Перспективный фрегат для ВМС США: традиционный облик и расширенные возможности

10
Как сообщают зарубежные средства массовой информации, командование военно-морских сил Соединенных Штатов Америки начало рассматривать вопрос возвращения к строительству и эксплуатации кораблей класса «фрегат». В настоящее время в ВМС США подобные корабли отсутствуют, но в средней перспективе планируется восстановление этой части надводных сил. Согласно последним сообщениям, в настоящее время продолжается работа по изучению текущих нужд флота и возможностей промышленности, в результате которой должны появиться требования к перспективному кораблю.

Напомним, последние на данный момент американские фрегаты строились по проекту Oliver Hazard Perry с конца семидесятых годов. К началу девяностых ВМС получили более полусотни новых кораблей, однако вскоре было принято решение о постепенном их выводе из состава флота. В 1996 году началось списание фрегатов. Более не нужные корабли отправлялись на утилизацию, становились плавучими мишенями или передавались третьим странам. Последний корабль типа «Оливер Хазард Перри» был списан в 2015 году. Вследствие этого на вооружении американского флота не осталось ни одного фрегата. Часть их задач была передана кораблям прибрежной зоны Littoral Combat Ship.




Фрегат USS Oliver Hazard Perry (FFG-7), 1979 г.


Американское интернет-издание Defense News 10 апреля опубликовало некоторые новости о планируемом возрождении флота американских фрегатов. По данным издания, командование военно-морских сил в настоящее время продолжает внимательное изучение вопроса создания новых кораблей этого класса, а также рассматривает возможности по повышению их технических и боевых характеристик до максимально возможных значений. За счет использования перспективных технических средств и вооружений предполагается получить новые возможности того или иного рода. В частности, не исключается строительство перспективных фрегатов на базе существующих кораблей проекта LCS.

Ранее для проведения первоначальных работ и формирования технического задания на проект была сформирована специальная группа RET (Requirement Evaluation Team – «Команда определения требований»). В состав этой организации включены представители нескольких управлений и командований военно-морских сил. Кроме того, в ней участвует Объединенный комитет начальников штабов и Управление оценки программ министерства обороны. Исследовательскую группу собрали достаточно давно, и уже стали известны некоторые ее цели и результаты текущей деятельности. Как следует из опубликованной информации, одной из главных задач RET является расширение круга решаемых задач, в первую очередь, за счет применения новых вооружений.

Одной из основных задач перспективного фрегата должно стать осуществление противовоздушной обороны корабельной группы. Изучение этого вопроса является одной из главных задач команды RET. Предполагается, что такие возможности будут использованы для прикрытия судов Combat Logistics Force, отвечающих за доставку горючего, боеприпасов, продовольствия и т.д. на боевые корабли, несущие службу в удаленных районах. Подобный способ применения новых кораблей должен привести к заметным их отличиям от фрегатов предыдущих типов. Ранее американские фрегаты несли средства ПВО только для самозащиты и не предназначались для прикрытия целых ордеров.

На данный момент планируется дальнейшее развитие комплекса вооружений корабля, позволяющее ему получить определенные преимущества перед техникой предыдущих типов. Так, фрегаты Oliver Hazard Perry несли противокорабельные ракеты Harpoon, а также ракетное и торпедное противолодочное оружие. Артиллерийские и ракетные зенитные комплексы позволяли кораблям атаковать цели только в ближней зоне, выполняя самозащиту. Теперь же предлагается нарастить противовоздушный потенциал при сохранении прочих боевых возможностей.

Обновленные требования к комплексу вооружений были сформированы по результатам анализа текущей ситуации и прогноза перспектив ее развития. Авиационные средства нападения и противокорабельное оружие, используемое кораблями и подлодками, представляют все большую опасность для корабельных групп. Как следствие, они нуждаются в развитой системе ПВО. Противокорабельный и противолодочный потенциал фрегата тоже должен быть повышен, но зенитные средства в нынешней ситуации имеют особое значение.

Уже стали известны некоторые подробности требований к будущим американским фрегатам. Все самые интересные нововведения в этой области касаются усиления зенитных средств путем увеличения их количества и качества. Так, основным средством защиты себя и других кораблей должна стать управляемая ракета средней дальности RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missile) модификации Block 2. Боекомплект этого комплекса должен быть увеличен вдвое в сравнении с кораблями предыдущих моделей. Перспективный фрегат должен нести 16 ракет этого типа.

Одним из основных средств защиты от воздушного нападения в военно-морских силах США в настоящее время является управляемая ракета SM-2. Таким оружием оснащаются все имеющиеся крупные надводные корабли. Предлагается предусмотреть возможность использования подобных ракет и на перспективных фрегатах. Для их транспортировки и запуска корабли могут получить универсальную вертикальную пусковую установку Mark 41 с, как минимум, восемью ячейками для ракет SM-2. Использование зенитного комплекса с ракетами SM-2 позволит заметно повысить боевой потенциал корабля, но при этом потребует использовать более сложное и совершенное бортовое оборудование, необходимое для управления оружием.

Большая дальность полета ракет SM-2 предъявляет соответствующие требования к корабельным средствам наблюдения и обнаружения. С целью повышения подобных характеристик перспективного фрегата в настоящее время рассматривается возможность использования новейшей радиолокационной станции Enterprise Air Surveillance Radar, разработанной компанией Raytheon для установки на авианосцы типа Gerald R. Ford и другие корабли новых проектов. Кроме того, фрегат должен получить самые современные средства связи и управления, при помощи которых сможет войти в общую информационную структуру военно-морских сил. Это даст определенные преимущества в деле обнаружения потенциально опасных объектов и последующей защиты сопровождаемого ордера.

Известны некоторые подробности требований, касающихся общих параметров живучести. В этом отношении перспективный фрегат должен быть не хуже кораблей класса Oliver Hazard Perry. Таким образом, в области живучести к новым кораблям не предъявляются особые требования. Допускаются характеристики на уровне техники, разработанной несколько десятилетий назад и уже закончившей свою службу.

В то же время, в новом проекте могут использоваться некоторые оригинальные идеи, направленные на повышение живучести. Рассматривается возможность оснащения кораблей дополнительным бронированием, призванным защищать важные узлы от различных угроз. Кроме того, возможно размещение жизненно важных узлов и агрегатов в разных отсеках, в том числе разделенных некоторым пространством, высвобожденным от какого-либо оснащения, либо имеющим иное наполнение. Такой способ повышения живучести позволяет резко снизить вероятность одновременного поражения нескольких отсеков, однако негативным образом сказывается на размерах и, как следствие, стоимости корабля.

В начале апреля тему разработки перспективного фрегата с улучшенными возможностями противовоздушной обороны прокомментировал глава военно-морского министерства США Шон Стэкли. По мнению высокопоставленного чиновника, Соединенные Штаты имеют все возможности для повышения противовоздушного потенциала новых кораблей. Значительный рост «летальности» может быть получен без чрезмерных трат и проблем экономического характера.

Ш. Стэкли отметил, что флот и судостроительная промышленность имеют хорошую и солидную научно-техническую базу для создания перспективных кораблей с требуемыми характеристиками. Основной задачей программы является повышение потенциала зенитных систем, однако при этом не следует забывать и о других аспектах. Развивая новый проект, следует помнить о живучести в боевой обстановке и иных важных характеристиках. Министр напомнил о необходимости разработки новой техники с соблюдением баланса технических рисков и стоимости готовых кораблей. Ввиду высокой сложности подобных работ рассматривается вопрос о будущем создании проекта на конкурсной основе.

К настоящему времени американское судостроение уже успело разработать предварительные проекты перспективного фрегата. Две такие разработки были созданы специалистами компаний Lockheed Martin и Austal USA – основными участниками программы Littoral Combat Ship. В рамках развития существующих кораблей типа LCS были созданы специальные модификации, соответствующие гипотетическим требованиям к новому фрегату. Теперь компании-разработчики ждут, когда ВМС официально опубликуют запрос на создание нового проекта. Это событие, согласно нынешним планам, должно произойти будущей осенью.

Следует отметить, что базовые корабли типа LCS не отличаются развитым комплексом ракетного вооружения и, как следствие, имеют весьма ограниченные возможности в деле противовоздушной обороны. Изменение проекта с целью получения требуемых характеристик и боевых возможностей будет достаточно сложным делом. Кроме того, разработка нового фрегата даже на уровне создания предварительного проекта займет определенное время. Ш. Стэкли отметил, что его ведомство не хочет привязываться к конкретной дате – сначала в спокойной обстановке планируется завершить работу над техническим заданием. В то же время, военно-морское министерство желает завершить этот этап проекта к концу текущего финансового года – к началу октября.

Весьма вероятной выглядит разработка перспективного фрегата на основе существующих кораблей LCS. В то же время, некоторые эксперты, конгрессмены и военные специалисты предлагают использовать иной путь создания нового корабля. С целью получения заметной экономии предлагается строить перспективный фрегат на основе более старого проекта «Оливер Хазард Перри». Использование готового корпуса, наполненного современными системами, даст ощутимую выгоду как во время создания проекта, так и при строительстве серийных кораблей.

Определенные проблемы, с которыми пришлось столкнуться специалистам Requirement Evaluation Team, уже привели к некоторому смещению сроков реализации начальных этапов текущей программы. Ранее предполагалось, что требования к фрегату будут сформированы в самое ближайшее время, после чего в минимальные сроки появится проект, а головной корабль серии будет заказан в 2019 году. Теперь дата подписания контракта на первый фрегат перенесена на 2020-й. Такие изменения графика связаны с желанием военного ведомства получить максимально проработанные проекты, оценить их и выбрать наиболее удачный.

На данный момент планируется завершить все предварительные работы и определить победителя текущего конкурса до конца 2020 финансового года. Разработчикам нового проекта предлагается создавать свои версии проектов самостоятельно, а также с использованием тех или иных наработок по предыдущим кораблям, в том числе семейства Littoral Combat Ship. В связи с переносом подписания контракта на год было принято дополнительное решение о закупке иных кораблей. Так, в 2019 году планируется приобрести два дополнительных LCS.

Примечательно, что в последнее время американское судостроение стало проявлять больший интерес к разработке перспективного фрегата. По-видимому, причиной этого стали твердые намерения военно-морского командования. Ранее Пентагон изучал тематику новых фрегатов только для определения их перспектив и без строительства реальных планов. Теперь ситуация серьезно изменилась: специальная группа изучает реальные возможности и занимается формированием требований к кораблям. Как следствие, промышленность, видя реальный интерес военных, тоже решила присоединиться к активным работам.


Корабль прибрежной зоны USS Freedom (LCS-1)


Одной из причин возвращения к идее строительства фрегатов с полноценным комплексом управляемого ракетного вооружения, способным решать разнообразные задачи, стали неудачи предыдущих проектов. Любопытный и амбициозный проект Littoral Combat Ship, разработанный для замены устаревших фрегатов, оказался не слишком удачным. При высокой стоимости корабли LCS двух типов отличаются весьма ограниченными боевыми возможностями и эксплуатационными характеристиками. Из-за этого планируемое количество «кораблей прибрежной зоны» постоянно сокращалось. На данный момент предполагается обойтись строительством всего 40 LCS – в полтора раза меньше, чем предполагалось изначально.

Изначально предполагалось, что корабли LCS будут строиться по модульному принципу и получать разнообразное целевое оборудование или вооружение. В теории это позволяло строить корабли противолодочной обороны, корабли со средствами ПВО и т.д. Тем не менее, такая задача не получила полноценного решения, что соответствующим образом ударило по боевому потенциалу кораблей. Именно для решения подобных проблем в настоящее время ведутся работы по созданию перспективного фрегата, изначально несущего разнообразное артиллерийское и ракетное вооружение.

Главной задачей нового фрегата станет боевая работа в прибрежной и ближней морской зоне. Там он будет осуществлять защиту морских коммуникаций, портов и других объектов, являющихся потенциальными целями для удара противника. С учетом наблюдаемого прогресса в области корабельных и авиационных вооружений наиболее важными средствами защиты транспортных судов и береговых объектов сочли системы противовоздушной обороны. Кроме того, будет сохранен определенный противолодочный потенциал. Точные сведения о противокорабельном вооружении, требуемом заказчиком, пока не появлялись.

По последним данным, фрегаты нового проекта начнут строиться не ранее следующего десятилетия. Подписание контракта на постройку головного корабля было перенесено на 2020 год, что позволяет определить примерные сроки появления серийных фрегатов. Таким образом, группировка перспективных кораблей, способная оказать минимально заметное влияние на обстановку на морях, появится никак не ранее конца двадцатых годов.

В недавнем прошлом проект перспективных боевых «кораблей прибрежной зоны» представлял большой интерес и едва ли не стал революцией в современном кораблестроении. Тем не менее, поставленные перед разработчиками двух подобных кораблей задачи оказались слишком сложными, из-за чего удалось получить далеко не все желаемые результаты. Как следствие, ВМС США в рамках дальнейшего развития надводного флота решили вернуться к менее смелым, но уже изученным и опробованным на практике идеям. В отдаленном будущем защита прибрежной зоны будет возлагаться на фрегаты, имеющие традиционный облик, но при этом отличающиеся использованием современных систем и оружия.


По материалам сайтов:
http://defensenews.com/
https://news.usni.org/
http://newsweek.com/
http://navyrecognition.com/
http://globalsecurity.org/
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    19 апреля 2017 07:08
    .Одной из основных задач перспективного фрегата должно стать осуществление противовоздушной обороны корабельной группы.
    умная мысль. Если вспомнить эскортные корабли ВОВ, то их задачи так и сводились к ПВО и ПЛО....
    1. 0
      21 апреля 2017 15:14
      А какой нибудь эсминец типа «А́рли Бёрк » (которых у американцев за сотню) с этой задачей спрвится хуже?
  2. +4
    19 апреля 2017 08:53
    Ну как это можно комментировать? Американцы планируют всего 40 (всего 40, Карл!) кораблей прибрежной зоны. Неизбежно возникают аналогии с нашими объемами и самое главное темпами работы ОСК. Уже нет сил эмоционировать по этому поводу, просто какая-то глухая злоба возникает и хочется насилия над руководством страны, ОСК и пр. "эффективными управленцами".
    1. +1
      19 апреля 2017 11:50
      Успокойтесь и взгляните на карту. Наши заблокированные лужи и их океаны
      1. 0
        21 апреля 2017 15:11
        У России половина границы в море, о каких лужах идет речь!?
  3. 0
    19 апреля 2017 15:58
    Ну, цели и задачи оперделены. Авось, чего и склепают. Интересно, с ценником будет та же веселуха, что и с Ф-35?
  4. 0
    19 апреля 2017 17:12
    Откуда цифра в 40 бортов?! Ведь шло обсуждение о прекращении строительства этих фридомов и индепенденсов и сокращения серий до 3-5 бортов. Потом с большим скрипом кол-во решили довести до 20 ед и на этом остановится, поскольку дорого и неэффективно. Строительство несколько раз даже останавливали из-за слишком больших затрат.
  5. +4
    19 апреля 2017 17:22
    Как и следовало ожидать, проект Littoral Combat Ship, как истинный буддист, прошел Путем восьмисложной тропы, достиг Просветления и готов раствориться в Нирване
    В общем, накрылся проект медным тазом, если по простому
  6. +1
    21 апреля 2017 15:17
    Давно пора уже единую классификацию морских кораблей ввести, корабли одинакового водоизмещения и для одних и тех же задач даже в составе одного флота называются по разному . Традиции , это конечно же хорошо, но здравый смысл получше будет.
    1. 0
      24 апреля 2017 22:57
      Традиции, сэр!
      корабли только "ходят", и никак иначе
      у них только трапы, а никак не лестницы
      Кок а не повар - ну и много подобного.

      Так что доводы разума никогда не будут услышаны.
      Только традиции, только хардкор!