Беспилотная перезагрузка: Россия старается вернуть ранее утраченные позиции в области БЛА

Беспилотная перезагрузка: Россия старается вернуть ранее утраченные позиции в области БЛА


Беспилотная авиация – динамично развивающийся сектор современного авиастроения. Достижения в области техники и технологий привели к стремительному развитию новых систем. В настоящее время беспилотные летательные аппараты (БЛА) интенсивно внедряются в вооруженных силах многих стран мира, активно применяясь в ходе вооруженных конфликтов. Наша страна, имевшая ранее существенные достижения в данной области, сейчас пытается восстановить позиции.

В Советском Союзе был накоплен неплохой задел по беспилотной тематике, в том числе в тактическом классе. До недавних времен на вооружении российской армии оставались старые системы «Стриж» и «Рейс», созданные в ОКБ им. А. Н. Туполева еще в 1970-е годы, а также комплекс «Строй-П» с дистанционно пилотируемыми аппаратами «Пчела», разработанный НИИ «Кулон» и ОКБ им. А. С. Яковлева в конце 1980-х. К сожалению, экономические проблемы переломного периода 1990-х привели к остановке этих работ. В результате первоначальный темп был утерян, разработки устарели, имевшийся научно-технический задел в этой сфере был практически полностью растерян, возникло значительное отставание в данном направлении от ведущих зарубежных производителей.


Всплеск интереса к теме беспилотников произошел в России в середине 2000-х, когда силами некоторых российских, главным образом частных, компаний в инициативном порядке были предприняты шаги по созданию систем, преимущественно малого класса. Впрочем, еще несколько лет российское Министерство обороны проявляло слабый интерес к беспилотникам. Поддержать развитие этой тематики в нашей стране удалось во многом благодаря новаторской политике других силовых структур – МВД, ФСБ (в том числе, Пограничной службы) и МЧС.

Символический «Строй»



В начале и в середине 2000-х заказы Минобороны РФ на разработку отечественных беспилотников были более чем скромными. Самой современной в арсенале российских военных долгое время была система тактического класса «Строй-П» с дистанционно-пилотируемыми аппаратами «Пчела», разработанная на излете советской эпохи. Увы, за 1990-е эта система успела сильно морально устареть. В начале 2000-х входящим в состав концерна «Вега» НИИ «Кулон» была проведена модернизация комплекса до версии «Строй-ПД». Рыбинское КБ «Луч», также входящее в состав «Веги», в те же годы разработало другую систему тактического класса – «Типчак». Впрочем, как и в случае с комплексом «Строй-ПД», деньги шли главным образом на НИОКР. Концерн «Вега» и военное ведомство подписали контракт на поставку одного подобного комплекса в год, что было абсолютно символическим действием.

Проблемы, связанные с отсутствием в войсках современных беспилотных средств разведки и наблюдения, ярко высветила ситуация 2008 года вокруг Абхазии и Южной Осетии. В ходе нее Минобороны России попыталось использовать имеющиеся на вооружении беспилотники, но ни один из них не выполнил в полной мере поставленных задач. Российские войска действовали фактически вслепую. Это обстоятельство было еще более контрастным на фоне того, что грузинские военные достаточно эффективно применяли беспилотники, закупленные у израильской компании Elbit Systems.

Что касается комплекса «Строй-ПД», военные указывали на проблемы, в числе которых, в частности, шумность беспилотника. Взлет осуществляется при помощи пороховых ускорителей, что демаскирует место старта. Да и сам полет нельзя было считать скрытным, ввиду использования шумного двухтактного двигателя.

Претензии по шумности предъявлялись российскими военными и к другому произведению «Веги» – беспилотнику тактического класса «Типчак». Этот комплекс создан в рыбинском конструкторском бюро «Луч». По словам экс-замминистра обороны России Владимира Поповкина, комплекс применялся в ходе операции в Южной Осетии в 2008 году и показал себя далеко не с лучшей стороны. Кроме шумности отмечалось также низкое качество разведданных, что было обусловлено использованием строчной телевизионной камеры, не позволяющей обеспечить соответствующую современным требованиям «картинку». Кроме того, говорилось о проблемах с системой оповещения «свой-чужой».

Думается, именно события вокруг конфликта с Грузией стали тем рубиконом, после которого российское военное ведомство срочно стало предпринимать существенные меры, направленные на выправление запущенной ситуации с развитием современных систем БЛА и оснащением ими частей Вооруженных сил. Для начала были закуплены системы иностранной разработки, а также имеющиеся на рынке системы отечественных компаний. Последовало и открытие ряда работ по созданию перспективных систем.

Экстренный импорт


Израильская система ближнего радиуса действия Bird-Eye 400, собираемая в России под маркой «Застава».

Первая из предпринятых мер заключалась в закупке партии беспилотных систем у Израиля – мирового лидера в области систем БЛА, вслед за которой началась сборка дополнительной партии беспилотных систем в России.
Впервые о намерении закупать израильские беспилотники заявил в ноябре 2008 года начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров. В результате, Министерство обороны России приобрело системы ближнего радиуса действия Bird-Eye 400 и средней дальности Searcher Mk II, созданные компанией Israel Aerospace Industries (IAI). В рамках контракта, подписанного в 2011 году, данные системы собираются по лицензии в России на базе завода УЗГА в Екатеринбурге под марками «Застава» и «Форпост», соответственно.

Рассматривается вопрос о проведении модернизации и глубокой локализации комплекса тактического класса «Форпост». На беспилотнике планируется установить ряд систем отечественного производства, в том числе отечественную защищенную линию связи и систему государственного опознавания, навигационную систему на базе ГЛОНАСС, аппаратуру радиотехнической разведки, а также ретрансляции данных, цифровую систему аэрофотосъемки и РЛС бокового обзора.

Частная инициатива


БЛА «Гранат-4».

Параллельно с закупкой зарубежных БЛА российским военным ведомством были организованы сравнительные испытания существующих на российском рынке отечественных беспилотников. Главным образом, это малоразмерные беспилотники, разработанные российскими компаниями в инициативном порядке. В результате определились лидеры, которые получили список требований на доработку своих систем. Как только это было сделано, российские военные начали у них активно закупать и интенсивно эксплуатировать отечественные БЛА.

Так, у предприятия «Ижмаш – Беспилотные системы» закупались аппараты семейства «Гранат». Этой же компанией производились беспилотные системы «Груша». Постоянно растет количество закупаемых систем ближнего радиуса действия «Элерон-3СВ». Еще в 2011 году оно превысило 200 единиц. Однако львиную долю закупаемых и используемых российскими военными систем малого класса составляют системы «Орлан-10» разработки компании Специальный технологический центр (СТЦ) из Санкт-Петербурга. К настоящему времени компанией должны были быть поставлены российскому Министерству обороны уже более тысячи таких БЛА.

Новые российские

Известно, что в интересах Министерства обороны России российскими предприятиями в настоящее время ведется ряд работ по созданию перспективных беспилотных авиационных систем. Большинство из них стартовали после 2011 года и до настоящего времени еще не завершены, находясь на различных стадиях реализации.

Одним из российских проектов в области тактических беспилотных систем является комплекс «Корсар», который создается входящим в состав концерна «Вега» рыбинским КБ «Луч». В течение 2015-2016 годов БЛА проходил летные испытания. В августе прошлого года в прессе появились сообщения, что «Корсар» разбился в ходе испытаний незадолго до отправки для опытной эксплуатации в Сирии.

Кроме того, в России ведутся работы по созданию двух комплексов БЛА, относящихся к MALE-классу (средневысотный, с большой продолжительностью полета). Одним из них является комплекс с БЛА «Орион», который в рамках ОКР «Иноходец» создает компания «Кронштадт» (ранее именовалась «Транзас»). Систему с более тяжелым БЛА «Альтаир» в рамках темы «Альтиус» разрабатывает казанская компания ОКБ им. М. П. Симонова (ранее именовалась ОКБ «Сокол»). Оба контракта на разработку были подписаны в октябре 2011 года. Обе системы в настоящее время находятся на стадии летных испытаний.

Работы по проекту тяжелого разведывательно-ударного БЛА в рамках темы «Охотник» ведутся компанией «Сухой». Первый полет БЛА ожидается в 2018 году. Кроме того, ЦАГИ и ЭМЗ им. В. М. Мясищева принимают участие в работе над проектом создания российского высотного беспилотника в рамках темы «Обзор-1». В 2016 году планировалось приступить к постройке первого прототипа БЛА.

Разбор полетов

Отставание России от ведущих мировых держав в сфере БЛА может быть преодолено благодаря высокой потребности в беспилотниках как в силовых, так и гражданских структурах, а также тому вниманию, которое в последние годы уделяется данной тематике со стороны заказчиков. Вместе с тем, для того, чтобы эффективно действовать в дальнейшем, необходимо тщательно проанализировать имеющийся опыт, в том числе негативные моменты, и сделать правильные выводы.

Модернизация имеющихся систем, являющаяся во многих случаях рациональным шагом (особенно в условиях ограниченных ресурсов), в случае с отечественными БЛА, к сожалению, себя не оправдала. К примеру, тот же комплекс «Строй-ПД» создавался в иную эпоху под совершенно иные требования. После более 15 лет уже никакая модернизация не могла приблизить его к современным зарубежным беспилотникам. Подобное же утверждение может быть с большой долей вероятности применено и к другим БЛА, разработанным еще во времена СССР.

Что касается военно-технического сотрудничества с Израилем, с одной стороны, оно может быть выгодно для России, но, с другой стороны, имеет ряд негативных аспектов. Уровень отношений с Израилем и главным его союзником – США – не позволяет рассчитывать на то, что Россия в обозримой перспективе получит возможность закупать в этой стране наиболее современные БЛА. Кроме того, даже если гипотетически предположить возможность положительного решения, эти системы необходимо локализовывать под российские условия, что по опыту европейских стран потребует как минимум несколько лет. Наконец, имеется опасность «подсесть на иглу», положившись полностью на израильские БЛА и, таким образом, уничтожить и без того слабую российскую беспилотную отрасль. Для страны с сильнейшей авиастроительной школой это было бы совершенно не верно.

Собственная разработка беспилотных систем выглядит сложнее, однако в перспективе этот путь дает немало преимуществ, среди которых большее соответствие российским условиям, независимость от политических рисков и возможность экспорта. Вместе с тем, стоит отметить, что процесс создания российских БЛА идет отнюдь не быстро. Происходит это в силу девальвации имевших место в советские годы наработок в данной области, утраты соответствующих компетенций, и главное – ошибочных организационных решений, в частности, неверной ставки на основного разработчика в лице концерна «Вега».

Прежнее руководство Минобороны России, принимая решение назначить «Вегу» головным предприятием по комплексам с БЛА, вероятно, находилось под впечатлением от былых заслуг компаний, входящих в состав концерна. Однако предприятия, некогда бывшие гордостью советского радиопрома, и предприятия, входящие теперь в состав «Веги», – это совершенно разные вещи. И сегодня, по итогам нескольких лет работы по беспилотной тематике, концерн создал себе у военного заказчика едва ли не максимально возможную негативную репутацию. Достаточно вспомнить, что прежний замминистра обороны Владимир Поповкин нередко напоминал «Веге» о потраченных без особого результата многомиллиардных суммах.

Однако думается, что и вдвое и втрое большие суммы были бы не в состоянии исправить ситуацию в случае с «Вегой». Причин тому несколько. Это и неэффективное управление, и сложное финансово-экономическое состояние, и некоторая эйфория, вызванная монопольным статусом. Вместе с тем, нельзя не замечать, что с ростом размерности создаваемых беспилотников растет доля задач, связанных не с вопросами радиотехнологий, а с вопросами авиастроения. И если опыт показал неудачи концерна в создании систем с достаточно легкими тактическими БЛА, то неуспех создания более тяжелых систем при головной роли «Веги» кажется предопределенным.
Первоисточник: http://uacrussia.livejournal.com/62670.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 28

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Никкола Мак (Николай) 30 апреля 2017 07:13
    Нельзя нам по беспилотникам отставать - никак нельзя!
    Обычную авиацию же можем делать - а здесь что - сложнее?
    Надо только подальше от этого дела "эффективных менеджеров" держать и вовремя сажать проворовашихся.
    Очень актуален бы сейчас был беспилотник ДРЛО и РЭБ.
    1. LostCoast 30 апреля 2017 08:05
      Цитата: Никкола Мак

      Обычную авиацию же можем делать - а здесь что - сложнее?
      в РФ только-только элементарную базу свою создают.Потихоньку будут и свои БПЛА.
    2. Nikolaevich I (Владимир) 1 мая 2017 23:58
      Цитата: Никкола Мак
      Очень актуален бы сейчас был беспилотник ДРЛО и РЭБ.

      Согласен на 100% ! Но очень нужны и "ударники"; и дальние разведчики..... Нужны и беспилотники-мультикоптеры для обнаружения,разведки минных полей; и ,даже,для их уничтожения...
  2. Speedwing (Speedwing) 30 апреля 2017 10:42
    Да, что и говорить с дрончиками у нас бида.
    Причем, дело не в мелкашке для сухопутников: этого добра та же Zala ижевская при необходимости наделает спокойно. Бида именно с дронами класса ВВС и ВМФ. Давным давно уже насущной необходимостью стало наличие дронов тактического (типа "Рипера" для конфликтов низкой интенсивности и типа X-47 для высокой) и стратегического (типа "Глобал Хока") звена. Такие тачанки должны экономить немало денег для армии, повышая в то же время общую эффективность работы авиации. Местами в той же Сирии сильно провисаем из-за их отсутствия.
    Хочется верить, что наверстывание упущенного времени по разработкам идет в темпе галопа. good
  3. _Ugene_ (_Ugene_) 30 апреля 2017 11:14
    Уровень отношений с Израилем и главным его союзником – США – не позволяет рассчитывать на то, что Россия в обозримой перспективе получит возможность закупать в этой стране наиболее современные БЛА.

    Это с одной стороны плохо, т.к. мы не можем быстро получить современные БЛА, с другой стороны становится очевидно что нет другого пути, кроме как самим разрабатывать и производить. И в перспективе это большой плюс. Иначе так бы и сидели на иностранных закупках.
    1. karabas-barabas 18 августа 2017 22:09
      Цитата: _Ugene_
      Это с одной стороны плохо, т.к. мы не можем быстро получить современные БЛА, с другой стороны становится очевидно что нет другого пути, кроме как самим разрабатывать и производить. И в перспективе это большой плюс. Иначе так бы и сидели на иностранных закупках.


      Честно говоря ничего в этом позитивного нет, ведь все делать самим, без выбора качественных комплектующих тех поставщиков, которые эти вещи могут делать лучше других, это плохо, так как делает и дороже и менее качественно/надежно. Ведь тот же Израиль, в продукции своих БПЛА вероятно использует кучу мелочей, как рэлешки, кабеля/соединения, свечи зажигания ,гидравлику, электромотрчики от Боша, Сименса, Фэсто и кучи других лидеров по теме цена/качество, а если у РФ в связи с санкциями нет доступа к этому, то будет крайне тяжело создавать качественную продукцию. Есть конечно Китай, но тема надежность в военном деле очень важна и отказ техники по вине не качественных комплектующих становится более вероятным, а в БПЛА, во время полёта, при таких нагрузках как вибрации, перепады температур может много что отвалиться, расшататься и треснуть. Так что тема на самом деле очень сложная.
  4. ares1988 (Дмитрий) 30 апреля 2017 12:10
    "Альтаир" уже прикрыли.
    http://военное.рф/2017/%D0%91%D0%BF%D0%BB%D0%B021
    /
    1. Speedwing (Speedwing) 30 апреля 2017 12:48
      Не прикрыли, а попросили изыскать дополнительные средства через возможное гражданское применение.
      1. ares1988 (Дмитрий) 30 апреля 2017 13:03
        Ну если точнее, то: "Минобороны России не имеет возможности дальше в одиночку финансировать программу заказанного им беспилотника «Альтаир» и предлагает организовать софинансирование проекта за счет параллельного создания гражданской версии. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленный источник в госкорпорации «Ростех» и два источника в военном ведомстве". Хотя, если честно, сумма, которой не хватает, смешная: где то четверть полковника Захарченко.
  5. слава1974 (слава) 30 апреля 2017 12:47
    Модернизация имеющихся систем, являющаяся во многих случаях рациональным шагом (особенно в условиях ограниченных ресурсов), в случае с отечественными БЛА, к сожалению, себя не оправдала.

    Мне кажется проблема в генералах. Пока не увидели, как применяют БПЛА в зарубежных армиях, не могли понять их нужности. А модернизировать старые беспилотники можно элементарно.На ту же "Пчелу" поставить современное оборудование и все нормуль будет. В 1999 году использовали "Пчелу" в Дагестане. Хорошая штука. Проблема была в оборудовании.
    Но если тогда у корреспондента столичной газеты, который к нам приезжал, был огромный цифровой фотоаппарат 2 мега пикселя,то сейчас в любом телефоне минимум 5 мпа камера. Ставь новое оборудование и вперед.
    1. Лопатов (Лопатов) 30 апреля 2017 13:06
      На деле всё несколько сложнее.

      Просто изображение никому не нужно. Необходимы координаты. И вот тут как раз появляются проблемы.
      Хороший беспилотник с нормальной день/ночь развед. аппаратурой и дальномером на стабилизированной платформе, точной инерциальной/спутниковой системой навигации, помехозащищённой системой приёма и передачи информации это достаточно крупная машина в нашем исполнении. Требующая аэродрома. Что нас не особо устраивает.
  6. da Vinci (Сергей) 30 апреля 2017 14:11
    Создать планер - не проблема. Главное - двигатель (вечная проблема отечественных инженеров) и компактная электроника (та же вечная проблема). request
    1. Cat Man Null (Роман) 30 апреля 2017 14:13
      Цитата: da Vinci
      Создать планер - не проблема. Главное - двигатель (вечная проблема отечественных инженеров) и компактная электроника (та же вечная проблема)

      - Вам к Гридасову, ИМХО
      - флажки у вас, кста, похожи.

      Задолбали укротролли request
      1. da Vinci (Сергей) 30 апреля 2017 20:15
        Что взять с ограниченного дурачка? wink Чем классный этот сайт - что в нем не участвуют тролли (только несколько ограниченных в своем мировоззрении), а настоящие патриоты этой темы! soldier
    2. Околоточный (Алексей) 30 апреля 2017 14:35
      Главное не двигатель - главное системы связи, управления и обмена данными. Вот главное.
    3. Nikolaevich I (Владимир) 2 мая 2017 00:10
      Цитата: da Vinci
      Главное - двигатель и компактная электроника

      Было сравнительно недавно сообщение о разработке аксиально-поршневого двигателя в 100 "лошадок" для беспилотной авиации и беспилотных "робототехнических" платформ .Такая схема позволит получить требуемую мощность при сравнительно "скромных" размерах. Будем надеяться,что это "начало большого пути" !
  7. Speedwing (Speedwing) 30 апреля 2017 14:16
    Цитата: Лопатов
    Хороший беспилотник с нормальной день/ночь развед. аппаратурой и дальномером на стабилизированной платформе, точной инерциальной/спутниковой системой навигации, помехозащищённой системой приёма и передачи информации это достаточно крупная машина в нашем исполнении. Требующая аэродрома. Что нас не особо устраивает.

    Американцев устраивает, почему бы и нас не устроила.
    1. Yarhann (Роман) 30 апреля 2017 15:11
      проблематика БПЛА наших не в возможности производства а в деревянности военных .
      Машины подобные альтаиру это по сути отличные стратегические разведчики которые могут нести полный комплекс технических средств разведки - именно таких БПЛА у нас и нет . Матрасский вариант Глобалхавк . Такая машина естественно аэродромного базирования она обрабатывает много информации и постоянным трафиком отправляет в военную сеть - возможна работа в системе робота если применяется РЭБ - то есть возможно применение машины в роботизированом режиме - когда указывается маршрут и место работы - а инфа уходит на спутник оттуда куда угодно .
      По окончании времени патрулирования она возвращется на аэродром базирования который может быть за сотни Км от района патрулирования . На ее место приходит новый дрон в итоге мы имеем постоянный контроль зоны боевых действий .
      Военные дубы хотели из альтаира сделать ударник - то есть машину нафиг ненужную по сути применения авиации нами в военных конфликтах . Если кто интересуется применением американцами риперов то у нас подобную роль исполняют штурмовики су 25 . Я сильно сомневаюсь что на наш ударный БПЛА военные дубы захотят поставить как ы дорогущие хелфаеры и КАБы и еще кучю дорогого прицельного оборудования . Наши хотят что бы туда можно было грузить пару тонн ФАБ и бомбить на пикировании как су 25 и другого дешового оружия .
      ТО есть вся проблема именно в дереве в МО а не в возможности построить нужный БПЛА . ТО что хотят вояки наши как правило не существует нигде в миру или в одной машине немогут существовать две противоположнх друг другу концепции - как например применение рипера с использованием обычного вооружения и вхождение в зону прямого огневого контакта то есть когда картонный БПЛА будет сбить люббым стрелковым оружием а что бы его не сбили он должен применять УР и использовать его на безопасном удалении а это влечет увеличение цены как машины так и боеприпасов .
      А вот с тактическими разведчиками по сути проблем нет - но там и роботизация минимальна - там работа идет по прямому каналу связи с дроном .
      НУ и главная проблематика именно в роботизированных машинах - это привлечение отличных специалистов с гражданки для написания ПО и вообще организации всей роботизации комплекса - а тут сами понимаете у нас броня . Они будут тратить миллиарды и использовать сових тупоголовых военных программистов и тп но незаплдатят миллионы нормальным программистам которых в разы больше на гражданке и которые способны реально сделать такую работу .
      Потому считаю что именно с гражданской сферы надо начинатьс строить подобные машины - на военке все что сложнее саперной лопаты уже проблема для разработки и требует миллиардов .
      Совковая военка была конкурентна по специалистам с военкой американской - именно потому что в совковую военку вкидывали нереальные средства и специалисты все по сути готовились по всему союзу в первую очернедь для военки и там были хорошие зарплаты .
      Сейчас военка наша неспособна конкурировать с американской ни по финансированию не по уровню зарплат а вот гражданские специалисты могут конкурировать но им надо больше платить . Потому все очевидно . И да у матрасников много чего делается гражданскими конторами на этом экономится нормальное бабло . Военные бюджеты по сути во всех странах мира это бюджеты разворовывания ввиду низкого уровня специалистов - как говорится тупые но надежные и преданные .
      1. Speedwing (Speedwing) 30 апреля 2017 15:22
        Тоже справедливо. Дубовость военного руководства это пичально. fool
        Очень многие не видят приход эры управляемого оружия, выражается это в многочисленных лажах, больших и мелких - от доктринальных до тактики применения.
        Хотя, если уж так приспичило, можно предусмотреть узлы под вооружение (но только высокоточное и мощное) и на стратегический дрон.
    2. karabas-barabas 18 августа 2017 22:20
      Цитата: Speedwing
      Американцев устраивает, почему бы и нас не устроила.


      Похоже он имел ввиду, что при одинаковых возможностях российский БПЛА будет на много больше и тяжелее. Все-Всё-таки отствание по этой теме лет так на 20.
  8. Скифотавр (Александр) 30 апреля 2017 18:40
    Вся эта хрень в ВПК происходит потому что вместо того чтобы объявлять как в нормальных странах конкурс и определять победителя по готовому образцу - просто объявляется монополист, который естественно заинтересован чтобы его "разработка" не оканчивалась никогда. Ну и еврейское лобби не дремлет.
    1. Speedwing (Speedwing) 30 апреля 2017 20:12
      Конкурсы-то проводятся везде, вот только зачастую победитель в них известен объявителям тендера еще до самого конкурса. wink
      Ну а еврейское лобби, конечно, не дремлет, дооо smile Особенно в этом вопросе
      1. Скифотавр (Александр) 30 апреля 2017 22:39
        Насколько я знаю конкурсы у вас то проводятся (хоть иногда и формально), но сравниваются не готовые результаты, а бумажки. А все проблемы начинаются потом - что неудивительно. При СССР такое бы и в страшном сне у нас никому не приснилось.
        1. Speedwing (Speedwing) 1 мая 2017 08:39
          Что есть, то есть. feel
  9. Комментарий был удален.
    1. Speedwing (Speedwing) 1 мая 2017 08:40
      Убожествами по сравнению с чем?
    2. Скифотавр (Александр) 1 мая 2017 17:35
      Цитата: triumphator
      Нельзя утратить то, чего не было. "Стриж", "Рейс", "Пчела" уже в свое время были убожествами.

      Сам ты убожество.
  10. nalogoplatelschik (Дукс) 1 мая 2017 04:09
    В шкодьных кружках авиамоделирования пионеры лепили подобные беспилотники десятками.
    1. Walanin (Васисуалий) 5 мая 2017 01:30
      Не лепили. Пределом мечтаний был комплект аппаратуры радиоуправления. Беспилотниками такие поделия назвать трудно.
Картина дня