От свастики до Андреевского флага

127
От свастики до Андреевского флага


На предложение Сталина поделить остатки немецкого флота Черчилль внёс встречное предложение: “Затопить”. На что Сталин возразил: “Вот вы свою половину и топите”.



Вот такая легенда в различных её интерпретациях связана с разделом флотов стран Оси.

С окончанием войны разразилась настоящая “охота за трофеями”, в которой советская сторона стремилась получить максимум уцелевших кораблей.

Вчерашние союзники приступили к разделу с иными намерениями. Для Великобритании и США немецкий флот, за исключением отдельных образцов подлодок, ценности представлять не мог. Следуя совету Сталина, часть полученных трофеев англосаксы немедленно использовали в качестве мишеней, остальных сдали в металлолом.


ТКР "Принц Ойген", брошенный на рифах атолла Кваджалейн


Яростная охота за остатками Кригсмарине велась с единственной целью — сократить долю СССР, по возможности не допустив попадания в его руки самых боеспособных кораблей.

По моему личному мнению, следовало подарить янки и англичанам такую возможность. Отказаться от получения военных кораблей в пользу трофеев из состава немецкого торгового флота.

Пользы для страны было бы больше.

Кригсмарине против Regia Marina. Чьи корабли хуже?

Лёгкий немецкий крейсер “Нюрнберг”, итальянский линкор Первой мировой и еще один легкий крейсер “Дюка Д’Аоста” из состава ВМС Италии.

По условиям раздела флотов проигравших стран ВМФ СССР получил два десятка эсминцев, подлодки и еще около сотни единиц низкого ранга (в основном катеров и тральщиков).

Неужели эти посудины могли серьезно повысить боевой потенциал ВМФ СССР? Или помогли открыть доступ к “высоким технологиям арийской расы”?

О каком повышении боеспособности вообще могла идти речь?

Даже в свои лучшие года “Нюрнберг” и “Чезаре” шедеврами не считались. Война им красоты не прибавила, наоборот, потрепала, как следует.

К концу 1940-х гг. боевая ценность “огрызков” была невелика, а затраты на их восстановление (исходя из объема работ) колоссальны. Неужели кто-то считает, что фашисты сдавали корабли в исправном состоянии?



В плохом состоянии находились общекорабельные системы: трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы. Не работали аварийные дизель-генераторы. Внутрикорабельная связь, радиосвязь почти отсутствовали. Радиолокаторов и зенитной артиллерии не было вообще.

Условия жизни экипажа не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота. При стоянке в базе итальянские экипажи жили в береговых казармах, а в плавании их рацион состоял из макарон, сухого вина и оливкового масла. Первое время (до оборудования нормального камбуза) питание советских моряков обеспечивалось армейскими походными кухнями, круглосуточно дымившими на верхней палубе.

От перевооружения линкора отечественными 305-мм орудиями отказались, пришлось организовать производство снарядов для итальянских орудий (320 мм).


(Кратко о техническом состоянии ЛК “Новороссийск” (бывш. “Джулио Черзаре”.)

Даже если бы удалось договориться о передаче ВМФ СССР единственного уцелевшего тяжелого крейсера Кригсмарине, никакой пользы от этой сделки не получилось.

Состояние германской техники и инженерной мысли просто не позволяло создать явно неудачный проект, хотя в случае крейсеров типа «Хиппер» такая попытка все же была сделана.

(Самая точная оценка, данная немецким крейсерам. Из монографии В. Кофмана.)

Изначально посредственный корабль, чье техническое состояние усугублялось множеством боевых ранений и намеренным вредительством во время его интернирования.

Про важность получения новых технологий. Какие новые технологии могли быть в “Хиппере-Ойгене”? В Ленинграде с 1940 года стоял его собрат “Петропавловск” (бывш. “Лютцов”). Все что надо знать об этом крейсере, советские специалисты знали еще до начала войны.

Трофеи были нужны для получения практики курсантами военно-морских учебных заведений. “Не смешите мои «Искандеры»”. Что значила пара ржавых посудин и старый линкор на фоне всего ВМФ СССР? К концу 40-х годов в составе флота имелось шесть легких крейсеров собственной постройки (аналогов “Нюрнберга” и “Дюка Д’Аоста”).



За период с 1947 по 1953 гг. советские верфи “налепили” еще 70 новеньких эсминцев проекта 30-бис. В таких условиях чем могли быть полезны остатки фашистского флота?

Трофейный фонд венных кораблей был слишком мал, чтобы вести из-за него спор.

Из 34 японских крейсеров к осени 1945 г. уцелел лишь один (“Сакава” — потоплен в 1946 году во время испытаний ЯО на ат. Бикини).

Из 12 капитальных кораблей конец войны встретил тоже один (устаревший “Нагато”: потоплен ядерным взрывом).

Из авианосцев не дожил никто.

По случайности в советской зоне ответственности оказался остов немецкого недостроенного авианосца “Граф Цеппелин” (затоплен фашистами у причала в польском Щецине). Перед уходом немцы взорвали корабельные турбины, электрогенераторы и самолётоподъемники.

Летом 1945 года авианосец был поднят силами аварийно-спасательной службы Балтийского флота. Его механизмы не подлежали восстановлению. Корпус имел подводные пробоины. С правого борта имелось 36 снарядных попаданий, а полетная палуба была искорежена взрывами.


На палубе разрушенного авианосца, май-июнь 1945 г.


Восстановление “Цеппелина” посчитали нецелесообразным, и он был затоплен повторно в качестве мишени. В официальных документах о разделе германского флота этот “огрызок” даже не значился.

Так же как не обсуждалась судьба обломков тяжелого крейсера "Дойчланд" (позднее название "Лютцов", он же "карманный линкор"), потопленного авиабомбами и окончательно сожженного и взорванного собственным экипажем. "От «Лютцова» остался только раскаленный корпус, внутрь которого провалилась палуба и надстройки. Корабль не дожил до капитуляции Германии менее недели". Последний из "карманных линкоров" был окончательно потоплен в качестве мишени в 1947 году.

С паршивой овцы...

В обозначенных условиях советским представителям даже не стоило заявлять о претензиях на долю от немецких, итальянских и японских кораблей. Вместо этого — отказаться от бесполезных военных лоханок в пользу получения гражданских судов.

Вот где были настоящие трофеи!

В реальности именно так и случилось. Основная доля трофеев при разделе (в первую очередь) германского флота пришлась на суда торгового флота.

О ценности этих “раритетов” говорит их продолжительная и успешная служба в составе Черноморского и Дальневосточного пароходств (основные операторы трофейной техники), и далее — везде, вплоть до спортивных яхт-клубов.

Вот факты для сравнения:

“Адмирал Макаров” (бывш. “Нюрнберг”) прослужил в качестве крейсера менее 11 лет и был окончательно утилизирован в 1961 году.

Эсминец “Пылкий” (Z-15 Эрих Штайнбрик) — выведен из боевого состава уже в 1949 году, спустя всего 3 года после зачисления в состав ВМФ. Видимо, отличный был эсминец.

Их ровесник — корабль управления Черноморского флота “Ангара” (Flottentender Hela, 1938 г.) был списан только в 1996 г.


Вверху — "Хела" в камуфляже в составе боевой группы на Балтике. Нижнее фото — корабль управления ЧФ "Ангара"


Немецкие лайнеры составляли значительную часть отечественного пассажирского флота.



Самое крупное пассажирской судно в СССР — “Советский Союз” (“Ганза”, 1938) закончил работу на камчатской линии в 1980 году. С этим судном связана одна забавная история. Перед списанием турбоход был переименован в “Тобольск” ввиду невозможности сдачи “Советского Союза” на металлолом. Перед смертью корабли иногда меняют свои громкие имена.

Флагман морского пассажирского флота — дизель-электроход “Россия” (Patria, 1938) совершал рейсы на Черном море до 1985 года. Судно имело легендарную страницу в своей истории — именно на его палубе был пленен гросс-адмирал Дениц.



До 1973 года на линии Одесса-Батуми ходил пароход “Петр Великий” (“Дуалс”, 1938 год).

На внутренних и зарубежных линиях ЧМП использовался теплоход “Победа” (“Магдалена”, 1928).



В 1948 году при пожаре на борту теплохода погибло 40 человек, включая китайского маршала Фэй Юйсяна. Само судно спасли. Через 20 лет после трагедии на его палубе Андрей Миронов будет петь про остров Невезения в к/ф “Бриллиантовая рука”, где теплоход снимался под вымышленным названием “Михаил Светлов”.

На экспресс-линии Владивосток — Петропавловск до 1977 года ходил комфортабельный теплоход “Русь” (“Кордильера”, 1933 год).



Вместе с океанскими лайнерами на Дальний Восток попало два крупных немецких парома пассажировместимостью 700 человек каждый, “Анива” и “Крильон” (бывш. “Дойчланд” и “Прессен”).

Получивший трагическую известность круизный лайнер “Адмирал Нахимов” — из той же серии трофеев. Бывший “Берлин” постройки 1925 г.

Пассажирские пароходы “Азия”, “Сибирь” (бывш. “Сьерра Салвада”) — все это отголоски далекой и страшной войны.

Список далеко не полный.

Помимо пассажирских лайнеров и паромов, в СССР по репарациям было передано значительное количество судов различного назначения. Например, крупнейшая в свое время китобойная база “Слава” (“Викингер”).

Один из крупнейших в мире плавучих доков (ПД-1) на 72 000 тонн, в котором много лет доковались корабли Северного флота. В годы войны фашисты использовали его для ремонта своей плавучей крепости — линкора “Тирпиц”.

Также семь крупных танкеров, плавкраны, промысловые суда, китобои, буксиры, сухогрузы.

Наконец, парусные барки “Седов” (“Магдалена Виннен II”) и “Крузенштерн” (“Падуя”), которые бороздят моря до сих пор. Бесценные произведения искусства эпохи паруса.



Всего СССР получил от Германии в качестве репараций 614 единиц гражданских судов. Исходя из опыта многолетней эксплуатации и несомненной пользы для народного хозяйства страны, именно немецкий торговый флот стал главным источником кораблей при разделе флота. То, что осталось от военной компоненты, было невозможно воспринимать всерьез.

В идеале стоило отказаться от “Чезаре-Новороссийска”, обменяв эту развалину на сухогрузы и океанские лайнеры. В списке репарационных выплат оставалось еще множество первоклассных гражданских судов: «Монте Роза», «Тюрингия», «Потсдам», которые по результатам раздела достались Великобритании.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

127 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    26 апреля 2017 07:35
    Чудовищный случай связан с лайнером "Советский Союз".

    13 декабря 1974 года с его борта был совершен самый дерзкий побег из СССР. Корабль совершал круиз по Тихому океану из Владивостока до экватора и обратно. В связи с тем, что для советских туристов 20-ти суточный вояж проходил без единого(!) захода в иностранные порты, оформление виз путешественникам не требовалось. За время плавания корабль намеренно не приближался к берегам капиталистических стран ближе, чем на сотню км. Точные координаты и местоположение лайнера не разглашались. Ученый-океанолог Станислав Курилов полагал это единственным способом бегства из Союза.

    Круизный корабль, на который Станислав Курилов приобрёл тур, отплыл из Владивостока 8 декабря 1974 года. Он менее всего был приспособлен для побега. Внизу борта закруглялись. Это были цистерны системы пассивного успокоения качки. Кроме того, в эту систему входили подводные металлические крылья шириной около полутора метров. Так что покинуть корабль, прыгнув с борта в сторону, было невозможно. Прыгать следовало только в одном месте, сзади, в бурун за лопастями гребного винта. Что Слава Курилов и сделал ночью 13 декабря, когда корабль проплывал приблизительно в 100 километрах к западу от филиппинского острова Сиаргао.

    100 километров он проплыл чуть менее чем за три дня. Благодаря чему выжил? Благодаря своему здоровью? Или умению держаться на воде не хуже мифического Ихтиандра? Или сила воли не позволила ему испугаться и сбиться с пути, заблудиться среди волн? Или помогло правильно выбранное снаряжение? Думается, что все вместе взятое. А еще Славе Курилову здорово везло.


    И шторм прошел стороной, не накрыв одинокого пловца огромными волнами. И солнце два дня почти не показывалось из-за туч, так что обгорел Слава самую малость. Плывя, он только едва задел скопление медуз, прикосновение к которым вызывало паралич. И акулы, которых в этих краях масса, обминули Славу. 15 декабря 1974 года под ногами Славы Курилова оказалась твердая земля. Филиппины в дружеских отношениях с Советским Союзом не состояли и беглеца обратно не выдали.

    Такие адовые испытания мог устроить себе только русский человек
    1. +20
      26 апреля 2017 09:02
      И что? Принесло ему счастье это трудное бегство? Хотелось бы знать. А то в научных кругах ни тогда, ни теперь об "учёном- океанологе В. Курилове" ничего нет.
      1. +1
        26 апреля 2017 09:34
        Цитата: Авиатор_
        А то в научных кругах ни тогда, ни теперь об "учёном- океанологе В. Курилове" ничего нет.

        значит всё удачно сложилось, если обратно в "социалистический рай" не запросился. Кроме него были неоднократные примеры побега с судов советских граждан.
        1. +13
          26 апреля 2017 20:49
          Если бы сложилось удачно, то в научных кругах он бы засветился, а так - утечкой мозгов это назвать нельзя. За колбасой сбежал. Только тупость советского идеологического отдела КПСС препятствовала таким "учёным" драпать на запад. Их просто надо было туда высылать, желательно, после удержания стоимости высшего образования.
        2. +3
          26 апреля 2017 20:50
          Эти все за колбасой бежали, как и он сам.
      2. +12
        26 апреля 2017 10:51
        "В 1986 году, женившись на Е. Генделевой, поселился в Израиле, стал сотрудником
        Хайфского океанографического института. В 1986 израильский журнал «22»
        полностью опубликовал повесть Курилова «Побег»"

        Почитайте (я читал), очень интересно.

        "Погиб 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле"

        1. +3
          26 апреля 2017 20:49
          Спасибо за ссылку, обязательно гляну.
    2. +14
      26 апреля 2017 09:08
      Чудовищный случай, это катастрофа с пароходом " Адмирал Нахимов", бывш. "Берлин" 31 августа 1986, унесшая 423 жизни.
    3. +3
      26 апреля 2017 09:32
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      для советских туристов 20-ти суточный вояж проходил без единого(!) захода в иностранные порты, ... За время плавания корабль намеренно не приближался к берегам капиталистических стран ближе, чем на сотню км. Точные координаты и местоположение лайнера не разглашались.
      вот уж где тюрьма народов то была
      1. +9
        26 апреля 2017 11:51
        Цитата: nizhegorodec
        вот уж где тюрьма народов то была

        Да-да, именно так всё и было. В этот круиз брали только диссидентов и только по доносам парторгов и прочих сексотов. Просто инакомыслящим не светило туда попасть.
        А если серьёзно: никогда не пробовали в советские времена прикупить такой тур? Очереди на них в профкомах и "Интуристе" годами стояли...
        1. 0
          26 апреля 2017 12:14
          Цитата: Мур
          Очереди на них в профкомах и "Интуристе" годами стояли...

          а до этого нужно было проверку, как говорилось, "в соответствующих органах" пройти... вот поэтому и говорю, что тюрьма народов.
          1. +5
            26 апреля 2017 12:22
            Сейчас ФСБ при получении загранпаспорта проверку не проводит? Побежал подавать заяву - а то три портфеля секретов устареть могут...
            И да, как там с выездом при возбужденных исполнительных производствах сейчас обстоит? Свобода?
            1. +2
              26 апреля 2017 12:25
              Цитата: Мур
              Сейчас ФСБ при получении загранпаспорта проверку не проводит?

              не знаю, меня никто не проверял
              Цитата: Мур
              И да, как там с выездом при возбужденных исполнительных производствах сейчас обстоит?

              а это здесь при чём? Преступников и при коммунистах не выпускали
            2. +2
              26 апреля 2017 13:47
              Проверяют. Если в графе имел ли допуск к гостайне отвечаешь да, то выдача затягивается на месяц и более, если вообще дают.
              1. +1
                26 апреля 2017 14:08
                Цитата: old_pferd
                Проверяют.

                Может, но только при выдаче паспорта, а как получил, езжай куда хочешь. В Союзе перед каждой поездкой проверка и инструктаж до слёз. Да и количество поездок разительно отличается.
    4. +2
      26 апреля 2017 09:41
      А еще Славе Курилову здорово везло.

      ,,,два раза судьбу не обманешь,, recourse
    5. +7
      26 апреля 2017 10:37
      Была девушка, выпрыгнувшая с круизного судна возле Австралии. Но берег она видела. Выучилась, вышла замуж, живет там.

      В возможность проплыть по океану 100 км-не верю.
      1. 0
        26 апреля 2017 10:44
        Цитата: Ольгович
        В возможность проплыть по океану 100 км-не верю.

        повезло чуваку, мож течения были попутные (всё таки 33 км в день не всякий и пешком пройдёт), да и плавсредства у него были.
      2. +2
        26 апреля 2017 10:55
        Прочтите его книгу "Побег". Потрясающе волевой человек.
        1. +6
          26 апреля 2017 21:23
          Зачем читать записки предателя.
          1. +1
            26 апреля 2017 22:24
            Цитата: Пеший
            Зачем читать записки предателя.

            а кого он предал?
        2. +2
          20 июля 2017 16:50
          Автор " побега" еще и врун , как я полагаю. Как он изображает вырвавшихся на свободу в круиз людей это вообще умора) Какая свобода и от кого?))) Все на пароходе и берега не видят) Такая свобода была в любом доме отдыха и санатории и там народ по полной отрывался в пьянке и трахе и никакой кораблик не нужен был. Потом не взял с собой компас слишком боялся спалиться... Нда а ласты и перчатки с перепонками взял и никто не заметил. Зачем в круизе ласты? Купаться в лягушатнике корабля? ) Для круиза еще как-то можно сказать про компас хотя на железной посудине он ничего не покажет так и в шторм никак стрелка не успокоится. Прибрех для красного словца аж прёт от писаки. Так же не жравши не пивши проплыть 100км... Гонево конкретное. Для погружения может и надо прокшалану сделать, но не для заплыва - там калории горят и согревать себя все равно надо. Короче приврал в три короба и про государство тюремное и про свой "подвиг" . Пока был шторм и не имея ориентации он почти на месте болтался , а когда стихло и что-то видел то мог и проплыть 20км, если так, а может и течение понесло куда надо, что более вероятно
    6. smr
      +4
      26 апреля 2017 14:34
      А что он пил?
    7. +2
      26 апреля 2017 17:00
      Вы не сказали какое он использовал снаряжение. Может я ошибаюсь,но 72 часа(!) держаться на воде без страховки ( спасательного жилета или круга) не возможно.
      1. 0
        27 апреля 2017 04:44
        прочтите книгу. я вчера сел и прочел
      2. 0
        27 июня 2017 18:24
        Он красава!)) Дико рисковал и ...джекпот))
    8. +1
      27 апреля 2017 20:54
      От, ипанутый!))) довлтпжфдулптфжвдлмтвждмлв щдшлопыэвчдл опв.пвфап ждол жыдлватыжвтыы в
    9. kig
      0
      25 июня 2017 17:09
      Цитата: SWEET_SIXTEEN
      А еще Славе Курилову здорово везло.

      Круиз назывался "Из зимы в лето". Пожалуй, только людей того времени можно было заманить в такой рейс. Пароход не имел кондиционеров, одно- и двухместных кают было очень мало, а некоторые даже не имели открывающихся иллюминаторов. Кстати, активных успокоителей качки (металлические крылья, о которых тут кто-то написал), на "Союзе" никогда не было. После побега такие круизы прекратились.
      Вообще-то он был очень подготовленным для такого дела человеком. С детства отлично плавал, работал водолазным инструктором в институте биологии моря (Владивосток). Я читал его автобиографическую повесть. Там он рассказывал, что побег задумал давно, и долго тренировался, плавая все дольше и дальше, даже научился спать в море. Очень важно было определить время прыжка, а для этого надо было знать позицию судна. На пароходе проводили экскурсии по судну с посещением мостика, он несколько раз записывался на такие экскурсии и примерно представлял, где находится судно.
      Каким-то крутым ученым он не был, ни тут ни там. Просто жил и работал.
  2. +6
    26 апреля 2017 08:02
    в целом я не в восторге от сталина, но... умел человек ставить на место всех западных политиков одной фразой, или простом многозначительным молчанием) жаль у нас атомной бомбы к концу войны не было, тогда и военных кораблей тоже прибрали...
    1. +5
      26 апреля 2017 17:04
      КОщей, правильно мыслите: будь у "дяди Джо" эдакий джокер в виде Я З( ядерного заряда)он бы больше бонусов набрал
      1. +2
        28 апреля 2017 16:15
        Конечно о пользе военных кораблей после войны судить сложно...Но поведение Сталина в той обстановке, как раз возможно и остановила запад, от необдуманных действий. Решительность и отсутствие страха, чего то стоят иногда всего... А флот ну тут по разному можно рассуждать...
      2. 0
        16 июня 2017 15:15
        А я все о своей лысине--- армия нужна не столько для Победы над врагом . скоко для защиты завоеванного от союзников
        В Версале по итогам ПМВ нам ни чего не светило!!!
  3. +10
    26 апреля 2017 09:00
    Олег, спасибо за статью. Доходчиво и интересно. Всё верно - сначала ЭКОНОМИКА, всё остальное производное от неё.
    1. +1
      26 апреля 2017 13:52
      Расскажите об этом "волчьим стаям" Гитлера в северной Атлантике... Сколько этой "экономики" ушло на дно, от нескольких копеечных торпед, выпущенных с не самых лучших немецких лодок 7 серии.
      1. +6
        26 апреля 2017 13:55
        Вы к чему написали? Чего хотели донести? Кстати, основная добыча "волчих стай" - это грузовые суда и их грузы, не военные. Так что опять ЭКОНОМИКА. Топили миллиардные грузы "копеечными" торпедами, ОПЯТЬ ЭКОНОМИКА.
        1. +3
          27 апреля 2017 08:25
          Я пытался донести, что мысль высказанная в статье, имеет правно на жизнь только в декорациях мирного времени, кроме того, очевидно, что она высказана "задним умом". Тоесть операется на факты, как на 100% очевидные предпосылки.

          Война и ЭКОНОМИКА идут по двум разным сторонам одной дороги параллельно и в одну сторону.
          1. +7
            27 апреля 2017 08:37
            Война и ЭКОНОМИКА идут по двум разным сторонам одной дороги параллельно и в одну сторону.

            Извините коллега, вот здесь не согласен. Они идут не по разным сторонам дороги, они идут "рука об руку". Практически Все войны и военные конфликты это подтверждают. Ведь посмотрите даже на примере Прибалтики - небо Прибалтики патрулируют лётчики из других стран НАТО. Почему? Элементарно нет денег на авиацию. Экономика не тянет. Так это даже не в военном конфликте и не в войне.
            1. +2
              27 апреля 2017 09:18
              А если посмотреть с другой стороны (на небо Прибалтики), то контроль за воздушным пространством нужен, однако учитывая размеры стра развивать военную авиацию сопоставимую с российской неразумно в принципе по экономическим причинам. Обслуживание, кадры, техника... Да и не достигнуть паритета с крупнейшими игроками региона в принципе.

              В миллион раз дешевле дать по-летать отдельным дуракам, которые не только что-то могут попытаться отразить, но и жаждут посмотреть на территорию России через линзы фотоаппаратов. Наверняка что-то похожее прилеплно к этим истребителям (это было бы логично и очень по-военному)
              1. +7
                27 апреля 2017 09:24
                Ну вот, в принципе пришли к "общему знаменателю". hi
    2. +2
      27 апреля 2017 15:48
      Джугашвилли не отдал свою долю трофейного военного флота союзникам в обмен на торговый трофейный флот лишь по причине того факта, что союзники могли и не потопить трофейный флот, а благополучно направить его против СССР. Заморозки холодной войны уже были местами.
      1. 0
        27 апреля 2017 20:14
        Простите, а за каким фигом союзникам нужны были жалкие остатки немецкого и японского флотов - против СССР? У американцев как бы было в несколько ДЕСЯТКОВ раз больше надводных кораблей, чем на 1945-ый - в советском, германском и японском флотах вместе взятых.
        1. +2
          28 апреля 2017 17:14
          .
          че-то все у немцев жалкое: флот жалкий, танки тоже по голливудским меркам жалкие были, самолеты остались к концу войны тоже лишь из дерева, алюминь не по средствам Рейху был. Но мне никогда не думалось в отношении немецкой военной машины, что оная жалкая была.. Что в ПМВ, что в ВМП. Хоть бы и из дерева самолеты. И Немыслимое никто не отменял, Джугашвилли не был наивным простачком в отношении союзников. Не надо было оставлять им дополнительных шансов. Вот Сталин и не оставил.
        2. 0
          28 апреля 2017 17:26
          Цитата: Destroyermen
          У американцев как бы было в несколько ДЕСЯТКОВ раз больше надводных кораблей, чем на 1945-ый - в советском, германском и японском флотах вместе взятых.


          че-то долго мусолили япошек. Материковый Китай у японцев заваевывать оставили Сталину, сами не шмогли. При наличии такого-то флоту, в ДЕСЯТКИ раз огромнее всех других вместе взятых флотов участников войны, вот те на! Так , я думаю, им нужен был свой флот в технически исправном состоянии, случись им на СССР тогдашний напасть. А для первого удара по СССР, случись Немыслимое, годятся и япошкины кораблики, и немчуровские с итальяшкинскими "никчемные"кораблики. Пока сталинские соколы их будут молотить, американские долбодятлы с опытом тихоокеанского ТВН будут пить колу с бургерами. И это с их точки зрения будет праильно. Да вот засада, Сталин не повелся и взял-таки некчемные кораблики себе, а ту скорость ведения войны, что была на момент у Красной Арми, ни амерам, ни англичанам не снилась. Такие мои измышления в пользу разумности подхода тов. Джугашвилли.
          1. +1
            29 апреля 2017 11:01
            Поведайте же, как же это материковый Китай завоевать флотом? :)

            Цитата: Бармал
            При наличии такого-то флоту, в ДЕСЯТКИ раз огромнее всех других вместе взятых флотов участников войны, вот те на!


            Почему же всех? :) Британский флот американцы превосходили всего в два раза. :)

            Цитата: Бармал
            Так , я думаю, им нужен был свой флот в технически исправном состоянии, случись им на СССР тогдашний напасть.


            (Флегматично) Зачем? Советский флот включал на тот момент шесть не очень современных легких крейсеров, два устаревших линкора и несколько десятков не очень современных эсминцев. Американский флот включал к 1945 десять новейших линкоров, двадцать шесть тяжелых и семь легких авианосцев (не считая почти сотни эскортных авианосцев), два десятка современных тяжелых и три десятка легких крейсеров. Ну, и, если память не изменяет, около полутысячи современных эсминцев и две с лишним сотни современных субмарин. Так уж и быть, старые линкоры, устаревшие крейсера и эсминцы и бесчисленные эскортные миноносцы считать не будем. :)

            Советская армия на 1945-ый год бесспорно, являлась сильнейшей в мире, но советский флот... не был даже третьим. Остатки французского и итальянского были по-прежнему сильнее. Что в СССР прекрасно понимали - почему после войны и развернули масштабную программу кораблестроения.
            1. 0
              29 апреля 2017 12:15
              Цитата: Destroyermen
              Поведайте же, как же это материковый Китай завоевать флотом?
              Советская армия на 1945-ый год бесспорно, являлась сильнейшей в мире, но советский флот... не был даже третьим. Остатки французского и итальянского были по-прежнему сильнее. Ч

              Ну во первых типичная океаническая таллассократия Япония вон вполне успешно справлялась в период с 1937 по 1945 годы. И если бы не англо-американская помощь, то китайскому сопротивлению пришёл бы конец ещё примерно в 1943 году.

              А во вторых - советская армия - сильнейшая в мире в 1945 году ? Ну-ну... Простой факт : человеческие ресурсы были исчерпаны уже в 1944 году, сравните физическое качество например американских и советских призывников в 1945 году. И ещё просто факт : как только США перестали поставлять продовольствие, то в СССР сразу наступил послевоенный голод. Совпадение наверное ?
            2. +1
              1 мая 2017 15:47
              Цитата: Destroyermen
              Почему же всех? :) Британский флот американцы превосходили всего в два раза. :)

              Что ж вы сразу-то не написали про бриттов? Я б тогда прямо-таки и повторил за вами.
              Цитата: Destroyermen
              Простите, а за каким фигом союзникам нужны были жалкие остатки немецкого и японского флотов - против СССР? У американцев как бы было в несколько ДЕСЯТКОВ раз больше надводных кораблей, чем на 1945-ый - в советском, германском и японском флотах вместе взятых.

              Цитата: Destroyermen
              Советская армия на 1945-ый год бесспорно, являлась сильнейшей в мире, но советский флот... не был даже третьим. Остатки французского и итальянского были по-прежнему сильнее. Что в СССР прекрасно понимали - почему после войны и развернули масштабную программу кораблестроения.


              Странная логика. То есть, Сталин, забирая у итальянцев/немцев свою долю трофеев, делает глупость - не берет больше торговых и пассажирских судов. В то же время, лишивших предбывших союзников возможности создать кулак из потерпевших от Сталина итальянских и немецких военных моряков и остатков их флотов, забравших свою долю трофейного военного флота тов. Сталина его военные советников из Ген.Штаба называют недалекими и слегка пришибленными от успехов в Победе во ВМВ. Чудесато. Именно для лишения возможности создания такого кулака и забирали то, что было может быть и не совсем хорошим с точки зрения оружейного совершенства. Главное, что у прагматиков Пентагона и на Темзе не возникло желания калечить свои ВС и ВМФ о тогдашнюю РККА образца 1945 года.
              1. 0
                1 мая 2017 18:40
                Sigh. Каким образом отсутствие или наличие трофейных крейсеров влияло на американский "кулак"? Правильно: никак.
                1. 0
                  3 мая 2017 10:33
                  Цитата: Destroyermen
                  Sigh. Каким образом отсутствие или наличие трофейных крейсеров влияло на американский "кулак"? Правильно: никак.

                  интересуетесь историей? Поинтересуйтесь Operation Unthinkable. И тогда , конечно же, вы сможете мне что-то доказать с амерским кулаком. А так, что толку ?
  4. +4
    26 апреля 2017 10:05
    автор не корректно сравнивает жизненные циклы военного и гражданского флотов, у гражданского он всегда намного больше, потому что НТП в большую степень влияет на ВПК, что подразумевает быстрое устаревание военных технологий, в итоге их меняют достаточно скоро.
    1. +9
      26 апреля 2017 10:21
      Жизненные циклы может и не правильно, но мысль в статье совершено здравая. Никакого реального вклада в повышение боеспособности ВМФ СССР военные корабли Германии и Италии не внесли, в отличие от торговых судов.
      1. +3
        26 апреля 2017 13:54
        Они позволили прикрыться от "союзников" в первые 5 послевоенных лет, пока строился собственный флот.
        1. +3
          26 апреля 2017 14:07
          Назовите страны, флотам которых мог противостоять советский ВМФ в первые пять послевоенных лет и которые реально могли напасть.
        2. 0
          26 апреля 2017 14:11
          Цитата: IrbenWolf
          Они позволили прикрыться от "союзников" в первые 5 послевоенных лет,
          эти жалкие остатки недобитых кораблей??? Которые, к тому же, 2-3 года ещё восстанавливали, а некоторые, в этот же срок, утилизировали.
        3. +1
          26 апреля 2017 21:24
          Не смешите людей.
  5. +4
    26 апреля 2017 10:16
    военные суда могли пригодиться как примеры нестандартного оснащения, для углубления инженерных знаний, тестирования иных инженерных решений и понимания, как функционируют иностранные военные корабли.
    1. +1
      26 апреля 2017 11:33
      Цитата: yehat
      военные суда могли пригодиться как примеры нестандартного оснащения, для углубления инженерных знаний, тестирования иных инженерных решений и понимания, как функционируют иностранные военные корабли.

      ну так в статье же написано, что аналоги некоторых кораблей у ВМФ СССР уже были, вплоть до лицензий на их изготовление, в основном эти корабли были не шедеврами кораблестроения даже на момент ввода их в строй, а тестировать там было нечего, так как всё было разграблено или выведено из строя. Одним словом в эти "огрызки" пришлось больше вложить, чем от них получить. Прав автор статьи, не нужны они были.
      1. +5
        26 апреля 2017 11:39
        если рассматривать узкий срез данных, верен один вывод.
        Если рассмотреть шире, может быть верен противоположный.
        Не забывайте, что переговоры происходили под РЕАЛЬНОЙ угрозой нападения объединенных сил Англии, США и недобитков 3 рейха на СССР. Не забыли планы операций вроде unbelievable ? Это как один из аргументов. Я считаю, что не дауны решения принимали и если отказались от торговых кораблей, то имея свои аргументы.
        1. +1
          26 апреля 2017 11:47
          Цитата: yehat
          Не забывайте, что переговоры происходили под РЕАЛЬНОЙ угрозой нападения объединенных сил Англии, США и недобитков 3 рейха на СССР.

          Вы хотите сказать, что эти "огрызки" от кораблей нам чем то могли помочь? Из статьи видно, что только для ввода в строй понадобилось большое напряжение сил и средств, а главное, времени.
          Цитата: yehat
          Я считаю, что не дауны решения принимали

          Даунов там не было, но не все решения были безошибочны, да и когда
          Цитата: yehat
          решения принимали

          то не факт что исходили из этого
          Цитата: yehat
          переговоры происходили под РЕАЛЬНОЙ угрозой нападения объединенных сил Англии, США и недобитков 3 рейха на СССР

          У нас была сильная сухопутная армия, но флоты США и Великобритании не оставляли ни единого шанса ВМФ СССР, даже при наличии этой ржавой трофейной рухляди. Тут, скорее всего, больше идеологическая составляющая присутствовала.
          1. +1
            26 апреля 2017 12:06
            флоты США и Великобритании были плохо приспособлены для действий в Черном, Балтийском и Северных морях. Разве что на дальнем востоке от них были бы большие проблемы. Но если их игнорировать, проблем они предоставили бы не мало.
            Например, британцы имели 2 линкора типа Нельсон, специально созданных для действий в Финском Заливе.
            1. +1
              26 апреля 2017 12:16
              Цитата: yehat
              флоты США и Великобритании были плохо приспособлены для действий в Черном, Балтийском и Северных морях.

              да Вы что?!!! А они то об этом знали?
              Цитата: yehat
              британцы имели 2 линкора типа Нельсон, специально созданных для действий в Финском Заливе
              Про линкоры Вы может и правы, там осадка велика, но зачем против тогдашнего флота СССР линкоры? Авианосцы при поддержке эсминцев и ПЛ решили бы всё дело.
              1. 0
                26 апреля 2017 12:19
                прежде чем язвить, лучше бы подумали, что я имел ввиду
                уверен - у вас в голове даже ни единой мысли не появилось.
                зато сразу понесло в срач
                1. 0
                  26 апреля 2017 12:21
                  Цитата: yehat
                  лучше бы подумали, что я имел ввиду
                  уверен

                  я же не прорицатель, изложите.
                  Цитата: yehat
                  зато сразу понесло в срач

                  где?
                  Цитата: yehat
                  у вас в голове даже ни единой мысли не появилось.
                  я прежде думаю, чем писать. Кстати, дополнительно дописал для вас
              2. +2
                26 апреля 2017 12:30
                эти твд для авианосцев не очень подходят, потому что слишком трудно спрятаться, слишком легко попасть под удар наземной авиации, катеров или малых ПЛ. Или тупо на мину нарваться. Опять же порты для них далеко не везде годятся.
                1. +1
                  26 апреля 2017 12:35
                  Цитата: yehat
                  эти твд для авианосцев не очень подходят, потому что слишком трудно спрятаться,

                  авианосцы в основном нападают, а не прячутся.
                  Цитата: yehat
                  слишком легко попасть под удар наземной авиации, катеров или малых ПЛ.

                  а вот для этого есть сопровождение, да и самолёты на авианосце не для того чтобы ворон пугать. Это с появлением ракетного оружия у АУГ возникли реальные проблемы, а тогда "сильнее тигра зверя нет" )))
                  1. +3
                    26 апреля 2017 12:37
                    авианосец не ровня наземному аэродрому
                    даже если он сможет среагировать на атаку, хорошего мало.
                    1. 0
                      26 апреля 2017 12:41
                      Цитата: yehat
                      авианосец не ровня наземному аэродрому

                      победы США над японцами на тихоокеанском ТВД были обеспечены в основном авианосцами и пофигу эти наземные аэродромы на островах.
                      1. +1
                        26 апреля 2017 12:47
                        если бы у американцев были качественнее торпеды подлодок, они могли бы вообще без авиков победить. 98 неразорвавшихся японцы привезли в днищах кораблей в порты. Слишком японцам не хватало флотских сил.
                        Авианосцы были лишь частью сил. Это уже в конце войны они собирали флоты по 11 авианосцев.
                      2. +1
                        26 апреля 2017 18:47
                        победы над японцами при взятии островов были обеспечены не авианосцами, а многократным превосходством когда американцы стягивали по сотне кораблей перед штурмом, перепахивали острова артиллерией линкоров, и один хрен несли большие потери после высадки...
            2. 0
              26 апреля 2017 16:04
              Цитата: yehat
              Например, британцы имели 2 линкора типа Нельсон, специально созданных для действий в Финском Заливе.

              а чем они отличались от других ЛК.
              1. +1
                26 апреля 2017 16:10
                в основном уменьшенной осадкой. Их главная цель была сформулирована так:
                доплыть до своего радиуса поражения Красной Горки и обстрелять. Из-за лимита по весу широко использовались облегченные материалы, из-за чего корабли этой серии оказались втрое дороже обычного ЛК.
                1. 0
                  26 апреля 2017 17:03
                  Цитата: yehat
                  в основном уменьшенной осадкой.

                  осадка в 10 м это очень много, даже у кинг джорж 5 меньше
          2. +5
            26 апреля 2017 16:17
            Вы считаете, что флоту СССР не нужны были 48 тральщиков типа R, 148 катеров-тральщиков (29 захвачено и 119 получено по репарациям или были достроены)? И с тральными работами наши борцы с "РОГАТОЙ СМЕРТЬЮ" справились бы собственными остатками тральных сил?
            1. +2
              26 апреля 2017 17:59
              Знакомый говорит,что в Крыму ещё в 1985 году использовали пару"демобилизованых" немецких тральщиков. Правда или нет я не знаю
  6. +3
    26 апреля 2017 10:22
    Кое-то полезное от изучения конструкции трофейных судов, в особенности немецких (итальянские и так были хорошо известны) флот и промышленность извлекли. Ведь не просто так перед войной стремились к приобретению немецких кораблей! На достройке Петропавловска (Лютцова) судостроители ознакомились с немецкой технологией сварки корпуса, доведённой до совершенства. Судовая пароэнергетика на высоких параметрах пара. Отечественная попытка, котлы Рамзина на проекте 45, ЭМ Опытный, так и не была доведена до работоспособности. Энергоустановка Петропавловска, трофейных эсминцев, а также приобретенные в Великобритании и САСШ комплекты ПТА для эсминцев помогли сделать надёжную и эффективную энергетику для пр. 41 и 56, а потом и пр.58. На основе этих установок создана энергетика и для ТАКР пр.1143. Не имея реально большой боевой ценности, трофеи позволяли ознакомиться с опытом другой страны в кораблестроении.
    1. +1
      26 апреля 2017 15:21
      Цитата: Гончар
      Судовая пароэнергетика на высоких параметрах пара. Отечественная попытка, котлы Рамзина на проекте 45, ЭМ Опытный, так и не была доведена до работоспособности.

      Не всё так однозначно. ©
      Сами котлы работали нормально - на постоянных ходах. Затык был с автоматикой, предназначенной для работы на переменных ходах, когда нужно было непрерывно точно регулировать количество воды, поступающей в котёл - чтобы пройти по тонкому лезвию между "слишком мало воды" (пережог трубок) и "слишком много воды" (срыв прямоточного парообразования). Наша промышленность такую автоматику не смогла сделать - испытания "Опытного" проводили при ручной регулировке.
      ИЧХ, закупленная до войны для котлов "Опытного" немецкая автоматика тоже не работала. sad
  7. +2
    26 апреля 2017 10:25
    Я хотел бы дополнить,про качество немецкой судовой стали.У нас в одном из затонов флота на берегу до сих пор наверно стоит немецкая самоходная баржа,переделанная под склад.Необычная конструкция,клёпанные соединения до сих пор вызывают у меня удивление.А главное корпус из Крупповской стали,покрытый каким то суриком,или грунтовкой,я не знаю,до сих пор целый.В то время,как рядом находящиеся корпуса наших современных Советских списанных судов,истекали ржавчиной,и разваливались.
    1. +4
      26 апреля 2017 11:21
      Цитата: Мар.Тира
      .У нас в одном из затонов флота на берегу до сих пор наверно стоит немецкая самоходная баржа,переделанная под склад

      В Севастополе вон Истра до сих пор бегает!
      1. +1
        26 апреля 2017 13:38
        Вот это добре!Пускай послужат на пользу дела.
  8. +3
    26 апреля 2017 10:34
    В идеале стоило отказаться от “Чезаре-Новороссийска”, обменяв эту развалину на сухогрузы и океанские лайнеры

    А кто бы согласился с этим?
    "Договор-продукт непротивления двух сторон" (С) yes
  9. +7
    26 апреля 2017 11:09
    what Олег, всё таки вы интересный человек, такое чувство, что детство вас до сих пор не отпустило. Я давно уже заметил, то что не имеет отношение к американскому флоту у вас сразу получает ярлыки ..."огрызок", "лоханка", "корыто"! Да конечно "Макаров" старый, да и "Новороссийск" не мальчик, но чем вам "Керчь" не угодила? Мало того, что ровесник 26 проекта, так ещё и его систершип. Судьба "Керчи" была в руках Хрущёва, родной брат этого крейсера прослужил до 1972 года. Да взять к примеру бывшую румынскую плавбазу ПЛ "Констанца" 1931-го года рождения. На Черноморском флоте под именем "Буг" прослужила верой и правдой до 1973 года.
    В обозначенных условиях советским представителям даже не стоило заявлять о претензиях на долю от немецких, итальянских и японских кораблей. Вместо этого — отказаться от бесполезных военных лоханок в пользу получения гражданских судов.

    Олег, вы действительно считаете, что если бы Сталин отказался от боевых кораблей, то союзники компенсировали этот отказ гражданскими судами?
    За период с 1947 по 1953 гг. советские верфи “налепили” еще 70 новеньких эсминцев проекта 30-бис. В таких условиях чем могли быть полезны остатки фашистского флота?

    laughing Печально знаменитая U-250 стала проматерью знаметитой ПЛ 613 проекта количеством аж 215 штук в 6-ти вариациях.
    Короче статья для бойскаутов

    Цитата: Околоточный
    Олег, спасибо за статью. Доходчиво и интересно. Всё верно - сначала ЭКОНОМИКА, всё остальное производное от неё.
    1. +3
      26 апреля 2017 13:16
      Цитата: Serg65
      Короче статья для бойскаутов

      На сайте для бойскаутов. laughing
      1. +3
        26 апреля 2017 13:35
        Alex_59
        Приветствуем Дружище drinks
        1. +1
          26 апреля 2017 14:41
          Цитата: Serg65
          Приветствуем Дружище

          День добрый! hi
      2. +9
        26 апреля 2017 14:04
        "Уважаемые", вам и предыдущему "написавшему", ударение сами поставьте - некоторые "бойскауты" на сайте имеют далеко не бойскаутский возраст и выслугу лет за службу Родине. Я не флотский, в специфические споры не вступаю, но с интересом читаю. Так как воинская тематика мне близка и любима с того возраста, как себя помню. А особенно нравится читать комментарии не тех типа "цензоров" сайта, ну вроде вас и предыдущего. А профессионалов - на вскидку "Опус" (Антон), Андрей из Челябинска.
        Ваш менторский тон не уместен, высокомерием отдаёт. По моей служебной специфике на сайте статей мало, если и есть то общего характера. А если будут, то в них "бойскаутами" я сделаю ВАС. Так как считаю себя профессионалом в своём деле. С уважением. hi
        1. +6
          26 апреля 2017 14:39
          Цитата: Околоточный
          "Уважаемые", вам и предыдущему "написавшему", ударение сами поставьте - некоторые "бойскауты" на сайте имеют далеко не бойскаутский возраст и выслугу лет за службу Родине.

          "Уважаемые" тоже стремительно движутся к пенсии, так что не принимайте на личный счет. Вы видимо на сайте недавно? Тут к сожалению общее распространение имеет поверхностность и не глубокомыслие, как в статьях, так и в комментариях. Потому и бойскаутский сайт. Профи по специальности создают свои ресурсы, и там уж читать одно удовольствие. А тут вот так... средненько. Но здесь есть несколько людей, которые не будучи профессионалами очень старательно подходят к тому что пишут, в том числе и Андрей из Челябинска, который совсем не флотский, но пишет шедевры, ради которых мы тут собственно и торчим, заодно цинично комментируя остальное. Если же вы дадите качественную статью по своей "служебной тематике", то я лично буду рад побыть бойскаутом - в моем возрасте бояться быть осмеянным уже не страшно. smile
          1. +9
            26 апреля 2017 14:59
            Извините, если что не так. Я к чему написал - Олег очень интересно пишет, живо и красочно. Читать интересно, даже если не особо в теме. Знаете, когда учился у нас был один препод по довольно скучному предмету. Читал лекции так, что прогулов на его занятиях было минимум. Другой по интересному предмету шпарил монотонно по конспектам, спать хотелось. Нравится как пишет Опус - очень сложные вещи объясняет простым и понятным языком. А специфические сайты - бывал там. Именно по причине "узкой специализации" и "сухого языка" мне не понравились. hi
            1. +1
              26 апреля 2017 15:10
              Цитата: Околоточный
              Я к чему написал - Олег очень интересно пишет, живо и красочно.

              На вкус и цвет - все фломастеры разные. smile Меня не вштыривает абсолютно.
              1. +7
                26 апреля 2017 15:14
                Согласен. Все мы разные, каждый видит своё. Даже главную мысль статей видят по разному. Вот ваш товарищ упрекает в том, что я "не вычислил" главную мысль статьи. Я увидел одно, он другое.
            2. +1
              26 апреля 2017 17:36
              Капитан Околоточный,Вы правы:статьи написанные"сухим языком"читать почти,что мочу пить
        2. +3
          26 апреля 2017 14:56
          Цитата: Околоточный
          некоторые "бойскауты" на сайте имеют далеко не бойскаутский возраст и выслугу лет за службу Родине

          Мой дорогой друг, вы вот себя позиционируете человеком из органов, тем более срочную в ВВ проходили, а вычислить о чём конкретно эта статья как то не удосужились! К стати и возрастом и колодками на груди бог тоже не обидел wink
          1. +8
            26 апреля 2017 15:07
            Надо же, даже не поленились по моим комментариям пробежаться. Так о теме статьи -
            Всего СССР получил от Германии в качестве репараций 614 единиц гражданских судов. Исходя из опыта многолетней эксплуатации и несомненной пользы для народного хозяйства страны, именно немецкий торговый флот стал главным источником кораблей при разделе флота. То, что осталось от военной компоненты, было невозможно воспринимать всерьез.
            .
            Не, не эта главная тема у Олега? По моему она. Я не об этом комментарий написал? По моему об этом. В оценку военных кораблей не вдавался, не владею ТЕМОЙ. Так о чём речь?
            1. +3
              27 апреля 2017 08:28
              Цитата: Околоточный
              Надо же, даже не поленились по моим комментариям пробежаться

              А как же, мой дорогой друг! Меня ещё в курсантской бытности учили "анализируй обстановку ежеминутно, ежесекундно!!!", тем более ваши коллеги "старшие братья" постарались, почерпнул у них многое и таки в жизни очень пригодилось.
              К стати с праздником, мой Дорогой друг! drinks
              Цитата: Околоточный
              Так о чём речь?

              Во первых. что же сподвигло Капцова написать сей шедевр? На мой взгляд здесь сыграли два фактора! Первый - это статьи начинающего мариниста Романа Скоморохова о трофейных кораблях в ВМФ СССР, в частности "Свой среди чужих. Адмирал Макаров из Нюрнберга". Второй фактор - это приближающийся День Победы, Олег как спящий русофоб (аналогия со спящими ячейками) пропустить эту дату ну не как не может.
              Конечно товарищ участковый ( уж извините, но мне как то ближе "участковый" чем "околоточный"), вы резонно можете спросить "какие есть ваши доказательства?"
              По существу данного дела имею сказать...
              Вся первая часть статьи сводится к этому..
              Неужели эти посудины могли серьезно повысить боевой потенциал ВМФ СССР? Или помогли открыть доступ к “высоким технологиям арийской расы”?

              Т.е. утрированно Капцов доказывает Скоморохову, что его статьи просто пропагандистский фейк, что в принципе не верно! Почему не верно? Да потому, что ВМФ СССР в ВОВ понёс существенные потери. Исходя из речей Трумэна и Черчеля, а особенно из за их телодвижений в июне 45-го "ну очень глупый Сталин (по Капцову)" и принял решение взять по репарациям некоторое количество военных кораблей, что бы хоть как то закрыть брешь до подхода новых советских кораблей. На КБФ в 45-м было два крейсера и один линкор, при этом в октябре 45-го один из крейсеров подорвался на мине, на ЧФ по сути так же два крейсера и один линкор, при этом один из крейсеров в ноябре 45-го встал в неотложный ремонт. Убыль в эсминцах на всех флотах была ужасающая!!! И на последок ...1 апреля 1946 г. отряд американских кораблей во главе с линкором "Миссури" через Гибралтарский пролив вошел в Средиземное море. 5 апреля корабли зашли с официальным визитом в Стамбул. Морские катера бесплатно доставляли стамбульское население на борт линкора для его осмотра. В сознание турецкого народа вносилась идея, что нет и не может быть в мире государства сильнее Америки. До этого американцы не присутствовали в этом районе.
              1. +7
                27 апреля 2017 08:55
                Сергей, извиняюсь за резкость, просто не нравится когда со мной начинают общение в тоне назидания. С каким праздником поздравляете? Я отмечаю всегда 3 (три) профессиональных - 27 марта, 8 мая и 5 октября. С днём ветеранов ОВД? Если честно, об этом празднике узнал только на ВО.
                По статье:
                Русофобии у Капцова не заметил. Он как и камрады из Израиля - "каждый кулик своё болото хвалит". Естественно, проживают "на западе", хвалят всё своё, ну и Россия является конкурентом США в глобальном масштабе. Что бы ни говорили, региональная держава, шестая экономика, но Россия реально конкурент, который притом показывает вполне "работоспособные зубы". Ессно, кому это понравится?
                Мой комментарий в первую очередь относился к стилю подачи информации Олегом, и второе за ЭКОНОМИКУ. За то, что торговые суда Германии оказали положительное влияние на развитие народного хозяйства СССР. Вот и всё. Делать другие выводы я и не собирался. Здесь с Вами полностью ЗА - для детальных выводов надо обладать информацией, которой не владею.
                1. +3
                  27 апреля 2017 11:12
                  Цитата: Околоточный
                  Сергей, извиняюсь за резкость,

                  Да не берите в голову drinks . к стати как вас звать величать?
                  Цитата: Околоточный
                  Русофобии у Капцова не заметил

                  В интернете много его произведений и не только на морскую тему
                  Цитата: Околоточный
                  За то, что торговые суда Германии оказали положительное влияние на развитие народного хозяйства СССР. Вот и всё.

                  laughing Да нет, Дружище, не всё! Где бегали бывшие германские пассажиры? Одесса - Батуми и Владивосток - Петропавловск-Камчатский. Как вы думаете много ли пассажиров набиралось на рейс Одесса - Батуми? А особенно на Петропавловск? Так для чего допустим на Чёрном море были сконцентрированы 4 трофейных парохода общей пассажировместимостью 3500 человек? Об этом можно говорить всякое и сколько угодно, но во время Карибского кризиса "Победа" и "Нахимов" привлекались для переброски советских войск на Кубу! Надеюсь не надо напоминать о двойном значение советской экономики? hi
                  1. +6
                    27 апреля 2017 11:27
                    Алексей меня зовут.
                    1. +2
                      27 апреля 2017 12:12
                      очень приятно hi
              2. +3
                27 апреля 2017 09:50
                Фактор второй!
                Начнём с нестыковок мышления Олега
                По моему личному мнению, следовало подарить янки и англичанам такую возможность. Отказаться от получения военных кораблей в пользу трофеев из состава немецкого торгового флота.

                и тут же..
                Для Великобритании и США немецкий флот, за исключением отдельных образцов подлодок, ценности представлять не мог. Следуя совету Сталина, часть полученных трофеев англосаксы немедленно использовали в качестве мишеней, остальных сдали в металлолом.

                Т.е. Англия и США всё таки забрали эти "огрызки" и "лоханки"? И что же на самом деле Союзники сделали с этими "корытами"?
                Позже часть кораблей и катеров США и Британии были переданы флотам Франции, Дании и Норвегии. В которых они продолжали служить до конца 60-ых годов.

                Интересно не правда ли? Т.е. часть кораблей и катеров осталось у союзников США и Британии!
                Капцов преднамеренно исказил факты, что бы показать неискушённому читателю не состоятельность и глупость советского руководства!
                По условиям раздела флотов проигравших стран ВМФ СССР получил два десятка эсминцев, подлодки и еще около сотни единиц низкого ранга (в основном катеров и тральщиков (выделенное мной)).

                И тут же ощущая порыв страсти и свою безнаказанность перед читателем автор делает серьёзный прокол
                Всего СССР получил от Германии в качестве репараций 614 единиц гражданских судов

                Т.е. в качестве репараций СССР от Германии получил 445 военных кораблей и катеров, из них 421- это тральщики, "военные рыболовные катера", десантные баржи, торпедные катера ииии внимание 614 единиц гражданского флота!!!! Так чего же больше урвал СССР от репараций, ответ напрашивается сам по себе! Ну и на последок Капцов закидывает этакую изюминку о "чудовищном случае" с неким диссидентом!
                Ну а теперь, Дорогой друг, выводы за вами...о чём статья? hi
                1. +7
                  27 апреля 2017 11:21
                  Сергей, возможно вы Правы, даже вероятнее всего. Случай с "пловцом" меня тоже резанул. Для чего? Но дело тут думаю не в русофобии. Вероятно, бывшие соотечественники таким образом пытаются оправдать и свою эмиграцию. Мол видите, до чего людей "совок доводил".
                  Но в таком случае камрад Капцов очень изощрённо подаёт материал.
    2. 0
      26 апреля 2017 15:11
      Цитата: Serg65
      Печально знаменитая U-250 стала проматерью знаметитой ПЛ 613 проекта количеством аж 215 штук в 6-ти вариациях.

      Да тут можно было вообще далеко не ходить - при работе над самими ЭМ 30-бис широко использовался немецкий опыт. smile
  10. +6
    26 апреля 2017 11:22
    Автор как всегда придумал себе проблему и успешно с ней борется. (я тоже так могу "говорят солнце вокруг земли крутится" - нет, это не так! Ура, доказано!) Либо воспринял какой-то покрывшийся плесенью пропагандистский лозунг о "повышении мощи ВМФ СССР за счет трофеев" за чистую монету и пытается с этой пропагандой спорить. Поскольку вводная часть в статье отсутствует, постановки проблемы нет, то это конечно всего лишь догадки. Но битва с надуманной проблемой у автора не шуточная:
    О каком повышении боеспособности вообще могла идти речь?
    - действительно, о каком? Кто из спецов всерьез утверждал что принятием хлама в состав ВМФ ставится задача СУЩЕСТВЕННО повысить боеспособность этого ВМФ? Хотя бы ссылку или цитату надо для порядка. И не на газету "Правда" (там всегда все про повышение, даже если что обрушилось), желательно, а на кулуарное утверждение какого-нибудь адмирала. Мне вот лично такие утверждения не попадались ни разу, но я допускаю что я чего-то упустил - что же автор нам этот вопрос не раскроет?
    Зато не раз попадались утверждения, что те немногие корабли, что принимались в состав ВМФ брались по сути для ознакомления. Брать то именно что было нечего - все устаревшее. Поэтому брали в довесок к более-менее годным гражданским судам, и никто не собирался на основе трофеев делать супер-флот.
    На ТОФ даже некоторое время в боевом составе были японские эсминцы - буквально пару лет. Потом бОльшую часть этого хлама списали. Немного дольше эксплуатировали крупные единицы вроде Нюрнберга. "Новороссийск" да "Нюрнберг" - вот по сути и все исключения. Эсминцев и прочей "мелочи" было намного больше - почти все утилизировали до смерти тов. Сталина. Брали по сути из интереса, а когда поняли что там все грустно - тут же в утиль.
    А авианосец серьезно испытывали по его устойчивости к повреждениям - так что свою важную роль он сыграл, но автор об этом даже не упомянул.
    Восстановление “Цеппелина” посчитали нецелесообразным, и он был затоплен повторно в качестве мишени.
    - не просто затоплен в качестве мишени. Там был длительный эксперимент с подрывом различных бомб и боеприпасов в разных частях корабля и в разных условиях. Пытали корабль долго и мучительно, и только после этого утопили.
    То что бОльшая часть репараций составили годные гражданские суда как раз и говорит о правильно принятых решениях. Военный хлам был вторичен. Если кто-то из советских агитаторов попытался выдать это за серьезное достижение - ну какие претензии могут быть к агитаторам? Каждый ест свой хлеб не зря.
    1. +2
      26 апреля 2017 22:23
      Забыли еще сказать про подготовку кадров для будущего флота. Почти все трофеи использовались в качестве учебных пособий.
      1. 0
        27 апреля 2017 18:06
        По сути дела, для этого их и использовали. Чтобы сберечь ресурс более новых и ценных кораблей, вроде крейсеров проекта 68-К - гоняли для учений трофеи.
  11. exo
    +2
    26 апреля 2017 11:59
    Часто видел "Советский Союз",в порту Петропавловска-Камчатского. А один раз,посчастливилось из Владивостока идти в Петропавловск,на ещё одном трофее: теплоход «Ильич»
  12. +1
    26 апреля 2017 12:33
    В статье забыли упомянуть про "Адмирала Нахимова", того самого, которого протаранил "Петр Васев" (если не изменяет память) на Черном море во время перестройки.

    Немалая трагедия была, много людей погибло :(

    Тот корабль тоже был трофейным немцем..
    1. +3
      26 апреля 2017 12:40
      Цитата: Майнер
      В статье забыли упомянуть про "Адмирала Нахимова",

      Повнимательнее надо быть. товарищ, повнимательнее...
      Получивший трагическую известность круизный лайнер “Адмирал Нахимов” — из той же серии трофеев. Бывший “Берлин” постройки 1925 г.
  13. 0
    26 апреля 2017 12:51
    Цитата: yehat
    Авианосцы были лишь частью сил. Это уже в конце войны они собирали флоты по 11 авианосцев.

    ну и к чему пришли? Авианосцы форева! laughing
    1. 0
      26 апреля 2017 16:16
      то, что им требовалось аж столько, говорит о далеко не безграничной эффективности.
      1. 0
        26 апреля 2017 16:38
        Цитата: yehat
        то, что им требовалось аж столько

        да, потому что противником был японский флот, а не ВМФ СССР. Во время т.н. "битвы авианосцев" у амеров было гораздо больше авианосцев, аж 15 и 7 линкоров не считая других кораблей и выставили они их против 9 авианосцев и 5 линкоров япсов, не считая других кораблей. Какой наш флот мог похвастать таким набором? Да весь флот СССР не обладал такой мощью.
  14. +3
    26 апреля 2017 15:00
    За период с 1947 по 1953 гг. советские верфи “налепили” еще 70 новеньких эсминцев проекта 30-бис. В таких условиях чем могли быть полезны остатки фашистского флота?

    Олег... ну зачем так-то уж подставляться? Или вы не в курсе - как и на базе чего переделывали исходный проект 30 в 30-бис? wink
    В корпусной части проекта конструк­торы ЦКБ-53 учли опыт немецкого кораблестроения, ознакомиться с кото­рым позволяла как трофейная техни­ческая документация, так и изучение германских эсминцев, доставшихся СССР по репарациям. Конструкция кор­пуса «тридцаток-бис» весьма напомина­ла «немцев», в строительстве которых сварка использовалась в максимальном объеме уже в 1937—1938 годах.
    (...)
    Форма кормовой оконеч­ности, заимствованная у немецких эс­минцев проекта 1936-А, позволяла при сохранении просторной палубы юта обеспечить в районе конструктивной ватерлинии и в подводной части приемлемые с точки зрения ходкости и удобства эксплуатации на задних ходах обводы.
    (...)
    Изменилась на эсминце проекта 30бис конструкция носовой надстройки. Она получила площадку на первом ярусе для дополнительного 37-мм автомата, а закрытый ходовой мостик, признанный по опыту войны весьма неудобным для управления кораблем при отражении атак воздушного противника, уступил место открытому. Защиту от ветра пред­полагалось осуществлять способом, под­меченным на немецких кораблях — при помощи специального ветроотбойного козырька, создающего восходящий по­ток воздуха, который экранирует нахо­дящихся на мостике от встречного воздушного потока.
    (...)
    Анализируя проектные решения, можно обнаружить целый ряд примеров, иллюстрирующих ориентацию советских кораблестроителей на использование опыта германского кораблестроения в некоторых разделах проекта 30бис. За­имствования эти сыграли как положи­тельную роль — например, газовая система пожаротушения, впервые уви­денная нами еще до войны на эсминцах проекта 1936-А, так и отрицательную. Последнее можно с определенностью сказать о съемных трехъярусных койках в кубриках команды. Немецкие мо­ряки при стоянке эсминцев в базе жили в береговых казармах, поэтому суровая практичность оборудования помещений команды на корабле для них являлась нормой. Традиции нашего флота: «ко­рабль — дом». Об этом проектанты, видимо, позабыли, отведя матросу всего 1,25 кв. м площади кубрика. Учитывая техническую политику копирования лучших образцов военной техники Гер­мании, проводившуюся в первые по­слевоенные годы по прямому указанию Сталина, заимствование технических решений следует признать закономер­ным.
  15. +2
    26 апреля 2017 16:07
    30 марта 1945 года войска 2-го Белорусского фронта взяли Гданьск. Здесь, на стапелях были обнаружены корпуса двадцати новейших подводных лодок XXI серии (U-3538 – U-3557). Еще для 14 субмарин (U-3558 – U-3571) были заготовлены секции. Летом 1945 года корпуса недостроенных подводных лодок были спущены на воду и переведены в Советский Союз. Секции так же были перевезены в СССР. Первые 13 субмарин включили в состав флота уже 13 апреля 1945 года. Оставшиеся 12 февраля 1946.
    Но затем их пришлось ЗАТОПИТЬ! Так, как они попали в категорию трофеев "С"- недостроенные или нуждающиеся в ремонте в течении более полугода.
    Корабли категории «А» и «В» попадали под раздел. Корабли категории «С», которые попали в руки союзников, разделу не подлежали, и согласно договоренностям, должны быть затоплены.
  16. 0
    26 апреля 2017 17:19
    Цитата: nizhegorodec
    Цитата: yehat
    Не забывайте, что переговоры происходили под РЕАЛЬНОЙ угрозой нападения объединенных сил Англии, США и недобитков 3 рейха на СССР.

    Вы хотите сказать, что эти "огрызки" от кораблей нам чем то могли помочь? Из статьи видно, что только для ввода в строй понадобилось большое напряжение сил и средств, а главное, времени.
    Цитата: yehat
    Я считаю, что не дауны решения принимали

    Даунов там не было, но не все решения были безошибочны, да и когда
    Цитата: yehat
    решения принимали

    то не факт что исходили из этого
    Цитата: yehat
    переговоры происходили под РЕАЛЬНОЙ угрозой нападения объединенных сил Англии, США и недобитков 3 рейха на СССР

    У нас была сильная сухопутная армия, но флоты США и Великобритании не оставляли ни единого шанса ВМФ СССР, даже при наличии этой ржавой трофейной рухляди. Тут, скорее всего, больше идеологическая составляющая присутствовала.

    Простите,но Сталин был человек практичный: если была какая-то реальная ,а ей противоречит марксизм-лененизм Сталин выбирал первое(Н. С.доказывал,что Сталин меньше привержен Ленину чем он). Если Сталин решил,что нам пригодятся эти "огрызки"значит были веские аргументы
  17. +2
    26 апреля 2017 17:50
    Цитата: Авиатор_
    И что? Принесло ему счастье это трудное бегство? Хотелось бы знать. А то в научных кругах ни тогда, ни теперь об "учёном- океанологе В. Курилове" ничего нет.

    Это ж как надо Родину не любить, чтоб такое выдержать... Или так сильна была тяга к западным ценностям?
    1. +1
      26 апреля 2017 21:13
      Он возлюбил 100 сортов соевой колбасы, которой в СССР не было.
      1. +1
        26 апреля 2017 22:25
        Цитата: Авиатор_
        колбасы, которой в СССР не было.

        да, колбасы в союзе не было
        1. +2
          26 апреля 2017 22:32
          Цитата: nizhegorodec
          да, колбасы в союзе не было

          Страдали? А сало было?
          1. +1
            26 апреля 2017 22:34
            Цитата: мордвин 3
            Страдали? А сало было?

            не особо, но зачем жить там где плохо? Вот он и подался туда, где лучше. Нормальное решение.
            1. +2
              26 апреля 2017 22:40
              Цитата: nizhegorodec
              Вот он и подался туда, где лучше.

              А откуда он знал, что там лучше? Мог бы не пару месяцев в тюрьме просидеть, а несколько лет, как его сосед-немец . Спасибо, родственница в Канаде нашлась.
              1. +1
                26 апреля 2017 22:42
                Цитата: мордвин 3
                А откуда он знал, что там лучше?

                он знал, что в Союзе ему по любому хуже.
                1. +3
                  26 апреля 2017 22:47
                  Цитата: nizhegorodec
                  он знал, что в Союзе ему по любому хуже

                  Ни черта он не знал. Шило у него в заду было, вот и всё. Хорошо, хоть, что не как Беленко туда рванул.
                  1. +1
                    27 апреля 2017 07:44
                    Цитата: мордвин 3
                    Ни черта он не знал.

                    Ну да, в Союзе ведь жили тупые и ограниченные люди
        2. +1
          26 апреля 2017 23:25
          Соевой не было, из мяса - была, тем более в 1974 году, это не 1989
  18. +1
    26 апреля 2017 18:11
    Олег,хочу Вам возразить: некоторые образцы немецких трофеев были очень даже хороши.
    У нас посёлке живет старик,после войны служил на ТОФ и говорил,что подводники МЕЧТАЛИ служить на трофейных лодках:на аналогичных наших "малютках" был фирменный ад и лишь позднее наши начали делать аналогичные лодки(их называли"немки") с соответствующим облегчением
    1. 0
      26 апреля 2017 20:13
      Цитата: Монархист
      МЕЧТАЛИ служить на трофейных лодках

      про трофейные подлодки речи нет, они как раз у немцев были лучшими.
  19. 0
    26 апреля 2017 18:18
    Поддерживаю!Круто сказали)
    Цитата: Alex_59
    Но здесь есть несколько людей, которые не будучи профессионалами очень старательно подходят к тому что пишут, в том числе и Андрей из Челябинска, который совсем не флотский, но пишет шедевры, ради которых мы тут собственно и торчим, заодно цинично комментируя остальное. Если же вы дадите качественную статью по своей "служебной тематике", то я лично буду рад побыть бойскаутом - в моем возрасте бояться быть осмеянным уже не страшно.
  20. +1
    26 апреля 2017 20:10
    Цитата: faiver
    перепахивали острова артиллерией линкоров,

    А кто океан расчищал перед этим? Кто линкоры прикрывал с воздуха? Что то всё просто у вас выходит.
  21. 0
    27 апреля 2017 18:01
    (Удрученно) А самый ценный трофей вы даже не упомянули... :(

    "Гессен" же! То бишь бывший ЭБР, ставший радиоуправляемой мишенью. Для советского флота, это было настоящее сокровище - корабль, способный адекватно имитировать маневры настоящего противника в бою, ставить дымзавесы и даже изображать ответный огонь.
  22. 0
    1 мая 2017 14:04
    Был в круизе, по Крымско-Кавказской линии, на "Адмирале Нахимове". Вечная ему память! Даже для меня, проведшего очень много времени на судах отца, его планировка показалась запутанной. Разобрался на 2-й день. А в ночь его гибели, многие пассажиры только-только взошли на борт...
  23. Комментарий был удален.
  24. Комментарий был удален.
  25. 0
    13 марта 2018 18:10
    Цепелин и Лютцов не подлежали разделу как трофеи так как они не били в более или менее исправном состояние.
    Среди трофеев все таки били ценние судна - подлодки, тралщчики, торпедние катера и т.д. Крейсера и есминици тоже били не хуже чем советские корабли. Они служили недолго потому что боевая техники бистро старела в 50-тие годьи.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»