Экспериментальный конвертоплан Bell XV-15 (США)

32
В течение пятидесятых и шестидесятых годов прошлого века ряд американских авиастроительных компаний работал над созданием новых летательных аппаратов вертикального взлета и посадки, сочетающих в себе все лучшие черты самолетов и вертолетов. Были предложены и опробованы на практике несколько вариантов архитектуры подобной техники, однако со временем работы фактически остановились. Новые вертолеты, проигрывая конвертопланам в одних характеристиках, имели значительные преимущества в других, из-за чего развитие аппаратов альтернативных схем фактически прекратилось. «Новой надеждой» конвертопланов стал проект Bell XV-15.

C начала пятидесятых годов компания Bell Aircraft занималась разработкой конвертопланов различных схем. Первая ее машина этого класса использовала качающиеся в вертикальной плоскости несущие винты, при помощи трансмиссии соединенные с единственным двигателем. Позже были созданы летательные аппараты с поворотными турбореактивными двигателями и поворотными винтами в кольцевых каналах. В рамках этих проектов компания «Белл» проверила новые конструкторские решения, имевшие определенные шансы дойти до практической эксплуатации. Тем не менее, в связи с более выраженными успехами в области вертолетостроения от создания конвертопланов со временем решили отказаться. Желание сэкономить, упростить производство и эксплуатацию, а также обезопасить летчиков и пассажиров перевесило преимущества во взлетно-посадочных характеристиках.




Второй прототип конвертоплана XV-15. Фото NASA


В 1973 году компания Bell получила новый шанс создать летательный аппарат вертикального взлета нетрадиционной схемы. Агентство NASA совместно с лабораторией армии США US Army Air Mobility Research Laboratory запустили новую исследовательскую программу, целью которой была проверка одной из конструкций конвертоплана. Предыдущие исследования показывали, что наиболее удачной с точки зрения конструкции является схема, подразумевающая установку на крыле гондол с собственными винтомоторными группами. Такой конвертоплан типа Tiltrotor («Поворотный винт») мог показывать наиболее высокие характеристики.

Двумя десятилетиями ранее инженеры Bell Aircraft разработали летательный аппарат XV-3, использовавший качающиеся установки винтов. Инициаторы новой программы посчитали, что наработки по этому проекту могут найти применение при создании нового экспериментального образца авиационной техники. Благодаря этому в 1973 году компания «Белл» получила новый контракт. В соответствии с условиями этого документа, инженеры компании должны были разработать новый проект экспериментального летательного аппарата. Кроме того, на фирму возлагались обязанности по изготовлению опытных конвертопланов. Для упрощения и ускорения работ к процессу строительства предлагалось привлечь некоторых субподрядчиков.


Наземные испытания опытного образца, октябрь 1980 г. Фото NASA


Новый проект получил официальное обозначение Bell XV-15. Компания-разработчик присвоила ему рабочее название Model 301. Официальное обозначение указывало на принадлежность проекта к линейке экспериментальных разработок в области авиации, тогда как рабочее продолжало «традиции» наименования, заложенные в предыдущих аналогичных проектах компании.

NASA и армейская исследовательская лаборатория поставили перед проектом конкретные цели, сформированные с учетом возможного практического применения техники. Требовалось разработать сравнительно крупную машину, габариты которой позволяли бы уместить пассажирскую или грузовую кабину. Строить конвертоплан следовало по схеме «тилтротора» с поворотными гондолами двигателей. Также заказчиком оговаривались некоторые другие особенности техники, прямо связанные с предполагаемыми способами применения.


Компоновка машины. Рисунок NASA


С учетом требований NASA и US Army Air Mobility Research Laboratory был сформирован окончательный облик экспериментальной машины. Предлагалось строить цельнометаллический летательный аппарат с высокорасположенным крылом небольшой обратной стреловидности. На концах крыла следовало монтировать сравнительно крупные гондолы, вмещающие двигатели требуемой мощности. Каждый двигатель комплектовался собственным воздушным винтом, пригодным для использования в качестве несущего или тянущего.

Для нового конвертоплана был разработан оригинальный фюзеляж, имеющий все необходимые элементы. Предлагалось использование полумонококовой конструкции с силовыми элементами и обшивкой, дополняющими друг друга. Фюзеляж получил носовой обтекатель малых размеров. Позади обтекателя поперечник фюзеляжа увеличивался до требуемых размеров. Центральный отсек имел сечение, близкое к прямоугольному с выпуклыми бортами. Позади крыла и основных стоек шасси высота и ширина фюзеляжа уменьшались, образуя выраженную хвостовую балку. Компоновка фюзеляжа была традиционной для подобной техники. Носовая часть отдавалась под приборный отсек и пилотскую кабину; позади пилотов находился объем для полезной нагрузки, а хвостовая балка вмещала некоторые вспомогательные системы.


Вертикальный взлет, 1978 г. Фото NASA


Экспериментальная машина получила крыло среднего удлинения с небольшим отрицательным углом стреловидности передней и задней кромки. Крыло строилось с использованием профиля NACA 64A015. Внутри цельнометаллической конструкции крыла предусматривалось место для размещения нескольких топливных баков, а также каналы для проводки систем управления, валов синхронизации и т.д. Задняя кромка крыла была полностью занята механизацией. Вблизи фюзеляжа имелись закрылки, отклоняющиеся на 75°, на внешней половине консоли – флапероны, качающиеся на 47°. Законцовка крыла выполнялась в виде устройства с креплениями для качающейся мотогондолы. Там же находились механические приводы поворота гондолы. С их помощью можно было перемещать гондолы из вертикального положения в горизонтальное за 12 с.

В горизонтальном полете часть подъемной силы должна была создаваться стабилизатором прямоугольной в плане формы. На его задней кромке находились рули высоты. С целью получения максимально возможных характеристик было решено использовать два киля, установленные на законцовках стабилизатора. Верхняя часть киля, выступающая над горизонтальным оперением, оснащалась рулем направления.


Испытательный полет второго прототипа, октябрь 1980 г. Фото NASA


Для ускорения разработки проекта было предложено использовать готовое трехточечное шасси, заимствованное у экспериментального конвертоплана Canadair CL-84. В носовой части фюзеляжа, непосредственно перед пилотской кабиной, находилась ниша для уборки передней стойки с двумя колесами малого диаметра. На бортах фюзеляжа предусматривались крупные обтекатели, внутрь которых убирались основные стойки с двумя большими колесами на каждой.

На законцовках крыла предлагалось шарнирно крепить гондолы винтомоторных групп. Цельнометаллическая гондола была разработана с учетом размещения двигателя, редуктора и некоторых других устройств. Она имела обтекаемые внешние обводы, образованные двумя сопряженными агрегатами близкой к эллипсоиду формы. Верхний элемент гондолы имел носовое отверстие, через которое выводился вал воздушного винта с втулкой и коком. В нем же располагалась часть устройств редуктора. Двигатель помещался в нижней части гондолы; перед ним имелся крупный воздухозаборник, в хвосте – отверстие для сопла.

Экспериментальный конвертоплан Bell XV-15 (США)
Горизонтальный полет "по-вертолетному". Фото Wikimedia Commons


Конвертоплан получил два турбовинтовых двигателя Avco Lycoming LTC1K-4K взлетной мощностью по 1550 л.с. каждый. На чрезвычайном режиме двигатели выдавали мощность до 1800 л.с. Такой двигатель представлял собой развитие серийного T53-L-13B, отличавшееся конструкцией редуктора. Последний позволял значительно снижать скорость вращения валов, получая приемлемые для воздушных винтов обороты. При использовании винтов в качестве несущих максимальная скорость вращения достигала 565 оборотов в минуту. В тянущем режиме они могли делать не более 458 оборотов в минуту. Кроме того, оба редуктора имели крепления для монтажа вала синхронизации. Два отдельных вала проходили от законцовки крыла до центроплана, где соединялись дополнительной механической передачей. Наличие синхронизации позволяло двум винтам вращаться даже при выключении одного из двигателей.

Топливная система имела в своем составе несколько баков, размещенных внутри крыла. В имеющиеся объемы удалось вписать баки общей емкостью более 910 л. Предусматривалась возможность централизованной заправки всех баков при помощи единой горловины на левой консоли.


Опытный XV-15 в Ле-Бурже, 11 июня 1981 г. Фото Wikimedia Commons


На втулке редуктора гондолы располагался трехлопастной воздушный винт диаметром 7,62 м. Использовались прямоугольные лопасти, изготовленные из легких сплавов. Винты оснащались полноценной втулкой с автоматом перекоса. Размеры винтов и крыла были таковы, что при работающих двигателях осуществлялся обдув большей части плоскости. Это должно было обеспечивать дополнительный прирост подъемной силы и повышать эффективность работы механизации.

Управлять машиной должны были два летчика, находящиеся в носовой кабине. Кресла пилотов располагались бок о бок, перед ними имелись крупная приборная доска и несколько дополнительных панелей. Кабина получила развитое остекление с изогнутыми лобовыми, бортовыми и верхними стеклами. Рабочие места летчиков оснащались органами управления вертолетного типа. На всех режимах полета предлагалось использовать рычаг циклического шага, ручку «шаг-газ» и педали. Кроме того, предусматривались средства управления положением гондол.

Позади кабины пилотов имелся объем, достаточный для размещения некоторого груза или нескольких пассажиров. Попадать в грузопассажирский отсек фюзеляжа предлагалось через дверь в правом борту. Ей же должны были пользоваться и летчики. В бортах фюзеляжа имелось несколько иллюминаторов. Для экстренного покидания кабины предусматривался сброс остекления. Его можно было осуществить как из кабины, так и с применением внешнего переключателя.


Еще одна выставка, июнь 1982 г. Фото Wikimedia Commons


Проектом Bell XV-15 предусматривалось использование «традиционных» для конвертопланов систем управления. Летательный аппарат имел «самолетные» и «вертолетные» средства управления, что позволяло осуществлять полный контроль на всех режимах. При вертикальном взлете и полете следовало использовать автоматы перекоса, управляющие положением лопастей. Контроль по крену выполнялся при помощи дифференцированного изменения тяги двух винтов. Управление по тангажу и рысканью выполнялось при помощи ручки циклического шага. При разгоне и переходе в горизонтальный полет к управлению «присоединялись» аэродинамические рули крыла и хвостового оперения. При полном переходе на горизонтальный полет шаг контроль за шагом винта использовался только в качестве средства изменения тяги.

Экспериментальный конвертоплан имел длину 12,83 м. Ширина машины с учетом винтов – 17,42 м. Высота машины на стоянке – 3,86 м. Масса пустой машины составляла 4,57 т, максимальная взлетная масса – 6 т. Предполагалось, что летательный аппарат сможет развивать скорость до 560 км/ч и подниматься на высоты более 8800 м. Дальность полета определялась на уровне 825 км.


Конвертоплан на палубе универсального десантного корабля USS Tripoli, 1 августа 1983 г. Фото US Navy


Разработка нового проекта Model 301 / XV-15 была завершена в начале весны 1974 года. В апреле компания Rockwell International, привлеченная к работам в качестве субподрядчика, получила контракт на сборку фюзеляжей и хвостового оперения двух опытных тилтротор-конвертопланов. Вскоре специалисты этой организации приступили к изготовлению требуемых изделий. В октябре следующего года компоненты для строительства первого опытного летательного аппарата были доставлены на завод компании Bell Aircraft.

В октябре 1976 года первую опытную машину вывели из сборочного цеха и отправили на наземные испытания. Первые проверки должны были проводиться без подъема в воздух. Позже прототип допустили к полетам на привязи. При помощи специальных стендов осуществлялась проверка техники на переходных режимах. Так, 3 марта 1977 года опытный XV-15 впервые «взлетел» вертикально и успешно осуществил полный переход к горизонтальному полету. Также наземные испытания включали в себя проверку опытного образца в аэродинамической трубе.


XV-15 в сопровождении UH-1 подлетает к кораблю, 1 августа 1983 г. Фото US Navy


3 мая того же года экспериментальный образец впервые поднялся в воздух без страховки. Теперь все проверки, аналогичные уже выполненным, осуществлялись в свободном полете. При этом до определенного времени испытатели не спешили выполнять полный перевод от одного режима полета к другому. Такой полет впервые выполнил только второй летный прототип.

Второй опытный образец Bell XV-15 подняли в воздух в середине апреля 1979 года. По своей конструкции он соответствовал первому, хотя и имел некоторые отличия. В частности, его грузовая кабина не получила набор иллюминаторов. Машина подтвердила все расчетные характеристики, что позволило перейти к новым проверкам. 24 июля второй опытный конвертоплан успешно выполнил вертикальный взлет с последующим разворотом гондол и переходом к горизонтальному полету. После этого стартовала обширная программа испытаний техники в горизонтальном полете. Определялись летные характеристики на разных скоростях и высотах. В частности, удалось получить максимальную скорость в 485 км/ч. Кроме того, была подтверждена возможность перехода между режимами в широких диапазонах высот и скоростей. С осени 1981 года второй прототип эксплуатировался специалистами NASA и армейской авиации.


Опытный летательный аппарат пролетает рядом с кораблем, 1 августа 1983 г. Фото US Navy


Перспективный конвертоплан рассматривался в качестве, как минимум, основы для новой машины, пригодной для эксплуатации в войсках. Летом 1982 года стартовали испытания на одной из баз вооруженных сил, в ходе которых планировалось установить боевые и эксплуатационные характеристики. Также в ходе этих испытаний опытному XV-15 пришлось садиться и взлетать с палубы универсального десантного корабля USS Tripoli (LPH-10). Машина хорошо показала себя на режимах вертикального и укороченного взлета/посадки.

После завершения армейских испытаний технику вернули на завод-изготовитель для проведения ремонта и необходимых доработок. К этому времени общий налет двух прототипов достиг 289 часов. После ремонта конвертопланы вышли на новые испытания, в ходе которых планировалось изучить транспортные возможности техники. Среди прочего, отрабатывался полет с огибанием рельефа местности. Управление машиной на таких режимах было не сложнее, чем в случае с самолетами или вертолетами.


В ходе испытаний с участием береговой охраны, 10 мая 1999 г. Фото Wikimedia Commons


Разнообразные испытания двух машин продолжались до конца восьмидесятых годов. В ходе этих проверок в кабине опытных конвертопланов находились пилоты фирмы-разработчика, военно-воздушных сил, армейской авиации, NASA и т.д. По мере испытаний осуществлялись некоторые доработки. К примеру, в 1987 году летательные аппараты получили новые лопасти из композитных материалов. Также модернизировались агрегаты силовой установки и трансмиссии, средства управления и т.д.

Основные программы испытаний двух конвертопланов были завершены к началу девяностых годов. После этого техника вернулась на завод Bell Aircraft, где время от времени применялась в различных целях. К примеру, машинам доводилось участвовать в демонстрационных мероприятиях. Один из подобных полетов завершился аварией. 20 августа 1992 года во время очередного показательного полета первый прототип был разбит. При подъеме на заданную высоту произошло разрушение деталей системы управления общим шагом одного из винтов. Из-за резкого изменения тяги винтов машина перевернулась и упала на землю. Летательный аппарат получил серьезные повреждения, но двое пилотов отделались только легкими травмами. Машину не стали восстанавливать, однако относительно целую кабину использовали при строительстве тренажера.


XV-15 в окраске береговой охраны США, 8 сентября 1999 г. Фото US Coast Guard


Вскоре американская промышленность начала разработку перспективного военно-транспортного конвертоплана, впоследствии принятого на вооружение под названием V-22 Osprey. На стадии предварительных исследований и формирования технического облика техники требовалось провести ряд важных проверок и испытаний. Летающей лабораторией для проведения таких испытаний стал оставшийся прототип конвертоплана-тилтротора Bell XV-15. До 2003 года летательный аппарат выполнял различные полетные задания и помогал ученым собирать необходимую информацию. Подобные испытания позволили разработать новый проект и довести перспективный образец авиационной техники до серийного производства.

Почти за четверть века эксплуатации второй XV-15 успел выработать ресурс, и более не мог участвовать в каких-либо испытаниях. Кроме того, появление полноценных прототипов машины XV-22 позволяло отказаться от дальнейшей эксплуатации старой техники. Более не нужная машина была передана Национальному музею авиации и космонавтики Смитсоновского музея (г. Вашингтон). Уникальный летательный аппарат до сих пор остается в открытой экспозиции и доступен для осмотра.


Первый прототип XV-15 в Национальном музее авиации и космонавтики. Фото Wikimedia Commons


В шестидесятых годах прошлого века вертолеты новых моделей смогли хорошо показать себя, в результате чего стали важной частью парка авиационной техникой, а также лишили реального будущего альтернативные летательные аппараты вертикального взлета. В начале семидесятых Армия США совместно с NASA решила разработать новый вариант конвертоплана, пригодный для решения некоторых прикладных задач. Появившаяся машина Bell XV-15 решила поставленные задачи, однако не смогла претендовать на попадание в войска. Тем не менее, полученный при ее создании и испытаниях опыт позволил разработать новый аналогичный проект. Серийное производство и активная эксплуатация машин V-22 Osprey позволяют говорить, что экспериментальный проект выполнил все возложенные на него задачи.


По материалам сайтов:
https://vertipedia.vtol.org/
http://airwar.ru/
https://airandspace.si.edu/
http://aviastar.org/
http://dogswar.ru/
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 апреля 2017 06:23
    При эвакуации группы спецназа Корпуса Морской Пехоты США в Йемене один из конвертопланов получил тяжелые повреждения и был уничтожен впоследствии, сообщает The New York Times . Потери спецназовцев - один убитый и трое раненных.


    http://bmpd.livejournal.com/2401817.html
    Как мы видим для боя машина не очень годится ,а вот для логистики войск самое то...как промежуточное звено между вертолетам и самолетами.
    1. +3
      20 апреля 2017 07:57
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Как мы видим для боя машина не очень годится

      Как мы видим машины всего этого класса настолько новые, что люди толком не знают как и где их применять. Поначалу действительно необходимо выпускать опытную серию, а насчёт применения, так в процессе эксплуатации выясняться такие возможности, какие по началу явно никем не предполагались. Насчёт "промежуточного звена между вертолетам и самолетами" - не думаю, что это точная формулировка, по моим представлениям что самолёт, что вертолёт просто недоделанный конвертоплан, и та и там ограничения не свойственные конвертоплану.
      1. 0
        20 апреля 2017 08:01
        Для конвертопланов нужны специально обученные, опытные пилоты высокого класса, обладающие навыками пилотирования как самолетов, так и вертолетов. "Последний дюйм" на конвертоплане разыграть не получится.


        Это резко ограничивает его боевое применение...слишком дорого получится готовить пилотов. hi
        1. +6
          21 апреля 2017 10:30
          Извините ЛЕХА, но Osprey уже немало поучаствовал в реальных операциях и неплохо себя зарекомендовал, не без потерь, но машина действительно новая. 160 SOAR гоняет на них по всему миру и доволен. Летчиков готовить не дороже чем вертолетчиков, а вот по fly away unit cost и экплуатационным расходам Osprey чемпион: usaf зареклись что больше вспомогательных машин по цене истребителя не будет, иии.. построили новый вертолет H-53k дороже f-35 laughing
          1. +1
            21 апреля 2017 13:08
            Цитата: Pete Mitchell
            Извините ЛЕХА, но Osprey уже немало поучаствовал в реальных операциях и неплохо себя зарекомендовал, не без потерь,

            Аха! Аж 5 штук "на ровном месте" просто по мелочи развалили - и без всяких боёв winked . lol То гидравлика, то электрика, а то и злощастная электроника подведёт, и это при тройном то дублировании! belay ...
            1. 0
              21 апреля 2017 13:31
              SVVP а давайте не будем путать концептуальные, технические, инженерные и производственные проблемы... первых двух у оспрея нет, а вот вторые два есть, но это и называется "детские болезни".
              1. 0
                21 апреля 2017 14:25
                Цитата: ProkletyiPirat
                SVVP а давайте не будем путать концептуальные, технические, инженерные и производственные проблемы...

                Давайте! smile Только вот куды девать опыт потерь тех людей, которые отданы в жертву псевдоамбициям заверителей "надёжности"???...

                Цитата: ProkletyiPirat
                инженерные(3) и производственные(4) проблемы... первых двух у оспрея нет, а вот вторые два есть, но это и называется "детские болезни".

                Странно winked , при финансировании, гос поддержке и богатейшему опыту Bell и Boeing - таких "детских болезней" вообще не должно быть! Тем более, на серийных машинах!!! Вы часом, не попутали форумы? Эт в песочнице можно делать попытки и проверять предположения - максимум можно песок в глазцы получить от неудач, а в случаях с "Оспри" более "тридцатчика" потерь человеческих жизней, и не просто бездельников - а высоко квалифицированных спецов, на коих потрачены средства, и немалые, на обучения!
                1. 0
                  22 апреля 2017 19:43
                  "богатейший опыт", "детские болезни", "серийные машины" - два слова "человеческий фактор", по существу есть что сказать? а то я тоже могу приводить словоблудие в качестве доказательства плоской земли.
                  1. 0
                    22 апреля 2017 20:06
                    "богатейший опыт", "детские болезни", "серийные машины" - два слова "человеческий фактор", по существу есть что сказать? а то я тоже могу приводить словоблудие в качестве доказательства плоской земли.
                    bully
                    Цитата: SVVP
                    Последняя попытка реабилитации!
                    Ихде???!!! Хошабы одзин примЭЭЭр!!!


                    ...шанс бездарно растрачен, мистер "прозрачный" tongue
      2. 0
        20 апреля 2017 08:21
        Цитата: venaya
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Как мы видим для боя машина не очень годится

        Как мы видим машины всего этого класса настолько новые, что люди толком не знают как и где их применять. Поначалу действительно необходимо выпускать опытную серию, а насчёт применения, так в процессе эксплуатации выясняться такие возможности, какие по началу явно никем не предполагались. Насчёт "промежуточного звена между вертолетам и самолетами" - не думаю, что это точная формулировка, по моим представлениям что самолёт, что вертолёт просто недоделанный конвертоплан, и та и там ограничения не свойственные конвертоплану.

        lol Удивительное дело, venaya! То Вы ругаете всё относящееся к тематике КОНВЕРТОПЛАН - тут же, очень трезвый подход и рассудительность! Вы уж определитесь в приверженности, уважаемый winked
    2. +2
      20 апреля 2017 12:36
      Хотите сказать, что обычные вертолеты или самолеты повреждения в бою не получают? what
      На данный момент в мире эксплуатируется всего одна модель конвертопланов, и она военно—транспортная. Как можно писать, что они для боя не годятся, если боевых конвертопланов пока не сделали?
      1. 0
        20 апреля 2017 18:02
        Как можно писать, что они для боя не годятся, если боевых конвертопланов пока не сделали?

        Так для чего его поставили в армию США для логистики или доставки диверсионных отрядов?


        Как можно непроверенную машину использовать в таких делах ...глупо и слишком опасно.
        1. +1
          20 апреля 2017 18:31
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Так для чего его поставили в армию США для логистики или доставки диверсионных отрядов?

          wink Примерно для того же, что и "Хаммеры" - возить "их задницы", не пешком же добираться до места предстоящих событий, "громко и пошумному", чтобы все видели и слышали, что "омериконы на марше !", wassat то бишь, в воздухе lol

          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Как можно непроверенную машину использовать в таких делах ...глупо и слишком опасно.

          Чего не сделаешь, ради "понтов корявых" и коммерции, мать их и йетти??? crying
  2. 0
    20 апреля 2017 23:39
    Миль нервно курит в сторонке. А Камова выносят...
    1. +1
      21 апреля 2017 04:56
      Цитата: barabaner
      Миль нервно курит в сторонке.

      ...а Boeing c Bell подсчитывают "трупики" и разбитые "Скопы"??? Более 30 - одних, 7 - других...
      1. 0
        21 апреля 2017 13:32
        вот пропаганды и демагогий не надо, нету не сбиваемой техники, нету не аварийной техники, нету техники без детских болезней.
        1. 0
          21 апреля 2017 14:36
          Цитата: ProkletyiPirat
          вот пропаганды и демагогий не надо, нету не сбиваемой техники, нету не аварийной техники, нету техники без детских болезней.

          ...какая уж пропаганда, после того, как на весь мир СМИ официальную статистику даже в ВИКИ выложила???
          1. +1
            21 апреля 2017 20:51
            Все познается в сравнении.
            7 разбитых V-22 из более 300 произведенных (2,33%), из них одна боевая потеря;
            5 разбитых Ми-28 из около 120 произведенных (4,16%) из них 0 боевых потерь.
            Хотя в авиации применяется другой критерий - число происшествий на час налета, но данных по налету нет. Думаю, те показатели будут различаться еще больше, американцы летают куда активнее.
            Стоит учесть, что Ми-28 - далеко не революционная конструкция, вертолет классической схемы.
            1. 0
              22 апреля 2017 08:41
              Цитата: Snakebyte
              Все познается в сравнении.

              Вот и попытаемся сравнить what :
              1.V-22 - транспортник; Ми-28 - чисто боевая машина;
              2.V-22 - полёт, "...как молоко возит!"; Ми-28 - полёт "...в вечном высшем пилотаже"
              3.V-22 - дублирование электрики, электроники, гидравлики - троекратное; Ми-28 - ни по одному из вышеперечисленного!;
              Я могу продолжать, но уже перечисленного - на несколько параграфов более чем достаточно! И сравнивать разноклассовые ЛА, как попытка "...Впрячь в одну упряжь, слона и трепетную лань"! bully
              4.
              5.
              1. +1
                24 апреля 2017 22:44
                1. И что? Ни один Ми-28 не был потерян от боевых повреждений, в отличие от.
                2. Высшим пилотажем на Ми-28 занимаются только пилотажные группы. Сюда можно одну потерю списать, но ее причина - отказ рулевого управления.
                3. Ну это смешно. Боевой вертолет не имеет резервирования основных систем? Учитывая дальность стрельбы основным оружием (ПТУР "Атака") меньшим, чем дальность стрельбы средств ПВО вероятного противника, участие в боевых действиях "боевому вертолету" противопоказано.
                Ну, и насчет сравнения "разноклассовых" - машин класса "конвертоплан" отечественная промышленность не осилила. Даже классические вертолеты, и те по надежности проигрывают революционной (как любят говорить диванные патриоты - "не имеющей аналогов") технике противника.
                1. 0
                  25 апреля 2017 06:15
                  Цитата: Snakebyte
                  И что?

                  Цитата: Snakebyte
                  Высшим пилотажем на Ми-28 занимаются только пилотажные группы.

                  Цитата: Snakebyte
                  Ну это смешно. Боевой вертолет не имеет резервирования основных систем? Учитывая дальность стрельбы основным оружием (ПТУР "Атака") меньшим, чем дальность стрельбы средств ПВО вероятного противника, участие в боевых действиях "боевому вертолету" противопоказано.

                  ))) Послушайте, Вы хоть что то, сами(!), сконструировали? (зубочистка из спички и рогатка - не в счёт! Потому как это ещё троглодиты да детишки "сплагиачивали" друг-у-друга в своё время.) Вы - спец??? Или только "спец по "клаве"??? Если смех "раздирает" - так посмейтесь! )) Только не забывайте о Российском фольклоре про " - Смех без причины - ..." и т.д.(С)/Поговорка, Российский фольклор/
                  Если всё так и есть - о чём Вы тута пытаетесь апломбировано судить???... Вы имеете хоть малейшее представление, как решаются задачи по аэродинамике? Техническим решениям? Сопромату, в конце концов?(не говоря о том, как уже готовые решения доводятся до совершенства!)
                  А хоть слышали о том, что прежде чем пересесть с одного класса машин - на другой, проходят месяцы на переучивания, уже у квалифицированных пилотов??? А Ми-28, по мнению спецов, это ещё "сырая" не до конца отработанная машина. Так "...о чём "спичь"???
                  И ещё, "хоть что-то" о Ка-50 и Ка-52, слышали, "в таких же аспектах" как Ми-28??? То-то же! ДЭмагогия - эт не наука, а Вы в ней - преуспели хотя бы даже в ентом:
                  Цитата: Snakebyte
                  Ну, и насчет сравнения "разноклассовых" - машин класса "конвертоплан" отечественная промышленность не осилила. Даже классические вертолеты, и те по надежности проигрывают революционной (как любят говорить диванные патриоты - "не имеющей аналогов") технике противника.

                  Хотя, и здесь мне есть что Вам сказать:
                  1. Изобрёл и обосновал конвертоплан, получил патент на изобретение.
                  2. Если отечественная промышленность не взялась его делать - пришлось самому, "по-партизански", за это взяться, к концу года думаю, удастся, если Бог даст, сертифицировать его на тип и ЛГ
                  Такшта, если "пытаетесь" делать какие то "обоснованные утверждения" - потрудитесь обосновывать достойно и действительно обоснованно(пардон за тафталогию ;) - а иначе с "вашим братом" не получается!!!) их, а не выглядеть на обшественном обозрении, мягко говоря, нЭкомпетентно! ;D ;D ;D
                  1. 0
                    25 апреля 2017 14:24
                    вы конечно всё верно говорите, но после того как вы сами вели демагогию ваши слова не убедительны...
                    1. 0
                      25 апреля 2017 17:57
                      Цитата: ProkletyiPirat
                      вы конечно всё верно говорите, но после того как вы сами вели демагогию ваши слова не убедительны...

                      ...а не укажет ли "мистер прозрачность" на "эту самую" мою
                      Цитата: ProkletyiPirat
                      демагогию

                      при всём верно сказанном, и которую постоянно он сам ведёт??? Оч-любопытно глянуть! ))) Ну хычь фрагментик!!! ;D ;D ;D
                      1. 0
                        25 апреля 2017 18:33
                        первые же два поста в этой ветке
                        Цитата: SVVP
                        Цитата: barabaner
                        Миль нервно курит в сторонке. А Камова выносят...

                        а Boeing c Bell подсчитывают "трупики" и разбитые "Скопы"??? Более 30 - одних, 7 - других...
                      2. 0
                        25 апреля 2017 18:45
                        Цитата: ProkletyiPirat
                        первые же два поста в этой ветке
                        Цитата: SVVP
                        Цитата: barabaner
                        Миль нервно курит в сторонке. А Камова выносят...
                        а Boeing c Bell подсчитывают "трупики" и разбитые "Скопы"??? Более 30 - одних, 7 - других...

                        ))) Вопче то, "те два поста первые", я тринадцатым от начала насчитал! wassat Выходит, Вы один - "за два" считаете, fool и Стоп!!! lol Закрадывается подозрение, что предыдущих аж 12 - Вы не видите! belay
                        Мне Вас жаль, от-чесс-слово! winked

                        ...и ещё, я чёта в цифирях напутал wassat , аль чи шо??? crying
                      3. 0
                        25 апреля 2017 21:05
                        клоун.просто клоун..
                    2. Комментарий был удален.
                  2. 0
                    25 апреля 2017 22:52
                    Все понятно.
                    Типичное поведение безграмотного интернет-тролля - переход на личности, вместо аргументированных ответов.

                    Американцам пришлось учить пилотов на гибрид самолета и вертолета, подобных которому раньше не было. И ничего, летают, статистика потерь выше приведена.
                    Ми-28, по сути, тот же давно отработанный Ми-24 с новой системой вооружения и без транспортной кабины. Даже если считать его совсем новой машиной, то создан он в 1982 году, за 30 лет могли бы и довести технику - почти все аварии вызваны отказами.

                    Про Камовых лучше бы и не вспоминали. Ка-50/52 4 потери на 102 выпущенных.

                    Я имею несколько больше, чем "малейшее" представление об аэродинамике, технических решениях, и даже сопромате, хотя я специалист по авиационному оборудованию. И не сужу о том, о чем не могу судить.

                    Может Вы и изобрели, запатентовали и спроектировали конвертоплан. Только V-22 уже много лет успешно летает, а про Ваш я (и, думаю, остальные читатели) слышу впервые. И "меня терзают смутные сомнения", что услышу в будущем.
                    1. 0
                      26 апреля 2017 06:08
                      Цитата: Snakebyte
                      Все понятно. Типичное поведение безграмотного интернет-тролля - переход на личности, вместо аргументированных ответов.

                      Эпсэлутно с Вами соглашусь! Я ж не зря с самого начала о том талдычу! САБЖ, ему б с зеркалом побеседовать - помогает расслабиться! bully

                      Цитата: Snakebyte
                      Американцам пришлось учить пилотов на гибрид самолета и вертолета, подобных которому раньше не было. И ничего, летают, статистика потерь выше приведена.

                      А вот это - неправда! winked Потому как (Цитата):
                      В 1951 году в США специалисты компании Transcendental Aircraft Corporation приступили к изготовлению своего первого летательного аппарата с поворачивающими винтами, который конструкторы компании начали разрабатывать еще в 1945 году. Собственно, летательный аппарат Transcendental Model 1-G и был первым аппаратом подобной схемы,

                      А значит, опыт и методика уже была отработана ещё на самом первом аппарате Transcendental Model 1-G !
                      V- 22 ("Osprey" (с англ. osprey — скопа) т.б., - начал летать гораздо позже, 38 лет спустя(Цитата)
                      Лётные испытания новой машины начались 19 марта 1989 года. Уже в сентябре «Оспри» с успехом продемонстрировал превращения из вертолёта в самолёт во время полёта.


                      Цитата: Snakebyte
                      Ми-28, по сути, тот же давно отработанный Ми-24 с новой системой вооружения и без транспортной кабины.

                      Неверно, машина абсолютно новая, с использованием серийных узлов, в соотношении с новыми, порядка 45/55 - и это факт! ...и не забывайте из
                      Цитата: Snakebyte
                      за 30 лет могли бы и довести технику

                      "выкинуть" года смутного положения, в которое была поставлена страна, по воле тупо-продажных "руковобздейтелей" америкоруководимых - я о Ельцине, с иже еси Горбачёве, и с финансированием всего проекта в целом.

                      Цитата: Snakebyte
                      Про Камовых лучше бы и не вспоминали. Ка-50/52 4 потери на 102 выпущенных.

                      Интенсивно летающие машины - и не стоит, думаю, путать кол-во машин - с налётом! Не те критерии, знаете ли... )))
                      Раз - человеческий фактор
                      В роковом полёте на 30-й минуте на высоте около 50 м и скорости менее 60 км/ч в процессе интенсивного изменения крена на 116 градусов и энергичного снижения с большим углом пикирования произошло соударение лопастей несущих винтов и вертолёт потерпел крушение. Герой России, Борис Алексеевич Воробьёв, не успев воспользоваться системой спасения, погиб.

                      - Усё! Болше нэма!, хотя предтече, типо
                      В одном из вылетов 6 января 2001 года Ка-50 с бортовым № 25 поразил цель с предельно малой высоты. В результате законцовка одной из лопастей получила повреждения от разлетевшихся осколков. На аэродроме Ханкала поврежденный участок был отрезан и вертолет самостоятельно перелетел на аэродром базирования. После чего «борт 25» три недели ожидал из Торжка запасной комплект лопастей.
                      и
                      Прострел лонжерона лопасти (одной!) в трёх местах
                      - не дал и шанса для аварии и тем более катастрофе! Так что "посыл - мимо!" laughing
                      Цитата: Snakebyte
                      Я имею несколько больше, чем "малейшее" представление об аэродинамике, технических решениях, и даже сопромате, хотя я специалист по авиационному оборудованию. И не сужу о том, о чем не могу судить.

                      ...ваш апломб похвален lol Но и только! wassat

                      Цитата: Snakebyte
                      Может Вы и изобрели, запатентовали и спроектировали конвертоплан. Только V-22 уже много лет успешно летает, а про Ваш я (и, думаю, остальные читатели) слышу впервые.


                      Ну естес-сно! Кто б сумлявался! lol Патент получен только лишь в 2015 году! А сейчас на дворе какой??? То-то! Но и то, что за это время сделано "по-партизански", без должного на то финансирования, когда ФПИ 3 000 000 руб выделяет лишь только на разработку подобных объектов, и 370 000 000 руб на первый опытный демонстратор - я оцениваю, что я сделал больше чем возможно, на 500%, потому как первенца, ещё раз повторюсь
                      Цитата: SVVP
                      к концу года думаю, удастся, если Бог даст, сертифицировать его на тип и ЛГ

                      Так что Ваш "скЭпсис", явно не к месту, и попахивает явным провоцированием
                      Цитата: Snakebyte
                      переход на личности

                      Честь имею hi , "специалист по авиационному оборудованию", думаю, когда нибудь услышите не только о том, чего ещё не только не слышали, но даже и не предполагали в "самых разнузданных мечтах"! laughing
                      1. 0
                        26 апреля 2017 16:55
                        т.е. вы разработали и запатентовали ЛА? поделитесь ссылкой пожалуйста на его описание, лично мне будет очень интересно посмотреть на новую конструкцию.
                      2. 0
                        26 апреля 2017 20:35
                        SVVP,
                        для того чтобы искать надо знать что искать, скажите номер патента или название проекта...
                        а то как в мультике
                        Это я, почтальон Печкин! Принёс посылку! Только я вам её не отдам! Потому что у вас доку́ментов нету
                    2. 0
                      26 апреля 2017 06:51
                      ...и ещё, я "ваших признательностей" не ищу! Я просто работаю, делаю дело. Если бы чем помочь - так милости просим, только вот чем сможете - пока ума не приложу, даже не предполагаю winked , ведь работа уже почти закончена.
                      1. 0
                        26 апреля 2017 18:41
                        ProkletyiPirat,
                        Мистер "прозрачность"! fellow Вы в полном игноре, request я уж указывал неоднократно на это. Имеете желание - ищите winked , найдёте и оцените - возможно обсудим angry . Так что, то что Вы посеяли - "...собирайте урожай" fool ...
                      2. 0
                        26 апреля 2017 19:25
                        Сomprendo winked ? No comprompa???!!! belay

                        У любом случае, вы мне "по барабану" no получацца! bully
                      3. 0
                        26 апреля 2017 19:30
                        ...а знаете почему? wink Мало того что вы пират, флибустьер, корсар и ушкуйник, в одном лице, так вы ещё и прокляты, и совсем "нЭкомпентаген" в тематике tongue
  3. Комментарий был удален.
  4. 0
    27 апреля 2017 04:37
    ProkletyiPirat,
    Вам знакома притча из самой читаемой книги? Я Вам её процитирую:
    евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 6), из Нагорной проповеди Иисуса: «...Не давайте святыни псам и не мечите бисера вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

    Что нибудь говорит Вам??? winked
  5. 0
    27 апреля 2017 06:07
    ProkletyiPirat,
    ...ну, хорошо, winked попробую бросить одну(!) lol биссеринку, чтобы посмотреть, какие круги по болотцу пойдут recourse Интересно же, что за "тину" взбаламучу? lol
    http://www.findpatent.ru/patent/257/2570241.html
  6. 0
    24 января 2018 10:20
    Основное достониство конвертопланов, это большая дальность действия с возможностью вертикального взлета и посадки. Для диверсионных групп с тяжелым вооружением это большое преимущество. Непонятно почему не рассматривается четырехвинтовая схема. Такая схема резко повысила бы грузоподъемность и безопасность полетов.