Линкор «Новороссийск» - тайна гибели

Линкор «Новороссийск» - тайна гибели


Фрогмены - это подводники-взрывники, которые являются одним из наиболее засекреченных специальных подразделений военно-морских сил любой армии. Первая информация о них поступила в период Второй мировой войны. Основное их задание сводилось к подрыву прибрежных укреплений противника для дальнейшего проведения десантных операций. Подобные подразделения были в ВМС Германии, Англии, СССР, США и Италии. О фрогменах последней и пойдет речь.

Даже несмотря на то, что бойцы итальянского подразделения в самом начале войны пустили ко дну около 30 судов своих союзников, среди которых и два линкора англичан, итальянские и английские фрогмены начали активно сотрудничать в 1943 году. Итальянский князь Валерио Боргезе, известный под именем Черного принца, который был командиром спецподразделения подводных диверсантов и торпедных катеров, сумел избежать наказания за военные преступления благодаря тому, что его взяли под свою защиту британцы.


Когда было принято решение о передаче Советскому Союзу итальянского линкора «Джузеппе Чезаре», итальянские средства массовой информации оценили этот факт как национальный позор. В результате Черный принц поклялся, что ни перед чем не остановится, а если надо будет – то и взорвет линкор, но служить Советам тот не будет. В 1949 году он отдал приказ своему спецподразделению фрогменов потопить в Эгейском море корабль, который в это время направлялся в СССР из Албании. За удачное выполнение задания было обещано большое денежное вознаграждение. Поскольку информация о диверсии просочилась в Советский Союз, то «Джузеппе Чезаре» был взят под охрану подлодки с пловцами «Барракуды» - сверхсекретного подразделения. Все диверсанты, которые принимали участие в операции, были уничтожены, а сам корабль благополучно пришел в Севастополь. В том же году корабль модернизировали и дали новое имя – «Новороссийск», после чего он занял место флагмана Черноморского флота.

Приблизительно в 17.00 28 октября 1955 года корабль вернулся в порт, и через пару часов пришвартовался в бухте возле военно-морского госпиталя. Примерно в 1.30 в носовой части линкора прогремел взрыв, который разрушил все горизонтальные перекрытия от палубы полубака до самого днища. Общая площадь повреждения составила около 430 квадратных метров на участке в 22 метра длиной.

Линкор «Новороссийск» - тайна гибели


Взрыв унес с собой сотни жизней моряков. Согласно официальной версии, причиной взрыва стала немецкая мина, которая осталась еще с военных времен. Моряков обвинили в халатности, а охрана города с моря и с суши была признана крайне неудовлетворительной. И действительно, боновое заграждение выставлялось только в ночное время, и оно не было серьезной преградой для профессионального диверсанта.

В ходе проведения расследования, которое, к слову сказать, длилось всего одну неделю, комиссия решила не принимать во внимание большое количество подозрительных фактов и косвенных улик, обнаруженных по ходу следствия. Члены комиссии так и не смогли ответить на вопрос, почему через столько лет сработал часовой механизм мины, и почему он сработал в наиболее уязвимом месте корабля. Многие понимали, что это диверсионная операция, и что исполнителей необходимо искать среди бывших его владельцев. Вместо этого комиссия отмечала недостатки конструктивного и технического обеспечения живучести и непотопляемости линкора.

Линкор «Новороссийск» - тайна гибели


Согласно одной из версий, подготовка теракта проходила следующим образом. До 1954 года Боргезе жил в Испании, однако денег на проведение масштабной диверсионной операции не имел из-за ареста своих счетов в банках Швейцарии, Лихтенштейна и Италии. Тогда ему пришлось продать Франко чертежи совершенной с технической точки зрения миниатюрной подводной лодки «Оса», в которой использовались электрические двигатели. Для управления лодкой подводники должны были находиться снаружи. Таким образом, диверсанты могли незамеченными пробраться в бухту и заминировать любой корабль. Получив деньги, Черный принц приступил к реализации своего замысла. А через некоторое время после взрыва и он сам, и несколько человек из его окружения были удостоены высоких государственных наград Италии.

И только в 1997 году один из фрогменов, некий Николо, публично рассказал о том, как именно был уничтожен «Новороссийск». По его словам, он был последним оставшимся в живых из всех, участвовавших в теракте, диверсантов.

Подготовку к теракту проводил известный итальянский подводник на протяжении года. Затем корабль-сухогруз под флагом Либерии был направлен в Черное море. Скорость судна и его курс были рассчитаны таким образом, чтобы пройти Херсонесский маяк в 15 милях от берега в полночь 26 октября. В днище сухогруза был сделан специальный вырез, через который была выпущена мини-субмарина «Пикколо» со снаряжением и диверсантами, после чего сам корабль пошел своим курсом. Недалеко от бухты Омега возле Севастополя диверсанты устроили подводную базу, где и оставили все оборудование, после чего вернулись в море. После того, как был получен условный сигнал о местонахождении линкора, они вернулись на базу, забрали все необходимое и подошли к кораблю, используя гидробуксиры. Кроме своей взрывчатки они использовали и найденную донную мину. Потом диверсанты вернулись в бухту и ночью отправились в открытое море, где их уже ждал корабль.

Известно также, что в 50-е годы двадцатого века отношения между бывшими союзниками обострились до такой степени, что мир находился на грани новой войны. Вполне возможно, что натовское руководство решило уничтожить линкор, используя итальянских диверсантов, чтобы еще больше дестабилизировать обстановку.

Советское военное командование предполагало, что к теракту причастны бывшие союзники, и что от них можно ожидать и других подлостей. И через некоторое время крейсер «Керчь», как, впрочем, еще четыре эсминца и одна подводная лодка, полученные от Италии, были отправлены на металлолом.

Примерно в то же время произошла еще одна история, связанная с деятельностью диверсантов-подводников. О ней писали все газеты мира (кроме советских). В 1956 году, для того чтобы немного разрядить напряженность в международных отношениях, в Англию с дружеским визитом приехал Н.Хрущев, который занимал пост Первого секретаря ЦК КПСС. Группа фрогменов во главе с Лайонелом Крэббом начала разведоперацию, проводя осмотр советского корабля, на котором прибыла делегация из СССР. В ходе этой операции Крэбб просто исчез. Западная пресса связывала факт его исчезновения с деятельностью «Барракуды», пловцы которой вели охрану советского корабля. Примерно через год тело Крэбба было обнаружено недалеко от Пилсей-Айленда с отрезанными руками и головой.

Однако вернемся к трагедии «Новороссийска». О том, что к его уничтожению приложили руку натовские спецслужбы, говорит и тот факт, что в 1978 году, после смерти Черного принца, вышла в свет книга его биографа под названием «Валерио Боргезе. Моя тайная война», в которой и была описана диверсия против линкора. Более того, ее сразу же запретили в Англии, США и Канаде, после чего ее не переиздавали.

В 1992 году главнокомандующий итальянских военно-морских сил Г.Вентуриони признал, что потопили «Новороссийск» именно итальянские фрогмены. Однако он настаивал на том, что сделано это было без ведома властей. Но ведь всех диверсантов после операции наградили!..

Гибель линкора не раз становилось темой статей во многих известных изданиях. За годы, прошедшие с момента катастрофы, сложилось немало версий, каждая из которых имеет многочисленных противников и сторонников. В 1996 году Главная военная прокуратура после многочисленных обращений моряков-ветеранов принялась за проверку результатов расследования. Как оказалось, все члены экипажа были представлены к правительственным наградам – ордену Красного Знамени, Ордену Ленина, Нахимова и Ушакова, а также «За отвагу». Но, поскольку к моменту обнаружения этих наградных листов уже не существовало ни орденов, ни самого Советского Союза, то все моряки корабля были награждены орденом Мужества.

Кроме того, в Севастополе было создано два мемориала: на Братском кладбище и на кладбище Коммунаров. А в 36-ю годовщину гибели корабля были установлены мемориальные доски с фамилиями погибших моряков, а также бронзовая памятная доска.
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 17
  1. GRAAF 18 февраля 2012 12:06
    Вечная память морякам черноморцам!
    То что Новороссийск потопили итальяшки я слышал еще в Италии в начале 90х годов, когда общался с одним старичком служившим в ВМС Италии. Он говорил мне, что среди моряков Италии ходили и небезосновательные слухи что Валерио Боргезе не только потопил крейсер но и хвастался тем, что потопит все корабли которые СССР получил от Италии в виде репарации. К сожалению, правду рассказать уже некому, но думаю что в архивах есть еще достоверная информация о том, как все произошло! Скорее всего, уверен на все 100% ,что это дело рук фрогменов Боргезе.
    GRAAF
    1. Алекс 27 мая 2014 13:05
      Цитата: GRAAF
      ходили и небезосновательные слухи что Валерио Боргезе не только потопил крейсер
      Вообще-то "Новороссийск" - линкор, а не крейсер, и бывший моряк Италии (не говоря уже о Валерио Боргезе) должен был знать квалификацию "Джулио Цезаре". Так что прекратите художественный свист.
  2. wown 18 февраля 2012 16:17
    интересная статья, интересная версия
  3. Страбон 18 февраля 2012 16:37
    Версий был много, выводы комиссии были однозначны блуждающая мина. Это для общего так сказать пользования. На самом деле многие специалисты того времени точно определили- это диверсия. Но сейчас наконец тайна гибели стала достоянием гласности. Может и про Курск лет через 70 тоже рассекретят документы о причинах гибели. Все тайное в конце концов становится явным.
    Страбон
  4. solvent 18 февраля 2012 17:10
    "Недалеко от бухты Омега возле Севастополя диверсанты устроили подводную базу, где и оставили все оборудование, после чего вернулись в море." ..."Потом диверсанты вернулись в бухту и ночью отправились в открытое море, где их уже ждал корабль."

    В 1955 г. в бухте Омега располагался водолазный полигон водолазной спецшколы (читай ПДСС) .
    solvent
    1. Игарр 18 февраля 2012 17:28
      Братцы...
      Как ни жестоко..но итальянцы в гибели "Новороссийска" ни при чем.
      Линкор, а самое главное - люди на нем, матросики, сверчки, офицеры - стали разменной монетой в играх власти. И тот, кто их и подорвал, в общем-то.
      Не в первый раз, не в последний...Зачем сейчас их беспокоить?
      Пусть им небеса обетованными будут.
      Память...
      1. colonel 18 февраля 2012 20:52
        Вы правы. Боргезе здесь ни причем. Уже в 1945 "Юлий Цезарь" был далеко не новым кораблем, а в 1955 взыграла оскорбленная итальянская гордость???
        Лучше вспомним, кто и как был наказан за катострофу.
      2. Алекс 27 мая 2014 13:06
        Цитата: Игарр
        Как ни жестоко..но итальянцы в гибели "Новороссийска" ни при чем.
        Тоже согласен.
  5. Регион71 18 февраля 2012 18:40
    Вечная память погибшим морякам.На самом деле правды мы так и не узнаем,как и в других аналогичных загадочных проишествиях.Остаётся только строить догадки.
    Регион71
  6. Братец Сарыч 19 февраля 2012 11:01
    История однозначно темная, но думать что князь Боргезе чуть не десять лет только и думал про утраченные корабли до такой степени, что "прямо кушать не могу" - как-то странно все это, да и не такой вроде это был человек...
    Братец Сарыч
  7. Kibb 19 февраля 2012 12:00
    Довольно большое количество кораблей разных флотов погибла в портах от внутрених взрывов, но только "Новросийск" почемуто октуан некой "тайной"-причина всегда одна- законы Мерфи+"человеческий фактор". Если взрыв на "Марии", еще можно обсуждать хоть как -то, то в этом варианте уж простите -"бритва Окама"
    Kibb
  8. woland05 20 февраля 2012 18:41
    Автор, линкор назывался не «Джузеппе Чезаре», а «Джулио Чезаре» - Юлий Цезарь, по-нашему...
  9. Денис 21 февраля 2012 05:59
    в основе версии только ничем не подтверждённые слухи,итальянцы ещё те любители прихвастнуть

    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

    а кто бы его наказывал,подрывал он британские корабли

    очередная попытка сделать сенсацию на гибели людей,увы,не первая
  10. VitMir 21 февраля 2012 18:39
    Статья - в целом клюква, от "ДЖУЗЕППЕ Чезаре" (бедный Гай Юлий Цезарь в гробу переворачивается), до конспирологической версии с Боргезе.

    И охрана рейда, и траление - на невысоком уровне были организованы. Линкор после выхода пришел и встал не на свою стоянку, на чужие бочки, не очень удачно, пришлось подтягивать якорную цепь, цепанули донные мины. Рвануло. Под 200 погибших. Командир и глав.механик в отпуске - нарушение, но перед октябрьскими праздниками понятно, дисциплина ослабла, старпом сам свалил на берег, а помощник командира не дотумкал вытянуть линкор на мель - 100-200 метров пройти, чтобы не опрокинуться/пойти на дно. Переборки слабые - итальянцы при постройке снижали вес и водоизмещение в угоду скорости, прочностью поступились. Прибыл вице-адмирал Пархоменко, однако реально спасти корабль не сумел - "профессионал" тот еще был. Все незанятые в борьбе за живучесть корабля матросы по его приказу стояли почти четыре часа шеренгами на палубе, пока корабль не начал крениться. Такое количество жертв - на его совести, хотя сам выплыл, его подобрали. Идти на ГКП Пархоменко отказался, корабль на мель приказал не выводить. Дальше, под днищем оказалось не 17 м как думали, когда считали, что корабль не уйдет под воду, а 40 м жидкого ила. Оверкиль. Свыше 600 погибших и еще один довод Хрущу порезать на металл крупные корабли флота.
    VitMir
  11. Dez 16 августа 2013 17:39
    Хм, статья интересная, но после коментов кажется не очень достоверной.
    Dez
  12. sigdoc 24 октября 2013 11:36
    Что бы стать Мировой державой необходим современный флот,выход в океан и базы ВМФ в других странах.В довоенном СССР была развернута масштабная программа по строительству флота(пример линкоры касса СССР,подводный флот и т.д.),После войны адмиралом Кузнецовым была разработана программа строительства океанского флота.
    Гибель Новороссийска Хрущев использовал для снятия Кузнецова с поста Адмирала Флота Советского Союза и закрытии его программы,так что "непрофессиональные действия" вице-адмирала Пархоменко преведшие к катастрофическим последствиям могли быть вполне осознанными.
    Еще больше впечатляют дальнейшие действия Хрущева:он выводит из состава ВМФ и режет на металлолом сотни кораблей и катеров,закрывает основные базы в Порт-Артуре и Порккала-Удд в Финляндии,передает два курильских острова Японии по мирному договору,отделяет Крым с базой ВМФ Севастополь от РСФСР
    Самые первые реформы Хрущева были хорошо продуманы и преследовали одну цель установить СССР морскую блокаду и гибель Новороссийска сыграла в них ключевую роль.
    А версия про итальянцев это полная чушь.
  13. Алекс 27 мая 2014 13:19
    Какой смысл в очередной раз рассказывать завязшую в зубах историю с одним и тем же результатом? Опять всё тот же джентльменский набор версий: люди-лягушки Боргезе, донная мина и, так, между прочим, закулисные игры вокруг флота. И при этом забыли о главном: сказал "А" - говори "Б": коль скоро Хрущев в этом замешан, то как и кто организовал диверсию (а такая версия тоже существует). Я уже не говорю о том, что есть и такой вариант: диверсию провели действительно итальянцы, но организовали ее англичане. Я как-то читал, что "Новороссийск" готовили к новой модернизации (уж не знаю, какой на его счету): установке новых орудий ГК, способных вести огонь боеприпасами со спец-частью. Появление такого корабля в районе Средиземного моря для НАТО было крайне нежелательным, так что такой подход вполне обоснован. На то время ещё у итальянцев были люди и опыт, у англичан - мини-субмарины (у них срок автономии все-таки выше, чем у управляемых торпед, да и комфорта побольше), а американцы вполне могли обеспечить операцию (деньги, прикрытие, средства доставки и т.д.). Конечно, голословно, но не более, чем фрогмены, на которых здесь было потрачено столько места.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня