Орден Победы. Георгий Жуков

41
Орден Победы. Георгий ЖуковСтаршая дочь маршала Эра Георгиевна окончила юридический факультет МГИМО, защитила кандидатскую диссертацию и почти всю жизнь проработала в Институте государства и права АН СССР. Она член Комитета памяти маршала Жукова. О своем знаменитом отце, кавалере ордена Победы номер один, Эра Георгиевна говорит только в превосходных степенях.
– Вы могли прийти к нему и сказать: «Папа, мне с тобой нужно поговорить по важному для меня делу»?

– Конечно. Он всегда очень охотно давал советы и, что характерно, никогда не давил авторитетом. Высказывал свое мнение, а потом говорил: дальше решай сама. Мы с сестрой иногда считали, что сами принимали решение, но на самом деле все шло именно от отца. Он был ответственным, и в письмах с фронта, и в наших семейных разговорах всегда говорил, что нужно прожить свою жизнь самостоятельно, не оглядываясь на родителей. Помню, как в одном из фронтовых посланий мне, восьмилетней второкласснице, он похвалил за то, что я вызвала на соревнование в учебе свою подружку, но заметил: чтобы к этому делу отнеслась ответственно.



– У него, говоря современным языком, было хобби?

– Он обожал все русское – песни и музыку. После победы под Москвой в гости к нему на фронт приехала делегация тульских рабочих и в подарок привезла отцу баян. А играть он не умел, нот не знал, но за год научился и играл свои самые любимые песни: «По диким степям Забайкалья» и «Степь да степь кругом». Очень любил музыку Глинки.

– Маршал Жуков умел дружить?

– Знаете, отец всегда говорил, что не может быть близких друзей на службе – тогда он не сможет спросить с них по всей строгости. Хотя был у него сослуживец – генерал-танкист Михаил Иванович Потапов. Они вместе воевали еще на Халхин-Голе. Отец был тогда командиром армейской группы, а Михаил Иванович – его заместителем. Вот с ним они дружили. Был по-человечески близок с Иваном Ивановичем Федюнинским, Леонидом Федоровичем Менюком, Николаем Александровичем Антипенко.

– Как отец переживал хрущевскую опалу?

– Вернулся домой чернее тучи и сказал маме, к которой всегда относился с нежностью, что его сняли. Несколько дней отсыпался – приходил в себя. Вот тогда и раскрылись отношения – многие стали опасаться опального маршала, что называется, переходить на другую сторону улицы, лишь бы не встречаться. Однако не все так себя повели. По-прежнему с ним был дружен маршал Иван Христофорович Баграмян.

– Его книга «Воспоминания и размышления» стала событием в жизни страны…

– Сейчас говорят, что эту книгу отцу написали. Наветы это – отец работал сам. Он десять лет писал свои воспоминания.
41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    9 мая 2017 15:08
    для меня Жуков- ИСТИННЫЙ человек и,патриот...
    1. +8
      9 мая 2017 15:34
      Цитата: Masya Masya
      для меня Жуков- ИСТИННЫЙ человек и,патриот.


      К сожалению, не могу разделить это мнение. Он предал своего учителя - Иосифа Виссарионовича Сталина!
      1. +6
        9 мая 2017 15:38
        конкретней, чем предал?
      2. Комментарий был удален.
        1. +9
          9 мая 2017 16:58
          Цитата: Rock_n_Roll
          Комментировать ваш невежественный бред значит становится таким же идиотом)


          К сожалению, Г.К. Жуков показал свою политическую близорукость. Он затаив обиду на И.В. Сталина дважды помог первому могильщику социализма Хрущеву в 1953 году, когда арестовал (или убил во время ареста) Л.П. Берию, и в 1957 году когда против Хрущева выступила группа Молотова, Малекнкова и Кагановича. Потом, когда его за ненадобностью отправили в отставку в своих мемуарах он повторил мифы о Сталине, запущенные Хрущевым. .
          1. 0
            9 мая 2017 21:53
            Г.К. Жуков показал свою политическую близорукость... когда арестовал (или убил во время ареста) Л.П. Берию,
            Вот в данном случае скорее наоборот... так как если бы Берия стал у власти "тов. Жюков" вряд ли долго бы прожил. В истории Хрущь против М.М.К.
            тоже все не так одно значьно, эта троица прекрасно умела пресмыкаться перед Сталиным, но вождями они как и Хрущь не были. Вообще наследием всех авторитарных правителей является вакуум реальной власти. Не дают вожди вырасти преемникам, только сошкам. Так что "тов Жюков" в этой ситуации проявил себя достойно своего звания "маршал". А на счет мифов тут как говорится с какой колокольни посмотреть. Армии в конце тридцатых от Сталина порядком досталось. Так что был резон у Жукова нелюбить Сталина. Можно конечно как всегда сказать, что верховный то о терроре то и не ведал, а все это произвол на местах. Да только, если царь не ведает, что в государстве дееться, то или царь , или враки это, а все с повеления его вершится.
      3. +4
        9 мая 2017 16:00
        если как, то маршал победы...
    2. 0
      9 мая 2017 16:52
      Цитата: Masya Masya
      ИСТИННЫЙ человек


      Что такое "истинный человек".
      1. +5
        10 мая 2017 02:35
        Что такое "истинный человек".

        это Человек с большой буквы... и дай вам бог, хотя бы приблизиться к нему...
        1. 0
          10 мая 2017 20:29
          Цитата: Masya Masya
          это Человек с большой буквы...


          и дай вам бог, хотя бы приблизиться к нему, к Человеку с большой буквы...
  2. +2
    9 мая 2017 16:08
    Не умаляя достоинств Жукова Г.К. как величайшего полководца, хотелось бы отметить то, что Хрущев Н.С. фактически использовал Жукова Г.К. в борьбе за власть и при аресте Берии Л.П., а потом и кинул Жукова Г.К. Как умудренный опытом Жуков Г.К. мог повестись на такой развод, что ему Хрущ такого наобещал или чем угрожал? Осознавал ли Жуков Г.К., что его просто используют в корыстных целях и так называемый "культ личности" здесь не при чем?
    1. +3
      9 мая 2017 18:22
      В том-то и дело, что Жуков был умудрён опытом, но военным опытом, а не политическим. Хрущёв был знатный пройдоха, а Жуков прельстился должностью Министра обороны. Кроме того, у него могла быть обида на Сталина за "трофейное дело" и проч. Однако вроде бы в книге воспоминаний он всё-таки написал о Сталине с уважением.
      1. +7
        9 мая 2017 19:23
        Цитата: GrandAdmiral
        Однако вроде бы в книге воспоминаний он всё-таки написал о Сталине с уважением.


        Во время перестройки в газете "Правда" появились публикации, якобы, написанные Г.К.Жуковым, но не вошедшие в официальные мемуары, где он прошелся по И.В. Сталину и его времени не совсем лицеприятно. Я уважаю Г.К. Жукова за его вклад в Победу, но не надо преувеличивать его роль. Все же Генералиссимус Победы это И.В. Сталин, а Г.К. Жуков всего лишь его ученик, и на Красной Площади место все же памятнику И.В. Сталину а не Г.К. Жукову.
        1. +1
          9 мая 2017 22:32
          Все же Генералиссимус Победы это И.В. Сталин,
          Эт вы к чему? Жуков это выдающийся военный, Сталин выдающийся политик. Но при этом стиль руководства у них был одинаковый "Армией командую я и сержанты." ... условно цитата Жукова.
          а Г.К. Жуков всего лишь его ученик
          В чем? Жуков как командир оформился за долго до того как Сталин стал вождем. Да и умом он был наделен не по прихоти ИВС. В 18 лет стать мастером скорняжных дел это далеко не каждому дано. Так, что Сталин и Жуков просто достойные фигуры Российской истории, а Жуков к тому же сумел выжить не прогибаясь сильно под Сталина.
          1. +1
            10 мая 2017 00:06
            Цитата: rasteer
            а Г.К. Жуков всего лишь его ученик
            В чем? Жуков как командир оформился за долго до того как Сталин стал вождем.


            Да, у Жукова были задатки полководца, поэтому Сталин его учил. Учил тем, что, страхуя, ставил и ставил его во главе войск в ответственных сражениях, но всегда под своим присмотром. И как полководец Жуков рос и рос.
            Если в начале войны это был генерал, не имеющий понятия о стоящем перед ним противнике, берущего подчинённых «на горло», взбалмошного, то в конце ее получился грамотный, волевой, выдержанный маршал. «Не хуже Рокоссовского».
            Сталин вырастил из Жукова полководца, сделал ему славу Великого. Возможно, не вполне заслужено, но на войне сильнейшим оружием является пропаганда - пример, на кого нужно равняться. Вот Сталин и сделал Жукова таким примером. Но ошибся. Как человек, Жуков для такого примера не годился. Уж лучше бы этим примером был Рокоссовский, у которого кроме таланта, была ещё и честь, который, к слову, нигде никогда не опорочил своего Верховного.
            А Жуков мигом нашёл нового хозяина – Хрущёва – и стал служить ему верой и правдой. Хозяин был так себе, но не – помнил, что единожды предавшему веры нет. Поэтому попользовался Жуковым и отправил на пенсию.
            1. 0
              10 мая 2017 16:11
              Цитата: Александр Грин
              А Жуков мигом нашёл нового хозяина

              А вот тут не соглашусь. С 1955 по 1957 он был полновластным хозяином своей вотчины - министерства Обороны.
              Улетел в Белград великим, а вернулся...
              Да, именно за подписью Конева в Правде вышла статья, где Жуков был обвинён в авантюризме.
              Вот таки дела.
              1. +1
                10 мая 2017 19:11
                Цитата: ИмПерц
                А вот тут не соглашусь. С 1955 по 1957 он был полновластным хозяином своей вотчины - министерства Обороны.
                Улетел в Белград великим, а вернулся...

                Минобороны это не все хозяйство, к тому же, кто его пнул?... Хозяин!
                1. 0
                  11 мая 2017 13:12
                  Опять не соглашусь. Существовала договорённость и Хрущёв вынужден был его соблюдать. Брежнев тоже не сразу стал полновластным хозяином. В принципе, как и Сталин.
                  Вспомните, как Хрущёв перехитрил Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова. И как потом перехитрили его.
                  Вот так, по такому механизму и был смещён Жуков.
                  1. +1
                    11 мая 2017 20:14
                    Цитата: ИмПерц
                    Опять не соглашусь. Существовала договорённость и Хрущёв вынужден был его соблюдать. Брежнев тоже не сразу стал полновластным хозяином. В принципе, как и Сталин.
                    Вспомните, как Хрущёв перехитрил Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова. И как потом перехитрили его.
                    Вот так, по такому механизму и был смещён Жуков.


                    Извините. коллега, но я ничего не понимаю из ваших постов. Задаю прямой вопрос: "Кто снял Жукова?"
                    1. 0
                      11 мая 2017 21:24
                      Цитата: Александр Грин
                      "Кто снял Жукова?"

                      Пленум ЦК КПСС.
                      Задаю встречный вопрос, а кто поддержал Хрущёва?
                      И как происходило противостояние Хрущёва и ММК и Ш?
                      1. +1
                        11 мая 2017 23:38
                        Цитата: ИмПерц
                        Пленум ЦК КПСС.


                        Да, как члена высшего партийного органа, Жукова нельзя было удалить с поста кулуарно, его судьбу мог решить только пленум. Но Хрущев все подготовил и полностью реализовал замысел закулисного сговора пока Жуков был в поездке. Так что тут без вариантов.
    2. 0
      6 марта 2018 19:43
      прошу Вас указать где и когда "гениальный" полководец проявил себя?
      и так 22 июля 1942 г в генштабе разработан план оборонительно наступательной операции под Сталинградом. и принят к выполнению. 6 сентября 1942 года по личному приказу Верховного Жукова под роспись знакомят с ним.
      разработка плана Курской битвы проходил без участия Жукова, написано Рокосовским в 1964 году при живом ещё Жукове, опровержение не последовало.
      так за что шут Жуков получил Маршала?
      правильно за роль шута и пугала.
  3. +2
    9 мая 2017 17:20
    Цитата: Masya Masya
    для меня Жуков- ИСТИННЫЙ человек и,патриот...

    Достоин, но с оговоркой.А себя он любил больше всех.
  4. +5
    9 мая 2017 17:27
    Абсолютно с огромным почтением и трепетом отношусь к Героям земли Советской!
    Но цикл статей о Кавалерах Ордена "Победа" надо поместить в учебник "Рассказы по истории" для 4-го класса начальной школы.
    Ожидалось более серьёзного материала на сайте, позиционирующим себя серьёзным военно-историческим ресурсом.
    1. +1
      9 мая 2017 22:47
      Согласен, цикл на уровне детсада. У меня мелкий в 4 года бегает и радостно про "великого Жукова" верещит, ему что-то в садике рассказывали. Понимания же кто это и почему великий пока ноль и объяснять бесполезно детское мышление не воспринимает, зато эмоций через край. laughing Так и тут кроме эмоций информации ноль.
    2. +1
      10 мая 2017 12:46
      Такова вся современная "наука история". Да и все все все!!!
  5. +1
    9 мая 2017 17:30
    Как бы я не относился к Г. К. Жукову, но он кавалер ордена Победы №1!
    1. 0
      9 мая 2017 20:38
      Цитата: ИмПерц
      ...но он кавалер ордена Победы №1!


      И что Вы имели этим написать.
      Аналогично можно написать:
      "Как бы не относится к румынскому королю Михаю I Гогенцоллерн-Зигмаринген , но он же кавалер ордена Победы №16!"
      1. +1
        10 мая 2017 12:45
        А ты повернул 1,5 млн. штыков в другую сторону? НЕт???? У-уууу1
      2. 0
        10 мая 2017 16:02
        Цитата: Иван Тартугай
        И что Вы имели этим написать.

        Цитата: ИмПерц
        Как бы я не относился к Г. К. Жукову, но он кавалер ордена Победы №1!

        Я выделил то, что хотел написать. hi
  6. +4
    9 мая 2017 18:38
    Цитата: ИмПерц
    Как бы я не относился к Г. К. Жукову, но он кавалер ордена Победы №1!

    Что говорит о руководителе СССР Сталине как о гениальном политике-все бы остальные вручили бы его себе.По требованию народа ...
    1. +4
      9 мая 2017 19:26
      Цитата: Хищник
      Цитата: ИмПерц
      Как бы я не относился к Г. К. Жукову, но он кавалер ордена Победы №1!

      Что говорит о руководителе СССР Сталине как о гениальном политике-все бы остальные вручили бы его себе.По требованию народа ..


      Верно! Это действительно по-сталински!
    2. +1
      10 мая 2017 12:42
      И он (Сталин И.В.) его (орден №1 и все остальные) заслужил без всякого сомнения!!!
  7. +2
    9 мая 2017 19:33
    О Жукове мнение противоречивое. Почитайте о нём книги Ю.И. Мухина.
  8. +2
    9 мая 2017 19:55
    Цитата из статьи:
    – Знаете, отец всегда говорил, что не может быть близких друзей на службе – тогда он не сможет спросить с них по всей строгости.


    Жукова ушли на пенсию генералы и маршалы. Он надоел им. Просто им, маршалам и генералам, обрыгло от жуковского хамства, барства, от жуковских матюгов. А матерился Жуков по воспоминаниям его современников просто виртуозно. У генералов была даже поговорка: «Если Жуков приедет в плохом настроение, то всех обматерит и уедет довольный, а если приедет в хорошем настроение, то опять всех обматерит, да и уедет недовольный. Третьего не бывало».
    С Жуковым ни кто не хотел встречаться по вопросам службы – вечно недовольный, обматерит, унизит. Даже заместители, главкомы, сидя с Жуковым в одном здание, предпочитали общаться со своим министром перепиской.
    Поэтому Жуков пробыл в министрах всего около 20-ти месяцев и когда снимали, то на пленуме ни один из генералов и маршалов не сказал доброго слова.
    Когда в последний раз Жуков лежал в больнице, то по воспоминаниям Чазов его ни кто не посещал. Болел-умирал в одиночество. А ведь в 1973-74 годах были в живых ещё много маршалов и генералов с которыми Жуков служил и которые пришли позже на его похороны.
  9. +17
    10 мая 2017 08:33
    Сильное поколение все-таки. Титаны.
  10. +4
    10 мая 2017 12:39
    А я помню, как мой отец - противотанкист 45 мм, призванный 18.06.41 и демб. в 46-м (во 2-ю волну демб - как "имеющий педагогический стаж"), на "передке" от рядового артеллериста до комбата в 45, в беседах со своими друзьями фронтовиками называли его "мясник". А Василевского, Рокоссовского - УВАЖАЛИ. Не зря Сталин сказал про Жукова - "Ему одному для боев надо страну с 600 млн населением" (не точные слова, на память)!
  11. 0
    12 мая 2017 05:17
    Александр Грин,
    Цитата: ИмПерц
    Задаю встречный вопрос, а кто поддержал Хрущёва?

    Ещё раз, а кто поддержал Хрущёва в противостоянии с Молотовым, Маленковым и Кагановичем? Или Хрущёв единолично, будучи первым секретарём ЦК КПСС (а это, па-бам-м, место Сталина в партийной иерархии на момент смерти) сместил триумвират с верхушки власти?
    Или это Брежнев сместил Хрущёва?
    1. +1
      12 мая 2017 19:52
      Вы немного смешиваете события.
      Решающим в борьбе Хрущева против триумвирата была поддержка Жукова, который обеспечил доставку членов ЦК самолетами Минобороны и их идеологическую обработку..
      После того как Жуков стал не нужен, решающим в его снятии с должности были действия Хрущева, подготовившего мнение ЦК, который к этому времени был его полновластным хозяином.
      При с снятии самого Хрущева решающую роль сыграли восставшие вассалы из президиума ЦК, на острие которого поставили Брежнева, и которые подготовили мнение ЦК.
      1. 0
        13 мая 2017 07:02
        Цитата: Александр Грин
        Решающим в борьбе Хрущева против триумвирата была поддержка Жукова

        Тут и начинается самое весёлое.
        1) Человек, сыгравший главную роль в выживании первого секретаря, не сдаст свои позиции просто так. Поэтому это случилось во время отъезда Жукова из страны вообще, а даже не на дачу. Поэтому:
        Цитата: Александр Грин
        А Жуков мигом нашёл нового хозяина – Хрущёва – и стал служить ему верой и правдой.

        не верна изначально. Человек, решивший судьбу другого, тем более с таким характером, не может прислуживаться. Они могут договориться и разделить сферы влияния. Да, затем Хрущёв избавился от Жукова, причём методом бюрократических игр, к которым Жуков не был готов от слова никак. На войне было не до бюрократии.
        З. Ы. В 1957 г. части МВО были готовы войти в Москву по приказу Жукова. Жукова, не Хрущёва. Поэтому Хрущёв избавился от Жукова используя другие механизмы, не затрагивая военных, ибо там авторитет Жукова был огромен и неизвестно где бы оказался Никита Сергеевич в результате.
        З. Ы. Ы. О бюрократических играх и реалиях можно много и долго говорить. Что это такое можно было посмотреть в 2012 году.
  12. +2
    22 декабря 2017 16:42
    Большего подлеца и предателя Русского народа в Истории не было.
    Чванливый, заносчивый и злопамятный. это о нём Жоре Жуков.
    Все надеюсь читали его бессмертное произведение - Размышления и воспоминнания.
    Лично для меня это полный бред самодура ни одного конкретного исторического примера всё только в обобщении.
    но вот попался интересный материал - http://zhukov.umi.ru/
    и всё стало на свои места.

    В. В Л А Д И М И Р О В
    Д У Т А Я С Л А В А
    Листая книгу маршала Жукова Г.К.
    «Воспоминания и размышления».

    Автор совершил подвиг с ручкой в руках или карандашом, прочитал всю Жуковскую белеберду и вснёс коментарии к основному тексту основанные не его Жукове памяти а на воспоминаниях и мемуарах десятков человек.
    Самое ценное даже не что лож и не стыковки собраны впервые в одном месте, а в том что большинство из них напечатано и издано ещё при живом Жукове и он не посмел их опровергнуть.
    Так что пусть памятник Жукову стоит на Красной площади - есть куда плюнуть.
  13. +1
    20 января 2018 11:38
    Жуков солдат не жалел. Он был генерал и думаю причислить его к полководцам не стоит. У нас любят писать, показывать фильмы о том, что Жуков якобы указывал Павлову на неправильное развертывание войск. Что якобы он предусмотрел действия немцев на начальном периоде войны. Но тогда почему, будучи начальником Генерального штаба в январе- он не внес изменение в построение войсковых группировок западных округов? Почему не начал вывозить стратегические войсковые запасы из западных районов? Почему не прекратил формирование еще 9 мехкорпусов, на которые не хватало матчасти? И еще много разных вопросов. Да немцы напали внезапно, но это минимальное тактическое превосходство, а вот безграмотное построение войсковых группировок и привело к начальному успеху немцев.