Система ППШ «Огненный еж»

22
Под конец Великой Отечественной войны конструкторское бюро Туполева спроектировало и создало образцы штурмовых самолетов Ту-2Ш с необычным вооружением. Базой для них послужили Ту-2С. Основное новшество – батарея автоматов ППШ. Но в серийное производство данные самолеты не пошли.

Система ППШ «Огненный еж»


Создание батареи автоматов на штурмовом самолете
1944 год. Начальник отдела вооружения А.Надашкевич и главный инженер С.Савельев из конструкторского бюро Туполева предлагают объединить пистолеты-пулеметы конструктора Г.Шпагина в одну батарею и использовать ее на штурмовых самолетах для поражения пехотных подразделений противника. ППШ установили на спроектированную для этого платформу. Такая система получает название «Огненный еж». Всего на платформе установили 88 единиц ППШ (11 рядов по 8 пистолетов-пулеметов). Каждый из них обеспечивался магазином в 71 боеприпас калибра 7.62-мм. Платформа крепилась в бомбовом отсеке самолета. Для установки батареи ППШ выбрали штурмовой бомбардировщик Ту-2С. Для производства штурмового огня пилот открывал бомбовый отсек и при помощи спецприцела вел плотный огонь по пехоте противника. Для производства перезарядки платформа с батареей ППШ спускалась тросами вниз из отсека.



Решение о постановке батарей ППШ на два самолета Ту-2С утвердили на совещании в 1944 году у главного маршала авиации А.Новикова. Через декаду после совещания Туполев обратился к ГИ ВВС А.Репину о выделении ОКБ ППШ в количестве 180 единиц образца 1941 года. К ним попросил дисковые магазины на каждый ППШ и полный боезапас, который составил 15 тысяч патронов. В 1946 году, созданная на платформе батарея ППШ «огненный еж» успешно прошла полигонные летные и боевые испытания. Батарея «огненный еж» подтвердила свою эффективность – плотный огонь по выбранной цели. Но главные недостатки – кратковременность применения и необходимость наземной перезарядки - перевесили все плюсы. Результат – для достижения заданных требований, а именно для эффективного поражения пехотных подразделений противника, решили использовать кассетные малокалиберные бомбы.Это был единственный самолет в мире, использовавший большое количество стволов на своем борту.

Вес одного ППШ с боезапасом 5.3, вес всех ППШ в батареи – 466 килограмм. Вес батареи ППШ на платформе 550 – 600 килограмм. Вследствие небольшого подъемного веса самолетов тех времен (в 40-50 годы он составлял где-то 1.5 -3 тонны), а ведь еще надо было взять на борт другое вооружение, разместить на борту самолетов большое количество станковых пулеметов не представлялось возможным. То же самое касается и системы беспрерывной подачи боеприпасов. Идея реализации такой системы не нова, американцы еще в 1921 году создали экспериментальный самолет «JL-12».



На вооружении штурмового самолета находилось 30 ПП «Томпсон» калибром .45 АСР. Пистолеты-пулеметы на нем составляли две батареи. Одна батарея в 12 ПП устанавливалась для стрельбы вперед, другая в 16 ПП для стрельбы назад, 2ПП установили на турели в кабине. Но в ходе испытаний выявилась та же проблема что и с «Огненным ежом» - нудная и долгая наземная перезарядка. Да и эффективность пистолетных боеприпасов оказалась крайне низкой.

Источники:
http://alternathistory.org.ua
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ostrovpan
    +1
    20 февраля 2012 09:19
    интересно, познавательно
  2. +1
    20 февраля 2012 10:07
    прототип ганшипа вьетнамского
  3. schta
    +3
    20 февраля 2012 10:20
    Скорострельность ППШ - 15 выстрелов в секунду (примерно). Магазин на 71 патрон. В итоге за 5 секунд опустошаются все 88 стволов, теоретически выкашивая все живое. Через 5 секунд огневого воздействия самолет не нужен.
    Вопрос: Эффективно ли это? Жизнь показала, что нет. Хотя мысль была интересная.
  4. Братец Сарыч
    +5
    20 февраля 2012 10:24
    Изначально бредовая идея - какую задачу решит данная установка?
    ППШ стреляет пистолетными пулями, дистанцию гарантированного поражения ограничена, пробивное действие пули слабенькое - и зачем ЭТО громоздить на самолет? Лишние патроны у страны завелись?
    Да, если надо расстрелять колонну беженцев - самое то! А против вооруженного противника - глупость несусветная...
    1. +1
      20 февраля 2012 14:36
      Колонны снабжения вермахта, а насчет пробивного действия и дистанции, самолеты летали тогда очень низко для атаки
  5. 0
    20 февраля 2012 10:32
    Задумка была интересная и эффективная, но имела большой минус, это скорость перезаряжания
  6. laurbalaur
    0
    20 февраля 2012 10:52
    Оружейникам сверхзадача по перезагрузке боекомплекта ! Что касается компоновки , немцы экспирементировали с пушками , установленными под углом вверх-назад , для расстрела Б-17х . Называлась это устройство schrage musik!
    1. 0
      20 февраля 2012 11:21
      Вверх-вперед. Назад целиться неудобно.
  7. dred
    +2
    20 февраля 2012 13:07
    установка наитупейшая.Вопервых патронов жрёт много.Во вторых дальность пистолетных патронов мала.эффективность тоже мла.
    1. SVV
      SVV
      0
      21 февраля 2012 06:05
      Поздравляю! Вы выбрались из отрицательного рейтинга, так держать.
  8. Регион71
    +4
    20 февраля 2012 14:03
    Мой дядя принимал участие в доставке грузов на территорию Северного Вьетнама,во время американо-вьетнамского конфликта.Так вот он рассказывал что во Вьетнаме не хватало МЗА и для борьбы с низколетящими самолётами применялась своеобразная система ПВО.Возле порта было вырыто очень много небольших окопчиков,в них вставлялись бетонные кольца,вроде колодезных и в окопчиках распологались вьетнамские солдаты,в основном женщины и подростки,вооружённые ППШ.При налёте,они открывали плотный заградительный огонь.Малая прицельная дальность при стрельбе длинными очередями,компенсировалась количеством работавших стволов.Возле порта где разгружались наши суда,только в зоне видимости насчитали под сотню таких окопчиков.
    1. Братец Сарыч
      0
      20 февраля 2012 14:06
      Вы уверены, что из ППШ? Что-то как-то мало в это верится, если бы хоть из АК или СКС, еще лучше из пулеметов...
      Даже биплану первой мировой из ППШ вряд ли ущерб нанесешь, если он выше двухсот метров полетит...
      1. Регион71
        +3
        20 февраля 2012 14:30
        Уверен абсолютно.Что слышал то и рассказываю.Для самолёта осуществляющего штурмовку на высоте менее сотни метров хватало.Тут значение имеет скорострельность и количество стволов.Даже если урон от такой стрельбы были и небольшой,то возможно психологический эффект присутствовал.Представьте себя пилотом,в сторону самолёта которого несутся трассера из нескольких десятков стволов со скорострельностью под 1000 выстрелов в минуту.Уже не дядин рассказ,а читал где то что во Вьетнаме низколетящие самолёты из пращи сбивали.Американцы часто летали по одному и тому же маршруту.Выходили все жители деревни,при подлёте пускали из пращи камни,попадание в воздухозаборник и привет земля.Кстати этим способом задокументировано уничтожение нескольких реактивных самолётов.
        1. Братец Сарыч
          +3
          20 февраля 2012 14:43
          Вообще-то там были рассказы, что какой-то дядюшка сбил Фантом из лука, типа попал в открытую форточку - всерьез вы это не восприняли, я надеюсь?
          Насколько мне известно, но ниже 100 метров во Вьетнаме самолеты не летали, немного повыше...
          Про пращи вообще весело - еще бы придумали, что залезали друг другу на плечи и старались заплевать лобовое стекло самолета...
          Были фото людей в люках, но, честно скажу, ППШ в их руках не припомню...
        2. snek
          +8
          20 февраля 2012 17:47
          Цитата: Регион71
          читал где то что во Вьетнаме низколетящие самолёты из пращи сбивали.Американцы часто летали по одному и тому же маршруту.Выходили все жители деревни,при подлёте пускали из пращи камни,попадание в воздухозаборник и привет земля.Кстати этим способом задокументировано уничтожение нескольких реактивных самолётов.

          Напомнило
      2. +2
        20 февраля 2012 14:40
        У ППШ прицельная дальность стрельбы очередями 200м за счет патрона 7,62 ТТ
  9. 755962
    0
    20 февраля 2012 15:46
    Конструктору ЭТОГО надо было дать Шнобелевскую премию.Жаль в то время её не существовало
  10. 0
    20 февраля 2012 16:13
    Как говориться голь на выдумку хитра .
    1. 0
      21 февраля 2012 20:47
      какая голь? год создания данной вундервафли - 1944. на фронтах уже насыщение автоматическим оружием, есть избыток на подобные прожекты. понятно. что хотели увеличить огневую мощь. так уж лучше бы ШКАСы по такому же принципу пристроили - и скорострельность повыше, патрон винтовочный - дальность приличная. другой вопрос -а как ЭТО прицелить на противника? скорость штурмовика - 400-500 км/ч, т.е. 110-130 м/с, раз - и уже пролетел мимо цели, они же смотрят вниз. так что слава советским конструкторам, что ЭТО в серию не пустили
  11. Бандера
    +4
    20 февраля 2012 20:22
    Какое то гипертрофированое вооружение.
    Лучше уж осколочно-фугасную бомбу сбросить аналогичного веса. Чем перезаряжать, чистить и т.д.
  12. 0
    21 февраля 2012 19:11
    Почти система залпового огня ))))
  13. +1
    22 февраля 2012 17:45
    Наверное цель была засорить фашистские форумы. Заставить их "делить на ноль". Такой своеобразный демотиватор образца 44 года.
  14. Alexanat
    0
    7 марта 2012 21:20
    Эффективность данной системы нулевая.Немцы прикрывали свои колонны на марше МЗА 20,37-мм орудиями Снижаясь до прицельной дальности ТУ-2 попадал под зенитный огонь
  15. 0
    28 октября 2019 22:58
    Интересно! Никогда не слышал о таком.