Военное обозрение

Наши крылья - крокодильи

15



Ровно 88 лет назад, 5 мая 1929 года впервые взлетел единственный в довоенные годы крупносерийный советский авиалайнер АНТ-9 (ПС-9). С 1930 по 1935 год было выпущено 100 таких машин, ставших первыми "рабочими лошадками" Аэрофлота. Они обслуживали многие маршруты, но больше всего их летало в Сибири и Средней Азии. И кстати, с этим же самолетом связан первый в СССР случай воздушного терроризма. В 1938 году вооруженный пассажир, взяв экипаж в заложники, заставил его перелететь границу и совершить посадку в Иране. Машину иранцы вернули, а дальнейшая судьба угонщика мне неизвестна.

До начала войны АНТ-9/ПС-9 возили пассажиров и грузы, а потом были мобилизованы и использовались как военные транспортники. Им приходилось летать к партизанам за линию фронта и забрасывать разведчиков-парашютистов во вражеский тыл. Последний из них списали по износу в 1944 году. К сожалению, ни одного музейного экземпляра не сохранилось. А на заставке - наиболее живописный представитель семейства ПС-9, входивший в агитационную эскадрилью имени Максима Горького и загримированный под эмблему популярного сатирического журнала "Крокодил".



Как это нередко бывало в Советском Союзе, пассажирский АНТ-9 создавался на базе военной машины - дальнего разведчика АНТ-7 (Р-6). От него авиалайнеру досталось крыло и хвостовое оперение.



Первый прототип АНТ-9, выставленный накануне первомая 1929 года на Красной площади в качестве демонстратора достижений советского авиапрома.



Эта же машина во время летных испытаний, которые продолжались всего несколько дней. "Самолет был очень удачным" писал впоследствии летчик-испытатель Михаил Громов.



10 июля 1929 года первый образец АНТ-9, которому присвоили имя "Крылья Советов", отправился в пропагандистское турне по странам Европы, посетив Польшу, Германию, Францию, Италию и Великобританию. В пассажирском салоне находилась делегация известных советских писателей и журналистов, изображенная на снимке. Можете опознать персонажей?



По современным меркам, салон АНТ-9 выглядел очень скромно и вмещал всего девять пассажиров. Вопреки новомодной западной тенденции, стюарда на самолете не было, на его массе и габаритах решили сэкономить. Зато в хвосте уже был туалет. Впервые увидев его, Громов скорбно произнес: "из авиации ушла романтика...".



Первые экземпляры АНТ-9 оснащались тремя английскими звездообразными моторами Бристоль "Титан" (слева) или аналогичными американскими "Райтами" J4. Потом все машины переделали под два советских рядных мотора водяного охлаждения М-17 (справа). Место крепления носового двигателя закрыли обтекателем.



ПС-9 Среднеазиатского управления ГВФ, конец 1930-х годов. Новый индекс самолет получил осенью 1937-го, когда его создателя арестовали как врага народа.



ПС-9 в стандартной для 1930-х годов ливрее Аэрофлота и агитсамолет "Крокодил". Машине приделали декоративный нос и гребни на крыше фюзеляжа, а колеса шасси закрыли обтекателями, раскрашенными под когтистые лапы.
Автор:
Первоисточник:
http://vikond65.livejournal.com/623058.html
15 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 14 мая 2017 15:51
    +3
    Спасибо, интересно))) Наверное, "крокодильий" нос ухудшил пилотам осмотр вперед-вниз.
  2. Cannonball
    Cannonball 14 мая 2017 15:53
    +7
    единственный в довоенные годы крупносерийный советский авиалайнер АНТ-9 (ПС-9). С 1930 по 1935 год было выпущено 100 таких машин
    Это утверждение не соответствует истине. Крупными сериями до войны строились несколько типов советских пассажирских самолётов.
    Прежде всего это К-5 конструкции Калинина на 8 пассажиров. Построено около 260 экземпляров.

    "Сталь-2" конструкции Путилова на 4 пассажира. Построено 111 экземпляров.

    "Сталь-3" конструкции Путилова на 6 пассажиров. Построено 79 экземпляров.

    Ну и знаменитые Ли-2, они же ПС-84 на 14-21 пассажиров. Их к началу войны было построено 72 экземпляра.
  3. Cannonball
    Cannonball 14 мая 2017 16:26
    +3
    тремя английскими звездообразными моторами Бристоль "Титан" (слева) или аналогичными американскими "Райтами" J4. Потом все машины переделали под два советских рядных мотора водяного охлаждения М-17 (справа).
    На АНТ-9 действительно ставились "Титаны", но не Бристольские, а французские Gnome-Rhone Titan, где они выпускались по лицензии. Если вспомнить историю, то Великобритания в 1927-м году разорвала отношения с СССР, поэтому о торговле моторами речи тогда не шло.
    Что касается Райтов, то скорее всего речь идёт о версии Wright R-790 (J-5 Whirlwind).
    Ну и М-17 являлся советской копией германского BMW VI.
  4. andrewkor
    andrewkor 14 мая 2017 18:53
    0
    Вот этот то самолёт пригодился бы для зарождающихся советских ВДВ.А потом ,войдя во вкус ,перешли бы на АНТ-14,так же унифицированным с бомбёром только ТБ-3.
    1. rasteer
      rasteer 14 мая 2017 19:12
      +1
      Вот этот то самолёт пригодился бы для зарождающихся советских ВДВ
      Каким образом? 9 пассажиров это в лучшем случае 8 десантников, а то и все 7. То есть это нужно или "тысячи тысяч" данных аппаратов, или все таки массовое десантирование в стиле ВДВ это не его конек.
      А потом ,войдя во вкус ,перешли бы на АНТ-14,так же унифицированным с бомбёром только ТБ-3.
      В общем-то Красной армии 30 годов гражданские версии самолетов были как "зайцу стоп сигнал", что и показали ТБ-3 и "Киевские маневры".
    2. Cannonball
      Cannonball 14 мая 2017 19:18
      +1
      Вся проблема, что и АНТ-9 и АНТ-14 были цельнометаллическими. А в СССР ещё не было собственного алюминия в достаточных количествах. Так что число подобных машин было ограничено.
      Да и производство их было достаточно сложным для авиазаводов, где испытывался дефицит и с оборудованием, и с материалами, и, главное, с высококвалифицированными кадрами.
    3. Cannonball
      Cannonball 14 мая 2017 19:23
      +1
      А для десантников использовались военно-транспортные версии ТБ-1.
  5. Dekabrev
    Dekabrev 14 мая 2017 22:39
    0
    Цитата: rasteer
    Каким образом? 9 пассажиров это в лучшем случае 8 десантников, а то и все 7. То есть это нужно или "тысячи тысяч" данных аппаратов, или все таки массовое десантирование в стиле ВДВ это не его конек.

    Взгляните на фото выложенное Cannonball.
    Вот вам и семь десантников.
    В СССР пол деревни могло на МТЗ-80 в клуб на гулянку съездить.
  6. Zipun
    Zipun 15 мая 2017 00:18
    0
    В 1938 году вооруженный пассажир, взяв экипаж в заложники, заставил его перелететь границу и совершить посадку в Иране.
    И что ФИО этого пассажира до сих пор не известно? И фото естественно утеряно... Наверняка НКВДшный перебежчик.
    1. hohol95
      hohol95 15 мая 2017 09:45
      0
      В феврале 1939 г. один АНТ-9 побывал в Иране: самолет летчика Колеуха был захвачен в воздухе пассажиром, вынудившим пилота пересечь границу. Иранцы затем вернули пассажиров, экипаж и машину.
  7. Curious
    Curious 15 мая 2017 00:23
    +2
    "Как это нередко бывало в Советском Союзе, пассажирский АНТ-9 создавался на базе военной машины - дальнего разведчика АНТ-7 (Р-6). От него авиалайнеру досталось крыло и хвостовое оперение". Это утверждение не соответствует истине.
    Да, изначально создавалась по инициативе военных, на деньги военных и должна была решать не только мирные задачи. Но проектировался он именно как гражданский самолет.
    Да, в данном проекте использовались узлы и агрегаты других самолетов, созданных в ЦАГИ. Таких самолетов было несколько - АНТ-3 (Р-3), АНТ-7 (Р-6) и АНТ-8. Больше всего заимствовали у Р-6. От него взяли консоли крыла и оперение.
    Но проект в целом - совершенно самостоятельная разработка.
    Сама идея спроектировать большой (по тогдашним меркам) пассажирский самолет зародилась в середине 1927 г. в стенах Управления ВВС РККА (УВВС РККА). Почему же ВВС вдруг проявили интерес к гражданской машине?
    Была тогда такая концепция - "бомбардировщик третьего класса" - авиационного аналога вспомогательного крейсера на море. Вспомогательные крейсеры представляли собой быстроходные лайнеры или грузовые суда, в случае войны временно получавшие вооружение. "Бомбардировщик 3-го класса" в мирное время являлся обычным гражданским самолетом, но его конструкция заранее предусматривала возможность подвески бомб и установки пулеметов. После начала боевых действий требовались лишь небольшие переделки и "эрзац-бомбардировщик" готов.
    Подобная идея впервые появилась в Германии. Немцам, проигравшим Первую мировую войну, запрещалось иметь военно-воздушные силы, но в ответ они создали мощную гражданскую авиацию и активно работали над приспосабливанием пассажирских и почтовых самолетов для военных целей.
    Для интересующихся подробностями - http://www.airwar.ru/enc/cw1/ps9.html
  8. hohol95
    hohol95 15 мая 2017 09:43
    +1
    Служили ПС-9 и в советском тылу. В марте 1943 г. они еще числились на Тбилисском авиапредприятии, а чуть раньше закончили службу в Средней Азии. По-видимому, последним летающим АНТ-9 являлся самолет 8-го ОТРАП, который продолжал работать еще весной 1944 г. Причем гоняли его «и в хвост, и в гриву» - до шести вылетов в день. Возили наземный состав перебазировавшихся авиаполков, боеприпасы (в том числе реактивные снаряды). И погиб он как солдат - был сбит врагом. А подстрелили его бойцы Украинской Повстанческой Армии во время рядового полета в тылу советских войск над Западной Украиной.
  9. andrewkor
    andrewkor 15 мая 2017 17:15
    0
    Цитата: rasteer
    Вот этот то самолёт пригодился бы для зарождающихся советских ВДВ
    Каким образом? 9 пассажиров это в лучшем случае 8 десантников, а то и все 7. То есть это нужно или "тысячи тысяч" данных аппаратов, или все таки массовое десантирование в стиле ВДВ это не его конек.
    А потом ,войдя во вкус ,перешли бы на АНТ-14,так же унифицированным с бомбёром только ТБ-3.
    В общем-то Красной армии 30 годов гражданские версии самолетов были как "зайцу стоп сигнал", что и показали ТБ-3 и "Киевские маневры".

    Начинать новое дело желательно с малого(АНТ-9) и только убедившись в жизненности идеи переходить к большим масштабам(АНТ-14).Специализированный транспортно-десантный самолёт ведь эффективние приспособленного бомбёра,не так ли,лейтенант!!??Помните кадры довоенной кинохроники как с крыла ,из бомболюка ТБ-3 вываливаются десантники-чудеса эквилибристики! Нам это надо?ЛИ-2 тоже не ахти какой десантный,то ли дело МЕ-323-почитайте где нибудь!!!
    1. hohol95
      hohol95 15 мая 2017 23:02
      0
      Ме-323 - ТРАНСПОРТНЫЙ самолёт! Но никак не самолёт ДЛЯ ВЫСАДКИ ДЕСАНТА В ВОЗДУХЕ! Напомните с каких машин ЯСТРЕБЫ ГЕРИНГА обычно десантировалисьв воздухе? Ю-52! А вот ПРИЗЕМЛЯЛИСЬ НА DFS 230 — транспортный планер! И ПЛАНЕР Messerschmitt Me-321 Gigant.!!! И прочие десантные планеры! ПЛАНЕРЫ!!!
  10. mkpda
    mkpda 16 мая 2017 17:02
    +2
    Единственный плюс АНТ-9 - относительно большой ресурс цельнометаллической конструкции. По экономике он сильно уступал К-5. В массовых модификациях оба типа использовали моторы М-17, но К-5 вёз на одном моторе 8 пассажиров, а АНТ-9 9 пассажиров на двух таких-же моторах примерно на одинаковое расстояние.