Military Review

Shores of industrialization

3
A unique interregional artery was built in record time, taking into account the practice of water-transport construction in the US and foreign Europe, but using domestic technologies that turned out to be advanced at that time.


The economic significance of the canal consisted primarily in the fact that the actively developing economic ties between the Central Economic Region (CED) of the USSR and the Volga region were less dependent on rail and road transport. The capacity of land highways in this direction remained insufficient until the middle of the 60-x. In addition, the canal dramatically improved the water supply of the capital, which required ever-increasing volumes from the second half of the 20-s.

The idea to connect the Moscow River with the Volga was first put forward by Peter I at the beginning of the XVIII century. The project was planned under Paul I. But the construction did not take place. One of the reasons is the reluctance of foreign experts invited to build the canal to strengthen Russia's economic power.

The need to connect the Volga with the Moscow system increased sharply by the end of the 20-s, when the population of the capital exceeded three million people. But the water supply of the metropolis remained on 90 percent "tied" to the resource of the Moscow River. This led to the fact that already at the beginning of 30's it was possible to wade in many areas. Only 90 liters of water accounted for every resident of Moscow at that time per day, while in other megacities of the world, the rate reached 500 liters. In the 1929 USSR Council of People's Commissars, he ordered the development of a corresponding project. By 1931, three options were proposed; as a result of expert discussions, the government approved Dmitrovsky at the beginning of 1932 (that is, through the Northern Moscow Region). And June 1 issued a decree to start construction.

Shores of industrializationNaturally, the route required first of all clearing any objects. 7505 peasant farms had to be moved to other areas of the Moscow region and to neighboring areas.

It is obvious that at that time the state was interested in the maximum reduction in the cost of construction work. Therefore, as in the construction of the White Sea Canal, prison labor was widely used. It was created Dmitrovlag. But we note, about a third of such labor for the shock labor received early release with the restoration of rights.

During the construction of the Moscow-Volga canal, 171 excavators, 160 steam locomotives, about three thousand cars and tractors were used. In the majority of Soviet production, since already at the beginning of the 30s in the country, thanks to industrialization, production of many types of equipment and vehicles was launched. At the beginning of 30, some media in Germany and the United States noted that the USSR gave the West an industrial and engineering-technical surprise, since such a grandiose water-transport construction is based on its own technological base, and the import of road and earth-moving machinery is minimal. Johan van den Neil, a Dutch expert on transport policy, acknowledged that if the Russian tsars invited his compatriots to develop the water transport network, then Belomorkanal and Moscow-Volga show: now the Netherlands has a lot to learn from “post-monarchical” Russia.

The construction of the 128-kilometer channel took only 4 of the year and 8 months. This, we emphasize, is a record for projects of this kind. For example, the Panama Canal with a kilometer length of 81 built 30 years, 175 kilometers of Suez - 11 years ...

4 June The 1937 government decided to open a canal for regular passenger and cargo navigation from 15 in July of the same year.

The shipping channel width is 55 meters, the guaranteed depth is four meters. The most complex hydro-technical complex of the canal today includes about 240 facilities, the largest of which are 9 hydropower stations, 11 locks and 5 pumping stations. The infrastructure provides not only shipping, but also the regular flow of Volga water to Moscow.

Without exaggeration, the channel played a prominent role in the defense of the capital. It became a strategic barrier for the fascist troops advancing on Moscow. In the autumn of 1941, the floodplains of Yakhroma and the Sisters were flooded due to the spillway. Later, when the Wehrmacht could take advantage of the freezing, the invaders in the same way cut off the path to Moscow from Kalinin. But by August 1942-th channel was almost completely restored for shipping.

Since the mid 50s of his flotilla constantly replenished with new cargo and cruise passenger ships. The latter enjoyed growing popularity, especially on routes to the Volga-Kama and Caspian basins, to the Volga-Balt.

But with the restructuring, the maintenance of the water artery worsened, the fleet began to age rapidly, as a result, the decline in cargo-passenger traffic accelerated. In 2005, long-distance flights were abolished (Moscow - Astrakhan, Moscow - Perm, Moscow - Rostov-on-Don), which existed from the end of the 30-x - the beginning of the 50-x. And since 2006, the regular movement of hydrofoil ships (of the “Rocket” type) has been canceled along the canal’s route. Cargo ships now deliver only bulk construction materials (gravel, sand, crushed stone) along this line, although until the middle of 80's the “assortment” of shipments exceeded 30 names. Cruise and passenger navigation is mostly limited to the Moscow region, Tver and Yaroslavl regions. But it must be said, the demand for such routes has not been waning since the beginning of 2000's.

In 1937, upon commissioning, the facility received the official name “Channel Moscow - Volga named after Stalin”. But at the beginning of September 1947, when the capital's 800 anniversary was celebrated, Iosif Vissarionovich ordered to name the channel in the name of Moscow. According to Stalin, “thanks to the canal, Moscow has become a port of five seas, its water supply has improved by an order of magnitude, commodity exchange and passenger traffic with neighboring areas have increased. This project is directly linked to history the capital, and with its development in the Soviet period. Therefore, the name of the channel should reflect the specific purpose of this path. ”

23 April 80-i navigation opened on the historic highway.

Hungarian, Romanian, Yugoslav experts in 50 – 70-ies recognized that the experience of creating and operating the Moscow-Volga canal was used in the construction or reconstruction of the Danube-Tisza, Black Sea-Danube navigable arteries, as well as in the development of the trans-Balkan waterway Danube-Vardar - Aegean Sea. Iranian experts, while working on the Caspian-Persian Gulf transcontinental project (“Bypassing the Bosphorus”), are still turning to unique Soviet experience.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/36557
3 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. parusnik
    parusnik 6 May 2017 15: 30
    +1
    the decline in freight and passenger transportation has accelerated
    ..Maybe there will be a return of Crimea, will again pick up freight and passenger traffic .. Will give a new impetus ..
    1. Curious
      Curious 6 May 2017 21: 08
      +5
      "The idea of ​​connecting the Moscow River with the Volga was first put forward by Peter I at the beginning of the XNUMXth century. The project was planned under Paul I. But the construction did not take place. One of the reasons is the reluctance of foreign experts invited to build the canal to strengthen Russia's economic power." .
      Just in this case, the problem is not in foreigners. Absolutely.
      Peter I intended to connect the Moscow River with the Volga in order to strengthen the role of Moscow as a commercial and industrial center. The plan for the construction of the Moscow-Volga canal refers to the last years of the reign of Peter I (1721-1722). Three options were proposed. One of the options considered then almost coincided with the modern channel route. However, after the death of the emperor, the implementation of a large-scale project was postponed for financial reasons.

      The second time they returned to the project under Nicholas I under the project of the talented engineer Mizail Nikolaevich Bugaysky.
      Construction began in 1825 and lasted almost two decades, but was discontinued due to lack of funds. During this time, a canal was dug that connected the Sestra and Istra rivers, 38 stone locks were built, an earthen dam was built in the Sestra valley, a reservoir called “Sunflower”, or Senezhsky, with an area of ​​15,4 sq. M. km, which was to supply water to the canal locks. The total length of the canal was 292 km, and its path passed along the Moscow River, Istra, Sestra and Dubna, as well as along three other channels. It was assumed that up to three thousand small vessels should pass through the new water system per year. However, the transportation of goods to the north and west of Russia via the Nikolaev railway, built in 1851 and directly connecting Petersburg and Moscow, cost the state much cheaper, therefore in 1860 the movement of ships along the canal was officially stopped.
      And only in the USSR did they realize the idea.
      Authors of articles often blow sponges when criticizing the quality of material preparation, but it is not accepted to praise for mistakes.
  2. Aviator_
    Aviator_ 7 May 2017 23: 50
    0
    " already at the beginning of the 30’s it was possible to wade in many areas. " The author, in the classic work by I.S. Turgenev's “First Love”, the main character - Vladimir Petrovich - describing the events of 1833 of the year in his last episode with his father, where they ride around Moscow, says the following: “we moved twice across the Moscow River .... when suddenly he turned away from me towards the Crimean ford ... "This is the question of the depth of the Moscow River in the first third of the 19th century, when she was ford on a horse.

Берега индустриализации

Уникальная межрегиональная артерия была сооружена в рекордно короткий срок, с учетом практики водно-транспортного строительства в США и зарубежной Европе, но по отечественным технологиям, оказавшимся передовыми по тому времени.

Хозяйственное значение канала состояло прежде всего в том, чтобы активно развивавшиеся экономические связи между Центральным экономическим регионом (ЦЭР) СССР и Поволжьем в меньшей степени зависели от железнодорожного и автомобильного транспорта. Пропускная способность наземных магистралей на этом направлении оставалась недостаточной вплоть до середины 60-х. К тому же канал кардинально улучшил водоснабжение столицы, требовавшее все больших объемов уже со второй половины 20-х годов.

Идею соединить Москву-реку с Волгой впервые выдвинул Петр I в начале XVIII века. Реализация проекта намечалась и при Павле I. Но строительство так и не состоялось. Одна из причин – нежелание иностранных специалистов, приглашенных для сооружения канала, усиливать экономическую мощь России.


Нужда в соединении Волги с москворецкой системой резко усилилась к концу 20-х годов, когда население столицы превысило три миллиона человек. Но водоснабжение мегаполиса оставалось на 90 процентов «завязанным» на ресурс Москвы-реки. Это привело к тому, что уже в начале 30-х ее можно было переходить вброд на многих участках. В сутки на каждого жителя Москвы в тот период приходилось только 90 литров воды, в то время как в других мегаполисах мира норма достигала 500 литров. В 1929-м Совнарком СССР предписал разработать соответствующий проект. К 1931 году было предложено три варианта, в результате экспертных обсуждений правительство в начале 1932-го утвердило Дмитровский (то есть через Северное Подмосковье). И 1 июня вышло постановление начать строительство.

Берега индустриализацииЕстественно, что трасса требовала первым делом расчистки от каких-либо объектов. 7505 крестьянских хозяйств пришлось переместить в другие районы Подмосковья и в соседние области.

Очевидно, что в тот период государство было заинтересовано в максимальном удешевлении строительных работ. Поэтому, как и при прокладке Беломорканала, широко использовался труд заключенных. Был создан Дмитровлаг. Но заметим, около трети такой рабочей силы за ударный труд получили досрочное освобождение с восстановлением в правах.

При строительстве канала Москва – Волга использовались 171 экскаватор, 160 паровозов, около трех тысяч автомобилей и тракторов. В большинстве советского производства, поскольку уже в начале 30-х годов в стране благодаря индустриализации было налажено производство многих видов оборудования и транспортных средств. В начале 30-х некоторые СМИ Германии и США отмечали, что СССР преподнес Западу промышленный и инженерно-технический сюрприз, поскольку столь грандиозное воднотранспортное строительство базируется на собственной технологической базе, а импорт дорожных и землеройных машин минимален. Йохан ван ден Нейл, голландский эксперт по вопросам транспортной политики, признавал, что если русские цари приглашали его соотечественников для развития воднотранспортной сети, то Беломорканал и Москва – Волга показывают: теперь Нидерландам есть чему поучиться у «постмонархической» России.

Строительство 128-километрового канала заняло лишь 4 года и 8 месяцев. Это, подчеркнем, рекорд для проектов такого рода. Например, Панамский канал протяженностью 81 километр строили 30 лет, 175 километров Суэцкого – 11 лет...

4 июня 1937-го правительство постановило открыть канал для регулярного грузопассажирского судоходства с 15 июля того же года.

Судоходная ширина канала составляет 55 метров, гарантированная глубина – четыре метра. Сложнейший гидротехнический комплекс канала поныне включает около 240 сооружений, самые крупные из них – 9 гидроэлектростанций, 11 шлюзов и 5 насосных станций. Инфраструктура обеспечивает не только судоходство, но и регулярное поступление волжской воды в Москву.

Без преувеличения выдающуюся роль канал сыграл при обороне столицы. Он стал стратегической преградой для фашистских войск, наступавших на Москву. Осенью 1941 года за счет водосброса были затоплены поймы Яхромы и Сестры. Позже, когда вермахт мог воспользоваться ледоставом, оккупантам тем же способом отрезали путь на Москву со стороны Калинина. Но уже к августу 1942-го канал был почти полностью восстановлен для судоходства.

С середины 50-х годов его флотилия постоянно пополнялась новыми грузовыми и круизно-пассажирскими судами. Последние пользовались растущей популярностью, особенно на маршрутах в Волго-Камский и Каспийский бассейны, на Волго-Балт.

Но с перестройкой техобслуживание водной артерии ухудшилось, стал быстро стареть флот, как следствие ускорилось падение объемов грузопассажирских перевозок. В 2005 году были упразднены дальние рейсы (Москва – Астрахань, Москва – Пермь, Москва – Ростов-на-Дону), существовавшие с конца 30-х – начала 50-х. А с 2006 года по трассе канала отменено регулярное движение теплоходов на подводных крыльях (типа «Ракета»). Грузовые суда теперь доставляют по этой магистрали только насыпные стройматериалы (гравий, песок, щебень), хотя до середины 80-х «ассортимент» перевозок превышал 30 наименований. Круизно-пассажирская навигация по большей части ограничивается пределами Подмосковья, Тверской и Ярославской областей. Но надо сказать, спрос на такие маршруты с начала 2000-х годов не ослабевает.

В 1937-м при сдаче в эксплуатацию объект получил официальное название «Канал Москва – Волга имени Сталина». Но в начале сентября 1947 года, когда отмечалось 800-летие столицы, Иосиф Виссарионович предписал назвать канал именем Москвы. По мнению Сталина, «благодаря каналу Москва стала портом пяти морей, на порядок улучшилось ее водоснабжение, возросли товарообмен и пассажирский поток с соседними областями. Этот проект впрямую связан и с историей столицы, и с ее развитием в советский период. Потому название канала должно отражать конкретное предназначение этого пути».

23 апреля на исторической трассе открылась 80-я навигация.

Венгерские, румынские, югославские эксперты в 50–70-х годах признавали, что опыт создания и эксплуатации канала Москва – Волга использовался при сооружении или реконструкции судоходных артерий Дунай – Тиса, Черное море – Дунай, а также при разработке трансбалканского водного пути Дунай – Вардар – Эгейское море. Иранские эксперты, прорабатывая трансконтинентальный проект Каспий – Персидский залив («В обход Босфора»), по сей день обращаются к уникальному советскому опыту.
Автор: Алексей Чичкин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/36557


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik (Алексей Богомазов) 6 мая 2017 15:30
    ускорилось падение объемов грузопассажирских перевозок
    ..Может быть возвращение Крыма, вновь подымет грузооборот и пассажирские перевозки..Даст новый толчок..
    1. Curious (Victor) 6 мая 2017 21:08
      "Идею соединить Москву-реку с Волгой впервые выдвинул Петр I в начале XVIII века. Реализация проекта намечалась и при Павле I. Но строительство так и не состоялось. Одна из причин – нежелание иностранных специалистов, приглашенных для сооружения канала, усиливать экономическую мощь России".
      Как раз в этом случае проблемма не в иностранцах. Совсем.
      Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра. План сооружения канала Москва — Волга относится к последним годам царствования Петра I (1721—1722). Было предложено три варианта, Один из рассматривавшихся тогда вариантов почти совпадал с современной трассой канала. Однако после смерти императора реализация масштабного проекта была отложена по финансовым причинам.

      Второй раз к проекту вернулись при Николае I по проекту талантливого инженера Мизаила Николаевича Бугайского.
      Строительство началось в 1825 г. и растянулось почти на два десятилетия, но было прекращено из-за недостатка средств. За это время был вырыт канал, связавший реки Сестру и Истру, построено 38 каменных шлюзов, в долине Сестры сооружена земляная плотина, на месте миниатюрного озера возникло водохранилище, названное «Подсолнечным», или Сенежским, площадью 15,4 кв. км, которому надлежало питать водой шлюзы канала. Общая длина канала составила 292 км, и путь его проходил по Москве-реке, Истре, Сестре и Дубне, а также по трём другим каналам. Предполагалось, что по новой водной системе за год должно проходить до трёх тысяч небольших судов. Однако транспортировка грузов на север и запад России по Николаевской железной дороге, построенной в 1851 г. и напрямую соединившей Петербург и Москву, обходилась государству гораздо дешевле, поэтому в 1860 г. движение судов по каналу было официально прекращено.
      И только в СССР идею реализовали.
      Авторы статей часто дуют губки, когда критикуется качество подготовки материала, но за ляпы хвалить не принято.
  2. Авиатор_ (Сергей) 7 мая 2017 23:50
    " уже в начале 30-х ее можно было переходить вброд на многих участках." Автор, в классическом произведении И.С. Тургенева "Первая любовь", главный герой - Владимир Петрович - описывая события 1833 года в последнем эпизоде со своим отцом, где они верхом путешествуют по Москве, говорит следующее: "переехали дважды через Москву-реку.... как вдруг он повернул от меня в сторону Крымского броду..." Это к вопросу о глубине Москвы-реки в первой трети XIX века, когда её переходили на лошади вброд.
Картина дня