Опыт боевого применения российских беспилотных летательных аппаратов в Сирии

Наш предыдущий пост на английском языке об опыте применения российских БЛА в Сирии вызвал в блоге нешуточные страсти. С учетом многочисленных мнений и завуалированных намеков приводим данный материал за авторством Антона Лаврова на русском языке. Напомним, что оригинал статьи "Russian UAVs in Syria" вышел во втором номере журнала "Moscow Defense Brief" за текущий год.


Во время войны с Грузией в 2008 году в распоряжении армии России было лишь несколько устаревших комплексов громоздких, но примитивных беспилотников. По итогам конфликта их применение было признано неудачным из-за полного несоответствия технических характеристик современным требованиям.

В ходе последовавшей военной реформы произошёл отказ от них. Были разработаны и закуплены сотни новых разведывательных беспилотников. К исходу 2015 года, в сентябре которого началась военная операция России в Сирии, на вооружении имелось уже 1720 беспилотников. За 2016 год войска получили ещё 105 комплексов с 260 беспилотниками.


Опыт боевого применения российских беспилотных летательных аппаратов в Сирии

Российский БЛА неизвестного типа, сбитый неподалеку от границы с Турцией в октябре 2015 года

По состоянию на весну 2016 года в Сирии была развёрнута группировка из 70 российских беспилотников, что составляет около 30 комплексов . В декабре 2016 года было сообщено о дополнительной переброске ещё трёх комплексов (шести-девяти беспилотников) для мониторинга ситуации с соблюдением достигнутого к тому времени перемирия между правительственными войсками и оппозицией.

В Сирии были задействованы не только “сухопутные” комплексы БЛА из состава армейских рот беспилотников бригадного и дивизионного подчинения. Туда же были отправлены и БЛА сформированных в 2013 году флотских эскадрилий БЛА, укомплектованных БЛА “Орлан-10” и “Форпост” (выпускавшийся в России по лицензии израильский IAI Searcher Mk II) . Это не должно казаться странным. Во флотских эскадрильях БЛА к тому времени было сосредоточено шесть из имеющихся у России 10 комплексов «Форпост» (три беспилотника каждый), а это единственный состоящий на вооружении комплекс, приближающийся к классу MALE-UAV. Все остальные почти 2000 беспилотников имеют полную взлётную массу не более 30 килограмм и радикально уступают «Форпост» по полезной нагрузке.

Объединённый штаб российской группировки в Сирии сумел успешно применять беспилотники всех родов войск совместно. Так, флотские беспилотники использовались для наблюдения за ударами не только флота, но и ВКС, а также в интересах наземных группировок союзников и России.

Обращает на себя внимание, что практически нет сведений о применении Россией в Сирии самых лёгких тактических БЛА малой дальности, которые используются непосредственно из передовых порядков войск или вблизи линии фронта. Это не говорит о полном отсутствии таких беспилотников, но подтверждает ограниченность задействованных в Сирии Сухопутных сил России.

Помимо БЛА “Форпост”, наиболее используемым типом беспилотников был “Орлан-10”. Такой вывод можно сделать исходя из фото- и видеосвидетельств с замеченными беспилотниками в Сирии, распространяемых Министерством обороны России видеозаписей, сделанных с БЛА и из известных потерь. Этому не приходится удивляться, так как “Орлан-10” составляют около трети всего парка российских БЛА.

Их характеристиками во многом определялись разведывательные возможности всей российской группировки. При максимальном взлётном весе всего в 18 кг “Орлан-10” имеет достаточно высокие характеристики. Он несёт до 5 кг полезной нагрузки. Её варианты включают стабилизированные дневные и ночные камеры, и даже средства РЭБ. Небольшой беспилотник может передавать видео в режиме онлайн на расстоянии до 120 км от станции управления и находиться в воздухе до 14 часов, поднимаясь на высоту до 5000 метров. При необходимости дальность передачи может быть ещё увеличена при использовании одного “Орлана” в качестве ретранслятора для другого. В автономном офлайн-режиме беспилотник может вести съёмку целей на расстоянии до 600 км от станции управления.

Двигатель внутреннего сгорания работает на обычном автомобильном бензине. Взлёт проводится с простой складной катапульты, посадка выполняется с парашютом, что позволяет использовать его с любой площадки без необходимости взлётно-посадочной полосы. Сам беспилотник перевозится в разобранном виде и весь комплекс, и его расчёт помещается в одном автомобиле. Всё это делает «Орлан-10» доступным и недорогим в эксплуатации. Комплект из машины, наземной станции, двух беспилотников, полезной нагрузки и необходимых принадлежностей обходится Министерству обороны России в 35 млн руб. (около 600 тыс. долл.). Это позволило закупать его в больших количествах и быстро насытить ими войска.

Большое количество беспилотников с дальностью свыше 100 км позволило организовать их работу над всей территорией Сирии в районах боевых действий как против ИГИЛ, так и против других антиправительственных сил. Одновременно в воздухе зачастую находилось по несколько беспилотников.

Так, при первом боевом применении крылатых ракет “Калибр” с большой дизель-электрической подводной лодки проекта 06363 “Ростов-на-Дону” 8 декабря 2015 года, беспилотники одновременно наблюдали пуск четырёх ракет из подводного положения, их полёт на части маршрута, а также все три цели, по которым они были применены. Это требовало привлечения не менее четырех-пяти БЛА одновременно только для наблюдения за этим ударом.

Наиболее массовыми задачами для российских беспилотников в Сирии являлась разведка целей для ударов авиации, оценка урона, корректировка артиллерийского огня сирийской артиллерии . Последняя задача является сейчас одним из приоритетных направлений использования беспилотников в Российской армии. Имеются многочисленные видеокадры наблюдения с беспилотников результатов стрельбы как ствольной, так и реактивной артиллерии в Сирии.

Даже у армии позднего СССР средства воздушной корректировки артиллерийского огня в реальном времени были практически не развиты. В России до внедрения современных БЛА они отсутствовали полностью. На нынешнем этапе появилась возможность корректировать огонь всех типов артиллерии, включая дальнобойные реактивные системы залпового огня “Смерч” и оперативно-тактические ракетные комплексы. Программное обеспечение беспилотников “Орлан-10” и “Форпост” приспособлено для этой задачи, и они могут быть интегрированы в автоматизированные системы управления огнём артиллерии. Беспилотники более лёгкого класса имеют меньшие возможности и используются для корректировки миномётного огня.

Для Сухопутных войск России, по-прежнему привыкших полагаться на артиллерийский огонь, широкое применение беспилотников может значительно повысить огневую мощь. Неизвестно, использовались ли в Сирии системы целеуказания с беспилотников для корректируемых артиллерийских снарядов, но такие разработки также уже проходят испытания.

Более тяжёлые комплексы “Форпост”, оснащённые мощной оптикой, в подавляющем большинстве случаев использовались для наблюдения и контроля ударов по наиболее приоритетным целям. Это позволяло вести скрытое наблюдение со средних высот и расстояния, оставаясь незамеченными. Это не всегда возможно с более лёгкими беспилотниками, которые вынуждены следить за целями с меньших дистанций.

Выполнялись ими и другие задачи, от аэрофотосъёмки и 3D-картографирования местности до сопровождения гуманитарных конвоев и поисково-спасательных операций. Так, после того, как вблизи границы с Турцией в горной местности упали обломки сбитого самолета Су-24М2, выживший член экипажа был обнаружен беспилотником «Орлан-10». Быстрое обнаружение позволило эвакуировать травмированного штурмана с территории, контролируемой вооружёнными отрядами оппозиции. Операторский расчет беспилотника был награждён государственными наградами России.

Первоначально беспилотные комплексы размещались на авиабазе Хмеймим в Латакии. По мере расширения российского участия в наземной операции они были рассредоточены по территории Сирии. Смешанные подразделения, включающие БЛА “Форпост”, требовали взлётно-посадочной полосы, поэтому размещались обычно на авиабазах. В период проведения наступления на восточную часть Алеппо с августа 2016 года одно из таких подразделений было расположено в международном аэропорту Алеппо. Известно также о базировании российских беспилотников на авиабазе Т-4 недалеко от Пальмиры, где они использовались в боевых действиях против ИГИЛ. Размещение беспилотников ближе к линии фронта позволяло применять их с большей оперативностью и увеличить время нахождения над целью.

Использование разведывательных БЛА Россией в Сирии оценивается как успешное. В то же время, операция продемонстрировала критический недостаток - отсутствие у России ударных беспилотников. Помимо БЛА коалиции США в Сирии уже используются израильские, иранские и турецкие ударные беспилотники среднего класса, а также импровизированные сверхлёгкие беспилотные бомбардировщики из коммерческих компонентов, разработанные террористами ИГИЛ.

В России проводятся эксперименты оснащения “Орлан-10” планирующими управляемыми контейнерами, которые могут использоваться, в том, числе и для ударных задач. Но ограниченная полезная нагрузка (не более 5 кг) делают их не слишком эффективными в этой роли. Нет достоверных сведений, что даже эти экспериментальные разработки применялись в Сирии.

Стартовавшие по заказу Министерства обороны в 2011 году разработки семейства специализированных средних и тяжёлого беспилотников всё ещё далеки от завершения. Работы над комплексами взлётной массой 1-2 тонны и 5 тонн ведутся, и их прототипы выполняют полёты, хотя и не начали ещё испытания вооружений. Темпы создания самой тяжёлой платформы - 20-тонного беспилотника ещё ниже, и он пока к полётам не приступил.

Можно надеяться, что накопленный в Сирии опыт реального боевого применения разведывательных беспилотников поможет в освоении ударных беспилотников после поступления их в вооружённые силы России. Они будут интегрироваться в уже имеющуюся обширную инфраструктуру применения беспилотных аппаратов. Это позволит России сократить своё отставание в этой важнейшей сфере.

Как и другие пользователи военных БЛА, российское командование с удовольствием заметило, что их потери не становятся большими новостями и не вызывают никаких проблем с общественным мнением. Несмотря на то, что известно о потери в Сирии по крайней мере 10 российских беспилотников, реакция на это практически отсутствовала. Кроме того, летательные аппараты легко восполнимы, так как они являются лишь частью комплекса.

Первый из российских БЛА был потерян в Сирии 20 июля 2015 года, за два месяца до официального начала военной операции там . Сбитый в горах Латакии БЛА “Элерон-3СВ” состоит на вооружении Сухопутных войск. Он является лёгким аппаратом тактического звена, применяющимся из боевых порядков и имеющий дальность до 15 километров. Не ясно, был ли он передан сирийским войскам, или же применялся российскими специалистами. Вплоть до настоящего времени не сообщалось, что какие-либо модели российских беспилотников передавались сирийским правительственным силам или их союзникам.

Примерно в эти же дни там же был потерян другой российских беспилотник неизвестной модели. Судя по полезной нагрузке, он был предназначен для трёхмерного картографирования местности, что могло понадобиться для подготовки к авиационной кампании.

Ещё один похожий БЛА был сбит турецкими ВВС при пересечении им границы с Турцией в районе Латакии 16 октября 2015 года, уже после начала российской операции. Несмотря на то, что он имеет характерные для российских военных БЛА окраску и маркировку, соотнести его с каким-либо из состоящих на вооружении моделей не удалось. Возможно, это была специализированная или экспериментальная модель.

То, что в ходе операции были испытаны не только серийные, но и экспериментальные образцы известно из сообщений о применении в Сирии российских беспилотников на водородном топливе . Использовавшийся аппарат с альтернативным топливом является всего лишь прототипом и в нынешнем виде не годится к принятию на вооружение. Тем не менее, без заинтересованности в нём Министерства обороны его опробование в Сирии вряд ли было возможно. В октябре 2016 года в провинции Латакия также был обнаружен приземлившийся неповреждённым БЛА «Птеро» . Он не состоит на вооружении Министерства обороны и является коммерческим образцом, который используется для проведения аэрофотосъёмки.

Все остальные потерянные беспилотники относятся к хорошо известным разведывательным типам, состоящим на вооружении России. Обращает на себя внимание, что они в большинстве случаев не имели следов боевых повреждений - пулевых и осколочных пробоин. Разрушения были получены от столкновения с землёй, а в ряде случае они обнаружены неповреждёнными. Это скорее всего свидетельствует о значительной доле потерь по техническим причинам. Ими обычно являются неполадки с двигателем или бортовой электроникой. Большинство потерянных “Орлан-10” имели сильные следы износа и полевых ремонтов, характерные для интенсивного использования. Известно, что в некоторых случаях они многократно превышали назначенный им ресурс в 100 полётов.

Таблица 1. Известные потери российских беспилотников в Сирии

Дата Тип Регион Примечания

20.07.2015 «Элерон-3СВ» Латакия Пожар
20.07.2015 Неизвестный Латакия Разрушен
16.10.2015 Неизвестный Турция, рядом с Латакией Сбит F-16 ВВС Турции
18.10.2015 «Орлан-10» Северное Алеппо Не повреждён
15.12.2015 «Орлан-10» Daraa Не повреждён
02.06.2016 «Орлан-10» Латакия Разрушен
02.08.2016 «Орлан-10» Ramouseh, Алеппо Разрушен
13.08.2016 «Орлан-10» Хомс Разрушен
03.09.2016 «Орлан-10» Восточный Хомс Разрушен
23.01.2017 «Орлан-10» Хама Не повреждён
24.01.2017 «Гранат-4» Пальмира Разрушен
Источник: таблица составлена автором

Беспилотники всё ещё остаются довольно новой и непривычной технологией для российской армии. Они стали массово поступать на вооружении лишь в 2013-2014 годах. По результатам сирийской операции, которая продолжается уже свыше полутора лет, БЛА оценены как критически важная военная технология. По словам министра обороны Сергея Шойгу, они “незаменимы в современных конфликтах”.

Опыт их применения в Сирии может стать стимулом для появления второго поколения российских разведывательных беспилотников и подстегнуть создание ударных моделей всех классов, от лёгких тактических, до тяжёлых 20-тонного класса. Уже анонсировано создание новой модификации “Форпоста”, с усовершенствованной “начинкой” и локализацией, которая должна снять зависимость от израильских компонентов и позволить произвести дополнительные комплекты . Кроме того, ведётся отбор новых моделей беспилотников промежуточного класса между 450-кг “Форпостом” и 18-30 килограммовыми тактическими беспилотниками.
Первоисточник: http://bmpd.livejournal.com/2587680.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 75

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. yuriy55 7 мая 2017 05:14
    Незаменимая роль беспилотников оценена по достоинству в МО РФ, и факт того, что этому вопросу уделяется столько времени средств заставляет надеяться, что Россия займёт достойное место в вопросах конструирования этих аппаратов. Успехов вам, конструкторы! Умения вам, операторы! soldier
    1. сибиралт 7 мая 2017 18:52
      Хотелось бы уточнить содержание термина "боевое применение БПЛА", чтобы лучше понять смысл статьи. hi
  2. амурец 7 мая 2017 05:46
    Беспилотники всё ещё остаются довольно новой и непривычной технологией для российской армии. Они стали массово поступать на вооружении лишь в 2013-2014 годах. По результатам сирийской операции, которая продолжается уже свыше полутора лет, БЛА оценены как критически важная военная технология. По словам министра обороны Сергея Шойгу, они “незаменимы в современных конфликтах”.

    Правильно! Главное набраться опыта эксплуатации в реальных условиях боевых действий, ну и выявить недостатки, для того чтобы их сразу исправить.
    1. SVVP 11 мая 2017 06:12
      Цитата: амурец
      Правильно! Главное набраться опыта эксплуатации в реальных условиях боевых действий, ну и выявить недостатки, для того чтобы их сразу исправить.

      Для того, чтобы "набираться" и "выявлять", требуется ещё одна экспонента, уважаемый, "на чём" это делать. Более поздний, а значит, более аналитичный опыт использования зарубежных БЛА - уже имеется, и он уже учитываться должен, это:
      1.какова конструкция, 2.для каких целей, 3.потенциальные возможности, 4.скрытность, 5.маневренность, 6.СУ, 7.возможность старта и посадки(имеется в виду, обязательное условие наличия ВПП или без неё).
      Классификация чётко и точно должна определять возможность применения именно того вида, для чего он больше всего предназначен, ведь даже существующий на данное время авиапарк боевых типов машин, не двусмысленно, чётко и ясно расписан на типы - бомбардировщики, истребители, штурмовики, вертолёты, разведчики! А вот такового, в "разношёрстности" существующего набора имеющегося парка БЛА, даже отдалённо не наблюдается...
      1. NIKNN 12 мая 2017 20:17
        Цитата: SVVP
        4.скрытность, 5.маневренность,

        16.10.2015 Неизвестный Турция, рядом с Латакией Сбит F-16 ВВС Турции
        Видать хорошо светится...
  3. Вас Влад 7 мая 2017 09:23
    Татьяна Маркус 21 сентября 1921 — 29 января 1943. Героиня киевского подполья в годы Великой Отечественной войны. Выдержала полгода фашистских пыток

    На протяжении полугода ее пытали фашисты, но она выдержала все, не выдав своих товарищей. Фашисты так и не узнали, что в жестокий бой с ними вступила представительница народа, который они обрекли на полное уничтожение. Татьяна Маркус родилась в городе Ромны Полтавской области в еврейской семье. Через несколько лет семья Маркусов перехала в Киев.

    В Киеве, с первых дней оккупации города стала активно участвовать в подпольной деятельности. Она была связной подпольного горкома и членом диверсионно-истребительной группы. Неоднократно участвовала в диверсионных актах против гитлеровцев, в частности, во время парада оккупантов бросила гранату, замаскированную в букете астр, в марширующую колонну солдат.

    По подложным документам её прописали в частном доме под фамилией Маркусидзе: подпольщики сочиняют Тане легенду, согласно которой она - грузинка, дочь князя, расстрелянного большевиками, хочет работать на вермахт, - снабжают ее документами.

    Карие глаза, черные бровы и ресницы. Слегка вьющиеся волосы, нежный-нежный румянец. Лицо открытое и решительное. На княжку Маркусидзе засматривались многие немецкие офицеры. И тогда, по заданию подпольщиков, она использует и эту возможность. Ей удается устроиться официанткой в офицерскую столовую, войти в доверие к начальству.

    Там она успешно продолжала диверсионную деятельность: подсыпала отраву в еду. Несколько офицеров погибло, но Таня осталась вне подозрений. Кроме того она своими руками застрелила ценного гестаповского осведомителя, а также передала в подполье сведения о предателях, работавших на гестапо. Многих офицеров немецкой армии привлекала её красота и они ухаживали за ней. Не смог устоять и высокопоставленный чин из Берлина, прибывший для борьбы с партизанами и подпольщиками. На своей квартире он был застрелен Таней Маркус. За время своей деятельности Таня Маркус уничтожила несколько десятков фашистских солдат и офицеров.

    Но с очередного задания подпольщиков не возвращается отец Тани, Иосиф Маркус. Высокопоставленным комсомольским функционером, 1-ым секретарем Киевского горкома комсомола, а ныне подпольщиком Иваном Кучеренко предан Владимир Кудряшов. Гестаповцы одного за другим хватают подпольщиков. Сердце разрывается от боли, но Таня действует дальше. Теперь она готова на все. Товарищи сдерживают ее, просят быть осторожной. А она отвечает: Моя жизнь измеряется тем, сколько я уничтожу этих гадов...

    Однажды она застрелила гитлеровского офицера и оставила записку: "Всех вас, фашистских гадов ждет такая же участь. Татьяна Маркусидзе". Руководство подполья приказало вывести Таню Маркус из города к партизанам. 22 августа 1942 года она была схвачена гестаповцами при попытке переправиться через Десну. В течение 5 месяцев её подвергали в гестапо жесточайшим пыткам, но она никого не выдала. 29 января 1943 года она была расстреляна.

    Награды:
    - Медаль Партизану Великой Отечественной войны
    - Медаль За оборону Киева.
    - Звание Герой Украины

    Татьяне Маркус установлен памятник в Бабьем Яру.
    [media=http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1483
    /]
  4. Горный стрелок 7 мая 2017 09:53
    Русские долго запрягают... Запрягли. Теперь не остановишь. Хорошо бы, не забыли относительно новый тип БПЛА - "дроны-камикадзе". Это другой тип машин, другая тактика применения. Огромная ответственность оператора. Но как бы пригодилась такая техника на Донбассе. Ни одного полевого склада боеприпасов не осталось бы. И стрелять стало бы нечем... wassat
  5. А. Привалов 7 мая 2017 13:29
    Как известно, российские беспилотники Форпост – ни что иное как лицензированные копии израильских БПЛА Searcher-2. Машина хорошая, испытанная временем. Израиль применяет их уже с 1998 года.

    Searcher-2


    Форпост


    Работы по внедрению их в производство велись уже с 2012 года. До недавнего времени машины выпускались на базе 95% израильских комплектующих. Полная локализация была не возможна, а то, что удавалось хоть как-то приспособить, так утяжеляло аппарат, что говорить было не о чем. Частичная локализация приводила к снижению ЛТХ до неприемлемого уровня. Я не могу назвать точное соотношение комплектующих собственного производства на сегодняшний день, но ещё совсем недавно двигатель, источники питания и авионика были привозными. Говорят, что в настоящее время, достигнут некий прогресс (читай, компромисс) на основании которого производство сможет функционировать. По словам руководства предприятия, уже с 2019 года УЗГА может начать поставки беспилотника Форпост, созданного на российской элементной базе. Однако, судя по лицу Сергея Кужугетовича, а он посетил Уральский завода гражданской авиации в конце января этого года, особого восторга от достижений отечественного производства он не испытывает...
    1. Басарев 7 мая 2017 15:40
      А есть ли хоть один приемлемый БПЛА чисто русской разработки?
      1. А. Привалов 7 мая 2017 18:50
        Что значит "приемлемый"? Свою нишу занял Орлан-10. Говорят, штук 200 где-то имеются. Правда, он похож, скорее, на выпускную работу кружка юных авиаторов городского Дворца пионеров. Не смотря на это, говорят, что свою работу он делает. Ну, а в остальном, не хотелось бы вас расстраивать. Далее моделей, полурабочих прототипов и горы бумаг дело, покамест, не продвинулось.
        1. SVVP 11 мая 2017 06:20
          Цитата: А. Привалов
          Что значит "приемлемый"? Свою нишу занял Орлан-10. Говорят, штук 200 где-то имеются. Правда, он похож, скорее, на выпускную работу кружка юных авиаторов городского Дворца пионеров.

          Всё абсолютно верно, и это к сожалению всё так и обстоит.
      2. служивый. 8 мая 2017 07:54
        Спасибо Сердюкову что есть хотя бы форпост... Ох и критиковали его за это...оказалось зря,своего достойного пока и не придвидится...
  6. Рабинович 7 мая 2017 20:28
    Так это Израиль научил Россию делать беспилотники или уже делали раньше.
    1. А. Привалов 8 мая 2017 14:16
      Были попытки лет 50-60 назад. Даже 40. На базе "имитаторов целей" (там уже было встроенное дистанционное управление) пытались что-то делать. Из наиболее известных -- Ту-143.

      Говорят, что с начала 70-х по конец 80-х его выпустили около 1000 штук и что он до сих пор где-то эксплуатируется. Судя по сообщениям, что один упал там, другого сшибли сям, то возможно, что так и есть, где-то они ещё сохранились...
    2. DimerVladimer 10 мая 2017 10:30
      Военных мало интересовали израильские беспилотники, поскольку они не предназначены для войны с технически продвинутой державой, обладающей средствами РЭБ ("опущенный" в Иране Сентинел) - максимум подобные беспилотники хороши для стран, с отсутствием средств РЭБ.

      Не представляется проблематичным "задавить" командные частоты беспилотника, поток данных как в широком диапазоне, так и выбивающим сигналом, "принудить" его покинуть защищаемый сектор (перейти в автономный, программный, режим управления - если БПЛА оснащен инерционной системой навигации), либо принудить к посадке, как это было с "сентинелом" - подавая неверные данные на радиовысотомер, либо подменив сигналы спутниковой навигации.

      Именно поэтому в СССР выпускались беспилотники, предназначенные для преодоления ПВО высокотехнологичной страны - они были высокоскоростными, программировались перед стартом на конкретный маршрут и действовали абсолютно автономно. Лаг по времени в получении разведданных, был несущественным по тем временам - для применения тактического ЯО - этого было вполне достаточно, все равно сосредоточенная дивизия не могла за это время полностью выйти из под удара тактических ядерных средств.

      Что же касается действия РЭБ - то еще в ГСВГ батальон РЭБ препятствовал перебазированию эскадрильи из Италии в Германию (подавление радиомаяков - потеря ориентировки, подавление частот диспетчерских служб) вплоть до почти полной выработки топлива эскадрильей и вопрос стоял уже о покидании пилотами самолетов (командование НАТО запрашивало командование ГСВГ, прекратить подавление, на что последовал приказ - прекратить, операция была выполнена).

      Апофеозом действия батальона РЭБ стало подавление АВАКС (это действительно сложная операция - поскольку количество аппаратуры связи на борту на порядок больше, но в результате "выдавили" его из зоны действия - тому пришлось садится в Великобритании. За что соответствующие участники событий получили поощрения.
      1. Walanin 11 мая 2017 01:41
        Как Вы себе представляете подавление направленного спутникового канала связи?
        1. SVVP 11 мая 2017 06:30
          Цитата: Walanin
          Как Вы себе представляете подавление направленного спутникового канала связи?

          Набор имеющихся средств РЭБ - уже имеется, здесь"изобретать велосипед", думаю, не стоит(хотя, нечто изощрённое - стоит загодя предвидеть winked ). Иначе бы КР корректировались по наведению из космоса, визуально наблюдаясь. Однако такого - не происходит до сих пор.
          1. Walanin 11 мая 2017 10:36
            Нет, не имеется. Для такого подавления надо надо физически находится выше беспилотника.
            КР между прочим тоже имеют такие каналы связи, так что все уже давно происходит.
            1. SVVP 11 мая 2017 10:57
              Цитата: Walanin
              Нет, не имеется. Для такого подавления надо надо физически находится выше беспилотника.

              ...т.е., исходя из Ваших "утверждений", постановка ретранслятора из того же банального БПЛА, приспособленного именно для этого - "невозможна!"??? belay
              Разочарую или "обрадую", но это "...Проще паренной репы!"(С)/Русская поговорка/ lol

              Цитата: Walanin
              КР между прочим тоже имеют такие каналы связи, так что все уже давно происходит.

              Поинтересуйтесь принципом ведения полёта и наведения на цель "Томагавков", тех самых, которые у американцев "...во главу угла", что по Сирии были выпущены - вот уж раздосадует Ваша неправота!... feel
              1. Walanin 11 мая 2017 11:02
                Цитата: SVVP
                Разочарую или "обрадую", но это "...Проще паренной репы!"

                а Вы сначала создайте БПЛА, который летает еще выше, чем какой нибудь MQ-9 и способен нести достаточную нагрузку и имеет достаточную энергетику для постановки помех узконаправленному лучу связи.
                Что там у России по Вашим словам уже имеется?
                Цитата: SVVP
                Поинтересуйтесь принципом ведения полёта и наведения на цель "Томагавков"

                поинтересуйтесь для начала, каким образом Томагавкам можно менять полетное задание уже после их запуска.
                1. SVVP 11 мая 2017 11:18
                  Цитата: Walanin
                  а Вы сначала создайте БПЛА, который летает еще выше, чем какой нибудь MQ-9 и способен нести достаточную нагрузку и имеет достаточную энергетику для постановки помех узконаправленному лучу связи.

                  laughing laughing laughing Вы всегда отличались тем, что умеете рассмешить???!!! wink То Вы утверждаете, что
                  Цитата: Walanin
                  Для такого подавления надо надо физически находится выше беспилотника.
                  КР между прочим тоже имеют такие каналы связи, так что все уже давно происходит.

                  (видимо, подразумевая естественные препятствий у "низколётов", типо, КР! negative )
                  А то Вам подавай "выше-вышних!" lol Для какой цели, скажите пожалста??? Для того, как распространяются радиоволны любых диапазонов, Вам стоило бы по штудировать весь радиокурс, от сверхдлинных (ОНЧ) - до самых коротких (ГВЧ), уверен(!) good , найдёте массу интересностей, и поймёте, в чём же Вы, мягко говоря, заблуждаетесь! hi
                  1. Walanin 11 мая 2017 11:27
                    КР Вы никакой РЭБ не собьете с курса.
                    Но речь шла о БПЛА а не КР. У современных американских БПЛА узконаправленный высокочастотный канал связи со спутником, причем с постоянной сменой частот. То есть антенна БПЛА смотрит только вверх на спутник, и никуда больше.
                    Цитата: SVVP
                    как распространяются радиоволны любых диапазонов

                    Не любых, а СВЧ. Только по прямой.
                    Каким образом Вы собираетесь его заглушить? Радиоэлектронщики не в курсе.
                    Раз уж Вы про физику начали, ну поясните. А то лить воду каждый может.
                    1. SVVP 11 мая 2017 12:04
                      Цитата: Walanin
                      КР Вы никакой РЭБ не собьете с курса.

                      Да вот знаете ли, можно! Уже "сбивали"! И знаете где? wink Да вот прям по статье, что лицезреете(!) winked
                      Цитата: Walanin
                      Не любых, а СВЧ. Только по прямой.

                      Ну, что ж - укороченный "ликбез"! lol

                      А Как по Вашему, это



                      "прямая"??? lol А ведь это волновод РЛС!
                      А Как по Вашему, распространяется СВЧ по волноводу,
                      1. "по воздуху"?
                      2. по материалу проводника?
                      3. по поверхности проводника?

                      Цитата: Walanin
                      Раз уж Вы про физику начали, ну поясните.


                      Все волноводы из какого материала выполнены?
                      1. "Уж не из металла ли они"?
                      2. Если сомневаешься - то они точно, изготавливаются из высокопроводимого металла!
                      А если это так - возможность постановки "фонового шума", обеспечена! И если он превышает порог ограничений - вот она! Вами обеспечена "глушка"! Наземная РЭБ, к стати, имеет достаточную мощность, для выполнения данных деяний good

                      Удовлетворены??? wink
                      1. Walanin 11 мая 2017 12:34
                        Вы бы лучше молчали про волноводы. Школьники засмеют.
                        Еще раз повторю вопрос. Каким образом Вы собрались глушить узконаправленный луч, направленный вверх?
                        Вы когда нибудь слышали термин "диаграмма направленности"?
                      2. SVVP 11 мая 2017 12:45
                        Цитата: Walanin
                        Вы бы лучше молчали про волноводы. Школьники засмеют.

                        Уж лучше Вы помолчите(а лучше припомните прогулы по физике!)
                        Цитата: Walanin
                        Еще раз повторю вопрос. Каким образом Вы собрались глушить узконаправленный луч, направленный вверх?

                        Ещё раз, для "особоодорённых":
                        А Как по Вашему, распространяется СВЧ по волноводу?

                        Все волноводы из какого материала выполнены?

                        А если это так - возможность постановки "фонового шума", обеспечена! И если он превышает порог ограничений - вот она! Вами обеспечена "глушка"! Наземная РЭБ, к стати, имеет достаточную мощность, для выполнения данных деяний

                        Ну а для наглядности, если имеете спутниковое ТВ, отключив от антенны "тарелки" кабель, полюбопытствуйте, есть ли хоть какой мало-мальский фон? И если индикация будет не "в ноле" - Вы постигните, "...о чём тут бишь я?" вам уже более часа "талдычу"! belay
                        Цитата: Walanin
                        Вы когда нибудь слышали термин "диаграмма направленности"?

                        laughing laughing laughing Мне ли, армейской специальности РБП самолёта, не знать такой элементарщины???!!! lol
                      3. Walanin 14 мая 2017 18:57
                        Цитата: SVVP
                        Мне ли, армейской специальности РБП самолёта, не знать такой элементарщины???!!!

                        значит плохо Вас учили даже такой элементарщине. Так вот потом неожиданно и оказывается, что работе С-400 по Томагавкам помешала "кривизна Земли".
                        Заглушить узконаправленную антенну теоретически неосуществимо. Если только где то рядом не подорвать атомную бомбу.
                    2. Комментарий был удален.
                      1. Комментарий был удален.
        2. профессор 14 мая 2017 15:44
          Цитата: Walanin
          Как Вы себе представляете подавление направленного спутникового канала связи?

          Телепатией или шапками. wassat Технически это не осуществимо. Однако не советую вам переубеждать в этом уряк. У них "наша РЕБ" может всё. И никакие их законы физики не переубедят. Они будут вам с пеной у рта рассказывать как пассивная станция Автобаза посадила американский дрон в Иране. Не теряйте на них время. hi
          1. Walanin 14 мая 2017 18:57
            Придется послушаться Вашего совета yes
          2. Комментарий был удален.
            1. SVVP 14 мая 2017 19:27
              ...и какой вы " профессор"??? Разве что кислых щей! lol
            2. Оператор 14 мая 2017 19:47
              На фото представлены старые образцы взрывомагнитных генераторов ЭМИ с радиусом воздействия в пределах 10 км. Новые взрывомагнитные генераторы в габаритах однотонной авиационной бомбы глушат радары и радиостанции в радиусе 50-60 км, но только при совпадении диаграммы направленности антенн радаров и радиостанций и эпицентра взрыва генератора.

              Если антенна бортовой радиостанции БПЛА будет направлена на спутник, а генератор взорвется в воздух за пределами диаграммы направленности антенны (очень узкой), то глушения канала связи со спутником (находящимся за несколько сот километров от эпицентра взрыва) не произойдет.
              1. SVVP 14 мая 2017 19:54
                Цитата: Оператор
                Это старые образцы взрывомагнитных генераторов ЭМИ.

                А я о чём? wink
                Цитата: SVVP
                Эти "игрушки" Сахаров ещё в 40-вых годах "на коленке" изготавливал да изучал

                Цитата: Оператор
                Новые взрывомагнитные генераторы в габаритах однотонной авиационной бомбы глушат радары и радиостанции в радиусе 50-60 км, но строго при совпадении диаграммы направленности антенн радаров и радиостанций и эпицентра взрыва генератора.

                ...а для чего существуют системы наведения? Для "балды"? Чаще и 2 км - более чем достатошно! winked
                И ещё, у Вас существует "сЭкрЭт" полного экранирования??? Ну, чтобы от мощнейшего ЭМИ "спрятать" аппаратуру???!!! bully Поясните эти тонкости-нюансы спорщикам нерадивым, а то "апломб" - мешает общаться нормально...
                1. Оператор 14 мая 2017 21:58
                  Спутник связи в общем случае не висит над БПЛА, а находится практически в любой точке верхней полусферы. И спутник и БПЛА перемещаются в пространстве, поэтому "навести" взрывной генератор ЭМИ в форм-факторе авиабомбы или боеголовки ракеты на узкую диаграмму направленности бортовой радиостанции, меняющую свою ориентацию по мере относительного смещения БПЛА и спутника - не реальная на практике задача.

                  Более того, системы спутниковой связи типа "Иридиум" включают спутниковую группировку из нескольких десятков (в перспективе несколько сотен) спутников. В каждый момент времени связь с БПЛА поддерживают два и более спутника (по принципу базовых станций сотовой связи), что ещё более усложняет задачу глушения связи.

                  Вот в ядерном конфликте все будет с точностью до наоборот - взорвал на высоте 100 км термоядерный заряд мощностью 1 Мт и ТВД в радиусе 500 км от эпицентра взрыва остался без радиосвязи, радиолокации и проводного энергоснабжения.

                  Другое дело, что связь и радиолокация восстанавливаются в течении 10-15 минут после воздействия ЭМИ за счет того, что между антенной и аппаратурой (экранированной с помощью тонкостенного металлического корпуса) установлен мощностной предохранитель, разрывающий гальваническую связь между в момент прихода электромагнитного импульса и восстанавливающий её спустя заданное время.

                  На время прерывания связи БПЛА управляется с помощью автопилота и выполняет полетное задание с помощью искусственного интеллекта.

                  P.S. Насчет функционала искусственного интеллекта БПЛА обращайтесь непосредственно к Профессору - он как раз специалист по разработке алгоритмов для ИИ (я всего лишь постановщик задач в системном программировании).
              2. Комментарий был удален.
                1. SVVP 15 мая 2017 10:53
                  Цитата: SVVP
                  Ну, что ж - укороченный "ликбез"!

                  ...придётся, "с нова- да ладом!"
                  Цитата: Walanin
                  Вероятно он еще не в курсе, что тонну веса забросить на высоту полета БПЛА попросту нечем.



                  Такое - "сгодится"??? Эт так, как "альтернатива"! Или неукурсе, по носителям??? Сочувствую! )))

                  Цитата: Walanin
                  что такое "диаграмма направленности".


                  ...а это



                  "что-то" напоминает???
                  Цитата: Оператор
                  На время прерывания связи БПЛА управляется с помощью автопилота и выполняет полетное задание с помощью искусственного интеллекта.

                  Т.е, "они" - абсолютно защищены от ЭМИ(???), "надо полагать"???!!! На "...смешите мои тапочки!", Любезный! Вы же сами здес"Я" писали:
                  Цитата: Оператор
                  Новые взрывомагнитные генераторы в габаритах однотонной авиационной бомбы глушат радары и радиостанции в радиусе 50-60 км

                  Цитата: Оператор
                  остался без радиосвязи, радиолокации и проводного энергоснабжения.

                  А это - не радиосвязь, а го-о-ораздо менее чувствительна, чем радиоаппаратура и "малоточка"
                  Цитата: Оператор
                  ИИ

                  Такшта, чрезвычайно скудны Ваши "аргументы", Оператор!!!...
                  1. Оператор 15 мая 2017 11:06
                    Какая логическая связь (кроме как обратная) между наличием на борту БПЛА экранированных автопилота/ИИ и неустойчивостью эфирной передачи/приема информации в условиях ЭМИ? laughing

                    Проводное энергоснабжение выходит из строя от ЭМИ по банальной причине - отсутствия экранирования воздушных линий электропередач и наземных трансформаторных подстанций.
                    Экранированные подземные кабели и трансформаторы не чувствительны к ЭМИ.
                    1. SVVP 15 мая 2017 11:20
                      Цитата: Оператор
                      Какая логическая связь (кроме как обратная) между наличием на борту БПЛА автопилота/ИИ

                      Т.е., это - "...не является" электропотребителем belay ??? laughing "Америка!!!" laughing
                      Цитата: Оператор
                      Проводное энергоснабжение выходит из строя от ЭМИ по банальной причине - отсутствия экранирования воздушных линий электропередач и наземных трансформаторных подстанций.

                      ...ну, с этим "более-менее" "с понятием!"! winked
                      А вот это
                      Цитата: Оператор
                      Экранированные подземные кабели и трансформаторы не чувствительны к ЭМИ.

                      относится к БПЛА???!!! wassat
                      Отличное, япсказал, у вас понимание сути! lol

                      Цитата: Оператор
                      Проводное энергоснабжение выходит из строя от ЭМИ по банальной причине - отсутствия экранирования воздушных линий электропередач и наземных трансформаторных подстанций.

                      В чём "выражовывается" - у курсе??? winked
                      1. SVVP 15 мая 2017 11:40
                        Ладно, lol местная публика профанов - меня изрядно повеселила!
                        Филологические знания Русского языка (Смирнов Вадим)
                        Вильге́льм Ка́рлович Кюхельбе́кер (10 (21) июня 1797, Санкт-Петербург, Российская империя — 11 (23) августа 1846, Тобольск, Российская империя) — русский поэт и общественный деятель, друг Пушкина и Баратынского[1], однокурсник Пушкина по Царскосельскому лицею, коллежский асессор, декабрист. Известен как мастер острых и едких эпиграмм, анаграмм.

                        - тоже "порадовали" полным незнанием(!)

                        ...а вот "неприметность" модераторами хамства "оппонЭнтов" - мягко говоря, удручает. winked Ну, это можно многими "факторами" объяснить. Удачи! Смейтесь, господа!
                      2. Оператор 15 мая 2017 11:43
                        Цитата: SVVP
                        электропотребителем?

                        Вкурите экранирование от электромагнитного импульса и будет вам счастье.
                      3. SVVP 15 мая 2017 14:23
                        Цитата: Оператор
                        Вкурите экранирование от электромагнитного импульса и будет вам счастье.

                        ...я не знаю, что вы там курите winked , но "попытайтесь"(!) прокомментировать то, что было "талдыченно" не один раз(!)
                        Цитата: SVVP
                        И ещё, у Вас существует "сЭкрЭт" полного экранирования??? Ну, чтобы от мощнейшего ЭМИ "спрятать" аппаратуру???!!! Поясните эти тонкости-нюансы спорщикам нерадивым, а то "апломб" - мешает общаться нормально...

                        Может это и "счастье", быть таким изворотливым, в угоду "стайным амбициям" - ведь так забивали мамонтов(а уж на одного доброхота - это работать "должно" безотказно!)! bully
                        Удачи! winked
                    2. SVVP 15 мая 2017 20:30
                      И так, "...вернёмся к нашим баранам", пора думаю, ставить "жирную" точку, на всей трепологии, которую развели "оч-продвинуто-знающие", псевдо, ес-сно! winked
                      С самого начала чесались руки (почему то у модератора, не будем тыкать пальцем(!), это действо, вызывает непонятную "аллергию" - ну, да это на его совести! winked ) сразу же как наивесомейший аргумент и факт, совсем недавние события преподнести, как урок(!),т.с., - да нет, всё думалось, образумятся! Сами вспомнят, но, не произошло!...

                      И так! Walanin, профессор, Оператор, что Вам известно о
                      Что напугало американский эсминец.

                      Госдепартамент США признал, что экипаж американского эсминца "Дональд Кук" оказался деморализован после встречи с русским бомбардировщиком Су-24, не имевшим на борту бомб и ракет.

                      10 апреля в Черное море вошел американский эсминец "Дональд Кук". 12 апреля российский фронтовой бомбардировщик Су-24 совершил облет эсминца. 14 апреля, после рядового в общем-то инцидента - самолеты наши не очень регулярно сближаются с кораблями вероятного противника в нейтральных водах, - Пентагон выступил с крайне эмоциональным заявлением, обвинив Россию в нарушении собственных традиций и международных договоров. Упомянуто было, что экипаж "Дональда Кука" после встречи с бомбардировщиком деморализован, в ряде СМИ появилась информация, что 27 американских моряков написали рапорты об увольнении с флота. Что же так напугало экипаж эсминца?

                      "Дональд Кук" - это вам не ржавая подлодка "Запорожье", а эскадренный миноносец ВМС США четвертого поколения, главным оружием которого являются управляемые ракеты. Это самый массовый послевоенный корабль водоизмещением более 5000 тонн: с 1988 года построено 62 штуки, запланировано еще 13. Главным оружием "Кука" являются крылатые ракеты "Томагавк" с дальностью полета до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. В обычном и ударном вариантах эсминец оснащен 56 или 96 такими ракетами, соответственно.

                      380 человек, составляющие экипаж корабля, надежно защищены. Боевые посты "Дональда Кука" окружены кевларом - на каждый корабль идет 130 тонн этого дорогого, но прочного материала. Небольшая надстройка покрыта материалом, поглощающим радиолокационное излучение. Ниже ватерлинии эсминец защищен броней из высокопрочных магниево-алюминиевых сплавов. Для снижения подводной шумности к кромкам гребных винтов подается воздух. В результате образуется облако пузырьков, искажающее и сглаживающее гидроакустический "портрет" корабля.

                      Наконец, "Дональд Кук" оборудован новейшей боевой информационно-управляющей системой "Иджис" - помимо прочего, она объединяет средства ПВО всех кораблей, на которых установлена, в общую сеть, позволяя одновременно сопровождать и обстреливать сотни целей. На гранях надстройки эсминца размещены четыре огромные антенны универсального радара, заменяющего несколько обычных РЛС. Вместе с "Томагавками" в универсальных пусковых установках на носу и на корме ждут своего часа полсотни зенитных управляемых ракет разных классов.

                      Казалось бы, появление такого корабля в Черном море должно вызывать шок и трепет. Так оно и получилось, только не с той стороны. Прилетевший к "Дональду Куку" российский фронтовой бомбардировщик Су-24 не имел на борту бомб и ракет. Под фюзеляжем висел один контейнер с комплексом радиоэлектронной борьбы "Хибины". Сблизившись с эсминцем, "Хибины" выключили его радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных - короче, выключили весь "Иджис", как мы выключаем телевизор нажатием кнопки на пульте. После этого Су-24 сымитировал ракетную атаку на ослепший и оглохший корабль. Потом еще одну и еще - всего 12 раз.

                      Когда бомбардировщик улетел, "Дональд Кук" поспешно направился в румынский порт приводить нервы в порядок. Больше он к российским водам не приближался. Американцы привыкли издалека, находясь в полной безопасности, перемалывать ракетами плохо вооруженные отряды каких-нибудь пустынных партизан. А если так не получается, они не играют.

                      ?
                      А теперь вопросы:
                      1. Вы считаете, что американские специалисты не знают о том, что радиоэлектронику требуется экранировать?
                      2. Вы считаете, что все меры защит против РЭБ, не были предусмотрены?
                      3. Вы считаете, что самолёт Су-24 не может летать выше любого ныне известного боевого БПЛА ?
                      4. Вы считаете, что всё знаете?
                      5. Вы считаете, что всё что было с "Дональд Кук" - это фейк?


                      bully Жду с нетерпением ответов, если не последует, - считаю трусостью и трёпом, всю вашу выше"содержательную аргументацию".
                      Удачи, в столь непосильной деятельности, как "эта"!
                      crying
                      1. Оператор 16 мая 2017 00:31
                        Вы не понимаете ответов на свои же вопросы - экранируют аппаратуру, а не антенны. Последние и являются жертвами взрывных генераторов ЭМИ, но только на 10-15 минут.

                        Су-24 максимум, что мог сделать против "Дональда Кука" - это поставить шумовую помеху его радарам и под её прикрытием подойти к эсминцу на дистанцию обнаружения с помощью оптических приборов.
                        Но поскольку Су-24 был один и сам был носителем средств РЭБ, то АФАР эсминца отстроились от помехи через одну-две секунды после её включения.

                        Весь переполох был связан с нарушением Су-24 международных правил пилотирования около эсминца иностранного государства.

                        В свою очередь эсминец даже не пытался прервать связь Су-24 с центром управления полетами, поскольку самолет был не беспилотным, а пилотируемым.
                      2. SVVP 16 мая 2017 05:38
                        Цитата: Оператор
                        Вы не понимаете ответов на свои же вопросы - экранируют аппаратуру, а не антенны.

                        Данадоже???!!! belay "Глу-бо-ко-мысленное заключение!" А как думаете, это

                        что такое, "ГСКИ"? winked
                        Не спешите в поисковик торопиться - это
                        генераторы сверхкоротких электромагнитных импульсов (ГСКИ), производимые для нужд медицины, науки и пр.
                        , т.е., даже не оружие!

                        А вот оружие,
                        Электромагнитное оружие

                        Электромагнитное оружие (ЭМО) – это такое оружие, в котором в качестве поражающего фактора используется мощный импульсный поток радиочастотного электромагнитного излучения. При воздействии такого излучения на электронное средство в его цепях наводятся токи, вызывающие временное или стойкое повреждение полупроводниковых элементов(!). Основой ЭМО могут служить мощные источники электромагнитной энергии, взрывомагнитные генераторы и излучатели, способные концентрировать эту энергию в узком телесном угле и с малым разбросом частот в спектре формируемого излучения (виркаторы, гиротроны, магнетроны др.). Сравнительно малые габариты источника энергии и излучателя делают возможным создание электромагнитных боеприпасов в виде боевых частей ракет и даже артиллерийских снарядов(!).


                        Цитата: Оператор
                        Весь переполох был связан с нарушением Су-24 международных правил пилотирования около эсминца иностранного государства.


                        Данадоже???!!! belay

                        А я считаю, да и все со мной эксперты единомышленники в этом, что из-за
                        Цитата: SVVP
                        Госдепартамент США признал, что экипаж американского эсминца "Дональд Кук" оказался деморализован после встречи с русским бомбардировщиком Су-24, не имевшим на борту бомб и ракет.
                        --------------------------
                        Упомянуто было, что экипаж "Дональда Кука" после встречи с бомбардировщиком деморализован, в ряде СМИ появилась информация, что 27 американских моряков написали рапорты об увольнении с флота. Что же так напугало экипаж эсминца?
                        "Дональд Кук" - это вам не ржавая подлодка "Запорожье", а эскадренный миноносец ВМС США четвертого поколения, главным оружием которого являются управляемые ракеты. Это самый массовый послевоенный корабль водоизмещением более 5000 тонн: с 1988 года построено 62 штуки, запланировано еще 13. Главным оружием "Кука" являются крылатые ракеты "Томагавк" с дальностью полета до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. В обычном и ударном вариантах эсминец оснащен 56 или 96 такими ракетами, соответственно.
                        380 человек, составляющие экипаж корабля, надежно защищены. Боевые посты "Дональда Кука" окружены кевларом - на каждый корабль идет 130 тонн этого дорогого, но прочного материала. Небольшая надстройка покрыта материалом, поглощающим радиолокационное излучение. Ниже ватерлинии эсминец защищен броней из высокопрочных магниево-алюминиевых сплавов. Для снижения подводной шумности к кромкам гребных винтов подается воздух. В результате образуется облако пузырьков, искажающее и сглаживающее гидроакустический "портрет" корабля.
                        Наконец, "Дональд Кук" оборудован новейшей боевой информационно-управляющей системой "Иджис" - помимо прочего, она объединяет средства ПВО всех кораблей, на которых установлена, в общую сеть, позволяя одновременно сопровождать и обстреливать сотни целей. На гранях надстройки эсминца размещены четыре огромные антенны универсального радара, заменяющего несколько обычных РЛС. Вместе с "Томагавками" в универсальных пусковых установках на носу и на корме ждут своего часа полсотни зенитных управляемых ракет разных классов.
                        Казалось бы, появление такого корабля в Черном море должно вызывать шок и трепет. Так оно и получилось, только не с той стороны. Прилетевший к "Дональду Куку" российский фронтовой бомбардировщик Су-24 не имел на борту бомб и ракет. Под фюзеляжем висел один контейнер с комплексом радиоэлектронной борьбы "Хибины". Сблизившись с эсминцем, "Хибины" выключили его радар, боевые управляющие цепи, системы передачи данных - короче, выключили весь "Иджис", как мы выключаем телевизор нажатием кнопки на пульте. После этого Су-24 сымитировал ракетную атаку на ослепший и оглохший корабль(!). Потом еще одну и еще - всего 12 раз.


                        И последнее,
                        Цитата: Оператор
                        В свою очередь эсминец даже не пытался прервать связь Су-24 с центром управления полетами, поскольку самолет был не беспилотным, а пилотируемым.

                        Вы что же считаете, что тот, кто изготавливает оружие - "ни шиша не петрит", как от него защититься???!!! belay
                        laughing laughing laughing У вас точно такая же "болезнь", что и у Walanin!!! wassat
                        Цитата: SVVP
                        Вы всегда отличались тем, что умеете рассмешить???!!!

                        tongue

                        ...как заключение поста:
                        Заключение

                        Целями ЭМТ являются жизненно важные объекты: системы охраны, видеонаблюдения, связи, обработки информации, передачи данных и т.п., системы электроснабжения(!). Основную угрозу безопасности этих систем создаёт не столько несанкционированное раскрытие обрабатываемой информации, сколько нарушение её функциональной целостности. Выведение из строя банковских электронных сетей, систем управления воздушным движением(!) или правительственных систем связи может серьёзно угрожать стабильности государства. Комплексные национальные системы представляют потенциальную опасность, так как удар по жизненно важным узлам может привести к полному нарушению управления системами жизнеобеспечения.
                      3. SVVP 16 мая 2017 12:55
                        Ну, шо, "скоропортящщиеся", чёт вы слишком быстро "сдулись" winked ! Я о вас, "классическая троица"! am
                        Цитата: SVVP
                        Walanin, профессор, Оператор!

                        laughing laughing laughing
                        От"вя"чать, бум??? wink

                        Цитата: SVVP
                        А теперь вопросы:
                        1. Вы считаете, что американские специалисты не знают о том, что радиоэлектронику требуется экранировать?
                        2. Вы считаете, что все меры защит против РЭБ, не были предусмотрены?
                        3. Вы считаете, что самолёт Су-24 не может летать выше любого ныне известного боевого БПЛА ?
                        4. Вы считаете, что всё знаете?
                        5. Вы считаете, что всё что было с "Дональд Кук" - это фейк?

                        Жду с нетерпением ответов, если не последует, - считаю трусостью и трёпом, всю вашу выше"содержательную аргументацию".

                        ...иль смиритесь с позором??? lol

                        Дольше всех Оператор "продержался" winked - знать, меньше "достаётся пряников lol " - больше "острот" не будет, "...бананьев - нема!" bully , дальше надеяться неча!
                        Иначе, "енератор ЭМИ" уключаю, на все ваши "ляпы!" am
          3. SVVP 14 мая 2017 19:45
            Поменяй аватарку, winked с Энштейном, поди, рядом не стоял - "а туда же!" negative
    3. DimerVladimer 10 мая 2017 10:52
      Цитата: Рабинович
      Так это Израиль научил Россию делать беспилотники или уже делали раньше.

      Не тешьте себя любимого - израильские беспилотники и машины подобного класса, предназначены для войны с недоразвитыми техническими странами.
      Для получения разведданных в условиях противодействия РЭБ и ПВО - подобные беспилотники будут бесполезны.
      Министр обороны не даром сказал - что в "некоторых случаях" беспилотники успешно применяются.
      Некоторые случаи - это имеется ввиду - отсутствие подавления РЭБ.
      Пока беспилотник принимает данные навигации (радиомаяки, спутниковая навигация) - на него можно воздействовать и принудить покинуть обороняемый район, либо приземлится.
      Если в канале управления присутствует инерционная система навигации - то беспилотник имеет шанс выйти из зоны подавления. В зависимости от района базирования - можно поставить интенсивные направленные помехи, что в районе нескольких сотен км ни один беспилотник не приземлится - упадет по выработке топлива.

      Задавить его каналы коммуникации - задача не сложная, гораздо проще, чем подавить АВАКС, что успешно выполнялось еще в годы холодной войны.
      Защищенный канал связи - это не значит, что его нельзя подавить, причем автоматически, в узком секторе или в широкополосный, выбивающий или подавляющий.
      Как говорят в войсках РЭБ - в третью мировую войну - все будут "таскать катушки кабеля" - все диапазоны радиочастот будут подавлены.
      1. профессор 14 мая 2017 20:20
        Цитата: DimerVladimer
        Не тешьте себя любимого - израильские беспилотники и машины подобного класса, предназначены для войны с недоразвитыми техническими странами.

        Почему вы относите Россию к недоразвитым техническими странам?
        http://www.bratishka.ru/archiv/2009/5/2009_5_1.ph
        p
        На том же абхазском направлении облет позиций наших войск регулярно совершали грузинские беспилотники, и мы в большинстве случаев вынуждены были с этим мириться. Эти БПЛА «Гермес» израильского производства часами безнаказанно кружили над лагерем десантников, потому что войсковые средства ПВО их «не брали»: зенитные установки ЗУ-23 не достреливали, а ракеты ПЗРК не летели из-за недостаточного теплового излучения беспилотников.
        Или по вашему Шаманов ничего не знал про РЭБ?

        Цитата: DimerVladimer
        Для получения разведданных в условиях противодействия РЭБ и ПВО - подобные беспилотники будут бесполезны.
        Министр обороны не даром сказал - что в "некоторых случаях" беспилотники успешно применяются.
        Некоторые случаи - это имеется ввиду - отсутствие подавления РЭБ.

        Реб наше всё. wassat

        Цитата: DimerVladimer
        Пока беспилотник принимает данные навигации (радиомаяки, спутниковая навигация) - на него можно воздействовать и принудить покинуть обороняемый район, либо приземлится.

        Принудив? Запугать что-ли? Расскажите как Вы будет глушить ту же спутниковую связь с ППРЧ или забьете антену направленного действия. Расскажите, а мы посмеемся.
        А когда вы расскажите нам о способе взлома закрытого канала связи для "приземления" дрона, то мы будем рыдать. crying

        Цитата: DimerVladimer
        Если в канале управления присутствует инерционная система навигации - то беспилотник имеет шанс выйти из зоны подавления. В зависимости от района базирования - можно поставить интенсивные направленные помехи, что в районе нескольких сотен км ни один беспилотник не приземлится - упадет по выработке топлива.

        "В канале управления присутствует инерционная система навигации"? А мы однако имеем дело с интеллектуалом. fool В канале говорите? Ну-ну. Покажите нам хоть один дрон без инерционной системы управления. Хоть один. Даже на домашних фантомах такая система это дифолт. Размер её со спичечную головку, а цена копейки. Про интенсивные направленные помехи способные помешать дронy приземлиться хотелось бы послушать отдельно. Что может заглушить лазерный гироскоп или любой другой?

        Цитата: DimerVladimer
        Задавить его каналы коммуникации - задача не сложная, гораздо проще, чем подавить АВАКС, что успешно выполнялось еще в годы холодной войны.

        Нет, Задавить его каналы коммуникации (опять у вас КАНАЛЫ???) не сложно, а просто невозможно. Это как попробовать ослепить меня мощным фонариком светя мне в затылок в то время как я наблюдаю за луной в телескоп при том, что вам неизвестно в какой телескоп я буду наблюдать и когда.
        Знаете что это?

        Цитата: DimerVladimer
        Защищенный канал связи - это не значит, что его нельзя подавить, причем автоматически, в узком секторе или в широкополосный, выбивающий или подавляющий.

        Как конкретно вы будете его давить? Алгоритм плиз в студию.
        Начните с того как Вы заглушите вот эти дивайсы за 80 баксов. wink
        http://www.buytwowayradios.com/products/trisquare
        /trisquare-tsx-300-2vp.aspx


        Цитата: DimerVladimer
        Как говорят в войсках РЭБ - в третью мировую войну - все будут "таскать катушки кабеля" - все диапазоны радиочастот будут подавлены.

        Шаманову это расскажите, а то он вон до генерала дослужился, а таких элементарных вещей и не знает.
  7. Zaurbek 8 мая 2017 08:19
    Радует, что до начальства дошла мысль о нужности БПЛа. Самые важные компоненты РФ уже сама производит. Так что следующий этап самостоятельное воспроизведение (при модернизации) Израильских образцов.
    1. А. Привалов 8 мая 2017 10:06
      "Самые важные", ещё нет, но работы идут в верном направлении.
    2. SVVP 11 мая 2017 06:50
      Цитата: Zaurbek
      Так что следующий этап самостоятельное воспроизведение (при модернизации) Израильских образцов.

      laughing laughing laughing Вы считаете, что этот



      Израильский "рука-лицо"(Searcher-2) - превосходная конструкция???!!! wassat Да он, если мерить мерками истории, на уровне соотношений этого



      с этим



      Соотношение в возможностях Searcher-2, с "одним из вариантов":





      будет явно не в пользу "рука-лицо 2" feel
      1. Zaurbek 11 мая 2017 07:04
        Этот аппарат , кстати , весьма распространен и популярен. Естественно он не нов, поэтому лицензию нам и продали. Первый этап- локализация, второй- модернизация, третий - выпуск самостоятельной модели следующего поколения...А с последним нашим образцом сравните Предатор, который уже снимают с вооружения в США.
        1. SVVP 11 мая 2017 08:59
          Цитата: Zaurbek
          А с последним нашим образцом сравните Предатор, который уже снимают с вооружения в США.

          Это Вы сравните winked





          ...этот - конвертоплан (СВВП)





          Этот, к стати, длительного нахождения в воздухе автономно.

          Может "пальцем укажете", в чём "превосходство"



          ??? winked
          1. Zaurbek 11 мая 2017 18:10
            Сравнить картинку, еще не работающего БПЛа с уже снимаемым с вооружения?
            1. SVVP 11 мая 2017 18:27
              Цитата: Zaurbek
              Сравнить картинку, еще не работающего БПЛа

              Вы уверенно это заявляете??? ))) Думаете, серьёзные КБ, скажем КБ "Сухой" (Главная проходная ОКБ Сухого, Москва, ул. Поликарпова, 23а) - может быть банальным "лыжником в фуфайке"(т.б., фуфлыжником)??? belay
              Может Вам обратится к врачу соответствующей дисциплины, по вопросу маниакальной "бздительности"??? wassat
              1. SVVP 11 мая 2017 19:09
                ...и ещё, я Вам даю 25(!) попыток, на то, чтобы угадать принадлежность "картинки" БПЛА - к КБ "Сухой", и 15(!) попыток на принадлежность "картинки" "Альтиуса" - к Казанскому КАПО, по тем "картинкам", что я предоставил. Договорились? wink
                1. Zaurbek 11 мая 2017 19:56
                  Альтиус- планер с 2я дизелями по 500лс. про боевую нагрузку бабушка еще шепчет...Предатор машина с одним ТВДх1000лс , прошедшая 15-20 лет эксплуатации с развед и ударными функциями и ассортиментом из средств поражения....к тому же он управляется с других городов и континентов через спутник. Это система на планер с пропеллером. Мы к этому идем, ео еще не дошли.
                  1. SVVP 11 мая 2017 20:08
                    ...вы про КБ "Сухой", как то странно умолчали winked Может есть хыть что то сказать, а то тута пишуть, мобать "муть всякую" - а нам и невдомёк???
                    Компания «Сухой» в 2018 году представит первый образец ударного беспилотного летательного аппарата массой 20 тонн, а пятитонный БПЛА будет создан компанией «Сокол» уже на рубеже 2015-2016 годов, сообщил высокопоставленный источник в российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК).

                    А вот и ссылочка https://topwar.ru/34120-suhoy-v-2018-godu-predsta
                    vit-20-tonnyy-udarnyy-bespilotnik.html , к стати, местная, т.б., "Военное обозрение"
                    tongue
                    ...и ишшо, Альтиус, - это ЛА принадлежности ДРЛО, и путать его с Предатором, абсолютно "некомпентаген", да будет вам известно bully
                    1. SVVP 11 мая 2017 20:28
                      Знаете, Zaurbek, быть некомпетентным - но настаивать на том, что "это - не так!", есть "не камильфо", во всех абсолютно кругах, и это именуется "абсолютный моветон"! tongue
                      1. Zaurbek 12 мая 2017 08:06
                        Такие картинки, как вы присылаете -печатают в детских журналах. Я вам говорю про факты, а вы мне шлете картинки из которых летает только Альтиус в виде планера с мотором (без конечного облика) . В лесистой местности обитает птичка- Дятел. Она может сутками долбиться в одно и то же место и получает дупло. В вашем случае дупла не случится.
                      2. SVVP 12 мая 2017 08:18
                        Цитата: Zaurbek
                        Такие картинки, как вы присылаете -печатают в детских журналах.

                        здесь и сейчас, покажете? wink Хотя бы журнал! laughing
                        Цитата: Zaurbek
                        Я вам говорю про факты

                        Говорить и бабки на базарах могут winked и чего только там не услышишь???!!! belay , а вот фактики в студию, - слабо ??? lol
                        Цитата: Zaurbek
                        а вы мне шлете картинки из которых летает только Альтиус в виде планера с мотором (без конечного облика)

                        Данадоже???!!! Заглядывали "унутро"???!!! belay Ну-ка, ну-ка, "поведайте миру", что там
                        Цитата: Zaurbek
                        может сутками долбиться в одно и то же место и получает дупло

                        Вы - смешны! ИМХО bully
                      3. SVVP 12 мая 2017 09:05
                        ...а вот в этой же, топик-стартера статье пишут, в противовес
                        Цитата: Zaurbek
                        Я вам говорю про факты

                        Желаете, я вам процитирую, чтобы автор статьи не счёл вас Эпслутно невнимательным читателем? Продублировав текст!
                        Ну, так внимайте:
                        Стартовавшие по заказу Министерства обороны в 2011 году разработки семейства специализированных средних и тяжёлого беспилотников всё ещё далеки от завершения. Работы над комплексами взлётной массой 1-2 тонны и 5 тонн ведутся, и их прототипы выполняют полёты, хотя и не начали ещё испытания вооружений. Темпы создания самой тяжёлой платформы - 20-тонного беспилотника ещё ниже, и он пока к полётам не приступил.

                        Несколько "размыто" - но достаточно ясно! А испытание вооружения - что ж его испытывать, если оно и так уже оправдано на другой технике?! Например, вот так winked :


                        И так



                        и эдак



                        ...и даже так!

          2. трассер 13 мая 2017 01:16
            Еду как то раз на машине по одной длинной дороге . Скорость приличная около 130 , тут глаз отловил птицу обогнавшую меня с лева вдоль трассы. Повернулся ...этот гад в 100 метрах от меня вираж делает. А за ним кск паровозиком еще штук 10 висит и пл той же тректории заходят на цель у скалы километрах 3 от шоссе. База там у них. Летают постоянно...Здоровая эта дура..Не по себе стало как то.
  8. sychiov 9 мая 2017 14:43
    Интересно почему для тихоходных без-пилотников не применяют схему БИ-Планов?
  9. sychiov 9 мая 2017 14:54
    Можно или нет? Некоторые виды без-пилотников строить в виде Би-планов?

    Преимущества биплана перед монопланом состоят в следующем
    : разделение несущей площади на две плоскости хорошо сказывается на габаритных размерах самолета, что в свою очередь вызывает уменьшение общего веса, а также вертикального и горизонтального моментов инерции. Уменьшение моментов инерции положительно сказывается на маневренности аппарата. Дополнительный выигрыш в весе может дать использование расчаливания коробки крыльев. Расчаленная крыльевая коробка может быть реализована в виде статически неопределимой конструкции, что дает дополнительный запас надежности

    Недостатки биплана : основным из них по сравнению с монопланом является более высокое профильное сопротивление, вызванное наличием двух крыльев. Сопротивление системы подкосов и расчалок, которое приписывается бипланам, скорее присуще наиболее ранним конструкциям самолетов, а не самой схеме.
    1. А. Привалов 10 мая 2017 10:27
      Цитата: sychiov
      Можно или нет? Некоторые виды без-пилотников строить в виде Би-планов?

      Принципиально, можно. Однако, обратите внимание, практически все беспилотники, я имею в виду, все чего-то стоящие беспилотники -- мотопланеры с толкающим винтом. У них совершенно иные динамические нагрузки, а новые материалы позволяют строить аппараты с бОльшим размахом крыльев. Большой размах крыльев даёт длительное планирование, что экономит заряд батарей и удлиняет рабочее время аппарата в воздухе. На самом деле, если внимательно посмотреть на хороший беспилотник можно увидеть дополнительные несущие поверхности. Не все в них сразу признают вторые крылья, но именно они придают аппарату плавность в период планирования/барражирования.
  10. А. Привалов 10 мая 2017 19:32
    Цитата: DimerVladimer
    ("опущенный" в Иране Сентинел)

    Сентинел -- это что?
    1. psiho117 11 мая 2017 01:33
      6-ти мульённый американский развед-БПЛА "Часовой"
  11. А. Привалов 11 мая 2017 09:43
    Цитата: DimerVladimer
    машины подобного класса, предназначены для войны с недоразвитыми техническими странами.

    Если исходить из подобных соображений, то и пулемёт годен лишь там, где воюют дубинками, а успехи ВКС РФ в Сирии обусловлены лишь тем, что у повстанцев и прочей бандитской шелупони нет ни ВВС, ни ПВО. Такой подход в корне не верен. Современные БПЛА органичная и интегральная часть вооружённых сил.Что до СССР, то там беспилотники не выпускались исключительно по двум причинам: полное отсутствие материальной базы для создания миниатюрного электронного оборудования и зашоренность партийных функционеров-выдвиженцев в руководстве МО, не понимавших, что новые времена требуют новых тактик ведения войны, а соответственно, новых вооружений соответствующих современным запросам.
    1. SVVP 11 мая 2017 17:17
      Цитата: А. Привалов
      Если исходить из подобных соображений, то и пулемёт годен лишь там, где воюют дубинками, а успехи ВКС РФ в Сирии обусловлены лишь тем, что у повстанцев и прочей бандитской шелупони нет ни ВВС, ни ПВО.

      ))) Им "что то" и "кто то" мешал обзавестись этим??? Обзавестись опытом справляться с этим, "...обезьянам понадобится целая эволюция Дарвина", иначе будет следующий "бадабум" в обезьяннике, и уж поверьте "на слово", гораздо хуже этого:





      и пр., и пр., и пр......
  12. А. Привалов 11 мая 2017 09:53
    Цитата: SVVP
    Это Вы сравните

    Уважаемый SVVP, пожалуйста, перезагрузите фото БПЛА на которые вы ссылаетесь. Они, к сожалению, не видны. Сравнивать не с чем... request
    1. А. Привалов 11 мая 2017 10:12
      Может быть это только у меня, а остальные участники дискуссии видят все фото?
      1. SVVP 11 мая 2017 10:49
        Цитата: А. Привалов
        Может быть это только у меня, а остальные участники дискуссии видят все фото?

        Скорее всего именно так, интересовался у других форумчан из разных городов - всё в порядке, всё как надо. yes
      2. Zaurbek 12 мая 2017 08:07
        в последнее время 80% фото отображаются квадратиками и их не видно.
        1. SVVP 12 мая 2017 08:34
          Цитата: Zaurbek
          в последнее время 80% фото отображаются квадратиками и их не видно.

          ...и к чему бы "это"??? winked Наверно "к дождю!" wassat
          lol
          1. Zaurbek 12 мая 2017 16:11
            Для тех, кто в танке 2:
            Работы над комплексами взлётной массой 1-2 тонны и 5 тонн ведутся, и их прототипы выполняют полёты, хотя и не начали ещё испытания вооружений. Темпы создания самой тяжёлой платформы - 20-тонного беспилотника ещё ниже, и он пока к полётам не приступил. моя фраза 2-Такие картинки, как вы присылаете -печатают в детских журналах.
  13. Zaurbek 12 мая 2017 16:08
    SVVP,
    Для тех кто в танке:
    Стартовавшие по заказу Министерства обороны в 2011 году разработки семейства специализированных средних и тяжёлого беспилотников всё ещё далеки от завершения. Работы над комплексами взлётной массой 1-2 тонны и 5 тонн ведутся, и их прототипы выполняют полёты, хотя и не начали ещё испытания вооружений - моя фраза-Альтиус- планер с 2я дизелями по 500лс. про боевую нагрузку бабушка еще шепчет...
  14. Zaurbek 12 мая 2017 16:14
    SVVP -
    Протрите глазки и не суйте туда сторонние предметы. И не читайте советские газеты на голодный желудок. С удовольствием с вами бы поострил, но имею и так 4 предупреждения! hi
    1. Комментарий был удален.
Картина дня