Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 2. Немецкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.13

15
Maschinengewehrkraftwagen Sd.Kfz.13 — легкий немецкий бронеавтомобиль начала 1930-х годов. Эта простая по конструкции и в производстве машина стала первым бронеавтомобилем Германии после Первой мировой войны. Данный бронеавтомобиль был разработан в 1932 году на шасси коммерческого автомобиля, основным предназначением боевой машины была разведка и сопровождение кавалерийских частей. Машина производилась серийно с 1933 по 1935 гг. Всего было выпущено 147 бронемашин модели Sd.Kfz.13 и 40 бронеавтомобилей Funkkraftwagen Sd.Kfz.14 (связной вариант).

На Германию, проигравшую Первую мировую войну и подписавшую Версальский договор, был наложен ряд серьезных ограничений в военном плане. В том числе направленных на сдерживание развития немецкой бронетехники. Согласно условиям договора, немцам разрешалось производить только легкие бронеавтомобили для нужд полиции и лишь ограниченными сериями. В то же время Рейхсверу остро не хватало бронетехники, по этой причине во время учений очень часто использовались самые различные макеты и муляжи танков и колесной бронетехники. Правда, работу над проектированием различной бронетехники немецкие конструкторы никогда не прекращали, но им приходилось вести ее в тайне, часто сотрудничая в этой области с другими странами.



Колёсная бронетехника времён Второй мировой. Часть 2. Немецкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.13
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.13 (слева)


Незадолго до прихода нацистов к власти верховное командование рейхсвера уже чувствовало себя настолько уверенно, что в 1932 году выдало техзадание на создание легкого бронеавтомобиля для армейских нужд. Новая бронемашина предназначалась для сопровождения кавалерийских и пехотных частей, а также для ведения разведки и обеспечения связи. Военные сразу же рассчитывали на постройку большой партии бронемашин, поэтому решили воздержаться от экспериментов и конкурсной борьбы, что неизбежно привело бы к дополнительным финансовым тратам. В качестве базы для легкого бронеавтомобиля было выбрано шасси легкового автомобиля Adler 6 с колесной формулой 4х2. Полного привода у машины не было, ведущими были задние колеса. Данный легковой автомобиль на тот момент уже использовался немецкой армией под обозначением Kfz.12 в качестве учебно-разведывательной машины и успел получить достаточно хорошие рекомендации от военных, поэтому выбор ходовой части для нового бронеавтомобиля был однозначным.

Для новой бронемашины, которая получила обозначение Sd.Kfz.13, был специально спроектирован открытый сверху сварной бронекорпус, с толщиной бронелистов — 8 мм. Круговое бронирование машины было одинаковым. Днище корпуса имело толщину брони — 5 мм. В верхней части корпуса бронелисты располагались под незначительными углами наклона, что должно было хотя бы частично компенсировать небольшую толщину брони. По замыслу конструкторов такого бронирования было достаточно, чтобы защитить экипаж, узлы и агрегаты бронемашины от пуль винтовочного калибра и небольших осколков. Компоновка бронеавтомобиля осталась классической: переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и совмещение отделений управления и боевого отсека. В середине корпуса была установлена турельная установка с 7,92-мм пулеметом, который был прикрыт бронещитком.



Сердцем бронеавтомобиля был 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Adler 6S, который развивал мощность от 51 до 60 л. с. в зависимости от подтипа. Этой мощности хватало, чтобы разогнать легкий бронеавтомобиль массой чуть более двух тонн до 70 км/ч при движении по шоссе. В качестве топлива использовался бензин с октановым числом не ниже 74. Средний расход топлива составлял около 20 литров на 100 километров, среднее потребление масла — 0,6 литра на 100 километров. Двигатель работал в связке с 4-ступенчатой коробкой переключения передач.

Шасси и подвеску бронеавтомобиля из-за возросшей массы пришлось усилить. При этом конструктивно подвеска изменений не претерпела, в ней использовались полуэллиптические рессоры. Шасси имело колесную формулу 4х2 с приводом только на задние колеса, передние колеса были управляемыми. При этом шасси и элементы трансмиссии в целом повторяли таковые для легкового автомобиля Adler Standard 6, они выпускались на заводах Adler Werke, расположенных во Франкфурте-на-Майне. На бронеавтомобиле использовались шины с новым рисунком протектора, так называемым внедорожным. Подобный рисунок протектора в те годы крайне редко встречался на гражданском транспорте. Тормоза бронеавтомобиля были гидравлическими.

Экипаж бронеавтомобиля состоял всего из двух человек: механика-водителя и стрелка, который также был командиром бронемашины. Данные бронеавтомобили не имели радиостанций, поэтому связь между ними можно было наладить только при помощи флажковой сигнализации.

Вооружение бронеавтомобиля было довольно слабым и состояло из одного пулемета винтовочного калибра. Правда, этим пулеметом был весьма удачный 7,92-мм MG 13, который позднее поменяли на единый пулемет MG 34. Пулемет устанавливался на турельной установке и обладал круговым сектором обстрела. Углы вертикального наведения пулемета составляли от -35 до +65 градусов, что позволяло вести огонь и по воздушным целям. Боезапас пулемета состоял из 1000 патронов (4 коробки с лентами на 250 патронов).



После проведения серии испытаний в середине 1932 года бронеавтомобиль Sd.Kfz.13 был принят на вооружение. Его серийное производство осуществлялось до 1935 года. До конца 1934 года на заводе компании Daimler-Benz в Берлине было собрано 147 таких бронеавтомобилей. До 1937 года подобные бронемашины состояли на вооружении пулеметных рот кавалерийских полков, а также различных разведывательных подразделений, в том числе танковых и механизированных дивизий. Важно понимать, что бронеавтомобили Sd.Kfz.13 и Sd.Kfz.14 были первыми такими машинами в своем классе за долгие годы. Они служили главным образом для подготовки и обучения личного состава немецкой армии, а также накапливания опыта по тактическому использованию подобной боевой техники.

Помимо обычной «линейной» версии, была создана и специальная радиофицированная модель Funkkraftwagen Sd.Kfz.14. Выпуск данной модели был налажен параллельно с выпуском основной. Все различия между машинами сводились к отсутствию турели с пулеметом и появлению радиостанции. На месте пулеметной установки размещалась радиостанция Fu 9 SE5, оснащенная складной рамочной антенной. Данная радиостанция обеспечивала устойчивую голосовую связь на расстоянии 6-8 километров с места и 3-4 километра в движении, телеграфную связь на расстоянии 30 километров с места и 20 километров в движении. Экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz.14 увеличился до трех человек, в его состав был включен радист. Всего немецкая промышленность собрала 40 бронеавтомобилей данного типа.

Современная реплика бронеавтомобиля Sd.Kfz.13


Из-за общей примитивности конструкции и очень слабой защищенности бронеавтомобиль Sd.Kfz.13 не пользовался особой популярностью в армии. В частях бронемашина даже получила презрительное прозвище «корыто» (Badewanne), во многом благодаря своему внешнему виду и характерной форме корпуса. Уже к 1938 году данные бронеавтомобили начали заменяться более совершенными Sd.Kfz.221 и считались безнадежно устаревшими. Однако Sd.Kfz.13 и Sd.Kfz.14 все равно успели принять участие во Второй мировой войне.

Немцы использовали данные бронеавтомобили во время вторжения в Польшу, Францию и Нидерланды, часть машин даже приняла участие в операции «Барбаросса» летом 1941 года. При этом уже польская кампания вермахта наглядно обозначила все слабые стороны бронеавтомобиля: слабое бронирование, недостаточная мощность двигателя и отсутствие полного привода. В сентябре 1939 года Вермахт потерял в боях в Польше как минимум 23 таких бронеавтомобиля. В 1941 году немногочисленные уцелевшие экземпляры были выведены из боевых частей и использовались в дальнейшем исключительно в качестве учебных, небольшая часть была передана в полицию.

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля Sd.Kfz.13:
Габаритные размеры: длина — 4191 мм, ширина — 1702 мм, высота — 1499 мм, клиренс — 183 мм.
Боевая масса — 2134 кг.
Бронирование — 8 мм (лоб, борта, корма), 5 мм — днище.
Силовая установка — карбюраторный 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Adler 6S мощностью 51 л.с.
Максимальная скорость — 70 км/ч (по шоссе).
Емкость топливного бака — 70 л.
Запас хода — около 350 км (по шоссе).
Вооружение — 1х7,92-мм пулемет MG 13 или MG 34.
Боекомплект — 1000 патронов.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/germany/sd.kfz.13.htm
http://www.kfz13.pl
http://zonwar.ru/bronetexnika/first_armored/Kfz_13.html
http://mg-tank.ru/german/Sd.Kfz.13.htm
Материалы из открытых источников
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    4 мая 2017 12:34
    Из-за общей примитивности конструкции и очень слабой защищенности бронеавтомобиль Sd.Kfz.13 не пользовался особой популярностью в армии. В частях бронемашина даже получила презрительное прозвище «корыто» (Badewanne), во многом благодаря своему внешнему виду и характерной форме корпуса. Уже к 1938 году данные бронеавтомобили начали заменяться более совершенными Sd.Kfz.221 и считались безнадежно устаревшими. Однако Sd.Kfz.13 и Sd.Kfz.14 все равно успели принять участие во Второй мировой войне.

    Обычный, типичный бронеавтомобиль своего класса. Шрусы ещё не были изобретены, поэтому и привод только на задний мост. Советский БА-20 имел примерно такие же характеристики.

    Боевая масса БА-20 составила 2 300 кг, при этом на дорогах с хорошим покрытием броневик мог разогнаться до 90 км/ч. Как и у большинства бронеавтомобилей, проблемы у машины начинались с появлением бездорожья: на мягких грунтах скорость падала до 36 км/ч, и тяжелый броневик успешно застревал. 50-сильный двигатель ГАЗ М-1 не мог справиться с подъемами выше 15 градусов и успешно перегревался в бронированном корпусе. Однако, в целом бронеавтомобиль оказался удачным и поступил на вооружение Красной Армии.
    1. +2
      4 мая 2017 13:33
      Есть только разница в площади и толщине бронирования, пулестойкости шин, защищённости экипажа, ну и в кол-ве выпущенных экземпляров в 10раз laughing
    2. 0
      4 мая 2017 22:37
      ПРИМЕРНО! Вы забыли Д-8 и ФАИ! У ФАИ и БА-20 (БА-20М) была крыша и вращающаяся башня с пулемётом! Только в СССР выпускались машины для народного хозяйства и их же использовали для производства бронемашин! ГАЗ-А, ГАЗ-М1 тольк эти две модели легковых авто использовались до войны для производства лёгких бронеавтомобилей! Другие или не подходили для этого или просто не производились - ГАЗ-ТК, ЛБ-23, ЛБ-НАТИ, ЛБ-62.


      ЛБ-62
  2. +2
    4 мая 2017 13:06
    Maschinengewehrkraftwagen

    Чуть мозг не сломал...
    1. +3
      4 мая 2017 17:10
      Цитата: Berkut24
      Чуть мозг не сломал...

      Это Вы ещё полностью название сего бронеавтомобиля не прочли:
      Maschinengewehrkraftwagen Sonderkraftfahrzeug 13.
      Повбывав бы! smile
    2. +1
      4 мая 2017 17:59
      я даже не пытался прочесть этот набор букв laughing
  3. +1
    4 мая 2017 14:01
    Поппель пережил Великую войну, а Ватутин нет. Поппель ездил на лёгком танке, а Ватутин на легковой машине. Поэтому мемуары писал Поппель. Теперь генералы в Сирии не могут ездить даже на Тиграх - взрывают. Отсюда вывод: снова нужны лёгкие танки для генералов....
  4. 0
    4 мая 2017 20:27
    На первом фото (ваерху) справа, сдвоенная зенитная установка , а что за решетчатая конструкция вышше. Кто нить знает?
    1. 0
      4 мая 2017 21:24
      - Это антенна... "Связюков" машина... Тогда в моде были поручневые антенны . Примерно как на Т35 и БТ. "Штыри", типа "куликовки" появились позже...
    2. 0
      4 мая 2017 22:14
      Это не "ЗЕНИТКА" - Sd. Kfz. 232 (6-Rad)!
      ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK 30 калибра 20 мм, 1 пулемет MG 13 (позже MG 34) калибра 7,92 мм.
      БОЕКОМПЛЕКТ: 200 выстрелов, 1500 патронов.
      ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел TZF За.
      БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса —14,5, борт и корма — 8, башня — 8...14,5.
      СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция FuG Spr Ger «а».
      Антенна просто такая!
  5. 0
    4 мая 2017 22:08
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Berkut24
    Чуть мозг не сломал...

    Это Вы ещё полностью название сего бронеавтомобиля не прочли:
    Maschinengewehrkraftwagen Sonderkraftfahrzeug 13.
    Повбывав бы! smile

    А какая прелесть, продуктовый магазин по немецки, со школы нравицца!
    1. +2
      5 мая 2017 10:11
      Lebensmittelgeschäft???
  6. 0
    5 мая 2017 16:15
    Если често, никогда не понимал смысл колёсных ба в условиях Восточ.Европы и Сев.Африки. Смысл какой, если чуть в глину или песок, и сие чудо вязнет? Полугусеничный ход - это сила.
    1. +1
      5 мая 2017 21:06
      При полном приводе они были лучше и проще полугусеничных - вот итальянская "ТАЧАНКА"
  7. 0
    6 мая 2017 15:45
    Цитата: hohol95
    При полном приводе они были лучше и проще полугусеничных

    Согласен, главное подход к конструкции, а не колесный или полугусеничный ход)))...