Подвиг советского экипажа ЯК-28 в Берлине

24

Советский сверхзвуковой реактивный самолет ЯК-28.

6 апреля 1966 г. с аэродрома Финов близ немецкого города Эберсвальде начался перегон нескольких Як-28 на другой аэродром. Звено возглавил самолет, управляемый летчиком Б.В. Капустиным и штурманом Ю.Н. Яновым. Они служили в 668-ом авиационном полку бомбардировщиков 132-ой бомбардировочной дивизии 24-ой Воздушной армии.



С самого утра летчики ждали приказ на вылет, не снимая своих высотных костюмов, но долгое время сохранялась нелетная погода. Только днем им дали приказ на вылет. Звено самолетов поднялось в воздух и достигло высоты в 4 тыс. м. Через полчаса эти самолеты должны были приземлиться на другом аэродроме. Но внезапно ведущий самолет, пилотируемый капитаном Капустиным, начал резко терять скорость из-за того, что оба двигателя прекратили работу.

Самолет отклонился от курса и начал падать вниз. Внизу находился город, и капитан начал отводить от него неуправляемый самолет. С аэродрома поступила команда катапультироваться. Созрел план направить машину в виднеющийся вдали лес. Однако там находилось кладбище, где в день Пасхи собралось множество жителей Западного Берлина. В этот момент переговорные устройства отказали, и экипаж мог переговариваться только друг с другом.

Экипаж прекрасно понимал, что если бросить управление машиной, то от взрыва десятков тонн горючего на земле, которым был заправлен самолет, погибнет множество людей. Поэтому летчики самоотверженно уводили неуправляемый самолет в безопасную для людей зону.

Капустин направил самолет к озеру Штессензее. Он решил посадить самолет на воду, о чем предупредил штурмана. Но вдруг перед ними возникла дамба с шоссе, по которому проносились автомобили. С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления. Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду.

Эту катастрофу увидел один рыбак. Как оказалось, самолет упал в английском секторе западного Берлина, в нескольких сотнях метров от границы советского сектора, которая пролегала вдоль озера Штессензее. Британские власти доставили к озеру катера с кранами, а водолазы поднимали из ила самолет и, разрезая его по частям, перевозили на берег. Спасатели только на вторые сутки достали тела погибших, оставшихся за рычагами управления самолета. В это же время команда советских военнослужащих искала упавший самолет на своей территории.

8 апреля состоялась траурная церемония передачи останков советских летчиков представителям Группы советских войск в Германии. Представители английских войск с большим уважением отнеслись к подвигу летчиков. На их похороны каждый город разделенной Германии прислал свою делегацию. За день на памятнике советским воинам в Эберсвальде, погибшим в Великую Отечественную войну, местными властями была установлена мемориальная плита. Тысячи людей пришли к памятнику, отдавая дань уважения советским летчикам, и тысячи цветов были возложены к его основанию. Распоряжением советского правительства на родину были отправлены тела героев.

О подвиге летчиков поэт Р.И. Рождественский написал стихотворение, и в 1967 г. он обратился к композитору О.Б. Фельцману с предложением положить его на музыку. Так появилась песня «Огромное небо», которую впервые исполнила Эдита Пьеха

Через 35 лет после катастрофы, 31 марта 2001 г. возле авиационного музея на аэродроме Финова, был поставлен обелиск с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей».
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    15 апреля 2017 16:04
    Как же, с детства эту песню помню. Вечная память героям!
    1. +4
      15 апреля 2017 19:20
      И песню и героическую историю.
      Всё в школе разказывали, а вот своих детей спросил , Недоумение.
      Моя Вина! Постараюсь исправить, а вот государству до лампочки ,
      бешеные деньги в центр ебн вкладывают.
      Предчувствие какое то у меня не хорошее.
  2. +10
    15 апреля 2017 16:05


    об этом, товарищ , не вспомнить нельзя
    1. TIT
      +1
      16 апреля 2017 21:58
      ...............
  3. +7
    15 апреля 2017 16:22


    Новосибирск. Красный проспект
  4. +6
    15 апреля 2017 16:43
    От этой песни слезы текут. Правда всю жизнь думал,что речь о другой ситуации над советским воздушным пространством. Слава советской летной школе! Слава героям!
  5. +5
    15 апреля 2017 16:46
    Отличные парни,отличной страны(строки из песни)
  6. +5
    15 апреля 2017 16:57
    Огромное небо, одно на двоих..Светлая память...
  7. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  8. +2
    15 апреля 2017 18:29
    Экипаж прекрасно понимал, что если бросить управление машиной, то от взрыва десятков тонн горючего на земле, которым был заправлен самолет, погибнет множество людей. Поэтому летчики самоотверженно уводили неуправляемый самолет в безопасную для людей зону.

    Офицеры!
    Через 35 лет после катастрофы, 31 марта 2001 г. возле авиационного музея на аэродроме Финова, был поставлен обелиск с надписью: «Памяти всех жертв холодной войны. Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей».

    Да, такие люди были с обеих сторон той войны, а немцы молодцы! Не поделили на своих и чужих.
  9. +1
    15 апреля 2017 20:19
    Англичане не упустили возможности изучить аппаратуру опознавания свой-чужой.
  10. +3
    15 апреля 2017 21:20
    В День Победы возлагали цветы к памятнику.После ухода,немцы уподобились полякам.
    1. +7
      17 апреля 2017 00:14
      Это где? Эберсвальде?
  11. +2
    15 апреля 2017 21:33
    Спасибо за рассказ о настоящих ОФИЦЕРАХ.
    Я было во втором классе,когда меньший братан приехал на каникулы и привез эту песню. Полностью слов он не знал и перечислить,но песня на нас подействовала.
    Возможно, ошибаюсь, но лучше Э. Пьехи её никто не исполнял
  12. +1
    15 апреля 2017 21:34
    Настоящие Люди!!!
  13. 0
    16 апреля 2017 01:07
    Мы скорбим о героях, павших,ради жизни других людей.
    Но почему же отказали сразу 2 двигателя у ведущего звена истребителей? Кто знает причину?
    1. +1
      16 апреля 2017 02:19
      Як-28- гроб летающий,вот и причина.
      1. 0
        16 апреля 2017 18:01
        Вот что совсем недавно добавили в статью Википедии без ссылок на источники:
        Все модификации отличались высокой аварийностью. В 1973—1974 гг. в ГК НИИ ВВС была проведена специальная работа по обобщению материалов всех тяжелых летных происшествий с Як-28 и затем разработана программа летных экспериментов, в которых повторялись обстоятельства катастроф. В результате проведённых испытаний было признано, что причиной большинства катастроф следует считать человеческий фактор.
        1. 0
          19 апреля 2017 21:41
          Бред в "Вике". Она часто выполняет социальный заказ. А летающие Як-28 я застал в Шаталово ещё в 1977 году, правда, разведчиков.
          1. 0
            20 апреля 2017 08:06
            Нашел тот же текст в журнале «Авиация и время» за 1998 год. Понятно, что в Википедию предвзято тоже что-то пишут, но в любом случае факт того, что в 1977 году эти самолеты все еще летали, не противоречит тому, что госкомиссия действительно проводила испытания и пришла к тем самым выводам. Ну опять же, если человеческий фактор всему виной, значит с самолетом все в порядке, можно летать. Человеческий фактор-то никуда не денешь, люди есть люди winked
    2. 0
      19 апреля 2017 21:42
      Отказ сразу двух двигателей - обычно это проблемы с топливом.
  14. +3
    16 апреля 2017 19:25

    Б.В. Капустин и Ю.Н. Янов.
  15. +7
    17 апреля 2017 00:22
    Всегда думал, что они упали в Крампницкое озеро, в его северо-восточной части, в английской зоне. У нас, в Крампнице, даже обелиск поставили. В 89-м был там в командировке - от обелиска только постамент остался.
  16. +2
    17 апреля 2017 11:27
    Героизм одних - это, часто, раздолбайство других.
  17. 0
    11 марта 2018 22:04
    ++++++++++