Пускай мы погибнем, но город спасем

21
Пускай мы погибнем, но город спасемСейчас эту песню мало кто знает. А 50 лет назад ее пела вся страна. Пели артисты советской эстрады на концертах в сельских клубах и городских домах культуры, на радио и телевидении. Пели советские люди на демонстрациях и народных гуляньях, за праздничными застольями и во дворах. Она стала действительно народной, хотя у песни есть авторы.

Молодой поэт Роберт Рождественский в 1967 году написал стихотворение и обратился к Оскару Фельцману. Позднее композитор вспоминал: «Толчком к ее созданию послужило подлинное жизненное событие. О нем писали в газетах, говорили по радио. Я знал об этом подвиге, но рассказ Рождественского воскресил его с новой силой. На следующий день нами была написана баллада «Огромное небо».



Новую песню О. Фельцман вначале предлагал исполнителям-мужчинам: Юрию Гуляеву, Муслиму Магомаеву, и, конечно же, Иосифу Кобзону, с которым его связывали давние творческие отношения. Но в результате песня «Огромное небо» в аранжировке Александра Броневицкого зазвучала в исполнении Эдиты Пьехи.

Спустя год «Огромное небо» на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии получило сразу три медали: две золотые и серебряную.

Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя,

В одной эскадрилье служили друзья,

И было на службе и в сердце у них

Огромное небо, огромное небо,

Огромное небо – одно на двоих.

20 ЛЕТ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

Прошло всего 20 лет со дня Великой Победы, а восстановленная страна уже жила счастливой мирной жизнью. Огромное небо стало символом России. Оно было одно на всех. И берегла его Советская Армия – гордость народа. Народ и армия едины! Тогда это был не лозунг, а смысл жизни сотен миллионов людей на шестой части Земли.

Дружили, летали в небесной дали,

Рукою до звезд дотянуться могли.

Холодная война предполагала особый режим секретности, и поэтому почти никто в СССР не знал имен героев, которым была посвящена эта песня.

Об этом знали только в гарнизонах 132-й Севастопольской бомбардировочной авиационной дивизии Группы Советских войск в Германии. Их было три: Вернойхен, Финов и Бранд. Мой отец служил в Вернойхене в 63-м авиационном бомбардировочном полку, и поэтому мы жили на окраине Берлина. На вооружении дивизии стояли фронтовые бомбардировщики Як-28. В разгар Карибского кризиса мы приехали из Воронежа в Германию. Там срочно перевооружали фронтовую авиацию. на новейшие «Яки». Их делали на заводе в Иркутске, и поэтому наши экипажи перегоняли их в свои полки.

Утром 6 апреля 1966 года звено 668-го авиационного бомбардировочного полка уже сидело на аэродроме в Германии. Осталось немного – перелететь через Берлин на аэродром базирования новой машины. Это была секретная модификация – самолет-разведчик Як-28Р.

Погода была нелетная. «Добро» на вылет было получено только в 15.00. Через полчаса самолеты поднялось в воздух, набрав высоту 4000 метров (над Берлином нельзя было летать ниже 3000). Ведущий экипаж – командир капитан Капустин и штурман старший лейтенант Янов. Бомбардировщики легли на заданный курс, но вскоре у машины Бориса Капустина отказал один двигатель. Самолет начал стремительно терять скорость.

Беда подступила, как слезы к глазам –

Однажды в полете, однажды в полете,

Однажды в полете мотор отказал...

Капустин скомандовал своему ведомому, капитану Подберезкину: «Лети дальше, я возвращаюсь».

Подберезкин спустя некоторое время запросил по радио: «Как у вас?» Ответа не последовало. В этот миг отказал второй двигатель.

С Як-28 произошла почти невероятная вещь – почти одновременно отказали оба движка. Специалисты полагали, что отказ двух независимых систем почти невозможен, но на машине Капустина случилось именно так.

Реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом планировать не может по определению. Этот аппарат тяжелее воздуха и по всем законам физики обязан просто падать. Низкая облачность не позволяла определить точное местоположение. Пробив облака, экипаж увидел Берлин. Они поняли, что это Западная часть.

И надо бы прыгать – не вышел полет!..

Но рухнет на город пустой самолет!

Пройдет, не оставив живого следа,

И тысячи жизней, и тысячи жизней,

И тысячи жизней прервутся тогда!

А может начаться война. Уже горячая. На передовой ее холодной фазы могут и не разобраться, что взорвалось в английском секторе оккупации. Борис Капустин принимает решение уводить Як-28 на окраину.

– Юра, тебе прыгать, – приказал командир.

– Я с вами, – ответил штурман.

Этот ответ не был бравадой. Юрий Янов знал – его катапультирование нарушит аэродинамику падающего самолета, и удерживать его в воздухе дальше, а значит, увести от людей, летчик не сможет.

Был еще шанс направить самолет на лес, который виден по курсу, что должно было позволить катапультироваться обоим. Но лес оказался кладбищем, на котором было много людей. Была Великая среда Страстной недели, и немцы готовились к Пасхе.

Мелькают кварталы, и прыгать нельзя...

«Дотянем до леса! – решили друзья. –

Подальше от города смерть унесем.

Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,

Пускай мы погибнем, но город спасем!

В середине 60-х высота катапультирования была ограниченной, и пока Як-28 уходил на окраину, она стала ниже предельно допустимой. Впереди показалась река Хафель, которая впадала в озеро Штессензее. Это был последний шанс.

Вопреки законам аэродинамики летчик выровнял машину над рекой, и экипаж открыл фонарь кабины. Готовились к приводнению.

Но перед впадением в озеро реку перегораживал мост. Капустин потянул ручку на себя, и самолет из последних сил задрал нос. Дамбу с проезжающими по ней машинами перетянули, никого не задев, но в воду ушли с большим наклоном. Надежды на спасение уже не осталось. Всем фюзеляжем машина придавила в ил кабину с открытым фонарем...

А дальше в песне было художественное преувеличение:

Стрела самолета рванулась с небес,

И вздрогнул от взрыва березовый лес!..

Не скоро поляны травой зарастут...

А город подумал, а город подумал,

А город подумал: «Ученья идут!»

ПРОЩАНИЕ

Мне в это время было 13 лет, и я учился в 7 классе. Мы все смотрели телевидение ФРГ, где показывали подъем нашего самолета американцами и англичанами. Наших туда не пустили. Американцы снимут всю секретную аппаратуру – уникальную РЛС «Орел-Д» (Skipspin по классификации НАТО), и она вместе с деталями двигателей будет исследована за два дня на британской авиабазе в Фарнборо, а выпотрошенную машину вернут.

На третий день тела экипажа передали советским представителям. Правящий бургомистр Западного Берлина Вилли Брандт скажет: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы и повернули самолет в сторону озера Штессензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием людям, предотвратившим катастрофу».

На следующий день в школе объявили конкурс на лучшее сочинение об этом подвиге. Победитель получал право нести портрет героя во главе траурной процессии. За явным преимуществом мое сочинение было признано лучшим.

Прощание проходило в нашем Доме офицеров. В школе отменили занятия. Весь гарнизон провожал капитана Капустина в последний полет на Родину. Со старшим лейтенантом Юрием Яновым прощались в Финове.

Я шел во главе траурной колонны. В руках у меня был портрет героя. Все, что говорили на инструктаже, вылетело из головы. Свой гарнизон я знал до последнего метра и поэтому шел на «автопилоте». Сотни людей, траурные марши не могли меня отвлечь от всепоглащающего чувства восхищения героической и трагической судьбой летчика.

Бориса Капустина похоронили в Ростове-на-Дону, в один день с отцом, который не пережил горя. У летчика остались жена и сын. Юрий Янов упокоился в Вязьме. У него остались жена и двое детей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич были награждены орденами Красного Знамени (посмертно).

50 ЛЕТ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

Прошло всего 50 лет после Великой Победы. СССР повержен. Холодная война проиграна. Некогда великая Советская армия изгнана из Европы и заперта в границы XVII века. Ее остатки влачат жалкое существование. Огромное небо перестало быть символом России. Но остался еще у русского народа на генетическом уровне дух победителей. Его надо было искоренить. Этим и стали заниматься захваченные компрадорской буржуазией СМИ. Не обошло вражеское перо и наших героев. 7 февраля 1997 года в «Комсомольской правде» появляется заметка И. Парова и С. Чернова про песню «Огромное небо» и историю ее создания.

Авторы писали, что никакого подвига не было, а был безответственный поступок капитана Капустина, решившего в небе над Берлином закрутить «бочку», продемонстрировав тем самым возможности самолета. В результате двигатели захлебнулись... Была ссылка на некое свидетельство одного летчика, который служил в этом полку. Но его фамилию не привели, да и все остальное напутали. У них трагедия над Берлином произошла не 6 апреля, как это было на самом деле, а почему-то 2 марта. В их публикации самолет упал не в озеро Штессензее, а в реку Шпрее. Да и с орденами у Парова и Чернова тоже вышел конфуз. Бориса Капустина и Юрия Янова посмертно наградили орденами Красного Знамени, а не Красной Звезды, как написано в заметке. Более того, они попытались провести аналогию между экипажем капитана Капустина и предателем Беленко, угнавшим самолет в Японию.

Галине Андреевне Капустиной, вдове командира экипажа, понадобилось немало времени и 9 судов, чтобы доказать, что все изложенное в статье – подлая клевета. «Комсомольская правда» опубликовала опровержение, но последствия клеветнической статьи были необратимы. Сама вдова героя тяжело заболела и стала инвалидом. С улицы Капустина исчезла мемориальная доска, школа была переименована, а из школьного помещения, в котором был расположен музей памяти капитана Капустина, варварски удалили ценные экспонаты, включая личные вещи летчика, доставленные с места трагедии, которые в дальнейшем были безвозвратно утрачены, не исключаю, что банально выкинуты на свалку. Нашлись даже те, кто разбил надгробие на могиле героя…

После восстановления честного имени капитана Капустина школе вернули его имя. Ростовчане помогли Галине Андреевне поставить новый памятник. Но мемориальную доску на ее прежнее место так и не вернули…

Всю свою жизнь храню то всепоглащающее чувство восхищения героической и трагической судьбой летчика, которое испытал, идя во главе траурной процессии в апреле 1966 года мимо сотен скорбящих людей. Вечная память!

В могиле лежат посреди тишины

Отличные парни отличной страны...

Светло и торжественно смотрит на них

Огромное небо, огромное небо,

Огромное небо – одно на двоих!
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    23 апреля 2017 06:29
    Песню до сих пор иногда напеваю. А за подробности - спасибо, не знал.
    1. +10
      23 апреля 2017 06:37
      Цитата: EvgNik
      Песню до сих пор иногда напеваю. А за подробности - спасибо, не знал.

      аналогично... hi нельзя не вставить песню-неправильно будет. soldier
      1. +8
        23 апреля 2017 18:00
        7 февраля 1997 года в «Комсомольской правде» появляется заметка И. Парова и С. Чернова про песню «Огромное небо» и историю ее создания. Авторы писали, что никакого подвига не было

        капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов. ВТОРОЙ РАЗ ИХ УБИЛА КЛЕВЕТА

        Как противно. Что за болезнь - радоваться от "гадостей" и обмана. Эти "авторы", хоть в какое-то оправдание своей "чести"(которая должна быть в каждом) - обязаны объяснить: как и почему они этот материал опубликовали. Это нужно, чтобы потом подобного не было. И прежде чем, опорочить имя известного и заслуженного человека , эти "будущие авторы" - должны очень много раз перепроверить "источники информации".
        Не говоря об "искренних извинениях"
  2. +4
    23 апреля 2017 07:06
    Марк Бернес душевно поёт, особенно Тёмную Ночь, гениальная песня.
    1. +3
      23 апреля 2017 18:18
      Лигр,согласен с Вами"Темная ночь"песня прекрасная: хоть я и шестидесятого ,но приятны песни той поры.
      Есть песни которые "сростаются "с исполнителем:я не могу представить"Огромное небо"или"Алешу"в другом исполнении кроме Э.С.Пьехи или"Носики-курносики" кроме Толкуновой,а"где-то на белом свете,трутся медведи о земную ось" в исполнении Пугачевой или Зыкиной не "прокатит",а Герман"Зеленые глаза",Зыкина"Из далека долга течет река Волга". Простите увлекся,петь не умею (медведь на ухе танцевал),а песни послушать пожалуйста.
  3. +4
    23 апреля 2017 07:43
    Авторы писали, что никакого подвига не было
    ...Парадокс, летчиков убили, после смерти...
  4. +6
    23 апреля 2017 07:44
    10 апреля была статья о них https://topwar.ru/93587-puskay-my-pogibnem-no-gor
    od-spasem.html
    Но для этого подвига много статей не бывает. Спасибо узнал много нового.
    1. +6
      23 апреля 2017 08:36
      Здесь на ВО бывают такие памятные статьи ежегодно и каждый раз я думаю о всей той жизни, которая была раньше.
      А сейчас, чуть что----ОШИБКА у оппонентов.
      1. +9
        23 апреля 2017 10:18
        Доброе утро, Дима! Во первых хочется сказать: Огромное спасибо автору за статью и за новые подробности!
        Отличные парни отличной страны...

        Были, есть и будут. Поэтому не надо говорить ,что раньше ценили героев, а сейчас нет. Вот ещё даты, а за ними реальные герои , повторившие этот подвиг, просто об этом надо не забывать:
        17 декабря 1968
        27 марта 1973
        11 мая 1979 года
        6 марта 1980 года
        7 февраля 1992 года
        23 мая 1996 года
        30 августа 2009 года
        23 сентября 2013 года
        9 июня 2016 года
        И их надо помнить
        ссылка:http://mir24.tv/news/society/14551983
        1. +2
          23 апреля 2017 10:50
          Доброе утро, Елена.Хорошо,что написали эти даты.Постараюсь посмотреть сейчас же.
          Вообще часто вспоминаю о гибели наших лётчиков( вообще советских людей) мысли сами приходят, когда бывают некоторые новости сегодняшние.
  5. +4
    23 апреля 2017 09:10
    Пьеха исполняла эту песню потрясающе, в школе мы учили ее на уроках пения.

    Глубокое уважение подвигу героев.

    Но, считаю, что хотя бы над кладбищем прыгать надо было: врагам не должны были достаться секретное оборудование самолета.

    Кто проложил курс СЕКРЕТНОГО самолета через малюсенькую территорию Западного Берлина? Нельзя было потратить несколько секунд для полета в обход?
    Надеюсь, что отдавшие ТАКОЙ приказ-были наказаны.

    Летчики -его исполнили, заплатив жизнями за чьи-то промахи.

    Вечная им память....
    1. 0
      25 января 2020 10:32
      >Кто проложил курс СЕКРЕТНОГО самолета через малюсенькую территорию Западного Берлина?
      Проложить курс это дело экипажа. Он получил задачу перегнать самолет на указанный аэродром. Остальное решал сам. Увы.
  6. +6
    23 апреля 2017 09:39
    Пилоты люди с большой буквы!А иуды глумящиеся над историей и памятью и отрабатывающие свои 30 сребреников еще получат свои вилы в бок.
  7. +6
    23 апреля 2017 12:13
    . С улицы Капустина исчезла мемориальная доска, школа была переименована, ,,
    и сделали это людишки(что-то типа ,,графа,, романова) не понимающие прошлого,и не могущие посмотреть в будущее.
  8. +6
    23 апреля 2017 13:51
    Отличная статья. А насчет этого -
    Сейчас эту песню мало кто знает.
    Ну а как же. На радио и ТВ в моде другие песни: " А у нас все путем", " Раша гуд бай", " Люби меня по- французски..." и т. д. и т. п. Дураками управлять легче.
    1. +2
      23 апреля 2017 15:12
      Время все расставит по местам.. Страна и наш народ вернет былое величие, надеюсь мы это увидим.
  9. +4
    23 апреля 2017 16:14
    Статья: "7 февраля 1997 года в «Комсомольской правде» появляется заметка И. Парова и С. Чернова про песню «Огромное небо» и историю ее создания. Авторы писали, что никакого подвига не было, а был безответственный поступок капитана Капустина".
    Неужели не нашлось, ни одного грамотного адвоката, что бы привлечь авторов пасквиля к ответу?
    1. +2
      23 апреля 2017 21:40
      Цитата: Шмель_3
      Неужели не нашлось, ни одного грамотного адвоката, что бы привлечь авторов пасквиля к ответу?

      Ни один адвокат современной России за "спасибо" и за "идею" и дело не раскроет, а откуда в смутное время деньги у вдовы ? Это же не "честь и достоинство" фильки с кобзоном и пугачихи с басковым защищать..
  10. +3
    23 апреля 2017 20:18
    Да... до революции журнализдов am , оклеветавших таких героев, последовательно вызывали бы на дуэль все офицеры-однополчане погибших - до получения соответствующего результата!
    1. +1
      26 апреля 2017 22:36
      Цитата: Weyland
      до получения соответствующего результата!

      решето?
  11. Комментарий был удален.
  12. 0
    25 января 2020 10:26
    >Реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом планировать не может по определению. Этот аппарат тяжелее воздуха и по всем законам физики обязан просто падать.
    Однако в своей статье ты рассказываешь именно про то как Як-28 планировал с остановившимися двигателями. Так-что преспокойно он планирует. Я не знаю аэродинамического качества Як-28, но у реактивного бомбардироващика со стреловидным крылом Су-24 оно 9,5. Т.е. если Су-24 летит на высоте 5 км, то без двигателей он может спланировать на расстояние 9,5*5км = 47,5км.