Китай продолжил традиции советского военного кораблестроения

28
Уже второй авианосец спущен на воду в КНР, и это вновь корабль, построенный по образу и подобию авианесущих крейсеров советских проектов. И хотя в состав ВМС Китая корабль войдет только через несколько лет, уже сейчас можно предположить, чем он будет отличаться как от российских, так и от американских аналогов.

Новый авианосец флота КНР был спущен на воду в порту Далянь. Корабль планируется принять на вооружение в 2020 году – предстоящие три года он будет достраиваться и испытываться. Всего в ближайшие годы Китай планирует довести количество авианосцев до пяти. Второй китайский авианосец – первый корабль такого класса, построенный собственно в КНР.



Первый китайский авианосец «Ляонин», в прошлом – советский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг», заложенный в 1985 году на верфи в Николаеве. При разделе Черноморского флота корабль отошел Украине, а в 1998 году был продан китайской компании (как тогда сообщалось, для организации плавучего парка развлечений и казино).
Теперь же отремонтированный и переоснащенный авианосец – флагман флота Народно-освободительной армии Китая, не так давно участвовавший в демонстрации мощи ВМС КНР близ спорных островов Южно-Китайского моря.

По образцу модернизированного «Варяга»

«Грубо говоря, новый, второй авианосец – это китайская версия нашего тяжелого авианесущего крейсера проекта 11436, который «в девичестве» был «Варягом», – пояснил в комментарии газете ВЗГЛЯД научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов.

При строительстве нового корабля китайцы воссоздали конструкцию тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», но с использованием собственных материалов, пояснил эксперт. «Полностью их корпус. Немного изменена надстройка, с другой радиолокационной станцией», – указал Фролов. Радиоэлектронное оборудование, посадочное оборудование, силовая установка – все китайское.

Китай продолжил традиции советского военного кораблестроения


По мнению эксперта, «корабль более удачно скомпонован, в отличие от «Варяга», который китайцы немного переделывали». В частности, китайцы сняли с «Варяга» – «Ляонина» встроенный комплекс противокорабельных ракет «Гранит». «Любая переделка все-таки хуже, чем что-то, что было спроектировано изначально», – отмечает Фролов.

«По числу самолетов, которые новый корабль может нести на борту, он сопоставим с «Ляонином», здесь каких-то сенсаций быть не может», – добавил эксперт.

В частности, у нового корабля нет никаких принципиальных отличий по системе противовоздушной обороны с «Ляонином», пояснил газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков.

Таким образом, можно сказать, что Китай продолжил и развил технологии и идеи строительства авианосцев, разработанные более чем сорок лет назад Советским Союзом.

Однако если нынешний авианосец с «говорящим» названием проекта 001A создан по образцу «Варяга», то следующий корабль такого типа строится Китаем по совершенно новому, самостоятельному проекту. Ранее сообщалось, что третий авианосец может быть оснащен ядерной силовой установкой и несколькими паровыми катапультами.
В сравнении с «Адмиралом Кузнецовым»

Потенциал второго китайского авианосца будет выше, чем у «Адмирала Кузнецова», полагает Фролов. «За счет того, что это новый корабль, он не будет страдать от конструктивных и производственных недоработок, которые есть на «Кузнецове», – считает Фролов. – Как я уже сказал, у «Адмирала Кузнецова» есть встроенный комплекс противокорабельных ракет. Эксперты до сих пор гадают, будет ли этот комплекс демонтирован при модернизации и ремонте корабля».

Недавно появлялась информация о том, что вместо старых «Гранитов» собираются поставить новые ракетные комплексы, отмечает Фролов. «Видимо, Минобороны не забрасывает концепцию универсального корабля, который может и применять ракеты, и принимать самолеты, – считает Фролов. – Если это так, то особенности «Адмирала Кузнецова» в сравнении со всеми авианосцами, которые есть в других странах, будут состоять именно в этом».

Сразу можно указать на проблемы китайского корабля и нашего «Адмирала Кузнецова» – это отсутствие элементов радиолокационного дозора, поэтому возможности противовоздушной обороны весьма ограничены, отметил, в свою очередь, Константин Сивков. Если у российского корабля есть 4 вертолета К-31 радиолокационного дозора и это в значительной степени решает вопросы при предупреждающем обнаружении воздушного противника, у Китая полноценных вертолетов радиолокационного дозора нет.



Кроме того, у нашего авианосца также более совершенная гидроакустика, имеется собственная гидроакустическая станция, отмечает Сивков.

Американские аналоги

По оценке Сивкова, в целом можно сказать, что «наш авианосец на 10–15% превосходит китайский». Если сравнивать китайский корабль с американскими авианосцами, то «по ударным возможностям это где-то 30–35% от возможностей авианосца США, полагает Константин Сивков. По решению задач противовоздушной обороны – это примерно 20%, по борьбе с подводными лодками – примерно 60% от американских, подытожил эксперт.

Тихоокеанский флот ВМС США располагает 6 авианосцами. Это «Нимиц» и пять кораблей аналогичного класса: «Карл Винсон» (флагман ударной группы, маневрировавшей у берегов Кореи), «Джон Стеннис», «Джордж Вашингтон», «Авраам Линкольн» и «Рональд Рейган». 5 из 6 авианосцев, в том числе «Карл Винсон», входят в состав 3-го флота, прикрывающего Тихоокеанское побережье. Один – «Джордж Вашингтон» – входит в состав 7-го флота, базирующегося в Японии.

Расклад сил в Тихом океане

«Китайский флот – второй после американского, по каким-то аспектам он сопоставим с японским и превосходит все остальные флоты», – полагает военный эксперт Андрей Фролов. По его оценке, флот КНР превосходит и российский Тихоокеанский флот, «может быть, за исключением подводной компоненты». «У нас там больше атомных подлодок, и их качественные характеристики превышают китайские. Но многие АПЛ сейчас находятся в ремонте», – отмечает эксперт.
США, очевидно, испытывают явную обеспокоенность ростом китайского присутствия в Тихом океане. Признаком этого можно считать появившиеся с начала прошлого года сообщения о желании Пентагона пересмотреть Положение о структуре флота (FSA). Проект пересмотренного FSA предполагал увеличение численности кораблей ВМФ с 308 до 355 единиц. Этот же пункт – увеличить численность кораблей до 350 – содержался и в предвыборной программе Дональда Трампа. По мнению экспертов, одна из главных причин планов по увеличению флота – необходимость упреждающего маневра в противостоянии с Китаем.

«Но поскольку китайский авианосец будут еще достраивать и войдет он в строй только к 2020 году, баланс сил в Тихоокеанском регионе это пока еще не меняет», – полагает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Но в перспективе Китай, нарастив число боевых кораблей, рассчитывает «решать более разнообразные задачи в прилегающих к Китаю морях западной части Тихого океана, повысить возможности для успешных операций против Тайваня в Южно-Китайском море», подчеркнул эксперт.

Китайские корабли, по сравнению с американскими, имеют меньшие возможности, согласился собеседник, но они предназначены для других задач. «Они не будут использоваться по всему миру, это больше для действий в прилегающих к Китаю морях», – резюмировал Кашин.
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 апреля 2017 06:59
    Уже второй авианосец спущен на воду в КНР, и это вновь корабль, построенный по образу и подобию авианесущих крейсеров советских проектов.
    Мысль звучит так, как будто они уже не раз их строили.
    1. 0
      30 апреля 2017 07:09
      Идея этой мысли заключается в том, что Китай строит авианосцы по нашей схеме с трамплином, в отличии от классической школы постройки таких кораблей с взлётом самолётов при помощи катапульты. Сам не считаю всё это это большим прогрессом, думаю что просто пока практики маловато.
      1. +1
        30 апреля 2017 07:13
        Цитата: venaya
        Идея этой мысли заключается в том, что Китай строит авианосцы по нашей схеме с трамплином,

        Так, давайте уточним. Сейчас они действительно построили корабль с трамплином, ОДИН, но они во всю работают над катапультами, в том числе и электромагнитными. И их новые авианосцы уже могут быть ими оснащены
        1. 0
          30 апреля 2017 07:30
          Цитата: svp67
          они во всю работают над катапультами ... их новые авианосцы уже могут быть ими оснащены

          Вот вот, и я об этом. За основу взяли на концепт с трамплином, чтобы набрать хоть какой опыт, и в дальнейшем перейти на более продвинутую схему с катапультами, с любыми. Так что ваше замечание не противоречит моему, насколько я понял.
          1. +6
            30 апреля 2017 14:18
            Еще в IV в. до н.э. великий китайский полководец Сунь Цзы сказал: -"Уж лучше иметь авианосец с трамплином, чем трамплин без авианосца" hi
            1. +1
              30 апреля 2017 14:26
              Цитата: рич
              Уж лучше иметь авианосец с трамплином, чем трамплин без авианосца

              Вы действительно убеждены что авианосец с трамплином в состоянии конкурировать по ТТХ с авианосцем с катапультой? У меня в этом глубокие сомнения. С моей точки зрения использование катапульты в состоянии значительно уменьшить длину взлётной полос, при той же взлётной скорости самолёта, что в принципе, в конце концов, в состоянии даже снизить суммарную стоимость самого авианосца + авиа-начинки.
              1. +4
                30 апреля 2017 14:47
                Я убежден в том, что иметь авианосец с трамплином, это все равно значит - иметь авианосец. Главное они их строят, а мы все рассуждаем какой тип лучше. Да хоть какой-то. Главное, чтобы -был
                1. +1
                  30 апреля 2017 15:08
                  Так вот, чтобы авианосцы были в необходимом количестве, с приемлемыми ТТХ всего комплекса (корабль + авиа-начинка), как раз необходимы всевозможные прибамбасы, чтобы снизить суммарную стоимость комплекса для экономической возможности реализации их строительства и в кратчайшие сроки.
                  1. +2
                    30 апреля 2017 16:06
                    Нам самим в первую очередь выгодней, что этот авианосец такой дорогой и устаревший. Или Вы думайте по другому?
            2. +1
              1 мая 2017 00:52
              Цитата: рич
              "Уж лучше иметь авианосец с трамплином, чем трамплин без авианосца"

              уж лучше иметь мозг рака, чем рак мозга hi
  2. +7
    30 апреля 2017 07:03
    (с)у Китая полноценных вертолетов радиолокационного дозора нет.(с)
    У Китая есть Возможности и Воля... Значит будут. А вот у нас осталось только наследство от отцов и дедов. Интересно, что останется после нас? Разруха и "капитализм с человеческим лицом"? Только вот лицо совсем недоброе.
    1. +2
      30 апреля 2017 07:23
      Как бы там не было, а китайцы выходят в мировые просторы с этими кораблями. Пускай даже и не совсем собственной разработки. А у нас строятся в основном корабли ближней морской зоны (про подводные лодки пока не ведём речь). Про собственный новый авианосец идут только разговоры. Даже если примут решение о его постройке, то строительство затянется на многие годы. Не знаю по какой причине, но наша промышленность не может обеспечить такой темп строительства как в Китае.
      Да и в остальном всё грустно. Дожились - средняя зарплата рабочих в Китае превысила российскую.
      1. 0
        1 мая 2017 00:59
        Цитата: Iline
        А у нас строятся в основном корабли ближней морской зоны

        не в основном, а только и исключительно ближнец зоны. И то с трудом и задержками.
    2. +2
      30 апреля 2017 08:45
      Ну если в Китае их нет, то и в России тоже. Ведь в Китае 6 или 8 Ка-31 используют.
    3. +3
      30 апреля 2017 10:11
      Цитата: ava09
      У Китая есть Возможности и Воля... Значит будут. А вот у нас осталось только наследство от отцов и дедов. Интересно, что останется после нас? Разруха и "капитализм с человеческим лицом"? Только вот лицо совсем недоброе.

      Полностью с вами согласен . Китайцы знают чего хотят и идут к этому. А в России чиновничий без предел и пока так есть нечего хорошего не будет.
  3. +1
    30 апреля 2017 07:27
    Китай уже второй авианосец спускает из пяти планируемых. У нас ещё только разрабатывают ТТХ ,а учитывая нехватку финансирования и привычку отодвигать на потом....
  4. +1
    30 апреля 2017 07:36
    С чем Китай можно только поздравить. А строительство авианосцев говорит о том, что Китай не собирается ограничиваться только своим регионом на море, а планирует демонстрировать свою силу в мировом океане.
  5. +4
    30 апреля 2017 07:39
    в 1998 году был продан китайской компании (как тогда сообщалось, для организации плавучего парка развлечений и казино).

    если вдруг, заваруха какая... устроит и "парк развлечений" и "рулетку"...
  6. +2
    30 апреля 2017 08:12
    Ну новый корабль (Тип 002) будет копией Большой Сары. С катапультами и котлами.
    1. 0
      30 апреля 2017 22:05
      Откуда дровишки, что строящийся корабль будет слизан с Форрестолов? Или вы имели ввиду слова минобороны КНР, что Тип 002 будет с катапультами?
  7. 0
    30 апреля 2017 14:48
    «Китайский флот – второй после американского, по каким-то аспектам он сопоставим с японским и превосходит все остальные флоты», – полагает военный эксперт Андрей Фролов"
    А качество этого "флота" какое? Как и качество китайских батареек.
    1. 0
      1 мая 2017 01:00
      Выше качества вашего российского телефона.
  8. +1
    30 апреля 2017 17:53
    Маневр для выхода в океан для китайских ВМС географически ограничен, а возможности авианосца в прибрежной зоне - избыточны. Тихой сапой и довольно настойчиво КНР заявляет о своей доле на планете.
  9. 0
    30 апреля 2017 23:22
    Потенциал второго китайского авианосца будет выше, чем у «Адмирала Кузнецова», полагает Фролов. «За счет того, что это новый корабль, он не будет страдать от конструктивных и производственных недоработок, которые есть на «Кузнецове», – считает Фролов.

    По оценке Сивкова, в целом можно сказать, что «наш авианосец на 10–15% превосходит китайский»

    2 эксперта-но мнения разные.. склонен довериться Фролову.Документация то у них была-опыт тоже.
    Молодцы конечно..
  10. 0
    30 апреля 2017 23:23
    Никакие традиции он не продолжил. Нельзя продолжить то, что утеряно. Реверс инжиниринг - никак не продолжение традиций. В области авианосцев КНР уже обогнал РФ лет на 10-15. Против фактов не попрешь,
  11. 0
    3 мая 2017 14:27
    молодцы ... медленно ,но уверенно прут свою линию ... но что то мне подсказывает что мы купим у них спроектированные у нас авианосцы laughing
  12. Комментарий был удален.
  13. Комментарий был удален.
  14. 0
    9 мая 2017 19:03
    [quote=Walanin]Выше качества вашего российского телефона.[/quo
    Поживём-увидим laughing
  15. 0
    9 мая 2017 19:09
    Этот копирайт потонет в открытом океане. Его надо у берега держать постоянно laughing laughing
    Им лучше строить боевые джонки laughing laughing