Вот почему Югославия купила МиГ-29, а не «Мираж-2000» (Kurir, Сербия)

14


Новости о скорой доставке из России шести МиГ-29 и принятии их на вооружение ВВС и ПВО армии Сербии послужили замечательным поводом, чтобы вспомнить, как бывшая Югославия покупала эти истребители.



Неделю назад была презентована очень интересная книга «МиГ-29 — наша история» Данко Бороевича, Драго Ивича и Желько Убовича, которые кропотливо описали, как истребители Миг-29 оказались у нас на вооружении, и обнародовали очень интересные и неизвестные прежде детали.

В книге есть глава, где опытный пилот и генерал в отставке Бранко Билбия, который первым совершил вылет на МиГ-29, рассказывает, как эти истребители попали к нам на вооружение.

Билбия рассказывает, что решение о покупке истребителей нового поколения было принято в начале 1985 года. Тогда его отправили в одну из стран Варшавского договора для оценки самолетов, необходимых для ВВС и ПВО.

«Причиной для поездки и оценки типов самолетов послужило то, что у большей части наших МиГ-21 истек технический ресурс. Нужно было приобрести новый истребитель, который возместит недостаток самолетов в период до введения в оперативную эксплуатацию нового самолета, запланированного на 1995 год», — рассказывает генерал Билбия в книге.

Он добавляет, что вскоре стало известно: надо совершить полет на МиГ-29, чтобы оценить его тактическо-технические характеристики и то, насколько он соответствует нашим потребностям.

«Никто тогда в нашей стране ничего не знал об этом самолете, не знал, как он выглядит. МиГ-21 был самолетом второго поколения, а МиГ-29 — четвертого, что позволяло предполагать технологический скачок, к которому готовился и югославский ВПК», — сказал Билбия.

Югославская делегация прибыла в Советский Союз в декабре 1985 года.

«На следующий день после прибытия в Москву мы направились на военный аэродром в Кубинку. Нас привели в ангар, где представили выставку из нескольких типов самолетов с вооружением. Все модели были известны, кроме одной. Я сразу понял, что это и есть МиГ-29. Невероятный внешний вид самолета, совершенно новая конфигурация… С очень необычным воздухозаборниками, формой крыла…» — отмечает генерал Билбия.

На страницах книги он также рассказал, что самолет выделялся радиолокационной системой нового поколения, по уровню не уступавшей французскому «Миражу-2000» и американскому F-16, которые использовались НАТО. Билбия отмечает, что особенной была и система оптического прицеливания, которая в комбинации с системой прицеливания в шлеме пилота позволяла запускать ракету к цели, даже если самолет не движется в ее направлении.

«Тогда наши офицеры впервые увидели и ракету класса „воздух-воздух" К-77 дальностью 70 км, имеющую возможность комбинированного управления (инфракрасного, радарного, автономного)».

Малоизвестно, что югославская делегация была единственной, которой тогда в СССР продемонстрировали новую ракету — в ходе дальнейших разработок она стала ракетой Р-77. Кстати, ее не показывали даже самым верным советским союзникам.

В ходе полета на МиГе опытный пилот оценил его высоко. Генерал Билбия заявил тогда, что по характеристикам, которые он успел отметить во время полета, МиГ именно тот самолет, который необходим армии его страны. Донесение (бывшего тогда подполковником) Билбии было принято к сведению, и на основании его мнения, а также мнения других членов делегации руководство страны в середине 1986 года приняло решение о покупке самолетов МиГ-29. В общей сложности было приобретено 14 одноместных и два двухместных самолета. Цена составляла 15,9 миллионов долларов за «чистый» самолет, т.е. без вооружения.

«Помню, что в то время цена „чистого" F-16 или „Миража-2000" превышала 30 миллионов долларов. По всем донесениям того периода, а я подготовил их для всех иностранных самолетов, на которых летал, МиГ-29 обладал превосходящими конкурентов характеристиками и был дешевле. Так поступила первая эскадрилья МиГов, и по плану, если наш новый самолет все еще не будет готов, будет закуплена и вторая. Это позволило бы полностью контролировать и защищать воздушное пространство при использовании и других истребителей, которые у нас были до поступления нового самолета», — рассказал генерал Билбия в книге.

Почему мы выбрали МиГ-29?

В своем вступительном тексте к книге генерал Билбия пишет, что Югославия, нуждавшаяся в истребителе, который заполнил бы пустоту между МиГ-21 и новым самолетом, рассматривала F-16, «Мираж-2000», МиГ-29 и неудачный F-20.

«Я свою работу выполнил профессионально, как опытный пилот, и я предложил, вне зависимости от чьих-то желаний, любви и ненависти, купить МиГ-29. Выдвинутые мною после полета аргументы подтверждали, что МиГ-29 на тот момент превосходил конкурентов. Уже на тот момент он был оборудован оптико-электронной прицельной системой, которую Запад скопировал и ввел в эксплуатацию только через 10 лет. К тому же МиГ-29 стоил меньше всех („чистым", без вооружений), и комплектующие для МиГ-21 в основном подходят и для МиГ-29», — написал Билбия.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    25 апреля 2017 15:09
    Да и просто красивый самолёт и сегодня один из лучших в мире.
  2. +9
    25 апреля 2017 16:01
    Артём Иванович Микоян и Михаил Иосифович Гуревич, сотрудники ОКБ, инженеры и рабочие заводов, испытатели, смежники, - все знали, думали, надеялись и работали над тем, чтобы самолёты их марки были лучшими. Стоит вспомнить сегодня и о них.
    1. +7
      25 апреля 2017 18:30
      Цитата: Сергей-8848
      Стоит вспомнить сегодня и о них.

      И шеф-пилотов КБ МиГ А.В.Федотова, В.Е. Меницкого, которые много сделали, часто с риском для жизни, что бы поставить МиГ 29 на крыло. А потом В.Е. Меницкой помогал летчикам Югославии осваивать МиГ29
    2. +3
      25 апреля 2017 21:08
      Обязанности главного конструктора МиГ-29 вплоть до 1982 г. исполнял А.А.Чумаченко, затем на эту должность был назначен М.Р.Вальденберг.
  3. xan
    +5
    25 апреля 2017 18:56
    Цитата: Ихрек
    Да и просто красивый самолёт и сегодня один из лучших в мире.

    По внешности просто фотомодель. Автомобили бы наши научились делать такими же красивыми, как самолеты.
    1. +2
      25 апреля 2017 19:23
      Цитата: xan
      Цитата: Ихрек
      Да и просто красивый самолёт и сегодня один из лучших в мире.

      По внешности просто фотомодель. Автомобили бы наши научились делать такими же красивыми, как самолеты.

      И в сортах французского вина разбираться не хуже французов... и одеваться как итальянцы... и часы делать как швейцарцы...
      Если не дано, значит не дано.
      А того что дано - уже немало.
      Надо бы хоть это отточить...
    2. +1
      26 апреля 2017 00:30
      Так, 2101-2107 и "горбатый" ЗаЗ, это копии Фиатов, Вам что, Фиаты не нравятся ?
      1. 0
        26 апреля 2017 07:54
        Лучше бы не Фиат копировали а полноразмерный седан-поникар-мускулкар.
        1. +2
          26 апреля 2017 22:30
          Феррари по цене Запорожца - мечта любого ..... Как помягче - не знаю.
        2. +2
          27 апреля 2017 09:31
          Готово! ГАЗ-24 с V8 для КГБ
  4. +1
    25 апреля 2017 22:51
    В своем вступительном тексте к книге генерал Билбия пишет, что Югославия, нуждавшаяся в истребителе, который заполнил бы пустоту между МиГ-21 и новым самолетом, рассматривала F-16, «Мираж-2000», МиГ-29 и неудачный F-20.

    Что-то я сомневаюсь, что в 1985 году СФРЮ могла купить что-то, кроме советских самолетов. Ну может еще Дельфин или Альбатрос)))
    1. 0
      26 апреля 2017 22:36
      Не факт. Уже началось "мир-дружба-жвачка", а F-16 изначально предназначался для покупки всеми желающими, в отличие от F-15 и F-18.
  5. +1
    26 апреля 2017 01:33
    МиГ 29 отличный самолёт
  6. +2
    26 апреля 2017 09:07
    Комментарий не потеме: В голову приходит мысль- сколько РИ /СССР/Россия потратила ресурсов на Балканах издавна и посегодняшний день для защиты и обороны "братушек", не проще было бы перевезти всех желающих сербов и прочих славян на территорию России, построить и обустроить их здесь??? Чем каждый раз бросаться им на помощь, "при первом шухере""?? Или дело не в славянах, а в ТЕРРИТОРИИ Балкан для России???
    1. +2
      26 апреля 2017 20:35
      ... и потом, чуть что, будут мучения, как с "выкидышами" украины и Белоруссии. Недогосударства которых не должно быть.
  7. Комментарий был удален.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»