Дипломированные недоучки

30
Проблема обучения военным наукам многоуровневая и многогранная, но наиболее важной ее стороной является совмещение с общей системой образования, существующей в государстве. Наиболее выдающиеся полководцы и военные теоретики оказывались при этом и весьма знающими, разносторонне подготовленными людьми. Даже Александр Македонский, которому власть в государстве и армии досталась по наследству, постигал философию Аристотеля, чтобы занимать достойное место в обществе эллинов.

Прусская система военного образования, которую копировали в России, была самой передовой в Европе. Такие имена, как Дитрих фон Бюлов, Карл фон Клаузевиц, Гельмут фон Мольтке, вписаны в мировую историю. Особенностью прусской системы было то, что под военное образование подводилась солидная база общего. И если Александр Великий постигал философию Аристотеля, то для прусских офицеров труды Гегеля были «хлебом насущным». В царской России взяли лучшее из прусской системы. Военные училища, в частности пехотные, такие как Александровское и Алексеевское в Москве, Константиновское и Павловское в Петербурге, готовили во всех отношениях блестящих офицеров. Причем представители других сословий в Алексеевском пехотном училище ничем не уступали дворянам в Александровском. Например, выпускник Алексеевского Б. М. Шапошников стал Маршалом Советского Союза, а «александровец» А. И. Куприн – известным писателем. В СССР военное образование, несмотря на революционные потрясения, опиралось на царскую традицию и заняло достойное место в системе высшей школы. Его дискредитация была произведена умышленно, когда при необдуманном хрущевском сокращении ВС СССР большое количество офицеров оказались ненужными. Именно после этого проблема трудоустройства в послеармейской жизни стала постепенно заслонять главную цель военного образования – учить тому, что необходимо на войне. В следующий период упадка, после развала СССР вновь остро встал вопрос адаптации уволенных в запас.



Таким образом у военного руководства прогрессировала навязчивая идея сделать дипломы об окончании ввузов востребованными в народном хозяйстве СССР, а затем на рынке труда постсоветской России. Вроде бы замысел благой: чем плохо, когда человек получает не одно образование, а два? Но это на первый взгляд.

Дипломированные недоучкиВ 60-х годах срок учебы на офицера увеличили: в командных – на один год, в технических, которые стали инженерными, – на два, дабы приравнять дипломы выпускников к вузовским. Но затраты времени на общеобразовательные предметы не повлияли на дальнейшую адаптацию офицеров в народном хозяйстве СССР, так как первые обладатели таких дипломов стали достигать пенсионного возраста в то время, когда Советский Союз прекратил существование. «Дикий» рынок породил дефицит экономистов и юристов, инженеры оказались невостребованными. При этом увеличение времени обучения в ввузах не привело к повышению качества усвоения военно-профессиональных дисциплин.

Во второй половине 90-х годов уже в постсоветской России в программах ввузов стали происходить странные изменения. В 1995-м убрали выпускную квалификационную работу – выбросили, как лишнюю запчасть, не считаясь с тем, что академическое образование является по квалификации высшим военным. Следующим шагом было переименование командных училищ в военные институты и увеличение срока обучения в них до пяти лет в ущерб академическому, сокращенному до двух лет. Ненужность такого изменения обнаружилась быстро, и в командных училищах вернули прежний срок обучения, однако в видовых академиях курс оставили двухгодичным. Интересно бы сейчас спросить тех, кто принимал эти решения: они какой-то цели хотели достичь или просто за должности держались? Может, таких людей имел в виду А. А. Свечин: «Как известно, приказы иногда пишутся не только для исполнения, но и для сложения с себя ответственности. Эта ужасная форма управления убивает всякий авторитет подписывающего такой приказ, появление ее свидетельствует о процессах разложения в командном составе, о гражданской трусости, об измене государственным интересам во имя шкурных…»

Все попытки повысить востребованность военных дипломов на рынке труда не приводят к положительному результату по причине того, что тактики и стратеги под камуфляжем непонятных управленцев не нужны. Даже на рынке охранных услуг больше востребованы бывшие работники правопорядка, так как они юристы. Зато получается отрицательный результат в военном профессионализме, ибо выпускники ввузов не получают знаний и самое главное – умений, как прежде.

Пусть это покажется крамольным, но настало время отказаться от встраивания военного образования в общее высшее. Оно должно базироваться на общем, но совмещать их нельзя, иначе наносится ущерб профессиональному, опираясь на которое, командиры должны принимать решения.

В качестве примера стоит привести духовное образование в России. С момента создания первого университета в Москве светское и духовное образование в России в отличие от Европы было разделено. Теологических факультетов у нас не было – все богословское образование было сосредоточено в духовных семинариях и академиях. После 1917 года, когда Церковь отделили от государства, духовное образование стало полностью самостоятельным, хотя связи со светским не утратило. Современные священники имеют среднее общее образование, многие – высшее и даже ученые степени. Но в духовных учебных заведениях не стремятся плясать под дудку Министерства образования и науки. Никто не внедряет светские дисциплины в ущерб теологическим и не задается вопросом, как трудоустроится, если что, поп-расстрига.

Военное образование, на наш взгляд, также должно идти своей дорогой, параллельной с общим, но не встраиваясь в него. Каждый военнослужащий должен иметь общее среднее образование, а офицеры – высшее, но объединять их в одном флаконе нельзя. Чтобы обучение в военных училищах стало эффективным, нужно сосредоточиться только на главной задаче – подготовке офицера со средним военным образованием.

Соответственно в военные училища необходимо набирать кандидатов только после срочной службы в Вооруженных Силах, тогда отпадет необходимость делать из новобранца солдата. Эта функция останется за воинскими частями. Впрочем, так и было при создании русской регулярной армии, когда Петр I указал всем дворянам начинать службу в гвардейских полках рядовыми. Такое нововведение, а все новое – хорошо забытое старое, поднимет престиж срочной службы и освободит училища от несвойственной функции. Кроме того, позволит сократить срок подготовки офицера.

Вторым изменением необходимо исключить дисциплины общего образования из курса военных училищ, что позволит сосредоточить все внимание на военных предметах и также сократить время обучения.

Итак, до призыва на военную службу каждый должен получить общее среднее образование. Кандидатом для поступления в военное училище может стать гражданин РФ, прошедший срочную службу. При этом должно поощряться заочное обучение военнослужащих в гражданских вузах. Оно позволит не замыкаться только в своей сфере деятельности, а наоборот – развивать связь с обществом. В то же время ввузы избавятся от несвойственных им функций.

Болонская система, может быть, и неплохая, если проявить волю и выбросить из нее все либеральное словоблудие. Если офицеры в ходе военной службы будут обучаться в гражданских вузах и получать степень бакалавра – хорошо. Но в условиях рыночной экономики сложно предсказать, какие профессии будут актуальны на рынке труда в перспективе. Степень бакалавра позволяет в короткий срок получить ту или иную специальность, востребованную на рынке труда, в отличие от курсов по переподготовке военнослужащих, которые сейчас существуют и чьи дипломы на коммерческих работодателей никакого впечатления не производят.

Но сразу необходимо указать военнослужащим приоритетные науки, в которых им рекомендуется получать степень. Для командиров – это педагогика, так как, несмотря на техническое оснащение Вооруженных Сил, им придется работать в первую очередь с людьми и учить их. Для офицеров-вооруженцев – прикладные науки.

Набор в военные училища кандидатов после прохождения срочной службы в Вооруженных Силах и отказ от подготовки по гражданским специальностям позволит сократить срок обучения в военных училищах и увеличить его в видовых академиях. В академии поступают уже зрелые люди, которым нужна солидная оперативно-тактическая подготовка и просто так увольняться из Вооруженных Сил они не заинтересованы.

Таким образом, на наш взгляд, современное военное образование должно отказаться от несвойственных ему функций, но вместе с тем повысить требования к кандидатам на его получение, а также к обучаемым и выпускникам.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    7 мая 2017 05:42
    Согласен, что будущий офицер должен пройти путь от простого солдата. Кроме разве что отдельных специальностей, медики, технари..
    Есть один нюанс, маленький. После срочной надо "дембель отгулять", а тут опять на первый курс, и ты опять "молодой"... Много желающих будет? wink
    Думаю, что офицеров надо готовить "без отрыва от производства". Отслужил срочную, есть желание, прошёл отбор, получил звание кандидата в офицеры и получаешь образование на спец. курсах. Что-то похожее на немецкую систему, наверное... Т.е. не подобно гражданскому ВУЗу, а как центр постоянного очно-заочного обучения. Тема непростая...
    1. +2
      7 мая 2017 10:30
      О! Согласно этой статьи - я правильный офицер - срочку служил... laughing

      Но я не совсем согласен с этой позицией, потому что она немного оторвана от жизни! В СССР к концу его существования, сложилась достаточно толковая система военного образования, но, после распада, Россия, помимо всего прочего еще умудрилась вляпаться в Болонскую лепешку, и сейчас никуда от этого не деться, плюс "гениальнейшие" реформы Сердюкова в этой области - поэтому только только Министерство Обороны нащупывает тот путь построения новой военной школы в современных реалиях! Вопрос образования-самый консервативный вопрос, здесь резкие движения приводят только к краху, тем более в области обороноспособности государства.
    2. +4
      7 мая 2017 10:36
      "Бакалавр - это хорошо"! Неужто хорошо, если 90% "дипломированных", по факту, имеют незаконченное высшее. winked Бакалавр - это еще не специалист, а заготовка для получения полного высшего образования. В том то и вся суть "болонки". Отсюда и тотальное количество недоучек.
      1. jjj
        +2
        7 мая 2017 10:58
        Есть в столице одно учебное заведение на Мичуринском проспекте. В советское время именовалось - ВКШ. На все факультеты принимались только отслужившие в войсках МО и КГБ. Был, правда, один факультет, куда принимали сразу со школьной скамьи и только очень одаренных. С ними буквально нянчились, и как видится теперь - не зря. Курсанты жили не в казармах, а в общежитиях гостиничного типа. Получали стипендию около ста рублей. Помимо традиционных и специальных дисциплин изучали по нескольку иностранных языков, танцевали, изучали искусство, посещая все музеи и выставки. Выпускники свободно могли общаться на любую тему хоть по экономике, хоть по традициям моды.
        Так что все уже было. Были возможности. Вот только распорядиться ими не у всех получалось
    3. +2
      7 мая 2017 21:39
      Согласен, что будущий офицер должен пройти путь от простого солдата.

      Ввести институт юнкеров?
      Юнкерские училища — военно-учебные заведения для подготовки нижних чинов к офицерскому званию для службы в Русской императорской армии Российской империи

      Хорошее дело. Я двумя руками за. Тем более если после получения офицерского звания они будут проходить дальнейшую службу в своей части
      1. +1
        8 мая 2017 05:30
        Правильно подсказали. Но без приема 16-летних подростков, как произошло после реформ.
        А то у меня в голове всё Николка Турбин.
        1. +1
          8 мая 2017 05:48
          По понятиям РИ Николка Турбин - ученик военного училища, курсант, а не юнкер.
          1. +2
            8 мая 2017 06:08
            Верно. Именно поэтому надо говорить о дореформенных юнкерских училищах.
            Поправлю, курсант - это не по терминологии РИ, а по нашей, современной.

            Немножко из воспоминаний А.И.Деникина

            В конце 1880-х годов для комплектования армии офицерами существовали училища двух типов.
            Военные училища, имевшие однородный состав по воспитанию и образованию, так как комплектовались они преимущественно юношами, окончившими кадетские корпуса. Они выпускали своих питомцев офицерами во все роды оружия, с одним или двумя годами старшинства в подпоручичьем (корнетском) чине.
            Юнкерские училища предназначались для молодых людей «со стороны» и открывали свои стены для вольноопределяющихся всех категорий и всех сословий. Огромное большинство поступавших не имело законченного среднего образования. Это обстоятельство придало училищам характер второсортности, питомцев их ограничивало в правах выпуска и в обществе создало им огульную репутацию «неудачников». Между тем в этой категории встречалось немало людей, избравших военную карьеру по призванию, способных и достойных. Множество юношей приводила в юнкерское училище классическая система образования, толстовско-деляновский режим и греко-латынь. В период с 1872 по 1890 год, например, из русских гимназий было исключено за малоуспешность от 63 до 79% первоначально поступивших учеников... Немалое число их шло в полки вольноопределяющимися, потом в юнкерские училища. Так как 6-й класс гимназии давал права I разряда по отбыванию воинской повинности, то на переходном экзамене из 6-го класса в 7-й обычно ставили удовлетворительный [228] балл малоуспевавшим по древним языкам гимназистам — «под честным словом», что они оставят гимназию и поступят на военную службу...
            Из числа действительных неудачников в юнкерские училища поступали в довольно большом числе воспитанники четырехклассных военных школ — Ярославской и Вольской, которые имели в прежнее время характер исправительных заведений для кадет малоуспевавших (первая) и дурного поведения (вторая). Впоследствии эти школы были преобразованы в нормальные кадетские корпуса.
            Наконец, в юнкерские училища поступало небольшое число сверхсрочных солдат — фельдфебелей и унтер-офицеров пехоты и артиллерии. Эти люди, обычно с огромным трудом добивавшиеся свидетельства 4-х классов, степенные, пожилые, представляли некоторый контраст с молодым населением училища и отличались вполне установившимся характером и большим трудолюбием.
            До поступления в училище лица без законченного среднего образования должны были прослужить в войсках в течение года. Курс училища был двухлетний; программа — меньшая по объему, чем в военных.
            Юнкерские училища выпускали своих питомцев в пехоту — подпрапорщиками и в кавалерию — эстандарт-юнкерами. Эти чины до производства в офицеры находились в довольно неопределенном бытовом и служебном положении от 3 месяцев до нескольких лет — в зависимости от успешности окончания училища, удостоения начальства и наличия вакансий. В одних полках их принимали в офицерскую среду всецело, в других — с известными ограничениями
  2. 0
    7 мая 2017 05:48
    Ещё добавлю.
    Как думаете, к чему приведёт получение во время срочной службы рабочей профессии? Например, 3-5 часов в неделю дополнительные курсы водителей, сварщиков, токарей.. По возможности, по договору с ДОСААФ тем же или УКК,не суть важно.
    1. 0
      7 мая 2017 05:56
      Раньше так и было. Выпускники ж/д техникума в армии получали машиниста локомотива и пока их неслужившие или отслужившие раньше товарищи катались помохами, уже работали машинистами. Ну, про автомобильное обучение и не говорю. Тем более, что создать учебный центр и получить лицензию на допобразование - дело совершенно не сложное. Но не во всех войсках есть смежные с гражданскими специальности.
      1. 0
        7 мая 2017 06:04
        Я думаю, что не обязательно по смежным. Т.е. в Вашем примере выпускник жд техникума и шёл в жд войска, правильно Вас понял?
        Я рассматриваю возможность обучения на срочной по разным востребованным рабочим специальностям. Без ущерба для боевой подготовки, разумеется (это я на всякий случай, а то начнут кидаться wink )
        1. 0
          7 мая 2017 08:48
          Т.е. в Вашем примере выпускник жд техникума и шёл в жд войска, правильно Вас понял?


          Да, в Питере по-моему, была школа сержантов, где они получали машинистов и потом служили в ЖДВ.

          Я рассматриваю возможность обучения на срочной по разным востребованным рабочим специальностям. Без ущерба для боевой подготовки, разумеется (это я на всякий случай, а то начнут кидаться wink )


          А вот тут вопрос, итак всего-лишь год служат, а если еще и отнимать время на подготовку по профессии, а это порядка 3-7 месяцев в зависимости от профессии (я ориентируюсь по программам железнодорожных специальностей типа "электромонтер", слесарь по ремонту ПС, помощник машиниста и т. п.), боюсь, что на боевую подготовку и вовсе времени не останется.
          1. 0
            7 мая 2017 09:24
            Вы, разумеется, правы. Впрочем, профессии разные бывают. Программа подготовки сварщика без производственной практики - 60 часов (теория+учебная практика).
  3. +5
    7 мая 2017 07:35
    "Болонская система может и неплохая".
    Анекдот: В школе, в соответствии с болонской системой, ввели новую систему оценок A B C D E. Перед диктантом учительница говорит: все, кто сделают пять ошибок, получат по Е баллу.
  4. +3
    7 мая 2017 08:35
    Офицер как и солдат должен учиться постоянно. Та система, что я застал, проверки в подразделениях дважды в год, были сплошной профонацией. Проверяли практически сами себя. Естественно брат, брата не обидет. Эффективность не очень. Нужны независимые учебные центры, тестовая система с практическими заданиями. Жесткий контроль. Ну и практика, стажировки и т.д.
    1. +3
      7 мая 2017 08:51
      .
      Проверяли практически сами себя. Естественно брат, брата не обидет. Эффективность не очень. Нужны независимые учебные центры,


      Угу, сотрудники "независимых учебных центов" будут в погонах или как? Если в погонах, то практически "сами себя". Скажут из штаба округа, и все пройдут проверку на "отлично". А если гражданские, то еще лучше, что называется "плати и служи". И тестовая система - не панацея. Даже на ЕГЭ ответы умудряются продавать.
  5. +5
    7 мая 2017 09:02
    Согласен, что будущий офицер должен пройти путь от простого солдата


    Зачем ? Курсант ,ну скажем, Киевского ВОКУ принимал присягу в 17 лет ( а то и неполных 17), жил 4 года в казарме, ходил в наряды и караулы и через год уже знал и тащил службу не хуже любого срочника . Обратный пример - в армейской ( вертолётной) авиации было много выпускников гражданских вузов, УАЦ, в том числе летный состав .
    Дело в общем уровне образования и отборе на основе конкурса, а не оплаты денег за учёбу. Из плохой глины не получишь хороший кирпич, сколько ни обжигай.
    Ну а про чудесную подготовку в царской России - да, была такая, только выпускников мизер и отбор зверский. Посмотрите биографию морского инженера Юркевича .Так бы современных отбирать и учить. Но весь набор- 22 человека в год. А основная масса- как там у упомянутого в статье Александра Иваныча Куприна ? "В большинстве же — убоявшиеся премудрости гимназисты, реалисты, даже неокончившие семинаристы». wink Да и не могло быть по другому в стране с безграмотным в основной массе населением .
    1. +2
      7 мая 2017 14:25
      Зачем? Вопрос сложный. Просто чтобы не было кастовости что-ли. Всё-таки не надо сравнивать условия курсантской жизни и солдатской. Опять же в курсанты люди идут осознанно, выбирают училище, город в конце-концов... Так что хуже не будет точно. Всё-таки обратите внимание на подготовку офицеров в вермахте. Очень подробно этот процесс описан у Ю.Мухина.

      В гражданской жизни путь от рабочего до мастера считался очень важным и серьёзным достижением. Таких людей очень уважали и гордились ими.
      На данный момент я думаю, что не обязательно получать очное высшее образование. Надо начинать работать, хоть за маленькую копеечку. И семье легче и с выбором профессии проще. Поработал, оценил твоё-не твоё. И потом уже заочно учишься. Как-то так....
      Разумеется, не во всех профессиональных областях это возможно.
      1. 0
        7 мая 2017 21:23
        Сейчас заочное образование в большинстве вузов или сворачивается, или сильно сокращается, или заменяется вечерним (очно-заочным).
  6. +2
    7 мая 2017 09:33
    Марина Раскова

    Пилот, Герой Советского союза, установила несколько женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой легкобомбардировочный полк, прозванный немцами "Ночные ведьмы".

    Родилась 28 марта 1912 года в Москве.

    В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

    24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
    Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.

    С началом Великой Отечественной войны Раскова приложила все свои усилия и связи, чтобы добиться разрешения на формирование отдельной женской боевой части. Осенью 1941 года с официального разрешения правительства она приступила к созданию женских эскадрилий. Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ, в состав авиаполков – от командира до обслуживающего персонала – подбирались только женщины.

    Под ее руководством были созданы и отправлены на фронт авиаполки – 586 й истребительный, 587 й бомбардировочный и 588 й ночной бомбардировочный. За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».

    Сама Раскова, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза, была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени. Еще она автор книги «Записки штурмана».
    1. +2
      7 мая 2017 09:34
      Ночные ведьмы

      Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями.

      Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы».

      Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

      Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

      Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

      Автор: gazya
      http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1483/
  7. +11
    7 мая 2017 10:37
    "В качестве примера стоит привести духовное образование в России. "
    Прикольный пример при обсуждении военного образования! fool
    Статья - бессмысленный набор слов.
    1. +3
      7 мая 2017 14:04
      Согласен с вами,автор не совсем понимает о чём пишет. В СССР военное образование...... опиралось на царские традиции.... , в СССР были свои традиции,и что интересно,военное образование было выше чем в царской армии,хотя было и много общего.Эти различия хорошо показаны в воспоминаниях атамана Краснова (элитное Павловское училище),у Деникина (юнкерское училище),у Куприна - у этого в форме армейской романтики.
      Было много общего между царским военным образованием и советским,и в то же - огромная пропасть.
      В советское время на тех,кто поступал в военное училище со срочной службы - смотрели как на при..дурковатых ,такой вот соц.реализм.Автор этого не знает и не застал те времена,по статье видно,сумбурно очень.
  8. +1
    7 мая 2017 10:44
    Поздновато спохватились. Теперь нужны очень непопулярные меры и везение.
    1. 0
      7 мая 2017 11:25
      Поздновато спохватились. Теперь нужны очень непопулярные меры и везение.


      Это уж точно, типа анекдота ниже,
      vlad007 Сегодня, 07:35 Новый
      Анекдот: В школе, в соответствии с болонской системой, ввели новую систему оценок A B C D E. Перед диктантом учительница говорит: все, кто сделают пять ошибок, получат по Е баллу.


      только болонскую систему убрать, а систему оценок как в последней фразе оставить, и как раз вернёмся к Петровской школе но уж очень будет не популярно, как в Думе так и в Совете Федерации... laughing
  9. +1
    7 мая 2017 12:37
    Статья, - нужная. На своей шкуре пережил часть этих метаморфоз. Начиная с деда (которому спасибо за победу, - серьёзно), которого Хрущёв уволил без военной пенсии, под сокращение 1,2 млн. И заканчивая новациями Горбатого. В ОВАКОЛУ начали давать гражданский диплом, в конце 80-х = "Эксплуатация гусеничной и колёсной техники". Никому на гражданке мы были не нужны.
    Хотя, с другой стороны, успел захватить период когда "военному делу, учили настоящим образом". РАВ, ЭРАВ, Тактику и СУО у нас давали очень серьёзно, люди которые командовали полками и были начартами дивизий,- от дальнего востока и Афгана до ГСГВ.
    ПыСы. Очень важно дать молодому человеку, - мировоззрение! В конце Союза, наша 1-я кафедра laughing (ну кто помнит) с этим не справлялась, от слова вообще.
  10. +2
    7 мая 2017 21:32
    Смешались в кучу кони, люди... Советская система подготовки офицерских кадров была на высоком уровне! И образование получали как военное, так и общегражданское в одном ВУЗе! А диплом был общесоюзного образца. Не всякий гражданский ВУЗ мог дать такое образование!
  11. +3
    7 мая 2017 23:56
    На мой взгляд Офицер ( с большой буквы) это прежде всего умение командовать людьми. Один мой знакомый закончил Суворовское училище, а потом военный ВУЗ. Так вот он рассказывал , что в Суворовском училище у них был парень, ровесник всех других ребят, которого все беспрекословно слушались. Никому даже в голову не приходило не выполнить то, что он сказал. Это среди детей! Есть люди у которых в характере заложено умение командовать. Это очень важно для офицера.
  12. 0
    11 мая 2017 22:58
    может я и не прав, но "армейское" и "гражданское" обучение нельзя сравнивать, разное, назовем так," воспитание коллективом", (служил в начале 2000-х) в ВШП попал, после 11 классов, получил образование равное училищу за полгода, с учетом КМБ, в училеще учат этому пару лет...и народ после этого работал, служил... все было хорошо, про сейчас не знаю =(, да и не ВУЗ это но, все же, система я думаю одна и та же плюс-минус
  13. 0
    24 июня 2020 09:27
    Автор отстал от жизни. Руководство Учебного комитета РПЦ пытается интегрировать духовные школы в систему светского высшего образования. Введена болонская система. Добавили светские предметы (высш. математика, право, экономику и. т. д.).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»