо. Через 13 дней данная машина была представлена на 20-м Международном авиационном салоне в Ле Бурже, где привлекла к себе внимание гостей выставки и специалистов своим необычным внешним видом. После завершения авиасалона самолет доработали: под крылом разместили 4 узла подвески для ракет, а в носовой части разместили крупнокалиберный 12,7-мм пулемет Browning M2.

Potez 75: лёгкий ударный самолёт (Франция)

В августе того же года самолет был передан французским военным для проведения испытаний. Сначала самолет оказался в летно-испытательном центре в Бретиньи, а затем в аналогичном центре в городе Казо. На самолете выполнили серию испытательных полетов, а также провели боевые стрельбы. В Казо не ограничились запуском ПТУРов и проверкой пулемета, здесь также провели запуски НАР и сброс с самолета легких бомб. Самолет характеризовался, как устойчивый в полете, он вполне подходил на роль легкого носителя различных вооружений. В завершении данная машина приняла участие в 20-дневных маневрах на полигоне в Суассонне. Общий налет штурмовика к тому моменту составлял уже около 90 часов при более чем 200 совершенных взлетах-посадках. В ходе испытаний военными были подтверждены основные летно-технические характеристики самолета: максимальная скорость полета составляла 275 км/ч, скороподъемность — 8 м/с. Для взлета самолету было достаточно площадки длиной всего 100 метров, для посадки хватало 75 метров. Это позволяло использовать штурмовик с полевых грунтовых аэродромов и просто подходящих площадок на местности. Осенью 1953 года самолет вернули заводу-изготовителю, где на него установили лобовые бронестекла, а также усилили трехстоечное шасси, снабдив его обтекателями. Также на самолет была нанесена камуфлирующая окраска.

В начале 1954 года рассматривался вопрос отправки самолета в Индокитай для проведения там войсковых испытаний штурмовика в реальных боевых условиях. Однако Анри Потез, хотя и был не против, опасался, что единственный экземпляр будет потерян в боевых действиях. Пока обсуждалась возможность отправки самолета в Индокитай, 7 мая 1954 года капитулировал французский гарнизон в крепости Дьенбьенфу, стало понятно, что войне конец и самолет туда уже не успевает.

В июне-августе 1954 года самолетом заинтересовалось командование армейской авиации Франции (ALAT). Принимая во внимание вооружение самолета и возможность работать практически из боевых порядков сухопутных войск, в ALAT посчитали, что подобный штурмовик может стать эффективным противотанковым средством, способным оперативно реагировать на запросы сухопутных частей. Одновременно с этим командование ВВС Франции предполагало более широкое использование легкого ударного самолета. Опыт колониальных войн показывал, что подобный самолет можно будет использовать для противопартизанской борьбы и решения «полицейских» задач. Войсковые испытания самолета, проведенные ALAT в конце 1954 года, развеяли мнение о том, что с ним легко может управляться любой пилот, обученный выполнять полеты на легкомоторной технике. У привыкших к «Сесснам» и «Пайперам» пилотов освоение более тяжелой машины было сопряжено с большим количеством трудностей, а при посадках произошло несколько небольших поломок. Также в ALAT посчитали, что самолет на подходит для европейского ТВД, отдав предпочтение вертолету S01221 Djinn, с которого также были произведены успешные пуски ПТУР.


Но Анри Потез не хотел сдаваться и продолжил борьбу за будущее своего самолета. Штурмовик снова был возвращен на завод и подвергся доработкам, которые продолжались до марта 1955 года. В частности самолет наконец-то получил сдвижной фонарь кабины пилота, которая теперь стала закрытой. Помимо этого на выхлопные патрубки двигателя установили пламегасители, а на прежних подкрыльевых узлах была предусмотрена возможность установки 4-х пусковых Matra для 8 105-мм НАР T-10.

В это время набирал обороны конфликт в Алжире, поэтому французский генеральный штаб объявил конкурс на создание самолета, предназначенного для поддержки небольших войсковых подразделений, действующих в отрыве от основных сил. Самолет Potez 75 отвечал данным требованиям. В конечном итоге было принято решение отправить самолет в Алжир, где должны были состояться испытания легкого штурмовика в реальных боевых условиях, а также в жарком африканском климате.

Судя по имеющейся информации, в Алжире самолет пробыл недолго, всего несколько дней, однако успел совершить около 10 боевых вылетов. При этом машина несколько раз обстреливалась с земли из стрелкового оружия, что не привело ни к каким повреждениям. В целом легкий ударный самолет Potez 75 получил положительные оценки, но был выявлен и ряд недостатков. В частности, для жарких условий Северной Африки мощности двигателя в 450 л.с. было недостаточно, требовался новый мотор мощностью 550-600 л.с. Также признавалось, что одного 12,7-мм пулемета явно мало, а обзор из кабины оператора посчитали недостаточным. После возвращения из Алжира вместо одного крупнокалиберного пулемета на самолете установили 4х7,5-мм пулемета MAC 34/39, а инженеры-мотористы компании Potez форсировали двигатель, доведя взлетную мощность до 480 л.с.


В мае 1956 показалось, что самолет ждет светлое будущее. Минобороны Франции подписало с Потезом контракт на поставку 115 легких ударных самолетов Potez 75 для ВВС страны: 15 самолетов установочной серии и 100 самолетов — основной. При этом головной образец необходимо было предоставить военным через 10 месяцев. Установочную серию должно было строить предприятие Потеза, а основную — государственная корпорация SNCAN, которая была объявлена головным субподрядчиком проекта. Пока шла подготовка к выполнению крупного заказа военных, специалисты компании Potez продолжали дорабатывать прототип самолета. Среди прочего был полностью переделан фонарь передней кабины, который теперь обеспечивал оператору практически трехсотградусный обзор. Также сам Анри Потез создал ряд вариантов самолета: разведчик-корректировщик, двухместный учебно-тренировочный, так называемый полицейский и даже сельскохозяйственный вариант.

Время шло, однако работы по самолету не продвигались. К маю 1957 года первый самолет установочной серии так и не был достроен. Причина была достаточно банальной. Францию терзал серьезный политико-экономический кризис, который не в последнюю очередь был связан и с развязанной войной в Алжире. На фоне нехватки финансовых ресурсов ряд оборонных программ был принесен в жертву, такая участь постигла и самолет Potez 75. К тому же, для него нашлась значительно более дешевая альтернатива. США поставили Франции несколько партий учебно-боевых самолетов Т-6 и Т-28, которые после переделки на французских предприятиях, бронировались и вооружались по собственным проектам, что позволяло применять их как легкие ударные машины, которые можно было использовать в локальных войнах.

Таким образом, причин отказа французских военных от легкого ударного штурмовика Potez 75 было несколько. Среди них называют, в частности, аварию опытного экземпляра и сокращение производственных мощностей компании Potez, а также тяжелое политико-экономическое положение Франции, которое привело к свертыванию финансирования многих оборонных программ. Не в последнюю очередь аннулирование контракта было связано с тем, что легкому штурмовику командование армейской авиации предпочло ударные вертолеты. Также стоит отметить, что к концу 1950-х годов Франция лишилась почти всех своих колоний, где подобные самолеты могли использоваться как противопартизанские; вместе с этим отпала и потребность в подобных штурмовиках.


Летно-технические характеристики Potez 75:
Габаритные размеры: длина — 9,15 м, высота — 2,75 м, размах крыла — 13,1 м, площадь крыла — 23,3 м2.
Масса: пустого — 1800 кг, нормальная взлетная — 2500 кг.
Силовая установка — 1 ПД Potez 8D.2 мощностью 450 л.с.
Максимальная скорость — 275 км/ч.
Крейсерская скорость — 225 км/ч.
Посадочная скорость — 110 км/ч.
Скороподъемность — 8 м/с.
Практическая дальность полета — 700 км.
Практический потолок — 8600 м.
Вооружение — 12,7-мм пулемет Browning M2 или 4х7,5-мм пулемета MAC 34/39, до 4-х ПТУР Nord SS.55-10, либо 8 105-мм НАР T-10 на четырех узлах подвески, либо легкие бомбы.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/attack/potez75.html
http://alternathistory.com/zachem-vks-rf-nuzhen-turbovintovoi-shturmovik
http://ru-wunderluft.livejournal.com/141470.html
«Авиация и Время» 2016 № 02 (152) (Юрий Курлин)
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    13 апреля 2017 15:40
    видно, конструкция планера настолько удачна, что есть много аналогов в БПЛА:

    ...и Heron очень похож
    1. +6
      13 апреля 2017 21:57
      Типичная рама, нет тут ничего необычного. ФВ 189...
      1. +7
        14 апреля 2017 07:17
        ...только моторчик в корме wink
    2. +5
      13 апреля 2017 21:58
      Такая конструкция давно известна, обладает целым рядом преимуществ для определённого типа ЛА.

      1. 0
        16 апреля 2017 14:06
        Да, для разведчика само то в то время!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»