БТР-50 – эксплуатация и боевое применение

Бронетранспортер создан на базе танка ПТ-76. Основная особенность - большая вместимость личного состава (до 20 человек) и транспортировка через водные преграды достаточно больших грузов, массой до 2 000 килограмм. И хотя машина была принята на вооружение в 55 году, она, в своем роде, является уникальной машиной, которую совсем недавно использовали ВС РФ, находится в строю вооруженных сил более чем 15 государств мира. Этот бронетранспортер в свое время использовали как вездеход в Антарктиде. Полярный вариант носил полярное имя «Пингвин».

БТР-50 – эксплуатация  и боевое применение


Воспоминания о БТР-50ПУ
Опытом управления и использования бронетранспортера поделился с нами известный эксперт в области БТТ В.Мураховский. Он с удовольствием рассказал о своем эксплуатационном опыте БТР-50ПУМ1, которая использовалась как КШМ. Отметил установленные в ней гироскопический курсовой указатель, курсовой прокладчик, обладавший возможностью самостоятельного вычерчивания пути на карте, хороший на то время комплект систем связи (р-105У,Р-105,Р-113,Р112), оборудование РРС Р403БМ, РП р-311 и полевой коммутатор П-193А. Основные, на его взгляд, плюсы бронетранспортера:

- отличная внутренняя вместимость для личного состава;
- встроенный отопитель для обитаемого бокса машины;
- повышенная проходимость, по сути, БТР превосходил по характеристикам проходимости своего «конкурента» легкий БТР «МЛ-ЛБ»;
- огромный запас плавучести, БТР был единственной машиной способной при плохих погодных условиях и волнениях моря высадить десант на берег.

БТР-50 – эксплуатация  и боевое применение


Недостатков у машины практически не было, за исключением двигательной установки в плане устаревшего дизельного двигателя. До конца 70-х годов двигатель был современным агрегатом бронированной машины, а вот после 70-х чувствовалась нехватка характеристик мощности для выполнения поставленных задач в составе сил с использованием новейшей бронетехники. БТР-50 не мог на равных держаться по мобильности с новыми образцами военной техники. Жаль, что вовремя не модернизировали такую отличную машину, ведь по выполнению десантных операций с ней мало кто может сравниться и в наше время. В трудных условиях применения бронетехники – болотистая местность, глубокий снег, наличие на местности большого числа различного вида водоемов, лучше данной машины ничего нет. Военному эксперту в 70-х годах приходилось эксплуатировать БТР-50 в Прибалтике. На бронетранспортере проводили тогда оценку местности для будущих учений, после использовали для управления учений с боевой стрельбой бронетехники. При проведении ночных ротных учений тактического плана со стрельбой боевыми боеприпасами в Армейском учебном центре, он расположен в довольно заболоченной местности, на финишный рубеж по прекращению огня из десятка ротных танков приходили три-четыре единицы. Тогда на вооружении были танки Т-62, чуть позже Т-64 и в конце Т-72. На маршрутах местности особых отличий не было, но танки на учениях постоянно застревали на болотистых участках. И на БТР-50 приходилось наматывать километры от одного танка к другому, осуществлять работы по эвакуации. А на полковых или дивизионных учениях километраж, вообще, переваливал за несколько сотен километров за день на бронетранспортере. По воспоминаниям В. Мураховского, случая «застревания» БРТ-50 он не помнит, были проблемы на переправах, но они решались быстро и самостоятельно с помощью средств самовытаскивания.

БТР-50 – эксплуатация  и боевое применение


Боевое применение плавающего БТР
На сегодняшний момент БТР-50 в разных модификациях, в том числе своих собственных, используют во многих государствах мира, военный эксперт рассказывает, что сам видел, как бронетранспортер используют в Индонезии, Египте и Вьетнаме. В ходе военных конфликтов машина полностью подтвердила свою уникальность. Рассмотрим военный конфликт между Ираном и Ираком. Проходили бои за полуостров Фао. Местность в том районе достаточно заболоченная, и пехотные подразделения в основном использовали лодки для продвижения вперед между клочками земли. А использование БТР-50 для перевозки подразделений и вооружения давало огромные преимущества стороне, использующей данный плавающий бронетранспортер. БТР-50 мог вести огонь на плаву, кроме этого, пехота также вела огонь с борта плывущей машины. На БТР перевозили достаточно крупногабаритные орудия и минометы, запасы боеприпасов и оружия.

БТР-50 – эксплуатация  и боевое применение


До этого конфликта БТР успел показать себя в военном конфликте между Индией и Пакистаном. Индийские военные часто использовали связку ПТ-76 и БТР-50, чем сразу достигали преимущества. Известны случаи, когда индийская пехота на БТР-50 проникала по заводненным участкам вглубь территории пакистанцев и захватывала целые населенные пункты.

Припомним еще использование БТР-50 в арабо-израильской войне 73 года. Тогда израильские пехотинцы, используя трофейные плавающие БТР-50 и ПТ-76, сначала обеспечили плацдарм на западном участке у Большого Горького озера. Потом совершили рывок вперед и уничтожили ПВО противника, что обеспечило прикрытие авиацией действий по наведению мостов для тяжелой бронетехники и вооружения. Это привело к совершению флангового обхода, выходу в тыл арабской военной группировки. Арабские военные оказались на грани полного уничтожения.

БТР-50 – эксплуатация  и боевое применение


Судьба БТР-50
Узнали мы и причины отказа от модернизации плавающего бронетранспортера. Ведь некоторые страны из бывшего Варшавского договора провели свои собственные модификации данной машины. По мнению военного специалиста В. Мураховского, замена двигателя на ДУ от БМП, трансмиссии современного типа, немного динамический защиты и обновления комплексов связи сделала бы бронетранспортер и сейчас востребованной машиной для обеспечения пехоты и морского десанта. Сейчас есть предложения некоторых фирм провести такую модернизацию, однако это не вернет БТР-50 в строй ВС РФ. Военное ведомство сделало ставку на унификацию техники, и сейчас КШМ стали производить на базе МТ-Лбу гусеничного исполнения. Машину оборудовали АСУВ «Маневр», КШМ артиллерии и поставили несколько решений противовоздушной обороны. Но унификация дала свои «плоды» - машина пересекает водные преграды много хуже предшественника, защита машины оставляет желать лучшего, имеются проблемы с размещением и обитаемостью. Известны случаи нарушения геометрии корпуса от разного рода нагрузок, после которых машины уходили на завод для капремонта.

Основные характеристики:
- команда 2 человека;
- вместимость 20 человек;
- масса 14.2 тонны;
- длина 7.7 метра;
- ширина 3.1 метра;
- высота 2 метра;
- просвет 37 сантиметров;
- броня 6-13 миллиметров;
- ДУ дизель В-6 мощность 240 л.с.;
- вооружение – станковый пулемет калибра 7.62мм СГМБ;
- боезапас 1.25 тысяч боеприпасов;
- скорость наземная до 45 км/ч;
- скорость пересечения водных преград 14 км/ч;
- топливный запас 400 литров на 260 километров хода.
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 17
  1. SVV 17 февраля 2012 08:28
    Классная машина. Ей бы движок новый. И как средство доставки десанта, боеприпасов была бы ещё на высоте долгое время. А у нас как всегда Мин.обороны отказывается от такой хорошей машины.
    SVV
    1. pirateхник 17 февраля 2012 10:34
      Да да да...машина не слабенькая...тем более, что сейчас куча всяких, разных систем защиты...Определённо если поставить новый движок, заменить гусеницы и чуть-чуть поменять форму корпуса будет шикарный аппарат! good
    2. penkoffsky2011 21 февраля 2012 13:28
      министры засиделись...
      penkoffsky2011
  2. Splin 17 февраля 2012 09:08
    Египтяне их активно используют даже провели модернизацию в Украине, а ведь кроме Нила там и рек то нету. Да, он не стоикий в действиях с применением ЯО, ну так надеемся, что такого никогда и не будет.
    Splin
    1. Tambovskiy volk 17 февраля 2012 11:25
      Splin,
      Проводит, не провели. Ремоторизируют под жаростойкий 3ТД-4 для гусеничных.
      Цитата: Splin
      Да, он не стоикий в действиях с применением ЯО, ну так надеемся, что такого никогда и не будет.

      ЯО это фетиш для диыотов.
      Tambovskiy volk
  3. Kazak_30 17 февраля 2012 09:58
    Мое мнение-если новая машина по всем статьям не превосходит предшественника то надо модернизировать старую! Если есть возможность конечно!
    Kazak_30
  4. михей 17 февраля 2012 10:10
    Служил на бтр 50 мв двигателя хватает не хватает подвески сильно бьёт в ведущее колесо Скорость максимальная выжимал 65 в ГСВГ
    михей
    1. SVV 17 февраля 2012 11:07
      Ну и как аппарат? Должен мягко идти. вес-то не очень большой. Если бы ему ходовую поменять, ленты пошире чем сейчас, то вполне бы мог ещё и служить.
      SVV
    2. Денис 17 февраля 2012 13:44
      Цитата: михей
      двигателя хватает не хватает подвески сильно бьёт в ведущее колесо

      так сейчас же есть чем заменить и подвеску смогут модернизировать
      что думают или хотят бабло попилить закупив новые в италиях-франциях?
  5. dred 17 февраля 2012 12:20
    Вполне согласен.Модернизация не помешалабы.Их у нас сняли по мойму.
    dred
  6. TRex 17 февраля 2012 13:46
    Сам сидел за рычагами, катался на этой машине. Хочу уточнить: двигатель 1Д6. Полностью не согласен с автором по количеству десантников. Оптимал - мотострелковое отделение. 20 чел. - это слишком, теоретически возможно, практически - не нужно, половина будет снаружи, на броне.
  7. Admiral_N 17 февраля 2012 18:15
    Как правило всегда ищут западный аналог, чтобы подчеркнуть превосходство советского изделия. Тут этого не делается, поскольку БТР-50 в сравнении с американским М113 и британским FV432, мягко говоря - рядом не стоит. Возьмём хотя бы всего лишь два пункта, по которым "полтинник" хуже своих западных аналогов.
    1_Размещение двигателя на иностранцах в носовой части корпуса, даёт какую-никакую, но защиту живой силе, при поражении бронетранспортёра в лоб, на БТР-50, с движком "по-запорожски", в такой-же ситуации 100% гибель всех кто в нём находится.
    2_Высадка десанта через крышу корпуса - гарантированная гибель солдат под шквальным огнём противника, в отличии от "конкурентов" у которых бойцы десантируются через заднюю аппарель, под прикрытием корпуса машины.
    Вывод: БТР-50 как бронетранспортёр - это недорозумение.
    Admiral_N
    1. Денис 17 февраля 2012 18:51
      Цитата: Admiral_N
      Высадка десанта через крышу корпуса - гарантированная гибель солдат под шквальным огнём противника

      это нечто новое,как штурм норода данками,только маааааааааленький вопрос:зачем десант под шквальный огонь высаживать?
      да и десанту в М113 при попадании в лоб мало не будет или то,что смогут опознать уже хорошо?
    2. VitMir 17 февраля 2012 19:40
      Admiral_N,
      Размещение двигателя на иностранцах в носовой части корпуса
      Так МТЛБушка, на которую заменили "полтинник", ИМХО тоже не несет движок-то во лбу.
      Высадка десанта через крышу корпуса
      Согласен, так вот это и есть направление для модернизации, нет?
      VitMir
  8. VitMir 17 февраля 2012 19:29
    Да ну, 20 человек туда только в теории напаковать можно было. Тем более зольдатики сейчас все больше на, чем под броней предпочитают, мин опасаясь. Но машина хороша была для своего времени, и ИМХО стоило ее модернизировать, как и ПТ-76, что сделали китайцы. А в статье очень понравилось, как автор обошел момент, на чьей стороне воевали эти бэтры в ирано-иракскую bully
    VitMir
    1. Денис 17 февраля 2012 21:30
      Цитата: VitMir
      автор обошел момент, на чьей стороне воевали эти бэтры в ирано-иракскую

      а сие актуально? помним,что тогда мы дружили с Ираком,а Иран только раздружился с 3,14ндосами
      но на возможность модернизации,как мне кажется,это никак не влияет
  9. Nechai 17 февраля 2012 19:58
    Цитата: Admiral_N
    БТР-50 как бронетранспортёр - это недорозумение.

    М113, FV432 - вот где недорузумение. Ваш вывод одиозен, с реалом не пересекается. Форумные истины жёстко опрокидывает реальность. Не переубеждаю Вас. Нет У Вас своя правда, у меня своя.
    Nechai
  10. Nechai 17 февраля 2012 20:56
    Виктор Мураховский: "БТР-50 запомнился мне феноменальной проходимостью"
    http://www.vestnik-rm.ru/news-4-658.htm
    Пример о такой уж высокой проработке условий обитания в западной БТТ: БМП «Уорриор» уже в войсках стали ручками закрашивать стенки топливного полиэтиленового бака, распологающегося под поликом боевого отделения. Вид плескающегося в нём топлива не просто способствовал укачиванию десантников, но приводил в тому, что уже после получасового марша по грунтой дороге их выворачивало наизнанку всем содержимым желудка.
    Nechai
  11. frame5 19 февраля 2012 13:49
    Устаревшая помойка. Единственный плюс это то, что она вообще передвигается и немного плавает. Брони практически нет, силуэт высокий, борта прямые. Немудрено что армия отказалась от них. Вся эта модернизация о которой тут рассуждает каждый второй - затея абсолютно идиотская, потому что машину пришлось бы переделывать практически полностью, что никак не вяжется с идеями дешевизны и массовости. Пакет модернизации стоил бы больше чем сама машина при весьма скромных результатах и возросшей массе которая свела бы на нет или значительно ухудшила динамические качества, проходимость и плавучесть.
  12. laurbalaur 20 февраля 2012 11:02
    frame5,
    cогласен с frame5 , просто мысль с языка снял !
    laurbalaur
  13. Алекс 30 мая 2014 23:03
    Помню, моей первой игрушкой-моделью на батарейках был "Бронетранспортер "Отвага"" - игрушечная копия 50-ки. Во друзья завидовали...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня