Рыцари кочевых империй (часть 3)

44
Кобыла уткнулась хозяину в грудь и тихо ласкалась к нему.
«Нас двое могучих, – Камал сказал, – но она верна одному…
Так пусть конокрада уносит дар, поводья мои с бирюзой,
И стремя мое в серебре, и седло, и чепрак узорчатый мой».
(Редьярд Киплинг «Баллада о Западе и Востоке»)


Здесь мы немного отвлечемся от собственно темы «рыцарей кочевых империй» и посмотрим к какому типу культуры они относились и что это для них означало. По месту жительства это, естественно, «жители степи», которые, как, впрочем, и «жители леса» имели дело только с землей. Земля – родные пастбища, горы, леса – для таких людей это все. Поэтому данный тип культуры и называется «континентальным». Ему противостоит тип культуры, получивший название «атлантического». «Атлантисты» живут по берегам морей. Это культура мореплавателей. И обе эти культуры противоположны круг другу. Для первой характерна ярко выраженная ксенофобия, потому как любой чужак – это потенциальный враг или агент врага. Отсюда стойкость с «своим трудностям», нетерпимость к проявлениям чужой культуры, но щедрость к проверенным временем друзьям. «Атлантистам» свойственна толерантность, без которой морские народы просто не могли бы высаживаться на чужих берегах и торговать с местными жителями. Но также и хитрость, и коварство – слабых ограбить, сильным… продать награбленное у их же слабых соседей. Финикийцы, греки, викинги – типичные представители «атлантической культуры». Кочевники степей и наши предки – славяне – представители культуры континентальной. При этом вектор развития этноса мог со временем меняться, как и его культура, хотя кое-что от прошлого остается всегда. Континенталисты-россияне стали отважными мореплавателями и быстро. Кочевники сельджуки и османы – стали оседлыми земледельцами-турками. Интересно, что японцы, хотя и живут на острове посреди океана, являясь потомками кочевников с Алтая, больше тяготеют к континентальной культуре. Любят верховую езду и стрельбу из лука. Но есть у них и женщины-ныряльщицы аму. А вот наши поморы – мореходы Северной Руси, веками плававшие за «зубом» на Грумант и золотом на Мангазею – «атлантисты», потому-то к ним и бежали спасаться разные там староверы и раскольники. Терпимость их была известна. Так что многие специфические особенности культуры кочевых народов станут нам более понятны, если мы посмотрим на них именно с точки зрения их принадлежности к континентальному типу культуры.




Монгольские всадники атакуют друг друга. «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид-ад-дина Фазлуллаха Хамадани. Первая четверть XIV века. Государственная библиотека, Берлин.

Это же, кстати, касается и многих их чисто рыцарских традиций. Разве, например, не прославлялась у кочевых народов такое достоинство настоящего воина, как щедрость – качество истинно рыцарское? Разве не воспевались сказителями подвиги восточных богатуров – по сути дела тех же Роландов и Ланселотов из западных королевств? Разве каганы, ханы, эмиры Востока не окружали себя своими приверженцами – той же дружиной, для которой война, грабежи и дань являлись главными источниками существования? Одни и те же дворы мы могли бы увидеть и у варварского короля на Западе, и у какого-нибудь кочевого кагана на Востоке, хотя различия в культуре быта, конечно же, не могли бы не броситься в глаза.


Битва между монголами и китайцами (1211). «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид-ад-дина Фазлуллаха Хамадани. Первая четверть XIV века. Национальная библиотека Франции.

В 630 году китайский посол Сюань Цзан, посетив ставку тюркского кагана, где он был на приеме с послами из Византии, Месопатамии, Средней Азии и Руси, оставил нам любопытное описание. По сути дела, это хрестоматийный образ двора правителя любого кочевого племени, особенно если он был достаточно богат и знатен.

Рыцари кочевых империй (часть 3)

Город, осажденный монголами. Миниатюра на странице «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид-ад-дина Фазлуллаха Хамадани 1306 года. Библиотека Эдинбургского университета.

«... Тюркский каган не сидит в тесных и пыльных городах. Его стан, огороженный мощным валом, расположен в труднопроходимой долине, защищенной кольцом гор, покрытых вечными ледниками. Сюда по горной тропе гуськом может пройти караван, снаряженный предприимчивыми купцами, но врагу не пробраться к стану тюркского кагана. В тесных горных ущельях армия противника будет уничтожена силами даже небольшой дружины.


Чингисхан. Картина неизвестного китайского художника династии Цинь. (Бруклинский музей)

В ставке кагана многолюдно. В центре, среди множества войлочных кибиток, стоит шелковый шатер, затканный цветами. Он «сияет и ослепляет глаза». У входа положены циновки. Сам каган восседает на раззолоченном и украшенном дорогими каменьями троне. Слуги держат над ним зонты, прикрывая от знойного солнца. Каган – воин, он только что вернулся с охоты. Охота для кагана – и развлечение, и военная тренировка. Он одет сейчас в просторный шелковый халат. Сняты кафтан, латы и вооружение, сброшены башлык и шлем. Голова открыта, лишь лоб обвязан шелковой лентой с ниспадающими сзади концами. Только доверенные люди в шелковой одежде стоят по обе стороны его трона, а сзади него – дружина телохранителей. Каган принимает гостей – купцов, послов, паломников. Они прошли через очистительный огонь костров для того, чтобы очиститься перед встречей с каганом. Каган предлагает гостям разделить с ним трапезу. Трапеза начинается с вина, затем подают мелко нарезанные вареную баранину и говядину. Почетных гостей властитель оделяет кусками курдюка или бараньей головой, гости рангом ниже получают грудинку или лопатку. Еду запивают вином из чаши, переходящей из рук в руки наиболее приближенных и уважаемых гостей. С каганом пьют китаец и уйгур, согдиец и византиец, если их дары и предложения пришлись кагану по душе. Трапеза сопровождается музыкой. Кругом «с юга на север и с запада на восток слышатся ее шумные аккорды», – говорит Сюань Цзан и далее продолжает, что «несмотря на ее шум, она очаровывала их уши, веселила их дух и сердце». Трапеза с гостями – дипломатический ритуал. Каган проявляет к гостям внимание и заботу. Последователь Будды найдет приготовленную для него скоромную пищу – рисовые лепешки, молочные сливки, сахар, медовые соты и виноград. Он может отказаться от вина и получить в чаше чистую воду из горной реки.


Правитель едет верхом на слоне. «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид-ад-дина Фазлуллаха Хамадани. Первая четверть XIV века. Государственная библиотека, Берлин.

Вокруг ставки кагана пасутся стада лошадей, овец, верблюдов. Повсюду разбросаны кибитки, где живут воины кагана. Их такое множество, говорит Сюань Цзан, что «глаз не может покрыть их до конца». И вся эта масса кочевников, покорная до поры до времени своему предводителю, по одному его слову седлает коней, чтобы с высоких предгорий Тянь-Шаня словно лавина ринуться вниз в широкие долины и степи.


Турецкий шлем начала XVII века. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Остается сравнить вооружение кочевников и европейцев. Как и рыцари Запада, кочевники Востока в этот период также имели в основном прямые мечи, часто носили защитную одежду из кожи, либо нашитых на кожу металлических блях и пластинок. Что касается шлемов, то у номадов они были конической формы с наносником. Достаточно обратиться к известным изображениям на «ковре из Байё», где на 70-метровом полотне были вышиты картины завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом, чтобы воочию убедиться в том, что даже в 1066 году вооружение западных и восточных воинов было очень похожим, хотя и различалось отсутствием луков у первых и его поголовным наличием у вторых. В сценах сражения на «ковре из Байё» лук можно увидеть у 29 воинов. Однако 23 из них изображены на кайме, вне основного поля, что явно показывает их второстепенную роль, несмотря на то, что многие рыцари на основном поле буквально утыканы стрелами. Там же можно увидеть четырех пеших воинов-нормандцев в защитном вооружении и с луками в руках и одного лучника-сакса, одетого совершенно «по-домашнему». Конный лучник изображен всего один. Он также не имеет доспехов и держится позади преследующих саксов нормандских рыцарей, у которых луков нет. Вряд ли это забывчивость вышивальщиц: все остальные детали вооружения показаны на ковре достаточно подробно и вышиты весьма тщательно.


Завоевание монголами Багдада в 1258 г. «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид-ад-дина Фазлуллаха Хамадани. Первая четверть XIV века. Государственная библиотека, Берлин.

Не то мы видим на миниатюрах Востока. Монгольские воины, например, все с луками, хотя и пользуются на изображениях ими далеко не всегда. Интересно, что деревянные палицы у пеших монголов выглядят точно так же, как и у конных нормандских рыцарей на «ковре из Байё». По-видимому, главное, чем они привлекали воинов той далекой эпохи, была их дешевизна... Получается, что на пространстве от берегов Тихого океана и до Британии воины-кавалеристы IV–VIII веков и даже вплоть до XI века имели в целом очень похожее защитное снаряжение, распространившееся благодаря походам кочевых племен еще в эпоху Древнего мира.


Турецкий шлем 1500 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Сфероконические шлемы, кольчуги – все это было известно и на Западе, и на Востоке. На Востоке вдобавок применялись доспехи из полос твердой выделанной кожи, в Европе встречавшиеся редко. Тяжелые конские доспехи на Западе в это время и вовсе не употреблялись, зато они широко использовались в Китае и в Византии, а между этими двумя государствами – в армии Сасанидов и у враждовавших с ними кочевников. Удобные седла с высокими луками и стремена, изобретенные китайцами, которые были неважными наездниками, способствовали изменению и самой техники боя. Обладая такими седлами, конники не только стреляли с коня на скаку, но и могли наносить сильные удары копьем.


Турецкая сабля ХVII в. Длина 88,9 см (клинок). Вес 1928 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В то же время благодаря стременам повысилась точность рубящего удара, что привело к тому, что тяжелый меч постепенно вытеснила более легкая сабля. Так что не только у великих империй, но и среди кочевых племен, населявших степные просторы Евразии в III–VI веках нашей эры, имелись свои «рыцари». Они практически не уступали по вооружению воинам Запада и точно также, как и «рыцари из «Шахнаме», широко использовали лук.


Монгольский царевич изучает Коран. «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид-ад-дина Фазлуллаха Хамадани. Первая четверть XIV века. Государственная библиотека, Берлин.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    11 мая 2017 08:03
    Спасибо, интересный цикл статей..Рисунки и фото замечательные..
  2. +4
    11 мая 2017 08:04
    Как то Вы, Вячеслав Олегович, стараетесь вне времени и пространства излагать. В стиле русских народных сказок. Такое впечатление, что боитесь, чтобы не перенапрячь читателя излишними знаниями. Европейскую школьную методу очень напоминает. И такую типологизацию культур я раньше не встречал. Ради интереса до Тойнби дошел. Может это какая-то новая струя?
    1. +4
      11 мая 2017 08:31
      Вы знаете Виктор, я честно говоря, не знаю. Когда преподаешь культурологию с 1995 года, то как-то все перемешивается в голове, кто, когда, откуда. Есть оно и есть... Есть типологигизация Питирима Сорокина, есть Н.Я.Данилевского, есть "аполлоническая" и "дионисийская" типология Фридриха Ницше (кстати, очень интересная!)... Есть моя (и резензенты моих монографий отмечают то, что она вполне жизнеспособна!) - "лукофилы и лукофобы". Что касается "русских народных сказок", то излишняя научность и "мелочевка" в популярных статьях просто вредна. Неинтересно людям такое читать. Некоторое время назад была здесь статья о ракетных двигателях (или топливах - не важно!). И вроде бы автор туда для "оживляжа" вставил даже "народные фразеологизмы". Но... неинтересно читать. Очень много цифр, фактов, схем. А ВО это не учебник. Так что одним из важных качеств автора на ВО и на других сайтах является умение "остановиться вовремя". Что касается "новой струи", то дальше будет ответ МОСКОВИТУ и там даны три статьи в которых эта "струя" рассматривается с разных сторон.
      1. +3
        11 мая 2017 10:26
        В некоторой степени могу согласиться, но бывают вопросы, которые без определенной доли технической и научной информации изложить нельзя. Все же ВО - сайт для взрослых. Кто-то, конечно, и Мурзилку считает источником информации, но для них на сайте есть специальный раздел "Новости".
  3. 0
    11 мая 2017 08:14
    Интересная гипотеза насчёт "атлантистов" и "континенталистов"... Кто автор? Чей приоритет? Поделитесь, пожалуйста... Прямо в один ряд можно ставить с теорией пассионаризма Льва Гумилёва...
    1. 0
      11 мая 2017 08:43
      Затрудняюсь Вам ответить о приоритете. И почему Вы сами поймете, если познакомитесь с этой культурологической дихотомией на более профессиональном уровне. Об этом все есть, даже на уровне конспирологиии она и то рассматривается... Ну, вот так навскидку для углубленного изучения могу предложить следующие работы: ЛАНДШАФТНЫЕ МИРЫ ФИЛОСОФИИ: ПОМОРСКИЙ ЛАНДШАФТ И КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ПОПКОВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ1, ТЮГАШЕВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Институт философии и права СО РАН, 630090, г. Новосибирск).
      Геополитическая концепция евразийства https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-788
      57
      КОНСПИРОЛОГИЯ. ВЕЛИКАЯ ВОЙНА КОНТИНЕНТОВ http://konservatizm.org/konservatizm/books/130909
      020644.xhtml
      А так известна эта теория была уже давно...
      1. +1
        11 мая 2017 08:56
        Спасибо. Обязательно познакомлюсь. Заинтересовался.
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    11 мая 2017 09:02
    " Тюркский каган не сидит в тесных и пыльных городах. Его стан, огороженный мощным валом, расположен в труднопроходимой долине, защищенной кольцом гор, покрытых вечными ледниками. Сюда по горной тропе гуськом может пройти караван, снаряженный предприимчивыми купцами, но врагу не пробраться к стану тюркского кагана."
    Анонимный каган в секретной долине живет , в городе-то стрёмно .За первую неделю сожгут весь хворост в округе , за вторую кизяки . Потом всем каганам и "рыцарям" захочется пожрать . Завали с умом тропу в долину , поставь несколько лучников и ни один каган от туда больше не вылезет .
    Не покидает чувство , что исмаилит Рашид-ад-дин в тайне исповедовал совсем другую религию , т.к. на картинках изображены люди , что для мусульманина не камильфо .
    Напоминает фантазии 1001 ночи .
    Цитата: moskowit
    Интересная гипотеза насчёт "атлантистов" и "континенталистов"... Кто автор? Чей приоритет?

    Может Аладин , может Синбад-мореход , а может тот самый анонимный каган
    request
    1. 0
      11 мая 2017 10:08
      Кто Вам сказал, что мусульмане не изображали людей? Вон какая Ева пухлая...

      Адам и Ева. Миниатюра. «Манафи аль Хайаван» Ибн Бахтишу. Марага, 1294-99гг. Библиотека Пирпонта Моргана.
      1. 0
        11 мая 2017 13:50
        Цитата: kalibr
        Кто Вам сказал, что мусульмане не изображали людей? Вон какая Ева пухлая...

        Собственно никто . Изображали они людей и другие разные штучки делали . Теперь утверждают , что изображать человека - грех .
      2. +3
        11 мая 2017 14:25
        В раннем Исламе изображения обнаженных тел не запрещалось.
        На раскопках в Израиле даже археологи попались: нашли фрески с
        обнаженными танцовщицами и отнесли их к древне-греческой культуре.
        А оказалась - дворец раннего Ислама.
    2. +1
      14 мая 2017 00:08
      Цитата: Шалтай
      исмаилит Рашид-ад-дин в тайне исповедовал совсем другую религию , т.к. на картинках изображены люди , что для мусульманина не камильфо .

      шииты вообще и исмаилиты в частности как-то поплёвывали на этот запрет.
    3. 0
      24 мая 2017 13:46
      какой еще Рашид-ад-Дин и тюркский каган? Между ними 600 лет.
  6. +2
    11 мая 2017 10:34
    Цитата: Curious
    Все же ВО - сайт для взрослых.

    Вы комментарии ко многим статьям читаете?
    1. +3
      11 мая 2017 11:49
      Вы намекаете на присутствие на сайте детпй? От этого никуда не деться, без спросу ходят на взрослые сайты.
      1. +2
        11 мая 2017 12:01
        Вы прекрасно поняли, на что я намекаю. На... Библию! А в ней сказано: "Будьте аки дети!" Вот некоторые и воспринимают этот совет буквально. Я не прав?
        1. +4
          11 мая 2017 12:35
          Они не совет воспринимают. они с пубертатного периода не хотят выходить, им там удобно, а у многих и данных нет, чтоб дальше двигаться, в смысле мысли. В свете нынешней ситуации это определенные круги устраивает очень. Такое хомячиное стадо легко управляемо с минимумом затрат как труда так и ума. И процесс этот, судя по всему, будет углубляться с обеих сторон. Перефразируя классика, низы хотят, верхи могут.Все хочу спросить, Вы мой коммент к статье про винтовку прочли?
          1. 0
            11 мая 2017 17:09
            Конечно! Я все комментарии читаю. Вот отвечаю, бывает, не всегда. У меня тоже работа и дача, и много чего еще.
            1. +1
              11 мая 2017 17:50
              Секретарь-референт нужен.
  7. 0
    11 мая 2017 10:46
    Мужчины, коллеги, собеседники - приступим.
    Во-первых, теория континенталистов и атлантистов мне понравилась. Не припомню сейчас точно, но с подобным я как-то уже знакомился, где-то, когда-то....не припоминаю. А, как известно, повторение - мать учения, соответственно и дополнительное знакомство очень в струю. Теперь будем знать, кто прохиндеи, шалопаи и мошенники, а кто - надежные и проверенные ребяты.
    Это я к тому, что флот османской Турции был одним из сильнейших в Средиземноморье. Да и в Индийском океане. А еще и к тому, что несмотря на обладание океанским флотом Россия все-равно остается в большей мере сухопутной державой. Тут все прозрачно, спасибо автору. Впечатлило.
    Теперь про Джами-ат-таварих, Рашид ал-Дина.
    Я понимаю, что это перевод. Но, сдается мне, ни один переводчик не будет настолько беспардонно перевирать рукописный текст (или печатный, не суть важно). А у меня от подобного текста - "...Тюркский каган не сидит в тесных и пыльных городах. Его стан, огороженный мощным валом, расположен в труднопроходимой долине, защищенной кольцом гор, покрытых вечными ледниками. Сюда по горной тропе гуськом может пройти караван, снаряженный предприимчивыми купцами, но врагу не пробраться к стану тюркского кагана. ..." создается устойчивое ощущение, что этот труд написан для ДЕТЕЙ. И неважно даже, что он писан аж в 13 или 14-м веках. Ну, не для взрослых изложение, для детских умом.
    Согласны со мной, нет?
    Возникает недоумение - или что-то не то с текстом, или что-то не то с переводом. Или сам перевод адаптирован.
    Я в смятении. Спасайте, знатоки, где и что не так.
    Иначе выходит, что встречу Лаврова с Трампом будущие поколения могут прочитать типа - "..Серега ему бабах - а мы так не будем. А Трамп ему в ответку - не валяй дурака, братан".
    Рашид ад-Дин для кого писал?
    Ну и по части иллюстраций - как всегда на высоте.
    Только, блин, досада. В музее оружия в Туле, в Оружейной палате в Кремле, в Питере, да в наших музеях имеются образцы ничуть не хуже. А то и лучше. Но...но...жадность-матушка всем глаза застилает, не так ли, Вячеслав Олегович? И просто так сфотографировать не получится, не так ли?
    Четвертая часть будет?
    ...
    И опять вопрос, который мне не дает покоя.
    Как же валлийские лучники, с простыми деревянными, тисовыми, луками, никак не обеззаражеными от сырости (а ее, этой сырости, в Англии да во Франции...мама не горюй) вполне себе утыкали стрелами цвет французского рыцарства. Ни рогов на луке не мастырили, ни чешую осетровых не жевали, ни десятками лет тисовые заготовки не сушили (иначе время просто точное надо знать, когда срезать тис, а когда он использоваться будет) - и добились таких результатов. Зато монгольские воины, с закаленными, противонамокающими луками - держат их за спиной. Ибо - деревянная дубинка - куда как сподручнее.
    Непонятно мне.
    1. +3
      11 мая 2017 14:24
      Цитата: Башибузук
      . И неважно даже, что он писан аж в 13 или 14-м веках. Ну, не для взрослых изложение, для детских умом.
      Согласны со мной, нет?
      Возникает недоумение - или что-то не то с текстом, или что-то не то с переводом. Или сам перевод адаптирован.

      Текст скорее всего переведен правильно , но у ряда азиатских народов в основной массе уровень развития мышления остался на детском уровне и сейчас , независимо от страны проживания . Нелогичные конструкции а-ля "Курочка Ряба" легко укладываются в голове .
      Цитата: Башибузук
      Во-первых, теория континенталистов и атлантистов мне понравилась. Не припомню сейчас точно, но с подобным я как-то уже знакомился, где-то, когда-то....не припоминаю.

      Очередная высосанная из пальца доктрина , возможно возникшая во время спиритического сеанса с писателем Львом Николаевичем (Гумилевым).
  8. +1
    11 мая 2017 11:57
    Цитата: Башибузук
    Только, блин, досада. В музее оружия в Туле, в Оружейной палате в Кремле, в Питере, да в наших музеях имеются образцы ничуть не хуже. А то и лучше. Но...но...жадность-матушка всем глаза застилает, не так ли, Вячеслав Олегович? И просто так сфотографировать не получится, не так ли?
    Четвертая часть будет?

    По-моему должна быть и четвертая... Что касается наших музеев... У меня в Пензе в музее есть кираса самураев, щит из кожи носорога, колесцовые ружья и пистолеты из Германии... уникальные мемуары по русско-японской войне. Моя жена работала там лет 10... все меня знают, от директора и до последней уборщицы... Но открыть витрину для съемки - "Боже упаси!" А уж снимать вышеназванное... Вы же видите - я этого не выкладывал НИ РАЗУ! И тоже самое в России везде. Или... плати деньги по договору. Не 50 р. за съемку через стекло, а по договору коммерческого использования. И после этого сразу же весь интерес пропадает. Понятно почему? Вот потому-то!
  9. 0
    11 мая 2017 11:58
    Цитата: Башибузук
    Или сам перевод адаптирован.

    Перевод был взят из академического издания РАН. Чем богаты - тому и рады!
  10. +1
    11 мая 2017 12:09
    Цитата: Башибузук
    Только, блин, досада. В музее оружия в Туле, в Оружейной палате в Кремле, в Питере, да в наших музеях имеются образцы ничуть не хуже. А то и лучше. Но...но...жадность-матушка всем глаза застилает, не так ли, Вячеслав Олегович? И просто так сфотографировать не получится, не так ли?
    Четвертая часть будет?

    Четвертая будет. Что до фото, то у меня в пензенскому музее есть японский панцирь самурая, сомалийский щит из кожи носорога, западноевропейские колесцовые пистолеты и ружья. Жена там проработала 10 лет. Меня все знают, от директора до уборщицы. Вопрос: где фото всего этого? А их нет и... не будет! И ситуация одна и та же во всех музеях. Платишь 50 р. и снимаешь через стекло, что хочешь. А хочешь иного... заключай договор на коммерческую съемку и после этого ты уже ничего не захочешь снимать. ГИМ в свое время запросил с меня 50 долларов за фото... и этим все сказано. В музее им. Пушкина фото стоит 200 р. И столько же в фонде журнала "Хистори иллюстрейтид". Ну как? Вам еще хочется обращаться в наши музеи?
    1. +3
      11 мая 2017 13:14
      Да, наши музеи отстают от времени, однако все не совсем печально, при желании можно кое-что поднять, хотя в большинстве случаев надо будет повозиться с Фотошопом. Начинается определенное движение, например проект «РУССКИЙ МУЗЕЙ: ВИРТУАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ». Появилась на сайтах опция виртуальный тур. Но, конечно, до европейских и амеровских музеев пока очень и очень
    2. +1
      11 мая 2017 16:22
      плюс время. Очень забюрократизировано. Просто приведу пример: я с заказчиком вижусь дважды-трижды по каждому объекту: первый раз - обговариваю нюансы, потом делается работа, второй раз - он забирает результат. Весь документооборот, общение, утрясание тонкостей, пересылка сканов документов - по электронной почте и мобильному телефону. Оплата - опять же, по банк-клиенту. В музее: приди с заявкой - подпиши ее у нужного человека - подожди, пока сварганят договор - приди подпиши договор и оплати в кассу - работай. Недели! И, самое противное, ну выложите Вы на сайте хоть электронную почту музея, чтобы не звонить по разным адресам и не кататься, а отписаться и подождать! Переведу: люди там работают - замечательные и приятнейшие, искренне. Алгоритм взаимодействия - ооочень неудобный, по крайней мере, для любителя.
      1. +1
        11 мая 2017 17:12
        А иногда еще и люди... так себе! Вот тогда вообще мрак!
  11. 0
    11 мая 2017 22:46
    Атлантисты и континенталисты - это жаргонные термины.

    В 1900 году основоположник геополитики Фридрих Ратцель ввел в оборот два основных понятия этой научной дисциплины - теллурократия (сухопутное могущество) и талассократия (морское могущество).

    Согласно догматам геополитики, на Земном шаре существуют два типа цивилизаций - ориентированные на сухопутное направление развития и ориентированные на морской путь развития.

    Первые концентрируются на Евразийском континенте, вторые - на всех остальных континентах. Центром первых является так называемый Хартленд (территория, исторически занимаемая Россией), центром вторых - Североамериканский континент. Между этими двумя типами цивилизаций идет борьбы за доминирование в мире.

    Задача теллурократии (для достижения доминирования) - выйти за пределы Хартленда и объединить под своим управлением весь Евразийский континент, после чего она превратится в универсальную цивилизацию (за счет доступа к всему континентальному побережью). Задача талассократии - не дать этому реализоваться за счет опоры на острова (Британские, Японские, Филиппинские и Индонезийские) и плацдармы (Европейский субконтинент, Юго-Восточную Азию, полуострова Индостан и Аравию).

    В России первым последователем Фридриха Ратцеля стал офицер Генштаба Русской армии генерал-майор Алексей Ефимович Едрихин (сменил фамилию на Вандам, в честь одного из командиров буров).
  12. 0
    11 мая 2017 23:15
    Автор статьи: "Кочевники степей и наши предки – славяне – представители культуры континентальной."

    Не так.

    Славяне, немцы, китайцы, индийцы и персы действительно являются типичными представителями сухопутной цивилизации. В противоположность им североамериканцы, британцы, японцы и индонезийцы являются типичными представителями морской цивилизации.

    Но вот центральноазиатские кочевники не представляют никакую цивилизацию, поскольку являются всего лишь типичными паразитами при сухопутной цивилизации. Точно также викинги являются типичными паразитами при морской цивилизации. В связи со своим паразитическим образом жизни все кочевники исчезли с геополитической арены, за исключением тех, кто перестал быть кочевниками (например, сельджуки и нормандцы).
    1. +1
      12 мая 2017 00:29
      А как же Савицкий?
      1. +1
        12 мая 2017 00:54
        Евразиец Петр Николаевич Савицкий лажанулся не по детски, приняв татаро-монгольских паразитов (борьба против которых была стимулом для консолидации и экспансии русского этноса) за носителей евразийской цивилизации.

        По факту татаро-моголы были переработаны в пыль Степного пояса Евразии.
        1. +1
          12 мая 2017 09:40
          А Макиндер с его геополитической топикой и видением «пространственного смысла» в конкретной модели, в которой движущими силами истории выступают динамичные кочевые народы (этой теории придерживался и Ф.Ратцель, и немецкая школа «культурных кругов»)? По их мнению именно кочевники создают все основные политические образования: империи, государства, политические союзы, либо эти образования создаются для защиты от их натиска. В любом случае органически воплощающие в себе принцип экспансии кочевые культуры являются главным принципом политической организации пространства.
          1. 0
            12 мая 2017 11:36
            Скажите, а экспансия Русского Царства и Российской Империи на восток (Поволжье, Сибирь и Дальний Восток), юг (Причерноморье, Кавказ, Казахстан и Средняя Азия) и запад (Финляндия, Прибалтика, Польша и Молдавия) Евразии на какой "динамичный кочевой народ" опиралась? laughing

            И это происходило не в каком-то микроскопическом захолустье, а в самом что ни на есть Хартленде.

            Может, всё таки в консерватории (в монографиях некоторых авторов с претензией на геополитику) что-то подправить?
            1. +1
              12 мая 2017 12:32
              Экспансию можно объяснить необходимостью защиты.
              Расширяться на север и на восток, чтобы занять опорные пункты на климатически неблагоприятной территории, которая частично защищена Уральскими горами. Таким образом, даже при наихудшем развитии событий (т.е. Москва пала), по-прежнему остается «Россия», с которой можно начать потенциальное возрождение.
              Расширяться на юг, на Кавказ и на юго-восток, в степи, чтобы помешать вторжениям из Азии. Если обстоятельства позволяют, двигаться настолько глубоко в Среднюю Азию и Сибирь, насколько это возможно, чтобы укрепить этот бастион.

              Расширяться так далеко на запад, как это возможно. Не останавливаться на юго-западе, пока не достигнуты Карпаты. На Среднеевропейской равнине не останавливаться никогда. Более глубокое проникновение усиливает безопасность не только с точки зрения буферных зон; Среднеевропейская равнина сужается по мере продвижения на запад, что упрощает ее оборону.
              Расширяться в сторону тепловодных портов, имеющих выход к открытому океану, чтобы империя могла начать бороться с экономическими проблемами, от которых страдает исключительно сухопутная империя.
              Это вписывается в концепцию "кочевники создают все основные политические образования: империи, государства, политические союзы, либо эти образования создаются для защиты от их натиска".
              1. 0
                12 мая 2017 14:19
                Цитата: Curious
                концепцию "кочевники создают все основные политические образования: империи, государства, политические союзы, либо эти образования создаются для защиты от их натиска"

                Эта концепция не отвечает практике (которая, как известно, критерий истины) - какие такие кочевники осуществляли натиск на Россию с запада?

                Истинная концепция геополитики заложена в самом её названии - "гео", т.е. в географических условиях формирования того или иного государства (о чем вы сами упомянули в своем посте).

                Другое дело, что спекулянты от геополитики пытаются за уши притянуть паразитов-кочевников как универсальный государообразующий фактор, но коевники к "гео" имеют лишь косвенное отношение - через существование в Евразии такого ландшафта как Степной пояс.
                Например, в Западной Европе степи на более-менее большой площади отсутствуют, поэтому там паразиты-кочевники были эпизодическим явлением с последующей их полной ассимиляцией (гунны, авары, булгары, угры, арабы).
                В Восточной Европе с её Причерноморьем и Прикаспием паразиты-коевники дневали и ночевали, пока их не превратили в дорожную пыль оседлые русские без всякой ассимиляции со свой стороны.
                1. +1
                  12 мая 2017 14:23
                  Понятно. В Вашем геополитическом варианте мест паразитам кочевникам не предусмотрено.
                  1. 0
                    12 мая 2017 14:53
                    Место для кочевников в геополитике как раз имеется - они занимают нишу присосавшихся к территориально локализованным государствам паразитов, подлежащих ликвидации как со стороны теллурократии так и со стороны талассократии.
                2. 0
                  14 мая 2017 18:04
                  У Нефедова есть учебник истории для 6 класса с точки зрения теории Мальтуса. Там есть о том, что Вы написали.
                  1. 0
                    14 мая 2017 18:27
                    Сергей Нефедов. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс. М., 2010.

                    Это реально ваш источник знаний об "атлантистах и контиенталистах"? laughing
                    1. 0
                      15 мая 2017 22:05
                      Я не в школе преподаю, а в университете. Там другие источники. Но не зная уровня того, кому здесь пишу начинаю с самого простого и доступного.
                      1. 0
                        16 мая 2017 00:19
                        Так приведите ваши эзотерические источники о номадах ВУЗовского уровня.
    2. 0
      24 мая 2017 13:54
      В мире все еще много кочевых племен. Если вы понимаете под словом цивилизация строительство городов, письмо и научный прогресс, то наверное вклад кочевников не так значителен. Во всем остальном кочевые цивилизации вполне себе не хуже других
  13. 0
    14 мая 2017 00:14
    Это ж надо! Континенталисты - ксенофобы, а атлантисты - толерантны? Давно так не смеялся!
    Древние греки-атлантисты считали варварами и презирали всех, кроме себя - и даже египтян, чья культура в разы древнее! А ксенофобы-монголы покровительствовали всем религиям! Кстати, расизм придумали не континенталисты-немцы, а атлантисты - англичане и французы! tongue
    1. 0
      14 мая 2017 18:02
      Ничем не могу помочь. Список литературы для ознакомительного чтения выше дан "московиту". Не я это придумал, но могу сказать, что Вы не правы. Можно презирать и... быть атлантистом, а можно покровительствовать и быть ксенофобом. Любая наука много сложнее, чем кажется при поверхностном взгляде. Кстати, расизм был по отношению к дикарям.
  14. 0
    24 мая 2017 13:47
    Цитата: Башибузук

    Теперь про Джами-ат-таварих, Рашид ал-Дина.
    Я понимаю, что это перевод. Но, сдается мне, ни один переводчик не будет настолько беспардонно перевирать рукописный текст (или печатный, не суть важно). А у меня от подобного текста - "...Тюркский каган не сидит в тесных и пыльных городах. Его стан, огороженный мощным валом, расположен в труднопроходимой долине, защищенной кольцом гор, покрытых вечными ледниками. Сюда по горной тропе гуськом может пройти караван, снаряженный предприимчивыми купцами, но врагу не пробраться к стану тюркского кагана. ..." создается устойчивое ощущение, что этот труд написан для ДЕТЕЙ. И неважно даже, что он писан аж в 13 или 14-м веках. Ну, не для взрослых изложение, для детских умом.


    в тексте вроде написано что это писал Сюань Цзян. какой еще Рашид-ад-Дин и тюркский каган? Между ними 600 лет.