В РФ разрабатывается подлодка сейсмической разведки

Фонд перспективных исследований (ФПИ) и Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (ЦКБМ) разработали проект атомной подлодки сейсмической разведки, сообщают Известия.

В РФ разрабатывается подлодка сейсмической разведки


По словам разработчиков, новинка оснащена многометровыми «крыльями-сенсорами», которые не только заглядывают под грунт на несколько десятков метров, но и создают трехмерную модель дна.


Начало строительства АПЛ запланировано на 2020 год.

«Субмарина-сканер – это обычный подводный атомоход, в конструкцию которого внесен ряд изменений. Главное из них – специальные крылья-сейсмодатчики. В нерабочем состоянии они спрятаны между внешним – "легким" и внутренним – "прочным" корпусами субмарины в носовой и кормовой частях. В рабочем положении они раскрываются словно плавники и образуют гигантскую сканирующую поверхность площадью в сотни квадратных метров», – пишет газета со ссылкой на главного конструктора ЦКБМ Евгения Топорова.

По его словам, «водоизмещение новой субмарины-сканера будет не более 14 тыс. т, что соответствует параметрам современной многоцелевой подводной лодки проекта 885 типа "Ясень", автономность плавания – 90 суток, экипаж – 40 человек. Лодка сможет погружаться на 400 м (рабочая глубина всех боевых АПЛ)».

Стоимость такой ПЛ будет на 60% ниже стоимости боевой субмарины, добавил Топоров.

Корабль разрабатывается в рамках проекта «Айсберг», предполагающего «создание целой сети из необитаемых буровых установок, роботов, подводных транспортно-монтажных и сервисных комплексов, а также автономных атомных реакторов», рассказал руководитель проектной группы ФПИ Виктор Литвиненко.

Задачей подлодкой станет сейсморазведка: поиск полезных ископаемых и определение местности для развертывания подводных заводов. Корабль считается сугубо гражданским, однако эксперты полагают, что он нужен и военному ведомству, поскольку с его помощью можно точно позиционировать подводные дроны. Кроме того, корабль будет полезен при развертывании на дне арктических морей глобальной системы контроля подводной обстановки «Гармония».

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин:

Создание подводной инфраструктуры требует точного знания особенностей морского дна. Использование современных радаров и сенсоров, алгоритмов искусственного интеллекта позволяет подводным аппаратам в режиме реального времени формировать объемную картину рельефа. Это необходимо для прокладки кабелей, точной установки специального гидроакустического оборудования, выявления подводных каньонов, через которые скрытно могут пройти подводная лодка или необитаемые аппараты противника.
Использованы фотографии:
TASS/JTB Photo
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

52 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Монос Офлайн
    Монос 3 мая 2017 10:53
    +12
    Корабль разрабатывается в рамках проекта «Айсберг», предполагающего «создание целой сети из необитаемых буровых установок, роботов, подводных транспортно-монтажных и сервисных комплексов, а также автономных атомных реакторов»

    Логично. Раз уж мы в большей степени сухопутная держава, чем морская, подберёмся к супостату по дну. Нам так проще.
    1. barclay Офлайн
      barclay 3 мая 2017 11:01
      0
      Кроме того, корабль будет полезен при развертывании на дне арктических морей глобальной системы контроля подводной обстановки «Гармония».
      Вот в этом, видимо, и есть основное назначение этой АПЛ.
      А то что её сенсоры-крылья заглядывают на десятки метров под уровень дна, для сейсморазведки это маловато, т .к. зачастую очаги сейсмической активности находятся намного глубже.
      1. kirgiz58 Офлайн
        kirgiz58 3 мая 2017 11:16
        +1
        Цитата: barclay
        для сейсморазведки это маловато

        Обязательно и какое-нить сейсмооружие. Такое, чтобы у наших берегов пукнуть, а на противоположной стороне у "партнеров" пучина разверзлась(типа задницу снесло). wassat laughing
      2. aiw Офлайн
        aiw 3 мая 2017 11:36
        0
        Вообще то сейсморазведка в основном применяется для исследования структуры земной коры и поиска полезных ископаемых.

        Для определения профиля морского дна нет нужды в такой вундервафли, хватает обычного эхолота.
        А для полноценной сейсморазведки необходимо большое расстояние между источником и приемником. Специализированные суда морской сейсморазведки тянут за собой несколько кос приемников (кабель с нанизанным на него сейсмодатчиками) длиной до 10-12 км (!!!) и источник (обычно пневмопушка).

        http://www.geoygservis.ru/publishing/metody-morsk
        oy-seysmorazvedki/

        Понятно, что для сейсморазведки подо льдом АПЛ будет оптимальна - но какие к фигам "крылья"? Ей нужна система буксируемых кос с датчиками...

        Описанная вундервафля нужна только если кому то нужно детально (с сантиметровым разрешением) исследовать строение дна на глубине первые десятки метров. Зачем это нужно настолько, что бы строить такую фиговину...
    2. Burbon Офлайн
      Burbon 3 мая 2017 11:25
      +1
      Цитата: Монос
      Раз уж мы в большей степени сухопутная держава,

      wassat fool назовите 5 стран у которых протяженность береговой линии (в км) больше чем у матушки России?? wink
      1. Монос Офлайн
        Монос 3 мая 2017 11:46
        +4
        Вы, прежде, чем жмакать по кнопочкам, включайте голову (это такой орган в верхней части туловища). Протяжённость береговой линии о чём говорит? О площади сухопутной территории. Чем больше территория, тем больше сил и средств необходимо для её освоения и защиты Сухопутными войсками. Вся наша история это и подтверждает. Мы всегда занимались только защитой своей территории. Это первое. Второе, возьмите атлас и посмотрите где проходит наша береговая линия и сколько у нас незамерзающих портов. И, наконец, сравните береговую линию Великобритании и нашу и ответьте на вопрос, какая из двух стран в большей степени морская держава.
        Тоже мне, умник нашёлся.
        1. Burbon Офлайн
          Burbon 3 мая 2017 13:11
          0
          Цитата: Монос
          Вы, прежде, чем жмакать по кнопочкам,

          это ты про себя...про себя..
          Цитата: Монос
          Протяжённость береговой линии о чём говорит? О площади сухопутной территории

          ага, Австралия тады самый сухопутный МОНОС!!!
          Цитата: Монос
          Вся наша история это и подтверждает
          ваша история? это сталин-ленин, моя - ушаков, нахимов, макаров

          Цитата: Монос
          возьмите атлас и посмотрите где проходит наша береговая линия и сколько у нас незамерзающих портов

          Цитата: Монос
          возьмите атлас и посмотрите где проходит наша береговая линия и сколько у нас незамерзающих портов
          1. Burbon Офлайн
            Burbon 3 мая 2017 13:11
            0
            Цитата: Burbon
            возьмите атлас и посмотрите где проходит наша береговая линия и сколько у нас незамерзающих портов

            отмазки про снег и лед оставь для своего ребенка
        2. abrakadabre Офлайн
          abrakadabre 4 мая 2017 13:44
          0
          Протяжённость береговой линии о чём говорит?
          Протяженность береговой линии говорит ровно об изрезанности рельефа на линии суша-море. Не более. Вон у какой-нибудь Индонезии из-за ее гигантского количества островов, протяженность береговой линии ОГОГО!
  2. hirurg Офлайн
    hirurg 3 мая 2017 10:56
    +2
    Поиск кладов на морском дне....! winked
  3. новичок Офлайн
    новичок 3 мая 2017 10:58
    +4
    я так полагаю, субмарина будет военной, но работать также будет в интересах гражданских министерств. очень нужный и важный проект. по сути, такие субмарины полностью удовлетворят потребности кпк военных, так и гражданских.
    1. Burbon Офлайн
      Burbon 3 мая 2017 11:27
      +1
      Цитата: новичок
      я так полагаю, субмарина будет военной

      с чего такой вывод?? ядренные бомбы в разломы закладывать? laughing
      1. новичок Офлайн
        новичок 3 мая 2017 11:31
        +4
        почитайте статью внимательней, будет понятно. очень развёрнуто сказано в статье. от себя: поскольку задачи перед данной субмариной поставлены далеко выходящие за рамки гражданских.
        1. Burbon Офлайн
          Burbon 3 мая 2017 11:41
          0
          Цитата: новичок
          почитайте статью внимательней

          прочитал - корабль считается сугубо гражданским.......
          1. новичок Офлайн
            новичок 3 мая 2017 11:46
            +4
            вам видимо лень читать. ну почитайте хотя б коммент VALERIK097. может поймёте.
      2. Серый брат Офлайн
        Серый брат 3 мая 2017 12:39
        +1
        Цитата: Burbon
        ядренные бомбы в разломы закладывать?

        В скважины :-)
        Хотя в принципе можно и не ядерные, тогда просто площадь зондирования уменьшиться из-за меньшей мощности заряда.
        В своё время "Глобус-1" весь СССР ударной волной просветил, если бы не аварийный радиоактивный выброс то можно было бы сказать что всё удачно получилось.
    2. VALERIK_097 Офлайн
      VALERIK_097 3 мая 2017 11:38
      +1
      Цитата: Субмарина-сканер – это обычный подводный атомоход,как-то внушает доверия.)))
      Ведь у нас даже почти гражданские "МИРы"-управляются командирами,а не капитанами.
    3. НЕКСУС Офлайн
      НЕКСУС 3 мая 2017 12:01
      +4
      Цитата: новичок
      я так полагаю, субмарина будет военной

      Очень странное заявление и габариты данной АТОМНОЙ ПЛ...
      По его словам, «водоизмещение новой субмарины-сканера будет не более 14 тыс. т, что соответствует параметрам современной многоцелевой подводной лодки проекта 885 типа "Ясень", автономность плавания – 90 суток, экипаж – 40 человек. Лодка сможет погружаться на 400 м (рабочая глубина всех боевых АПЛ)».

      Мне думается,что это не только лодка-сканер,но и полноценная боевая единица будет с ударным вооружением...
      1. новичок Офлайн
        новичок 3 мая 2017 12:14
        +5
        что странного аы увидели в моём комменте? я же детально и коротко изложил свою точку зрения, чуть выше. задачи поставленные перед данной подлодкой выходят за рамки исключительно гражданского проекта, ведь в статье указано о гражданском применении. вот я и считаю, в целях экономии средств мо, лодки будут двойного назначения под командованием мо.
        1. НЕКСУС Офлайн
          НЕКСУС 3 мая 2017 12:17
          +4
          Цитата: новичок
          что странного аы увидели в моём комменте?

          Дело не в странностях...
          Думаю тут может быть два варианта...первый-ПЛ двойного назначения и второй,под вроде бы мирным проектом,разрабатывается новая боевая единица только военного применения.
          1. новичок Офлайн
            новичок 3 мая 2017 12:30
            +5
            НЕКСУС, я понял вашу мысль.
      2. VALERIK_097 Офлайн
        VALERIK_097 3 мая 2017 12:15
        +1
        С таким водоизмещением ,Вы в этом сомневаетесь.
        Нексус,Ваша цитата: Лодка сможет погружаться на 400 м
        А я почему-то испытываю системы на 90 кгс/см2. И представляете -держат)))
        1. НЕКСУС Офлайн
          НЕКСУС 3 мая 2017 12:23
          +3
          Цитата: VALERIK_097
          С таким водоизмещением ,Вы в этом сомневаетесь.

          Я не сомневаюсь,а размышляю...и к чему-то это странное сравнение именно с Ясенем...
          1. VALERIK_097 Офлайн
            VALERIK_097 3 мая 2017 12:38
            +1
            Отвечу: Стапеля делаются под что-то определённое,вот и весь ответ.
            1. НЕКСУС Офлайн
              НЕКСУС 3 мая 2017 12:44
              +4
              Цитата: VALERIK_097
              Отвечу: Стапеля делаются под что-то определённое,вот и весь ответ.

              Это и так понятно...вы не поняли,что я имел ввиду...ПОЧЕМУ СРАВНИВАЮТ ИМЕННО С БОЕВЫМ МНОГОЦЕЛЕВИКОМ? У меня складывается впечатление,может я и не прав,что эта очень "хитрая" ПЛ в плане задач и применения. И совсем не факт,что она строится под сейсмо мониторинг дна...
              1. VALERIK_097 Офлайн
                VALERIK_097 3 мая 2017 13:00
                +1
                Факт,что она строится под сейсмо мониторинг дна...
                Факт стопудов,но управлять ей будет командир.
      3. aiw Офлайн
        aiw 3 мая 2017 12:16
        0
        Если эта шня будет для полноценной сейсморазведки, то для вооружения места там уже не останется, даже при 14 тыс т.
    4. OCHA3 Офлайн
      OCHA3 20 ноября 2017 13:34
      0
      Я так полагаю, субмарина будет работать под руководством ГУГИ, а значит, что экипаж у нее будет военный. Предположу даже, что базироваться она будет на СФ в Оленьей Губе. Это все несложно представить, ведь именно там базировались "Оренбург" со своими аппаратами.
  4. Monster_Fat Офлайн
    Monster_Fat 3 мая 2017 11:13
    +3
    Интересно, как скоро экипаж этой "вундервафли" шизонется от постоянного "долбания" периодическими (через 10-15 секунд) мощными акустическими сигналами от пневмоисточников? Или экипаж сего "чуда" будет состоять из роботов "федор"? А как "оно" будет выпускать и буксировать на нужной глубине сами "пневмоисточники, а также "записывающие "косы" длиной 6-12 км и с "птичками", "диджифинами" и пр. лабудой необходимой для их работы, установленными через каждые 50 метров? wassat laughing
    1. sabakina Офлайн
      sabakina 3 мая 2017 11:56
      +1
      Считаете, что они, как геофизики будут по дну молотить пневмомолотами?
      1. Monster_Fat Офлайн
        Monster_Fat 3 мая 2017 12:08
        +2
        Вообще-то не "пневмомолотами", а "пневмоисточниками"-"пневопушками" и ими не бьют по дну как молотками, а буксируют за кормой на нужном для "оффсета" расстоянии. Причем kаждый "сабэррей" состоит из целого набора "пневмопушек" разного рабочего объема, чтобы обеспечить необходимый "спектр" акустического сигнала.
    2. bk316 Офлайн
      bk316 3 мая 2017 11:57
      +3
      Я и говорю мутяк.
      1. Monster_Fat Офлайн
        Monster_Fat 3 мая 2017 12:35
        +1
        Создание подводной инфраструктуры требует точного знания особенностей морского дна. Использование современных радаров и сенсоров, алгоритмов искусственного интеллекта позволяет подводным аппаратам в режиме реального времени формировать объемную картину рельефа. Это необходимо для прокладки кабелей, точной установки специального гидроакустического оборудования, выявления подводных каньонов, через которые скрытно могут пройти подводная лодка или необитаемые аппараты противника.


        Если только для этого, то тут мощные акустические сигналы и длинные "косы" не нужны. В качестве "пневмоисточников" можно использовать маломощные акустические сигнатуры (до 500 cu.in) или даже электроразрядники высокого напряжения типа "СКАТ" а в качестве "косы" датчики на корпусе субмарины.
        1. VALERIK_097 Офлайн
          VALERIK_097 3 мая 2017 13:25
          +1
          Монстер -Вы когда нибудь на себе испытывали свойства современных противодиверсионных средств подводной защиты акватории военных баз?
          Мне и моему персоналу было рекомендовано не находится более 2,5 часов ниже ватерлинии корабля ,которое я ремонтировал,это не касается ПЛ.(почему-то)
          Мне хватало ровно пол-часа что-бы окончить все работы,а что в воде происходит не знаю,не нырял.
  5. Тургон Офлайн
    Тургон 3 мая 2017 11:14
    0
    Это все из разряда новостей - " ТУТ БУДЕТ ГОРОД - САД ".
  6. san4es Офлайн
    san4es 3 мая 2017 11:36
    +8
    ...Значит обычный сейсмо- разведчик уже до дна не добивает
  7. bk316 Офлайн
    bk316 3 мая 2017 11:38
    +3
    Мутяк какой-то
    Во-первых какая такая гражданская подлодка, у нас на гражданке готовят экипажи АПЛ?
    Во-вторых зачем вообще АПЛ для морской сейсморазведки, да еще с какими-то крыльями, чем "Енисей" не угодил?
    И что это за сейсмика на "несколько десятков метров", может все таки километров?
    В общем для чего-то другого корабль....
    1. aiw Офлайн
      aiw 3 мая 2017 11:43
      +1
      Для глубины 10 км нужна расстановка на 10 км, это значит буксировка кос а не "крылья".

      Сама то идея годная, как еще подо льдом сейсморазведку проводить... только с АПЛ.
      1. bk316 Офлайн
        bk316 3 мая 2017 11:55
        +2
        Для глубины 10 км нужна расстановка на 10 км, это значит буксировка кос а не "крылья".

        Я про то и пишу.
        как еще подо льдом сейсморазведку проводить.

        Как как - косу на лед, импульсник в прорубь. Просто чуть станцию перенастроить.
        Единственная проблема, если подо льдом прослойка воздуха, но это редко.
        1. aiw Офлайн
          aiw 3 мая 2017 12:05
          0
          Нижняя кромка льда нифига не ровная и здорово добавит искажений. Теме более что эта граница ооочень высококонтрастная - в итоге будет образовываться куча каустик и обработчики потом с ума сойдут.

          Бегать с косами по ледяным полям - то еще удовольствие в минус дцать и при ураганном ветре. А с учетом того что для развертывания кос используется техника, вибраторы тоже самоходные, а на льду есть торосы и полыньи...

          Вы представляете себе стоимость таких работ в окрестностях северного полюса? Скорее всего АПЛ будет гораздо дешевле, а качество данных гораздо выше.
          1. bk316 Офлайн
            bk316 3 мая 2017 12:54
            +2
            в итоге будет образовываться куча каустик

            Будет, задача мной решена в 2005 году. Вся фишка в том, что она хоть и высококонтрастная, но априори на несколько порядков ближе чем другие границы. Более того если источник опустить НИЖЕ границы льда, то вообще все фильтруется легко.

            Бегать с косами по ледяным полям - то еще удовольствие в минус дцать и при ураганном ветре

            А как Вы думаете сейчас на Таймыре бегают? А речки и овраги те же торосы. К тому же все работы,как Вы наверно знаете зимой проводятся, так что с полыньями проблем не должно быть.

            Скорее всего АПЛ будет гораздо дешевле,

            Вот уж не думаю, тут все оборудование уже есть, а санному поезду все равно где идти.
            А тут еще только проект и что получится неизвестно.
            1. aiw Офлайн
              aiw 3 мая 2017 13:19
              0
              Будет, задача мной решена в 2005 году.

              Ссылкой не поделитесь? Можно в личку.

              А как Вы думаете сейчас на Таймыре бегают?

              Все таки северный полюс сильно посевернее будет;-) Плечо снабжения, погодные условия гораздо жестче и т.д. На самом дел случаев прохода техники (в нужном объеме) "посуху" в такие широты ЕМНИП просто нет. Был фильм про экспедицию на дутиках, и то вроде только до Франца-Иосифа дошли.

              В Антарктиде, народ с гусеничной/колесной техникой мучается страшно даже летом, хотя там объемы транспортировки несравнимо меньше чем при сейсморазведке насколько я понимаю.
              1. bk316 Офлайн
                bk316 3 мая 2017 17:38
                +2
                Права не имею, работа под заказ. Но заказчика в личку могу написать и даже контакт дать, если еще там работает.. Мне кстати говорили, что еще тогда мою математику на прямо станцию поставили. Могу спросить , все равно собирался с ребятами встречаться.
                1. bk316 Офлайн
                  bk316 3 мая 2017 18:22
                  +2
                  В личку отправил.
                  1. bk316 Офлайн
                    bk316 3 мая 2017 18:37
                    +2
                    За что купил за то продал.
                    Сейчас позвонил знакомому , он посмеялся, сказал что я сильно отстал от жизни.
                    Посоветовал загуглить Velink, типа там просто выставляешь в нашем случае глубину моря и фильтр сам все делает.
                    1. aiw Офлайн
                      aiw 3 мая 2017 21:25
                      0
                      Ок, спасибо. Жаль что нет публикаций - у нас скажем при работе под заказ (по аналогичной тематике) закрыта только программная реализация, Заказчик против публикации алгоритмов вроде как не возражал.
      2. Серый брат Офлайн
        Серый брат 3 мая 2017 12:51
        0
        Цитата: aiw
        Сама то идея годная, как еще подо льдом сейсморазведку проводить... только с АПЛ.

        Когда-то и транспорты переделанные из "Тайфунов" собирались подо льдом пускать.

        12000 т. груза.
    2. VALERIK_097 Офлайн
      VALERIK_097 3 мая 2017 17:50
      0
      На гражданке готовят экипажи АПЛ-только для выведенных в отстой ,отстойных практически не осталось.Это раз.
      Два-военные очень не любят таскать за собой изделия типа -параван,ласточка,вьюн и тд,тп.,на последних кораблях даже отсекатели для этих изделий придуманы.
      Ну и Три(не очень приятная для военных)Системы отсека,как и сам отсек знают лучше всего гражданские, которые его собирают и испытывают,а уже потом передают заказчику.
      А если на борту горбоносые(не дай бог вспомнить чью-то мать) вообще печалька. Им только стрелки часов (как у детей) переводить(подплав поймёт).Прям как в анекдоте про чукчу в космическом корабле.
  8. MMX Офлайн
    MMX 3 мая 2017 11:56
    +1
    Чтобы русские не делали, то в итоге получается автомат Калашникова (с)
  9. Hariton Laptev Офлайн
    Hariton Laptev 3 мая 2017 13:22
    0
    Возможно вот он и носитель Статуса 6
  10. code54 Офлайн
    code54 4 мая 2017 00:07
    0
    Подскажите далекому от всех этих систем человеку?! В фильме "Морской бой" фантастическом ( с пришельцами там на линкоре воевали) Япошка заявил что давным- давно используют сейсмо- буи морские для слежения за перемещением ПЛ америкосов! Реально ли?
  11. ушкуйник Офлайн
    ушкуйник 4 мая 2017 01:58
    0
    Нужный и полезный аппарат.