Опыт моментального взлета

10
Созданный инженерами Александром Березняком и Алексеем Исаевым самолет БИ-1 (обозначение по фамилии конструкторов или, может быть, «ближний истребитель») представлял собой деревянную машину, жидкостный ракетный двигатель которой работал на керосине и азотной кислоте. ЖРД разработали Леонид Душкин и Владимир Штоколов.

Заложенная в истребитель философия боевого применения была проста – «мгновенный» взлет, столь же стремительная атака вражеского бомбардировщиков и посадка при планировании, т.к. топливо к этому моменту выгорало. Это, конечно, не фронтовая машина, а перехватчик объектовой ПВО. Малая продолжительность полета (15 минут) не позволяла рассчитывать на иное использование, зато скорость (800 км/ч, а расчетная – 1020 км/ч на большой высоте) и скороподъемность (время набора высоты 5000 м – полминуты) были по тому времени потрясающими.



Опыт моментального взлета


Было намерение выпустить три-четыре десятка машин и, возможно, поставить их на вооружение Красной Армии, но гибель Бахчиванджи перечеркнула эти планы



Вооружение БИ-1 составляли две 20-мм пушки ШВАК. Предусматривалась даже бомбовая нагрузка – около 40 кг, для сброса на строй вражеских самолетов с поражением их осколками и взрывной волной.

Первый полет, состоявшийся 15 мая 1942 года с аэродрома Кольцово (ныне международный аэропорт Екатеринбурга), на БИ-1 совершил известный летчик-испытатель Бахчиванджи, успевший повоевать на МиГ-3 при обороне Москвы и имевший на боевом счету несколько сбитых машин люфтваффе. Увы, новый чудо-истребитель и погубил Григория Яковлевича – 27 марта 1943 года самолет сорвался в пикирование, выйти из которого не удалось. Причиной была классическая, принятая для обычных поршневых машин конструкция с прямым крылом, склонным к затягиванию самолета в пикирование при «реактивных» скоростях. Вообще, БИ-1 был сложен в пилотировании, к тому же наличие за спиной летчика бака с азотной кислотой само по себе создавало неблагоприятный психологический эффект, поскольку агрессивный компонент топлива, находясь под давлением, норовил прорваться наружу.



Тем не менее, вслед за БИ-1 построили опытную войсковую серию (восемь штук) ракетных перехватчиков, известных под обозначениями БИ-2 и БИ-ВС. По некоторым сведениям, было намерение выпустить три-четыре десятка машин (и значит, возможно, поставить их на вооружение ВВС Красной Армии), но гибель Бахчиванджи перечеркнула эти планы. Тем не менее, опытная эксплуатация самолетов «БИ» позволила накопить отнюдь не лишний опыт для большой советской реактивной авиации.

Стоит отметить, что «объектовые» истребители-перехватчики с ЖРД – «мессершмитты» Me.163 «Комет», детища Александра Липпиша, – использовались с 1944 года немцами для защиты промышленности от ударов союзной авиации. Хотя они и были более прогрессивной конструкции (в частности, имели стреловидное крыло), нежели БИ-1, серьезных успехов в борьбе с бомбардировщиками противника достичь не удалось.

Идея создания оснащенных ЖРД истребителей объектовой ПВО после войны некоторое время теплилась во Франции, где в 1950-е отрабатывались весьма оригинальные перехватчики «Тридан» и «Дюрандаль». Правда, эти изделия, рассчитанные на сверхзвуковую скорость (порядка двух Махов), имели не «чисто» ракетные, а комбинированные двигательные установки, состоявшие из ЖРД и турбореактивных двигателей (соответственно одного и двух и по одному). В СССР подобный самолет, от которого ожидали скорости в 1,8М, намеревался создать коллектив Березняка в самом конце 1940-х. Однако развитие ТРД, да еще с применением форсажных камер, закрыло вопрос о целесообразности широкого использования в авиации прожорливых ЖРД.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 мая 2017 08:27
    Статья даже больше чем ни о чём.
    Автору следовало хотя бы ознакомится со статьёй четырёх летней давности.
  2. +1
    14 мая 2017 10:02
    Память об этом самолете и летчике-испытателе Бахчиванджи Григории Яковлевиче
  3. 0
    14 мая 2017 13:50
    Раньше думал, что принудительная подача топлива и окислителя наддувом баков - тупик и не от хорошей жизни, просто не было мощных турбонасосов, как у Вальтера. Но оказалось- и американцы с Луны на таких движках взлетали, и послевоенные тактические ЖРД-ракеты были такими . Кстати, интересный момент- чтобы баки держали давление, их снаружи обматывали стальной проволокой. Простое и сердитое инженерное решение.
    1. +3
      5 июня 2017 15:06
      Советские автоматические станции - да, с Луны взлетали, и даже грунт (да, крохи) привозили на Землю. Американские сверхчеловеки - не взлетали, ибо сначала для этого надо было туда сесть. А еще раньше - долететь. Голливудские фильмы доказательством не являются :)
      1. 0
        21 февраля 2018 18:04
        Цитата: e_krendel
        Советские автоматические станции - да, с Луны взлетали, и даже грунт (да, крохи) привозили на Землю. Американские сверхчеловеки - не взлетали, ибо сначала для этого надо было туда сесть. А еще раньше - долететь. Голливудские фильмы доказательством не являются :)
        - да, да... И Гагарин в космос не летал! И земля плоская! laughing
  4. +3
    14 мая 2017 14:59
    БИ-1 (обозначение по фамилии конструкторов или, может быть, «ближний истребитель»)

    Только по по фамилии конструкторов, других обозначений в то время уже не принималось...
    но гибель Бахчиванджи перечеркнула эти планы

    Не совсем так, к тому времени стала менее актуальна ПВО Москвы, и основное то, что данный самолет практически не возможно было держать на боевом дежурстве (из за агрессивности компонентов топлива), готовить к вылету долго. По отой причине как истребитель ПВО он был мало пригоден, а для других целей не подходил совсем. Гибель Бахчиванжи "свернула" работы в этом направлении до "лучьших времен"... hi
  5. 0
    15 мая 2017 00:25
    Ну не шмогли. Немцы смогли, а СССР нет :( Бывает.
    1. +2
      17 мая 2017 23:14
      Чего мы не смогли? Мы даже одно из ближневосточных государств смогли!
      И чего немцы "смогли"? Кроме создания бесполезных трат ресурсов, хотя, трудовые ресурсы были дармовые, как и денежные после Хрустальной ночи. Можно рассуждать про Ме-262, не совсем по теме, так их поршневые самолёты сбивали, И.Н. Кожедуб, например. Вот истребление людей, особенно одной национальности, поставить на промышленные рельсы... тут да, смогли.
  6. 0
    16 мая 2017 23:23
    Абсолютно никчемный ракетоплан. И самолётом то его не назовёш,
  7. +2
    26 июня 2017 01:29
    Цитата: e_krendel
    Советские автоматические станции - да, с Луны взлетали, и даже грунт (да, крохи) привозили на Землю. Американские сверхчеловеки - не взлетали, ибо сначала для этого надо было туда сесть. А еще раньше - долететь. Голливудские фильмы доказательством не являются :)


    ну вы ещё скажите, что Брюс Виллис на астероид не высаживался... ;)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»