Школа, бизнес, власть. Кому не хватает места за круглым столом?

26
На днях «свезло» присутствовать на нескольких так называемых научно-практических конференциях, на которые были приглашены представители педагогического сообщества, занятые в системе среднего общего и среднего профессионального образования, и работодатели. Да, тематика проблем современной образовательной системы регулярно поднимается на нашем сайте, а также затрагивается в письмах и комментариях наших уважаемых читателей, и уж так вышло - в очередной раз не смог позволить себе обойти вниманием образовательный, как сейчас модно говорить, сегмент.

Школа, бизнес, власть. Кому не хватает места за круглым столом?




Итак, для начала несколько слов о подобного рода конференциях. Если пробежаться по тому списку приглашений, которые приходят на адреса различных образовательных структур и средств массовой информации, то можно подумать, что наша система образования окунулась в науку с головой. Одна конференция сменяет другую, другая – третью, тут же на смену им приходит образовательный семинар, симпозиум и прочее. И настоящий моветон, если в названии мероприятия нет слова «инновационный» или чего-то из той же серии. Приглашения рассылаются всем – будь ты специалист в этой области или «мимо проходил». Участие, конечно же, не бесплатное... Где-то чисто символический взнос рублей в 250-300 – для массовости собрания, ну а где-то – суммы куда серьёзнее.

Тут вспомнилось, как нас («Военное обозрение») дважды «всего лишь» за 150 с лишним тысяч рублей приглашали посетить конференцию как «победителей» конкурса то «лучший машиностроитель года», то «лучший в сфере рекламы». С вручением «орденов и медалей», естественно. Помнится, как редакция, превозмогая позывы громкого хохота, пыталась уточнить, кто же из нашего творческого и административного коллектива успел отличиться в сфере машиностроения... Не уточнили нам этого и сами организаторы «конкурса», у которых редакция попыталась вопрос прояснить. По поводу этого, простите, откровенного лохотрона с рассылкой писем «счастья» «Военное обозрение» обращалось даже в Государственную Думу (а именно, к депутату Наталье Поклонской) с просьбой разобраться. Почему сразу в Госдуму? А потому что «приглашения» рассылают от имени экс-депутата нижней палаты, да ещё и с документами с наличием государственной символики. Но депутаты оказались занятыми более серьёзными вещами...

Однако, от «лирического» отступления – к теме. Привлёк внимание тот факт, что одна из конференций (проводилась в Воронежской области) заявлялась в качестве мероприятия с участием работодателей, которые должны были рассказать преподавателям о том, как сегодня предприятия страны нуждаются в квалифицированных специалистах и толковых выпускниках. Преподаватели, конечно, и сами в курсе, но когда из первых уст – другое дело... Но то ли работодатели приглашений не получили, то ли оргвзнос в 300 рублей для них оказался неподъёмным, но в итоге научно-практическая конференция, посвящённая вопросам трудоустройства выпускников современных учебных заведений, прошла без «практической» части. Бывает ли в таких мероприятиях, проводимых для отчётности перед контролирующими образование органами, научная часть – тоже вопрос риторический. Вся наука закончилась на докладчике, который сначала рассказывал, как благотворно влияют на уровень обученности современного школьника всероссийские проверочные работы в 4,5, 10 и 11 классах, а потом добавил, что современный крупный работодатель «крайне заинтересован в мыслящем выпускнике, выпускнике – всесторонне развитой личности», в «выпускнике, которого готовят к получению профессии с малых лет». Заинтересован ли? – вот в чём вопрос. При построении «рыночной экономики» каждый из таких заинтересованных уже достоин быть занесённым в «красную книгу».

А накануне, кстати, стартовали те самые Всероссийские проверочные работы для учащихся 4-х классов по всей Российской Федерации.
Удалось пообщаться и с младшими школьниками, которых, как выразились в ходе конференции, «готовят к получению профессии». В ходе беседы выяснилось, что такая их подготовка для большинства – открытие. А в ответах по поводу того, «кем хочешь стать», уже в который раз (и который год) фактически одно и то же: основная масса – «юристы и бизнесмены», и единично редкие по нашим временам – «военный» и «телеведущая». Не то, что бы юрист и бизнесмен – это плохо. Ни в коем случае! Это замечательно, если толковый юрист и отличный бизнесмен. Но когда практически ежедневно с экранов заявляется о необходимости популяризации человека труда, инженера, а дети год от года в своих мечтах вынашивают то, что им и их родителям (то есть нам всем) пытаются показывать и рассказывать в сериалах о «сладкой жизни», то какой уж тут человек труда, какой инженер?.. Обманываем мы детей, так уж получается.

Если есть интерес к популяризации, к примеру, инженерно-технических профессий, то одних громких заявлений с экрана явно недостаточно. Что привык смотреть современный молодой человек – яркое шоу с упомянутыми элементами красивой жизни, «скандалами и интригами», «шурыгиными» и «венцеславами». Или «дядьку в пиджаке» с меторским тоном? Очевидно – пиджаки и громкие речи о том, «как надо жить», тому же школьнику точно не интересны. А потому вопрос, к чему на самом деле готовит выпускников образовательная система, повисает в воздухе.

Если готовить человека, который, как на той конференции утверждалось, ещё с молодых ногтей идёт по пути осознанного выбора профессии, то как привлечь к сотрудничеству среду работодателей? Ведь многие (на личном опыте общения) плачутся в жилетку, заявляя, что школы, техникуму и вузы готовят «бездарей», но когда речь заходит о необходимости предложить свою программу профподготовки и открыть места хотя бы для прохождения практики, чтобы из «бездарей» выходил более или менее востребованный «материал», то подавляющее большинство включают заднюю и попросту «сливаются». Пусть, мол, государство думает, я не нанимался помогать программы и стандарты составлять – чиновники за что деньги получают... а я уж посижу, подожду или свистну – прибегут нелегалы-гастарбайтеры. А в итоге всё приводит к тому, что школа (в широком смысле слова) устраивает свою «показуху» якобы с научно-практическим подходом в образовании, супермегаинновациями, но реальным выпуском в никуда. Система бизнеса свою – когда «во всём виновато государство». А государство (в лице политических элит) – «ответный хук» - когда «виноват во всём бизнес». Брать на себя ответственность не хочется никому.

Потому сесть за круглый стол и реально обсудить общие проблемы, которые способны в итоге загнать в окончательный тупик всю систему профподготовки и образования в целом, - никак не получается. Вот проводить «галочные» конференции и съезды с отчётами в стиле «виноват стрелочник» - это завсегда. А выслушать друг друга, сделав выводы и приняв реально взвешенные решения – ну, очень сложно... А потом заявляем: «потерянное поколение, вот мы в их годы ого-го!»

Или всё-таки проблема в клозетах...
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 апреля 2017 06:37
    Очевидно – пиджаки и громкие речи о том, «как надо жить», тому же школьнику точно не интересны. А потому вопрос, к чему на самом деле готовит выпускников образовательная система, повисает в воздухе.
    ... И в итоге получаются школьники-выпускники, уровня ПТУ для "умственно вспотевших"-как сие не прискорбно звучит. Не спорю, не ВСЕ-НО... в большинстве своем. И это НАШЕ будущее я спрашиваю? Ежели да, то тады ОЙ.... hi
    1. +1
      21 апреля 2017 11:15
      https://sochisirius.ru/

      лучше бы авторы сделали обзор по этой штуке. Такие центры как я понимаю открывают во всех крупных городах сейчас

      Центр работает круглый год. Проезд и пребывание в Центре для детей бесплатное. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из нескольких десятков регионов России. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. Образовательная программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие встречи с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных процедур, а в течение учебного года общеобразовательные занятия.


      отправил туда резюме. Если повезет - напишу вам тут статью со взглядом изнутри
  2. +9
    19 апреля 2017 06:43
    молодец Алексей,ты один из немногих,поднимаешь темы касающиеся дел внутри страны,а вернее проблем,даже официальные СМИ и ТВ избегают этого (приказ молчать?) hi
    1. 0
      19 апреля 2017 07:12
      Я не знаком с другими статьями Автора: Володина Алексея, может он действительно что то поднимает, но эта статья явно написана "для галочки" Тема образования одна из важнейших, а тут просто поворчал ни о чем
      1. +2
        19 апреля 2017 07:22
        Цитата: Астарт
        Я не знаком с другими статьями Автора: Володина Алексея

        Легко восполнить пробел, и убедится, что Володин пишет не "для галочки" wink
        1. 0
          19 апреля 2017 10:51
          для галочки во множественном числе laughing
      2. +3
        19 апреля 2017 07:23
        Цитата: Астарт
        Я не знаком с другими статьями Автора: Володина Алексея, может он действительно что то поднимает, но эта статья явно написана "для галочки" Тема образования одна из важнейших, а тут просто поворчал ни о чем

        ну так никто не запрещает Вам,написать лучше,так, как с Вашей точки зрения, нужно.
      3. +4
        19 апреля 2017 07:28
        На вчерашнем "Вечере с Соловьевым" была затронута эта тема. Хорошо сказал Кургинян, что образование это не услуга, а инвестиция в будущее поколение и всей страны. А насколько государству требуются учители, инженеры и врачи, можно судить по их заработной плате.
        1. +3
          19 апреля 2017 08:50
          Если вспомнить, что наше государство управляется шайками воров, то и удивляться нечему.
        2. +1
          19 апреля 2017 10:54
          Цитата: сибиралт
          инвестиция в будущее поколение и всей страны

          а что прикажете думать об образовании тех, кто бесплатно учился 15-16 лет, а потом уехал за границу работать? Вам напомнить, сколько тысяч таких уехало? Расшифруйте эту инвестицию. И скажите, почему это не бесплатная услуга. Знаете, нельзя пейзаж нарисовать только белой или только черной краской, нужна смесь. И образование это и услуга и инвестиции и не только это.
    2. +5
      19 апреля 2017 07:15
      Цитата: андрей юрьевич
      официальные СМИ и ТВ

      ТВ деградирует семимильными шагами и распространяют деградацию вокруг. Даже в новостях пиарят свои сериалы, а на дикторов без слез не взглянешь. Боюсь представить критерии их отбора.
      Но круче всех отличился первый - распиарили на всю страну больную на голову истеричку Диану Шурыгину. То, что нужно скрывать, вывернули на изнанку. Пропаганда низменных ценностей одним словом. Догнали ДОМ-2. angry
      1. +6
        19 апреля 2017 09:30
        Прошу прощения, ТВ не деградирует, нет! Оно оболванивает! И преуспевает в этом!!!!
        1. +1
          19 апреля 2017 10:57
          тв сейчас могут смотреть только пенсионеры и неумные люди. Я вообще ничего полезного не вижу.
          Даже новости искажены так, что не понимаешь, правду говорят или дурят.
          Единственное, что смотрю - это телевизор в фитнессцентре когда по дорожке бегаю. Со скуки.
      2. +1
        19 апреля 2017 09:58
        Пытаются перегнать.
  3. +4
    19 апреля 2017 07:23
    ...я простой пример приведу:
    мой дядя,бросил школу(после 7 класса) и пошёл трудиться,так как "хотел заработать"...это было при "кровавом тиране "Сталине.пошёл учеником токаря...выучился,стал неплохо зарабатывать,после выучился на шофёра,призвался в армию.после армии доучился до 9кл,и работал шофёром на стройке,в АРТЕЛИ,зарплата была сдельная.получал достаточно.женился.купил СВОЙ дом....когда строили ВАЗ,приехал,строил.потом работал токарем в МСП с Каданниковым...так токарем до пенсии и проработал.чё начальником не стал?так он говорил так,что ему интереснее руками делать ,а в советской системе за это платили.инженеры с вышкой плакают,как плохо жили,ведь 140р получали...а "" станочное 300.обидно,панимашь!а по мне,так какие "нженеры2-такая оплата.
    а сейчас государству нужны дураки-потребители,а не рукастые-головастые.так что нечего воду в ступе толочь.
  4. +1
    19 апреля 2017 10:49
    я бы попросил автора статьи научиться писать в школе изложения.
    В статье слов много, как в песне чукчи о том, как олени мимо бегут, но не понятны
    ни постановка вопросов, ни выводы, ни цели статьи. А что хотел выразить автор, догадываться неохота.
    1. +2
      19 апреля 2017 12:45
      Цитата: yehat
      В статье слов много(...) но не понятны

      В свою очередь убедительно прошу сего читателя приобрести "Букварь" - там для начала научат понимать слова, а уж потом, если повезёт, научитесь и постановку, и цели, и выводы понимать.

      Цитата: yehat
      А что хотел выразить автор, догадываться неохота.

      В таком случае Вам давно пора переключиться на ТНТ
      1. 0
        19 апреля 2017 12:54
        вы до конца предложение дочитайте, потрудитесь, а не вырывайте из контекста слово "непонятны"
        1. +1
          19 апреля 2017 13:18
          Ваш "контекст" мне предельно понятен, и я по нему уже высказался. А то "догадываться неохота", а комментарии строчить - так это пожалуйста...
          1. 0
            19 апреля 2017 13:24
            вот скажите, вас в школе учили таким понятиям - план изложения, раскрытие образа, последовательность описания? Вы же прыгаете с одного на другое как блоха по собаке.
            Я дважды перечитал вашу статью, но понять, ради чего написали, не смог.
            Повторю - ваше произведение больше всего напоминает песню чукчи. Так сказать, потоковое восприятие. А чтобы вас поняли, нужен другой формат.
            1. Комментарий был удален.
            2. +1
              19 апреля 2017 13:43
              Если Вы не ушли дальше уровня школьных изложений, тогда комментарии излишни.

              А это
              Цитата: yehat
              как блоха по собаке

              Цитата: yehat
              напоминает песню чукчи

              позволяет мне сделать выводы ещё и об уровне Вашего воспитания
              1. 0
                19 апреля 2017 13:45
                Выводы делают с помощью логики, а вы делаете только свое мнение.
                Ибо логики нет, есть только слепая реакция на раздражитель.
              2. +2
                19 апреля 2017 18:01
                Цитата: Володин
                Если Вы не ушли дальше уровня школьных изложений, тогда комментарии излишни.

                Лёха забей...троля кормить не нужно... wink
    2. 0
      19 апреля 2017 22:50
      В точку. Авторишка решил забацать статейку, но сам не понял, что написал.
  5. +2
    19 апреля 2017 11:50
    "Если планируешь на год - садишь просо, на двадцать лет - дерево, на сто лет вперед -воспитываешь ребенка". Похоже, нынешние власти лет на пять планируют, а там уже других выберут.
  6. 0
    21 апреля 2017 08:06
    Автор затронул вечную и бесконечную по глубине и болезненности тему.
    И об этом надо писать и говорить постоянно и настойчиво, пусть даже повторяясь. Поскольку в современном мире в головах у людей остается только то, что повторено сто, тысячу раз. На этом, кстати, и строится воздействие рекламы – те, кто на нас ее выливают, не боится быть навязчивыми.
    Поскольку тема безбрежная – тезисно о самом важном.

    1. Образование в единстве с воспитанием – способ выживания общества и выстраивания его будущего.
    Имел возможность со стороны наблюдать на протяжении 20-25 лет за распадом системы образования и воспитания молодежи на Украине (приезжая туда в отпуск из России).
    Кстати, в этом еще одно отличие Донбасса, как промышленного, технически продвинутого региона (по крайней мере, до начала гражданской войны в 2014 году) от остальной Украины. На остальной территории разрушение промышленности мелкой и средней (за исключением высокотехнологичных заводов-гигантов) началось еще в 90-е годы. У огромной массы молодежи исчезла мотивация получить хорошую специальность и благодаря этому – стабильную, высокооплачиваемую работу. Даже те, кто не пошел в разросшийся количественно криминал, старались выбрать «непыльную и ненапряжную», сезонную, временную работу – вплоть до продажи сим-карточек и т.п.
    У нас, в России, этого тоже хватает, но, слава Богу, болезнь не столь запущена и есть шансы выкарабкаться, если всерьез власть и общество займутся образованием, как приоритетом.

    2. Ругаем школу – и за дело, особенно за ЕГЭ-шной натаскивание детей (знания, мол, не главное, главное – балл ЕГЭ). Но школа для детей – лишь один, хоть и важный, элемент образовательной системы. Системность образования – не только школа, но и семья (как бы банально сие ни звучало) должна учить детей с малого возраста, вначале в формате творческой игры, потом ТРУДА. Учить – не просто познавать мир (причем, как систему с неумолимой причинно-следственной связностью), но и понемногу, по чуть-чуть, облагораживать его своими руками (убирать за собой мусор, мастерить вначале что-то простое, потом все более сложное). Школу и семью должны дополнять кружки по интересам – созданные не для «галочки» и не для изображения кипучей деятельности (к счастью, еще есть подвижники, которые в них работают!). Опять же это должны быть не только гуманитарно-творческие, но и (побольше бы их!) технические творческие – робототехника, связь и др., что интересно-завлекательно для детей.

    Кстати, насчет семьи – всегда, и не только в советское время, но даже в средневековье, профессиональные династии звучали гордо и ценились высоко. На сей счет, как однажды на вопрос «Сколько нужно лет учиться, чтобы стать хорошим врачом?» ответил знакомый доктор: «Нужно заниматься этим на протяжении хотя бы трех поколений. Если я чего-то умею, то потому, что врач в третьем поколении»...

    3. Опять же насчет технического уклона. Необходим отказ от современной избыточной т.н. гуманитаризации образования. Мир стоит на технике и технологиях, то есть на точных знаниях, плюс естественные науки (химия, биология, астрономия, физика...).

    4. Образование, получение знаний – не добровольный, а во многом принудительный («заставлятельный») процесс. Мы, люди (в большинстве своем) выбираем более легкие пути, и родители современные в этом потворствуют детям. Мир, при всех проблемах, достаточно комфортен сегодня. Вижу это по студентам: их родители в (90-е годы рвали жилы, чтобы обеспечить семью, а сегодня – по контрасту – создают деткам тепличные условия: «Иди в университет, мы готовы за тебя платить – чтобы ты жил лучше, чем мы».

    5. Диплом о высшем образовании превратился в фетиш. Это модно. А как быть с тем, что только 25-30 % людей (природа так распорядилась) имеют аналитический склад, способность к системному мышлению? А ведь быть классным («глаз – алмаз») токарем, супер-поваром, мебельщиком и т.д. тоже должно быть престижно.
    Не потому ли (см. выше процент) в советское время в вузы (со стипендией!) поступали те же примерно 30% выпускников школ? Да, еще процентов 10 потом получали. По мере необходимости, высшее образование заочно.
    Сегодня при почти всеобщем высшем образовании падает его качество плюс все столбы рядом с вузами обклеены рекламой типа «Выполним контрольные, курсовые. Дипломные работы с высоким качеством». Типа: «Не можете, не хотите учиться, но нужен диплом – дадим мозги напрокат»...

    Это – лишь малая часть выстраданных мыслей, опирающихся на опыт работы в вузе...
    Кто желает, может дополнить.
    1. +1
      21 апреля 2017 16:27
      Согласен с Вами. Но это только начало краха образования. Ещё работают педагоги, преподаватели которым по 60-70 лет и те которым немного за 50, учившиеся в СССР. Как только уйдут нынешние 50-летние развалится то, что ещё осталось. А в ПТУ уже давно некому преподавать практику, я имею ввиду действительно опытных мастеров со стажем от 10 лет. Там давно "тренеры по плаванью сами плавать не умеющие".