Шум отверточной сборки

27
Нью-Дели – основной на сегодня покупатель российских вооружений. И в ближайшем будущем ситуация радикально не изменится. Но нельзя не замечать возрастающий интерес к индийскому рынку оружейников из Франции, США, Израиля, других стран.

Эта тенденция усиливается, поэтому в отдаленной перспективе в случае нашего бездействия доля российского экспорта в Индию может заметно уменьшиться. Чтобы такое не случилось, нашим производителям оружия предстоит приложить максимум усилий для продвижения своей продукции. Прежде всего планомерно следовать выдвинутому нынешним индийским руководством лозунгу Make in India («Делай в Индии», подробнее – «Бангалор с дальним прицелом»). Действовать нужно грамотно, творчески, с тонким расчетом, на перспективу.



Конкурентов очень раздражают успехи российских оружейников. Поэтому чем увереннее они себя чувствуют на международном рынке вооружений, тем сильнее желание недоброжелателей помешать продажам наших ВВТ. Для этого используются все средства, вплоть до развязывания настоящей информационной войны. Срежиссированные мастерами западной пропаганды материалы направлены на дискредитацию качества и возможностей нашего оружия.

Очень многим показалось, что одной из таких информационных атак стало прозвучавшее в Дели заявление: Индия продолжит участвовать в совместном с Россией проекте истребителя пятого поколения (FGFA) только при выполнении определенных условий. Первое из них – передача полного пакета технологий, позволяющего в дальнейшем самостоятельно осуществлять модернизацию самолета с возможностью интеграции новых систем и вооружений. Второе – активная помощь в разработке проекта истребителя AMCA, которым планируют заниматься индийские авиастроители.

Большинство СМИ почему-то сразу расценило это заявление как ультиматум. Будто бы у индийских военных есть претензии к России и она им чем-то обязана. Так ли это на самом деле? И только ли России адресовано вызывающее послание?

По большому счету вопрос стоит так: готова ли Индия уже на нынешнем этапе развития своего авиапрома перенять и переварить абсолютно все технологии, которые мы можем ей предоставить? Далеко не факт. И главная проблема здесь – отсутствие хорошей школы авиастроения.

Шум отверточной сборкиКак ни крути, но в России первый аэроплан (самолет Можайского) увидел небо в конце ХIХ века, а уже к началу Первой мировой войны Императорский военно-воздушный флот стал самым большим в мире по числу летательных аппаратов. Известно, что наш бомбардировщик «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского был самым крупным самолетом того времени. А в период советской индустриализации отечественное авиастроение пережило настоящий бум. В Великую Отечественную оно получило дополнительное ускорение, совершив качественный скачок к реактивной авиации. И только финансовый голод, который испытывал отечественный авиапром в годы перестройки и реформ 80–90-х годов, несколько замедлил ход новых разработок. На сегодня Россия имеет более чем столетний опыт строительства самолетов и вертолетов. Подобным стажем могут похвалиться лишь США да избранные страны Европы.

А что за душой у Индии? Она, образно говоря, еще в начальных классах. Максимум, на что способна, – отверточная сборка современных машин. Именно так здесь клепали британские «Хоки», советские и российские МиГи и «Сухие». Сейчас американцы предлагают по такой же схеме наладить сборку своих F-16.

Техника собственной разработки в Индии проектируется и создается не годами, а десятилетиями. Так, программа разработки легкого истребителя «Теджас» берет свое начало в далеком 1983-м. Но сегодня ВВС Индии имеют в наличии лишь ограниченное число прототипов. И что любопытно: если бы на «Теджасе» не стояли американские двигатели и французская авионика, он бы и на четвертое-то поколение не очень тянул.

Уже почти 30 лет прошло с начала разработки индийского реактивного двигателя «Кавери». А что получили на выходе? Изделие с недостаточными тягой, надежностью да еще и с непонятными шумами при работе на полной нагрузке. Пришлось обращаться за помощью к французам, чтобы те устранили шумы, то есть фактически исправили конструктивную ошибку.

И такая ситуация не только в авиастроении. Более 37 лет понадобилось для принятия на вооружение первых танков собственной разработки «Арджун». В итоге создана явно перетяжеленная машина, веса которой не выдерживают мосты. При этом себестоимость одной единицы техники зашкаливает. А основным боевым танком индийской армии остается российский Т-90, более легкий и убойный.

Статистика катастроф вертолетов индийской разработки просто вопиет. Дошло до того, что жены пилотов устроили демонстрацию с требованием запретить полеты на винтокрылых убийцах.

Долгострой стал печальной традицией, недостаток компетенций – очевидной приметой индийских производителей оружия. И при этом замах на полный цикл по самолету пятого поколения. Хватит ли сил и навыков?

Достижения китайцев, главных геополитических соперников Индии, выглядят намного убедительнее. Авиапром КНР в пример всем другим странам развивается очень динамично – отсюда и успехи. Объяснений этому несколько. Во-первых, Поднебесная начала создавать свою авиационную промышленность значительно раньше Индии и притом не с нуля, а на базе и с активной помощью СССР. Во-вторых, менталитет китайцев больше располагает к усвоению нового опыта. В-третьих, Китай не брезгует чуть ли не в открытую воровать чужие секреты и нагло копирует зарубежные образцы. В-четвертых, там параллельно развивается своя наука, а ее достижения сразу внедряются в производство.

Теперь рассудим: а только ли в адрес России было направлено вышеупомянутое заявление высокопоставленных индийских военных. Очевидно, в не меньшей, а скорее в большей степени оно обращено к руководству своей страны. Военные отдают себе отчет, в каком состоянии находятся их ВВС. И какую угрозу представляет быстро увеличивающийся количественный да и качественный разрыв между индийскими и китайскими воздушными силами. А на безопасности, как известно, не экономят.

Как представляется, руководители Минобороны Индии, осознавая, что летная работа сопряжена с определенным риском, просто озвучили желание видеть в авиапарке своего ведомства полноценную и эффективную боевую единицу. Притом еще и с потенциалом улучшения летно-боевых характеристик, способную к модернизации. Очевидно, что коррупционные скандалы вкупе с научно-производственными неудачами в отечественных разработках новой техники уже порядком надоели как военным, так и рядовым налогоплательщикам. Все хотят четкого понимания целей оборонной программы и прозрачности подписанных контрактов. Поэтому если это заявление и трактовать как некий ультиматум, то скорее не России, а высшему руководству самой Индии.

Как действовать России в данной ситуации? По сути дела в такой постановке вопроса особых проблем для нас нет. Думается, единственно правильной является позиция, высказанная министром промышленности Денисом Мантуровым на профильной конференции в Нью-Дели: «Индия получит все, за что заплатит». Иными словами, любой каприз за ваши деньги. Теперь мяч на индийской стороне. Российские официальные лица ясно дали понять, что готовы сотрудничать без ограничений, по максимуму. Мы ни в чем не отказываем – выбирайте, покупайте что нужно.

Посмотрим, к какому варианту совместной работы теперь будет склоняться руководство Индии. Возможно, оно решит просто отложить проект по совершенно банальной причине отсутствия средств в бюджете, сославшись на некую вымышленную причину. Либо умерит свой аппетит, то есть купит только то, что реально сможет переварить, а потом шаг за шагом будет двигаться к более масштабному сотрудничеству в авиастроении.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    4 мая 2017 06:13
    Доля России на индийском рынке вооружений постоянно сокращается. Россия Индию тоже теряет. Из статьи 2016 года https://www.stratfor.com/analysis/how-losing-indi
    as-business-could-ruin-russias-defense-industry "Как потеря индийского рынка может разрушить оборонную промышленность России"
    1. +4
      4 мая 2017 07:08
      Цитата: Butters
      Россия Индию тоже теряет.


      Зато чиновники карманы на этом набивают!

      И плевать им на народ и Россию!
      1. 0
        6 мая 2017 19:40
        Странный коммент ,сегодня была инфа про партию Ка-52 так сразу-разбазариваем, Родину распродаём, здесь сокращаем продажи в Индию вывод тот-же,вы уж господа разберитесь что вам нужно, и причём тут чиновники? Голову включите!
    2. +16
      4 мая 2017 10:44
      Вы статью внимательно читали? Вывод здесь только один - Скупой платит дважды. Не хватает ума своего развивать, так платите. Не заплатите вы, заплатят другие. У вас, что не коммент, так "Ура, России плохо". Не замучились одно и тоже писать?
      1. +5
        4 мая 2017 14:00
        Цитата: Околоточный
        Не замучились одно и тоже писать?

        Ну а с какого он должен замучатся? Сидит себе в Австралии, поглядывает на хорошеньких кенгуру и строчит...Он же считает, что иначе мы тут загнемся, так как НИЧЕГО не понимаем. Тут хочется вспомнить арабскую поговорку на счет каравана, ветра и брехливую собака.
        1. +2
          4 мая 2017 15:27
          Посмотрим, к какому варианту совместной работы теперь будет склоняться руководство Индии.

          Посмотрим. А на этого чудика внимание не обращайте.... оно само пройдет только не чешите!!! (минздрав предупреждает) wink
        2. +7
          4 мая 2017 16:02
          Это хорошо, что только поглядывает на хорошенькую...кенгуру и ....строчит. laughing hi
    3. +3
      4 мая 2017 11:55
      Индию винить не в чем. Хочет и покупает лучшее.
      1. +2
        4 мая 2017 12:30
        Индия сама решает, что ей надо покупать.
      2. Я тоже решил и купил лучшее! Ладу Гранту !!!
      3. +1
        4 мая 2017 14:02
        Цитата: сибиралт
        Хочет и покупает лучшее.

        Да если бы. Коррупционная составляющая в их военных контрактах не самая маленькая. Иначе чем еще объяснить частые провалы в вопросах закупа вооружения.
  2. +6
    4 мая 2017 06:40
    Думается, единственно правильной является позиция, высказанная министром промышленности Денисом Мантуровым на профильной конференции в Нью-Дели: «Индия получит все, за что заплатит». Иными словами, любой каприз за ваши деньги.

    Индия начинает сильно мудрить - вести себя весьма противоречиво. Так что подход должен быть один - "А что мы будем с этого иметь?". Дружба уже кончилась - вовсю растут индийские националисты с ориентацией на США.
    А чтобы стимулировать на внятные шаги, нам неплохо бы продавать некоторые образцы Пакистану!!!
    1. 0
      4 мая 2017 07:07
      Цитата: Никкола Мак
      А чтобы стимулировать на внятные шаги, нам неплохо бы продавать некоторые образцы Пакистану!!!


      Самое правильное решение!

      Только конкуренция спасет рынок!
      1. jjj
        +5
        4 мая 2017 10:43
        Как работают китайцы. Они покупают то, о чем договорились с Россией. Потом пытаются это скопировать. Внешне получается. Реально полученный образец хуже оригинала. Но китайцы по этому поводу не начинают международных скандалов.
        Как работают индийцы. Они заключают договор. Потом начинают менять условия, требовать передачи технологий, менять ТТХ. Иной раз поражает как наши умудряются заставить согласованно совместно работать различные системы вооружений. С индийцами геморрой по всем контрактам
  3. +2
    4 мая 2017 07:47
    Думаю, что Индия увеличила долю приобретения нероссийского оружия за счет тех видов, которые Россия не производит. Это в первую очередь беспилотники. Общеизвестно , что США и Израиль в этом виде вооружений мировые лидеры.
    1. +3
      4 мая 2017 13:58
      теперь уже нет. в рф есть два бла превосходящие по эне рговооруженности, запустить их производство главная задача.
  4. +2
    4 мая 2017 08:17
    Какой-то мутный словесный понос с какими-то странными отсылками к Можайскому и ВВС РИ, которые, мягко говоря, не имеют никакого отношения к авиастроению в РИ, вернее его почти полному отсутствию.
  5. +3
    4 мая 2017 09:08
    (с) А что получили на выходе? Изделие с недостаточными тягой, надежностью да еще и с непонятными шумами при работе на полной нагрузке. Пришлось обращаться за помощью к французам, чтобы те устранили шумы, то есть фактически исправили конструктивную ошибку.(с)
    При "рынке" нас ждёт тоже самое, сколько уже потеряли технологий и специалистов, сколько "мозгов" выдавлено из науки, производства и выехало за рубеж? Нам не Индийские проблемы надо переживать, а подумать о том, как существующий бардак у себя исправлять.
    P.S. Когда СССР торговал вооружениями с Индией, индусы в то время были тише воды, ниже травы. Если кто-то скажет, дескать, "за бесценок" отдавали, то в ту цену входило политическое влияние и доминирование в том регионе. Если Держава сильна, ей поневоле приходится конкурировать в геополитическом влиянии, отгородившись от него, она сразу переходит в разряд "региональных". Наглядный пример влияния - США, в любой области деятельности и географической точке у них "национальные интересы"...
  6. +6
    4 мая 2017 09:25
    В Индии несколько лет назад задались вопрослм, что если на фоне усиления своей мощи Китай начнет решать вопрос спорных территорий силой? Китай производит свое вооружение, а Индия почти все в России берет! Будет ли Россия помогать нам поставками запчастей к своей технике при войне с Китаем?
    Поэтому в Индии вышел закон о диверсификации рисков в сфере вооружений согласно которому нельзя закупать оружие одной страны для целого сектора.
    Наример, от вертушек наших отказались потому что ВВС Индии в плане боевых самолетов и ВТА практически полностью на российской технике. Пришлось брать вертушки из США.
    Очень им хотелось ПАК-ФА, очень, но опять же закон не позволял. Тогда они попросили нас передать им все для того, чтобы они могли у себя развернуть мощности для строительства этого проекта - наши отказали (чему я рад очень) и тоскливый взгляд Индийцев упал на Рафали поколения 4.
    Не Россия теряет рынок Индии, сами индийцы ведут политику такую. И я их, в общем то, тоже понимаю.
    1. +1
      4 мая 2017 23:12
      Немного не так . Индийцы СУБСИДИРОВАЛИ Россию ,профинансировав НИОКР по истребителю пятого поколения ( увы и ах! ) и теперь хотели бы получить технологии производства . Имеют право !
      1. 0
        10 марта 2018 07:06
        Я описал то что мне точно известно. Объемы субсидирования программы Индией и предварительные договоренности меня не шибко интересуют. Терок по ним было много, самолет строился а договор Индия так и не подписала и денег не перечислила.
    2. 0
      7 мая 2017 12:55
      Где гарантия, что другие страны импортёры военного вооружения в случае войны Индии с Китаем будут исправно поставлять запасные части на военную технику в Индию, или передадут свои новейшие военные разработки, а Индия не перепродаст их третьим странам? Это очень тонкий вопрос.
  7. +4
    4 мая 2017 10:15
    немного покоробила бравурность описания нашего авиапрома, потому что там есть колоссальные проблемы в инвестициях. Мы традиционно отстаем в двигателестроении, материалах, химии и электронике.
    Все, что сейчас спасает - серьезные разработки времен СССР в технологии расчета физических моделей и накопленный инженерный опыт.
  8. 0
    4 мая 2017 13:34
    Да ладно... Своих самолетов, кроме "Ильи" да лодок, Россия не делала. Болезнь -- это нехватка двигателей,из-за чего летали ан "Вуазенах" и прочем хламе аж до 22-го и далее года.
  9. 0
    4 мая 2017 16:11
    а уже к началу Первой мировой войны Императорский военно-воздушный флот стал самым большим в мире по числу летательных аппаратов.

    Всё может быть, всё может статься...
    А авиадвигатели у французов клянчили...
    Фанеры точно было много.
  10. 0
    4 мая 2017 17:55
    Нью-Дели – основной на сегодня покупатель российских вооружений. И в ближайшем будущем ситуация радикально не изменится.

    Уже меняется!
  11. +1
    4 мая 2017 22:59
    Россия передала кое-какие технологии и что у индусов опять плохо все работает так они еще и претензии нам предъявляют