Military Review

Questions of the defense of the Neva delta and the battle for Kotlin

0
Questions of the defense of the Neva delta and the battle for Kotlin

Immediately after the capture of the entire Neva current and access to the shores of the Gulf of Finland, Peter decided to firmly establish himself on these lands. Given the fact that the Swedish empire had powerful naval forces, the Russian command paid special attention to protection from the sea. In the eastern part of the Gulf of Finland and in the delta of the Neva River they begin to create an extensive and deep coastal defense system. In accordance with these considerations, a number of fortifications and coastal batteries were built in 1703 and in the following years: in May, the Peter and Paul Fortress was erected on 1703, in addition, a battery of Vasilevsky Island, Kronslot, Kronstadt coastal batteries appeared harbors, first and second battery Tolbukhina.


Peter and Paul Fortress began to be built on one of the small islands of the Neva delta (on the Hare Island). Due to extremely tight deadlines, which made it impossible to build fundamentally, earthworks were first erected. Artillery of the Peter and Paul Fortress was tasked with a massive fire to repel attempts by the Swedish Navy to move up the Neva. Already in 1706, they began to build stone bastions with casemated batteries. Work on the construction of the fortress was finally completed only in 1740 year. The fortress has become a powerful stronghold with long-term fortifications, armed with which was up to 300 guns. The fire engagement with the coastal battery of the Vasilyevsky Island gave a considerable for that time density of artillery fire. The coastal battery of Vasilyevsky Island was built in June 1703 of the year on the eastern tip of the island, its cannon used to hide the fairway of the Little Neva.

Kotlin played an especially important role in the defense of Petersburg and throughout the Northern War. In the autumn of 1703, Peter, while exploring the sea about 30 km offshore, discovered an island covered with pine forest. He was called Kotlin. The island occupied a strategically important position - approximately in the middle of the bay, between its northern and southern coast. All large vessels were supposed to pass near the island, since in other places extensive shallows blocked the way. The Swedes did not appreciate the importance of the island, so there was not only no fortifications, but also permanent residents in general. On it, the king ordered to build an advanced fort, protecting St. Petersburg from the sea. In the winter of 1703-1704, infantry regiments under the command of F. Tolbukhin and I. Ostrovsky were transferred to Kotlin. First of all, a fortification was built on the shallows to the south of the island, a mound with a large three-tier tower with 14 guns was built on it (their number was soon brought to 30). Then they built a fortification and a battery on the southern coast of the island - the so-called. New Kronshlot. Thus, any enemy ship passing through the southern fairway inevitably fell under the cross fire of the guns of the Kotlin batteries and Kronshlot guns. 7 (18) in May 1704, a celebration took place, the fortress was consecrated and named Kronslot (from the Netherlands. Kronslot - “crown castle”). The main architect of the fortress was the Italian architect and engineer Domenico Trezzini.

The work was going on so intensely that the Swedes were surprised to find the next navigation in the Gulf of Finland, which they had recently considered completely their own, from which the Russian fortress appeared, which closed their approach to the Neva Bay.

It should be noted that It was an innovative step - the creation of coastal batteries on a specially created island. Later, using the experience of building the Old Kronshlot, the Russian builders built other island forts. This idea (the construction of strongholds with artificial grounds) was then borrowed from Russia and the states of Western Europe.

The old battery was erected already in the summer of 1704, on the coast of the island opposite Kronschlot. The battery was supposed to defend the deep-water channel leading to St. Petersburg and the eastern side of Fort Kronslot. The old battery could interact with the Kronschlot artillery and the Ivanovo battery. On the Old Battery installed 8 guns. The Ivanovo battery was erected on the cape of the southern coast of the island of Kotlin, north-west of Kronschlot. She was supposed to interfere with the approach of the enemy ships to the island, shoot through the raid, protect the fairway along with the Old and Lesnaya batteries (initially there were four 6-pound guns, then installed ten 24-pound guns).

In June, the 1705 of the year on the southern bank of the Kotlin, west of the Ivanovo battery, erected a Forest battery with 9 guns. By this the possibility of a breakthrough to Petersburg was further reduced. Forest battery could interact with the Ivanovo battery. The Swedish Navy, trying to break through, would be in a disadvantageous position, it was possible to conduct concentrated fire from several directions at once on the ships.

In the winter of the 1704-1705 of the year, the Swedish Navy was intensively preparing to capture Kotlin and attack Kronslot. Considering the danger of the landing of the Swedish assault, the Russian command in May 1705 of the year transferred an infantry regiment under the command of Colonel Tolbukhin to the area of ​​possible landing of the enemy troops. He was given the task of repelling attempts to land assault on the island. The colonel ordered to put three regimental 3-pound cannons on the prominent cape of the western tip of the southern coast of the island, well disguised.

During the battles with the Swedish fleet in the summer of 1705 it became clear that the defense of the western tip of the island urgently needed to be strengthened. Therefore, twelve 6-pound guns were handed over to Tolbukhin. Two of the new guns strengthened the already created battery (it was called Tolbukhin battery No. 1). And the remaining ten guns were put on the Kotlinskaya Spit. So the battery of Tolbukhin No. 2 appeared. It must be said that the guns of both batteries were mounted on specially constructed carriages that looked like sledges. This made it possible to quickly move the guns and concentrate maximum fire in the most dangerous direction. As a result, the battery of Tolbukhin No. 2 could shoot both fairways - south and north with all guns at once. At the end of June 1705, her efforts were increased by another five 6-pound guns, increasing the number of battery trunks to 15.

In addition, it should be noted that the Tolbukhin’s batteries were viewed by the Russian command more as anti-amps. This is evidenced by a small caliber of guns, a significant number of infantry formations in the area. It should also be said that when building Tolbukhina batteries for the first time in stories The advanced idea of ​​creating mobile coastal artillery was put forward and practically implemented.

Reflection of the Swedish attack on Kotlin in 1704 - 1705

The first attack was repelled already in 1704. Once in 1703, the Russian army captured the entire course of the Neva River, its delta, the Karelian Isthmus to the r. Sister and part of the southern coast of the Gulf of Finland, the Swedish defensive line was cut. The Russian army had the opportunity to develop an offensive along the coast of the Gulf of Finland. This factor, as well as the Russian presence of such important strongholds as Petersburg and Kronslot, forced the Swedes to take measures in order to restore the land connection between Swedish Finland and the southern coast of the Gulf of Finland. The Swedish command decided to capture Kotlin and St. Petersburg. It should be noted that the Swedes still underestimated the successes of the Russian armed forces and for the ground operation small forces were commanded under the command of Meidel, who could not do anything useful.

9 June 1704, Vice Admiral de Pré’s squadron appeared on the horizon: one battleship, five frigates and eight small ships. June 12 Swedish squadron attempted to land troops on the island of Kotlin. 50 Swedish boats came to the island, but they could not go straight to the coast because of the shallow depth. Swedish troops landed in the water and to the waist in it moved to the land. At that moment they were met by a sudden rifle salvo. Swedish soldiers did not expect to meet the enemy on an empty island and retreated. After that, the Swedish squadron moved to Kronshlot and an artillery firing took place for two days. Neither the fort nor the Swedish ships suffered serious damage. On the third day, the Swedes retreated and no longer appeared in 1704.

At this time, the Russian command strengthened the coastal defense with the help of the first ships of the Baltic Fleet. On Syasi, in Ladoga and Svir, work on the construction of warships was in full swing. In the fall, the first ships arrived on the Neva River to St. Petersburg. In the spring of 1705, new ships arrived. By May, the Russian Navy in the Baltic had 20 pennants: eight 24-gun frigates ("Standart", "Narva", "Petersburg", "Kronslot", "Shlisselburg", "Triumph", "Mikhail Archangel", Defam), several 12-gun ships and galleys. Two infantry regiments were planted on the galleys. The ships had 270 guns and 2200 man crews. The squadron was led by Vice Admiral Cornelius Cruys (1655 - 1727), the Norwegian became the first commander of the Baltic Fleet. In addition, the artillery batteries were reinforced, the garrisons of St. Petersburg, Kotlin and Kronschlot were brought to 13 thousand people. The third regiment was transferred to Kotlin.


28 gun frigate "Archangel Michael".

The Swedes took the errors into account, and a more powerful fleet was sent to the Kotlin attack in 1705 — the ship’s 22 (including seven 54-64-gun ships, six 36– and 28-gun frigates, two bombardment ships) under the command of Admiral Cornelius Ankersterna, Vice-Admiral de Prou ​​and Rear-Admiral Shpard were his deputies. When the squadron was a transport fleet of 550 transport ships and landing squad. The land corps of Meidel was supposed to repeat the attack from Finland.

22 May 1705, the Russian squadron left St. Petersburg and arrived at Kronslot on the same day. The main forces of the Baltic Fleet were concentrated on the deep-water channel between the island and Kronshlot. In the immediate vicinity of the Russian ships were the Old and Ivanovo batteries and the fort of Kronschlot. These batteries and guns of the squadron created a very significant density of fire. In addition, to the south of the Ivanovo battery installed a line of floating barriers. Four galleys that could attack enemy ships for boarding were located near Kronschlot.

All these measures were taken very timely. Already at dawn 4 June, the Swedish ships anchored three miles west of Kronschlot. The Swedish squadron on the move tried to break through, approaching the line of obstacles and starting firing. But the well-aimed volleys of the Russian ships and the Ivanovo battery forced the Swedish vanguard to withdraw.

June 5 Swedish ships continued unsuccessful shooting at the Baltic Fleet ships and coastal batteries in the Kronschlot area. At the same time, the ships of the Shpar detachment fired at the western tip of the island and threw assault forces on 80 punt under the command of Colonel Nyrod on Kotlin. But the Tolbukhin battery X-ray cartoons and the accurate rifle fire of the infantry regiment inflicted considerable losses on the Swedish troops and forced the enemy to panic retreat. 1 Swedes were killed and 40 captured.

June 6 continued artillery fire with batteries Kronshlot, but the Swedes did not achieve. 7-9 June, the Swedes did not take active steps and discussed the future plan of their actions. The active defense of the Russians embarrassed them, becoming for them a complete surprise. The Swedes were counting on a quick victory. But they were not going to retreat, having decided to break the Russian defense at all costs and break through to the mouth of the Neva. The Russian command at this time strengthened its batteries on the island.

10 June, the Swedes again went on the attack. Admiral Shpar's detachment approached the barricades and, moving closer to the Russian ships at a distance of artillery fire, began a firefight. But soon the Shpar detachment was forced to retreat under the fire of the Ivanovo battery and joined the ships of Ankershtern, who fired at Kronslot, and the ships of the Baltic Fleet that were near him. Despite the fact that the Swedish artillerymen had more powerful artillery and the number of guns, there were few hits in Russian ships and batteries. The Russian artillerymen, especially from coastal batteries (the crews of the ships were inexperienced, there was also a shortage of crews), achieved great success. When the wind died down, the Russian galleys attempted to storm the enemy bombardier ships, the two-three-masted ships, intended to bombard the coastal fortifications and the coastal fortresses of the enemy, and, to a lesser extent, for enemy artillery combat with enemy naval ships, were armed with large-caliber guns. The Swedes were forced in boats to drag them to their main forces.

At the same time, the attempt by General Meidel to attack Petersburg from land also failed.

The Swedish fleet anchored off the wooded shore of the Kotlin beyond the reach of Russian batteries, repairing damaged ships. The Russian command took into account that the enemy had already parked there several times, and secretly installed a new battery (Forest Battery). June 15 Swedes unexpectedly fired at them. The Swedes were forced to retreat.

June 21 The Swedish squadron left the island for Biorke and returned only in the morning of July 14. The Swedes went on a decisive assault. But the Russian command didn’t sleep and was well prepared - the first Tolbukhin battery was strengthened, the second one was created, earthworks were carried out to protect the infantry from the ship artillery fire.

The Swedish squadron opened heavy fire, trying to suppress the Tolbukhin battery No. 2 and sweep away the infantry formations covering this area. But they did not have much success - the guns and infantry were well disguised, located in low-lying, sheltered places. Moreover, four Russian guns could cause significant damage, damaged the flagship of the Swedes. After the shelling, an amphibious detachment was thrown into the battle - 1,6-2 thousand soldiers. Halfway between the squadron and the coast, a cannon disguised and unresponsive to the fire of enemy ships was hit with canister. The Swedes survived and, coming up on the 50-70 meters to the shore, began to disembark from the boats. When part of the Swedish paratroopers reached the coast, they were met by a rifle salvo and bayonet attack by the soldiers of Tolbukhin and Ostrovsky. The Swedes could not stand the blow and rushed to run. It was a defeat - about 1 thousand Swedes were killed, wounded or captured (some drowned). The Swedish fleet did not repeat any more attempts to attack and left.

It was a feat that even foreigners could not keep silent. The English envoy to Russia reported to London that the Swedes had lost up to six hundred killed in a hot fight, and Admiral Ankersternn ordered to shoot from the ships at his landing party so that he would return to the shore, but this only exacerbated the confusion.



Results

- In tactical terms, both sides acted rather indecisively and could not achieve complete victory. But the Russian command prevailed, skillfully interacting with coastal batteries, naval forces, infantry, using innovations such as artillery ambushes, auxiliary water obstacles.

The Swedish command, despite superiority in manpower and equipment, did not show full determination in achieving the goal; artillery attacks on coastal objects were carried out from long distances, and could not organize effective interaction between the Navy, powerful naval artillery, paratroopers and ground forces.

- It was a great strategic victory for the Russian army and the Baltic Fleet, Russia was able to stand firmly on the shore of the Baltic.

- After the victory, the Russian command even more strengthened the defensive order: at the beginning of 1706, the king ordered to found a small fort called "St. Alexander" on the western tip of Kotlin Island in place of the Tolbukhin batteries, 40 was armed with cannons; in the year 1710, construction of the seaport began on the island, and coastal batteries of the Kronstadt harbors began to be built from 1713, by the time 1720 had 120 guns on them. In 1723, the "Main Fortress" was laid (they began to call it Kronstadt). By 1725, on the island and in Kronstadt in the artillery park there were 335 guns, the fortress garrison made up two infantry regiments with a total number of 2,7 thousand people. Kronstadt became a reliable fortress, a shield of the northern capital of the Russian Empire.
Author:
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Вопросы обороны дельты Невы и битва за Котлин

Вопросы обороны дельты Невы и битва за Котлин

Сразу после захвата всего течения Невы и выхода к берегам Финского залива Пётр решил твёрдо стать на этих землях. Учитывая тот факт, что Шведская империя обладала мощными Военно-морскими силами, русское командование особое внимание уделило защите со стороны моря. В восточной части Финского залива и в дельте реки Невы начинают создавать разветвленную и глубокую систему береговой обороны. В соответствии с этими соображениями в 1703 году и в последующие годы были построены ряд укреплений и береговых батарей: в мае 1703 года начали возводить Петропавловскую крепость, кроме того, появилась батарея Васильевского острова, крепость Кроншлот, Старая, Ивановская и Лесная батареи, береговые батареи Кронштадтских гаваней, Первая и Вторая батареи Толбухина.

Петропавловскую крепость стали строить на одном из небольших островов дельты Невы (на Заячьем острове). Из-за крайне сжатых сроков, которые не давали возможности строить фундаментально, вначале возвели земляные укрепления. Артиллерия Петропавловской крепости имела задачу массированным огнем отбивать попытки шведских ВМС продвигаться вверх по Неве. Уже в 1706 году начали строить каменные бастионы с казематированными батареями. Работа по возведению крепости окончательно завершилась только в 1740 году. Крепость стала мощнейшим опорным пунктом с долговременными укреплениями, на вооружении которой было до 300 пушек. Огневое взаимодействие с береговой батареей Васильевского острова давало значительную для того времени плотность артогня. Береговую батарею Васильевского острова построили в июне 1703 года на восточной оконечности острова, огнём её орудий прикрывался фарватер Малой Невы.

Особенно важную роль в обороне Петербурга и во всей Северной войне сыграл Котлин. Осенью 1703 года Пётр во время разведки в море примерно в 30 км от берега обнаружил остров, покрытый сосновым лесом. Его назвали Котлин. Остров занимал стратегически важное положение – примерно посередине залива, между его северным и южным берегом. Все крупные суда были должны пройти вблизи от острова, т. к. в других местах путь закрывали обширные отмели. Шведы не оценили важность острова, поэтому на нём не только не было укреплений, но и вообще постоянных обитателей. На нём царь приказал возвести передовой форт, защищающий Санкт-Петербург с моря. Зимой 1703-1704 годов на Котлин перевели пехотные полки под командованием Ф. Толбухина и И. Островского. В первую очередь возвели укрепление на отмели к югу от острова, на ней построили насыпь с большой трёхъярусной башней с 14 пушками (их число вскоре довели до 30). Затем возвели укрепление и батарею на южном берегу острова – т. н. Новый Кроншлот. Таким образом, любой вражеский корабль, проходящий южным фарватером, неминуемо попадал под перекрестный обстрел орудий батарей Котлина и пушек Кроншлота. 7 (18) мая 1704 года состоялось торжество, крепость была освящена и названа Кроншлот (от нидерланд. Kronslot — «коронный замок»). Главным архитектором крепости стал итальянский архитектор и инженер Доменико Трезини.


Работа шла в настолько напряжённом режиме, что уже на следующую навигацию шведы с удивлением обнаружили в Финском заливе, который они ещё недавно считали полностью своим, откуда ни возьмись появившуюся русскую крепость, которая закрыла им подход к Невской губе.

Надо отметить, что это был новаторский шаг - создание береговых батарей на специально созданном острове. Позднее, используя опыт сооружения Старого Кроншлота, русские строители возвели и другие островные форты. Эту идею (строительство опорных пунктов с искусственным основанием) затем позаимствовали у России и государства Западной Европы.

Старую батарею возвели уже летом 1704 года на берегу острова, расположенного напротив Кроншлота. Батарея была должна оборонять глубоководный фарватер, ведший к Санкт-Петербургу, и восточную сторону форта Кроншлот. Старая батарея могла взаимодействовать с артиллерией Кроншлота и с Ивановской батареей. На Старой батарее установили 8 орудий. Ивановскую батарею возвели на мысе южного берега острова Котлин к северо-западу от Кроншлота. Она была должна мешать подходу вражеских кораблей к острову, простреливать рейд, защищать фарватер вместе со Старой и Лесной батареями (первоначально было четыре 6-фунтовые пушки, затем установили десять 24-фунтовых орудий).

В июне 1705 года на южном берегу Котлина, западнее Ивановской батареи, возвели Лесную батарею при 9 пушках. Этим возможность прорыва к Петербургу ещё более сократили. Лесная батарея могла взаимодействовать с Ивановской батареей. ВМС Швеции, попытавшись прорваться, попали бы в невыгодное положение, по кораблям можно было вести концентрированный огонь сразу с нескольких направлений.

Зимой 1704-1705 года шведские ВМС усиленно готовились к захвату Котлина и нападению на Кроншлот. Учитывая опасность высадки шведского десанта, русское командование в мае 1705 года перебросило в район вероятной высадки войск противника пехотный полк под командованием полковника Толбухина. Ему поставили задачу отразить попытки высадить десанта на остров. Полковник приказал поставить на выдающемся в море мысу западной оконечности южного берега острова три полковые 3-фунтовые пушки, их хорошо замаскировали.

Во время боев со шведским флотом летом 1705 года стало понятно, что оборону западной оконечности острова необходимо срочно усилить. Поэтому Толбухину передали ещё двенадцать 6-фунтовых пушек. Две пушки из числа новых усилили уже созданную батарею (она получила название батареи Толбухина № 1). А остальные десять орудий поставили на Котлинской косе. Так появилась батарея Толбухина № 2. Надо сказать, что пушки обеих батарей были установлены на специально построенные лафеты, которые походили на сани. Это позволяло быстро перемещать пушки и концентрировать максимальный огонь на самом опасном направлении. В результате, батарея Толбухина № 2 могла всеми пушками простреливать сразу оба фарватера — южный и северный. В конце июня 1705 года её усилии ещё пятью 6-фунтовыми пушками, увеличив численность стволов батареи до 15.

Кроме того, надо отметить, что батареи Толбухина рассматривались русским командованием больше как противодесантные. Об этом говорит малый калибр пушек, значительное число пехотных соединений в этом районе. Следует также сказать, что при строительстве батарей Толбухина впервые в истории была выдвинута и практически осуществлена передовая идея создания подвижной береговой артиллерии.

Отражение нападения шведов на Котлин в 1704 - 1705 гг.

Первую атаку отбили уже в 1704 году. После того как в 1703 году русская армия овладела всем течением реки Невы, ее дельтой, Карельским перешейком до р. Сестра и частью южного побережья Финского залива, шведская оборонительная линия была рассечена. Русская армия получила возможность развивать наступление вдоль побережья Финского залива. Этот фактор, а также наличие у русских таких важных опорных пунктов, как Петербург и Кроншлот, заставили шведов принять меры для того, чтобы восстановить сухопутную связь между шведской Финляндией и южным берегом Финского залива. Шведское командование решило захватить Котлин и Санкт-Петербург. Надо отметить, что шведы по-прежнему недооценивали успехи русских вооружённых сил и для сухопутной операции были выделены небольшие силы под командованием Майделя, которые не смогли сделать ничего полезного.

9 июня 1704 года на горизонте появилась эскадра вице-адмирала де Пру: один линейный корабль, пять фрегатов и восемь малых судов. 12 июня шведская эскадра попыталась высадить войска на остров Котлин. 50 шведских лодок подошли к острову, но подойти прямо к берегу они не смогли из-за малой глубины. Шведский десант высадился в воду и по пояс в ней двинулся на сушу. В этот момент их встретил внезапный ружейный залп. Шведские солдаты не ожидали встретить на пустом острове противника и отступили. После этого шведская эскадра двинулась к Кроншлоту и два дня шла артиллерийская перестрелка. Ни форт, ни шведские корабли не получили серьёзных повреждений. На третий день шведы отступили и в 1704 году больше не появлялись.

В это время русское командование усилило береговую оборону с помощью первых кораблей Балтийского флота. На Сяси, в Ладоге и Свири кипела работа по строительству боевых кораблей. Осенью первые корабли прибыли по Неве в Санкт-Петербург. Весной 1705 года прибыли новые корабли. К маю в русских ВМС на Балтике было 20 вымпелов: восемь 24-пушечных фрегатов («Штандарт», «Нарва», «Петербург», «Кроншлот», «Шлиссельбург», «Триумф», «Михаил Архангел», Дефам»), несколько 12-пушечных кораблей и галер. На галеры было посажено два пехотных полка. На кораблях было 270 пушек и 2200 человек экипажей. Возглавил эскадру вице-адмирал Корнелиус Крюйс (1655 — 1727), норвежец стал первым командующим Балтфлота. Кроме того, были усилены артиллерийские батареи, гарнизоны Петербурга, Котлина и Кроншлота довели до 13 тыс. человек. На Котлин перебросили третий полк.

Вопросы обороны дельты Невы и битва за Котлин

28 пушечный фрегат "Архенгел Михаил".

Шведы учли ошибки, и на приступ Котлина в 1705 году был отправлен более мощный флот – 22 корабля (в том числе семь 54-64-пушечных корабля, шесть 36– и 28-пушечных фрегатов, два бомбардирских корабля) при 550 пушках под командованием адмирала Корнелиуса Анкерштерна, его заместителями были вице-адмирал де Пру и контр-адмирал Шпар. При эскадре была транспортная флотилия из 80 транспортных судов и десантный отряд. Сухопутный корпус Майделя был должен повторить атаку со стороны Финляндии.

22 мая 1705 года русская эскадра вышла из Петербурга и в тот же день прибыла к Кроншлоту. Основные силы Балтфлота были сконцентрированы на глубоководном фарватере между островом и Кроншлотом. В непосредственной близости от русских кораблей находились Старая и Ивановская батареи и форт Кроншлота. Эти батареи и пушки эскадры создавали весьма значительную плотность огня. Кроме того, к югу от Ивановской батареи установили линию плавучих заграждений. Около Кроншлота расположили четыре галеры, которые могли атаковать вражеские корабли для абордажа.

Все эти меры были приняты весьма своевременно. Уже на рассвете 4 июня шведские корабли встали на якорь в трех милях западнее Кроншлота. Шведская эскадра с ходу попыталась прорваться, приблизившись к линии заграждений и начав стрельбу. Но меткие залпы русских кораблей и Ивановской батареи заставили отойти шведский авангард.

5 июня шведские корабли продолжали безрезультатную стрельбу по кораблям Балтфлота и береговым батареям в области Кроншлота. Одновременно корабли отряда Шпара обстреляли западную оконечность острова и бросили на Котлин десант на 80 плоскодонках под командованием полковника Нирода. Но картечные залпы батареи Толбухина № 1 и меткий ружейный огонь пехотного полка нанесли шведскому десанту значительные потери и принудили врага к паническому отступлению. Было убито 40 шведов и 31 захвачен в плен.

6 июня продолжалась артиллерийская перестрелка с батареями Кроншлота, но успеха шведы не добились. 7-9 июня шведы не предпринимали активных шагов и обсуждали дальнейший план своих действий. Активная оборона русских их смутила, став для них полной неожиданностью. Шведы рассчитывали на быструю победу. Но отступать не собирались, решив во что бы ни стало сломить русскую оборону и прорваться к устью Невы. Русское командование в это время усиливало свои батареи на острове.

10 июня шведы опять пошли в атаку. Отряд адмирала Шпара подошел к заграждениям и, сблизившись с русскими кораблями на дистанцию артиллерийского огня, начал перестрелку. Но вскоре отряд Шпара был вынужден отойти под огнём Ивановской батареи и примкнул к кораблям Анкерштерна, который обстреливал Кроншлот, и находившиеся возле него корабли Балтфлота. Несмотря на то что шведские артиллеристы имели более мощную артиллерию и количество орудий, попаданий в русские корабли и батареи было мало. Русские же артиллеристы, особенно с береговых батарей (экипажи кораблей были неопытными, ощущался и некомплект экипажей), добились больших успехов. Когда ветер стих, русские галеры попытались взять штурмом вражеские бомбардирские корабли – так называли двух-трёхмачтовые корабли, предназначенные для обстрела береговых укреплений и приморских крепостей врага, и в меньшей степени для артиллерийского боя с кораблями ВМС противника, они были вооружены орудиями крупного калибра. Шведы были вынуждены на шлюпках оттаскивать их к своим основным силам.

В это же время провалилась и попытка генерала Майделя атаковать Петербург с суши.

Шведский флот остановился на якорь у лесистого берега Котлина за пределами досягаемости русских батарей, проводя ремонт повреждённых кораблей. Русское командование учло, что враг уже несколько раз там становился на стоянку, и скрытно установили новую батарею (Лесная батарея). 15 июня шведов неожиданно для них обстреляли. Шведы были вынуждены отступить.

21 июня шведская эскадра ушла от острова к Биоркэ и вернулась только утром 14 июля. Шведы пошли на решительный штурм. Но русское командование не спало и хорошо подготовилось – была усилена первая батарея Толбухина, создана вторая, проведены земляные работы для прикрытия от огня корабельной артиллерии пехоты.

Шведская эскадра открыла мощный огонь, стараясь подавить батарею Толбухина № 2 и смести прикрывавшие этот участок пехотные соединения. Но большого успеха не имели – пушки и пехота были хорошо замаскированы, расположены в низменных, укрытых местах. Причём, четыре русских пушки смогли нанести значительный вред, повредили флагманский корабль шведов. После обстрела в бой бросили десантный отряд – 1,6-2 тыс. солдат. На полпути между эскадрой и берегом ударили картечью замаскированные и не отвечавшие на огонь вражеских кораблей пушки. Шведы выдержали и, подойдя на 50-70 метров к берегу, стали высаживаться из шлюпок. Когда часть шведских десантников добралась до берега, их встретили ружейным залпом и штыковой атакой солдаты Толбухина и Островского. Шведы не выдержали удара и бросились бежать. Это был разгром – около 1 тыс. шведов были убиты, ранены или попали в плен (часть утонула). Шведский флот больше не повторял попыток атаковать и ушёл.

Это был тот подвиг, о котором даже иностранцы не смогли смолчать. Английский посланник в России сообщил в Лондон, что шведы потеряли в горячей схватке до шести сотен убитыми, а адмирал Анкерштерн приказывал стрелять с кораблей в свой десант, чтобы он вернулся на берег, но это только усугубило беспорядок.

Вопросы обороны дельты Невы и битва за Котлин


Итоги

- В тактическом плане обе стороны действовали довольно нерешительно и не смогли добиться полной победы. Но русское командование одержало верх, искусно взаимодействуя с береговыми батареями, ВМС, пехотой, применяя новации, вроде артиллерийских засад, вспомогательных водных заграждений.

Шведское командование, несмотря на превосходство в силах и средствах, не проявило полной решимости в достижении цели, артиллерийские удары по береговым объектам проводили с больших дистанций, эффективного взаимодействия между ВМС, мощной корабельной артиллерией, десантом и сухопутными войсками организовать не смогли.

- Это была большая стратегическая победа русской армии и Балтийского флота, Россия смогла твёрдо встать на берегу Балтики.

- После победы русское командование ещё более усилило оборонительные порядки: в начале 1706 года царь дал указание основать на западной оконечности острова Котлин на месте батарей Толбухина небольшой форт «Святого Александра», его вооружили 40 пушками; в 1710 году на острове началось строительство морского порта, с 1713 года начали возводить Береговые батареи Кронштадтских гаваней – к 1720 году на них было 120 пушек. В 1723 году заложили «Главную крепость» (её стали называть Кронштадт). К 1725 году на острове и в Кронштадте в артиллерийском парке было 335 орудий, гарнизон крепости составил два пехотных полка общей численностью 2,7 тыс. человек. Кронштадт стал надёжной крепостью, щитом Северной столицы Российской империи.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня