Як – 90!



Ровно 90 лет назад, 12 мая 1927 года впервые поднялся в воздух АИР-1 – первый самолет знаменитого советского авиаконструктора Александра Яковлева. Этот день считается неофициальной датой рождения Яковлевского КБ, ныне – ОАО "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева". За прошедшие годы в этой организации было создано свыше 200 различных летательных аппаратов, из них более 100 – серийных. И сейчас она по-прежнему является одним из ведущих разработчиков перспективных образцов российской авиатехники, таких как учебно-боевой самолет Як-130, учебно-тренировочный Як-152, авиалайнер XXI века МС-21-300 и разведывательно-ударный БПЛА "Прорыв". Поздравляю яковлевцев с юбилеем!

На заставке – АС. Яковлев (справа) и механик Б.Н. Подлесный закрепляют шомпольным замком панели капота АИР-1. Во время создания этого самолета Яковлеву был всего 21 год.




АИР-1 еще без полотняной обшивки в центральном зале клуба Военно-воздушной академии, где проходила его сборка. До революции в этом здании размещался ресторан “Эльдорадо”. При работе над машиной Яковлеву приходилось сочетать должность главного конструктора с обязанностями слесаря-сборщика, бухгалтера, администратора и даже уборщика. Он и его товарищи работали вечерами и по выходным, ни о какой оплате труда речи не было. Постепенно Яковлев собрал вокруг себя группу энтузиастов, которые составили основу его КБ, либо в дальнейшем сформировали собственные конструкторские коллективы.



АИР-1 перед началом летных испытаний. Первоначально этот самолет назывался ВВА-3 в честь Военно-воздушной академии. Однако потом Яковлев решил переименовать его в АИР-1 в честь Алексея Ивановича Рыкова – тогдашнего главы советского правительства и руководителя Авиахима (Добровольное общество содействия авиации и химии, предшественник ДОСААФ), который оказал молодому авиаконструктору финансовую поддержку.

В ряде книг и статей встречалось утверждение, что Яковлев дал самолету инициалы Рыкова, поскольку тот якобы являлся его тестем. Однако это неправда. В 1927 году Яковлев еще не был женат, а его будущая жена – летчица-спортсменка Екатерина Медникова не имела с Рыковым никаких родственных связей. И хорошо, что не имела, поскольку в 1938 году Рыкова репрессировали как "врага народа".

Испытания АИР-1 показали устойчивость и управляемость машины, легкий взлет и простую посадку, неутомительное управление. Самолет мог стабильно лететь по прямой даже с брошенной ручкой. Он надежно держался на крутых виражах, не теряя высоты и не сваливаясь в штопор. Одним словом, первое изделие Яковлева обладало прекрасными для своего класса летными данными, несмотря на то, что сделал его самоучка, не имевший специального образования.



19 июля 1927 года летчик Юлиан Пионтковский установил на АИР-1 с бортовым кодовым обозначением R-RAIR мировой рекорд дальности и продолжительности полета для легкомоторных машин, пролетев без посадки 1420 километров от Севастополя до Москвы. Для этого двухместный самолет переделали в одноместный: вместо передней кабины установили дополнительный топливный бак, а вырез кабины закрыли фанерным обтекателем.

Достижение Пионтковского более чем в полтора раза перекрывало предыдущий мировой рекорд, установленный на самолете французской фирмы "Кодрон". Но, к сожалению, Советский Союз тогда еще не входил во Всемирную авиационную федерацию – FAI, поэтому рекорд АИР-1 не был официально зарегистрирован на международном уровне.



Сверху вниз: АИР-1 в своем первоначальном виде, он же после переделки в одноместную рекордную машину и второй экземпляр самолета – АИР-2 "Пионер". Этот аэроплан Яковлев построил на средства, собранные по подписке детской газетой "Пионерская правда". После его постройки Яковлев получил звание "почетный пионер" с правом ношения пионерского галстука.



Подлинный экземпляр АИР-1 в Крсногорском музее истории техники Вадима Задорожного.
Автор: Вячеслав Кондратьев
Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/625051.html


Читайте "Военное обозрение" в Яндекс Новостях

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также

Комментарии 12

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец (николай) 13 мая 2017 06:06
    Спасибо! Автор. А ОКБ-115 поздравляю с неофициальным юбилеем. Когда-то зачитывался книгами А.С.Яковлева об истории нашей авиации. Да и в ВОВ основу нашей истребительной авиации составляли машины Яковлева.
    1. bouncyhunter (Паша) 13 мая 2017 13:35
      Присоединяюсь к поздравлениям ! drinks Книга А.С.Яковлева "Рассказы авиаконструктора" стоит на почётном месте в моей домашней библиотеке .
      1. Aqela (Олег Романов) 29 марта 2018 23:14
        Читал "Цель жизни". winked
  2. parusnik (Алексей Богомазов) 13 мая 2017 08:17
    Аббревиатура АИР использовалась как часть наименования самолетов А. С. Яковлева вплоть до АИР-18 в 1937 году, когда был репрессирован А. И. Рыков. После этого самолеты А. С. Яковлева обозначались только порядковым номером, например "22 Яковлева", либо порядковым номером с указанием назначения - ББ-22, И-26, УТ-2 и др. вплоть до И-30. Это продолжалось до декабря 1940 года, когда по постановлению правительства все советские самолеты получили названия по первым буквам фамилий главных конструкторов ,в том числе Як. При упоминании в литературе самолетов АИР их стали именовать "Я" в отличие от "Як". Обозначение АИР было восстановлено в 1966 году, еще до официальной реабилитации А. И. Рыкова, в первом издании книги А. С. Яковлева "Цель жизни".
    1. Aqela (Олег Романов) 29 марта 2018 23:13
      Читал "Цель жизни" (вон - на полке), но вот расшифровку АИР там не припоминаю. Вообще, как понял, Яковлев был всегда не только хорошим авиаконструктором, но и изрядным дипломатом wink
  3. костя андреев (Костя) 13 мая 2017 09:14
    Яковлев талантливый человек! И как конструктор (имея слабый движок сделать один из лучших истребителей)и как лоббист своих машин (як 2) и как писатель!
    Желаю отметить 100!
    ПС. Как же 35 похож на 141.
  4. perevozthikov (Перевозчиков Борис Леонидович) 13 мая 2017 09:50
    Не стоит подходить к дате 12 мая так однобоко. 12 мая 1927 г на харьковском аэродроме состоялся первый полёт самолёта К-2 конструкции Калинина.
    1. амурец (николай) 13 мая 2017 13:55
      Цитата: perevozthikov
      Не стоит подходить к дате 12 мая так однобоко. 12 мая 1927 г на харьковском аэродроме состоялся первый полёт самолёта К-2 конструкции Калинина.

      Спасибо что напомнили. "Трагическая судьба талантливого авиаконструктора Константина Алексеевича Калинина и его знаменитые самолеты серии «К» будут еще долго привлекать к себе внимание людей, интересующихся историей. Гибель в годы сталинских репрессий одного из замечательных представителей технической элиты страны отразилась, без сомнения, на путях развития отечественной авиации. Об этом уже много говорилось."
      http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/samolety
      _mira_2000_04/p2.php
      Одно время, а судьбы конструкторов разные. https://topwar.ru/12796-neizvestnyy-vladyka-nebes
      -transkontinentalnyy-samolet-kalinina-k-7.html
  5. svp67 (Сергей) 13 мая 2017 12:47
    Самый лучший подарок "яковлевцы" должны сделать сами себе и всей стране, а именно обеспечить первый вылет и спокойное, согласно графика испытание вот этого своего самолета

  6. 52гим (Корягин Геннадий) 13 мая 2017 13:14
    Ну, с Юбилеем , ОКБ-115! Надеюсь, трудное время позади, и имя "ЯК" снова будет часто встречаться в небе и на аэродромах! drinks
  7. CastroRuiz (CastroRuiz) 13 мая 2017 14:59
    Mashina urovnia PMV.
  8. Aqela (Олег Романов) 29 марта 2018 23:10
    Интересно, что я впервые встретил расшифровку названия АИР... wink
Картина дня