Начались испытания новой электроники Т-50

107
Российская компания «Сухой» провела первые летные испытания новой бортовой электроники и микропроцессора истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), сообщает корпоративный журнал «Горизонты» со ссылкой на главного конструктора компании Дмитрия Грибова.

Работы по созданию новой системы "Интегрированная модульная авионика боевых комплексов" (ИМА БК) велись в течение последних четырех лет. Один из заказчиков — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Вычислительная система спроектирована на базе отечественных многоядерных микропроцессоров и новой, отечественной же, операционной системы реального времени,
— говорится в журнале компании, передает "RNS"

Отмечается, что в структуре оборудования Т-50 на компьютер возлагаются функции управления системами самолета, вооружением, а также многорежимная интеллектуальная поддержка пилота.



Центральный компьютер, который одновременно выполняет роль и электронного пилота, и электронного штурмана, и электронного бортинженера, в реальном времени решает задачи по автоматическому распознаванию и определению наиболее опасных целей, построению наиболее оптимального маршрута, оптимальному решению задач применения оружия и обороны самолета, а также реконфигурации систем при отказах. Новая система берет на себя управление почти всеми ключевыми системами самолета — локатором, системой навигации и связи, в то время как ранее для расчета функций каждой системы использовался свой вычислитель,
— сообщается в журнале «Сухого».

Истребитель Т-50 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) разрабатывается конструкторским бюро «Сухой» для Минобороны России. Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. Т-50 является многоцелевым истребителем 5-го поколения, спроектирован для замены в российских ВКС истребителей семейства Су-27 и Су-30.
107 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    14 апреля 2017 14:43
    Врут, ватники, ордынцы, бензоколонка!

    Быть такого не может!
    Вот если бы у власти были немцовы, чубайсы и гайдары, давно бы уже
    США, Израиль и Япония у нас электронику покупали, а Боинг с Эйрбасом уже разорились бы, не выдержав конкуренции с Россией
    1. +7
      14 апреля 2017 14:44
      Старая электроника успела устареть? Шутка, давайте быстрее в войска
      1. +4
        14 апреля 2017 14:48
        Действительно уже 7 лет как летает, а электронику только испытывать стали. Видно отечественную поставили а раньше западная была
        1. +12
          14 апреля 2017 15:03
          Центральный компьютер, который одновременно выполняет роль и электронного пилота...

          По сути получается полный контроль над всем функционалом самолета. Выходит беспилотник по факту.
          Думаю не за горами испытания именно в таком варианте использования данной машины.

          Врут, ватники, ордынцы, бензоколонка!

          Ордынцы - это хорошо! laughing Одели ватники дабы не мерзнуть, и на заправку своей техники.
          1. +2
            14 апреля 2017 15:33
            Контроль - не значит управление, какой нафиг беспилотник, скорее помощник.
            1. +6
              14 апреля 2017 17:15
              Нафиг? Вы, сударь, читали статью? Или некогда было?
              выполняет роль и электронного пилота, и электронного штурмана, и электронного бортинженера, в реальном времени решает задачи по автоматическому распознаванию и определению наиболее опасных целей, построению наиболее оптимального маршрута, оптимальному решению задач применения оружия и обороны самолета, а также реконфигурации систем при отказах. Новая система берет на себя управление почти всеми ключевыми системами самолета — локатором, системой навигации и связи

              Что еще нужно для начала полетов в автономном режиме?
              Разве, что понты и слюни...
              Или по-вашему беспилотник это когда сделано в израиле или в сша?
              1. +2
                14 апреля 2017 19:22
                Если Вы думаете, что этого "почти" достаточно для автономных полетов, то я сомневаюсь. То, что работа ведется именно на эту перспективу - бесспорно. Наличие вышеупомянутых функций в первую очередь это в помощь пилоту. А про Израиль и сша Вы зря, я так не думаю, появятся и у нас, это предопределено (если вы об ударных, разведывательные уже давно на вооружении), кстати Китай пропустили, их еще и там клепают.
                1. +1
                  14 апреля 2017 22:16
                  А как же с реализацией режима возвращения при выходе из строя пилота? Или это не автономный полёт?
                  1. 0
                    14 апреля 2017 22:17
                    Какой я сегодня много национальный! belay
          2. +3
            16 апреля 2017 21:05
            Вы правы, очень близко к этому, но ещё впереди долгий этап испытаний
        2. +1
          14 апреля 2017 17:50
          Цитата: Владимир 38
          Действительно уже 7 лет как летает, а электронику только испытывать стали. Видно отечественную поставили а раньше западная была

          Лишь бы брякнуть..
          По словам Дмитрия Грибова, главного конструктора компании «Сухой» и директора дирекции интеграции КБО, новейшая платформа приходит на смену спроектированной еще в 2004 году вычислительной системе на базе БЦВМ «Багет».
        3. +5
          14 апреля 2017 19:29
          Не знаю как с авионикой, и не знаю где вообще и в каких блоках стоит там наша электроника. Но в РЭБ иностранное все! До последнего резистора и конденсатора и разъема. От нашего открещиваемся как можем, ибо наше не работает как иностранное. Просто я работаю в предприятии которое входит в КРЭТ.
          1. +1
            15 апреля 2017 09:02
            Цитата: ШВЕДский_стол
            Не знаю как с авионикой, и не знаю где вообще и в каких блоках стоит там наша электроника. Но в РЭБ иностранное все! До последнего резистора и конденсатора и разъема. От нашего открещиваемся как можем, ибо наше не работает как иностранное. Просто я работаю в предприятии которое входит в КРЭТ.

            Вы слишком жестоки, сударь и не жалеете вы наших ура патриотов. Написали бы хотя бы многое, а не всё, ведь их может и кондратий жахнуть от такой правды)))
      2. +4
        14 апреля 2017 15:33
        Т-50 - устареет не выйдя в серию, похоже.Надоела эта пустопорожняя
        болтовня о безаналоговой вундервафле Т - 50.
        1. +9
          14 апреля 2017 15:48
          Цитата: aleksfill
          Надоела эта пустопорожняя
          болтовня о безаналоговой вундервафле Т - 50.

          В этой статье вроде ничего такого и нет вроде.... Похоже на рефлекс....
        2. +15
          14 апреля 2017 16:15
          Цитата: aleksfill
          Т-50 - устареет не выйдя в серию, похоже.

          С какого перепугу,уважаемый?Или тупо решили экскрементов на вентилятор накидать?
          Цитата: aleksfill
          Надоела эта пустопорожняя
          болтовня о безаналоговой вундервафле Т - 50.

          Испытания идут согласно графику...ума не хватает глянуть сколько разрабатывали Раптора и Ф-35,да сравнить? fool
          1. 0
            15 апреля 2017 21:27
            Ну про согласованность с графиком не стоит так горячиться.. Если верить даже не самым смелым обещаниям, то самолет уже должен был быть на вооружении..
        3. +8
          14 апреля 2017 16:54
          Так нафига вы открываете новость, да еще и комментарий пишете? Надоело - ну так пройдите мимо.
          А устареет он или нет и пойдет ли в серию - посмотрим.
        4. KCA
          +2
          15 апреля 2017 08:45
          Когда на Сухом Т-10 начали испытывать? Однако до сих пор и СУ-30, и СУ-35 очень даже актуальны, да и СУ-27 не совсем выслужился, готовится не просто самолёт, а платформа на долгие годы
    2. +4
      14 апреля 2017 14:56
      А разве они не у власти?Ладно два персонажа этой когорты сыграли в ящик,но остальные цветут и пахнут..Ладно,статья не об этом-похоже что импортную электронику на нашу поменяли..Теперь можно и молотком вдарить если что...
      Цитата: bulvas
      Врут, ватники, ордынцы, бензоколонка!
      Быть такого не может!
      Вот если бы у власти были немцовы, чубайсы и гайдары, давно бы уже
      США, Израиль и Япония у нас электронику покупали, а Боинг с Эйрбасом уже разорились бы, не выдержав конкуренции с Россией
      1. +1
        14 апреля 2017 15:00
        Цитата: 210окв
        А разве они не у власти?Ладно два персонажа этой когорты сыграли в ящик,но остальные цветут и пахнут..Ладно,статья не об этом-похоже что импортную электронику на нашу поменяли..Теперь можно и молотком вдарить если что...
        Цитата: bulvas
        Врут, ватники, ордынцы, бензоколонка!
        Быть такого не может!
        Вот если бы у власти были немцовы, чубайсы и гайдары, давно бы уже
        США, Израиль и Япония у нас электронику покупали, а Боинг с Эйрбасом уже разорились бы, не выдержав конкуренции с Россией

        Это точно люди у власти те же..
        1. +3
          14 апреля 2017 15:04
          Цитата: Владимир 38

          Это точно люди у власти те же..


          А главное люди не у власти те же!!! В подъездах мочатся и в лесу мусор сваливают(пикничок)
    3. +2
      14 апреля 2017 15:41
      Цитата: bulvas
      США, Израиль и Япония у нас электронику покупали

      Вы наверное удивитесь, а может и нет..? Но Япония у нас медицинских роботов покупает...
      Я удивился по началу, а потом прикинул... Все нормально.
  2. Комментарий был удален.
  3. +1
    14 апреля 2017 14:47
    4 года????
    алё, ребята, вы уже не в каменном веке.
    С такими темпами разработки отставание неизбежно
    1. +10
      14 апреля 2017 14:55
      Цитата: yehat
      4 года????
      алё, ребята, вы уже не в каменном веке.
      С такими темпами разработки отставание неизбежно


      Это .Вы F-35-му скажите..
    2. +4
      14 апреля 2017 15:03
      Цитата: yehat
      4 года????
      алё, ребята, вы уже не в каменном веке.
      С такими темпами разработки отставание неизбежно

      Эх торопыги,едрит мадрид!Как говорил мой комбат:Кто спешит тот дохнет!Матрасники по быстрому приняли на вооружение F-35,и теперь бьются над его болячками.Со временем допилят конечно,но будет ли он так уж хорош вот вопрос!
      1. 0
        14 апреля 2017 15:13
        объединить вычислители в единой системе - 4 года, это вы считаете нормальным?
        не надо ничего выдумывать, оставлять сложные ТЗ, просто положить вместе.
        в F-35 шла другая работа, более комплексная и неконкретная. поэтому так долго.
        1. +5
          14 апреля 2017 15:37
          yehat! Как погода во Франкфурте на Майне? Зарплату не задерживают? Моник нормальный на работе стоИт? А то зрение испортите. laughing
        2. +2
          14 апреля 2017 15:42
          Цитата: yehat
          в F-35 шла другая работа, более комплексная и неконкретная. поэтому так долго.

          Бесконечно..? Конец- то где?
          1. +5
            14 апреля 2017 15:47
            Конец- то где?

            в штаны загляни.
    3. +5
      14 апреля 2017 16:18
      Цитата: yehat
      4 года????
      алё, ребята, вы уже не в каменном веке.

      Вы гляньте сколько выстругивают и доводят до ума электронику Ф-35 и Раптора...и может тогда успокоитесь.
      Цитата: yehat
      С такими темпами разработки отставание неизбежно

      Что серьезно? Так сделайте быстрее,коли такой супер-пупер эксперД. wassat
      1. +6
        14 апреля 2017 16:23
        я руководил IT проектами и отлично представляю, о чем говорю
        4 года в современных условиях - это очень много.
        софт Раптора разрабатывали гораздо раньше и даже 8 лет в тех условиях было бы не много.
        что касается F-35, то разработка его ПО уперлась в то, что ТЗ постоянно расширяется.
        Его функциональность (не путать с эффективностью) в объеме в разы превосходит то, что может оказаться на т50. Поэтому столько проблем и глюков.
        Сейчас мощнее компы, удобне ПО разработки, есть автоматизированные системы тестирования. Накоплен опыт. Многое проще!
        1. +7
          14 апреля 2017 16:35
          Цитата: yehat
          я руководил IT проектами и отлично представляю, о чем говорю

          Оно и видно...то ,что речь идет по сути о том,что "вторым пилотом" в этой системе идет сам истребитель,и если учесть,что сам ПАК ФА-это не фанерная этажерка,а проект МФИ который закладывают на ближайшие пол века,то ваши представления равны просто нулю.
          Цитата: yehat
          что касается F-35, то разработка его ПО уперлась в то, что ТЗ постоянно расширяется.

          Да нет ,уважаемый. Расширением ТЗ тут все не обьяснить...
          Цитата: yehat
          Его функциональность (не путать с эффективностью) в объеме в разы превосходит то, что может оказаться на т50. Поэтому столько проблем и глюков.

          О как...серьезно...сами тестили ПАК ФА и Лаитининг на предмет у кого толще?
          Цитата: yehat
          Сейчас мощнее компы, удобне ПО разработки, есть автоматизированные системы тестирования. Накоплен опыт. Многое проще!

          До нулевых,у нас в РФ вся эта орг индустрия вообще была в зачаточном состоянии...и надо понимать,что проект ПАК ФА-это не просто постройка нового истребителя,а создание боевого комплекса ,который куда сложнее и универсальнее любого истребителя поколения 4.
          1. +4
            14 апреля 2017 16:43
            ну что вы понты какие-то рисуете? Хоть почитали бы, что американцы закладывали в ПО F-35 там список на страницу текста не влезет, а у т50 в одну строчку написать можно то, что сейчас судя по новостям реализовано.
            что касается "до нулевых", то вы очень плохо информированы. Были серьезные разработки еще в СССР.
            ps и программисту совершенно все равно - пишет он ПО для кукурузника или для МФИ.
            важно только то, какое ТЗ и средства реализации.
            1. +9
              14 апреля 2017 16:49
              Цитата: yehat
              ну что вы понты какие-то рисуете?

              Понты ,это ваше-
              а у т50 в одну строчку написать можно то, что сейчас судя по новостям реализовано.

              Вы хоть рядом стояли с ПАК ФА,уважаемый? Чего бред то несете откровенный и не стыдитесь этого? Проект ПАК ФА секретен и что там реализовано и вообще что там есть,вам, не просто знать не положено,вы даже представить этого не можете,в следствии вашей информированности в этом вопросе.Так что угомонитесь,со своим эксперДным мнением,смешно выглядите,ей Богу...
              Цитата: yehat
              Были серьезные разработки еще в СССР.

              Были,в СССР,а не в нулевых,после ЕБН. Или вам без разницы,нулевые или времена Союза?
              1. +6
                14 апреля 2017 17:00
                знаете, я не пилот, а программист последние лет 25
                стоять с ПАК ФА рядом не доводилось, но вот лапшу про программное обеспечение, уж извините, вы мне не повесите. И опять повторю - какая разница куда оно ставится. Есть техническое задание, больше ничего.
                Или вы представляете эпическую картину, что стоит ПАК ФА, облепленный программистами c допуском и ноутами, запитанными от бортового генератора и делают дело? laughing
                не понимаю, что вы пытаетесь доказать!
                Я не зря упомянул, что была работа в СССР - можно было вообще ничего не добавляя, просто взять готовую теоритическую разработку и дать разработчикам ПО для реализации, как основу ТЗ.
                1. +8
                  14 апреля 2017 17:06
                  Цитата: yehat
                  стоять с ПАК ФА рядом не доводилось, но вот лапшу про программное обеспечение, уж извините, вы мне не повесите

                  Кто вам ее вешает то? Что вы конкретно достоверно знаете по тому же ПО для ПАК ФА,кроме того,что журналисты тут вояют ,не понимая о чем пишут?Конкретно можете сказать или так и будете твердить о том,что Ф-35 -это вещчь ,а ПАК ФА -фанерная этажерка?
                  Цитата: yehat
                  я не понимаю, что вы пытаетесь доказать!

                  И не поймете,тк изначально,не имея вообще никакой достоверной инфы о работах по ПАК ФА,вы рассуждаете о том,что он устареет,что все долго и что Ф-35,не в пример Т-50 верх инженерии ,програмирования и софта. Откуда дровишки,уважаемый?
                  1. +6
                    14 апреля 2017 17:16
                    в ПАК ФА в первую очередь пытались реализовать мильтизадачный переключающися интерфейс, когда работу устройств можно контролировать, выводя на 1 и тот же экран, примерно то же самое
                    (я грубо и неточно пытаюсь описать), что уже впервые реализовано в США еще лет 30 назад и с тех пор постоянно развивается, эти интерфейсы регулярно показывают на выставках. Причем в гражданской авиации разработки тоже ведутся. И так уж вышло, что я этим интересуюсь, начиная с программы ATF. Так что довольно неплохо представляю направление работ. Список устройств и алгоритмы для меня загадка, но принципиальную архитектуру обойти сложновато.
                    В общем, на ПАК ФА делали именно ЭТО, а на F-35 это было только началом - там ушли в алгоритмизацию тактических действий и действий в группе, что на Т50 еще впереди.
                2. +3
                  14 апреля 2017 21:47
                  Вы не путайте разработку ширпотребного ПО для винды, вэба или смартфончиков, с их фиговой тучей релизов в месяц, чтобы пипл как можно чаще отбашливал бабло за новые фичи - и пофиг, что есть куча мелких багов - это допустимые издержки-здесь концепция как можно чаще продавать новые фичи-отсюда упоминаемая вами скорость разработки. Совсем другое дело ПО, для промышленной автоматизации (а про военку вообще молчу), здесь концепция совсем другая-главное надежность, многое оборудование годами без остановки работает без всяких обновлений! А по поводу современных средств разработки/отладки/тестирования: все это опять же заточено под массовый сегмент с его уже готовой экосистемой, а если опустится до уровня специфической железяки, то тут то и начинаются грабли. Не знаю на чем для Т-50, но в РФ то процы более-менее вменяемые многоядерки появились то пару-тройку лет назад, а вы не забывайте, что только проц сделать - это даже не половина, а остнастку для разработки: компеляторы, отладчики и т.п. А сделать хороший компилятор (под высокоуровневый язык например плюсы) для новой железяки - сама по себе задача бешено сложная. Вот для эльбрусов знаю си-шный компилятор есть, а вот чтоб они плюсы победили не слышал, а ежели только си, то это процедурщина со всеми вытекающими, в том числе скорость разработки, тестирования, переносимости кода, ведения такого проекта! Вы похоже только программированием высокого уровня занимаетесь, а в низкий уровень ни ногой - вот и заявляете разные разности. По опыту могу сказать, что более-менее вменяемая железяка с нуля получается примерно месяцев через 10-12., т.к. военка - умножаем на 2, а задержка еще в 2 года думаю из-за того, что проц и остнастка к нему сыроваты были - его еще допиливали походу пьесы.
                  1. 0
                    14 апреля 2017 22:34
                    У меня есть уверенность, что для промышленных и военных программных комплексов используются языки программирования на уровне Ассемблера. Программный код в этом случае занимает меньше места и выполняется быстрее. А может я просто слишком устарел и программистов способных программировать на низкоуровневых языках уже нет.
                    1. +1
                      15 апреля 2017 17:21
                      ну код на С мало чем уступает ассемблеру.
                      проблема не в языке, а в том, что для упрощения работы используют общие библиотеки и мастера, которые создают ужасно неэффективный код.
                      к тому же, у военных редко выдающиеся программисты под рукой
                      и условия договоров такие, что люди не горят желанием делать .лучше - главное, чтобы ТЗ соответствовало. Типичный пример происходящего - банк-клиенты. Даже сейчас у некоторых банков этот можно назвать одним словом - маразм.
            2. +3
              14 апреля 2017 23:46
              Цитата: yehat
              ну что вы понты какие-то рисуете? Хоть почитали бы, что американцы закладывали в ПО F-35 там список на страницу текста не влезет, а у т50 в одну строчку написать можно то, что сейчас судя по новостям реализовано.
              что касается "до нулевых", то вы очень плохо информированы. Были серьезные разработки еще в СССР.
              ps и программисту совершенно все равно - пишет он ПО для кукурузника или для МФИ.
              важно только то, какое ТЗ и средства реализации.

              Если железо стали бы проектировать айтишники, то тогда сделано ничего бы не было. Объём программы говорит не о том, что программисты хорошо знают, что делают, а, как раз, наоборот.
              Только незнание задачи, заставляет так витиевато создавать то, что потом прочитать уже никто не может.
              Ибо, кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
              1. 0
                15 апреля 2017 17:23
                вы вообще о чем? ай-ти железо не разрабатывает и не создает постановку задачи, максимум, что могут - это предложить более эффективный алгоритм или средства реализации.
                1. +1
                  15 апреля 2017 18:14
                  Цитата: yehat
                  вы вообще о чем? ай-ти железо не разрабатывает и не создает постановку задачи, максимум, что могут - это предложить более эффективный алгоритм или средства реализации.

                  Я говорю о путаниках, называющих себя айтишниками.
                  Безалаберные и безответственные личности. Пускатели пузырей и пыли.
                  Работа с железом подразумевает жесточайшей лаконичности и точности. Программеры изощряются в допущениях и условностях, которые изобретают сами, и сами в них же тонут.
                  Картина маслом- сидят друг перед другом два спеца. Заказчик и исполнитель. И говорят на разных языках. В конце-концов разработчик (ваш айтишник) говорит себе- да чёрт с ними со всеми, поставлю я сюда проц о ..... ядер. и пусть он сам выбирает себе режимы, которые желает. И скажу ему, что более могучей, гибкой и перспективной системы нет и лет сто не будет.
                  А то, что программа весит тонны, и ч то протестировать такую не удастся никому и никогда- об этом молчу.
                  Сам из разработчиков и встречал подобных на каждом шагу.
                  1. 0
                    17 апреля 2017 09:26
                    большинство этих проблем нужно устранять в спецификациях тз и промежуточных совещаниях с разработчиками.
                    сейчас тотальная проблема в том, что никто не может написать спецификации в силу разных причин.
                    например, я знаю, что язык С лучше работает с железом, чем пролог. И если разработчик попытается на прологе написать драйвер, это должно быть завернуто еще в самом начале
                    а обычно происходит иначе - заказчик вообще не понимает, что заказывает и сверяет заказ по формальным параметрам, не всегда связанным с необходимыми. Например, закажут купить машину для скорой помощи - купит
                    феррари с красным крестом и знойной медсестрой в придачу. Я утрирую, но по факту так очень часто.
                    1. +1
                      17 апреля 2017 10:25
                      Цитата: yehat
                      большинство этих проблем нужно устранять в спецификациях тз и промежуточных совещаниях с разработчиками.
                      сейчас тотальная проблема в том, что никто не может написать спецификации в силу разных причин.
                      например, я знаю, что язык С лучше работает с железом, чем пролог. И если разработчик попытается на прологе написать драйвер, это должно быть завернуто еще в самом начале
                      а обычно происходит иначе - заказчик вообще не понимает, что заказывает и сверяет заказ по формальным параметрам, не всегда связанным с необходимыми. Например, закажут купить машину для скорой помощи - купит
                      феррари с красным крестом и знойной медсестрой в придачу. Я утрирую, но по факту так очень часто.

                      Так именно об этом я и говорю.
                      Но это задача разработчика- вникать в поставленные задачи, изучать предмет, и объяснять заказчику, что получиться, если..... И чем сложнее задачи- тем внимательней нужно вникать. Заказчик платит деньги, и имеет право требовать такого подхода. Обучение заказчика- дело разработчикоа.
                      В этой сфере, кстати говоря, пишутся не ТЗ, а ТТТ. Это в гражданке ТЗ писать может и заказчик, и разработчик.
                      Но у вояк ТТТ пишется только заказчиком. Это сделано как раз для исключения ( по крайней мере- в теории), чтобы подобного не случалось.
                      У меня был случай, когда собирались взять договорную работу (в пору раннего кооперативного движения) три месяца изучали объект с целью понимания технологии производства и автоматизации процессов. Только тогда, когда ясно нарисовалась картина со всеми подробностями и нюансами.....
                      И производство- то было не самое заумное.
    4. +3
      14 апреля 2017 16:48
      Это смотря что Вы ожидаете на выходе. Если полноценную систему навигации и управления с элементами ИИ, дополняющую летчика - то это очень быстро. Если доработку кабины светодиодной подсветкой - то да, долго.
      1. +5
        14 апреля 2017 17:05
        меня всегда умиляли эти "элементы ИИ"
        все эти "элементы" в большинстве своем уступают по сложности шахматным алгоритмам 30 летней давности.
        Для прикладных математиков многое, что вы считаете сложным, реализуется БЕЗ ПРОБЛЕМ.
        1. +2
          14 апреля 2017 17:17
          Не знаю, специаллистом в области алгоритмизации сложных задач не являюсь. но полагаю что вопрос в аппаратной поддержке и их реализации на "железе", и в условиях боевой машины - задача не самая простая. Да и само понятие ИИ может расширяться в ходе работ. Точнее область применения.
          1. +7
            14 апреля 2017 17:21
            раньше была не простая. временя поменялись. Сейчас программирование таких процессов исчисляется не годами, а днями. ИИ до сих пор не создан.
            Все, что делают, это букет прикладных алгоритмов и головоломный сопрягающий их алгоритм, который часто составляется эмпирически, как например, автоматическая стабилизация Су-27 в полете
            1. 0
              15 апреля 2017 21:31
              вы занимаетесь IT в военной сфере или в гражданской? не забывайте что нормативы очень разные - раз. Бюджет не велик - два. Мало денег: либо плохое качество, либо медленно. Лучше второе, чем первое, что мы, видимо, и наблюдаем.
              1. 0
                17 апреля 2017 09:30
                денег в оборонке на это достаточно, сам в этой структуре работал
                медленно из-за других вопросов. Например, исполнитель вовсе не заинтересован в оптимальных решениях. Для сравнения, при Брежневе на оптимизацию алгоритмов уходило до 80% трудозатрат программистов. Сейчас это редко больше 5%, хотя эффективность кода современного ПО заметно ниже. Исполнителю важно с минимальными трудозатратами сделать требуемые ттх.
                При этом, часто уже в процессе выясняется, что ТЗ создано очень неточно и вот на все эти уточнения, согласования и переделывания уходит уйма времени
                Еще времени куча уходит потому, что программистам часто дают не конкретные задачи, а концептуальные, которые нужно еще проектировать.
                Посмотрите, какой бардак сейчас в системах управления боем!. У всех свои узко заточенные комплексы, зачастую лишь частично соответствующие потребностям
                Никакой координации и прочих плюшек, потому, что нет концептуальных решений.
        2. +1
          14 апреля 2017 22:01
          Для прикладных математиков многое, что вы считаете сложным, реализуется БЕЗ ПРОБЛЕМ.
          Вы забываетесь! Здесь дело упирается в атомарное быстродействие и огромное кол-во противоречий. Промышленные системы автоматизации делают не на Windows и ПК, а на специализированных контроллерах с ОС реального времени. А на боевой машине от слаженного действия механизмов зависит жизнь не только пилота, а и тех, кого он должен защищать. Поэтому "программирование" и "IT отставание" здесь не совсем уместные понятия. Здесь нужно не просто программировать, а и "уметь прикрутить транзистор к контроллеру" - т.е. знать еще и физику многих процессов и их взаимосвязь. И именно в это и уперлись американцы - ПО работает на земле, но там, где нужно выполнять быстрые решения - самолет отказывается "правильно" летать.
          1. 0
            15 апреля 2017 17:40
            большинство специалистов для ОС реального времени в промышленности на курсах готовят 2 недели. Сам там был. Проблемы потому, что большинство из них - реально 2 недельные олени, а не программисты.Точно так же, как сейчас тучи 1с-программистов, хотя на самом деле из них программистов - процентов 5-10, не более, а остальные просто средство программирования изучили.
            1. 0
              16 апреля 2017 10:51
              Скажите, Вы можете разработать электронную схему и написать к ней прошивку? Причем схему, критичную к времени выполнения расчетов, например - устройство плавного пуска асинхронных двигателей.
              Если можете, то объедините на одном процессоре еще и контроль за состоянием двигателя (температура, момент на валу и пр.). И, расставив приоритеты в многозадачной системе решите, насколько надежно будет работать данное устройство.
              А в самолете процессов, требующих "немедленного" реагирования сотни, если не тысячи. И в задачу специалиста входит не тупое написание прошивки, а еще и знание физики работы узлов и агрегатов. И отговорки, про "этого не было в ТЗ" здесь не прокатят. Иначе - это не специалист.
              1. 0
                17 апреля 2017 09:39
                знания для этого у меня есть, хотя электроника лично для меня закончилась на уровне процессоров вм-80. Но вы пытаетесь замутить воду! Кто будет требовать от одного человека одновременно владения всеми перечисленными навыками?
                Так персонала не будет, потому что владеть всем этим хорошо могут не тысячи, а десятки. Поэтому, задача начинается со специализации, чтобы эффективно работать.
                Что касается расставления приоритетов, могу только сказать, что часто проблема в другом - в неумелом программировании процессов, из-за которых создается дефицит машинного времени. Часто проблемы и из-за экономии, когда используют самое дешевое железо, забывая о трудоемкости его программирования и обслуживания.
        3. +1
          14 апреля 2017 22:35
          Не уж то стопроцентную защиту от курсантов создали?!! lol
        4. +1
          17 апреля 2017 10:42
          Цитата: yehat
          меня всегда умиляли эти "элементы ИИ"
          все эти "элементы" в большинстве своем уступают по сложности шахматным алгоритмам 30 летней давности.
          Для прикладных математиков многое, что вы считаете сложным, реализуется БЕЗ ПРОБЛЕМ.

          Меня умиляет стремление выполнить задачи наворачиванием сложности. Условностями, допущениями, и разными коэффициентами. И вера в ИИ. Сложное решение простой задачи. Если человек не в состоянии понять собственный алгорить принятия решений ( самого себя изучить по определению невозможно)
          Невозможно понять форму кита, находясь у него в желудке. Эту задачу в принципе, решают, находясь вне его. Нельзя понять себя, находясь в самом себе. Разговоры о ИИ- это отговорка, при невозможности решения задачи.
          Создать сложное- просто. Вот попробуй решить задачу простыми методами. Это- невероятно сложно.
          То что говорить о создании искусственного себя?
  4. 0
    14 апреля 2017 14:48
    Спроектирован для замены су27 и Су 30?Или,как их дополнение?Если как замена,то, их нужно строить сотнями, чего наш бюджет не потянет....
    1. +1
      14 апреля 2017 14:58
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      Спроектирован для замены су27 и Су 30?Или,как их дополнение?Если как замена,то, их нужно строить сотнями, чего наш бюджет не потянет....


      Отсюда вывод - обматываемся простынёй и на кладбище! wassat

      Сотнями!! США урезали свои сотни, по F-22...
      1. +1
        14 апреля 2017 15:08
        Нассать-это Вы так сумничали, fool надо полагать am ?Я просто написал что если по тексту,Су50идет на замену Су27 и Су30,то, мы нужное количество для замены не построим, а Вы написали бред!!!
        1. +3
          14 апреля 2017 15:10
          Цитата: Изгоняющий либероидов
          Нассать-это Вы так сумничали, fool надо полагать am ?Я просто написал что если по тексту,Су50идет на замену Су27 и Су30,то, мы нужное количество для замены не построим, а Вы написали бред!!!


          Аллилуйя! Кто понял, что написано выше? bully
          Заметил, когда нет аргументов - переходят к нику, хамству, еврейству и т.д. у Вас проблемы с моим НИКом? wassat, хотите назвать меня евреем? wassat А нет- либералом ... crying

          не нервничайте - берегите себя! hi
    2. +3
      14 апреля 2017 16:22
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      Спроектирован для замены су27 и Су 30?Или,как их дополнение?Если как замена,то, их нужно строить сотнями, чего наш бюджет не потянет....

      Есть понятие ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ ПАРЫ. При союзе соотношение тяжелых к легким истребителям количественно было на один тяж,два легких. С учетом количества СУ-30,СУ-35, в будущем ПАК ФА ,парк тяжелых истребителей обновляется и довольно хорошо. Затык у нас с ЛФИ и в особенности с легким истребителем поколения 5.
      1. +4
        14 апреля 2017 16:52
        затык...ЛФИ

        этот "затык" - следствие другого "затыка" - общего отставания в промышленности и электронике. ЛФИ требует большей миниатюризации электронного оборудования, чем тяжелый истребитель, поэтому мы вынуждены разрабатывать сначала тяж. со всей начинкой и только после этого пытаться сделать на базе задела ЛФИ
        А отставание создания современных ЛФИ сохранится, пока промышленность сохраняет отставание. Единственное, что можно сделать - лучше интегрировать работу Сухого, Як и Микояна, чтобы обмен разработками и комплектующими был быстрее. Тогда возможно более эффективное планирование работ и меньшее отставание по времени от "флагмана" - проекта, под который разрабатывается новейшая начинка.
        1. +9
          14 апреля 2017 17:12
          Цитата: yehat
          этот "затык" - следствие другого "затыка" - общего отставания в промышленности и электронике.

          Бред полный...МИГ-29 как-то создали лучшим ЛФИ в мире,при явном отставании от матрассов в вопросе электроники и ПО.
          Цитата: yehat
          ЛФИ требует большей миниатюризации электронного оборудования, чем тяжелый истребитель, поэтому мы вынуждены разрабатывать сначала тяж. со всей начинкой и только после этого пытаться сделать на базе задела ЛФИ

          Снова бред...мы тяж начали разрабатывать потому,что два проекта перспективных истребителей мы одновременно элементарно бы не потянули финансово.
          Цитата: yehat
          А отставание создания современных ЛФИ сохранится, пока промышленность сохраняет отставание.

          Очень спорно...хотя бы потому,что наработки у нас есть и они никуда не делись как по МИГ-1.44 так и по Беркуту. При этом еще разрабатывается ПАК ДП(дальний перехватчик) микояновцами,который тоже истребительный комплекс поколения 5...
          Цитата: yehat
          Единственное, что можно сделать - лучше интегрировать работу Сухого, Як и Микояна, чтобы обмен разработками и комплектующими был быстрее.

          А по вашему почему все КБ обьеденили в один концерн?
          1. +6
            14 апреля 2017 17:37
            бред миг29

            вы лукавите, когда миг-29 создавался, не было такого отставания
            но даже если его рассмотреть, электроника существенно ТЯЖЕЛЕЕ, чем на F-16
            бред...мы тяж... два проекта

            вы меня не слышите. ЛФИ создавать за тяжем - самый экономичный способ
            просто попытайтесь понять, что я говорю, а не спорить.
            спорно
            ну не смешите мои тапочки. У нас с элементной базой сейчас просто катастрофа. Мы сильно отстаем и это факт. Еще мешает то, что многие разработки реально ведутся "на коленке" и как попало. Я видел часть таких работ. То, что в Японии или США пытаются встроить в часы, у нас часто размером с футбольный мяч.
            И какая разница, на какой самолет это ставится - это все равно долбаный мяч!
            Все КБ
            объединены пока больше формально, чем реально. Между ними осталась грызня за бюджет
            1. 0
              14 апреля 2017 21:27
              Полностью согласен, наша электроника убита напрочь, все зоводы уничтожили при ЕБН, сейчас пытаемся восстановить, но при нынешних темпах и госуправлении Димы "Ну вы держитесь" хрен когда мы ее восстановим.
              1. 0
                15 апреля 2017 10:57
                Цитата: Goblin13
                наша электроника убита напрочь

                Остаётся делать одно - наши недостатки переводить в наши преимущества. Если не тянем с электроникой, нужно уметь выжигать эту электронику у противника. Идёт такой полк на ламповой начинке и ЭМИ всё вокруг освещает. Так никакой дрон или высокоточный боеприпас не причинит вреда.
              2. +1
                17 апреля 2017 11:38
                Цитата: Goblin13
                Полностью согласен, наша электроника убита напрочь, все зоводы уничтожили при ЕБН, сейчас пытаемся восстановить, но при нынешних темпах и госуправлении Димы "Ну вы держитесь" хрен когда мы ее восстановим.

                Глубоко ошибаетесь. Убита электроника очень давно. С 70 годов. Пока технологния производства У НИХ была относительно крупноразмерна ( сотни микрон на топологии микросхем), мы тырили и копировали. То есть отставали на пару лет. Когда они ушли в десятки микрон, мы сели. Ибо ни точной оптики, ни тончайшей химии, ни самой возможности не было. Сравните- максимальный уровень прибыли, разрешённый при определении оптовой цены в народном хозяйстве в среднем был 17% а в микроэлектронике не спасал и 30%. Основная причина- малосерийное производство только в интересах Министерства Обороны. "Достать" что-то очень хорошее для производства товаров для народа ( миллиардные тиражи) было невозможно.
  5. +1
    14 апреля 2017 14:48
    Что то я в нашу электронику не верю...
    1. +10
      14 апреля 2017 14:56
      Главное подводники, летчики, РВСН,.....ну короче военные РФ - верят.
      1. Комментарий был удален.
        1. +4
          14 апреля 2017 15:25
          Цитата: Изгоняющий либероидов
          Нассать-Вы верите что Земля квадратная????????


          Закусывать надо, дядя !! tongue Пасха скоро, Вы что такой злой? winked
          1. 0
            14 апреля 2017 15:32
            Я трезвый и добрый, lol племянничик lol !!!
            1. +3
              14 апреля 2017 15:46
              Цитата: Изгоняющий либероидов
              Я трезвый и добрый, lol племянничик lol !!!


              а почему путаете слова и задаёте не адекватные вопросы? belay
    2. +1
      17 апреля 2017 11:48
      Цитата: Холуай
      Что то я в нашу электронику не верю...

      Без конкуренции, которой у нас по прежнему, нет, ничего хорошего не будет. Более того, с развалом СССР, когда некоторое подобие конкуренции было- НИИ и производства в Белоруссии, Армении, Прибалтике, Казахстане и проч. Хотя плановой системой разведённые в разные стороны по номенклатуре, но всё же....сейчас убито окончательно.
  6. 0
    14 апреля 2017 14:50
    Не понимаю почему на параде 9 мая их не будет?Завтраками кормят,так хоть какой-то бальзам на душу.
  7. 0
    14 апреля 2017 14:54
    Вот это поворот. А до сих пор его без электроники испытывали?
  8. +4
    14 апреля 2017 14:59
    Цитата: НасРать

    Это .Вы F-35-му скажите..

    Это верно. Электронику и ПО на F-35 доводят до сих пор . Особенно ПО.
    1. +1
      14 апреля 2017 15:02
      И полет первый ажно в 2000 году был.
      1. 0
        14 апреля 2017 15:12
        Цитата: Muvka
        И полет первый ажно в 2000 году был.


        об этом и речь, Вы лишний раз согласились с Ароном Заави...
  9. +2
    14 апреля 2017 15:05
    Центральный компьютер, который одновременно выполняет роль и электронного пилота, и электронного штурмана, и электронного бортинженера, в реальном времени решает задачи по автоматическому распознаванию и определению наиболее опасных целей, построению наиболее оптимального маршрута, оптимальному решению задач применения оружия и обороны самолета, а также реконфигурации систем при отказах. Новая система берет на себя управление почти всеми ключевыми системами самолета

    Летчик все больше превращается в пассажира. Осталось передать ему в управление "рой" беспилотных истребителей и бомбардировщиков с мощной боевой нагрузкой и можно будет говорить о 6-ом поколении.
  10. +3
    14 апреля 2017 15:10
    Четыре года на такую электронику - это бегом бежали... good Чрезвычайно важная новость - и процессоры свои, и ПО, и отладка прошла успешно, раз к испытаниям допустили.
    Кто помнит, у амеров на Фу-35м до сих пор то одно, то другое вылезает. А уже в серию пошел.
    1. 0
      15 апреля 2017 11:00
      Цитата: Горный стрелок
      у амеров на Фу-35м до сих пор то одно, то другое вылезает

      Наверное у них китайские комплектующие и программисты.
  11. 0
    14 апреля 2017 15:42
    Как греет новость, что начали в авионике использовать наши процессоры ) Доживу ли до русских компьютеров? Да чтоб языки программирования были на русском, чтобы зарубежные хакеры вообще зуб сломали об такой гранит науки!!!
    1. 0
      14 апреля 2017 16:38
      английский используют именно за простоту его , за его короткие слова и отсутствия всяческих изысков , которыее например в немецком или русском присутствуют . Но в русских компьютерах ( ну язык программирования ) надо не сколько русский язык а именно русский матерный использовать .. Вот тут тогда точно никакие хакеры не страшны . Ну и простота построения алгоритмов будет еще быстрее и понятнее чем в английском , но только для профи )))
      1. +1
        14 апреля 2017 22:53
        Это будет очень компактный язык программирования, если смогут в процессоре организовать поддержку команд с общим корнем "хрен" и точное распознавание контекстного наполнения коротких и как правило ёмких командных строк! laughing
        1. +1
          15 апреля 2017 11:09
          Цитата: sharp-lad
          точное распознавание контекстного наполнения

          "Ты ж смотри КОНТЕКСТ. Видишь "хрен" в 1-ой строке - это НИхрена; Видишь во 2-ой - это уже ДОхрена. Если вначале - то хреновато, но если в конце - охренительно. Где много "хрена" - это хреновый алгоритм, где мало - это уже охрененный. Вот тебе словарь охренизмов, иди и учи, программист хренов." laughing
      2. 0
        15 апреля 2017 12:21
        Сказки про простоту... за любовь к коротким словам.. ну я бы например съел, лет так 10 назад.. Сейчас же, зная то, чем раньше совсем не интересовался, могу сказать совершенно другое - это один из геополитических серьезных вопросов между державами планеты. И если русский (китайский, иранский, индусский) программист будет писать программы на чужом языке, то как нам рассказывал преподаватель в академии - такие программисты редко переплёвывают программистов носителей языка английского. Исключения - да, где-то на уровне - ну тоже да, но не лучше. Это слова очень хорошего профессионала.

        Другое дело унификация. Но вот почему то не было придумано нейтрального языка для этих целей, а желания использовать уже придуманные искусственные языки - также не наблюдалось. Почему? Для носителей английского языка этот шаг кажется естественным. Спрашивать весь земной шарик никто не собирался и собираться не будет.

        Ну и напоследок... реально в лом будет учить английским и американским хакерам русский язык, только для того, чтобы взломать несколько сайтов или баз данных. Реально в лом. Это должен быть очень настырный человек!
  12. 0
    14 апреля 2017 15:42
    Когда же наконец закончатся испытания и мы увидим хотя бы тестовую партию истребителей в войсках? Ведь откладывают аж с 2013 года!
  13. +7
    14 апреля 2017 15:54
    О! Начался самый сложный этап испытаний. Написать управляющее всеми системами ПО - интересная задача.
    1. +2
      14 апреля 2017 17:13
      Скорее этап доводки ПО, самое нудное и иногда душу выматывающее. Особенно когда НАДО уложиться в требования военных.... И данный этап может растянуться - особенно если требования военных начинают менятся по ходу испытаний.
      1. 0
        15 апреля 2017 00:01
        Что случилось с ПО Ф-35. Тех.задание по ходу проекта усложнилось многократно.
        ПО управления собственно самолетом отладили быстро (поэтому 250 Пингвинов летают без единого падения), а вот интеграция систем оружия и особенно "страшный зверь" - "ситуационная осведомленность на поле боя", включая общее информационное поле группы самолетов и земли... вот тут ПО заглючило.... wassat
        1. 0
          15 апреля 2017 05:23
          Почему "Пингвин"?
          1. 0
            15 апреля 2017 07:47
            Там его зовут на форуме из-за его "толстого" внешнего вида. На самом деле он вполне маневренный истребитель, виражи и фигуры делет даже круче, чем его худенький брат Ф-16.
            1. 0
              15 апреля 2017 17:31
              а я думал - пингвин из-за торчащих сзади ласт и формы крыльев - очень похоже как пингвин в воду прыгает laughing
            2. +1
              17 апреля 2017 11:54
              Цитата: voyaka uh
              Там его зовут на форуме из-за его "толстого" внешнего вида. На самом деле он вполне маневренный истребитель, виражи и фигуры делет даже круче, чем его худенький брат Ф-16.

              Его "невидимость"- формы диктующие малое отражение, один двигатель с неуправляемым вектором тяги по всем координатам, делают его не летающим. Его сделали для диванных вояк, желающих сидеть в безопасном далеке и нажимать кнопки, убивая индейцев без опаски получить по мозгам. А палубный вариант ещё и безоружный, поскольку пространство, отданное для вооружения занято вентилятором. И в перерывах между атаками жрать попкорн.
    2. +5
      16 апреля 2017 21:02
      А почему только начался? Он должен был закончиться в 2014. Санкции и переделка систем под отечественную элементную базу затянуло процесс сдачи оборудования и самого самолёта. А работу с ПО никто не останавливал. Отладка - испытания - это да пришлось придержать на некоторое время
  14. 0
    14 апреля 2017 16:14
    долго, дае читать не интересно. Хотя лучше пусть долго, но на десятилетия, чем быстро и на года.
  15. +1
    14 апреля 2017 17:51
    Цитата: aleksfill
    Т-50 - устареет не выйдя в серию, похоже.Надоела эта пустопорожняя
    болтовня о безаналоговой вундервафле Т - 50.

    Подозреваю, что сильно надоело многим бесконечное нытьё подобных вам.
    Почему мы не должны знать новости по интересной тематике? Они вас раздражают или пугают?
  16. 0
    14 апреля 2017 18:17
    Центральный компьютер, который одновременно выполняет роль и электронного пилота, и электронного штурмана, и электронного бортинженера, в реальном времени решает задачи по автоматическому распознаванию и определению наиболее опасных целей, построению наиболее оптимального маршрута, оптимальному решению задач применения оружия и обороны самолета, а также реконфигурации систем при отказах. Новая система берет на себя управление почти всеми ключевыми системами самолета — локатором, системой навигации и связи, в то время как ранее для расчета функций каждой системы использовался свой вычислитель,

    А может пилота разгрузить надо? Второго пилота как на 31 миге туда запихнуть? Пусть дальний бой ведет, так сказать, работает оператором летающего ЗРК. Благо радар всеракурсный.... Да и пилоту не так скучно как с компьютером.
  17. +2
    14 апреля 2017 21:30
    Ура! И 10 лет не прошло! А компы заработали! И там нет закладок! Осталось еще двигатели новые создать и за 10 лет страх врагу обеспечен! Если противник даст это время.
  18. +2
    14 апреля 2017 22:23
    Полагаю, что процы Байкал с защитой от ЭМИ в военной обёртке хорошо сработаются в авиации... :)
  19. +1
    15 апреля 2017 04:50
    Надеюсь что в этом компьютере все только отечественное,
    ну или тщательно проверенное на "закладки".
    Ну а так, нам такие комплексы на многие самолеты нужны.
  20. +1
    15 апреля 2017 07:35
    Да уж. И это - хорошо. Промэлектроника - не бытовуха. Тут главное требование - защищенность, вибро-термоустойчивость, сверхнадежность. Потому стоить должна минимум на порядок выше, нежели простая.
    1. 0
      17 апреля 2017 10:48
      проблема в том, что у нас нет такой электроники. Почти все идет из Китая. А из-за уродских правил закупок, получается так, что закупают самое дешевое, что априори уже не то.
      Причем, что любопытно, очень трудно купить нужную качественную вещь!
      Что бы это понять, попробуйте в рамках правил закупок заказать, продавить оформление заказа и закупить просто нужную вам лампочку, которая не сгорит быстро.
  21. 0
    16 апреля 2017 02:04
    Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года.

    "Интегрированная модульная авионика боевых комплексов" (ИМА БК) велись в течение последних четырех лет.

    Тоесть ТРИ года электроника даже не разрабатывалась?
    Что за бред или не дальновидность?
    1. 0
      17 апреля 2017 10:44
      скорее, бюджетная политика laughing