Вооружение ПВО и ВВС - мобильная РЛС 64Л6 «Гамма-С1»

64Л6 «Гамма-С1» является 3-х координатной, сантиметрового диапазона РЛС обзорного типа. Данная РЛС была построена на смену комплекса дальномер-высотомера с радиолокационной станцией П-37, и высотомерами ПРВ – (13/16). Создание мобильной Гаммы-С1 поручили Горьковскому НИИРТ. Согласно проекта, РЛС должна была использоваться как станция БР межвидового применения в подразделениях противовоздушной обороны и войсках ВВС. При создании мобильной РЛС образец станции участвовал в ходе проведения учений ПВО. На защиту отечества «Гамма-С1» поступает в 2003 году, РЛС пошла в серийное производство. Изготавливают «Гамма-С1» на Муромском заводе радиоизмерительной аппаратуры. В производстве участвуют ОАО «ПЗРА» и «ВНИИРТ». Опытную эксплуатацию РЛС 64Л6 успешно прошла в Московском подразделении РТВ. Конструкторы заложили в радиолокационную станцию большой запас для модернизации. Некоторые источники в 90 годах называли данную РЛС -96Н6Е «Гамма-С1Е». По результатам проведенных испытаний до серийного выпуска РЛС показала, что она полностью соответствует заданным характеристикам:
- обнаруживает и измеряет три координаты воздушных объектов;
- быстро определяет государственную принадлежность обнаруженных объектов;
- точно распознает цели по классу;
- определяет угломерные и азимутальные пеленги на объекты активных помех;
- выдает цифровую информацию на приборы отображения информации.


Вооружение ПВО и ВВС - мобильная РЛС 64Л6 «Гамма-С1»


Антенная составляющая РЛС установлена на автомашине М-1 и является плоской фазированной антенной решеткой (ФАР), которая выполняет электронное сканирование приемо-передающих лучей по диаграмме направленности в вертикальной плоскости. Реализация последовательного обзора позволяет РЛС контролировать программным методом излучаемую энергию. В передающем устройстве используется современный российский электровакуумный прибор – широкополосный многолучевой клистрон, обладающий большой выходной мощностью и высокой степенью надежности. По основным характеристикам не уступает лучшим мировым аналогам. Вся аппаратура «Гамма-С1» обладает высокой автоматизацией обнаружения воздушных объектов и выбора режима работы. Режим работы выбирается, исходя из обработанных данных обстановки оператором или автоматически.

Цифровая обработка данных происходит в оборудовании, установленном на автомашину М2. Оборудование для цифровой обработки обеспечивает:
- обнаружение воздушных объектов в автоматическом режиме;
- сопровождение или захват объектов в автоматическом или полуавтоматическом режимах;
- выбор режимов работы с помощью автоматического или полуавтоматического управления;
- автоопределение госпринадлежности;
- сбор и выдачу данных на приборы отображения информации.

Вооружение ПВО и ВВС - мобильная РЛС 64Л6 «Гамма-С1»


Все активные и пассивные помехи подавляются оборудованием РЛС автоматически. РЛС имеет высокую адаптивность и избирательность в условиях постановки различного вида помех. Такая эффективность обеспечивается:
- небольшим по мощности, но большим по длительности излучаемым импульсом;
- низким уровнем по диаграмме направленности боковых лепестков;
- изменением периодичности повторений и длительности излучаемого сигнала при сканировании пространства угломестным способом;
- авторегулированием усиления;
- авторегулированием динамического диапазона;
- стабилизацией ложных тревог;
- работой оборудования автокомпенсации с АШП;
- применением заданных режимов для защиты от спецпомех;
- применением фильтрации доплеровского типа;

В РЛС есть автоматизированная система контроля функционирования для непрерывной диагностики (достоверность 95%) и выдачи информации по работоспособности всех элементов РЛС. Аппаратура имеет блочно-модульное построение, что облегчает ремонт - происходит поблочная замена нужных элементов. Режимы работы РЛС могут запускаться с комплексов средств вычисления или по требованию оператора. Возможно управление РЛС с выносного защищенного операторского места, на расстоянии до 1000 метров по оптоволокну и на расстоянии до 15 000 метров по радиолинии. РЛС базируется на автомобильных шасси.

Состав комплекса Гамма-С1:
- автомашина М1, оборудованная антенной и поворотным устройством, аппаратурой приемо-передачи и аппаратурой радиозапроса;
- автомашина М2, оборудованная системами управления РЛС, обработки данных, отображения информации и передачи полученных данных;
- автомашина М3, с ЗиПом, КИА и дополнительным оборудованием;
- прицепы с системами энергоснабжения (ЭС 99Х6) цепляются к автомашинам М1,М2.
Автомашины М1 и М2 выполнены на шасси КрАЗ-260Г. Скорость хода шоссе/грунт – 50/30 км/ч.

Основные характеристики ФАР:
- дальность действия от 10 до 300 километров, спецрежим до 400 километров;
- азимутальный обзор – круговой;
- угловой обзор - от 30 до -2 градусов;
- высотный диапазон - 30 километров;
- точность определения дальности – 50 метров;
- азимутальная точность – 15 минут;
- точность угла места - 10 -15 минут;
- точность по высоте - 400 метров;
- разрешение дальности – 250 метров;
- азимутальное разрешение – 1.4 градуса;
- одновременно сопровождаемые цели – до 100 единиц;
- частота обновления данных – 10 секунд;
- выводимые данные – координатные, трассовые.
Возможности эксплуатации:
- допустимая температура воздушной среды - ±50 градусов;
- ОВВ при средней температуре - до 98 процентов;
- расположение над уровнем моря до 2 километров;

Модификации РЛС:
- 64Л6 под названием «Гамма-С1» - основная РЛС;
- 64Л6Е под названием «Гамма-С1Е» - первая модификация, компоновка основной РЛС, создавалась для демонстрационных выступлений;
- 64Л6-1 под названием «Гамма-С1», следующая модификация, основное отличие – автомобильное шасси БАЗ-69092-013;

Вооружение ПВО и ВВС - мобильная РЛС 64Л6 «Гамма-С1»


- 64Л6М под названием «Гамма-С1М» - последняя на сегодня модификация. По источникам из военного ведомства РФ, известно о вводе в строй РТВ ВВС обновленных 20 единиц данных комплексов до конца 2012 года.

Вооружение ПВО и ВВС - мобильная РЛС 64Л6 «Гамма-С1»


Основные характеристики комплекса 64Л6-1:
- время на развертывание-свертывание РЛС – 40 минут;
- подача электропитания – промышленная или независимая;
- гарантийная безотказная наработка - 500 часов;
- время восстановления работы после отказа 30 минут;
- непрерывность до 72 часов;
- включение РЛС 5 минут, возможность экстренного включения за три минуты.
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. grizzlir 16 февраля 2012 08:22
    Прочитал с интересом.Я не могу судить о ТТХ системе,но напрягает одна деталь.В противорадиолакационных ракетах НАТО в качестве поражающих элементов используются шарики.Чаще всего подрыв происходит на некотором удалении и поражается не только сама антена но и расположенное рядом оборудование.Почему нельзя сделать машины и контейнеры с оборудованием бронированными.
    grizzlir
    1. Dimitr77 16 февраля 2012 08:47
      Возможно потому, что они не уместятся своими габаритами на существующей бронированной платформе, а если сделать саму машину и контейнеры бронированными, то она (машина) не будет отвечать нужной мобильностью и проходимостью.
      Dimitr77
      1. neri73-r 16 февраля 2012 17:26
        Возможно управление РЛС с выносного защищенного операторского места, на расстоянии до 1000 метров по оптоволокну и на расстоянии до 15 000 метров по радиолинии.
        Вот вам ответ! Зачем бронировать, вывели из под удара операторов и всё, штурмуйте если сможете (недалеко в кустах Панцирь, Тунгуска, ОКА АКМ и другие).
    2. Комсомолец 16 февраля 2012 14:49
      Что за ПРР ты имеешь в виду?
  2. grizzlir 16 февраля 2012 15:12
    Хотя бы HARM АGМ-88.По поводу шариков в качестве поражающих элементов ПРР,я ошибся,такие боеприпасы используются для нанесения ударов по РЛС обычными боеприпасами.
    grizzlir
    1. Stealth 16 февраля 2012 20:56
      Для защиты РЛС, как вам уже правильно ответили могут применяться различные ЗРК малой дальности, но еще хочется упомянуть созданную специально для борьбы с ПРР систему "Газетчик", которая фиксируя приближение ПРР автоматически отключает РЛС и иммитирует ее работу с помощью выносных излучателей (ложные цели), так же обеспечивается защита от ракет с ИК ГСН, активной РЛ ГСН, лазерной ГСН.
      Stealth
      1. Норд 17 февраля 2012 14:29
        Позволю себе заметить, что все ГСН современных ППР имеют функции "запоминания" координат излучающих РЛС и выключение основных передатчиков и включение на излучение выносных излучателей (постов) на сегодняшний день бесполезное занятие - ракета наводиться на "забитые" кординаты т.е на основную РЛС. Кстати прицип выносных постов использовался еще в ЗРК С-75 в 80-е годы и на экпериментальных стрельбах в Ашулуке в 1984г показал нулевую эффективность (доставляя расчетам немало геморроя). Так, что этот "довесок" в составе современной РЛС, на мой взгляд, весьма сомнителен.
        Кроме этого меня весьма напрягает два фактора:
        1.Время на развертывание-свертывание РЛС – 40 минут (о какой мобильности тут можно вести речь)
        2. Состав комплекса - 3 автомашины и 2 прицепа (мы это уже проходили в П-18, где то так 40 лет назад)
        Ну, а ФАР сегодня никого не удивишь тем более, что приведенные технические характеристики ничем выдающимся не отличаются.
        Может я нихрена не понимаю, но есть же обкатаная РЛС с той же ФАР в составе ЗРК С-300 (время развертывания и сворачивания 5 мин. на базе одной машины, а не 5-ти) кстати с хорошим модернизационным потенциалом, зачем же огород городить.
        Если кто эксплуатировал эту станцию - поделитесь мнением.
        1. mox 18 февраля 2012 22:41
          Вполне возможно, что это аэродромный вариант.
          mox
  3. киргиз 16 февраля 2012 20:51
    почему она на кразе? обновление 10секунд это не много?
  4. gregor6549 13 июля 2012 18:24
    Ребята, и Гамма и Газетчик и все прочие их фишки были сотворены лет 30 тому назад и на сегодняшний день прилично устарели. Сейчас позиция РЛС элементарно засекается издаля, далее ее координаты вводятся в навигационную систему того же Томагавка или похожей дряни, потом идет инерциальное наведение с включением радиовысотомера КР только в опорных точках маршрута. НУ а после того как Томагавк разнесет все что сможет на позиции РЛС при необходимости следует "контрольный выстрел" ПРС. Далее. Еще в 70х американцы разработали разовые пеленгаторы которые могут забрасываться в предполагаемый район нахождения РЛС различными средствами (от арт. орудий до самолетов и т п .). И засечь эти пеленгаторы на земле очень трудно так как они почти полностью зарываются в землю, работают в пассивном режиме пеленгации и передают накопленныю информацию наверх в сжатом виде, т.е. в считанные миллисекунды. А если и находят какой то из десятка пеленгаторов то он самоликвидируется да еще может оторвать руки ноги следопытам.
    Более интересными с точки зрения защиты от ПРС могли бы быть разнесенные РЛС у которых, скажем, один передатчик и несколько удаленных от него приемников. Даже при поражении передатчика приемное устройство, система обработки, передачи и отображения информации остаются целыми. А значит и люди Тем более, что при нынешней мощности процессоров сделать все расчеты/пересчеты координат в реальном масштабе времени не проблема. Но мы как привыкли? Круглое таскать, квадратное катать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня