Military Review

Rolling Shutter Rifles: By Country and Continent (Part 3)

27
"... they seeing do not see, and hearing they do not hear, and do not understand"
(Matthew13: 13)



In the two previous materials we examined the genesis of the sliding gate and saw that its development proceeded along two paths almost simultaneously. In the first case, a sliding bolt in the form of a piston was used in rifles under the most common for that time paper cartridges for blasting rifles. In the second, they were used in rifles, which had already fired metal cartridges with ring and capsule ignition. Intermediate type - paper cartridges for Dreize, Chasspo and Carcano needle rifles. However, such cartridges were soon finally crowded out by cartridges with metal sleeves. The latter, also at the beginning, such as, for example, the American patron Barnside, although they had a sleeve, did not have a capsule. However, they also did not exist for a long time, since the cartridges with the caps of the central battle were definitely better than them. However, the sliding gate at the turn of 60-70. XIX century. He has also established himself as the most rational and technically perfect bolt for a massive army rifle!


The Lorentz Dorn fitting, model 1854, produced in Austria-Hungary to arm its army.

Well, now, as promised, we will go on a journey across countries and continents and see what kind of rifles with which sliding gates were armed by their armies in the last quarter of the XIX and early XX centuries. The very first country on our way will be Austria, which at that time was called Austria-Hungary and had a very funny national flag with two coats of arms and three horizontal stripes at once: the top one - red, the middle one - white, and the bottom double, first red (Austria), behind then green (Hungary).

Let's start with the fact that the industrial base for the production of small weapons in Austria-Hungary created Leopold Verdl. Already at the end of 1840, more than 500 workers worked at his enterprise. He traveled to the United States, visited the Colt, Remington and Pratt and Wheatley plants and organized a case following their example. After Leopold died in 1855, his two sons inherited his business, one of whom was Joseph, and in 1863, he again went to America to the Colt and Remington factories. Returning to his hometown in Steyr, he reorganized production and eventually, in 1869, he created a first-class arms company, Oesterreichische Waffenfabriks gesellschaft (OEWG) in Vienna.

He was engaged in design activities. He designed a single-shot carbine with a crane bolt was adopted by the army of Austria-Hungary. Behind him, the successful project was the work of the Viennese gunsmith Ferdinand Frouwirth, who created an 11-mm carbine with a barrel gantry and a slide lock with locking by turning. In total, 8 cartridges were placed in it, which, if desired, could be shot in 16 seconds, and charged with six cartridges in 12. It was the first magazine carbine chambered for central combat. Tests continued from 1869 to 1872, when it was officially adopted by border guards and gendarmes. But for the army it was too fragile, so that already in 1875, its production was discontinued.


Device carbine Ferdinand Fruvirta.

At first glance, Fruvirth’s design was nothing special. Similar rifles offered by many designers and firms. However, despite the fact that the carbine was criticized for being too weak a cartridge from Rota from Hungary, it should be emphasized that it embodied many original solutions that could later be used in other, later designs, but ... no, it was truly said: “They have eyes and cannot see!”


Carabiner Fravirta. Attention is paid to the very large length of the shutter handle.

For example, the Fruvirta sliding shutter had a very long “G”-shaped grip turned 180 degrees, which was attached to the shutter on the right side at right angles. That is, it was enough to turn it in a horizontal position to disengage the bolt from the receiver. In addition, a large length is a big lever, so working with such a handle was very convenient. And what is interesting is that only after many years exactly the same long shutter handles were used, but what prevented to do it from the very beginning, as soon as she first appeared on Fruvirth's carbine? Patent rights? But they could be obtained on the method of its attachment to the bolt, but not on the length!


Mannicher rifle device with an 1882 grenade.

Whatever it was, but Austria-Hungary in the 1880 year began to look for such a sample of a rifle, so that it could serve for many years. And then Ferdinand Mannicher appeared on the stage. He was a railway engineer by education. The weapon was his hobby - that's how it was, but a hobby of such a level that in 1876, he specifically went to the World Exhibition in Philadelphia to get acquainted with the latest samples of small arms. In 1880, he designed his first rifle with a tubular magazine in the butt, then in 1881, a rifle with a middle magazine and a pusher based on a cylindrical spring, and then in 1885, and his first rifle with a middle magazine and direct action bolt next year. The cartridge for it was originally adopted by the 11,15x58R caliber, but was then replaced by 8x50R on the conversion model M1886 / 90.


It should be noted that Ferdinand Mannicher was a very creative person and he offered literally new rifles one after another. I didn’t like a rifle with a grenade launcher - here you have the middle one, but located on the top (М1882) - fig. up. Seven rounds, you can fall asleep in all directions, and no springs, and shops. Convenient, isn't it? Too many rounds? Here you have the model 1884 of the year - fig. down below. That is, everything that was popular at least for a short time - such as the shops of Fosbury and Lindner, he immediately put on his rifles and tested them, trying to find the best option.


Mannicher M1886 rifle device.


Mxnumx rifle. (Army Museum, Stockholm)

Rolling Shutter Rifles: By Country and Continent (Part 3)

This is how the 11,15x58R cartridges looked like and the clip for this rifle. The corrugation at the top made it easy to remove from the store.

Improving this model, Ferdinand Manlicher designed the M1888 rifle, planning it under the new 8x50R cartridge with smokeless powder from the very beginning.


Mannicher M1888 rifle device.


Mxnumx rifle. (Army Museum, Stockholm)


1890 carbine devices


Cavalry carbine 1890 (Army Museum, Stockholm)

Consistently improving his rifle, Mannicher developed the 1895 model of the year, also adopted. With this rifle, Austria-Hungary participated in the First World War and produced it until 1916, when it was replaced in production with a more advanced Mauser rifle. A characteristic feature of all Mannicher rifles was a direct action bolt with a handle at the trigger level and a pack falling out through a hole in the store. An unused cartridge pack could be removed through the open bolt after pressing the retainer located in the back of the magazine, combined with the trigger guard. It was the easiest and one of the fastest rifles of the First World War.


Mannicher 1895 rifle bolt

As can be clearly seen in the graphical schemes shown here, the bolt of the Mannicher rifle consisted of two parts: internal and external. The outer one had a handle and, while moving “back and forth”, turned the inner one due to the presence of corresponding grooves and protrusions on them. When this occurred, the striker was cocked and the cartridge was locked in the chamber through two lugs located in the front part of the rotating part of the bolt. This design, of course, increased both the rate of fire and the convenience of working with a rifle, although it was quite sensitive to contamination. However, the Austrians themselves did not complain about this, as well as the allegedly possible contamination of the store through the holes for the falling of the clips. How much this hole was criticized by the Russian officers, but in real life it turned out that the dirt gets there, so it is removed through it. Whereas in stores where there was no such hole, without proper care, it accumulated in unacceptable quantities. Thanks to the use of the pack, the rifle did not require any “cut-off-reflectors” that complicated the design, although the volume of metal lost on each pack was somewhat larger than on the holder. In the 1930, it was converted to use 8x56R cartridges and was designated the M1895 / 30.


1895 rifle device of the year.


Mxnumx rifle. (Army Museum, Stockholm)


An Austro-Hungarian mountain rifleman with a carbine (the Austrians themselves called this sample a short rifle) of the 1895 model of the year.

Interestingly, Werndl himself, engaged in mass production of modern weapons, continued to engage in design work, and even invented a rifle with a double-row grenade shop. However, she was not successful.


Wrendl rifle with double row grenade magazine.

To be continued ...
Author:
27 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. otto meer
    otto meer April 26 2017 15: 33
    +1
    An Austro-Hungarian mountain rifleman with a carbine (the Austrians themselves called this sample a short rifle) of the 1895 model of the year.
    What didn’t they call it? Very called. The official name for such a weapon is “Kavaliere Repetierkarabiner M.95” - the M.95 bolt-on cavalry carbine. Shortened - "Extra-Korps-Gewehr M.95". Standard - "Infanterie Repetier-Gewehr M1895".
    1. kalibr
      April 26 2017 16: 42
      +2
      Probably we have different sources again. But in fact, this is not a cavalry carbine, but rather a carbine of mountain shooters. If you want, I’ll look at the source again and give you a link.
    2. kalibr
      April 26 2017 17: 12
      0

      Here is this page. It is clear that the text is English. But the names on other pages are given, just like yours - Austrian. But here ... You see, it says "short rifle." It is clear that this is an English translation. But the translation is literal, to emphasize the difference between a carbine and a "short rifle." So it may be that the Austrians called it that and the author made a literal translation. In my opinion, is it logical? However, see for yourself. Shortened - "Extra-Korps-Gewehr M.95", which may just turn out to be "short" in translation.
      1. otto meer
        otto meer April 26 2017 21: 12
        0
        No. A carbine is a carbine. Mountain from the cavalry differed only sling. For now, take a word, I will give material at work. Now I am writing from the phone, sitting in a taxi - KAPETS AS NOT CONVENIENT!
        1. otto meer
          otto meer April 26 2017 22: 37
          +4
          I report. Confused myself, confused people, please forgive generously. In short, this is the case.
          There is a carbine.
          1. otto meer
            otto meer April 26 2017 22: 38
            +3
            And there is a fitting. Here:
            1. otto meer
              otto meer April 26 2017 23: 02
              +3
              Original 1900 drawings made by von Kromar, director of the Steyr factory. Carabiner (cavalry). Please note - the upper false ring and the lack of a device for the bayonet; swivels are lateral. Union / Stutzen (artillerymen, signalmen, sappers, messengers, etc.) - bayonet, swivel lower, additional bayonet front sight. The rest of the difference is purely cosmetic.
              I’ll also add that with the beginning of the WWI, all carbines replaced the upper false rings with rings according to the type of fittings. A new sample of the carbine was called "Repetier-Karabiner mit oberem Stutzenring". Then the lower swivels were added to the carabiners, and the side slats for the fittings. Thus, modifications of "Stutzenkarabiner" and "Karabinerstutzen" appeared. The difference between them is generally only in the form of a lodge, and even then not always. And then His Majesty Mauser came and stopped this disgrace laughing
              And in the end the main (but by no means all!) Options:
              "Infanterie Repetiergewehr M.95" - infantry rifle mod. 1895 with a 750 mm barrel.
              "Kavaliere Repetierkarabiner M.95" - cavalry carbine arr. 1895 with a 500 mm barrel, without bayonet mount
              "Extra-Korps-Gewehr M.95 (RepetierStutzen M1895)" - carbine arr. 1895 with a 480 mm barrel and mount for the bayonet - for artillerymen, military personnel of engineering troops and other specialized units.
              "Steyr Mannlicher M95 / 24" - modification arr. 1924 under the cartridge 7,92 × 57 mm with a shortened barrel to 580 mm.
              "Steyr Mannlicher M95 / 30" - Austrian modification arr. 1930 chambered 8 × 56 mm R
              "Steyr Mannlicher M95 / 31" - Hungarian modification arr. 1931 chambered for 8 × 56 mm R.
              That's kind of like that hi
              1. Castro Ruiz
                Castro Ruiz April 27 2017 01: 33
                +3
                Nemnozhko ispravlyu. Kavalerie Repetierkarabiener M.95 "a ne Kavaliere.
                Cavalerie = konina. Kavalier = muzhchina.
                1. otto meer
                  otto meer April 27 2017 07: 50
                  +2
                  Danke. Berucksichtigte. Gute Frage. Nothing überprüft - Mea culpa! recourse
                  Keine russische Tastaturbelegung?
                2. kalibr
                  April 27 2017 07: 55
                  +2
                  Thanks! Little things are always important, although they are small things!
              2. kalibr
                April 27 2017 07: 54
                +2
                Thanks Otto Meer! Such refinements, in my opinion, are always valuable in that you can’t insert it in the article. Especially in the review. Now, if it were specifically written about Manliher ... I emphasize once again that a lot depends on the sources. Everything in the world cannot be "illuminated" is also impossible. But there are sources ... and we all depend on them.
                1. otto meer
                  otto meer April 27 2017 08: 43
                  +1
                  And we will not start, dear Calibr! These are trifles. Here is the whole article, this is work! And even more so, an essay - here in general ...
                  Write more. Do not pay attention to anyone. Your language is easy. And we will esteem, and by virtue of our understanding, we can tell you something practical.
  2. Greenell
    Greenell April 26 2017 16: 30
    +1
    Manliher M.95 - perhaps my favorite non-self-loading rifle of the first half of the XNUMXth century, light and convenient, the direct shutter provided a rate of fire comparable only to the British SMLE, and the cartridges in the pack can not be compared with clips (and even surpass the small shops) by reload speed. [media = https: //m.youtube.com/watch? v =
    nqw_SrL62fk]
    1. kalibr
      April 26 2017 17: 17
      0
      The most interesting thing is that in the book about rifles, the cover of which I gave in the first part, the cover shows Mauser 71, Manlicher 95, Mosin 91, Lee-Enfield and Mauser 98. Five rifles and, tellingly, which ones! Obviously the best!
  3. Monarchist
    Monarchist April 26 2017 16: 39
    0
    Indeed, Manliher turned out to be “smart” how many different systems he developed, but many did one system and that’s all: Crane-cock, Dreise needle rifle, etc.
    1. kalibr
      April 26 2017 17: 39
      0
      You're right. And this is not all that is shown here. There were still samples and many! He started working on automatic rifles very early ...
  4. hohol95
    hohol95 April 26 2017 16: 41
    +3


    Grishchenko give your MANLIHER ...
  5. Bormanxnumx
    Bormanxnumx April 26 2017 18: 49
    +1
    such cartridges were soon finally replaced by cartridges with metal sleeves. The latter, also at the beginning, as, for example, the American Barnside cartridge, although they had a sleeve, did not have a capsule. However, they did not last long either, since the cartridges with the central battle capsules were definitely more perfect.

    Example of semi-unitary cartridges
    1. kalibr
      April 26 2017 18: 55
      0
      Yes, Barnsided (left) and Maynard (right)
  6. Bormanxnumx
    Bormanxnumx April 26 2017 18: 52
    +1

    capsules separately put on the brandtube
  7. Lganhi
    Lganhi April 26 2017 22: 13
    +3
    Manlicher, in my opinion, is the best non-self-loading rifle. Due to the forward stroke of the shutter handle, you need to make only two movements of the handle: back and forth, and that’s all - the rifle is ready to fire. While Mosinki, Mauser, Lee-Enfield need to do 4 movements: the handle up, back, forward and down. The Austrians themselves did not complain about the unreliability of the rifle, and the reasons for replacing Manliher Mauser in the Austrian army were the desire to switch to a more technologically advanced rifle and moreover, in the WWI, Austria-Hungary became a "little brother", completely dependent on Germany.
    1. Greenell
      Greenell April 27 2017 14: 17
      0
      Do not forget about loading with packs, which requires one single movement of the hand, it is faster and more convenient not only clips, but also modern box stores.
      1. Lganhi
        Lganhi April 27 2017 15: 01
        0
        On Mauser 98, the clip does not need to be removed; when you close the shutter, the clip is automatically deleted. So with a well-thought-out engineering solution, the clip is almost as good as a pack for ease of loading. Of course, cartridges hold better in a pack, but the superiority in saving metal in a clip compared to a pack outweighs a little more convenience and reliability.


        And here is the clip of Mosinki and its loading:

        1. alatanas
          alatanas April 27 2017 16: 18
          0
          The original Mosinki shutter handle is straight, not L-shaped. This is a 1932 sniper without wholesale. fixtures.
          1. Kibb
            Kibb April 27 2017 20: 48
            0
            This is KO-91/30 - it is written there
        2. Niccola Mack
          Niccola Mack April 27 2017 17: 54
          +2
          So with a well-thought-out engineering solution, the clip is almost as good as a pack for ease of loading.

          And you can shoot without a pack at all and charge-reload the rifle with one cartridge.
          As a result, Mauser 98 and the “three-ruler” worked without packs.
          As far as I know, our pack was used only in one mass type of weapon - the Simonov PTRS anti-tank gun. But there it was justified by the dimensions of the cartridge - the store would have turned out to be too heavy.
  8. Alone wolf
    Alone wolf April 30 2017 19: 10
    0
    Excellent articles. At a high scientific level. I look forward to continuing.

Винтовки со скользящим затвором: по странам и континентам (часть 3)

«…они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют»
(Евангелие от Матфея13:13)


В двух предыдущих материалах мы рассмотрели генезис скользящего затвора и увидели, что развитие его шло по двум путям практически одновременно. В первом случае скользящий затвор в виде поршня был применен в винтовках под самые обычные для того времени бумажные патроны для капсюльных ружей. Во втором – они использовались в винтовках, стрелявших уже металлическими патронами с кольцевым и капсюльным воспламенением. Промежуточный тип – бумажные патроны к игольчатым винтовкам Дрейзе, Шасспо и Каркано. Впрочем, такие патроны были вскоре окончательно вытеснены патронами с металлическими гильзами. Последние, тоже в начале, как, например, американские патрона Барнсайда хоть и имели гильзу – не имели капсюля. Однако и они долго не просуществовали, поскольку патроны с капсюлями центрального боя были их однозначно совершеннее. Тем не менее, скользящий затвор на рубеже 60-70 гг. XIX в. еще зарекомендовал себя как наиболее рациональный и технически совершенный затвор для массовой армейской винтовки!



Штуцер Лоренца Дорна образца 1854 года, выпускавшийся в Австро-Венгрии для вооружения ее армии.

Ну, а теперь, как и было обещано, мы отправимся в путешествие по странам и континентам и посмотрим, какими винтовками с какими скользящими затворами вооружались их армии в последней четверти XIX и в начале ХХ века. Самой первой страной на нашем пути будет Австрия, называвшаяся в то время Австро-Венгрией и имевшая очень забавный государственный флаг сразу с двумя гербами и тремя горизонтальными полосами: верхней – красной, средней – белой, и нижней двойной, сначала красной (Австрия), за затем зеленой (Венгрия).

Начнем с того, что промышленную базу для производства стрелкового оружия в Австро-Венгрии создал Леопольд Вердль. Уже в конце 1840 года на его предприятии трудилось более 500 рабочих. Он побывал в США, посетил заводы Кольта, Ремингтона и Пратта и Уитли и организовал у себя дело по их образцу. После смерти Леопольда в 1855 году его дело наследовали его два сына, один из которых – Джозеф, в 1863 году опять поехал в Америку на заводы Кольта и Ремингтона. Вернувшись на родину в родной город Штайр, он реорганизовал производство и в итоге в 1869 году создал первоклассную оружейную компанию – «Oesterreichische Waffenfabriks gesellschaft» (OEWG) в Вене.

Занимался он и конструкторской деятельностью. Сконструированный им однозарядный карабин с крановым затвором был принят на вооружение армии Австро-Венгрии. Следом за ним успешным проектом стала работа венского оружейника Фердинанда Фрувирта, создавшего карабин калибра 11-мм с подствольным магазином и скользящим затвором с запиранием посредством поворота. Всего в нем помещалось 8 патронов, которые при желании можно было расстрелять за 16 секунд, а зарядить шестью патронами за 12. Это был первый магазинный карабин под патроны центрального боя. Испытания продолжались с 1869 по 1872-й, когда он был официально принят на вооружение пограничников и жандармов. А вот для армии он оказался слишком уж хрупким, так что уже в 1875 году его производство было прекращено.


Устройство карабина Фердинанда Фрувирта.

На первый взгляд в конструкции Фрувирта не было ничего особенного. Подобные винтовки предлагали многие конструкторы и фирмы. Однако, несмотря на то, что карабин критиковали за слишком уж слабый патрон Роота из Венгрии, следует подчеркнуть, что в нем воплотилось много оригинальных решений, которые впоследствии можно было бы использовать в других, более поздних конструкциях, но… нет, воистину было сказано: «имеют глаза и не видят!»


Карабин Фравирта. Обращает внимание очень большая длина рукоятки затвора.

Например, скользящий затвор Фрувирта обладал очень длинной рукояткой в форме буквы «Г», развернутой на 180 градусов, которая крепилась к затвору сбоку справа под прямым углом. То есть достаточно было повернуть ее в горизонтальное положение, чтобы вывести затвор из зацепления со ствольной коробкой. К тому же большая длина – это большой рычаг, поэтому работать с такой рукояткой было очень удобно. И вот что интересно, лишь спустя много лет точно такие же длинные рукоятки затвора использовать начали, но что мешало сделать это с самого начала, едва только она впервые появилась на карабине Фрувирта? Патентные права? Но они могли быть получены на способ ее крепления к затвору, но никак не на длину!


Устройство винтовки Манлихера с подствольным магазином 1882 года.

Как бы там ни было, но Австро-Венгрия в 1880 году начала искать такой образец винтовки, чтобы он мог служить долгие годы. И тут на сцену выступил Фердинанд Манлихер. По образованию он был инженер-путеец. Оружие было его хобби – вот как, но хобби такого уровня, что в 1876 году он специально ездил на Всемирную выставку в Филадельфию, чтобы познакомиться с последними образцами стрелкового оружия. В 1880 году он сконструировал свою первую винтовку с трубчатым магазином в прикладе, затем в 1881 году винтовку с серединным магазином и толкателем на основе цилиндрической пружины, а затем в 1885-ом и свою первую винтовку с серединным магазином и затвором прямого действия, принятую на вооружение на следующий год. Патрон к ней первоначально был принят калибра 11,15х58R, но потом заменен на 8х50R на конверсионной модели М1886/90.


Надо заметить, что Фердинанд Манлихер был человек очень творческий и новые винтовки предлагал буквально одну за другой. Не понравилась винтовка с подствольным магазином – вот вам со срединным, но расположенным сверху (М1882) – рис. вверху. Семь патронов, можно засыпать врассыпную, и никаких пружин, и магазинов. Удобно, не правда ли? Слишком много патронов? Вот вам модель 1884 года – рис. внизу. То есть все, что было популярно хотя бы на короткое время – как, например, магазины Фосбери и Линднера, он тут же ставил на свои винтовки и их испытывал, стремясь отыскать оптимальный вариант.


Устройство винтовки Манлихера М1886.


Винтовка М1886. (Музей Армии, Стокгольм)

Винтовки со скользящим затвором: по странам и континентам (часть 3)

А вот так выглядели патроны 11,15х58R и обойма к этой винтовке. Рифление в верхней части облегчало ее извлечение из магазина.

Совершенствуя данную модель, Фердинанд Манлихер сконструировал винтовку М1888, планируя ее под новый патрон 8х50R с бездымным порохом уже с самого начала.


Устройство винтовки Манлихера М1888.


Винтовка М1888. (Музей Армии, Стокгольм)


Устройства карабина 1890 г.


Кавалерийский карабин 1890 г. (Музей Армии, Стокгольм)

Последовательно улучшая свою винтовку, Манлихер разработал образец 1895 года, также принятый на вооружение. С этой винтовкой Австро-Венгрия участвовала в Первой мировой войне и производила ее до 1916 года, когда она была замена в производстве на более технологичную винтовку Маузера. Характерной особенностью всех винтовок Манлихера был затвор прямого действия с рукояткой на уровне спускового крючка и выпадающая через отверстие в магазине пачка. Неизрасходованная патронная пачка могла быть извлечена через открытый затвор после нажатия на фиксатор, находящийся в задней части магазина, совмещенного со спусковой скобой. Это была самая легкая и одна из самых скорострельных винтовок Первой мировой войны.


Затвор к винтовке Манлихера 1895 г.

Как это хорошо видно на приведенных здесь графических схемах, затвор винтовки Манлихера состоял из двух деталей: внутренней и внешней. Внешняя имела рукоятку и при движении «вперед-назад» проворачивая внутреннюю за счет наличия на них соответствующих пазов и выступов. При этом происходило взведение бойка и запирания патрона в патроннике за счет двух боевых выступов, располагавшихся в передней части вращающейся части затвора. Такая конструкция, безусловно, повышала и скорострельность, и удобство работы с винтовкой, хотя была довольно чувствительна к загрязнению. Впрочем, сами австрийцы на это не жаловались, так же, как и на якобы возможное загрязнение магазина через отверстия для выпадения обойм. Уж сколько это отверстие критиковала российские офицеры, но в реальной жизни оказалось, что грязь туда как попадает, так сама же через него и удаляется. Тогда как в магазинах, где такого отверстия не было, без надлежащего ухода она накапливалась в недопустимых количествах. Благодаря применению пачки винтовке не требовались никакая «отсечки-отражатели», усложнявшие конструкцию, хотя объем теряемого на каждой пачке металла был несколько больше, чем на обойме. В 1930 году она была конверсирована для использования патронов 8х56R и получила обозначение М1895/30.


Устройство винтовки 1895 года.


Винтовка М1895. (Музей Армии, Стокгольм)


Австро-венгерский солдат горных стрелков с карабином (сами австрийцы называли этот образец короткой винтовкой) образца 1895 года.

Интересно, что сам Верндль, занимаясь массовым производством современного вооружения, продолжал заниматься конструкторской работой, и даже придумал винтовку с двухрядным подствольным магазином. Однако она успеха не имела.


Винтовка Верндля с двухрядным подствольным магазином.

Продолжение следует…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 27

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. отто меер (отто) 26 апреля 2017 15:33
    Австро-венгерский солдат горных стрелков с карабином (сами австрийцы называли этот образец короткой винтовкой) образца 1895 года.
    Чегой то не называли то? Очень даже называли. Официальное название такого оружия "Kavaliere Repetierkarabiner M.95" - затворный кавалерийский карабин М.95. Укороченная - "Extra-Korps-Gewehr M.95". Стандартная - "Infanterie Repetier-Gewehr M1895".
    1. kalibr (Вячеслав) 26 апреля 2017 16:42
      Наверное у нас опять источники разные. Но вообще-то это не кавалерийский карабин, а именно карабин горных стрелков. Если хотите еще раз посмотрю источник и дам Вам ссылку.
    2. kalibr (Вячеслав) 26 апреля 2017 17:12

      Вот эта страница. Понятно, что текст английский. Но на других страницах даны названия, как и у Вас - австрийские. Но тут... Вы видите, написано "короткая винтовка". Понятно, что это английский перевод. Но перевод дословный, чтобы подчеркнуть разницу между карабином и "короткой винтовкой". Так что может быть, что у австрийцев она так и называлась и автор сделал дословный перевод. По-моему, логично? Впрочем, смотрите сами. Укороченная - "Extra-Korps-Gewehr M.95", как раз и может в переводе оказаться "короткой".
      1. отто меер (отто) 26 апреля 2017 21:12
        Нет. Карабин это карабин. Горный от кавалерийского отличался только антабками. Пока поверьте на слово, буду на работе дам материал. Сейчас пишу с телефона, сидя в такси - КАПЕЦ КАК НЕ УДОБНО!
        1. отто меер (отто) 26 апреля 2017 22:37
          Докладываю. Попутался сам, запутал людей, прошу простить великодушно. Короче дело обстоит так.
          Есть карабин.
          1. отто меер (отто) 26 апреля 2017 22:38
            А есть штуцер. Вот:
            1. отто меер (отто) 26 апреля 2017 23:02
              Чертежи оригинальные 1900 г., сделанные фон Кромаром, директором завода в Штайре. Карабин (кавалерия). Обратите внимание - верхнее ложевое кольцо и отсутствие приспособления для штыка; антабки боковые. Штуцер/штутцен (артиллеристы, связисты, саперы, обозники и т.д.) - штык, антабки нижние, дополнительная мушка штыка. Остальная разница чисто косметическая.
              Так же добавлю, что с началом ПМВ у всех карабинов заменили верхние ложевые кольца на кольца по типу штуцеров. Новый образец карабина назывался "Repetier-Karabiner mit oberem Stutzenring". Затем у карабинов добавили нижние антабки, а у штуцеров - боковые. Таким образом появились модификации "Stutzenkarabiner" и "Karabinerstutzen". Разница между которыми вообще только в форме ложи, да и то не всегда. А потом пришел его величество Mauser и прекратил это безобразие laughing
              И под занавес основные (но далеко не все!) варианты исполнения:
              "Infanterie Repetiergewehr M.95" — пехотная винтовка обр. 1895 года с 750 мм стволом.
              "Kavaliere Repetierkarabiner M.95" — кавалерийский карабин обр. 1895 года с 500 мм стволом, без крепления для штыка
              " Extra-Korps-Gewehr M.95 (RepetierStutzen M1895)" — карабин обр. 1895 года с 480 мм стволом и креплением для штыка — для артиллеристов, военнослужащих инженерных войск и иных специализированных подразделений.
              "Steyr Mannlicher М95/24" — модификация обр. 1924 года под патрон 7,92×57 мм с укороченным до 580 мм стволом.
              "Steyr Mannlicher М95/30" — австрийская модификация обр. 1930 года под патрон 8×56 мм R
              "Steyr Mannlicher М95/31" — венгерская модификация обр. 1931 года под патрон 8×56 мм R.
              Вот вроде как то так hi
              1. CastroRuiz (CastroRuiz) 27 апреля 2017 01:33
                Nemnozhko ispravlyu. Kavalerie Repetierkarabiener M.95" a ne Kavaliere.
                Kavalerie = konina. Kavalier = muzhchina.
                1. отто меер (отто) 27 апреля 2017 07:50
                  Danke. Berücksichtigte. Gute Frage. Nicht überprüft - Mea culpa! recourse
                  Кeine russische Tastaturbelegung?
                2. kalibr (Вячеслав) 27 апреля 2017 07:55
                  Спасибо! Мелочи всегда важны, хотя они и мелочи!
              2. kalibr (Вячеслав) 27 апреля 2017 07:54
                Спасибо Oтто Mеер ! Такие уточнения, на мой взгляд, всегда ценны тем, что в статью это не вставишь. Тем более в обзорную. Вот если бы специально про Манлихер писалось... Еще раз подчеркну, что очень много зависит от источников. Все на свете знать нельзя "осветить" тоже невозможно. Но есть источники... и мы все от них зависим.
                1. отто меер (отто) 27 апреля 2017 08:43
                  А и не начем, милейший Кalibr! Это есть пустяйшие мелочи. Вот заделать цельную статью, вот это труд! А тем более очерк - тут вообще...
                  Пишите еще. Внимания ни на кого не обращайте. Язык у Вас легкий. А мы будет почитывать, да в силу своего разумения может чего дельного и подскажем.
  2. GreenHell (Алексей) 26 апреля 2017 16:30
    Манлихер M.95 - пожалуй моя любимая несамозарядная винтовка первой половины XX века, легкая и удобная, прямой затвор обеспечивал скорострельность, сравнимую только с британской SMLE, а патроны в пачке не идут ни в какое сравнение с обоймами (и даже превосходят кробчатые магазины) по скорости перезарядки.[media=https://m.youtube.com/watch?v=
    nqw_SrL62fk]
    1. kalibr (Вячеслав) 26 апреля 2017 17:17
      Самое интересное, что в книге про винтовки, обложку которой я давал в первой части, на обложке показаны Маузер 71, Манлихер 95, Мосин 91, Ли-Энфильд и Маузер 98. Пять винтовок и, показательно, какие именно! Очевидно - лучшие!
  3. Монархист (Лабинский Слава) 26 апреля 2017 16:39
    Действительно Манлихер оказался"пдодовитым"сколько различных систем разработал,а много сделали одну систему и всё:Кранк"крынка-куркашка", игольчатые винтовка Дрейзе и т.д.
    1. kalibr (Вячеслав) 26 апреля 2017 17:39
      Вы правы. И показанное здесь это не все. Были еще образцы и много! Очень рано начал работать над автоматическими винтовками...
  4. hohol95 (Алексей) 26 апреля 2017 16:41


    Грищенко дайте свой "МАНЛИХЕР"...
  5. BORMAN82 (Boris) 26 апреля 2017 18:49
    такие патроны были вскоре окончательно вытеснены патронами с металлическими гильзами. Последние, тоже в начале, как, например, американские патрона Барнсайда хоть и имели гильзу – не имели капсюля. Однако и они долго не просуществовали, поскольку патроны с капсюлями центрального боя были их однозначно совершеннее.

    Пример полу-унитрарных патронов
    1. kalibr (Вячеслав) 26 апреля 2017 18:55
      Да, Барнсайдна (слева) и Майнарда (справа)
  6. BORMAN82 (Boris) 26 апреля 2017 18:52

    капсуль отдельно одевался на брандтрубку
  7. Лганхи (Егор) 26 апреля 2017 22:13
    Манлихер, на мой взгляд, лучшая винтовка несамозарядного типа. Благодаря прямому ходу рукояти затвора, надо делать всего два движения рукояткой: назад и вперед, и все - винтовка готова к выстрелу. Тогда как у Мосинки, Маузера, Ли-Энфильда нужно делать 4 движения: рукоятку вверх, назад, вперед и вниз. Сами австрийцы не жаловались на ненадежность винтовки, и причинами замены Манлихера Маузерами в австрийской армии были желание перейти на более технологичную винтовку и тем более что в ПМВ Австро-Венгрия стала "младшим братом", полностью зависящим от Германии.
    1. GreenHell (Алексей) 27 апреля 2017 14:17
      Не стоит забывать и про заряжание пачками, для которого требуется одно единственное движение рукой, это быстрее и удобнее не только обойм, но и современных коробчатых магазинов.
      1. Лганхи (Егор) 27 апреля 2017 15:01
        На Маузере 98 обойму удалять не надо, при закрывании затвора, обойма автоматически удаляется. Так что при продуманном инженерном решении, обойма почти ничем не хуже пачки по удобству заряжания. Конечно в пачке патроны лучше держатся, но перевес в экономии металла в обойме по сравнении с пачкой, перевешивает чуть-чуть большие удобство и надежность.


        А вот обойма Мосинки и ее заряжание:

        1. alatanas (Александър Атанасов) 27 апреля 2017 16:18
          У оригинальной Мосинки рукоять затвора прямая, не Г-образная. Это снайпер 1932 г. без опт. приспособлений.
          1. Kibb 27 апреля 2017 20:48
            Это КО -91/30 - там же написанно
        2. Никкола Мак (Николай) 27 апреля 2017 17:54
          Так что при продуманном инженерном решении, обойма почти ничем не хуже пачки по удобству заряжания.

          А ещё можно стрелять вообще без пачки и заряжать-дозаряжать винтовку по одному патрону.
          В результате Маузер 98 и "трёхлинейка" работали без пачек.
          Насколько я знаю, у нас пачка применялась только в одном массовом типе оружия -противотанковом ружье Симонова ПТРС. Но там это было оправдано габаритами патрона - магазин бы получился слишком тяжёлый.
  8. Alone wolf (Andrei) 30 апреля 2017 19:10
    Прекрасные статьи.На высоком научном уровне.Жду продолжения.
Картина дня