Выдержит ли конкуренцию на мировом рынке российский авиапром?
С одной стороны, получение сертификата долгостроем SuperJet-100 дало возможность государству заключить ряд важных контрактов на десятки МС-21 и SSJ-100. Однако закон сохранения энергии продолжает работать, и если где-то прибавилось, значит, где-то и убавилось: так, проигрыш на индийском рынке, считающийся традиционно «нашим», наводит на мрачные размышления.
Напомним, что в октябре прошлого года стало известно о проигрыше России Соединенным Штатам Америки в борьбе за право осуществить поставку Индии 22 ударных вертолетов. Власти Индии российским вертолетам Ми-28Н предпочли американские Apache AH-64D разработки Boeing.
Далее Франция в январе этого года выиграла тендер на поставку ВВС Индии 126 многоцелевых истребителей четвертого поколения Rafale. В конкурсе также принимали участие американские истребители F-18 и F-16, европейский Typhoon консорциума Eurofighter, а также шведский Gripen NG. МиГ-35 российского производства выбыл из соревнования в апреле 2011 года. Отметим, что победа французских партнеров не является окончательной: окончательное соглашение стороны подпишут не раньше апреля, а по некоторым сообщениям, Великобритания сейчас делает все, чтобы эта сделка не состоялась, а решение было принято в пользу их Typhoon.
Российские МиГи это уже не спасет. Иностранные покупатели авиатехники российского производства в последнее время осторожничают, поскольку страны, имеющие на вооружении российские МиГи, не раз жаловались на сложности, которые возникают с послепродажным обслуживанием самолетов. Как утверждают представители индийской стороны, «Рособоронэкспортом» создавалось множество сложностей по поставкам запчастей. Военно-воздушные силы Индии вынуждены были выставлять тендеры на поставку запчастей для российских самолетов и вертолетов.
Также важный момент, отпугивающий покупателей, заключается в аварийности российских машин. В последние годы в Индии разбился не один десяток МиГов, их даже называют «летающими гробами». Они разбиваются и в России. Так, в сентябре 2011 года МиГ-31 потерпел крушение под Пермью, в результате крушения оба пилота погибли. Ранее, в июне того же года МиГ-29КУБ рухнул под Астраханью, экипаж самолета также погиб.
Еще одним аргументом против закупок российского военного авиапрома является отсутствие в нем надобности. Страны–клиенты в течение последних лет не вступали в военные конфронтации, это дало возможность им сохранить ресурсы по МиГам, стоящим на вооружении. Другие же отдают предпочтение модернизации имеющихся самолетов, что является в разы дешевле закупки новых.
Россия еще на протяжении четырех лет будет оставаться главным поставщиком Индии.
Однако не все потеряно. Россия рассчитывает, что многоцелевой вертолет Ка-226Т победит в тендере, предполагающем поставку Индии 197 вертолетов разведки и наблюдения. Конкурентом машины отечественного производства в этом тендере является вертолет AS550 C3 Fennec, разработанный компанией Eurocopter. Победитель определится в ближайшее время.
К тому же на днях в Индии принята на вооружение крупная партия вертолетов Ми-17В-5, поставка которых проходила в рамках заказа 2008 года. Во время торжественной церемонии, проходившей в Индии 17 февраля, глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин заявил, что Индия всегда была и по-прежнему остается важнейшим партнером России в сфере военно-технического сотрудничества, которое и в дальнейшем будет развиваться стабильно.
Находятся на рассмотрении заявки от США и России на поставку ВВС Индии 12 тяжелых транспортных вертолетов. Российская сторона предлагает Ми-26Т2, американская - CH-47F Chinook. По словам главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, эти тендеры являются даже более интересными (по сравнению с теми, которые были проиграны). По итогам 2 тендеров Военно-воздушные силы Индии могут подписать контракты на сумму около 2,5-4 миллиардов долларов.
Вообще, в этом году Россия поставит Индии военную технику и вооружение на сумму 7,7 миллиардов долларов (60% от всего российского экспорта и 80% индийского импорта).
В 2012 году Россия намерена передать Индии около 40 вертолетов Ми-17В-5, 9 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, 21 истребитель Су-30МКИ. В этом же году продолжится действие программ, связанных с модернизацией самолетов БПА Ту-142, истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-17 и отдельных систем. В период 2012-2015 годов Россия останется лидером в поставках вооружений Индии, о дальнейшем развитии ситуации (после 2016 года) сложно судить.
Авторитет, который зарабатывался в течение многих лет, просто так не потеряешь, однако на сегодняшний день перспективы МиГов туманны. Соперничать с современными истребителями США пятого поколения и дешевыми самолетами китайского производства весьма непросто. Самолет МиГ-35 будет предлагаться на внешнем рынке, но создавать истребитель четвертого поколения особого смысла нет. По мнению экспертов, есть смысл заняться беспилотными технологиями.
Однако самые большие надежды Россия связывает с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации ПАК ФА (Т-50), который заменит Су-27 и МиГ-29 в ВВС России. Планируется запустить серийное производство в 2015 году. Также, в рамках сотрудничества с Индией, идет создание экспортной модификации самолета FGFA (истребителя пятого поколения).
По мнению представителя агентства «Авиапорт» Пантелеева, нужно создавать достаточно много самолетов, так как если самолет не эксплуатируется интенсивно в своей стране, то его экспортные возможности будут недостаточно высоки.
Информация