Одинокий латник

13


17 апреля 1864 года вошел в строй броненосец Конфедеративных Штатов Америки под названием "Албемарл". А уже на следующий день он в одиночку вступил в бой с вражеской эскадрой и одержал победу в этом бою. Вряд ли в мировой истории найдется еще хоть один корабль с подобным фактом биографии.



Первый бой "Албемарла" состоялся на реке Роанок в штате Северная Каролина, где армия конфедератов под командованием генерала Роберта Хука осаждала занятый юнионистами прибрежный городок Плимут. Со стороны реки город прикрывали паровые канонерки "Майами", "Саутфилд", "Церес", "Уайтхэд" и "Массасоит", которые вели огонь по осаждавшим. Все они предствляли собой вооруженные тяжелыми пушками, но небронированные речные колесные пароходы. Против них и был применен единственный в этом регионе броненосец дикси.

По пути к месту сражения "Албемарл" подвергся обстрелу вражеских береговых батарей, но броня выдержала все попадания. Получив сообщение о приближении броненосца, капитаны двух наиболее сильных кораблей союзной эскадры - "Майами" и "Саутфилда" - решили принять бой. Уже зная о том, что на больших дистанциях орудия против брони - бесполезны, они решили применить весьма оригинальный тактический прием.

Расположив свои корабли параллельно и примерно в 40 метрах друг от друга, они приказали матросам соединить их якорной цепью. Расчет был на то, чтобы пропустить броненосец между канонерками и заставить его наткнуться на преграду. Натягивая цепь, вражеский корабль притянет к себе канонерки и окажется зажатым между их бортами, после чего его можно будет расстрелять в упор или взять на абордаж.

Однако ловушка не сработала. Заметив цепь и разгадав вражескую хитрость, капитан "Албемарла" Джеймс Кук дал команду резко свернуть в сторону. В результате, броненосец прошел не между кораблями, а мимо них, со стороны "Саутфилда", едва не напоровшись на прибрежную отмель. Потом "Албемарл" развернулся и таранил "Саутфилд".

Получив большую пробоину, корабль юнионистов начал тонуть. Однако он едва не утянул на дно и своего убийцу, поскольку таран "Албемарла" прочно застрял в борту "Саутфилда". Кук, рискуя взрывом котла, распорядился дать машинам запредельную мощность, но ее не хватало, чтобы выдернуть "клык" из пробоины. Только когда тонущая канонерка сильно накренилась, броненосцу удалось освободиться и задним ходом отойти от места гибели "Саутфилда".

Тем временем "Майами" подошел к "Альбемарлу" и с дистанции всего в несколько метров выстрелил ему в борт бомбой из девятидюймового орудия Дальгрена. Но снаряд рикошетировал от брони, отлетел обратно и взорвался прямо над палубой канонерки, осыпав ее осколками. Одним из них убило капитана "Майами" Чарльза Флассера. Принявший командование старпом сразу понял, что в артиллерийском бою ему ничего не светит, и приказал отходить на всех парах. Остальные корабли юнионистской эскадры ретировались еще раньше.

"Албемарл" пытался преследовать противника, но низкая скорость не позвоила ему это сделать. Тем не менее, свою главную задачу он выполнил: "речной щит" Плимута был разрушен. Воспользовавшись этим, уже 19 апреля войска южан пошли на приступ, захватили два ключевых форта и ворвались в город. В создавшейся ситуации командир гарнизона генерал Генри Уэсселс приказал вывесить на еще державшихся укреплениях белые флаги. В плен сдалось более двух тысяч солдат и офицеров. Это был один из последних крупных успехов конфедератов в войне, которая уже давно складывалась не в их пользу. А "Албемарлу" 5 мая вновь пришлось драться с вражеской эскадрой, но это уже другая история.

На заставке - "Албемарл" обменивается пушечными залпами с "Саутфилдом" за секунду до того как его таранить. Рисунок сделан от лица моряка с палубы "Майами".



Южане на берегу реки Роанок строят "Албемарл". Судя по этой картинке, они обошлись без судоверфи и без каких-либо механизмов, что выглядит довольно сомнительно.



Чертеж "Албемарла". Это был относительно небольшой плоскодонный деревянный корабль, сверху обшитый в два слоя узкими полосами самодельной 5-сантиметровой железной брони, сделанной из прокованных железнодорожных рельсов. Длина броненосца - 48 метров, максимальная ширина - 10,7, осадка - 2,7, водоизмещение - 376 тонн.
Силовая установка состояла из двух одноцилиндровых машин от паровой лесопилки общей мощностью всего 200 л.с. Каждая машина работала на один винт. При их максимальной мощности корабль развивал скорость 4 узла.
Вооружение - два нарезных дульнозарядных орудия Брука калибром 6,4 дюйма (163 мм), установленных на поворотных лафетах, так что каждая пушка могла стрелять сквозь одну из трех предназначенных для нее амбразур.
Экипаж, согласно описанию, - 150 человек, что, опять-таки, - сомнительно, так как непонятно - зачем на этом маленьком кораблике, который сейчас бы назвали бронекатером, столько народа?



Компоновочная схема "Албемарла".



Музейная реконструкция интерьера каземата "Албемарла".



Гибель протараненной "Албемарлом" канонерки "Саутфилд". На заднем плане броненосец преследует отходящий "Майами".



Канонерская лодка "Майами" и ее капитан Чарльз Флассер, погибший от собственного снаряда.
"Майами" имела длину 63 метра, водоизмещение - 730 тонн, скорость - 8 узлов, вооружение: два 80-фунтовых нарезных орудия Пэррота, одно 9-дюймовое гладкоствольное бомбическое орудие Дальгрена и две 24-фунтовых пушки.



Девятидюймовка Дальгрена на палубе "Майами". Если фотография атрибутирована верно, то именно это орудие произвело "самоубийственный" выстрел.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    22 апреля 2017 15:43
    Вячеслав,у меня к Вам просьба:если можете продолжайте и дальше подобные истории. Но маленькое пожелание на будущее: указывать кто был капитаном судна(Вы забыли указать) и если известно -проектировщик
    1. +3
      22 апреля 2017 18:32
      "Чертежи были изготовлены кораблестроителем Портером, создателем «Мерримака», но так как корабль пошел ко дну в самом начале своей карьеры, то мы не имеем о нем точных и подробных сведений. Он строился с большой [125] поспешностью из плохого леса; длина его составляла 122 фута, ширина — 45 футов, а углубление равнялось всего 8 футам. Каземат, находившийся в средней части корабля, был защищен сосновым деревом толщиной около 2 футов, поверх которого был положен двойной ряд железных плит, каждая из которых имела толщину два дюйма. Для изготовления болтов и для проковки всего железа, которое удалось достать, строитель не имел в своем распоряжении больших мастерских, а лишь одну открытую кузницу. Две машины поставил завод «Тредегар» в Ринде. Каждая приводила в движение винт и имела номинальную симощность в 100 лошадиных сил. Броня была прокатана на том же заводе. Вооружение «Албемарла», как этот корабль назывался, было не особенно сильное: всего два 100-фунтовых нарезных орудия — одно в носу, другое в корме. Оба стояли на центральных штырях и могли действовать по диаметральной плоскости и по траверзу."
      Это цитата из книги "Броненосцы в бою" Вильсона Херберта. Глава V.
      Подвиги и гибель «Албемарла». Апрель — октябрь 1864 г. Ссылка на книгу http://militera.lib.ru/h/0/one/wilson_h.rar
      1. +2
        22 апреля 2017 18:45
        17 апреля 1864 года вошел в строй броненосец Конфедеративных Штатов Америки под названием "Албемарл". А уже на следующий день он в одиночку вступил в бой с вражеской эскадрой и одержал победу в этом бою.
        занятно звучит... это когда,"американцы" воевали с "американцами". yes !
      2. 0
        22 апреля 2017 23:17
        Вооружение «Албемарла», как этот корабль назывался, было не особенно сильное: всего два 100-фунтовых нарезных орудия — одно в носу, другое в корме. Оба стояли на центральных штырях и могли действовать по диаметральной плоскости и по траверзу."

        На музейной реконструкции каземата явно видно, что лафеты смонтированы на бортовых штырях.
  2. 0
    22 апреля 2017 18:07
    Так значится Албермарл снимался в "Сахаре"?!!
  3. +4
    22 апреля 2017 18:11
    Цитата: Монархист
    17 апреля 1864 года вошел в строй броненосец Конфедеративных Штатов Америки под названием "Албемарл". А уже на следующий день он в одиночку вступил в бой с вражеской эскадрой и одержал победу в этом бою. Вряд ли в мировой истории найдется еще хоть один корабль с подобным фактом биографии.

    ___________________
    ну насчёт знаменитых битв думаю бой брига Меркурий с 2мя турецкими линейными кораблями был
    более примечательным, да и к примеру битвы корейских кобуксонов с намного более многочисленным японским флотом и таких примеров не мало.
    а насчёт того как можно было уничтожить броненосец конфедератов относительно дёшево
    так это те же шестовые мины тогда вроде уже применялись, брандер, или тупо подминание килем под себя, уж точно дешевле б обошлось
  4. +5
    22 апреля 2017 19:19
    А уже на следующий день он в одиночку вступил в бой с вражеской эскадрой и одержал победу в этом бою. Вряд ли в мировой истории найдется еще хоть один корабль с подобным фактом биографии.
    Тут уже в комментариях сказали,что это далеко не единственный случай в истории морских сражений,и хрестоматийный пример брига "Меркурий" тому пример.Хочу привести ещё один малоизвестный,но очень показательный пример отваги русских моряков из истории Наполеоновских войн начала XIX века. Ионическое море,берега Далмации ещё со времён Орлова-Чесменского а потом адмирала Ушакова были оперативной базой Российского флота в Средиземноморье.С 1805 г.на о.Корфу базировалась русская эскадра Д.Н.Сенявина,в состав которой входил бриг "Александр" под командованием лейтенанта И.С.Скаловского.Маршал Мармон решил захватить крейсеровавший бриг,для чего из порта Спалато отправил тартану "Napoleon",3 канонерки,1 требаку.Соотношение сил : французы-26 орудий(из них 4 18 фунтовух) около 500 человек;русские-12 4 фунтовых пушек,75 человек экипажа.Местные жители предупредили русских,в ночь на 17 декабря 1806 г. на берегу о.Браццо запылали 5 костров-5 кораблей из Спалато.Маршал Мармон устроил гостям бал,пообещав что к утру "Napoleon" приведёт пленённого "Александра".Бой сразу принял ожесточённый характер,так как и русские и французы придавали сражению идеологическое и пропагандистское из-за названий кораблей.В самый разгар жесточайшего боя стих ветер,тогда Скаловский отправил мичмана Мельникова и наиболее крепких матросов на баркасе буксипровать корабль.Герои в течении 2-х часов под градом орудийных и ружейных выстрелов осуществляли манёвры брига.Героическая команда брига блестяще выдержала 3-х часовой бой,отразила все попытки французов взять бриг на абордаж и нанесла кораблям французов серьёзные повреждения.Одну канонерку утопили на месте,а тартана "Napoleon" была так повреждена,что еле дошла до Спалато и затонула прямо на глазах взбешённого Мармона.Который арестовал всех офицеров и предал военному суду.В этом бою французы потеряли 217 человек,потери на "Александре" убитыми и ранеными-12 челове.Бриг получил серьёзные повреждения,но смог самостоятельно присоединиться к эскадре.Весь экипаж брига был награждён,особенно отмечали храбрость 12-ти летнего юнги.Сам Скаловский получил Св.Георгия 4 степени.
  5. +3
    22 апреля 2017 19:20
    Бой брига «Александр» с французскими судами
    С картины А.А. Блинова
  6. +1
    22 апреля 2017 20:14
    "американцы" воевали с "американцами".

    Как мы с "татарами" . Где разобрать ? Куликовская битва -
    1. +1
      22 апреля 2017 20:27
      Все просто! С лева "наши бородатые русские", а с права "наши усатые татары"!
      Ну божье проведение в виде "ветра в лицо", ну тут уже на усмотрение созерцателя!
  7. +3
    22 апреля 2017 20:56
    Albemarle
    Строительство велось под руководством 19–летнего лейтенанта Южан Гилберта Эллиота, который приказал ввиду нехватки организовать принудительный сбор «металлолома» у окрестных фермеров.
    Две паровые машины были взяты с лесопилки, находившейся неподалеку от верфи и приводили в движение два трех-лопастных гребных винта. Мощности машин было явно недостаточно, и максимальная скорость броненосца составляла всего 5 узлов. Основным оружием броненосца должны были стать чугунный таран в виде лезвия топора и две 160–миллиметровые нарезные пушки Брука, установленные в носовой и кормовой оконечностях бронированного каземата.
    Каземат имел дубовый каркас, к которому крепилось два слоя железной брони, каждый 5 сантиметров толщиной. Стенки каземата были наклонены под углом 35 градусов к вертикали. Каземат «Albemarle» выгодно отличался от казематов других броненосцев Конфедерации своей восьмиугольной формой — это резко увеличило углы обстрела пушек, которые могли вести огонь через амбразуры, прорезанные в каждой из граней каземата.Корабль был весьма небольшим, длиной 48 и шириной 11 метров, и имел осадку всего чуть более двух метров, и именно это стало его главным преимуществом. Дело в том, что северяне знали о строящемся в верховьях реки броненосце и планировали операцию по его уничтожению еще на стапеле, но низкий уровень воды не позволил кораблям дойти до верфи. Зато вот сам «Albemarle» мог ходить по реке куда угодно и в апреле 1864 года капитан Джеймс Кук, принявший командование на «Albemarle», отправился вниз по реке Роанок для участия в атаке Плимута. В мае того же 1864 года «Albemarle» дал северянам новый бой – на этот раз уже против четырех канонерок северян.
    Всего в этом бою по броненосцу было выпущено 557 снарядов, «Albemarle» отделался сбитой дымовой трубой, поврежденным кормовым орудием и несколькими сбитыми броневыми листами. И ушел вверх по Роаноку, приобретя славу «непотопляемого». Но «Albemarle» все-таки потопили. Лейтенант северян Уильям Кешинг предложил уничтожить броненосец с помощью диверсии, взорвав его миной.

    Операция была проведена в ночь с 27 на 28 октября 1864 года. Кешинг с командой из 13 человек на паровом катере, чья машина была тщательно перебрана чтобы создавать как можно меньше шума, поднялся вверх по Роаноку – до заводи, где стоял броненосец, защищенный ограждением из плавающих бревен. Несмотря на все меры предосторожности, катер диверсантов был замечен, и южане открыли беглый ружейный огонь. Но катер Кешинга, набрав скорость, перевалился через заграждения и мина на конце пятиметрового шеста уткнулась в борт броненосца. Взрыв пробил огромную дыру в борту броненосца, и он почти мгновенно лег на дно.
    Мониторы идут в бой
    http://www.istpravda.ru/artifacts/14859/
    Гражданская война стала первой войной броненосцев(друг против друга) и подлодок
  8. 0
    23 апреля 2017 03:17
    Вряд ли в мировой истории найдется еще хоть один корабль с подобным фактом биографии.

    Да вообще то найдется, например бой брига "Меркурия" с двумя Турецкими линейными кораблями, город он конечно не захватывал, зато он не был броненосцем.
    https://www.pravda.ru/society/fashion/couture/26-
    05-2013/1157963-mercury-0/
  9. 0
    23 апреля 2017 10:24
    Спасибо, Вячеслав. Было бы интересно и про Монитор прочитатать