Квадратиш, практиш, гут!



95 лет назад, 1 мая 1922 года (да, я немного опоздал отметить эту дату) произошло важное событие в истории нашей авиации. Открылась первая в России международная авиакомпания и одновременно - первое совместное авиапредприятие с участием иностранного капитала. Думаю, знатоки уже поняли, что речь идет о советско-германском акционерном обществе "Дерулюфт" (Deruluft - Deutsch-Russische Luftverkehrs — Gesseleschaft), осуществлявшем регулярные почтово-пассажирские авиаперевозки между российскими и немецкими городами.

"Дерулюфт" официально просуществовал 15 лет - до 31 марта 1937 года (интересно, что последние рейсы самолеты авиакомпании совершали в то время, когда советские и немецкие летчики уже воевали друг против друга в небе Испании). За это время в нем эксплуатировалось несколько разных типов советских и немецких пассажирских самолетов, но первым из них был "Фоккер" F-III. 10 таких машин были закуплены за 250 тысяч золотых рублей у фирмы Антони Фоккера в начале 1922 года и именно они поначалу обслуживали первую линию "Дерулюфта", связавшую Москву с Кенигсбергом. Потом открылся еще один маршрут Ленинград - Берлин.


"Фоккер" F-III, разработанный в 1921 году, несмотря на свой угловатый и весьма неказистый внешний вид, оказался чрезвычайно удачной, очень надежной и долговечной машиной. В "Дерулюфте" "Фоккеры" летали до 1929 года, а потом некоторые из них еще три года бророздили внутренние советские авиалинии. Для довольно крупного самолета с деревянным крылом и полотняной обшивкой это просто удивительное долголетие. Конечно, случались и аварии, для тех времен - обычное дело, но благодаря высокой прочности конструкции "Фоккера", они, как правило, обходились без жертв.

На заставке "Фоккер" авиакомпании "Дерулюфт" с гербом СССР на борту заходит на посадку на Центральном (Ходынском) аэродроме Москвы.





Первый прототип "Фоккера" F-III во время испытаний. Этот самолет имел шестиместную закрытую пассажирскую кабину (в те времена ее называли каютой) и одноместную полуоткрытую кабину пилота перед ней. Всего было построено 66 таких самолетов, оснащенных восемью различными типами двигателей.

Квадратиш, практиш, гут!


Размещение двигателя и пилота в носовой части фюзеляжа. Определенно, когда создавался "Фоккер" F-III, романтика из авиации еще не ушла. В этой тесной кабинке и почти вплотную к раскаленному мотору летчику приходилось проводить по несколько часов, так как максимальная скорость самолета не превышала 180 км/ч, а расстояния между аэродромами порой достигали 300-400 километров.





"Фоккеры" F-III эксплуатировались многими европейскими авиаперевозчиками. На снимках - самолеты немецкой авиакомпании "Дойч Аэро Ллойд" и датской "Даниш Эйр Лайнс". По слухам, внутри толстых деревянных крыльев этих машин пилоты нередко возили контрабанду.



Наиболее крупным эксплуатантом F-III была нидерландская авиакомпания KLM, которой принадлежало 16 таких самолетов. На снимке - один из них. Обратите внимание, что машины выпускались в двух модификациях. У одних крыло крепилось непосредственно к фюзеляжу, а у других оно было приподнято на коротких стойках, то есть, самолет имел аэродинамическую схему "парасоль".



Бывало и так: последствия аварийной посадки "Фоккера" F-III швейцарской авиакомпании "Балайр".



Газетная реклама авиакомпании "Дерулюфт". Билет от Москвы до Кенигсберга стоил очень дорого - 20 британских фунтов или 100 тысяч немецких марок, причем оплата принималась только в валюте. Естественно, для подавляющего большинства советских граждан такие путешествия были недоступны. В 1922 году авиакомпания перевезла в обоих направлениях всего 338 пассажиров, в следующем - 382, а в 1924-м - 552.
Любопытно, что на фотографии, которой проиллюстрировано рекламное объявление, по ошибке изображен не "Фоккер" F-III, а следующая машина той же фирмы - "Фоккер" F-IV с удлиненным фюзеляжем и десятиместной пассажирской кабиной. Самолетов этой модификации "Дерулюфт" не имел.



По узкому и высокому трапу "Фоккера" F-III пассажирам было непросто подниматься в салон и выходить из него без постронней помощи. Обратите внимание, что на фюзеляже изображен упрощенный вариант герба РСФСР. Это значит, что снимок сделан в 1922 году, еще до образования Советского Союза. В дальнейшем на самолетах нарисовали гербы СССР.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/623197.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 4

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. alekc73 (алексей) 13 мая 2017 15:15
    Героическое время.Рядом с движком несколько часов.Летчики в аду :шум,выхлопные газы и не передоваемый аромат горелого масла.
  2. Бензорез (Виталий) 13 мая 2017 16:56
    Зато зимой- не холодно.
  3. Avis (Сергей) 13 мая 2017 20:29
    В 1926 году Лестер Гарднер, основатель журнала Aviation Week & Space Technologies (на тот момент просто "Эвиэйшн"), прокатился на "Дерулуфт" до Москвы и обратно. Путевые заметки (под заголовком ""Дерулуфтом" в Москву") опубликовали в начале 1927 г. в "Aviation". Мне очень понравилось. Позитивный мужик, хороший слог. Много непарадных подробностей.
  4. Curious (Victor) 14 мая 2017 16:29
    В один прекрасный день руководство Deruluft заметило, что самолету требовался необычно длинный пробег перед стартом.

    Обследование показало, что затяжной разбег был вызван лишним весом из за большого количества мяса, сыра, духов и часов, которые пилоты спрятали в самолете F.III.

    Эта контрабанда была очень прибыльной из-за преобладающего дефицита в России.
    Это из статьи в англоязычной Википедии о F III. Статья, кстати, интересная, если кто дружит с английским.
Картина дня