Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Часть 1
Внутренний дизайн подземного укрытия
Фотографий, сделанных внутри подземных укрытий ВВС НОАК, как правило, очень мало и обычно они низкого качества. Скорее всего, это делается намеренно. Естественно, ВВС НОАК ничего не выиграет от распространения таких материалов, более того, это укажет потенциальному противнику на слабые стороны их конструкции и использования.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Вид изнутри на устройство внешних взрывостойких ворот шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. На переднем плане поставленный Китаем J-6 Farmer албанских ВВС, со снятыми пушками NR-23.


Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Внешний вид открытых выпуклых внешних взрывостойких ворот подземного укрытия шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. Основные выпуклые наружные взрывостойкие ворота укреплены так, чтобы передать избыточное давление взрыва на внешнюю раму. Верхние наружные взрывостойкие ворота закрыты.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Другой внешний вид открытых выпуклых внешних взрывостойких ворот подземного укрытия шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. Верхние ворота навешивается на правую сторону ворот. Бетонная арка над главным входом является характерной особенностью, наблюдающейся на китайских аэродромах. На переднем плане поставленный Китаем J-6 Farmer албанских ВВС.

Альтернативой китайским аэродромам могут служить аэродромы в других странах, построенные по тем же правилам, конструкции и техническим характеристикам. Ряд государств закупил значительное количество китайских самолетов с 1960-х годов, но только КНДР и прежний режим Ходжи в Албании также импортировали проектные данные и построили аэродромы с подземными укрытиями по спецификациям НОАК. Албания получала постоянную помощь от Китая до конца 1970-х годов, до того как их отношения рухнули.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Геометрия внешних взрывостойких ворот подземного укрытия шириной 14 метров.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Геометрия внутренних взрывостойких ворот подземного укрытия шириной 14 метров.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Главный тоннель шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. На переднем плане поставленный Китаем J-6 Farmer албанских ВВС. Область справа от самолетов освобождена для движения транспортных средств.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Главный тоннель 14 метров шириной в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. Конструкция представляет собой линейные сегменты. Обратите внимание на листовую облицовку.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Короткий ответвляющийся тоннель шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании. Этот пример используется для иллюстрации обслуживания самолета, в конкретном случае замены двигателя J-7 Fishbed.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Вид с другой точки того же тоннеля подземного укрытия 14 метров шириной в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Главный тoннель шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Главный тoннель шириной 14 метров в Gjadër авиабаза Lezhë-Zadrima в Албании, виден также изгиб тоннеля и самолеты J-7 Fishbed ранних моделей.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Короткое ответвление шириной 12 метров подземного укрытия на авиабазе Tirana-Rinas в Албании. Этот тоннель составляет около 60 метров в длину, что достаточно для размещения четырех самолетов J-6 Farmers.

Ряд важных замечаний, которые можно сделать, проанализировав приведенные изображения:
Расположение а: Основной туннель, соединяющий парные главные входы, обычно состоит из прямолинейных участков, к которым примыкают легко изогнутые участки. Это одна из возможных основных планировок и возможно самая простая для постройки;

Расположение б: Ответвляющиеся слепые тоннели длиной около 60 метров, соединенные с входами в основной тоннель. В албанских подземных укрытиях они используются для выполнения более глубокого обслуживания единичного самолета или в для размещения нескольких самолетов, припаркованных носом к хвосту. Из доступных изображений можно сделать вывод, что слепые тоннели соединены с главным тоннелем под прямым углом;

Геометрия: Применяются два основных сечения тоннеля. Первый имеет простое сечение шириной примерно 12 метров вплоть до пола тоннеля. Такая геометрия используется в подземном укрытии в Tirana-Rinas. Другой имеет сечение примерно 14 метров в ширину соединенное с вертикальными стенками высотой 3.4 метра с общей внутренней высотой арки в 6.3 метра. Последняя геометрия используется на авиабазах в Gjadër/ Lezhë-Zadrima и Kuçovë;

Входы и внутренние ворота: Основной вход в тоннель на авиабазах в Gjadër/ Lezhë-Zadrima и Kuçovë осуществляется через перевернутые Т-образные основные ворота. Навесные наружные взрывостойкие ворота состоят из нескольких стальных горизонтально открывающихся сегментов, дополненных меньшими вертикально открывающимися стальными воротами для прохода вертикального оперения самолета (см. иллюстрации выше). Неясно является ли такая конструкция достаточно герметичной при применении ОМП, хотя возможно поддержание избыточного давления внутри укрытия с целью обеспечения гермитизации при закрытых внутренних воротах. Внутренние ворота конечно используются для защиты от неблагоприятных погодных условий;

Внешние взрывостойкие ворота: Левые и правые основные и верхние распашные взрывостойки выпуклые ворота малого радиуса кривизны изготовлены из стали. На доступных фотографиях ворота имеют либо круглое сечение или цепное искривление, предназначенное для передачи нагрузки от давления взрыва на внешнюю рамку ворот. Распашные ворота открываются наружу на петлях так, что их внутреняя сторона выравнивается с левой и правой внутренней стеной тоннеля. Взрывостойкие ворота и верхняя бетонная конструкция стен находятся на расстоянии около 7 метров от оконечности холма, чтобы защитить открытые взрывостойкие ворота;

Внутренние взрывостойкие ворота: В ангаре на авиабазах в Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë вторая пара распашных взрывостойких ворот создает своеобразный шлюз для усиления защиты от ударной волны.

Внутренняя конструкция: Внутренние стены тоннелей выполнены из железобетона. Представляется, что метод строительства предусматривает создание рамы, деревянного настила для формирования формы и заливку бетона в короткие отрезки от 2-х до 3-х метров. Двенадцатиметровый тоннель в Tirana-Rinas имеет следы сегментов смежной заливки бетона. Черырнадцатиметровые тоннели в Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë имеют дополнительное внутреннее укрепление из стальных двутавровых балок с интервалом в 3 метра на линейных участках туннеля и всего лишь в 1 метр на поворотах туннеля. Скорее всего это являлось подкреплением окончательной конструкции, а также использовалось для поддержки опалубки при строительстве. Части туннеля в Gjadër/Lezhë-Zadrima свидетельствуют о провисании формы во время заливки бетона.

Дренаж: Просачивание воды отчетливо видно на соединениях между сегментами тоннеля в достаточном количестве, чтобы наблюдать лужи в обоих тоннелях в Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë;

Поверхностная отделка: Части стены тоннеля в Gjadër/Lezhë-Zadrima обшиты белым или светлым эмалированным листовым прокатом, тоже самое наблюдается и в туннелях НОАК. Стены других туннелей в Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë либо не заштукатурены либо гладко заштукатурены. Возможной причиной облицовки листовым прокатом может быть улучшения освещения туннелей, а также улучшение распространения УКВ радиоволн в тоннеле или скрытие коридора коммуникаций;

Разметка: Четырнадцатиметровые тоннели разделены белой линией разметки на расстоянии 10 метров вдоль одной из стен для хранения самолетов, а остальные 4 метра для автомобильного движения по всей длине тоннеля. Тоннели ВВС НОАК похоже используют аналогичную систему.

Конструкция четырнадцатиметрового тоннеля является очень распространенной в китайских укрытиях и судя по всему является гораздо более новой, чем конструкция двенадцатиметрового тоннеля. Внутренний объем ангара достаточен для размещения самолетов и предоставляет значительную свободу передвижения для заправщиков, погрузчиков оружия и движения других автомобилей обеспечения.

Диаграммы расположения укрытий на Gjadër/Lezhë-Zadrima и Kuçovë были составлены Roland Büchler после его посещения объектов и имеют фотографические доказательства.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Gjadër/Lezhë-Zadrima (см. выше) и Kuçovë (см. ниже) укрытия используют подковообразное/линейное сегментированное расположение (© Roland Büchler).
Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)


Вероятнее всего, самолеты всегда буксируются в один вход и вывозятся из другого. Самолеты, возвращающиеся с полетов, будут размещены в конце очереди и затем по туннелю постепенно пройдут необходимое обслуживание, заправку топливом и загрузку боезапаса по мере их приближения к другому концу туннеля. Самолеты, требующие больше времени обслуживания, будут размещены в ответвлениях туннеля, чтобы не препятствовать рутинному обслуживанию, заправке и перевооружению следующих по туннелю самолетов.

Конструкция внешних взрывостойких ворот, наблюдаемых в Албании, похожа на известные изображения китайских взрывостойких ворот подземных укрытий, но отличается от других, обладая целым рядом различных конструктивных особенностей. Взрывостойкие ворота албанских конструкций способны выдержать воздействие ударной волны и осколков при бомбардировке. Маловероятно, что одних взрывостойких ворот будет достаточно чтобы противостоять современным проникающим боеприпасам, таким как GBU-39/B или BLU-116/B. Возможно они отражают хронологический возраст конструкции, построенной в эпоху "неумных" боеприпасов. При закрытых внутренних и внешних воротах, внутренние ворота, скорее всего, остановят небольшие боеприпасы, которые смогут проникнуть через наружные ворота.

Конструкция внутренних ворот в этих туннелях не является особенно надежной при угрозе атаки управляемыми ракетами класса "воздух – земля". Проникающие боеприпасы, пробившие внешние ворота, скорее всего, выбьют внутренние дверные панели или соединения между панелями и даже если боеприпас не проникнет внутрь укрытия, то, скорее всего, его мощности будет достаточно чтобы заклинить одну или две створки ворот, исключая их эффективное функционирование.


Конструкция внешних взрывостойких ворот укрытия
Материалы из открытых источников указывают на существование нескольких различных конструкций взрывостойких ворот, по крайней мере два типа ворот используются для укрытий размером под "МиГ" и по крайней мере один для укрытий размером под "Beagle" и один для укрытий размером "Badger". Они подробно описаны ниже. Изображения любезно предоставлены Roland Büchler.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Укрытие на авиабазе Luyan/Ranghe-Zhen со сдвижными сегментированными внешними воротами размером под "Badger". Были сделаны дополнительные боковые тоннели для обеспечения нормального входа в укрытие при открытых внешних воротах.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Выше и ниже в деталях внешние ворота на авиабазе Luyan/Ranghe-Zhen.
Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Авиабаза Luyan/Ranghe-Zhen (см. выше) и Zhangjiakou (см. ниже) взрывостойкие внешние ворота размером под "Beagle". Сдвижные створки как правило открываются в одну сторону.
Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Авиабаза Zhangjiakou, взрывостойкие внешние ворота размером под "Beagle".

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Спутниковая съемка показывает, что это ангар размером под "Beagle" на авиабазе Luyan/Ranghe-Zhen на восточном склоне горы к югу от парных ангаров размером под "МиГ" заброшен. Построена кирпичная стена чтобы заблокировать вход.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Выше и ниже: Навесные взрывостойкие ворота укрытия размером под "МиГ" на неустановленной авиабазе.
Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Открытые навесные взрывостойкие ворота укрытия размером под "МиГ" на неустановленной авиабазе. Обратите внимание на камуфляжную сетку, натянутую над входом.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Укрытие на авиабазе Luyan/Ranghe-Zhen со сдвижными сегментированными внешними воротами размером под "МиГ" на восточном склоне горы.

Оценка возможностей подземного базирования ВВС Китая (Часть 2)

Навесные взрывостойкие ворота подземного укрытия ВВС НОАК размером под "МиГ".

В продолжении статьи:
Стратегия, конструкция и вместимость подземных авиабаз НОАК
Уязвимость подземных авиабаз
Обзор всех подземных авиабаз НОАК
Оценка вместимости подземных авиабаз НОАК
Детали конструкции и строительства подземных авиабаз
Общий план расположения авиабазы
Автор: Шон О'Коннор, Карло Копп
Первоисточник: http://www.ausairpower.net
Перевод: профессор

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. полковник 21 февраля 2012 10:03
    Статья интересная, но, к сожалению не отвечает своему заголовку: нет оценки возможностей описываемых укрытий, есть только описание конструкции, размеров, сечение и т.д., то есть нам предложили констатацию факта. Оценка предполагает анализ возможностей по вместимости, ремонту, обслуживанию и т.д. в конкретных цифрах: сколько и какого типа самолётов можно принять, отремонтировать, заправить в конкретном укрытии, в укрытиях страны в целом. Взрывоустойчивость ворот укрытий в цифрах (кг/кв.см), темп подготовки авиатехники к повторному вылету, ёмкость складов ГСМ и боеприпасов, возможности ремонтных подразделений, степень прикрытия силами и средствами ПВО и пр. Короче статья хороша как обзор, но на анализ "не тянет" при всём уважении к автору.
    1. профессор 21 февраля 2012 11:10
      Не спешите с выводами. На многие поставленные вами вопросы будут ответы в продолжении.
      В продолжении статьи:
      Стратегия, конструкция и вместимость подземных авиабаз НОАК
      Уязвимость подземных авиабаз
      Обзор всех подземных авиабаз НОАК
      Оценка вместимости подземных авиабаз НОАК
      Детали конструкции и строительства подземных авиабаз
      Общий план расположения авиабазы


      PS
      И пожалуйста не забывайте, статья для широкого круга читателей, а не для профессионалов из Генштаба. Поэтому сухих цифр будет не очень много.
      1. Max79 22 февраля 2012 00:20
        профессор,Статья поистине интересная!Жду продолжения.Профессор,а нет ли информации про то.есть ли в России такие (или подобие)баз?
        1. профессор 22 февраля 2012 10:05
          Спасибо. Продолжение займет некоторое время - помимо зависания на форуме надо ещё и на хлеб с маслом зарабатывать... sad
          На сколько мне удалось выяснить из печатных источников и от ветеранов ВВС, в СССР таких монстров не строили, а до 1967 года даже капониры были "не в моде". Самолеты выставляли в ряд и если нос хоть одного немного выступал то кто-то получал по голове.
          1. Max79 22 февраля 2012 16:27
            профессор,Приветствую вас.Интересные темы поднимаете!
            Еще такая тема не была на форуме,как защитные бункеры.Я,как-то давно читал про это.Даже англичанина показывали с персонально устроенным бункером от ядерных угроз.Если тему такую увидите,было бы не плохо ее здесь опубликовать! fellow
            1. профессор 22 февраля 2012 16:58
              Дайте домучить эту тему... wassat
              Далее будет статья о защите американской авиации, а потом если будет время и желание сделаю и о бункерах, здесь кстати ключевыми фигурами были французы.
  2. SVV 21 февраля 2012 10:08
    Автору спасибо за грамотную статью и отличные фотографии.
    SVV
  3. ПИСТОЛЕТ 21 февраля 2012 10:37
    Интересная статья, России тоже не мешало бы построить такой секретный подземный аэродром для наших истребителей
    ПИСТОЛЕТ
  4. киргиз 21 февраля 2012 10:46
    Нужно делать еще подземную ВПП с трамплином, открывающимся только при боевых действиях и никак внешне не обозначеных, исполнены ввиде впп под углом вверх
    1. FROST 21 февраля 2012 15:09
      Гениально. А садиться они на подземную ВПП как будут?) Должны будут попасть в плохих метеоусловиях или ночью в никак не обозначенную створку?) Вы хоть представляете сложность и стоимость строительства огромной полосы полностью укрытой под землей? Овчинка выделки не стоит.
      Автору перевода, отдельное спасибо за подбор столь интересной темы для материала.
      FROST
      1. киргиз 24 февраля 2012 08:33
        это ещё одна ВПП с замаскированой точкой выхода, а не единственная, а садятся пусть на обычной которую видно, а чтоб подешевле было надо людей с митингов набрать да определить отработку за подрывную деятельность, при современных технологиях на пятнашку приговаривать ненужно, года за три управятся
  5. ikrut 21 февраля 2012 14:47
    Да уж. если такое сооружение разместить где-то на горном побережье и соорудить взлет - посадку прямо из ангара ( в ангар) , да еще и укрепить ПВО - любая АУГ для такого укрепрайона может покурить в стороне. И если насколько таких систем разместить по периметру государства - будет совсем не плохо. Да и интереснее и подешевле, чем АУГ строить. ИМХО.
    1. FROST 21 февраля 2012 15:25
      посадку прямо из ангара ( в ангар)

      Это как?) Сеткой самолеты ловить предлагаете?)

      Да и интереснее и подешевле, чем АУГ строить.


      Чем интереснее? АУГ универсальная (можно сказать стратегическая) оборонительная и наступательная, высокомобильная и защищенная сила. Уничтожить статичный объект всегда легче.
      FROST
  6. TRex 21 февраля 2012 18:23
    В советские времена на территории Белоруссии не было такого сооружения? Я байки слышал, что истребители выходили "на воздух" уже на скорости отрыва от ВПП...
    1. vaf 21 февраля 2012 18:39
      Это байки.В ГСВГ нам от немцев ещё осталось были аэродромы, где дежурное звено запускало и взлетало( но по парно), стартуя прямо из капонира, в остальных же случаях почти везде,где были защищённые укрытия для самолётов возможен былтолько запуск, с дальнейшим выруливанием на МРД и ВПП для взлёта.
      А таких как у китайцев у нас то же имелось достаточное количество,надеюсь их "реформы" по Табуреткину&K не коснулись.
      А как обзорная статья,для "не военных" людей не плохая,сделанная по принципу-иди и смотри!
      vaf
  7. 755962 21 февраля 2012 20:26
    Интересная статья.Как интересно обстоят дела с подобными сооружениями в других странах?
    755962
    1. профессор 22 февраля 2012 21:45
      Подобные базы имеются в Северной Корее (20 баз), Китае, Тайване (1 база), Бывшей Югославии (6 баз), Швеции (3 базы), Швейцарии (2 базы), Албании (2 базы).
      1. 755962 23 февраля 2012 15:02
        Спасибо,профессор.Всегда с интересом читаю Ваши переводы.Очень убедительные аргументы и факты в форумах.Жду продолжения с интересом.
        755962

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня