Military Review

The feat of the Soviet crew Yak-28 in Berlin

24

Soviet supersonic jet aircraft Yak-28.


6 April 1966 from the Finov airfield near the German city of Eberswalde began to take several Yak-28 to another airfield. The flight was headed by a pilot B.V. Kapustin and navigator Yu.N. Yanov They served in the 668-th aviation regiment of bombers of the 132-th bomber division of the 24-th Air Army.

From the morning the pilots were waiting for an order to depart, without taking off their high-altitude suits, but the non-flying weather remained for a long time. Only in the afternoon they were given orders for departure. The flight of the aircraft took off and reached an altitude of 4 thousand. In half an hour these planes were supposed to land at another airfield. But suddenly the leading aircraft, piloted by Captain Kapustin, began to drastically lose speed due to the fact that both engines stopped working.

The plane deviated from the course and began to fall down. Below was the city, and the captain began to divert from him an unmanaged aircraft. A command to eject came from the airfield. Matured plan to send the car to the forest visible in the distance. However, there was a cemetery where, on Easter Day, many West Berliners gathered. At this point, the intercoms refused, and the crew could only communicate with each other.

The crew was well aware that if you abandoned the control of the machine, then the explosion of dozens of tons of fuel on the ground, which was filled with a plane, will kill many people. Therefore, the pilots selflessly took the unmanaged aircraft to a safe area for people.

Kapustin sent a plane to the lake Stösensee. He decided to land the plane on the water, which he warned the navigator. But suddenly a dam appeared in front of them from the highway, along which cars were carried by. With incredible effort, the pilot pulled the controls. The plane, rising above the dam, lost speed, rolled over it and abruptly, with a large inclination, went into the water.

This disaster saw one fisherman. As it turned out, the plane fell in the British sector of West Berlin, a few hundred meters from the border of the Soviet sector, which ran along the Stößensee lake. The British authorities brought boats with cranes to the lake, and the divers lifted the plane from the mud and, cutting it in parts, transported it ashore. Rescuers only on the second day got the bodies of the dead, left behind the controls of the aircraft. At the same time, a team of Soviet soldiers was looking for a fallen plane on its territory.

April 8 held a mourning ceremony of transferring the remains of Soviet pilots to representatives of the Group of Soviet Forces in Germany. Representatives of the British troops with great respect for the feat of pilots. Each city of divided Germany sent its delegation to their funeral. During the day, a memorial plate was erected at the monument to Soviet soldiers in Eberswald, who died in World War II, by local authorities. Thousands of people came to the monument, paying tribute to Soviet pilots, and thousands of flowers were laid at its foundation. By order of the Soviet government, the bodies of the heroes were sent home.

About the feat of pilots poet R.I. Rozhdestvensky wrote a poem, and in 1967, he turned to the composer O.B. Feltsman with the proposal to put it on music. This is how the song “The Great Sky” appeared, which was first performed by Edita Pyekha.

Through 35 years after the catastrophe, 31 March 2001 was near the aviation museum at Finov airfield, an obelisk was written with the inscription: “In memory of all victims of the Cold War. They gave their lives to save other people. ”
Originator:
http://eurasia.expert/podvig-sovetskogo-ekipazha-yak-48-v-berline/
24 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Weyland
    Weyland April 15 2017 16: 04
    +13
    Well, from childhood I remember this song. Eternal memory to the heroes!
    1. urman
      urman April 15 2017 19: 20
      +4
      And a song and a heroic story.
      Everyone at school was told, but he asked his children, Perplexity.
      My fault! I’ll try to fix it, but the state doesn’t care,
      crazy money invested in ebn center.
      Some feeling I have is not good.
  2. tlauicol
    tlauicol April 15 2017 16: 05
    +10


    this, comrade, cannot be forgotten
    1. ICT
      ICT April 16 2017 21: 58
      +1
      ...............
  3. tlauicol
    tlauicol April 15 2017 16: 22
    +7


    Novosibirsk Red Avenue
  4. orado
    orado April 15 2017 16: 43
    +6
    Tears flow from this song. True, he thought all his life that he was talking about a different situation over Soviet airspace. Glory to the Soviet flying school! Glory to the heroes!
  5. free
    free April 15 2017 16: 46
    +5
    Great guys, great country (lines from a song)
  6. parusnik
    parusnik April 15 2017 16: 57
    +5
    A huge sky, one for two .. Bright memory ...
  7. The comment was deleted.
    1. The comment was deleted.
  8. nizhegorodec
    nizhegorodec April 15 2017 18: 29
    +2
    The crew was well aware that if you abandoned the control of the machine, then the explosion of dozens of tons of fuel on the ground, which was filled with a plane, will kill many people. Therefore, the pilots selflessly took the unmanaged aircraft to a safe area for people.

    Officers!
    Through 35 years after the catastrophe, 31 March 2001 was near the aviation museum at Finov airfield, an obelisk was written with the inscription: “In memory of all victims of the Cold War. They gave their lives to save other people. ”

    Yes, there were such people on both sides of that war, and the Germans were great! Not divided into friends and foes.
  9. Walking
    Walking April 15 2017 20: 19
    +1
    The British did not miss the opportunity to study the equipment for recognizing friend or foe.
  10. sgazeev
    sgazeev April 15 2017 21: 20
    +3
    On Victory Day, they laid flowers at the monument. After leaving, the Germans became like Poles.
    1. Doliva63
      Doliva63 April 17 2017 00: 14
      +7
      Where is it? Eberswalde?
  11. Monarchist
    Monarchist April 15 2017 21: 33
    +2
    Thanks for the story of the real OFFICERS.
    I was in the second grade when the lesser brother came for the holidays and brought this song. He did not know the full words, but the song had an effect on us.
    Perhaps I’m mistaken, but no one performed it better than E. Piekha
  12. fantomran
    fantomran April 15 2017 21: 34
    +1
    Real People !!!
  13. glavserb
    glavserb April 16 2017 01: 07
    0
    We grieve for the heroes who fell for the sake of other people's lives.
    But why did 2 engines at the leading link of the fighters immediately fail? Who knows the reason?
    1. bober1982
      bober1982 April 16 2017 02: 19
      +1
      Yak-28- flying coffin, that’s the reason.
      1. Navigator Basov
        Navigator Basov April 16 2017 18: 01
        0
        Here's what we recently added to a Wikipedia article without links to sources:
        All modifications were characterized by high accident rate. In 1973 — 1974 In the GK NII VVS, special work was carried out to generalize the materials of all severe flight accidents with the Yak-28 and then a program of flight experiments was developed in which the circumstances of the disasters were repeated. As a result of the tests, it was recognized that the human factor should be considered the cause of most disasters.
        1. Aviator_
          Aviator_ April 19 2017 21: 41
          0
          Bullshit on Vick. She often performs a social order. And I found flying Yak-28 in Shatalovo back in 1977, however, scouts.
          1. Navigator Basov
            Navigator Basov April 20 2017 08: 06
            0
            Found the same text in the magazine "Aviation and Time" for 1998 year. It is clear that bias is also biased about something, but in any case, the fact that these planes still flew in the 1977 year does not contradict the fact that the state commission did the tests and came to the same conclusions. Well, again, if the human factor is to blame, then everything is in order with the plane, you can fly. The human factor is not going anywhere, people are people winked
    2. Aviator_
      Aviator_ April 19 2017 21: 42
      0
      Failure of two engines at once - usually these are problems with fuel.
  14. Colonel
    Colonel April 16 2017 19: 25
    +3

    B.V. Kapustin and Yu.N. Yanov.
  15. Doliva63
    Doliva63 April 17 2017 00: 22
    +7
    I always thought that they fell into Krampnitskoye Lake, in its northeastern part, in the English zone. We, in Krampnitsa, even put an obelisk. In '89 he was there on a business trip - from the obelisk only the pedestal remained.
  16. DimerVladimer
    DimerVladimer April 17 2017 11: 27
    +2
    The heroism of some is often gouging others.
  17. NF68
    NF68 11 March 2018 22: 04
    0
    + + + + + + + + + +

Подвиг советского экипажа ЯК-28 в Берлине


Советский сверхзвуковой реактивный самолет ЯК-28.

6 апреля 1966 г. с аэродрома Финов близ немецкого города Эберсвальде начался перегон нескольких Як-28 на другой аэродром. Звено возглавил самолет, управляемый летчиком Б.В. Капустиным и штурманом Ю.Н. Яновым. Они служили в 668-ом авиационном полку бомбардировщиков 132-ой бомбардировочной дивизии 24-ой Воздушной армии.

С самого утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но долгое время сохранялась нелетная погода. Только днем им дали приказ на вылет. Звено самолетов поднялось в воздух и достигло высоты в 4 тыс. м. Через полчаса эти самолеты должны были приземлиться на другом аэродроме. Но внезапно ведущий самолет, пилотируемый капитаном Капустиным, начал резко терять скорость из-за того, что оба двигателя прекратили работу.


Самолет отклонился от курса и начал падать вниз. Внизу находился город, и капитан начал отводить от него неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Созрел план направить машину в виднеющийся вдали лес. Однако там находилось кладбище, где в день Пасхи собралось множество жителей Западного Берлина. В этот момент переговорные устройства отказали, и экипаж мог переговариваться только друг с другом.

Экипаж прекрасно понимал, что если бросить управление машиной, то от взрыва десятков тонн горючего на земле, которым был заправлен самолет, погибнет множество людей. Поэтому летчики самоотверженно уводили неуправляемый самолет в безопасную для людей зону.

Капустин направил самолет к озеру Штессензее. Он решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду.

Эту катастрофу увидел один рыбак. Как оказалось, самолет упал в английском секторе западного Берлина, в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее. Британские власти доставили к озеру катера с кранами, а водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег. Спасатели только на вторые сутки достали тела погибших, оставшихся за рычагами управления самолета. В это же время команда советских военнослужащих искала упавший самолет на своей территории.

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков. На их похороны каждый город разделенной Германии прислал свою делегацию. За день на памятнике советским воинам в Эберсвальде, погибшим в Великую Отечественную войну, местными властями была установлена мемориальная плита. Тысячи людей пришли к памятнику, отдавая дань уважения советским летчикам, и тысячи цветов были возложены к его основанию. Распоряжением советского правительства на родину были отправлены тела героев.

О подвиге летчиков поэт Р.И. Рождественский написал стихотворение, и в 1967 г. он обратился к композитору О.Б. Фельцману с предложением положить его на музыку. Так появилась песня «Огромное небо», которую впервые исполнила Эдита Пьеха

Через 35 лет после катастрофы, 31 марта 2001 г. возле авиационного музея на аэродроме Финова, был поставлен обелиск с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей».
Первоисточник:
http://eurasia.expert/podvig-sovetskogo-ekipazha-yak-48-v-berline/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Weyland Офлайн
    Weyland (Константин) 15 апреля 2017 16:04
    +13
    Как же, с детства эту песню помню. Вечная память героям!
    1. урман Офлайн
      урман (александр) 15 апреля 2017 19:20
      +4
      И песню и героическую историю.
      Всё в школе разказывали, а вот своих детей спросил , Недоумение.
      Моя Вина! Постараюсь исправить, а вот государству до лампочки ,
      бешеные деньги в центр ебн вкладывают.
      Предчувствие какое то у меня не хорошее.
  2. тлауикол Офлайн
    тлауикол (Иван) 15 апреля 2017 16:05
    +10


    об этом, товарищ , не вспомнить нельзя
    1. TIT Офлайн
      TIT (андрей) 16 апреля 2017 21:58
      +1
      ...............
  3. тлауикол Офлайн
    тлауикол (Иван) 15 апреля 2017 16:22
    +7


    Новосибирск. Красный проспект
  4. orado Офлайн
    orado (Павел) 15 апреля 2017 16:43
    +6
    От этой песни слезы текут. Правда всю жизнь думал,что речь о другой ситуации над советским воздушным пространством. Слава советской летной школе! Слава героям!
  5. свободный Офлайн
    свободный (Андрей) 15 апреля 2017 16:46
    +5
    Отличные парни,отличной страны(строки из песни)
  6. parusnik Офлайн
    parusnik (Алексей Богомазов) 15 апреля 2017 16:57
    +5
    Огромное небо, одно на двоих..Светлая память...
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  8. nizhegorodec Офлайн
    nizhegorodec (Алекс) 15 апреля 2017 18:29
    +2
    Экипаж прекрасно понимал, что если бросить управление машиной, то от взрыва десятков тонн горючего на земле, которым был заправлен самолет, погибнет множество людей. Поэтому летчики самоотверженно уводили неуправляемый самолет в безопасную для людей зону.

    Офицеры!
    Через 35 лет после катастрофы, 31 марта 2001 г. возле авиационного музея на аэродроме Финова, был поставлен обелиск с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей».

    Да, такие люди были с обеих сторон той войны, а немцы молодцы! Не поделили на своих и чужих.
  9. Пеший Офлайн
    Пеший (Виталий) 15 апреля 2017 20:19
    +1
    Англичане не упустили возможности изучить аппаратуру опознавания свой-чужой.
  10. sgazeev Офлайн
    sgazeev (Александр) 15 апреля 2017 21:20
    +3
    В День Победы возлагали цветы к памятнику.После ухода,немцы уподобились полякам.
    1. Doliva63 Офлайн
      Doliva63 (Валентин) 17 апреля 2017 00:14
      +7
      Это где? Эберсвальде?
  11. Монархист Офлайн
    Монархист (Лабинский Слава) 15 апреля 2017 21:33
    +2
    Спасибо за рассказ о настоящих ОФИЦЕРАХ.
    Я было во втором классе,когда меньший братан приехал на каникулы и привез эту песню. Полностью слов он не знал и перечислить,но песня на нас подействовала.
    Возможно, ошибаюсь, но лучше Э. Пьехи её никто не исполнял
  12. fantomran Офлайн
    fantomran (Алексей) 15 апреля 2017 21:34
    +1
    Настоящие Люди!!!
  13. славсерб Офлайн
    славсерб (Акакий) 16 апреля 2017 01:07
    0
    Мы скорбим о героях, павших,ради жизни других людей.
    Но почему же отказали сразу 2 двигателя у ведущего звена истребителей? Кто знает причину?
    1. bober1982 Офлайн
      bober1982 (vladimir) 16 апреля 2017 02:19
      +1
      Як-28- гроб летающий,вот и причина.
      1. Штурман Басов (Штурман Басов) 16 апреля 2017 18:01
        0
        Вот что совсем недавно добавили в статью Википедии без ссылок на источники:
        Все модификации отличались высокой аварийностью. В 1973—1974 гг. в ГК НИИ ВВС была проведена специальная работа по обобщению материалов всех тяжелых летных происшествий с Як-28 и затем разработана программа летных экспериментов, в которых повторялись обстоятельства катастроф. В результате проведённых испытаний было признано, что причиной большинства катастроф следует считать человеческий фактор.
        1. Авиатор_ Офлайн
          Авиатор_ (Сергей) 19 апреля 2017 21:41
          0
          Бред в "Вике". Она часто выполняет социальный заказ. А летающие Як-28 я застал в Шаталово ещё в 1977 году, правда, разведчиков.
          1. Штурман Басов (Штурман Басов) 20 апреля 2017 08:06
            0
            Нашел тот же текст в журнале «Авиация и время» за 1998 год. Понятно, что в Википедию предвзято тоже что-то пишут, но в любом случае факт того, что в 1977 году эти самолеты все еще летали, не противоречит тому, что госкомиссия действительно проводила испытания и пришла к тем самым выводам. Ну опять же, если человеческий фактор всему виной, значит с самолетом все в порядке, можно летать. Человеческий фактор-то никуда не денешь, люди есть люди winked
    2. Авиатор_ Офлайн
      Авиатор_ (Сергей) 19 апреля 2017 21:42
      0
      Отказ сразу двух двигателей - обычно это проблемы с топливом.
  14. colonel Офлайн
    colonel (Валерий) 16 апреля 2017 19:25
    +3

    Б.В. Капустин и Ю.Н. Янов.
  15. Doliva63 Офлайн
    Doliva63 (Валентин) 17 апреля 2017 00:22
    +7
    Всегда думал, что они упали в Крампницкое озеро, в его северо-восточной части, в английской зоне. У нас, в Крампнице, даже обелиск поставили. В 89-м был там в командировке - от обелиска только постамент остался.
  16. DimerVladimer Офлайн
    DimerVladimer (Дмитрий Владимирович) 17 апреля 2017 11:27
    +2
    Героизм одних - это, часто, раздолбайство других.
  17. NF68 Онлайн
    NF68 (Николай.) 11 марта 2018 22:04
    0
    ++++++++++
Картина дня