Су-35С. Рождённый лидером



Довольно часто на многих форумах я встречаю людей, которые очень много спорят о том, какой же самолет лучший в мире. Мое мнение как авиационного специалиста таково, что в своем классе самолет Су-35 является самолетом, значительно опередившим свое время, и эту «пальму лидера» он с успехом подхватил у своего предшественника Су-30, который, в свою очередь, принял ее от прародителя серийной «десятки» — Су-27.

Мое мнение никак не связано с тем, что я работаю в одном из подразделений ОКБ Сухого (КнААЗ), где и были созданы Су-27/30/34/35 и где строится сейчас еще не совсем оперившийся Т-50, оно основано на объективных причинах, которыми я бы хотел поделиться в этой статье.


Несмотря на свою причастность к авиации, я постараюсь избегать авиационных терминов, способных завести простого обывателя в тупик и лишить его понимания обсуждаемой темы, но, если такие и будут, не поленитесь выяснить и четко понять, что значит тот или иной термин. Будет полезно как минимум для собственного развития.

Ни для кого не секрет, что, несмотря на географическое место проведения авиасалона военной авиационной техники, самолетам семейства Су-27 отводится самое почетное место, их выступления ждут всегда с нетерпением, так уж повелось, они умеют удивлять и показывать, кто настоящий «король неба». Они гвоздь программы любого авиасалона.

Любые попытки F-22 повторить на видео то, что делает «десятка», вызывают смех и разносятся в пух и прах на авиационных форумах (в том числе и американских) как нелепые и неудачные (это легко сделать, когда знаешь, на что смотреть и как их оценивать).

Говоря о самолете Су-35, мы не подразумеваем эту машину как боевой комплекс. Интегрируемое в него оборудование может быть самым различным, и о его «отсталости» или «продвинутости» как боевого комплекса можно спорить бесконечно, и все равно любой, кто не работает с этой машиной лично, будет далек от истины. Причиной того является тот факт, что, несмотря на доступность информации в наше время, этот самолет не обделен оборудованием под грифом «секретно». Да и говорить сегодня о «боевой единице» Су-35 либо любом другом военном изделии общими словами — несусветная глупость, стоящие на соседних стоянках и внешне неотличимые два Су-35 могут иметь кардинальные различия в начинке, которые выделяют их как лидеров в одних задачах и отодвигают на второй план в других. ОКБ Сухого, изготавливая свои самолеты проекта «Т10», преследует целью их многофункциональность, а значит, тянуть под «одну гребенку» машины, идущие с завода даже под одной литерой как минимум не профессионально.

Выступая на авиасалонах, ОКБ «Сухого» преследует целью продажу самолета Су-35 как платформы, на которую будет установлено стороннее оборудование (либо наше, но предыдущего поколения, которое и примеряют на него «диванные специалисты» Интернета, что уже не очень корректно). Так, например, продавая в свое время самолеты Су-30МК Китаю, при перегоне самолетов в Шеньян нашей авиакомпании КнААПО приходилось отправлять свой самолет Ил-76, который сопровождал эти самолеты до аэродрома в Китае и в случае сложных метеоусловий также помогал им там заходить на посадку (а такие случаи были). Самолеты Су-30МК китайской партии летели в буквальном смысле с «дырками» в приборной панели, куда китайцы потом устанавливали «свое» оборудование (а точнее, французское).

Так чем же так выгодно отличается самолет Су-35 от своих конкурентов?

Самолеты семейства «Су-27» (проект «Т10») стали первыми серийными самолетами в мире, на которые была установлена система ЭДСУ (которой так любят хвалиться на западе, называя ее «Fly-by-Ware»). Имея неправильный сильно смещенный аэродинамический фокус, управление этим самолетом напрямую практически невозможно, именно поэтому пилоту на помощь приходит система, способная рассчитать эволюции самолета, его текущее положение в пространстве, динамику его движения, параметры окружающей среды и, приняв от рукоятки управления сигнал, понять, чего хочет пилот, и задать рулевым поверхностям самолета именно те углы отклонения, чтобы при всех исходных данных добиться именно того результата, который задуман управляющим. И именно такое смещение фокуса самолета позволяет ему добиться столь высоких пилотажных характеристик.

Несмотря на такую простоту описания, ЭДСУ и ее логика является самой сложной программой на борту воздушного судна. К слову, программы навигации, установленные на борту любого самолета, имеют под собой расчеты школьного уровня, основанные на прямоугольной тригонометрии. Не очень сильно отличаются и программы управления вооружением. Бесспорно, уровень используемого оборудования в случае использования вооружения и навигации очень высок, но расчеты с данными, полученными с этих систем, до неприличия просты.

Так что же так сильно удивляет иностранных специалистов в этом самолете и его акробатических кульбитах? Вопрос в том, как безошибочно и идеально эта система обрабатывает поступающие от ее датчиков данные. Более того, ЭДСУ «десятки» умеет не только анализировать фактические данные, но и предсказывать поведение самолета в той или иной ситуации. Накладывая на эту логику данные, поступающие с органов управления, она с абсолютной точностью понимает намерение пилота по выходу из того или иного маневра в заданном направлении и на основе своих вычислений принимает решение об углах отклонения рулей и вектора тяги для достижения максимально быстрого выхода машины на заданный «устойчивый» курс.

«Органы чувств» проекта «Т10» также можно смело причислить к передовым, по понятной причине о них как-то не принято говорить среди псевдоспециалистов, но они давно не секретны и устанавливаются в том числе на экспортные варианты «десятки». Для получения данных в ЭДСУ на критических режимах полета была разработана дополнительная сеть датчиков, которая позволяет получить необходимые данные, например, в случае, когда отсутствуют данные с приемника динамического воздушного давления в случае выхода машины на свои закритические углы атаки. Система способна с помощью дополнительных датчиков восполнить "информационный голод" для точного анализа пространственного положения и движения самолета.

Столь же удивительным для иностранных специалистов является неспособность «десятки» валиться на крыло. Из курса аэродинамики известно, что в случае потери подъемной силы самолет начинает «валиться на крыло», что возникает в результате невозможности добиться абсолютной симметричности и распределения масс при постройке самолета относительно продольной оси в его плоскости. При том пилот практически не способен повлиять на этот фактор до того, пока не возникнет эффективный обдув рулевых поверхностей. Однако АБСУ учитывает и этот факт, позволяя «десятке» показывать идеальный «плоскач», идеальное сваливание на хвост («колокол») и идеальное удержание машины на изначальном курсе при выполнении аэродинамического торможения (пример — «кобра»).

Еще одним интересным свойством «десятки» является отсутствие «помпажа» при выходе на любые закритические углы атаки. В нижней части входного направляющего аппарата всего семейства «десяток» установлена простейшая система, которая позволила решить эту задачу. Ряд «подпружиненных» щелевых заслонок (пилоты называют их "трещотки") позволяет силовым установкам самолетов семейства Су-27 забыть о проблеме кислородного голодания и при любых эволюциях самолета не думать об ограничении режимов работы двигателя, кислородные аппетиты которого весьма велики. Благодаря этому самолеты семейства Су-27 обладают практически безграничными возможностями по пилотажу и снимают с пилота ограничения при использовании данной «платформы». Однозначным и неоспоримым в авиации остается лишь одно: практически невозможно лишить обтекания воздухом нижнюю полусферу самолета, вопрос направления этих потоков в ВНА самолета решен на «десятках» идеально.

В огромной степени благодаря именно ЭДСУ самолеты проекта «Т10» нуждаются в таком малом потребном времени для выхода на устойчивые режимы полета, являются рекордсменами по скорости разворота, обладают поистине феноменальной продольной и поперечной устойчивостью. Пилот этой машины не обременен мыслями и ограничениями об изменении центровки в результате выработки топлива или высвобождения пилона, система автоматически изменит программу и введет корректировки как в управляемость воздушного судна, так и в углы отклонения рулевых поверхностей.

Уровень «понимания» системой ЭДСУ действий пилота в проекте «Т10» доведен до абсолютизма, равно как и применение полученных «знаний» системой ЭДСУ на практике к самому планеру. Скорость отклика системы «на рулях» практически мгновенна.

Именно поэтому реальные авиационные специалисты всех стран, посещая авиасалоны и наблюдая за поведением этого самолета в воздухе, восхищаются прежде всего не самим пилотом, а именно машиной и ее возможностями, отмечая, что великолепный планер самолета с неправильным аэродинамическим фокусом и пилот — это ерунда без такого «посредника». Ту работу, которую выполняет ЭДСУ «десятки», уровень ее исполнения, отказоустойчивость, программный уровень этого скромного «посредника» между пилотом и машиной, о котором никто из ложных специалистов в Интернете никогда не говорит и даже не думает, является эталоном всех систем Fly-by-Ware на нашей планете.

Демонстрация данного самолета на авиасалонах показывает, что над данной машиной проведена поистине феноменальная работа, в ходе которой были учтены все нюансы и особенности планера, условий и целей его эксплуатации. А уровень программирования ЭДСУ говорит о полном понимании конструкторами своего детища. В самолет можно вставить любую начинку, самолет можно построить из любого материала, но тот уровень понимания и прогнозирования поведения своего детища в воздухе, который заложен в него еще на земле, который демонстрируют создатели «десятки», в мире до сих пор никто не достиг.

К слову, «современный» F-35, к которому не предъявляются требования повышенной маневренности и работы на закритических углах атаки, на этапе своего создания столкнулся с огромными проблемами при программировании его ЭДСУ и в итоге был запущен в серию с огромными эксплуатационными ограничениями, которые компания «Локхид Мартин» обязуется устранить «со временем» за свой счет.

Таким образом, проект «Т10» как платформа на сегодня является лучшим самолетом в мире по своему исполнению в своем классе (не путать с боевым классом). А учитывая массовость использования потенциальными противниками России самолетов 4 поколения и большой потенциал модернизации этой машины, она еще долго будет востребована на международном рынке и в рядах ВКС РФ.

И все же дам пищу для размышлений и дискуссии и коснусь темы Су-35 как боевой единицы. Большинство разговоров в сети о тех или иных свойствах этой машины основано на условиях и данных установки на нее экспортного оборудования, ибо то, что ставят на Су-35С для ВКС РФ, имеет абсолютно неизвестные миру названия либо куда более «продвинутые» характеристики, чем те, которыми «кормит» мир отечественный авиапром.

Данная машина будет вполне эффективна в любом военном конфликте, равно как и в воздушном противостоянии с самолетами 5 поколения (автомат не лишил военных потребности иметь и применять в бою холодное оружие), так как полностью исключить ближний бой Су-35С с «невидимками» противника не удастся при всем их желании, а в нем он будет иметь огромное преимущество. Более того, при всем нежелании псевдоспециалистов признать это, но Су-35С — это высокотехнологичный военный комплекс, который способен работать в единой информационной военной среде и обмениваться данными с другими участниками театра боевых действий, для ведения полноценного боя информации у него будет достаточно.

Су-35С. Рождённый лидером


В случае воздушного противостояния самолетов 4-5 поколения между высокотехнологичными оппонентами реальность этого боя будет такова, что победит тот, кто сможет лучше «прижаться к поверхности», все домыслы и фантазии о воздушных боях таких противников на больших высотах не выдержат и самой простой критики.

Уже очень давно летчиками-испытателями компаний «МиГ» и «Сухой» разработаны рекомендации и тактика ведения эффективного воздушного боя и выхода из него в случае отказа радиолокационной станции воздушного судна (т. е. при отсутствии видимости противника), что намного сложнее. Слышал некоторые из таких рекомендаций лично: просто, сердито, но удивительно эффективно. Но это уже совсем другая история…
Автор: Илья Сергеенко (Pilot1980)

Использованы фотографии: avia.ru

Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 99

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Семенов 6 мая 2017 06:30
    Чувствуется, что сам машину делает и делает с любовью.
    1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 08:13
      Без сомнений я восхищаюсь Су-35С и считаю сей аппарт лучшим истребителем ВВС России и вообще 4-го поколения в мире на данный момент.
      1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 08:47
        Но вот над F-22 и F-35 в статье смеются зря.
        F-22 в вертикальной маневренности практически не уступает семейству Су-27, т.к. у него также имеется ОВТ на двигателях, но отклоняюшиеся только по вертикали. Он также способен без проблем осуществлять маневр Кобра.
        F-35 не обладает сверхманевренностью, не спорю, он на голову уступает Су-35С в данном аспекте. Но тем не менее он изначально создавался без оглядки на этот показатель. Его создатели(в принципе как и на F-22) сделали упор на БРЭО и стелс-технологии, что огромное преимущество на больших дистанциях воздушного боя.
        В гипотетическом воздушном бою, начинпющемуся с дистанции 100 км, Рэпторы и Лайтинги не оставят шансов практически любому истребителю 4-го поколения. Они первыми обнаружат и собьют противника ракетами большого радиуса, а малозаметность лишит их оппонента сделать тоже самое...
        1. Pulya (виктор) 6 мая 2017 11:01
          Цитата: supertiger21

          В гипотетическом воздушном бою, начинпющемуся с дистанции 100 км, Рэпторы и Лайтинги не оставят шансов практически любому истребителю 4-го поколения. Они первыми обнаружат и собьют противника ракетами большого радиуса, а малозаметность лишит их оппонента сделать тоже самое...

          Эсли F 36 сам начнёт обнаруживать противника, а для этого ему нужно включить собственный радар, он сразу становится видимым как новогодняя ёлка.
          А если F 35 будет получать целеуказание с других источников... тогда нашему Су 35 что мешает получать "картинку" также с других источников :)
          1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 11:14
            Цитата: Pulya
            Эсли F 36 сам начнёт обнаруживать противника, а для этого ему нужно включить собственный радар, он сразу становится видимым как новогодняя ёлка.


            Это касается всех малозаметных истребителей. Другое дело, что F-35 имеют встроенную РЭП-станцию, которая дополнительно спрчет и без того малозаметную машину. Или же он может работать под прикрытием РЭП-самолета EA-18G, который будет устанавливать помехи, тем временем как Лайтинг сможет безопасно работать своим радаром. Не забывайте, что на нём имеется также 5 оптико-локационных систем, отслеживающих цели по тепловому следу, не выдавая сам Лайтинг, как это может сделать радар.

            Цитата: Pulya
            А если F 35 будет получать целеуказание с других источников... тогда нашему Су 35 что мешает получать "картинку" также с других источников :)
            Еще...


            Вы совершенно правы! Самолеты ДРЛО будут использоваться с обеих сторон, так что будет глупо полагаться лишь на собственно бортовые РЛС и ОЛС нашего Су-35 и их F-35.
            1. михаил3 (Михаил) 6 мая 2017 17:28
              Цитата: supertiger21
              F-35 имеют встроенную РЭП-станцию,

              Она обладает достаточной мощностью, чтобы сжечь, то есть физически уничтожить приемные каскады других самолетных РЛС? Если да, то это фантастическое достижение. В любом ином случае, при применении вполне школьной настройки, со сбросом избыточной мощности, постановщик помех становится целью, с максимальной яркостью подсвечивающей и обозначающей себя. "Я тут!! Прихлопните уже меня, люди добрые!!"
          2. Walanin (Васисуалий) 6 мая 2017 13:12
            Цитата: Pulya
            тогда нашему Су 35 что мешает получать "картинку" также с других источников

            вероятно отсутствие систем автоматизированного обмена информацией и отсутствие ракет, способных наводится с другого самолета
            1. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 07:24
              Дооо, наверняка lol
            2. Pilot1980 (Илья Сергеенко) 29 ноября 2017 18:45
              Такие системы и средства поражения в арсенале Су-35С имеются.
        2. turbris (Борис) 6 мая 2017 11:46
          Вопрос о малозаметности - очень спорный, все дело в диапазоне работы РЛС, станции обнаружения в м-диапазоне не испытывают затруднений в обнаружении такого самолета, поэтому остаться незамеченным на удалении 100 км - не получится. Весь смысл малозаметности заключается в том, что обстрелять такой самолет ракетами возможно на значительно меньшей дальности, чем обычный, потому-что практически все РЛС наведения работают в см- диапазоне. Но малозаметность может быть достигнута и применением средств РЭБ. Конечно вся эта малозаметность может быть проверена только в реальных боевых действиях, опыт F-117 в Югославии пока отрицательный, посмотрим, что будет с более новыми самолетами.
          1. Басарев (Арсений) 6 мая 2017 14:00
            А по-моему весь этот безудержный пиар Су-35 от бедности. Пятое поколение оказалось не по зубам, вот и приходится нахваливать лучшее из того, что есть. А есть только всё тот же древний Су-27, минимально доработанный. Который ещё в год своего создания на порядок уступал своему конкуренту, Ф-15, кто вольно и красиво поднимает свыше 10 тонн боевой нагрузки. Ни одному отечественному истребителю такое не под силу, а ведь американцы с этим справились ещё в семидесятых...
            1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 16:33
              Цитата: Басарев
              А по-моему весь этот безудержный пиар Су-35 от бедности. Пятое поколение оказалось не по зубам, вот и приходится нахваливать лучшее из того, что есть.


              Отчасти соглашусь.

              Цитата: Басарев
              А есть только всё тот же древний Су-27, минимально доработанный.


              А вот тут не надо! В Су-35С от Су-27 остался только планер. Во всём остальном это другой самолет с новейшим БРЭО и двигателями.

              Цитата: Басарев
              Который ещё в год своего создания на порядок уступал своему конкуренту, Ф-15,


              Если Вы гоаорите о первом прототипе 1977 года, то да, он уступал Иглу по ряду параметров, поэтому машину пришлось менять. Но прототип 1981 года не только догнал F-15, но и обошёл его по некоторым показателям.


              Цитата: Басарев
              кто вольно и красиво поднимает свыше 10 тонн боевой нагрузки.


              Вы путаете чистый истребитель F-15 модификаций A и С с ударным самолетом F-15E Страйк Игл, последний действительно поднимает 10 тонн боевой нагрузки, но он появился на 14 лет позже стандартного F-15.

              Цитата: Басарев
              Ни одному отечественному истребителю такое не под силу, а ведь американцы с этим справились ещё в семидесятых...


              И что Вы этим пытаетесь сказать? Вы практически сравниваете "соленное с зеленным". F-15E не создавался для завоевания господства в воздухе, его основная задача это работа бомбами и ракетами "земля-земля" по наземным и надводным целям. Ни один истребитель господства в воздухе не осуществляет вылет на перехват самолетов, нося по брюхом десять тонн оружия.
              1. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 07:38
                А вот я бы с Басаревым согласился совсем чуточку. Общее отставание по 5му поколению у нас образовалось благодаря 90м. Но это не значит, что оно нам оказалось "не по зубам". Когда же у нас поактивнее стали его прорабатывать, накопился уже американский опыт, показывающий, что поколение это получается какое-то несуразненькое. И хорошо, если тех же "Лайтнингов" выкатят в итоге хотя бы полтыщи штук, не говоря уж про 3000, оглашаемые из Штатов. Про "Рапторов" тоже изначально была риторика: "Ууу! Тыщами закидаем!" Потом: "Ну ладно, сотнями." В итоге ограничились двумя сотнями всего.
                Что касается других машин нового поколения, то к тому времени, когда они пойдут в серию, уже актуально вовсю будет шестое поколение. Думается, наши конструкторы не дятлы (пусть даже боевые) и это понимают и работают на будущее. А Т-50 в серии станет эдаким промежуточным звеном между поколениями.
              2. EvilLion 7 мая 2017 17:04
                Когда уже до людей дойдет, что 10 тонн поднять-то может и можно, если самолет не развалится, но с ними еще куда-то лететь надо. В этом плане 8 тонн Су-35 с учетом его размеров скорее наоборот свидетельствуют о понимании того, что сверхбольшую нагрузку возить все равно не нужно, особенно в воздушном бою, и самолет можно облегчить, подняв летные данные, что в воздушном бою полезнее способности перетащить 10 тонн бомб, для этого вообще Су-34 есть.

                Вон в Сирии летают, пара КАБ-500, или фугасок, в сумме пара тонн, хотя даже Су-24 может до 7 увезти. Просто нужно это нечасто, и по абсолютным числам грузоподъемность Су-35 даже избыточна.
            2. БастаКарапузикИ (Андрей) 6 мая 2017 17:28
              И далеко он улетит с этими 10-ю тоннами? (F-15 имеется в виду)
              ТТХ американской техники надо правильно читать.
            3. Pulya (виктор) 6 мая 2017 18:23
              Цитата: Басарев
              А по-моему весь этот безудержный пиар Су-35 от бедности. А есть только всё тот же древний Су-27, минимально доработанный. Который ещё в год своего создания на порядок уступал своему конкуренту, Ф-15, кто вольно и красиво поднимает свыше 10 тонн боевой нагрузки. Ни одному отечественному истребителю такое не под силу, а ведь американцы с этим справились ещё в семидесятых...


              Ну да, ну да. laughing
              Учебные бои, Индусами на Су 30 подтвердили, что они древние и сильно устаревшие! 1 к 9 итог "сражений" tongue
              Сказочник wassat
            4. turbris (Борис) 19 мая 2017 11:18
              Кто вам сказал, что F-15 имеет такую нагрузку? Есть модификации, но даже F-15E на это не способен. Су-35 совершенно другой самолет, по сравнению с Су-27, но согласен насчет пиара, тогда зачем вы пиарите устаревший самолет F-15?
  2. a.s.zzz888 (шериф) 6 мая 2017 07:19
    ... была бы плохая машина - Су35С - не было вокруг неё столько возни различных иноСМИ...
  3. Stas157 (Стас) 6 мая 2017 07:38
    Тем не менее одноклассника Су-30, выполняющего те же самые боевые задачи(пусть и менее эффективно), больше заказывают. Рынок сам отвечает на вопрос, какой самолёт более востребованный. Главный недостаток Су-35, его цена, слишком высокая для небогатых стран!
    1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 09:26
      Цитата: Stas157
      Тем не менее одноклассника Су-30, выполняющего те же самые боевые задачи(пусть и менее эффективно), больше заказывают.


      Су-30 никак не Су-35, хотя бы потому что у него двухместная кабина.

      Цитата: Stas157
      Рынок сам отвечает на вопрос, какой самолёт более востребованный.


      Дело в том, что 30-ый появился почти на 20 лет раньше 35-го, отсюда и большая распространенность в мире.

      Цитата: Stas157
      Главный недостаток Су-35, его цена, слишком высокая для небогатых стран!


      А бедным странам он и на фиг не нужен. Пускай летают на легких истребителях, как МиГ-29 и F-16. Аналоги нашего Су-35С тяжёлые F-15C и F-15E тоже мало распространены в мире, но зато состоят на вооружении богатых стран: Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Корея, Япония - т.е. у тех, кому не жалко обеспечивать его оборудыванием, запчастями и керосином.
      1. Stas157 (Стас) 6 мая 2017 10:09
        Цитата: supertiger21
        Су-30 никак не Су-35, хотя бы потому что у него двухместная кабина.

        Какая разница? Я вот, например, все эти самолеты, по большому счету, модернизацией Су-27 считаю. МиГ-29К и МиГ-29КУБ, один из них спарка, но от этого никто не считает, что это разные типы(именно по этому отличию). Более того, многие считают, что двухместный удобнее для осуществления боевой задачи! Не нужно одновременно идти, и жевать жевачку.
        Цитата: supertiger21
        Дело в том, что 30-ый появился почти на 20 лет раньше 35-го, отсюда и большая распространенность в мире.

        Да их уже больше 500! Но, тем не менее на него и сей час заказов не меньше, чем на дорогущий Су-35. Совершенно понятно почему. Задачи решает те же, а деньги разные.
        Цитата: supertiger21
        А бедным странам он и на фиг не нужен.

        Как это не нужен? Еще как нужен! России, например. Менее ста самолетов в наличие! И это против 200 Рапторов и 200 Лайтингов Ф-35. Ф-35 планируют заказать не менее 2 тысяч. А Су-35? Дай бог к 2025 году до двух сотен наберем. Хотя я сомневаюсь, с нашим то бюджетом.
        1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 11:32
          Цитата: Stas157
          Какая разница? Я вот, например, все эти самолеты, по большому счету, модернизацией Су-27 считаю. МиГ-29К и МиГ-29КУБ, один из них спарка, но от этого никто не считает, что это разные типы(именно по этому отличию). Более того, многие считают, что двухместный удобнее для осуществления боевой задачи! Не нужно одновременно идти, и жевать жевачку.


          Всё верно! Все новейшие Су-30СМ, Су-35С, МиГ-29СМТ, МиГ-35 это всё те же модификации базовых Су-27 и МиГ-29.

          Цитата: Stas157
          Да их уже больше 500! Но, тем не менее на него и сей час заказов не меньше, чем на дорогущий Су-35.


          Я бы даже сказал, что на него гораздо больше заказов, чем на Су-35. 30-ки стоят на вооружении Индии, Алжира, Венесуэлы, Индонезии, а 35-ки пока лишь в Китае.

          Цитата: Stas157
          Совершенно понятно почему. Задачи решает те же, а деньги разные.


          Су-30 двухместный, на нём удобнее вылолнять бомбардировочные задачи. Но у него стоит РЛС Барс с радиусом обнаружения 250-270 км, а это меньше чем РЛС Ирбис на Су-35, чья дальность равна целых 400 км. Плюс к этому 35-ый способен применять дальнобойные ракеты КС-172.


          Цитата: Stas157
          Как это не нужен? Еще как нужен! России, например. Менее ста самолетов в наличие!


          Я не считаю нашу страну "бедняком"! Тем более что 48-60 единиц Су-35С уже имеются в войсках и ещё примерно столько будет поставлено до 2020-2022 годов.

          Цитата: Stas157
          И это против 200 Рапторов и 200 Лайтингов Ф-35.


          Не забывайте, что против них есть ещё С-400. wink

          Цитата: Stas157
          -35 планируют заказать не менее 2 тысяч.


          Не забывайте, что у них финансов с избытком, чего не скажешь о нас. Отсюда и такая разница в количестве закупок.


          Цитата: Stas157
          А Су-35? Дай бог к 2025 году до двух сотен наберем. Хотя я сомневаюсь, с нашим то бюджетом.


          Тоже очень надеюсь, что Су-35 в наших ВВС будет в больших количествах! soldier
          1. Stas157 (Стас) 6 мая 2017 13:23
            Цитата: supertiger21
            Я не считаю нашу страну "бедняком"!

            А Мексику? Ну, точно уж не богатая страна! Не так ли? Все относительно. Так вот по абсолютному ВВП за 2016 год, Россия находится на одном уровне с Мексикой(кроме того в Мексике меньше население). Это основной показатель состояния экономики.
            1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 16:39
              Цитата: Stas157
              А Мексику? Ну, точно уж не богатая страна! Не так ли? Все относительно. Так вот по абсолютному ВВП за 2016 год, Россия находится на одном уровне с Мексикой(кроме того в Мексике меньше население). Это основной показатель состояния экономики.


              ОК, пускай будет по Вашему, но только давайте не будем переходить к политике... no О ней на topwar и без того много пишется... recourse
        2. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 07:48
          " Более того, многие считают, что двухместный удобнее для осуществления боевой задачи! Не нужно одновременно идти, и жевать жевачку."
          Смотря какой задачи. Если управление группой, сложные ударные задачи, локальное ДРЛО - тогда да.
          Для большинства же задач современной авионики вполне хватает, чтоб и "идти и жевать жвачку".
        3. EvilLion 7 мая 2017 17:06
          Ничего, что Су-35 сильно позже создан? Его еще не было, а С-30МКИ индусам гнали десятками.

          Россия страна не бедная, поэтому и имеет Су-27-производные, и вообще в легкий класс как-то не очень смотрит.
          1. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 17:24
            Что, думается, весьма напрасно. В спарринге МиГ-29 и Су-27 равного поколения модификаций я бы не поставил на последнего.
            Да и вообще - большинство задач тактических в мире решается "нормальными" истребителями. Даже теми, у кого есть подобные "тяжеловесы". Не стоит их переоценивать.
            1. EvilLion 9 мая 2017 14:11
              Ну не ставь. Мне жаль твои бабки.
              1. Speedwing (Speedwing) 9 мая 2017 15:04
                Не волнуйся, я не азартный человек. Мои бабки в любом случае не убудут. wink
    2. Pilot1980 (Илья Сергеенко) 20 февраля 2018 16:08
      Заказы на Су-30 больше, потому что эта машина первой создавалась под экспорт. Она более приспособлена к импортной электронике (благодаря заказам Китая и Индии), Су-35 импортную электронику "не переваривает" (пока) и придется ограничится экспортными вариантами БРЭО Российского производства.
      При этом Су-30 дешевле. Т.е. пока "иностранщина" не приспособится своим "экспортным" БРЭО к Су-35, он неактуален для зарубежного заказчика.
      Мы же экспортное БРЭО не производим, продавая просто предыдущее поколение на "экспорт".
  4. Мар.Тира (Олег) 6 мая 2017 08:50
    Может это не по теме,но вы упомянули:-Так, например, продавая в свое время самолеты Су-30МК Китаю, при перегоне самолетов в Шеньян нашей авиакомпании КнААПО приходилось отправлять свой самолет Ил-76, который сопровождал эти самолеты до аэродрома в Китае и в случае сложных метеоусловий также помогал им там заходить на посадку (а такие случаи были).Резанула память катастрофа трёх самолётов Су-27(группы Русских витязей), происшедшая 12 декабря 1995 года (аэродром Камрань) Когда в результате ошибки лидера ИЛ-76, избежали гибели лишь два самолёта И им нужно было выбираться самим, не имея навигации и приемлемого запаса топлива (после посадки в баках оставалось по 3 т керосина).Что они сделали с честью.На ошибках,и крови рождаются правила безопасности полётов.Надеюсь такое не повторится,
    1. Pilot1980 (Илья Сергеенко) 29 ноября 2017 18:58
      Самолеты "Русских Витязей" это чисто пилотажные машины, которые имеют максимальное облегчение. На практике, даже боевые машины в условиях "боя" редко уходят дальше 500 километров от аэродрома-базирования, поэтому им не особо нужна продвинутая навигация, достаточно обычного радиокомпаса и бортовой РЛС чтобы выйти в район аэродрома и совершить посадку по ПВП.
      Потребность в навигации возникает на дальних перелетах (перегонах) но там предоставить "лидировщика" не проблема.
      К слову, мы перегоняем машины на экспорт без нашего оборудования, атковы условия госконтракта, там без лидировщика никак. Более того, у нас для этого есть опытные пилоты, там же работал обычный транспортник экипаж которого был не так опытен в этих делах.
      Но вы правы. Мы учимся. Новые Су-35 поступившие в ПГ "Русские витязи" имеют на борту продвинутую навигацию, что лишает их необходимости использовать "лидировщик" даже в СМУ.
  5. Altona (Евгений) 6 мая 2017 09:16
    Цитата: supertiger21
    В гипотетическом воздушном бою, начинпющемуся с дистанции 100 км, Рэпторы и Лайтинги не оставят шансов практически любому истребителю 4-го поколения. Они первыми обнаружат и собьют противника ракетами большого радиуса, а малозаметность лишит их оппонента сделать тоже самое...

    -------------------------
    В теории как бы да, но в реальности не факт..
    1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 10:01
      Цитата: Altona
      В теории как бы да, но в реальности не факт..


      Но согласитесь, что вероятность сего высока. soldier
      1. рич (дмитрий) 6 мая 2017 11:28
        Сами по себе "в свободном поиске" истребители сейчас не летают. А в основном по наводке с земли в тесном сотрудничестве с ПВО
        1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 12:31
          Цитата: рич
          Сами по себе "в свободном поиске" истребители сейчас не летают. А в основном по наводке с земли в тесном сотрудничестве с ПВО


          Вы внимательно читали мой комментарий?

          Цитата: supertiger21
          В гипотетическом воздушном бою,


          Т.е. я рассуждал о гипотетической ситуации, где самолеты встретились один на один. Ну а так и ежу ясно, что в реальном бою самолеты не будут одиноки, а составят часть большой системы. И в этом у F-35 шансы ещё более увеличиваются, ибо в реальной ситуации минимум от 4 до 12 Лайтингов, осуществляющих боевой вылет, будут работать сообща с ДРЛО-самолётом AWACS, минимум двумя РЭП-самолетами EA-18G и возможно ещё 2-4 F-22, осуществляющих прикрытие.
          1. рич (дмитрий) 6 мая 2017 12:34
            Вы внимательно читали мой комментарий?

            Так внимательно, что пропустил это слово. Виноват
            1. Басарев (Арсений) 6 мая 2017 14:11
              А зачем вообще пятому поколению собственная РЛС? Так и считаю: главное в истребителе пятого поколения - это малозаметность любой ценой, всё остальное помехи. Маневренность и пушка не нужны, сейчас не Вьетнам. Ближний воздушный бой - для голодранцев без должного развития систем наведения. Фактически, единственная задача истребителя пятого поколения - подняться в воздух и, выпустив ракеты исключительно по внешнему целеуказанию, исчезнуть необнаруженным в ночном небе. То есть он - лишь сверхспециализированная оружейная платформа. Всё остальное - задача не менее специализированных машин обеспечения, каждая из которых выполняет только одну задачу. Отдельно машина целеуказания, отдельно топливозаправщик, отдельно радиоэлектронная борьба... Чем больше, тем лучше. Собственно истребитель - лишь вершина огромного авиационного комплекса, лишь пусковая установка.
              1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 16:46
                Всё верно написали, кроме:
                Цитата: Басарев
                пушка не нужны, сейчас не Вьетнам.


                Огромное заблуждение. Следуя Вашему доводу, можно снова наступить на грабли конструкторов F-4 и МиГ-21, которые не поставили встроенные пушки на первые модификации своих детищ, за что и поплатились во Вьетнаме. Конечно с того времени прошло пол века, но поскольку вероятность БВБ с небольшой вероятностью остаётся на все современные истребители продолжают ставить пушки. Даже на F-35 модификаций A и I имеется встроенная пушка.
              2. самый главный 6 мая 2017 17:08
                Цитата: Басарев
                А зачем вообще пятому поколению собственная РЛС? Так и считаю: главное в истребителе пятого поколения - это малозаметность любой ценой, всё остальное помехи. Маневренность и пушка не нужны, сейчас не Вьетнам. Ближний воздушный бой - для голодранцев без должного развития систем наведения. Фактически, единственная задача истребителя пятого поколения - подняться в воздух и, выпустив ракеты исключительно по внешнему целеуказанию, исчезнуть необнаруженным в ночном небе. То есть он - лишь сверхспециализированная оружейная платформа. Всё остальное - задача не менее специализированных машин обеспечения, каждая из которых выполняет только одну задачу. Отдельно машина целеуказания, отдельно топливозаправщик, отдельно радиоэлектронная борьба... Чем больше, тем лучше. Собственно истребитель - лишь вершина огромного авиационного комплекса, лишь пусковая установка.

                Если так рассуждать, то истребитель вообще не нужен! Вместо его поднять в воздух ангар с ракетами (В-52 или Ил - 96) и получив внешнее целеуказание с огромного расстояния пустить ракету, а потом "спрятаться в облаках" на недоступном для радаров противника расстоянии...
              3. CastroRuiz (CastroRuiz) 6 мая 2017 18:14
                Ochen pravilno.
                I mashine 5. pok. sverkhmanevrenost tozhe ne nuzhna.
                Po T-50 pochti vsyo piar. Neto RLS, elektroniki i dvizhok 5. pok i tak skoro nepoyavyatsa.
                A to, shto on s promezhutochnymi dvizkami 4.pok. boleye manevreny, neimeyet nikakogo znachenia v boyu s Raptorom ili Lighting II.
                1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 18:43
                  Цитата: CastroRuiz
                  Ochen pravilno.
                  I mashine 5. pok. sverkhmanevrenost tozhe ne nuzhna.


                  Нужно всё! И высокая маневренность и малозаметность. Другое дело в том, что невозможно сделать и то и другое одинаково хорошо. Нужно сделать либо уклон на сверхманевренность(что мы и делаем), либо на малозаметность(чему следуют американцы).

                  Цитата: CastroRuiz
                  Po T-50 pochti vsyo piar. Neto RLS, elektroniki i dvizhok 5. pok i tak skoro nepoyavyatsa.


                  Так никто и не говорит, что самолет готов. Всё пока на стадии доработок.

                  Цитата: CastroRuiz
                  A to, shto on s promezhutochnymi dvizkami 4.pok. boleye manevreny, neimeyet nikakogo znachenia v boyu s Raptorom ili Lighting II.


                  Как это не имеет? Ещё как имеет! Малозаметность играет очень большую роль боевом потенциале F-22 и F-35 и будет их неоспоримым преимуществом в их борьбе против истребителей 4-го поколения. Т.к. они будут первыми обнаруживать и сбивать их, сами оставаясь незамеченными. Но что же будет, когда они столкнуться с истребителями 5-го поколения? Ответ прост. Начнётся воздушный бой образца корейской и вьетнамской войны - со сложными маневрами, крутыми виражами и большими перегрузками. Поскольку оба самолета(F-22 или F-35 против Т-50 или J-20) малозаметны, то засветятся на радарах и тот и другой на небольшой дистанции, а эта прямая предпосылка к ближнему маневренному бою.
                  1. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 07:58
                    "Нужно всё! И высокая маневренность и малозаметность."
                    Помнится в свое время у нас проводили эксперименты с опрыскиванием самолетов спецсоставом, "жрущим" радиолучи. В итоге у машин 3го, 4го поколения ЭПР падала до десятых долей квадратного метра. Малозаметность можно обеспечить очень большим спектром решений, не только конструктивными.
              4. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 07:52
                "Ближний воздушный бой - для голодранцев без должного развития систем наведения."
                Пусть сначала выкатят такую ракету, чтоб после пуска с сотни километров у нее хватало энергии за истребителем угнаться.
            2. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 16:47
              Цитата: рич
              Вы внимательно читали мой комментарий?

              Так внимательно, что пропустил это слово. Виноват


              Бывает... hi
      2. EvilLion 7 мая 2017 17:07
        Не соглашусь. На 100 км ты просто ни в кого не попадешь. Даже если не будет РЭБ, не факт, что попадешь.
        1. supertiger21 (Аслан) 9 мая 2017 12:36
          Цитата: EvilLion
          Не соглашусь. На 100 км ты просто ни в кого не попадешь. Даже если не будет РЭБ, не факт, что попадешь.


          F-22 и F-35 вооружены ракетами AIM-120C-7 радиуса действия 120 км, а в перспективе они будут нести ракеты AIM-120D с радиусом до 180 км.
          1. EvilLion 9 мая 2017 14:13
            Кинуть на 120 км и попасть на этом расстоянии вещи принципиально разные.
  6. Dimid (Dimid) 6 мая 2017 12:05
    Мдаа... меня хватило на половину статьи... Оставим на совести автора такие бравирующие высказывания как: "Любые попытки F-22 повторить на видео то, что делает «десятка», вызывают смех.." и т.п. Но вот последней каплей стало несколько абзацев про ЭДСУ. Особенно фраза: "Самолеты семейства «Су-27» (проект «Т10») стали первыми серийными самолетами в мире, на которые была установлена система ЭДСУ (которой так любят хвалиться на западе, называя ее «Fly-by-Ware»)."
    Ну вот опять "неимеющийаналоговвмире".. Оххх..
    Ну уж вы то, как непосредственно работающий долгое время с семейством Т-10 (по крайней мере , по вашим словам) уж должны-то знать, что первыми самолётами с ЭДСУ были американский Ф-16 и европейский Торнадо. Т.к. свои первые полёты совершили в начале и середине 74-го соответственно. А первый прототип Т-10 только в 77-м. А разница по времени начала эксплуатации в строевых частях и того более. И не "Fly-by-Ware", а Fly-by-Wire. В общем, дальше читать даже не стал.
    1. V.ic (Виктор) 6 мая 2017 13:21
      Цитата: Dimid
      должны-то знать, что первыми самолётами с ЭДСУ были американский Ф-16 и европейский Торнадо. Т.к. свои первые полёты совершили в начале и середине 74-го соответственно.

      Ой, да вы оказывается "знаток"! Про Т-4 прочитайте, даю цитаты и ссылки:
      "Весной 1972 года первый летный экземпляр Т-4 («изделие 101») был готов к летным испытаниям, но из-за летних пожаров лесов и торфяников вокруг Москвы стелился густой дым и видимость над взлетной полосой ЛИИ им. Громова была почти нулевая. Поэтому первый полет состоялся только 22 августа 1972 года."http://rufor.org/showthread.php?t=1855
      "к сожалению, первый экземпляр Т-4, выполнивший 10 успешных полетов, был отправлен в 1975 году на вечную стоянку в Монинский музей ВВС." http://www.techno-story.ru/articles/aircrafts/428
      -stotonnyj-ubijtsa-avianostsev-sverkhzvukovoj-bom
      bardirovshchik-t-4
      На СКОЛЬКО ранее, а?
      1. opus (Антон) 6 мая 2017 13:49
        1971, ТУ-2 22М. ЭД канал по крену, 4х канальная ДУИ-2Ма вообще прототип эдсу: аналоговая эдсу на " максим горький" вроде бы была
      2. Dimid (Dimid) 6 мая 2017 16:46
        Цитата: V.ic

        Ой, да вы оказывается "знаток"! Про Т-4 прочитайте....
        Вы пытаетесь свои пробелы в знаниях прикрыть подменой понятий. Речь шла (и в статье, и в моём высказывании) о самолётах, пошедших в серию. А какое отношение имеет Т-4 к серийному самолёту????? И при чём здесь фраза автора про ЭДСУ Т-10 ----про "первый в мире"??? Ещё раз повторю : Ф-16 был первым серийным самолётом с ЭДСУ.
        1. V.ic (Виктор) 6 мая 2017 17:04
          Цитата: Dimid
          Речь шла (и в статье, и в моём высказывании) о самолётах, пошедших в серию.

          Давайте внимательно прочитаем ваш комментарий г-н "знаток":
          Цитата: Dimid
          что первыми самолётами с ЭДСУ были американский Ф-16 и европейский Торнадо. Т.к. свои первые полёты совершили в начале и середине 74-го соответственно

          Найдите слово серийный/серийные/серийными! hi
          1. Dimid (Dimid) 6 мая 2017 17:47
            Цитата: V.ic
            Цитата: Dimid
            Речь шла (и в статье, и в моём высказывании) о самолётах, пошедших в серию.

            Давайте внимательно прочитаем ваш комментарий г-н "знаток":
            Цитата: Dimid
            что первыми самолётами с ЭДСУ были американский Ф-16 и европейский Торнадо. Т.к. свои первые полёты совершили в начале и середине 74-го соответственно

            Найдите слово серийный/серийные/серийными! hi

            Оххх... ну давайте по порядку.
            Автор статьи сказал : "Самолеты семейства «Су-27» (проект «Т10») стали первыми серийными самолетами в мире, на которые была установлена система ЭДСУ". Именно эту фразу автора я опроверг в своих высказываниях. Слово "серийными" вы там видите?
            Вам неведомо, то что Ф-16 и Торнадо -- серийные самолёты?
            Вам неведомо, что Т-4 таковым никогда не был ?
            Ещё вопросы ?
            1. V.ic (Виктор) 6 мая 2017 18:24
              Цитата: Dimid
              Вам ???неведомо???, то что Ф-16 и Торнадо -- серийные самолёты?
              F-16 "Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979"https://ru.wikipedia.org/wiki/General_Dynamics_
              F-16_Fighting_Falcon "Торнадо" "Во второй половине 1970-х годов остальные машины были доработаны до стандарта первых серийных" http://fanmodel.tforums.org/viewtopic.php?t=938
              "Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981" https://ru.wikipedia.org/wiki/Panavia_Tornado
              Цитата: Dimid
              Вам ???неведомо???, что Т-4 таковым никогда не был ?


              Цитата: V.ic
              к сожалению, первый экземпляр Т-4, выполнивший 10 успешных полетов, был отправлен в 1975 году на вечную стоянку в Монинский музей ВВС." http://www.techno-story.ru/articles/aircrafts/428

              Имеющий глаза да увидит. Т-4 имел коэффициэнт новизны более 80%, поэтому и не пошёл в серию. Дороговизна производства самолёта из титана тоже сыграла отрицательную роль, хотя при серийном производстве себестоимость производства планера могла быть значительно ниже, нежели при производстве опытных образцов. Повторяю "для тех, кто на бронепоезде" : ПЕРВЫМ самолётом с полноценной системой ЭДСУ был Т-4. Пытаясь прикрываться "серийностью" в аргументации "первородства" F-16 и "Торнадо" вы ставите себя в смешную позу. hi
              1. Dimid (Dimid) 6 мая 2017 19:09
                Либо вы как-то выборочно читаете комментарии, либо пропускаете предложения в прочитанных комментариях. Я ничем не прикрываюсь в своей аргументации. Внимательно перечитайте мой пост выше. На всякий случай повотряю ещё раз :
                автор статьи сказал : "Самолеты семейства «Су-27» (проект «Т10») стали первыми серийными самолетами в мире, на которые была установлена система ЭДСУ". Именно эту фразу автора я опроверг в своих высказываниях.
                Вы слово "серийными" у автора хорошо разглядели ?
                Далее
                " F-16 "Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979"https://ru.wikipedia.org/wiki/General_Dynamics_
                F-16_Fighting_Falcon "Торнадо" "Во второй половине 1970-х годов остальные машины были доработаны до стандарта первых серийных" http://fanmodel.tforums.org/viewtopic.php?t=938
                "Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981" https://ru.wikipedia.org/wiki/Panavia_Tornado"



                Вообще не понял что вы хотели сказать этим.
                Сумбур какой-то. Это как-то опровергает мои высказывания?
                И ещё , по поводу Торнадо. Да, итальянцы начали получать его в марте 81-го. А британцы начали получать его в 80-м. Это как-то меняет суть дела?

                " Повторяю "для тех, кто на бронепоезде" : ПЕРВЫМ самолётом с полноценной системой ЭДСУ был Т-4..
                Ну опять двадцать пять про Т-4. Да при чём тут Т-4 к обсуждаемым серийным Т-10 и Ф-16 с Торнадо ???
                Что-то мне подсказывает, что я от вас увижу ещё не один повторяющийся коммент "не в тему" про Т-4. Вам про Фому, вы опять про Ерёму...
      3. CastroRuiz (CastroRuiz) 6 мая 2017 18:22
        To, shto stoyalo na Sukhogo T-4 smeshno nazivat sistemoy "fly by wire".
        Vam ne stidno ?!
        1. V.ic (Виктор) 6 мая 2017 18:45
          Цитата: CastroRuiz
          nazivat sistemoy "fly by wire"

          Читайте Правила данного сайта:
          "е) При всем уважении к другим языкам, языком общения в комментариях к публикуемым статьям является русский язык..."
          Называть вас "по-русски" не рискую, имея "в карме" 8 предупреждений. hi Съездите в Монино и задайте свой вопрос экскурсоводу. Для тех кто "на бронепоезде" хочу довести информацию, что состав бортового оборудования потенциального "убийцы авианосцев" с литерой "О1" скорее всего имел степень секретности как минимум "совершенно секретно", так что не берите меня на понт вашей распальцовкой: "shto stoyalo na Sukhogo T-4".
    2. faridg7 (Фарид Габидуллович) 6 мая 2017 13:52
      Цитата: Dimid
      Ну уж вы то, как непосредственно работающий долгое время с семейством Т-10 (по крайней мере , по вашим словам) уж должны-то знать, что первыми самолётами с ЭДСУ были американский Ф-16 и европейский Торнадо. Т.к. свои первые полёты совершили в начале и середине 74-го соответственно.

      Первым самолетом с ЭДСУ был Т-4( КБ им. Сухого), и совершил он первый полет 1972 году.
      1. Dimid (Dimid) 6 мая 2017 16:52
        Цитата: faridg7

        Первым самолетом с ЭДСУ был Т-4( КБ им. Сухого), и совершил он первый полет 1972 году.

        Ещё раз повторюсь : а какое отношение Т-4 имеет к серийному самолёту? И пери чём здесь моё опровержение слов автора про ЭДСУ Т10 ?
      2. CastroRuiz (CastroRuiz) 6 мая 2017 18:25
        Shutish ili schitaesh nas za durachok ?!
        1. мордвин 3 (Владимир...) 6 мая 2017 18:34
          Цитата: CastroRuiz
          Shutish ili schitaesh nas za durachok ?!

          Слушайте, у меня клава валяется на Русско-Аглицком. Вам прислать,а?
          1. opus (Антон) 7 мая 2017 16:50
            Виртуальная клавиатура есть в винде 10
            На mail.ru есть сервис виртуальная Клава .
            Наклейки стоят 2€.

            Зы да писать транслитом как то не комильфо
    3. venik (Владимир) 6 мая 2017 15:18
      Цитата: Dimid
      Ну вот опять "неимеющийаналоговвмире".. Оххх..
      Ну уж вы то, как непосредственно работающий долгое время с семейством Т-10 (по крайней мере , по вашим словам) уж должны-то знать, что первыми самолётами с ЭДСУ были американский Ф-16 и европейский Торнадо.

      =====
      Ну уж вы то, как Крупный Специалист в области авиастроения, должны то понимать, чем отличается ЭДУ аэродинамически УСТОЙЧИВЫХ машин типа F-15, F-16 и тд. (это по сути просто сервопривод от органов управления к управляющим поверхностям) от "умных" ЭДУ аэродинамически НЕУСТОЙЧИВЫХ машин (типа Т-10 и др.), где полет самолета необходимо "корректировать" в непрерывном режиме - иначе - "свалится" или начнет "рыскать" или и то и другое сразу!! Именно об этом и идет речь в статье СПЕЦИАЛИСТА (настоящего, а не "диванного"!).
      1. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 08:06
        Справедливо. Добавлю еще, что, по идее, первым-то серийным ЭДСУшником был "Виджилент" (первый полет - 1961й). Но он явно был не неустойчивый.
        1. Dimid (Dimid) 7 мая 2017 13:54
          И да , и нет. А-5 впервые полетел даже не в 61-м , а в 58-м. В 61-м он был уже принят на вооружение. Но ЭДСУ на А-5 было как раз аналоговым , т.е.с механическим и гидравлическим резервированием. А на Ф-16 (для некоторых, на всякий случай напомню: Ф-16 -- серийный самолёт) появилась полноценная электро-дистанционная СУ.
          1. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 17:32
            И да, и нет)).
            Действительно, насчет А-5 ошибся. Ну, значит еще раньше! То, что ЭДСУ была аналоговой, а не цифровой не делает ее менее электро-дистанционной. Как и то, что у нее было гидравлическое резервирование.wink
            F-16 стал первым, у кого ЭДСУ была единственным типом системы управления, без гидравлического резерва.
            А самые первые эксперименты по ЭДСУ провели наши: еще в 30х на АНТ-20. bully
  7. Walanin (Васисуалий) 6 мая 2017 13:09
    Самолеты семейства «Су-27» (проект «Т10») стали первыми серийными самолетами в мире, на которые была установлена система ЭДСУ

    Автор либо лукавит, либо некомпетентен, хотя и заявляет о причастности к авиации. ЭДСУ использовалась еще на F-16 и F-15. Они пошли в серию явно раньше, чем Су-27
    1. Мой адрес (Александр) 6 мая 2017 14:18
      hi Скорее и первое и второе.
      Интересная статья с точки зрения инженера, бывшего когда-то школьником.
      Сначала автор пишет, что не будет загружать нас авиатерминами, но уже в 9 абзаце поехал про аэродинамический фокус, да ещё без объяснения, что это за зверь. Заодно обозвав этот несчастный фокус неправильным. Т.е. обозвав неправильной одну из основных характеристик аппарата, величину которой конструкторы выбрали специально. Дальше ещё чудесатее. В 10 абзаце появилось упоминание о какой-то ПРЯМОУГОЛЬНОЙ геометрии. Евклид явно ворочается в могиле. Дальше читать не стал, а вот комментарии есть интереснее статьи.
    2. venik (Владимир) 6 мая 2017 14:49
      Цитата: Walanin
      Автор либо лукавит, либо некомпетентен, хотя и заявляет о причастности к авиации. ЭДСУ использовалась еще на F-16 и F-15. Они пошли в серию явно раньше, чем Су-27

      ====
      Интересная логика... Авиаконструктор, значит некомпетентен, а вы батенька у нас значит "самый компетентный"!!! Некомпетентны то, как раз вы!!Ибо НИЧЕГОШЕНЬКИ не поняли!! ЭДСУ - ЭДСУ - рознь! (извините за тавтологию). Фокус в том, что "десятки" - аэродинамически НЕУСТОЙЧИВЫЕ машины (чем собственно и объясняется их феноменальная маневренность!). Пилотировать такой самолет БЕЗ помощи бортового процессора (постоянно в непрерывном режиме "корректирующего полет") - просто НЕВОЗМОЖНО!! И в этом случае необходима "умная" ЭДУ (о чем собственно в статье и речь идет!!
      Что же касается упомянутых вами F-15 и F-16 то это машины аэродинамически УСТОЙЧИВЫЕ и их ЭДУ - по сути просто сервопривод от ручки управления - к управляющим поверхностям (а также от рычага газа - к двигателю.....
      Вот так то!!!
      1. Dimid (Dimid) 6 мая 2017 17:09
        Ну конечно, раз статья написана человеком назвавшим себя специалистом, то это --- истина! А все остальные --- так..."некомпетентны и НИЧЕГОШЕНЬКИ не понимают". Ну и раз вы уже во второй раз плодите дезинформацию, то ещё раз повторю : Ф-16 обладает статической неустойчивостью , и является первым серийным истребителем с постоянно действующей ЭДСУ без резервной механической проводки.
      2. V.ic (Виктор) 6 мая 2017 17:12
        Цитата: venik
        Вот так то!!!

        Именно так! Один умный человек сказал почти две тысячи лет тому назад "Margaritas ante porcos" /правда на арамейском, а не на латыни/...
      3. Pilot1980 (Илья Сергеенко) 20 февраля 2018 16:14
        То что я попытался описать уровень ЭДСУ проекта "Т-10" на человека не повлияло. Вы вот поняли, но, видимо, надо сегодня все до деталек разжевывать людям чтобы они "смогли" понять о чем речь.
        Этак можно и до "Ильи Муромца" укатиться...
    3. Dimid (Dimid) 6 мая 2017 17:31
      Цитата: Walanin

      Автор либо лукавит, либо некомпетентен, хотя и заявляет о причастности к авиации. ЭДСУ использовалась еще на F-16 и F-15. Они пошли в серию явно раньше, чем Су-27

      Справедливости ради, нужно сказать , что на Ф-15 полноценной ЭДСУ не было. Про Ф-16 всё верно.
  8. opus (Антон) 6 мая 2017 13:55
    Автору( раз уж он в курсе):
    На каком языке написан код ЭДСУ?
    Зы. Он должен быть простым и не требовательным к ресурсам (это к вопросу о суперсложности)
    Зы.ПО управления Boeing 777 написано на ada, если интересно. И не только 777. Но есть и не на ada .
    Зы2 wire все же
  9. venik (Владимир) 6 мая 2017 14:35
    Черт побери! Приятно иногда читать мнения ПРОФЕССИОНАЛОВ!!! (К сожалению на сайте преобладают "опусы" диванных экспертов..... Хотя это и понятно!). Автору огромная благодарность (и "+" естественно, хотя и не думаю, что он за "плюсами" гоняется, но!!!
  10. Вас Влад (Владислав) 6 мая 2017 16:38
    Наконец то статья от специалиста!Надоело уже национальные интересы США читать hi
    1. supertiger21 (Аслан) 6 мая 2017 17:09
      Цитата: Вас Влад
      Наконец то статья от специалиста!Надоело уже национальные интересы США читать hi


      А я предпочитаю объективные статьи, где не принижаются возможности других истребителей. А то чаще всего либо американцы перехвалят свои Рэпторы и Лайтинги "неведимыенарадарах", либо наши Сушки и Миги "неимеющиеаналоговмире". У всех свои плюсы и минусы... wink
      1. Вас Влад (Владислав) 6 мая 2017 17:34
        Цитата: supertiger21
        А я предпочитаю объективные статьи, где не принижаются возможности других истребителей. А то чаще всего либо американцы перехвалят свои Рэпторы и Лайтинги "неведимыенарадарах", либо наши Сушки и Миги "неимеющиеаналоговмире". У всех свои плюсы и минусы...

        У меня мнение такое, пусть специалисты решают что лучше,а что хуже, им виднее и делают работу над ошибками!Я тут дома с домашним сервером не могу справится lol А так, мне как патриоту, Русское оружие всегда самое лучшее drinks Ещё заметил, наши занижают ТТХ а американцы завышают.
        1. Dimid (Dimid) 6 мая 2017 17:58
          " А так, мне как патриоту, Русское оружие всегда самое лучшее"... Ну тогда , пожалуй урапатриоту. А почему патриотичность и объективность не могут ужиться вместе?
          А ещё мне понравилось "Русское оружие". С большой буквы ))))))
          Ну и про "наши занижают ТТХ" -- это вообще перл. Действительно -- куда ни ткнись, везде скромничают по поводу "Русского оружия".
          1. Вас Влад (Владислав) 6 мая 2017 18:05
            Цитата: Dimid
            Ну тогда , пожалуй урапатриоту. А почему патриотичность и объективность не могут ужиться вместе?

            Пожалуй feel Ну наверно потому что объективно по некоторым вопросам могут рассуждать только специалисты,узкие специалисты.А узкие специалисты всегда восхищались Русскими самолётами.
          2. cherkas.oe (Олег) 12 мая 2017 00:03
            Цитата: Dimid
            А почему патриотичность и объективность не могут ужиться вместе?

            Ну вот из вас , ка бы вы не старались быть объективным, грантоедство так прет, что аж глаза режет от вони баксов, которым вас кормит госдеп и АНБ.
  11. Комментарий был удален.
  12. Dimid (Dimid) 6 мая 2017 17:02
    Цитата: venik
    Ну уж вы то, как Крупный Специалист в области авиастроения, должны то понимать, чем отличается ЭДУ аэродинамически УСТОЙЧИВЫХ машин типа F-15, F-16 и тд. .

    Ну вот как раз вы и показываете свою "диванность" громкими высказываниями ( на поверку ошибочными) с видом истинного знатока . С каких-таких пор Ф-16 стал статически устойчивым самолётом ??? Расскажите пожалуйста нам, несведущим.
  13. CastroRuiz (CastroRuiz) 6 мая 2017 18:34
    Dla, skazhu tak, "slabshikh" armii/aviacii 2-mestnaya mashina vsega luchche chem 1-mest.
  14. datur (ЮРА) 6 мая 2017 19:42
    самолеты не люблю-пехота!!!! wink но этот -красавец!!! wink
  15. Ivanbesmert (Ivan) 6 мая 2017 20:42
    "Самолеты семейства «Су-27» (проект «Т10») стали первыми серийными самолетами в мире, на которые была установлена система ЭДСУ (которой так любят хвалиться на западе, называя ее «Fly-by-Ware») " Да будет известно автору этой статьи, что первые серийные самолёты на который установили ЭДСУ были F16. Вот после такого начинаешь сомневаться в компетентности людей, которые пишут подобные статьи.
    1. Pilot1980 (Илья Сергеенко) 2 февраля 2018 20:21
      Первым был АНТ-20 "Максим Горький" если уж на то пошло. Ф-16 стоит примитивная дистанционная система. На сегодня, полноценная ЭДСУ имеет в своем арсенале ОБЯЗАТЕЛЬНО программно-вычислительный комплекс. В Ф-16 его нет, в Су-27 - есть!
  16. iouris (iouris) 6 мая 2017 20:42
    Насколько можно судить, всем известно, что РФ не в состоянии производить современную элементную базу. А это не только компьютеры, но, прежде всего, различные сенсоры. Это видно по отсутствию в продаже конкурентоспособных смартфонов, и оборудования автомобилей. Такое положение вещей связано с нехваткой денег. Нехватка денег обусловлена отсутствием массового производства высокотехнологичных товаров массового спроса. В итоге РФ может экспортировать только сырьё, полуфабрикаты и "мозги". От этого не работает наука, люди уезжают в США и Китай, остаются только дикорастущие дети высших чиновников.
    1. Prjanik (Павел) 7 мая 2017 08:24
      Да в состоянии мы всё производить, но недёшево, поэтому многое идёт только в оборонку и конкуренцию китайцам на потребительском рынке безусловно составить мы не можем. Для низкой цены нужна небольшая себестоимость, а для этого нужны большие объёмы производства, а для этого нужна уверенность в реализации произведённого, тоесть рынок сбыта, который уже давно перенасыщен. Неудивительно, что большинство конфликтов в нынешнем обществе потребления -это недобросовестная конкуренция, а политика государств неразрывно связана с дележом рынков сбыта.
      Экономически выгоднее что-то покупать у других, чем производить самим, даже тем же Штатам у нас, и только какие-то внешние ограничения это меняют, запреты, санкции (контрсанкции) и тд. Потому что хорошо это работает в идеальных условиях равных с равными, а в реальном мире приходится стремиться к самодостаточности.
  17. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 07:20
    "Самолеты семейства «Су-27» (проект «Т10») стали первыми серийными самолетами в мире, на которые была установлена система ЭДСУ (которой так любят хвалиться на западе, называя ее «Fly-by-Ware»)."
    При всем уважении - далеко не первыми самолетами и даже не первыми воздушными бойцами. hi
  18. kib72 (игорь) 7 мая 2017 10:42
    Так, не в тему.Пару лет назад румыны на учениях,разделали на т-55,абрамсы под орех.Для размышления,америкосолюбящим.
    1. Dimid (Dimid) 7 мая 2017 13:37
      Ага... вы ещё байку про Дональда Кука перескажите... lol
      1. V.ic (Виктор) 7 мая 2017 15:53
        Цитата: Dimid
        вы ещё байку про Дональда Кука перескажите...

        Джеймс Кук был убит аборигенами, когда попытался повторно их ограбить. Дональд Дак является пародийным мультипликационным образом. Расскажите нам, каким образом матрасы умудрились скрестить мультяшную утку с пиратом!
        1. Speedwing (Speedwing) 7 мая 2017 17:35
          Почему пирата? Он честно нес "бремя белого человека" среди дикарей. lol
  19. Dimid (Dimid) 7 мая 2017 18:53
    Цитата: V.ic
    Цитата: Dimid
    вы ещё байку про Дональда Кука перескажите...

    ...Расскажите нам, каким образом матрасы умудрились скрестить мультяшную утку с пиратом!

    Не понял, вы хотите, что бы я вам рассказал про ваши умозаключения ? Давайте не будем. А то сейчас начнётся про утку и трубу и т.д. Вроде как здесь другая тема.
  20. kunstkammer 10 мая 2017 21:09
    Цитата: Speedwing
    Думается, наши конструкторы не дятлы

    не факт... не факт... :-)
    1. Speedwing (Speedwing) 11 мая 2017 15:20
      Что, много знакомых? Или из Немеции лучше видно? wink
      Опять же, конструкторы - это одно дело, а те, кто руководят закупками - зачастую очень сильно другое.
  21. kib72 (игорь) 28 июня 2017 07:31
    Цитата: Dimid
    Ага... вы ещё байку про Дональда Кука перескажите... lol

    инфа проверяемая,всё в новостях,амерских
  22. Мар.Тира (Олег) 30 ноября 2017 09:09
    Цитата: Pilot1980
    Но вы правы. Мы учимся. Новые Су-35 поступившие в ПГ "Русские витязи" имеют на борту продвинутую навигацию, что лишает их необходимости использовать "лидировщик" даже в СМУ.

    Спасибо что прочитали мой старый комментарий.Хочу добавить,что и времена уже ни те тяжёлые для народа,страны,и надеюсь не будут.Технический прогресс не стоит на месте.
Картина дня