Секретные буровые

В годы Второй мировой Япония не спешила делиться технологиями с основным союзником – Германией. Яркий пример – ноу-хау, связанные с производством искусственного топлива, в чем Страна восходящего солнца уже в 1937 году стала мировым лидером. Парадокс, но в наши дни антироссийские санкции не мешают США делиться аналогичными разработками с Россией.

Секретные буровые


Выпуск нетрадиционных нефтепродуктов был налажен в оккупированном Японией с 1932 года Северо-Восточном Китае. Там находятся крупнейшие в зарубежной Азии запасы энергетического угля и сланцев. К 1937-му, то есть к началу широкомасштабной японской агрессии на континенте, в Маньчжурии ежегодно производилось 145 тысяч тонн синтетической нефти. По объемам ее выпуска Япония вышла на первое место и занимала его до 1943 года. В период Второй мировой производство согласно оценке, приведенной в американском исследовании отрасли («Refining synthetic liquids from coal and shale», National Research Council, Washington, DC, 1980), достигало 550 тысяч тонн в год. До 70 процентов топливных потребностей императорских войск обеспечивали именно сланцевые нефтепродукты.


Япония, как и Германия, была и остается зависимой от импорта традиционной нефти. Но в Токио воздерживались от активного сотрудничества с Берлином в таких проектах. Страны «оси» не очень-то доверяли друг другу, по крайней мере в сфере технологий, передовых по тому времени.

С 1955-го нефтепродукты из угля производятся в ЮАР. А в США, где тщательно изучалась информация о японском искусственном топливе из маньчжурских сланцев, компания «Юнокал» еще в 1940 году создала пилотную установку мощностью 50 тонн в сутки. Внедренная на нефтеперерабатывающем заводе в Лос-Анджелесе, она в течение 10 лет производила нефть, керосин, парафины и смазочные масла.

В 1944-м конгресс США принял акт «Об искусственном жидком топливе», по которому из госбюджета было выделено около 300 миллионов долларов на реализацию 11-летней программы по добыче горючих сланцев и их переработке в жидкое топливо. В 1944–1947 годах построены экспериментальная шахта и опытный завод в Райфле (штат Колорадо), исследовательский центр в Лорами (Вайоминг). Однако активное развитие ближневосточной и венесуэльской нефтедобычи, контролируемой в тот период американским бизнесом, привело в 1956 году к консервации программы.

Удивительно, но довоенные опыты по синтетическому топливу планируется повторить на базе новых технологий у нас. Если точнее – Корпорация развития Московской области договорилась с американской компанией Fuelcor International реализовать проект установки по конверсии углекислого газа в искусственную нефть. Ее будут поставлять на НПЗ для выработки бензина, керосина и дизтоплива. Объем производства синтетического сырья обозначен в 500 тысяч баррелей в год. Инвестор готов финансировать проект самостоятельно. В каком районе Подмосковья будет создано производство, пока не уточняется.
Автор: Алексей Чичкин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/36294


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 22

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Котище (Владислав Котище) 22 апреля 2017 06:23
    А где про секретные буровые! Всего два абзаца? Однако!
    Осмелюсь предположить, что редакторы и автор ошиблись рубрикой. Либо "цензура" поработала!!! Ну чем мы лучше гитлеровской герамании, которая к слову также производила искуственное топливо!
    1. рич (дмитрий) 22 апреля 2017 06:48
      рубрика "история" становится "многостаночницей"
    2. амурец (николай) 22 апреля 2017 07:13
      Цитата: Котище
      Осмелюсь предположить, что редакторы и автор ошиблись рубрикой. Либо "цензура" поработала!!! Ну чем мы лучше гитлеровской герамании, которая к слову также производила искуственное топливо!

      Согласен с вами. Проблемы Германии в годы войны были с тяжёлыми нефтепродуктами,лёгкое топливо производилось по процессу Фишера-Тропша, а также уже в ту пору использавались спирты для получения высокооктановых топлив.<< Впервые синтетическое топливо из угля появилось в Германии — в 1911 г. немецкий химик Ф.Бергиус получил из угля бензин. Дело в том, что в Германии не было собственных месторождений нефти, а потребность в топливе возрастала. Зато были одни из самых больших в Европе залежей бурого угля, что и подвигло на проведение исследований с целью получения топлива именно из этого ископаемого. Проблема была успешно решена усилиями немецких химиков, и уже к 1941 г. Германия вырабатывала до 4 млн т жидкого топлива в год.>>
      http://mirznanii.com/a/330738/sinteticheskoe-topl
      ivo-i-ego-klassifikatsiya
      Это о синтетическом топливе. Создание в России всевозможных эрзац-топлив в гражданскую войну, это поиск способов и присадок для повышения октанового числа авиабензина, которого не хватало в годы гражданской войны.
      http://www.barque.ru/shipbuilding/1984/alcohol_ga
      soline_fuel_mixtures А по этой ссылке можно найти составы топлива для высокофорсированных двигателей.
      1. Котище (Владислав Котище) 22 апреля 2017 19:43
        Большое спасибо за разъяснение!
    3. сибиралт (Олег) 22 апреля 2017 14:16
      Эдак, в Подмосковье научатся делать и искусственный газ. belay
  2. Bastinda (Михаил) 22 апреля 2017 06:41
    Да здравствует вечный двигатель!?
    При сгорании топлива получаем углекислый газ, отрываем кислород(эндотермическая реакция), добавляем водород...
    "Если точнее – Корпорация развития Московской области договорилась с американской компанией Fuelcor International реализовать проект установки по конверсии углекислого газа в искусственную нефть."
    В том виде , как сейчас статья больше похожа на заявку, на "вечный распил денег".
  3. Ольгович (Андрей) 22 апреля 2017 08:13
    К 1937-му, то есть к началу широкомасштабной японской агрессии на континенте, в Маньчжурии ежегодно производилось 145 тысяч тонн синтетической нефти. По объемам ее выпуска Япония вышла на первое место и занимала его до 1943 года. В период Второй мировой производство согласно оценке, приведенной в американском исследовании отрасли («Refining synthetic liquids from coal and shale», National Research Council, Washington, DC, 1980), достигало 550 тысяч тонн в год


    Очень странное утверждение, если учесть, что Германия еще в 1941 году выпускала 4 млн тонн синтетического топлива, да и вообще была первой в области его создания и производства
    Она сама могла Японию поучить...
  4. parusnik (Алексей Богомазов) 22 апреля 2017 08:14
    Заголовок "замануха"..статья..скорее заметка обобщенная..
  5. Никкола Мак (Николай) 22 апреля 2017 10:41
    В годы Второй мировой Япония не спешила делиться технологиями с основным союзником – Германией. Яркий пример – ноу-хау, связанные с производством искусственного топлива, в чем Страна восходящего солнца уже в 1937 году стала мировым лидером.

    Автор хотя бы поверхностно вопросом интересовался?
    Например, кто изобрёл процесс гидрогенизации и процесс Фишера-Тропша?
    А также объёмами выпуска синтетики в Германии за предвоенные и военные годы?
    К 1937-му, то есть к началу широкомасштабной японской агрессии на континенте, в Маньчжурии ежегодно производилось 145 тысяч тонн синтетической нефти.

    А такая вообще существует - синтетическая нефть?
    Которую надо потом перегонять в нефтепродукты.
    1. амурец (николай) 22 апреля 2017 11:22
      Цитата: Никкола Мак
      А такая вообще существует - синтетическая нефть?

      Существует: в фантазиях автора.
    2. Curious (Victor) 22 апреля 2017 19:33
      Первый способ получения синтетической нефти основан на ожижении угля. Способ этот заключается в том, что сильно измельченный уголь ( применяют главным образом бурые угли, сравнительно бедные углеродом, но богатые водородом) смешивают с тяжелым маслом и нагревают с водородом до 400 - 500 при давлении до 200 - 300 ат. При этом углерод с водородом соединяются и образуют разнообразные углеводороды. Гидрированная смесь подвергается дробной перегонке и получаются фракции, отвечающие бензину, легкому и среднему маслу.
      Выдержка из книги Путохин Н.И. Органическая химия.
      1. Никкола Мак (Николай) 23 апреля 2017 06:09
        При этом углерод с водородом соединяются и образуют разнообразные углеводороды. Гидрированная смесь подвергается дробной перегонке и получаются фракции, отвечающие бензину, легкому и среднему маслу.

        Это и есть основа процессов гидрогенизации и процесса Фишера-Тропша (упоминаемые мной выше):
        Процесс Фишера — Тропша — химическая реакция, происходящая в присутствии катализатора, в которой монооксид углерода (CO) и водород H_2 преобразуются в различные жидкие углеводороды.
        Принципиальное значение этого процесса — производство синтетических углеводородов для использования в качестве синтетического смазочного масла или синтетического топлива, например, из угля....
        Для этого сквозь слой раскаленного каменного угля продували перегретый водяной пар. Продуктом являлся так называемый «водяной газ» — смесь монооксида углерода (угарного газа) и водорода....
        Смесь монооксида углерода и водорода называется синтез-газ или сингаз, также применяется термин «водяной газ»...
        Смесь получаемых углеводородов очищают для получения целевого продукта — синтетического бензина.

        Никакой "синтетической нефти" при этом не образуется - на выходе после промежуточного синтез-газа уже формируются готовые фракции.
        Нефть добывают бурением и перегонкой разделяют на фракции (выход которых из конкретной нефти может очень разным). Просто нефть используют обычно только только в топках котлов (и то не всегда получаются).
        Для справки:
        - в 1938 году Германия произвела синтетики (готовой к использованию) -1,6 млн. тонн, импортировала нефти (которую ещё надо было перегнать) -4,957 млн. тонн, добыла своей - 0,552 млн. тонн.
        - в 1943 году: синтетика - 5,786 млн. тонн, импорт нефти 2,766 млн.тонн, добыла своей - 1,883 млн. тонн.
        Где тут Япония с 0,145 млн. тонн "синтетической нефти" - я не знаю.
  6. Monster_Fat (Да Какая Разница) 22 апреля 2017 13:45
    Что-то не понял, а где "секретные буровые"? А так да-в Германии выпуск "синтетического" бензина в начале 1944 года превысил крекинговый, а к 1945 году составлял уже 90%, но проблема в том что его тогда было слишком мало, чтобы обеспечить все потребности армии и авиации...
    1. voyaka uh (Alexey) 22 апреля 2017 18:11
      На авиацию такой бензин не подходил. Поэтому Гитлер в 1945 послал последние танковые части в Венгрию, воевать за последние (опять же ) месторождения нефти.
      1. амурец (николай) 23 апреля 2017 01:24
        Цитата: voyaka uh
        На авиацию такой бензин не подходил. Поэтому Гитлер в 1945 послал последние танковые части в Венгрию, воевать за последние (опять же ) месторождения нефти.
        При всём моём уважении к вам вы всё-таки в чём-то не правы. Вот вам о производстве синтетического топлива в Германии.
        <<Авиатопливо имело следующие обозначения.
        Бензин А3 — окрашивался в синий цвет. Октановое число 70, с добавлением тетраэтила свинца октановое число возрастало до 80. Использовался немцами для заправки учебных самолетов, что естественно не исключало и применение его в ходе боевых действий.
        Бензин В4 — был также окрашен в синий цвет. Октановое число 72. При добавлении тетраэтил свица — 89. Использовался немцами для заправки бомбардировщиков.
        Бензин С3 — зеленого цвета, использовался для заправки истребителей. Согласно опять же американских данных октановое число данного бензина в ходе войны повысилось от 94 в 1940 году до 97в 1943. Согласно тем же данным температура замерзания — freezing point — была ниже -60°C. Раз уж речь зашла об авиатопливе необходимо коснутся бензина С2 — это тот же самый бензин, что и С3, но получаемый из нефти.
        Кроме того существовала ависолярка с обозначениями Е1 и Е2. Поскольку самолетов с авидизелями у немцев как таковых и не было — упоминаю об этой маркировке топлива исключительно в порядке исторического интереса.
        Топливо для реактивных самолетов обозначалось J2.>>
        И ссылка на источник информации.
        http://nnm.me/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivo
        m_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945/page4
        /
        1. Никкола Мак (Николай) 23 апреля 2017 06:32
          Поскольку самолетов с авидизелями у немцев как таковых и не было — упоминаю об этой маркировке топлива исключительно в порядке исторического интереса.

          Вы уверены?
          Наберите в Wiki "Jumo 205" и почитайте список.
          И хотя общий выпуск по сравнению с карбюраторными был очень небольшой - но всё-же серийный.
          Насчёт немецких синтетических бензинов Вы абсолютно правы - они умели доводить их в массовом производстве до очень высоких октановых чисел.
          Все сухопутные войска ездили на синтетике.
          Почему Гитлер так беспокоился за нефть? - кригсмарине.
          Производит синтетическое тяжёлое топливо в таких объёмах тогда не умели, а солярку на подлодках ничем не заменишь.
          1. амурец (николай) 23 апреля 2017 07:32
            Цитата: Никкола Мак
            Почему Гитлер так беспокоился за нефть? - кригсмарине.

            Я просто привёл цитату из статьи о синтетике. Про статью в ВИКИ о немецких авиадизелях мне не надо, на базе работ по авиадизелям были созданы харьковские 2-х тактные дизели серии ТД и ТДФ, не копался с дизелем Лейланд L-60,имеющий подобную схему. По этой ссылке была фраза о том что авиа дизеля в Германии не выпускались.
            http://nnm.me/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivo
            m_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945/page4

            Из-за недостатка солярки, немцы не ставили дизели и на танки, это была одна из причин.
            Те кто будет возражать,что проблема в топливной аппаратуре, то на двигателях ДБ-605 стояли ТНВД, а не карбюраторы.
            1. Никкола Мак (Николай) 23 апреля 2017 12:57
              По этой ссылке была фраза о том что авиа дизеля в Германии не выпускались.

              Интересно, а с чем Ju86P и R летали?
              И большая часть немецкой гидроавиации?
              1. амурец (николай) 23 апреля 2017 15:15
                Цитата: Никкола Мак
                И большая часть немецкой гидроавиации

                На дизелях Юнкерс ЮМО 205 и ЮМО-207. Все вопросы к автору статьи по ссылке. Кстати, чтобы больше не заморачиваться, могу сказать что мне попадались утверждения о том что и в советской авиации не было дизелей, хотя на дизелях АЧ-30 и АЧ-40 летали самолёты Пе-8 и Ер-2. Правда не все и с переменным успехом.
  7. Владимир Мамкин (Владимир Мамкин) 22 апреля 2017 16:23
    И как связаны секретные буровые с искусственном топливом?
  8. Роман 11 (Роман) 22 апреля 2017 17:46
    Всё же японцы молодцы, что позаботились о комплексном подходе к топливной проблеме. Конечно, эмбарго Рузвельта подтолкнуло их к войне.... но захват нефтяных месторождений в Юго-Восточной Азии не помог - силы не рассчитали. Непонятно как, и чем они пытались одолеть союзников, неужели на основе генеральной битвы, а-ля Цусима? Тогда нужно было куда агрессивней действовать в начале войны, когда ещё флот был целым, например захват Гавайев, что однозначно, как минимум заянуло войну. А вот победить? Сразу и не прикинуть....

    Уже к 1942-му было отчётливо видно, куда качнулась чаша весов. Единственная их призрачная идея могла найти воплощение на ударе по СССР. Но и здесь риски перешкаливали - огромные расстояния, отсутствие достаточного топлива, неблагоприятный климат и конечно же горький опыт интервенции в 20-х и Халхин-Гола ..... всё это навело на грустные размышления, несмотря на то что фашисты были под Москвой, хотя по факту решение о войне они приняли задолго до того.
  9. Анатолий Добрый (Анатолий Добрый) 27 апреля 2017 06:04
    На самом деле Япония не является родиной ни одной технологии. Все, технологии Япония либо купила, либо украла. Но справедливости ради, после этого японцы их (технологии) доводили до уровня.
Картина дня