"Огненный таран" Николая Гастелло

110 лет назад, 6 мая 1907 года, родился советский военный лётчик, герой Великой Отечественной войны Николай Гастелло. Его «огненный таран» 26 июня 1941 года, когда летчик, сидя за штурвалом подбитого немцами самолета, направил его прямо на колонну вражеской техники, стал символом храбрости и готовности погибнуть за свою Родину.

Подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Встречаются и другие цифры.

Происхождение


Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве, в рабочем районе Пресня. Его отец - Франц Павлович Гастелло, белорус по происхождению (по другой версии – русский немец), выходец из бедной крестьянской семьи, приехал в Москву в 1900 г. из села Плужины Новогрудского уезда Минской губернии в поисках заработка и лучшей доли. Он варил металл в специальных печах-вагранках (рабочий-вагранщик) в литейных мастерских на железной дороге. Работа эта была физически крайне тяжёлой, но и оплачивалась хорошо. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова, русская по происхождению, была белошвейкой. Первым ребёнком в рабочей семье стал Николай, его сестра Нина родилась в 1912 году, а брат Виктор — в 1913 г. (погиб в сентябре 1942 г.).

В 1915-1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 г. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 г., став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил рабочим на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, и Николай поступил на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая.

Служба

В мае 1932 призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в город Луганск. Учился в 11-й военной авиационной школе пилотов имени Пролетариата Донбасса. Впервые поднялся в небо на самолёте У-2. Затем летал на боевых самолётах — Р-1 и И-5. В декабре 1933 г. состоялся выпуск Школы военных пилотов. Николай мастерски пилотировал истребитель И-5, но к удивлению командования выпускник попросил направить его для прохождения службы в бомбардировочную авиацию. «Моя мечта — тяжёлая авиация, большие корабли», — говорил он. И просьба его была удовлетворена. В 1933-1938 гг. служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в Ростове-на-Дону. Начав летать вторым пилотом на бомбардировщике ТБ-3, Николай Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт.

В 1938 году в результате реорганизации части Н. Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку (ТБАП). В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го ТБАП. Приходилось больше заниматься транспортными перевозками войск на Халхин-Гол, техники, вооружений, боеприпасов, продовольствия, вывозить в Читу раненных. Это был тяжелый труд, по 12-16 часов в сутки длилась работа. В перерывах лётчики спали прямо в кабинах своих самолётов или на траве под крылом. Помимо транспортных, были и боевые вылеты.

Николай Гастелло участвовал в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Основная задача перед летчиками на Карельском перешейке состояла в том, чтобы непосредственно поддерживать наступление наших войск бомбовыми ударами с воздуха, помочь прорвать линию Маннергейма. Авиация сыграла большую роль в прорыве вражеских укреплений. Бомбардировщики ТБ-3 шли на низкой высоте над передним краем врага и с ювелирной точностью на расстоянии всего лишь в 500-700 метров от наших войск наносили прицельные бомбовые удары по укреплениям финнов, ломая и взрывая вражеские доты и дзоты. Сразу же после авиационного удара наша пехота шла вперёд и занимала разрушенные укрепления врага, пока противник ещё не успевал опомниться. Это была очень опасная операция: она больше подходила не для тяжёлых, а для фронтовых скоростных штурмовиков, но дело в том, что необходимо было сбрасывать тяжелые бомбы, чтобы проломить и взорвать сильные укрепления врага.

Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.

Начало Великой Отечественной войны он встретил командиром 4-й эскадрильи 207-го ДБАП 3-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, затем командовал 2-й эскадрильей этой же части. Ранним утром 24 июня 1941 г., когда на аэродроме Боровское инженеры, техники и младшие авиаспециалисты напряженно готовили свои бомбардировщики к выполнению боевого задания, послышался пронзительный вой сирены. Возле аэродрома пролетел одиночный бомбардировщик Ю-88, который совершал разведку в направлении на Смоленск. Через несколько минут вражеский бомбардировщик появился с противоположного направления и, пролетая вблизи аэродрома, открыл с малой высоты пулеметный огонь изо всех своих огневых установок по нашим самолетам. Командир 4-й эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло отважно бросился к бомбардировщику, вскочил на верхнюю турельную установку и длинной пулеметной очередью ударил по штурмовавшему аэродром врагу. Подбитый «юнкерс» вынужден был пойти на снижение и приземлился на колхозном поле.

Немецких летчиков поймали. Пленный немецкий летчик потом заявил, что его очень удивил такой неожиданный оборот дела: «Я много летал над Францией, Бельгией, Голландией, Норвегией. Стоило там появиться немецкому самолету, как все разбегались в разные стороны. А ваши летчики даже с земли ведут по нас огонь. У вас не только солдаты, но местные крестьяне и крестьянки бросились на нас с дубьем. Непонятная страна, непонятная война...».

Подвиг

За боевую инициативу, проявленную при отражении налета немецкой авиации на наш аэродром, и сбитый вражеский бомбардировщик командование авиадивизии представило капитана Николая Францевича Гастелло к правительственной награде. Но еще не успели документы оформить, как летчик совершил новый, поистине бессмертный подвиг, навеки прославив своё имя.

На третий день войны 207-й полк вылетел на очередное боевое задание в полном составе. Он бомбил наступающие войска противника в районе Пружаны-Кобрин. Полк точно отбомбился, но потерял десять самолётов. Самолёт капитана Гастелло был тоже подбит, тяжело ранен штурман. Гастелло дотянул до аэродрома и посадил подбитую машину. На четвёртый день войны самолёт ремонтировался, но капитан Гастелло летал на другом самолёте, бомбил Виленский аэродром противника. На пятый день войны, 26 июня, капитан Гастелло получил приказ на боевой вылет звеном — нанести бомбовый удар по войска противника, идущим от Вильно к Минску.

Вылет произвели во второй половине дня. В паре с капитаном Гастелло летел экипаж старшего лейтенанта Фёдора Воробьёва. Он и описал всё случившиеся. Шли на высоте 1000 метров. Через час с небольшим звено обнаружило южнее Радошковичей большую вражескую моторизованную колонну. Гастелло выбрал наибольшее скопление заправлявшихся немецких танков, автомашин и атаковал врага. Штурман Анатолий Бурденюк точно положил авиабомбы в цель. Командир эскадрильи делает второй, третий заход, воздушный стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин и занявший место люкового стрелка адъютант эскадрильи (начальник штаба) лейтенант Григорий Скоробогатый обстреливают разбегающихся немцев.

Уходя от цели, с разворотом на солнце, Воробьёв заметил дым, идущий из самолёта Гастелло. Объятый пламенем самолёт кренился вправо, но Гастелло сумел выровнять машину и подал сигнал Воробьёву возвращаться на базу. Заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Федор Воробьев и штурман лейтенант Анатолий Рыбас и стали свидетелями подвига экипажа Гастелло. На их глазах самолет, объятый пламенем, развернулся на скопление немецких танков и автомашин, перешёл в пикирование и врезался в гущу неприятельской техники. До последнего момента из пылающего самолета вели огонь по противнику лейтенанты А. А. Бурденюк, Г. Н. Скоробогатый и старший сержант А. А. Калинин. Они сражались до конца.

Как вспоминал командир авиакорпуса Н. С. Скрипко («По целям ближним и дальним»): «Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник М. X. Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!

Я держал в руках снимок и думал, какая же огромная нравственная сила нужна человеку, чтобы пойти на такой жертвенный подвиг! Все летчики соединения были потрясены героической гибелью экипажа, испытывая одновременно глубокую печаль и гордость. Печаль оттого, что потеряли такого хорошего, душевного и отзывчивого летчика, как Николай Гастелло, членов его экипажа. А гордость — потому, что своим подвигом Гастелло и его экипаж продемонстрировали непревзойденный моральный дух, доблесть и боевые качества советского воина. Ничто, даже угроза смерти, не может заставить его покориться врагу. До последней минуты жизни он помнит о высоком долге перед Родиной и даже смертью своей утверждает победу!»

6 июля 1941 года в сообщении Советского информбюро, переданном по радио, вся страна узнала об огненном таране летчика. Ровно через месяц после совершения подвига, 26 июля, капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Орденами Отечественной войны I степени Родина отметила членов героического экипажа — штурмана А. А. Бурденюка, воздушного стрелка-радиста А. А. Калинина, люкового стрелка Г. Н. Скоробогатого.

"Огненный таран" Николая Гастелло


Миф о первом «огненном таране»

Стоит отметить, что с подвигом экипажа Гастелло связано несколько мифов. Не ставя под сомнения и не преуменьшая значения подвига экипажа советского бомбардировщика, необходимо всё же помнить ряд исторических фактов. Так, долгое время считалось, что именно Николай Гастелло первым в истории авиации совершил такой подвиг. Поэтому и летчиков, которые атаковали вражескую технику в годы войны, и называли гастелловцами, оттого и большинство советских граждан знало, кто такой капитан Николай Гастелло. Но, как оказалось, Гастелло был не первым, и даже не вторым и не третьим летчиком, совершившим «огненный таран».

Первый в истории советской случай «огненного тарана» произошел 5 августа 1939 года на Дальнем Востоке в долине реки Халхин-Гол во время военного столкновения СССР и Монгольской Народной Республики с одной стороны и Японии и Маньчжоу-Го — с другой. В этот день батальонный комиссар 150-го бомбардировочного полка Михаил Анисимович Ююкин поднял в воздух свою машину для выполнения боевого задания. В момент бомбардировки вражеских позиций в самолет попал снаряд, который поджег правый мотор. Сбить пламя летчикам не удалось, и тогда командир принял свое последнее решение. Он приказал экипажу покинуть самолет и направил пылающую машину, полную бомб, на японский дзот. Как вспоминает единственный из членов экипажа, успевший покинуть кабину машины, штурман Александр Морковкин: «Я был уверен, что, даже теряя сознание в удушье пламени, батальонный комиссар Ююкин направит свою гибнущую, превратившуюся в факел машину в самый центр вражеских огневых точек. Так и произошло». В августе 1939 года за героизм и образцовое выполнение боевого задания Михаил Ююкин был награжден орденом Ленина, а члены его экипажа — старший лейтенант Александр Морковкин и старшина Петр Разбойников — были отмечены орденами Красного Знамени.

Подобный подвиг был совершен в 1940 году уже в ходе советско-финляндской войны. Тогда загоревшийся от попадания снаряда самолет капитана Константина Орлова был направлен в самую гущу вражеской пехоты и техники. Произошло это 11 марта 1940 года. А первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил командир звена 62-го штурмового авиаполка П. С. Чиркин 22 июня 1941 года. Он поднял машину в воздух с аэродрома у села Лисятичи для проведения воздушной разведки и попал под обстрел гитлеровцев. Когда машину П. Чиркина подбили, он направил ее на танковую колонну противника. 24 июня экипаж командира звена 33-го скоростного бомбардировочного полка старшего лейтенанта Григория Храпаря совершил еще один таран. В этот раз горящий самолет разрушил переправу близ города Броды. А 25 июня горящей машиной таранил немецкие танки капитан Авдеев. Очевидно, что таких случаев могло быть и больше, так как в условиях войны не все подвиги пилотов, закончивших жизнь в огне, могли быть зафиксированы и подтверждены.

Таким образом, подвиг Гастелло был далеко не первым. Однако именно подвиг экипажа Гастелло был взят за образец, и его использовала государственная пропаганда. В этом нет ничего плохого, это обычная практика военного времени. Примеры героизма и самопожертвования, подобные подвигу Гастелло, среди советских летчиков не были единичными случаями. По подсчетам военных исследователей, только в первый год войны зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием пилотов становился гибнущий самолет. Всего же за годы Великой Отечественной войны советские летчики совершали «огненные тараны» около 500 раз. В них участвовали 505 экипажей, среди которых первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Более 800 человек во время Великой Отечественной войны стали героями «огненных таранов». Поэтому помня о подвиге экипажа Гастелло, не следует забывать, что ещё сотни летчиков достойны нашей памяти, уважения и благодарности.

Ещё один миф, созданный в художественных произведениях, это мнение, что Гастелло совершил таран, управляя истребителем. Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений, например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока, (1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

Очернение

Долгое время у граждан СССР воздушный таран прочно ассоциировался с именем капитана Николая Гастелло. Однако когда началась «эпоха перемен» - разрушение СССР, советской цивилизации, её исторических символов, героев, попытались очернить и подвиг Гастелло.

В 1990-е годы появились публикации, в которых говорилось, что подвиг совершил экипаж А. С. Маслова. Капитан Маслов из той же части, что и Гастелло - командир 1-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации. И его экипаж также погиб 26 июня 1941 г., при нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно — Радошковичи. Согласно одной из версий, Маслов также направил горящую машину на скопление вражеской техники на шоссе. Усилиями сторонников версии тарана Маслова он в 1992 году был удостоен ордена Отечественной войны I степени, а в 1996 году — звания «Герой России».

По мнению внука Героя Советского Союза, названного в честь деда - Николая Викторовича Гастелло, всё это «результат невежества и болезненных амбиций». В этот день в этом районе погибло 14 экипажей бомбардировщиков, которые атаковали врага без истребительного прикрытия, и все они были героями, до конца выполнявшими свой долг. У подвига Гастелло было два свидетеля — командир ведущего экипажа старший лейтенант Воробьев и штурман лейтенант Рыбас. Кроме того, отмечается, что сам факт обнаружения обломков бомбардировщика Маслова и останков его экипажа свидетельствует о том, что самолёт не врезался в колонну машин с горючим и боеприпасами, а упал на мягкий грунт. Самолёт Маслова не таранил ни механизированную колонну, так как упал в 180 метрах от дороги: машина врезалась в землю на «бреющем» полёте или Маслов попытался таранить вражескую колонну, но не сумел.
Автор: Самсонов Александр


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 39

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. yuriy55 (Юрий Васильевич) 6 мая 2017 05:13
    К глубочайшему сожалению, убеждаюсь в правильности сказанного:
    Одни завоевывают кубки, другие гравируют на них имена победителей!
    Вечная память Героям!
    1. Victor Jnnjdfy (Victor) 6 мая 2017 11:40
      Зачем накануне 9-го мая писать подобные статьи и комментарии про "кубки"? Экипаж Маслова погиб, из экипажа Гастелло кто-то покинул борт, выпрыгнув с парашютом и судьба не известна, а остальные погибли. Всё это видели местные. В предполагаемой могиле экипажа Гастелло в 50-х нашли останки экипажа Маслова, но афишировать это не стали. Вот такие факты..без журналистских вымыслов. Для чего сейчас, накануне Дня Победы, выяснять, кто больший герой ? Другого времени не будет?
      1. рич (дмитрий) 6 мая 2017 13:35
        ДБ-3Ф — дальний бомбардировщик

  2. venaya (Вячеслав) 6 мая 2017 05:29
    за период ... войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов, 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов

    Николай Гастелло только один из плеяды безсмертных героев, таких как он а самом деле было тысяча совершивших аналогичные поступки воины и его конкретный подвиг олицетворяет подвиги их всех. Постараемся не забывать их всех, имена вспомнить желательно, только из число так велико что действительно запомнить на память уже даже не возможно, но всегда надо помнить что все они сделали точно то же что и Николай Гастелло.
  3. moskowit (Николай Иванович) 6 мая 2017 07:31
    Вечная Слава Героям!!!
    Материал о общеизвестных подвигах всегда требует тщательной подготовки и проработки...
    Ровно через месяц после совершения подвига, 26 июля, капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Орденами Отечественной войны I степени Родина отметила членов героического экипажа — штурмана А. А. Бурденюка, воздушного стрелка-радиста А. А. Калинина, люкового стрелка Г. Н. Скоробогатого.

    Никак не мог экипаж быть представлен к орденам "Отечественной войны". Орден учреждён 20 мая 1942 года. Видимо награждение экипажа произошло позже. И вот, что я нашёл по этому поводу....
    "...Первая странность, касающаяся подвига Николая Гастелло, связана с его экипажем. В экипаж бомбардировщика входили четыре человека. Вместе с Гастелло в его последнем боевом вылете участвовали штурман Анатолий Бурденюк, летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый и стрелок-радист Алексей Калинин.

    Их фамилии упоминались в представлении на награждение Гастелло, однако члены экипажа к награде представлены не были. Это породило путаницу – в некоторых послевоенных произведениях о Гастелло и его подвиги он оказывался пилотом истребителя.

    Лишь в 1958 году Бурденюк, Скорбогатый и Калинин были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени..."
  4. parusnik (Алексей Богомазов) 6 мая 2017 07:35
    Гастелло, Маслов другие погибшие..все они сражались за Родину и подвиг их бессмертен... А у нас в стране последнее время героев убивают после смерти, забвением , клеветой..предателей делают героями...
  5. Семенов 6 мая 2017 07:51
    Вот это и есть переписывание истории - в погоне за сенсациями и подвиг не подвиг, и не Гастелло а Маслов, и не 28 панфиловцев а 42, и Победа над фашизмом вопреки Сталину. К таким писакам статью уголовную надо применять со всей строгостью. Автору - спасибо, герои не должны быть забыты. Или ошельмованы.
    1. avva2012 (Александр) 6 мая 2017 14:34
      Гастелло, Матросов, Космодемьянская, Карбышев, это уже даже не люди, а Символы государства. За попытку что-то нехорошое сделать, как-то принизить их подвиг, надо привлекать к уголовной ответственности, приравнять их к остальным символам государства, гербу, флагу. Наложить абсолютный запрет на обсуждение их подвига.
      1. EvilLion 12 декабря 2017 08:37
        Вот так СССР и развалили, что запрещали думать.
        1. avva2012 (Александр) 12 декабря 2017 09:30
          Некоторым, не только думать надо запрещать, а вообще, желательно, изолировать от общества. Безумие вещь заразная, как оказывается.
  6. Ольгович (Андрей) 6 мая 2017 07:52
    Согласно одной из версий, Маслов также направил горящую машину на скопление вражеской техники на шоссе. Усилиями сторонников версии тарана Маслова он в 1992 году был удостоен ордена Отечественной войны I степени, а в 1996 году — звания «Герой России».
    По мнению внука Героя Советского Союза, названного в честь деда - Николая Викторовича Гастелло, всё это «результат невежества и болезненных амбиций».

    Не понимаю внука: КАК можно ПОДВИГ экипажа Маслова называть "невежеством и болезненными амбициями"?!
    Непонятные амбиции как раз у него.

    Экипаж Маслова погиб при выполнении боевого задания и это уже-ПОДВИГ. Официальными наградными документами подтвержден и таран.

    И Гастелло, и Маслов и многие другие-это герои и меряться -это очернять их память.

    А сколько огненных таранов осталось неизвестными? И их авторы-герои, хоть и безвестные.

    Глубочайшее уважение и память им всем.....

    .
    1. HanTengri (Игорь) 6 мая 2017 10:48
      Цитата: Ольгович
      Не понимаю внука: КАК можно ПОДВИГ экипажа Маслова называть "невежеством и болезненными амбициями"?!

      Видимо, имелись ввиду невежество и амбиции тех, кто пытался очернить Гастелло, приписав его подвиг Маслову. Просто, обрывок цитаты вставлен криво.
      1. alstr (Александр Стрелков) 6 мая 2017 14:42
        К тому же он говорит, что все погибшие в этот день были героями.
        1. антивирус 6 мая 2017 22:32
          все осознавали , перед вылетом, что без прикрытия они смертники, и прошли свой путь до намеченной точки - конца.
          !!!!!!!!!!!!!!!!!!
    2. Бензорез (Виталий) 6 мая 2017 15:03
      "Гастелло, и Маслов и многие другие-это герои и меряться -это очернять их память.
      А сколько огненных таранов осталось неизвестными? И их авторы-герои, хоть и безвестные."
      Абсолютно с Вами согласен. Врядли в такие моменты люди думали о том- как и чем их будут награждать, и чей подвиг будет круче.
    3. мордвин 3 (Владимир...) 6 мая 2017 16:43
      Цитата: Ольгович
      Не понимаю внука: КАК можно ПОДВИГ экипажа Маслова называть "невежеством и болезненными амбициями"?!

      А кого он так охарактезировал, экипаж Маслова, или журналистов, что в 90-е писали: "Это не Гастелло, это Маслов"?
  7. Арон Заави (Арон) 6 мая 2017 08:45
    Имя их не известно, подвиг их бессмертен. Вечная память.
  8. Екатерина II (Izabella) 6 мая 2017 13:20
    Светлая память всем героям той Войны.
    Гастелло давно стало нарицательным.
  9. Иван Тартугай 6 мая 2017 16:25
    Цитата из статьи:
    "Авиация сыграла большую роль в прорыве вражеских укреплений. Бомбардировщики ТБ-3 шли на низкой высоте над передним краем врага и с ювелирной точностью на расстоянии всего лишь в 500-700 метров от наших войск наносили прицельные бомбовые удары по укреплениям финнов, ломая и взрывая вражеские доты и дзоты."


    К сожалению во время финской войны 1939-40 годов авиация РККА не разрушила, не сломала, не взорвала ни один финский дот.
    Это не вина Гастелло НФ. К советско-финской войне очень плохо подготовились и очень плохо сработали генералы ВВС РККА и отсюда такая низкая результативность авиации РККА.
    1. Авиатор_ (Сергей) 6 мая 2017 17:00
      Я бы не был столь категоричен. Возможно, речь идёт не о дотах-миллионниках (такова его стоимость в финских марках была и их было мало), а о лёгких полевых укреплениях - дерево-земляных огневых точках (ДЗОТах). Их было очень много.
      1. Иван Тартугай 6 мая 2017 19:08
        Цитата: Авиатор_
        Я бы не был столь категоричен.


        Причём здесь, что Вы не были бы столь категоричны.
        Есть стенограмма Совещания при ЦК ВКП(б) 14-17 апреля 1940 г., которое было созвано с целью подведения итогов и учета опыта войны с Финляндией. Согласно этой стенограммы при подавляющем техническом и количественном преимуществе над финскими ВВС, ВВС РККА сработали очень плохо. Не разбомбили ни одного ДОТа, не смогли парализовать перемещение войск в тылу, не то что по лесным дорогам, так даже по железным дорогам финны перемещались всю войну, а в Финляндии в то время было одна-две нитки ж/дорог, да пяток станций. Да и непосредственно по полевым финским войскам поработали плохо. И всё это при полном господстве советской авиации в воздухе.
        Но это не вина рядовых летчиков-исполнителей, таких как Гастелло НФ, это вина генералов ВВС РККА, таких как Птухин, Копец.
        1. Авиатор_ (Сергей) 6 мая 2017 21:06
          Насчёт первого массированного боевого применения ВВС в лесистой местности. Наверняка ожидания от действий авиации были очень большие, но результат оказался гораздо скромнее, об этом и говорилось на совещании 14-17 апреля, только и всего. Вина здесь всех, опыта не было ни у кого.
          1. Иван Тартугай 7 мая 2017 06:27
            Цитата: Авиатор_
            Вина здесь всех, опыта не было ни у кого.


            Когда пишут или говорят "Вина здесь всех.."- это пытаются вину конкретных лиц, как правило высокопоставленных, в данном случае генералов, размазать-разделить на всех . Однако в чём вина старшего лейтенанта Гастелло НФ?
            В низкой результативности советской авиации на Финской войне виноваты только генералы, а не лейтенанты.
      2. Иван Тартугай 6 мая 2017 19:47
        Цитата: Авиатор_
        Возможно, речь идёт не о дотах-миллионниках

        В статье четко и однозначно написано: "...наносили прицельные бомбовые удары по укреплениям финнов, ломая и взрывая вражеские доты и дзоты".
        Зачем домысливать за автора. Автор доты-миллионники не упоминал. Самсонов наверняка знал о существование и дотов-миллионников.
        1. костя андреев (Костя) 6 мая 2017 20:37
          Не стреляйте в пианиста (журналиста) они играет (пишет) как может!!!
          Я думаю, что такое действие авиации можно объяснить тем, что в лесу непонятно кого. и где бомбить!!! да и дорогу в лесу с воздуха найти это надо постараться!
          1. Иван Тартугай 7 мая 2017 07:34
            Цитата: костя андреев
            Не стреляйте в пианиста (журналиста)

            Ну какой же это пианист (журналист).
            Статья от Самсонова Александра, а это военный историк, доктор наук, академик, участник ВОВ, кавалер шести орденов, член КПСС с 1943 года.
            Цитата: костя андреев
            да и дорогу в лесу с воздуха найти это надо постараться!


            А как же без старания. На войне нужно стараться, всем нужно стараться, даже генералам.
            Хотя дорога в лесу не иголка в стогу сена. Дорога многокилометровое сооружение, да ещё по которой перемещаются колонны войск с техникой или железнодорожные составы. Но зачем генералам стараться. Генералам лучше солдат послать и если их убьют, значить там есть противник, чем постараться и организовать надлежащим образом разведку. Ведь генерал один, а рядовых солдат много, страна большая, ещё пополнение пришлют. Согласно воспоминаниям Мерецкова, где он пишет: «К началу февраля мы наконец-то располагали картами со схемой вражеской обороны.» С 30 ноября 1939 года, т.е. более двух месяцев генералы воевали по старым, не поднятым картам. О каких стараниях со стороны генералов здесь можно говорить.
            1. Ищущий (александр) 2 марта 2018 14:23
              Александр Самсонов скончался в 1992 году .и вряд ли занимался активной деятельностью вплоть до самой смерти.Это я к чему- в этой статье,ПРИПИСЫВАЕМОЙ авторству Самсонова есть фраза-"В 1990-е годы появились публикации..." Как правило, выражение -..0-ые годы охватывает период с ..1 по ..9 года.
        2. Авиатор_ (Сергей) 6 мая 2017 21:01
          Ну, насчёт того, что знал автор, а что не знал, лучше всего у него спросить.
  10. Иван Тартугай 6 мая 2017 19:32
    Цитата из статьи:
    «Командир 4-й эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло отважно бросился к бомбардировщику, вскочил на верхнюю турельную установку и длинной пулеметной очередью ударил по штурмовавшему аэродром врагу.»

    Такое мог сделать очень отважный и умелый, подготовленный боец. Настоящий воин.
    В своем последнем бою НФ Гастелло использовал все возможности нанести максимальный урон врагу. Другого решения кроме как огненного тарана он не увидел, наверное для него другого решения просто не было, жил боем до конца.
  11. мичман (Юрий Григорьевич Шатраков) 6 мая 2017 20:27
    Николай Гастелло Герой нашей страны. Автор привел цифры геройских подвигов летчиков, которые ценой своей жизни отстаивали независимость нашей страны и нашу с вами жизнь. Мне много приходилось работать с выдающимися летчиками. Они считал, таран - это удел отважных. Под таким названием несколько лет назад я опубликовал в "ВО" очерк. В нем я привел информацию как капитан Г.Н. Елисеев на МиГ-21СМ тараном сбил американский разведчик. На его самолете стояла моя аппаратура РСБН-5С, которая точно вывела его в точку атаки. Капитан выполнил приказ. Помимо авиационных таранов этот вид боевых способов применяли и танкисты. Уважаемые читатели, а вы заметили, что в войсках нашего противника тех странах с которыми мы воевали, отстаивая свою независимость , противник не был способен пойти на таран. Трусы они. Честь имею.
    1. антивирус 6 мая 2017 22:36
      , противник не был способен пойти на таран. Трусы они. Честь имею.---время покажет раз в сто лет всё возвращается на круги-своя
    2. zoolu300 7 мая 2017 04:50
      За исключением японцев, там заруб был до полного уничтожения.
  12. alta (Анатолий) 7 мая 2017 17:29
    Никто не забыт .....
    26 июня 1941 г. после бомбардировки немецкой колонны у г. Радошковичи (Беларусь) не вернулись на базу самолёты 207-го авиационного полка, пилотируемые капитанами Николаем Гастелло и Aлекcaндром Масловым.

    Никто из экипажей самолётов, участвовавших в полётах вместе с ними и возвратившихся на базу, не видел, где и как упали самолёты их товарищей.

    27 июня 1941 года эскадрилья 128-гo авиаполка под командованием капитана Белецкого, в которую входило звено заместителя командира эскадрильи ст. лейтенанта Пресайзена, вылетела c тем же заданием в тот же район.

    Огнём немецких зениток в машине Пресайзена был пробит бензобак, и самолёт загорелся. Пламя сбить не удалось. Пресайзен принял решение пикировать на шоссе в гущу вражеской техники.

    Самолёт с бомбами и топливом врезался в скопление вражеских танков, автомобилей с пехотой, цистерн с горючим. Командир эскадрильи капитан Белецкий по возвращении на базу доложил командиру полка о героической гибели экипажа Пресайзена.

    На следующий день к месту гибели Пресайзена вылетел зам. командира полка В. Сандалов. На основании его показаний, произведенной им аэрофотосъёмки, а такжe свидетельств участников этого боя было принято решение об оформлении представления о пpисвоении Пресайзену звания Героя Советского Союза.

    И наградной лист за подписями командира полка майора Чучева, начальника штаба полка капитана Дробышева, командира 12-й авиадивизии полковника Н. Аладинского и командующего ВВС Западного фронта генерал-лейтенанта авиации С. Пирогова был отправлен в Москву.

    Но Пресайзен по анкетным данным не совсем подходил на роль всенародного Героя, совершившего первый таран. В ГлавПУРе Красной Армии решили найти другого кандидата.
    Остановились на кандидатуре капитана Гастелло, не вернувшегося с задания из того же района.

    После освобождения оккупированных территорий , там работали группы поисковиков экипажей сбитых советских самолётов..... места гибели экипажей Гастелло, Macлoвa и Пресайзена были установлены точно: Пресайзена - в день гибели; Гастелло и Маслова - в 1944 году.
    Возле деревни Мацки был откопаны два самолет, по документам отправленных в москву определили - это были самолеты Гастелло и Маслова ...

    Увы, расследования показали, что подвиг совершили не Гастелло и Маслов, а Пресайхен ... в справочнике , ред А.Е. Мельникова : Н. Гастелло. “26 июня 1941 г... пытался направить горящий ДБ-3Ф на расположение немецкой части в деревне Мацки, но не дотянул. Самолёт упал в лес.

    A. Macлов. “26 июня 1941 г... пытался направить свой самолёт на колонну танков, но промахнулся.

    Памятник Пресазену и его товарищам поcтавлен на месте совершения подвига. Результат его тарана зафиксирован аэрофотосъёмкой и описан очевидцами. Его именем названа улица в его родном городе. В музеях г. Радошковичи и г. Минска есть стенды, посвящённые его подвигу.

    Представление о присвоении ему звания Героя Советского Союза хранится в его личном деле в Центральном архиве Министерства Обороны, но до сих пор не реализовано.

    В соответствии с лозунгом “Никто не забыт, ничто не забыто может и должна восторжествовать справедливость ,...
  13. avaks111 (Ричард) 9 августа 2017 05:21
    Не понял,на каком самолёте воевал Гастелло?

    Технические характеристики ДБ-3

    Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, борт-стрелок) В статье 4 в экипаже
    Может это ТБ-3 был?
    1. амурец (николай) 3 января 2018 11:00
      Цитата: avaks111
      Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, борт-стрелок) В статье 4 в экипаже

      По воспоминаниям дважды Гегоя Советского Союза Молодчего и других лётчиков АДД, стрелок-радист не успевал обслуживать две огневые установки: верхнюю башенную и нижнюю люковую, поэтому и брали 4-го члена экипажа Обычно это были техники и механики по вооружению. Вот откуда брался 4-ый член экипажа
      1. Ищущий (александр) 2 марта 2018 14:33
        Экипаж: 4 человека (лётчик-командир экипажа, штурман (стрелок передней установки), стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки).Люковый стрелок был ШТАТНЫМ членом экипажа.Так что не пишите ерунду.
        1. амурец (николай) 2 марта 2018 15:06
          Цитата: Ищущий
          Экипаж: 4 человека (лётчик-командир экипажа, штурман (стрелок передней установки), стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки).Люковый стрелок был ШТАТНЫМ членом экипажа.Так что не пишите ерунду.
          Это вы бред не несите:
          Тактико-технические характеристики самолета ДБ-3М
          Размах крыла 21.44м
          Длина - 14,22 м
          Высота - 4.35 м
          Масса пустого - 5030 кг
          Максимальная масса 7 442 кг
          Силовая установка - 2 х М-87Б мощностью по 950 л. с.
          Вооружение - 1 х ШКАС с боекомплектом 1100 патронов на носовой турели, 1 х ШКАС с боекомплектом 1100 патронов на верхней турельной установке, 1 х ШКАС с боекомплектом 500 патронок на нижней люковой установке.
          Максимальная Бомбовая нагрузка 2900 кг
          Максимальная скорость - 345 км/ч
          Практический потолок - 9600 м
          Максимальная дальность полета 3821 км
          Экипаж - 3 человека
  14. avaks111 (Ричард) 9 августа 2017 05:51
    Рекомендую прочитать ВЕЛИКОЛЕПНУЮ книгу Тихомолов Б. Е. Романтика неба
    Автор воевал на ДБ-3
  15. kig 16 февраля 2018 11:32
    Автор поставил подзаголовок Очернение, но не поведал нам, откуда и что появилось. Чтобы ему стоило дописать примерно вот такое:

    В 1951 году для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы однополчанина Маслова Николая Гастелло, который, как считалось, совершил прославленный «огненный таран» в тот же день, когда погиб Маслов. Однако, на месте захоронения были найдены личные вещи капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого было установлено, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Александра Маслова. Семья А. Маслова была извещена о месте его гибели, добилась получения пенсии и льгот, причитающихся родственникам погибших военнослужащих. Так как данные о том, что на месте предполагаемого подвига Гастелло на самом деле погиб другой экипаж, противоречили официальной версии «огненного тарана», информация о месте гибели членов экипажа Маслова не была обнародована, обстоятельства их смерти не расследовались. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили в братской могиле на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова — отправлены в музеи страны как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло.

    Где тут автор нашел очернение? Это естественная попытка установить истину, раз уж обнаружились такие свидетельства.
    kig
Картина дня