Человек, опередивший своё время. К 120-летию со дня рождения Роберта Бартини

25
Человек, опередивший своё время. К 120-летию со дня рождения Роберта Бартини


14 мая исполнилось 120 лет с того момента, как далеко за пределами нашей страны родился человек, который сыграл значительную роль в развитии нашей авиации.





Роберт Людвигович или Роберто Орос ди Бартини.

Имя его известно, пожалуй, всем, кто интересуется историей авиации. И не очень известно общей массе. Немудрено, потому что самолеты Бартини не получили такого распространения, как Туполева, Яковлева или Ильюшина. Но идеи…

«Бартини не боялся гибели своих начинаний. Он был богат, безмерно богат идеями и поэтому щедр. Когда мы создавали наш первый тяжелый транспортный самолет, я попросил у него чертежи разработанной им для своего самолета оригинальной конструкции грузового пола. Он немедленно прислал нам полные рабочие чертежи. А сам? Прекрасно задуманный самолет остался недостроенным. Ему поразительно не везло. То прекратилась начатая работа, то реорганизация лишала его производственной базы.
А он продолжал и продолжал работать.
Мы все в долгу у него…»

О. К. Антонов.

«Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»
А. С. Яковлев.

«Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника».

«Я могу назвать Бартини своим учителем, учителем в понимании невероятного».

С. П. Королев.

«Судьба Бартини позволит, когда она будет изучена, сформулировать некоторые важнейшие закономерности выявления и становления конструкторского таланта».
С.В. Ильюшин.

Можно было бы долго говорить о биографии Бартини, в которой немало «белых пятен». Но какая разница, был ли он австро-венгерским аристократом или итальянским коммунистом, если всю свою жизнь он посвятил одному делу — чтобы в небо поднимались самолеты с красными звездами на крыльях. И "чтобы красные самолеты были всегда сильнее черных" (Р. Бартини).

Остальное — несущественные мелочи.

Потому без разницы, был ли бароном или нет Роберто Орос ди Бартини, а вот то, что Роберт Людвигович Бартини отдал всю свою жизнь на служение советскому народу — факт. За что ему огромное спасибо, пусть и так поздно. Но память — штука вредная. Пока человека помнят, он жив. Как живы идеи Бартини, воплощенные в работах других конструкторов.

Действительно, многие писавшие о Бартини отмечали, что при всей своей гениальности он катастрофически был неудачлив в вопросах доведения проекта до серийного выпуска. И многие конструкторы использовали разработки Бартини в своих проектах.

МБР-2 (морской ближний разведчик), фактически, единственный гидросамолет, точнее, летающая лодка, в ВВС РККА в Великую Отечественную. Построен в 1932 году ОКБ Бериева. А МБР-1? Или просто МБР. Представлен Бартини в 1930 году.

Бериева и Бартини связывала долгая совместная работа. Именно в Таганроге появлялись на свет монстры, опережавшие свое время и удивлявшие весь мир.







"Сталь-6" развивал скорость свыше 400 км/час в то время, когда для истребителя вполне хорошей считалась скорость 280-300 км/ч.



Сталь-7, самолет, соединяющий большие скорости с большой дальностью полета. На нем установлен в 1939 году мировой рекорд скорости (405 км/час) на дистанции 5000 км.



Крыло типа "обратной чайки" и сочленение с фюзеляжем, разработанные Бартини, давали наряду со скоростью очень легкое управление.

Ер-2. Дальний бомбардировщик с очень тяжелой судьбой. Создавался на основе «Сталь-7». Главным конструктором был назначен на тот момент парторг и инженер (весьма перспективный) Владимир Григорьевич Ермолаев, ученик Бартини. Сам Бартини к тому времени находился в тюрьме за антисоветскую деятельность.





С помощью учителя Ермолаев довел самолет до конца и ЕР-2 занял свое место в строю авиации дальнего действия. Смерть Ермолаева от тифа 31.12.1944 стала с одной стороны смертью ОКБ Бартини, с другой стороны, кадры влились в создаваемое ОКБ Сухого.

«Стратегические треуголки» проектов А-57, А-58, Ф-57, А-55 не взлетели, но именно от этих проектов отталкивался Туполев, создавая Ту-144.

ДАР, дальний арктический разведчик, уникальная для 1935 года машина. Взлетал с любой поверхности, будь то снег, лед, вода. Именно на нем Бартини впервые применил метод, который сегодня именуется «эффектом Бартини».

«Эффект Бартини» — явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винтов самолёта за счёт компоновки двух моторов тандемом либо тандемной связки винтов.

При разработке ДАРа Бартини пошел таким путем: два пропеллера, соосно посаженные на один вал, вращались в разные стороны. При испытании модели ДАРа эффект Бартини был выражен в приросте тяги винтов в 25—30 %.

Знакомо, не правда ли? Действительно, от Ту-114 до Ту-95.

Можно много было бы написать слов о том, как не давали дороги проектам Бартини. Многие из его разработок «не прошли» именно из-за подковерных игр, некоторые просто потому, что промышленность не могла строить серийно такие самолеты.

Но в истории нашей авиации был такой человек, как Роберт Бартини. И он дал развитию и становлению столько, что по силам не каждому.

Просто скажу: вечная память и вечная благодарность!
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    16 мая 2017 07:10
    действительно, люди живы пока жива память о них. надеюсь эта заметка вырастет в цикл статей о великом Бартини.
    1. +2
      16 мая 2017 08:55
      Я узнал о нём в конце 70-х,если не ошибаюсь, из публикации в журнале "Наука и жизнь". В 1915 солдат австро-венгерской армии Бартини попал в русский плен. Остальное уже известно...
  2. +7
    16 мая 2017 07:22
    Величайший мечтатель советского авиастроения. На мой взгляд их таких двое было - Бартини да Мясищев. Мечтатели в том смысле, что рождали проекты масштабные, нетривиальные и, зачастую, за гранью фантастики. Поэтому, возможно, и были у них многочисленные провалы и КБ их сталкивались с проблемами.
    P.S. от Ту-114 до Ту-95. Во-первых, наоборот жеж. Во-вторых, на ДАР использовалась не совсем такая схема. Если говорить о применении подобной схемы, то тут больше всех отличилась фирма Дорнье До - 26 и До - 335. В-третьих, если уж за соосными винтами, то лучше указать от ту-95 (или XF8B) до какого-нибудь ан-70. Всяко по времени разлет будет побольше чем от ту-95 до ту 114, которые по степени родства приблизительно как родные братья.
    1. +5
      16 мая 2017 08:22
      Цитата: dumkopff
      На мой взгляд их таких двое было - Бартини да Мясищев.

      Я бы еще Глеба Евге́ньевича Лози́но-Лози́нского к ним добавил...
      1. +2
        22 мая 2017 23:41
        Цитата: svp67
        Глеба Евге́ньевича Лози́но-Лози́нского к ним добавил..

        Г. Е. Лозино-Лозинский спроектировал и построил Буран. Да, к огромному сожалению, Спираль не прошла.
        Если бы Бартини была организована гос. поддержка на 30% от Туполева, хотя-бы, советская авиация имела бы удивительное обличье. От его идей до сих пор дух захватывает.
        1. 0
          16 января 2018 19:17
          Лозино-Лозинский, кроме всего прочего, имеет непосредственное отношение к таким шедеврам авиации, как Миг-29 и МиГ-31. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий. (с) ВикиПедия.
          И вообще - тоже человек-глыба!
          Насчет Бартини - думаю, приведенные в статье цитаты известнейших наших конструкторов говорят сами за себя! И тем более хвала Бартини, что смог воспитать таких учеников. И эти ученики - тоже Люди с большой буквы, коли так о нем говорили!
    2. +1
      16 мая 2017 11:02
      я склонен меньше ценить Мясищева. Наряду со смелыми решениями, многие его проекты имели серьезные изъяны.
  3. +4
    16 мая 2017 07:52
    Первые фото про ВВА-14.
    ВВА-14 (Вертикально-взлетающая амфибия, модификация: экранолёт 14М1П) — экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец) конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки. Первый полёт — 4 сентября 1972 года. Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлёта была проведена последняя модификация (14М1П) — превратившая аппарат в экраноплан (1976).

    А вот так он выглядит сейчас.
    1. jjj
      0
      16 мая 2017 10:56
      Этот "Змей Горыныч" считался не экранопланом, а экранолетом, поскольку мог летать как обычный самолет. Но у него, вследствие экранного эффекта была затруднена посадка, а от воды он так и не смог оторваться. Пока доводили, появились другие машины, и надобность отпала
  4. +1
    16 мая 2017 07:59
    При разработке ДАРа Бартини пошел таким путем: два пропеллера, соосно посаженные на один вал, вращались в разные стороны. При испытании модели ДАРа эффект Бартини был выражен в приросте тяги винтов в 25—30 %.
    Но вот что произошло дальше. "«ДАР» построили, но только, по настоянию Чухновского, с классической тандемной силовои установкой – с толкающим и тянущим воздушными винтами, как на самолете «Валь». Окончательная сборка машины проходила в Ленинграде на судостроительном заводе, и там же на Неве в Гребном порту начались его испытания."
    "В мае 1936 года председатель Комитета Обороны В.М.Молотов подписал постановление, согласно которому комиссии в составе А.Н.Туполева, Г.И.Лаврова, Д.П.Григоровича, М.М.Громова и Ромашкина предписывалось «обследовать на месте (Ленинград) состояние самолета «ДАР» конструкции т. Чухновского и определить возможность выпуска этого самолета на полетные испытания. Срок работы – декабрь…»."http://arsenal-info.ru/b/book/4011906
    439/10 Ссылки на источник информации.
    Автору спасибо, что напомнил о таком талантливом и неординарном человеке Р.Л. Бартини.
  5. +5
    16 мая 2017 08:36
    Как всегда, Скоморохов поражает своей универсальностью и, как следствие, отсутствием глубины. Роберт Людвигович, несомненно, выдающийся конструктор с трудной судьбой. Но не стоит приписывать применение соосных винтов исключительно ему. Опять же, оживальное крыло, использованное на Ту-144 не имеет к Бартини никакого отношения. Этот гениальный конструктор создавал выдающиеся аппараты абсолютно не приспособленные к серийному производству, над их адаптацией к серии надо было ещё много работать, и не факт, что был бы результат. Автору следовало хотя бы ознакомиться с книгой И. Чутко "Мост через время" (М. 1989). Стиль заметки - как у передовицы в окружной газете к очередному празднику.
    1. +2
      16 мая 2017 09:09
      Скорее он проектировал аппараты близкие к нонешнем понимании интегральной компоновки, даже подобие корневого наплыва имелось. Понятно что это концепты.
      1. 0
        22 мая 2017 20:39
        Интегральную компоновку и наплыв на крыле (обязательно острый) надо рассчитывать, а не пытаться угадать
    2. +1
      16 января 2018 19:26
      Тут с Вами соглашусь - привязки к реалиям производственных возможностей у конструкций Бартини минимальны. Но, как где то здесь верно сказали (в комментах) - человек создавал отличные концепции развития. Конечно, не он один, но один из..
      Да и фактор воспитания конструкторской школы тоже из его заслуг выкидывать не стоит. Смелости и некоторой авантюрности технических решений хорошему конструктору тоже надо учиться.
      1. 0
        16 января 2018 19:54
        Да кто же спорит - конструктор выдающийся. Только книга о нём И. Чутко "Мост через время" М, 1989, написана дубово.
  6. +7
    16 мая 2017 09:44
    Талантливейший человек! Как говорят "Поцелованный Богом в макушку"... Величайший Инженер и Конструктор!
    Но в конкурентной борьбе оказались сильнее беспринципные Туполев и Яковлев, более прагматичные чем идеалист и фантазёр Бартини. Эта парочка многих "сожрала"...
    1. +4
      16 мая 2017 11:08
      к сожалению, это так. И Яковлев, и Туполев слишком многих сожрали. Например, Туполеву приписывают то, что он постепенно похоронил проект сухого т4 и собственно, сам Сухой это не смог пережить и умер. Нельзя сказать, что позиция Яковлева и Туполева была совсем не верной - нужно было избавляться от кучи "прожектеров" и это тоже правда, но не подковерной борьбой, а сравнением прототипов на конкурсе. К сожалению, так было далеко не всегда.
    2. +1
      16 мая 2017 17:53
      Точнее и не скажешь - именно Инженер и Конструктор, с Большой буквы!
      Бартини, Мясищев... Тут их романтиками от авиации назвали - спорить не буду, но хочу сказать - на мой взгляд, это отнюдь не прожектёры в розовых очках, а грамотные и смелые учёные, не боявшиеся новаторских и смелых решений
  7. +3
    16 мая 2017 10:24
    При СССРеще в школе прочитал про него книгу , очень не ординарный , интересный человек , интересной судьбы..
    Факт он опережал время и технологические возможности
    1. +1
      16 мая 2017 18:12
      Сам был поражён масштабом этого человека, когда узнал о нём (ещё в детстве). В СССР он был в тени, по сравнению с авиаконструкторами, чьи имена были на слуху (не для специалистов, конечно).
  8. +5
    16 мая 2017 11:45
    А ещё прототип Воланда ("иностранный консультатнт"). Главный принцип, который сформулировал Бартини, специально для России, забыт. Вот он:
    "Догнать нельзя, надо бежать наперерез" (Л. Бартини).
    1. +1
      16 мая 2017 18:06
      Ну, всё же, Воланд - персонаж инфернальный, так что называть материалиста и коммуниста Бартини его прототипом я бы не стал :)
      А вот что Бартини любил и уважал свою новую Родину, СССР, и делал, всё, что мог для её процветания и возможности нести в Мир те идеи, в которые верил - это бесспорно
      1. +1
        17 мая 2017 11:05
        Это культурологический факт (google Вам в помощь). Насчёт материалиста не уверен, но то, что такой человек, аристократ, сознательно уехал в СССР, означает, что СССР в то время "бежал наперерез". Кстати, очень любил женщин. И они его тоже. Очень.
  9. +1
    17 мая 2017 15:49
    Про таких говорят - генератор идей.
    Реализовать не мог, к сожалению.
  10. 0
    11 февраля 2018 10:49
    есть книга о нём-такие фото есть что больше я не видел ни у кого