Большие дирижабли снова могут появиться в небе

В Соединенных Штатах Америки проводятся испытания нового гибридного дирижабля британской фирмы из Бедфорда. Если все пройдет удачно, дирижабли, которые долгое время считались экзотикой (после ряда катастроф 30-х годов), могут оказаться на вооружении войск США в Афганистане. В Великобритании же, являющейся родиной разработчиков, военные не проявляют особого интереса к этим аппаратам. Можно ли ожидать второе рождение воздушных гигантов?

Большие дирижабли снова могут появиться в небе


Целая группа многоцелевых дирижаблей разработана небольшой британской компанией Hybrid Air Vehicles (HAV). Один из видов аппарата может в скором времени встать в строй американской армии. Испытания проводят американцы под контролем Northrop Grumman.


Почему именно «гибридные» дирижабли? Аппараты такого рода отличаются небольшими крыльями, создающими подъемную силу, компенсирующую до 40% веса самого дирижабля. Другими словами, в отличие от «Цеппелинов», он не взлетят сами по себе. А это значит, что у них отсутствуют некоторые минусы, зато с плюсами все в порядке. Их значительно проще удержать на земле: если моторы выключены, то они «не рвутся» в небо. Имея меньшую весовую компенсацию, они не так сильно сносятся боковым ветром. Гибридный дирижабль требует меньше балласта, и на него почти не влияет выработка топлива. В то время как классический дирижабль, похудев на пять-десять процентов от своей массы, вынужден при возвращении на землю выпустить дорогой газ в атмосферу, у гибридного дирижабля просто отключаются моторы, подъемная сила от крыльев исчезает, летательный аппарат плавно спускается.

Есть у британского аппарата и изюминка: как и в «Термоплане» советского производства, корпус, имеющий эллиптическую форму, сам является чем-то вроде крыла, имеющего особо толстый профиль. Именно эта особенность позволяет поднять компенсацию веса от подъемной силы до сорока процентов (у обычных гибридных машин – до двадцати процентов). Таким образом, недостатки появляются из достоинств: «гибрид» не способен неподвижно зависнуть; если выйдут из строя все 4 мотора, то придется приземляться. Однако стоит отметить, что даже при работе одного мотора он будет держаться в воздухе, что не скажешь ни про один четырехмоторный летательный аппарат. Как и все гибридные дирижабли, Hybrid Air Vehicles (HAV) требует площадку для разбега, но относительно короткую и не требующую специальной подготовки. Для этого можно использовать поле, любую водную поверхность и так далее.

Большие дирижабли снова могут появиться в небе


Разведывательный HAV 304, испытываемый американскими военными, имея объем оболочки в 38 000 м³ и потолок в 6 000 м, способен патрулировать в заданном районе в течение 21 дня только на одной заправке. Длина аппарата равна 91 метру, ширина – 34 метрам, высота – 26 метрам. Несмотря на то, что его крейсерская скорость – 150 км/ч, скорость, на которой предполагается ведение разведки, равна всего 37 км/ч. В таком темпе HAV 304 без дозаправки доберется практически до любой точки мира. Машина имеет четыре 350-сильных дизельных четырехлитровых восьмицилиндровых мотора, обеспечивающих небольшой расход топлива на «экономической» скорости. Дирижабль оснащен оригинальной системой шасси, состоящей из двух надувных баллонов, расположенных вдоль боковых краев аппарата, являющихся огромными поплавками, которые позволяют садиться на воду. При этом двухоболочечный корпус выполняет функцию катамарана, что значительно снижает риск опрокидывания. Во время полета баллоны-поплавки втягиваются в корпус для снижения аэродинамического сопротивления.

Управление едва ли не стометровой громадины происходит при помощи одного пилота, и он является скорее опцией, чем необходимостью: дирижабль прекрасно себя чувствует под присмотром удаленного оператора или бортового компьютера.

Полужесткая конструкция HAV 304 (как и у боевых дирижаблей Первой мировой войны) имеет множество отсеков, которые заполнены гелием. Если негорючая оболочка будет прострелена пулей или ракетой, то ее повреждения будут незначительными: современная ракета не способна вывести из строя такой большой аппарат. Даже при массированном обстреле дирижабль пойдет лишь на медленное снижение. В море он не утонет: не позволят утонуть отсеки с гелием.

Большие дирижабли снова могут появиться в небе


Предполагается, что такая машина будет стоить 60 миллионов фунтов стерлингов.

У британской компании из Бедфорда есть и другие проекты, которые заинтересовали американских военных: грузовые типы дирижаблей, спроектированных разработчиками. Они вполне могут перевозить по воздуху до 150 военнослужащих с легким оружием и даже с надувными лодками. Эти дирижабли можно эффективно использовать для борьбы с пиратскими судами. При спуске на воду дирижабли очень устойчивы и при этом гораздо менее энергозатратны, чем, к примеру, корабли на воздушной подушке.

По имеющимся данным еще в 2010-м компания HAV получила от Пентагона заказ на 4 дирижабля описанного типа на общую сумму в 315 миллионов фунтов. Сообщалось, что эти воздушные машины будут применяться в Афганистане.

Несмотря на это, сами британцы до сих достоверно не могут объяснить реальные принципы назначения производимых дирижаблей. Описания HAV304 нарочито неточные, что говорит о нежелании Великобритании раскрывать весь спектр информации по поводу своих разработок.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 22
  1. QAZAQ 20 февраля 2012 12:52
    хорошая задумка
    QAZAQ
  2. Setevik 20 февраля 2012 13:50
    Наши, вроде, тоже что-то делают в этом направлении.
    А вообще можем поставить на подобные ВС РЛС и пустить дрейфовать вдоль границ - дешево и сердито..
    Setevik
    1. 755962 20 февраля 2012 15:40
      А вообще возможностям такого аппарата можно только позавидовать.Применение его в разных сферах как военного так и гражданского огромно.Плюсов больше ,чем минусов.Жаль,что в далёкие времена они незаслуженно были забыты.
      755962
      1. damba 20 февраля 2012 19:25
        755962,

        уважаемый 755962 тогда были масштабные войны где техника нужна была не дорогая дорогая громадная и уязвимая а легкая дешевая и эффективная которая могла бы пойти в серийное производство без проблем сейчас же идет война технологий и цены как показала американская практика заставляют думать о технике лучше чем она того стоит
        damba
  3. Регион71 20 февраля 2012 14:07
    Как в военной сфере не знаю,а вот на гражданке такая техника может пригодится.Тема дирижаблей была очень популярна в 70-80х годах прошлого века,помню редкий журнал Техника Молодёжи выходил без каких нибудь проектов использования аппаратов легче воздуха.
    Регион71
    1. Алекс 26 мая 2014 10:36
      Цитата: Регион71
      Тема дирижаблей была очень популярна в 70-80х годах прошлого века
      И вместе с тем, воз, как говорится, и нынче там. Проекты дирижаблей очень заманчивы и их показательные полеты, безусловно, завораживают, но реально от них толку не больше, чем от вертолетов. Так что если они в обозримом будущем где и найдут себе нишу, так только, ИМХО, в разведке. И, скорее всего, именно в морской разведке - такой аппарат неплохо подходит на роль поисковика ПЛ.
  4. alex shnajder 20 февраля 2012 15:27
    отличная вещь для антитеррористических операций (типа оперативное наблюдение,висит долго видит далеко)да и на дальнем востоке можно на дежурство таких кинуть..решить только вопрос с ударным оружием и все тачанка готова)))
    1. AnToxa 20 февраля 2012 18:55
      Ну нам бы сейчас обычную авиацию поднять. К примеру, поставить на вооружение БПЛА.
      AnToxa
  5. Гражданский 20 февраля 2012 18:59
    Несмотря на это, сами британцы до сих достоверно не могут объяснить реальные принципы назначения производимых дирижаблей. Описания HAV304 нарочито неточные, что говорит о нежелании Великобритании раскрывать весь спектр информации по поводу своих разработок.


    просто платформа настолько многофункциональна, что нет смысла расписывать, вот и товарищи выше запостили навскидку столько идей.
  6. gercog_75 21 февраля 2012 01:20
    в начале 90х был проэкт боевого термоплана http://paralay.com/termo.html
    gercog_75
  7. киргиз 21 февраля 2012 06:54
    Нам подойдут дирижабли для грузоперевозок по Якутии и Восточной Сибири там где нет дорог и ЖД, незнаю как для МО, а для гражданского применения можно пробовать
    1. SVV 21 февраля 2012 06:59
      Цитата: киргиз
      Восточной Сибири там где нет дорог и ЖД

      С чего это Вы взяли что у нас нет железных дорог, и дорог вообще?
      SVV
      1. TenOk 21 февраля 2012 08:12
        Для транспортировки крупных, негабаритных грузов.
        TenOk
    2. Алекс 26 мая 2014 10:38
      Цитата: киргиз
      Нам подойдут дирижабли для грузоперевозок по Якутии и Восточной Сибири там где нет дорог и ЖД
      Эти вопросы там уже давно и с успехом решаются вертолетами.
  8. Rebus 21 февраля 2012 18:56
    Дирижабль, на данный момент, очень перспективен как платформа для ДРЛО, ПВО и ПРО..... good
    1. Норд 22 февраля 2012 00:33
      В США на границе с Мексикой с 1999г используються 18 привязных дирижаблей оснащенных РЛС и телевизионными камерами (питание по кабелю с земли), которые отслеживают как наземную, так и воздушную обстановку в программе борьбы с транспортировкой наркотиков и нелегальной эмиграцией. Аналогичные аппараты (буксируемые) использует и береговая охрана на кораблях (9 единиц). Высота дежурства 250 - 400 м. Дирижабли закуплены в Великобритании, аппаратура производства США.
  9. Chicot 1 27 февраля 2012 12:00
    В принципе дирижабли возможно применять в качестве разведывательно-ударных в локальных конфликтах, когда у противной стороны отсутствуют ВВС и относительно слабая ПВО. Насколько эффективными они будут в этой роли конечно же может показать только практика, но думаю, что дирижабли в данном случае будут предпочтительнее "ганшипов"...
    1. Вот Блин 28 февраля 2012 15:36
      Как ни странно но и в Первую Мировою войну германские дирижабли плохо сбивались. Хотя и летали на водороде, а не на гелии.
      Вот Блин
  10. cesar65 3 марта 2012 12:23
    Цитата: Регион71
    Тема дирижаблей была очень популярна в 70-80х годах прошлого века,помню редкий журнал Техника Молодёжи выходил без каких нибудь проектов использования аппаратов легче воздуха.

    Да помню,сам зачитывался.Жаль,что это осталось только на бумаге.
  11. Пессимист 7 апреля 2012 01:40
    В СССР были наработки по боевым дирижаблям. Почили с началом перестройки... Предполагалось использовать на боевом сопровождении АУГ США. Держась на расстоянии пуска ПКР "Москит" от АУГ дирижабли бы вынуждали амеров постоянно иметь в воздухе пару истребителей, причем на самых убийственных для двигателей истребителей низких скоростях! Причем дирижабли в проекте имели и ракеты "воздух-воздух". Уйти от такого эскорта АУГ не могла, оставлять без "сопровождения" истребителей висящую в воздухе батарею ПКР тоже щекотливо!!! Дешево и сердито обеспечивался износ ресурса движков палубной авиации и головная боль с нервными растройствами адмиралам США! laughing Жаль, что все осталось в стадии проекта в 80х... А сейчас "противник" дошел умом до этого. Или купил...
    Пессимист
  12. lilit.193 10 апреля 2013 16:35
    Идейка сама по себе неплохая. Только на практике ее осуществят еще нескоро.
    lilit.193
  13. Gonoriy 17 января 2015 12:25
    Думаю все же эти дирижабли найдут свое место в гражданской сфере, а не в военной.Но англичане конечно подняли эти аппараты на новый уровень.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня