Самоходная артиллерийская установка СУ-5

5
Необходимость в создании и развитии самоходной артиллерии определялась взглядами советской военной науки 1930-х годов. Их сущность сводилась к тому, что для ведения успешных боевых действий танковым и механизированным соединениям РККА может потребоваться усиление огневой мощи. Так как буксируемая артиллерия существенно уступает в подвижности танкам, то усиливать огневую мощь частей должна была самоходная артиллерия. В соответствии с данными взглядами в СССР приступили к созданию малых, легких и тяжелых САУ. Самоходные установки, получившие обозначение СУ-5, входили в состав так называемого «малого триплекса». Данным термином назывались САУ неполного бронирования, созданные на базе легкого танка Т-26 и представляющие собой универсальный самоходный лафет, на базе которого можно было разместить 3 орудия: СУ-5-1 – 76-мм дивизионную пушку обр. 1902/30 г., СУ-5-2 – 122-мм гаубицу обр. 1910/30 г, СУ-5-3 – 152-мм дивизионную мортиру обр. 1931 г.

Согласно распространенной в то время теории, наличие данного триплекса в полной мере могло покрыть весь существующий спектр задач армии на дивизионном уровне. За разработку всех трех систем отвечало КБ завода опытного машиностроения им. Кирова (завод №185) под руководством П. Н. Сячентова и С. А. Гинзбурга. Ответственным конструктором данного проекта был назначен В. Москвин.

Особенности конструкции

В качестве базового шасси для САУ был выбран легкий танк Т-26 обр. 1933 года, производство которого было налажено в Ленинграде. По причине того, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ, корпус Т-26 был значительно переработан.
Самоходная артиллерийская установка СУ-5
СУ-5-1

Отделение управления вместе с органами управления САУ, сидением механика-водителя, а также элементы трансмиссии остались на своем месте в носу машины. А вот моторное отделение пришлось перенести к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков самоходки бронированными перегородками. В моторном отделении устанавливался стандартный бензиновый двигатель от танка Т-26 мощностью 90 л.с., главный фрикцион, укороченный карданный вал, радиатор, вентилятор, масляной и топливный баки, которые были разделены герметичными выгородками. Моторное отделение САУ СУ-5 было соединено при помощи специального кармана с боковыми отверстиями, которые служили для выброса охлаждающего воздуха. На крыше моторного отсека находились 2 люка для доступа к свечам, карбюратору, клапанам и маслофильтру, а также отверстия с бронированными жалюзи, которые служили для входа охлаждающего воздуха.

Боевое отделение находилось в корме машины. Здесь за 15-мм бронещитом располагалось вооружение САУ и места для расчета (4 человека). Для гашения отдачи во время ведения огня на землю опускался специальный сошник, расположенный в корме машины. Помимо этого могли применяться и дополнительные бортовые упоры.

Ходовая часть не претерпела изменений в сравнении с серийным танком Т-26. Применительно к каждому из бортов она состояла из следующих компонентов: по 8 опорных катков, которые были собраны в 4 тележки (первая и вторая/третья и четвертая тележки обладали общей подвеской с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих роликов. Направляющее колесо заднее, ведущее переднее.
СУ-5-2

Все три САУ обладали единым шасси и различались, главным образом, используемым вооружением:

1. Основным вооружением САУ СУ-5-1 была 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. (длина ствола 30 калибра). Начальная скорость снаряда – 338 м/с. Вертикальные углы наведения орудия составляли от -5 до +60 градусов, горизонтальные – в секторе 30 градусов, без поворота корпуса установки. При ведении огня расчет использовал телескопический прицел и панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 8 760 метров при угле возвышения орудия 40 градусов. Скорострельность орудия составляла 12 выстрелов в минуту. Стрельба осуществлялась с места без использования сошников при опущенном полике заряжающего. Возимый боекомплект САУ состоял из 8 выстрелов.

2. Основным вооружением САУ СУ-5-2 была 122-мм гаубица обр.1910/30 гг. (длина ствола 12,8 калибра), которая отличалась измененной конструкцией люльки. Начальная скорость снаряда равнялась 335,3 м/с. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от 0 до +60 градусов, по горизонтали – 30 градусов без поворота корпуса установки. При ведении огня расчет использовал телескопический прицел и панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 7 680 м. Применение поршневого затвора обеспечивало приличную скорострельность на уровне 5-6 выстрелов в минуту. Стрельба осуществлялась с места без использования сошников при опущенном полике заряжающего. Возимый боекомплект состоял из 4 снаряда и 6 зарядов.

3. Основным вооружением САУ СУ-5-3 была 152,4-мм дивизионная мортира обр. 1931 г. (длина ствола 9,3 калибра). Начальная скорость снаряда – 250 м/с. Углы наведения в вертикальной плоскости составляли от 0 до +72 градусов, углы наведения в горизонтальной плоскости – 12 градусов без поворота корпуса установки. При стрельбе расчет использовал панораму Герца. Максимальная дальность стрельбы составляла 5 285 метров. Применение клинового затвора обеспечивало скорострельность на уровне 4-5 выстрелов в минуту при углах возвышения до 30 градусов и 1-1,5 выстрела при углах возвышения свыше 30 градусов. Возимый боекомплект состоял из 4 выстрелов. При ведении огня использовались 2 сошника, которые устанавливались снаружи кормовой части САУ.

Для подвоза к САУ СУ-5 боеприпасов на поле боя предполагалось использовать специальный бронированный подвозчик боеприпасов.
СУ-5-3

Боевая масса САУ СУ-5 составляла от 10,2 до 10,5 тонн в зависимости от модификаций. Экипаж САУ состоял и 5 человек (водитель и 4 члена расчета). Емкости топливных баков объемом 182 литра было достаточно для совершения 170 км. марша по шоссе.

Судьба проекта

Заводские испытания всех трех машин триплекса проходили с 1 октября по 29 декабря 1935 года. Всего САУ прошли: СУ-5-1 – 296 км., СУ-5-2 – 206 км., СУ-5-3 – 189 км., при этом последняя 1 ноября 1935 года была отправлена на парад в столицу. Помимо пробега машины испытали и стрельбой САУ СУ-5-1 и СУ-5-2 произвели по 50 выстрелов, САУ СУ-5-3 произвела 23 выстрела.

По результатам проведенных испытаний были сделаны следующие выводы: «САУ отличаются тактической подвижностью, которая позволяет им передвигаться по дорогам и вне их, переход в боевое положение для 76 и 122-мм СУ-5 является моментальным, для 152-мм версии требуется 2-3 минуты (так как стрельба предполагает использование упоров). В ходе испытаний были выявлены и недостатки машины, к которым отнесли: недостаточную прочность кронштейна, который связывал люльку с цапфовой обоймой, а также слабые бандажи опорных колес. Все выявленные дефекты не имели принципиального значении и легко устранялись.

По планам в 1936 году предполагалось изготовить партию из 30 самоходок СУ-5. Причем военные отдавали предпочтение версии СУ-5-2 со 122-мм гаубицей. От СУ-5-1 они отказывались в пользу артиллерийского танка АТ-1, а для 152-мм мортиры шасси СУ-5-3 было достаточно слабым. Первые 10 серийных машин были готовы к лету 1936 года. Две из них практически сразу были отправлены в 7-й мехкорпус для прохождения войсковых испытаний, которые продлились с 25 июня по 20 июля 1936 года и проходили в районе Луги. Во время испытаний машины прошли своим ходом 988 и 1014 км. соответственно, произведя по 100 выстрелов каждая.

По результатам проведенных войсковых испытаний было установлено, что САУ СУ-5-2 войсковые испытания прошли. СУ-5-2 были достаточно подвижны и прочны во время похода, обладая достаточной проходимостью и хорошей устойчивостью при ведении огня. Как правило, САУ использовались для ведения огня с открытых позиций, выступая в роли артиллерии сопровождения. При внесении в их конструкцию ряда дополнений данные самоходки желательно принять на вооружение механизированных соединений, в качестве средства непосредственной артиллерийской поддержки.

К основным выявленным недостаткам машины отнесли: недостаточный боезапас, его предлагалось увеличить до 10 снарядов. Также предлагалось увеличить мощность двигателя, так как САУ была перегружена и усилить рессоры. Глушитель предлагалось переместить в другое место, а отделение управления оборудовать вентилятором.

Часть этих нареканий военных была устранена в ходе производства оставшихся 20 самоходок, но повысить мощность двигателя и усилить подвеску так и не удалось. Ряд последних машин, которые были произведены осенью 1936 года, получили также дополнительные бронелисты, которые прикрывали сидения орудийного расчет с боков. Предлагалось внести в конструкцию САУ СУ-5 изменения и по результатам войсковых испытаний, после чего запустить их серийное производство, но вместо этого в 1937 году работы по программе «малого триплекса» были полностью свернуты. Возможно, это было связно с арестом одного из конструкторов П. Н. Сячентова.

Уже произведенные САУ из первой партии поступили на вооружение механизированных корпусов и отдельных бригад Красной Армии. Летом 1938 года данные машины даже приняли участие в боевых действиях против японцев у озера Хасан. СУ-5 действовали в районе высот Безымянная и Заозерная в составе артиллерийских батарей из состава 2-й механизированной бригады Особой Дальневосточной армии. Из-за кратковременности боевых действий, которые закончились уже 11 августа 1938 года, применение самоходок носило очень ограниченный характер. Несмотря на это в отчетных документах указывалось, что САУ оказали существенную поддержку пехоте и танкам.

В сентябре 1939 года во время «освободительного» похода в Западную Белоруссию и Украину, батарея СУ-5, входившая в состав 32-й танковой бригады совершила 350-км марш, но в боевых столкновениях с польскими войсками не участвовала. После данного марша одна установка была отправлена на завод для прохождения капремонта.

По состоянию на 1 июня 1941 года в составе Красной Армии находилось 28 САУ СУ-5: 8 в Западном Особом и 9 в Киевском Особом военных округах, 11 на Дальневосточном фронте. Из них исправно было лишь 16 машин. Каких-либо сведений об использовании данных САУ в Великой Отечественной войне пока не обнаружено. Все они, скорее всего, были брошены из-за неисправностей или потеряны в первую неделю боев.

Тактико-технические характеристики: СУ-5-2
Масса: 10,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 4,84 м., ширина 2,44 м., высота 2,56 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 6 до 15 мм.
Вооружение: 122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Боекомплект: до 10 выстрелов
Двигатель: рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения от танка Т-26 мощностью 90 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 30 км/час
Запас хода: по шоссе – 170 км.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Братец Сарыч
    +1
    17 февраля 2012 10:18
    Крайне здравые идеи не удалось довести до ума - очень жаль...
    Понятно, что имеющаяся техническая база не позволила, но все-таки...
  2. Kibb
    +1
    17 февраля 2012 13:13
    Прблема в том, что дали хоть что... Вы же поймите какой ценой платила страна, народ, за ту армию которая встретила немцев в 41ом... цена очень высока, и второй раз вылилась... но при этом разбить их смог только СССР, больше никто
    1. +2
      17 февраля 2012 18:53
      Если почитать историю артилерии и бронетехники(авиация меня мало интересует) то видно отсутствие комплексного подхода----а подстройка под ...начальника...которые менялись довольно часто.
      Но всежн основной вред нанес тухачевский огромные деньги были израсходованы на его прожекты---динамореактивную артилерию и универсализацию.Тоже и про БТ.особенно долгая раскачка после анализа применения танков в Испании.
      1. Kibb
        +1
        17 февраля 2012 20:10
        Вот в чем в чем, а тут я с вами согласен на все 100%
        Метания с дивизионкой, огромные средства на Курчевского,Бекаури,Дыренкова... а в результате? Зенитных автоматов нет, дивизионка отдельная тема,ГК эсминцев которые не могут расстрелять боезапас -раньше выработка стволов, гусеничный триплекс... короче много чего.
        Не все так плохо, конечно,но могло быть гараздо лутше
  3. +1
    17 февраля 2012 15:28
    Я думаю разместить гаубицу 122 мм. на шасси т-28 было-бы наиболее оптимально. И боекомплект был-бы оптимальным..Наверно стоимость шасси сдерживала такую идею
    1. Kibb
      0
      17 февраля 2012 20:15
      Сколько было построенно Т28? Это массовая САУ для полка -дивизии. Шасси т28 не напосешси...