«РиоРита – радость Победы». Всероссийская акция и приметы послевоенного времени



В прошлый раз, рассказывая о питерском проекте воссоздания послевоенной эпохи «РиоРита – радость Победы», мы начали разговор и символах того времени. Говорили о музыке, о стеклянных конусах, в которых продавались лучшие в мире соки, и о жизни в послевоенные годы.

Две реальности


Многие историки, да и люди, заставшие то время, пишут о том, что продовольственное положение было критическим. На заводах кормили хуже, чем в войну. В магазинах было пусто, а вареная картошка и квашеная капуста считались праздником на столе.
Но была и другая реальность. И существовала она не для рядовых, а для особых людей и иностранцев - коммерческие магазины.



«Продовольственные магазины в Москве очень большие, как и рестораны, они делятся на два вида: те, в которых продукты можно приобрести по карточкам, и коммерческие магазины, также управляемые государством, где можно купить практически простую еду, но по очень высоким ценам. Консервы сложены горами, шампанское и грузинские вина стоят пирамидами. Мы видели продукты, которые могли бы быть американскими. Здесь были банки с крабами, на которых стояли японские торговые марки. Были немецкие продукты. И здесь же лежали роскошные продукты Советского Союза: большие банки с икрой, горы колбас с Украины, сыры, рыба и даже дичь. И различные копчености. Но все это были деликатесы. Для простого русского главным было, сколько стоит хлеб и сколько его дают, а также цены на капусту и картошку», - писал в своих записках американский прозаик Джон Эрнст Сте́йнбек, приезжавший в нашу столицу, спустя два года после Победы.

Так что пирожки, соки, конфеты и мороженное на "Рио Рите" - это что - из кино, из мечты советского человека о новом счастье.

Одежда

Что организаторы воссоздали прекрасно, так это одежду. Парни и девушки - многие в военной форме, многие в скромных платьях, с простыми прическами и украшениями, сделанными своими руками.



Несколько таких платьев хранились в комоде моей прабабушки - ручной шов, сдержанная расцветка, крепкие пуговицы. Удивительно, что они пролежали в сундуке полвека и не испортились. Еще у прабабушки из косметики были лишь помада и духи. И я ни разу не слышала от нее о том, что женская красота должна быть броской. Человек другого времени.

«Женщины очень мало или совсем не пользуются косметикой. Их одежда была хоть и опрятной, но не очень нарядной. Большинство мужчин носили военную форму, хотя они уже не служили в армии. Форма была единственной одеждой, которую они имели. Форма была без знаков различия и погон», - писал о послевоенных годах американец Джон Эрнст Сте́йнбек.

С одеждой в стране было трудно. Донашивали форму, доставали то, что осталось в шифоньерах, получали в дар мужские брюки и рубашки от соседей, сыновья и мужья которых не вернулись с войны. Потом началось поточное производство однообразных вещей.



"Выбрать костюм или пальто по росту или по своему вкусу не разрешалось. Для всех людей: высоких и низких, толстых и худых, для всех брюнетов, блондинов, лысых и чубатых имелся один стандарт: темно-синее пальто, черный костюм, коричневые туфли, черные шляпы, носки и рубашки цвета свежей глины. Но самыми страшными были, конечно, галстуки. Глядя на них, почему-то вспоминался купеческий трактир на старой Нижегородской ярмарке", - писал советский журналист, фельетонист, драматург Семен Нариньяни.

Но девушки в любое время остаются девушками, поэтому выкручивались, как могли - вместо дефицитных капроновых колгот начали носить белые носочки. Сегодня они выглядят символом той эпохи.

Мода

Впрочем, в Москве уже в 1944 году начал работать Дом Моделей на Кузнецком Мосту. Этим правительство подчеркнуло, что исход войны уже ясен и надо заботиться мирном и красивом будущем. К тому же стояла задача продемонстрировать всем, что наша экономика и легкая промышленность может развивать и моду. Но денег не было. Поэтому по-настоящему работать Дом Моделей стал только после 1948 года.

Простых людей эти изменения опять не коснулись. Трудно думать о моде, когда дома нечего есть. Поэтому одежда шилась по принципу из старого - новое.

«РиоРита – радость Победы». Всероссийская акция и приметы послевоенного времени


Наши женщины научились кроить из занавесок нарядные платья, из одного мужского пальто у умелой мастерицы выходило два детских. Свитера - отдельная тема. Их можно было перевязывать практически бесконечно: свитер, безрукавка, шапка, шарф, носки. Из брезента шили сумки и портфели.

Все это было простое, без изысков. Однако параллельно с отсутствием моды для народа, женщины начали активно интересоваться шляпками. Этот головной убор, что называется, "делал лицо".

На дому начали принимать мастерицы, которые по журнальным рисункам собирали самые замысловатые шляпки. И приметой модниц 1946-1948 года стала небольшая оригинальная шляпка, которую носили исключительно для красоты. Ее сдвигали на одно ухо, крепили к волосам, как заколку, добавляли к ней ленты и перья. Особый хит - "минингитка". Маленькая шляпка, которую носили даже при минусовой температуре. Носили и болели. Отсюда говорящее название - "минингитка".

Яркие образцы моды того времени можно увидеть в фильме "Место встречи изменить нельзя". И, даже не зная героев, определить, положительные они или отрицательные, можно по тому, как они одеты. "Нехорошие" дамы в этом фильме - модницы.



Труднее всего организаторам "Рио Риты" было решить вопрос с обувью. Ведь в послевоенное время она тоже делалась вручную. Из той же парусины, войлока или резины.

К примеру, парусиновые туфли, которые встречались почти во всех послевоенных фильмах. Для того, чтобы придать особый шик, туфли эти натирались зубным порошком. Помимо этого наши бабушки и прабабушки носили боты, чуни, бурки, ну и, конечно, валенки с галошами.

Запах "Moscou Rouge"

Как пахло в послевоенной столице? Конечно же "Красной Москвой". Пока шла война, фабрика "Новая заря" переехала в Свердловск и начала выпускать мыло и зубной порошок. Тогда кусок мыла был почти роскошью.



Ближе к Победе, фабрика встала на прежние рельсы и началось массовое производство легендарной "Красной Москвы". Этот наш аромат быстро разлетелся и по Европе. Правда, название у него уже звучало иначе - Moscou Rouge. Спустя триннадцать лет после Побелы "Красная Москва" получила на выставке в Брюсселе золотую медаль.

Еще одна примета того времени - серьезные люди на улицах. В русской культуре смех без причины никогда не приветствовался, а тут, в полуголодное и неустроенное время, и вовсе не до смеха.



«Советскую молодежь захлестнула волна нравственности. Это было что-то похожее на то, что происходило у нас в Штатах в провинциальных городишках поколение назад. Приличные девушки не ходят в ночные клубы. Приличные девушки не курят. Приличные девушки не красят губы и ногти. Приличные девушки не пьют. И еще приличные девушки очень осмотрительно ведут себя с парнями», - писал Джон Эрнст Сте́йнбек.

Пожалуй, только с этим вопросом организаторы акции "Рио Рита" не стали справляться. Улыбок было море. И от того, что Победа, и от того что под удивительную музыку танцую люди другой эпохи, и от того, что наконец-то в нашей стране появляются такие необычные и очень важные проекты.

Как обещают организаторы, в 2018 году акции география существенно расширится, и «Рио Рита» зазвучит в парках Москвы, Воронежа, Волгограда, Владивостока, Красноярска, Омска, Перми, Уфы и Челябинска. Достигнуты предварительные договоренности о проведении мероприятий арт-проекта в столицах стран СНГ – Минске, Баку и Ташкенте.

Встречайте «РиоРиту» в вашем городе, в старом городском парке 9 мая 2018 года ровно «в шесть часов вечера после войны»...
Автор: Светлана Хлыстун


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Вас Влад 18 мая 2017 06:42
    Мне кажется, что скоро всё оригинальное связанное с СССР будет стоить, ну очень дорого!
    1. рич 20 мая 2017 05:20
      Ближе к Победе, "Новая Заря" встала на прежние рельсы и началось массовое производство легендарной "Красной Москвы". Этот наш аромат быстро разлетелся и по Европе. Правда, название у него уже звучало иначе - Moscou Rouge. Спустя триннадцать лет после Побелы "Красная Москва" получила на выставке в Брюсселе золотую медаль.


      История создания легендарного советского аромата началась еще до революции. В 1913 г. "Товарищество Брокар и Ко" удостоилась звания поставщика Двора Его Императорского Величества. К празднованию трёхсотлетия дома Романовых дочь Генриха Брокара Евгения, до 1917-го года наследница и соуправительница многомиллионного состояния своего отца, выпустила для Александры Федоровны аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом. С 1922 года национализированная фабрика Брокара получила название «Новая Заря». А духи «Букет Императрицы» получили новое название «Красная Москва», под которым они выпускаются и сейчас. Евгения Генриховна Брокар эмигрировала в 1917 году в Париж. В парижском доме мод Евгении Брокар в 1936 году учеником закройщика начал свою трудовую деятельность Пьер Карден
  2. амурец 18 мая 2017 07:13
    К примеру, парусиновые туфли, которые встречались почти во всех послевоенных фильмах. Для того, чтобы придать особый шик, туфли эти натирались зубным порошком. Помимо этого наши бабушки и прабабушки носили боты, чуни, бурки, ну и, конечно, валенки с галошами.
    Как и во что одевались в конце войны, не знаю, ещё не родился. А вот сравнивая фотографии моей матери в молодости и фотографии приведённые здесь, особых различий не нахожу. А на счёт обуви? Да все правильно. И в начале 60-х было точно также. И также форсистые парни, лет на пять-шесть старше нас натирали белую, парусиновую обувь, зубным порошком.
    1. Ольгович 18 мая 2017 08:34
      Цитата: амурец
      И в начале 60-х было точно также. И также форсистые парни, лет на пять-шесть старше нас натирали белую, парусиновую обувь, зубным порошком.


      У нас в начале 60-х парусиновых туфель уже не было, но прекрасно знал о них от родителей: удивляло то, что туфли-и зубным порошком!
      "Тройной" одеколон, "Шипр", "Красная Москва"-любимые запахи детства.
      А девушки -всегда умудрялись быть необычными и привлекательными-и до войны и после-сужу тоже по фотографиям....
  3. parusnik 18 мая 2017 07:55
    Необычный проект, а главное добрый...
  4. Братец Лис 18 мая 2017 10:38
    Зачем девушке роскошный наряд если она ценится за другое? За красоту, обаяние, нежность. Сейчас всё есть и многие девушки портить себя начинают уже с юности: волосы десять раз перекрашенные - "мёртвые". Глаза бестолковые, ума нет. Все в джинсах - худшее однообразие.
    1. Монархист 18 мая 2017 18:35
      Братец лис,100% согласен с Вами.
      Не знаю как других,а меня прикалывает мода на потертые джинсы. Шел с работы и увидел сюр: девушка лет18-20, на шее золотая цепочка, серёжки хорошие и джинсы с потертыми коленями. На цепочку и серьги деньги есть,а на джинсы не хватает?
  5. Робертъ Невский 18 мая 2017 12:38
    Спасибо автору за статью!
  6. Alex_59 18 мая 2017 14:54
    Круто. Будет в моем городе - пойду обязательно.
    Автору - первое фото зря опубликовали, неудачно дама справа попала. )))
  7. поневолебрат 18 мая 2017 16:06
    Да, героическое прошлое оживает вот таким вот образом. В виде акций. Конечно хорошо. Не знаю где еще такое есть, но в Питере - точно. У друга сын учится в Можайке, так на 9-е переодевался в форму, мл. лейтенант пехотный))). Форма отцу вышла в сумму, но это уже другая песня. Акции... Это лучше чем ничего, а может и нет. Боюсь, чтоб не выпускали наш патриотизм в эти акции как в свисток. Переоделись, помаскарадили и снова в биржевую торговлю.
  8. bober1982 18 мая 2017 18:01
    Медалей чересчур много навешано,портит картину,некоторые похожи на современные,или позднего советского периода.Надо знать меру.
  9. Монархист 18 мая 2017 18:27
    У моей мамы очень долго лежало платье как у девушки на третий фотографии.
    Зам воткнули младшего лейтенанта с довоенными петлицами?
    Ольгович, ниже говорит,что "тройной",""шипр","Красная Москва"любимые ароматы детства,а у бабушки игрался флаконами из под"Кармен".
    Вообще-то духи"Красная Москва"созданы к 300 Дома Романовых и назывались""Любимый букет императрицы",а"шипр"был разработан по заказу командующего гвардией.
  10. Градиент 3 19 мая 2017 18:27
    Старые вещи...
    Живут дольше..чем их владельцы...
    Вещи. Хранят память о своих владельцах.
    Некий ...Энергетический шлейф....
    Военная форма меняет людей.
    Надетая военная форма моего деда...
    Подарила мне ощущение эпохи...
    Радости и...тревоги...Одновременно...
    Я носил военную форму долгие годы.
    Она воспринималась. Как вторая кожа.
    До сих пор утром...Рука ищет...сапоги...
    Но. Вот чужая...дедовская гимнастерка...
    С дырочками от "Красной звезды" и "Отечественной Войны"...
    Это ...Совсем другое...
    Видимо, есть...Память вещей..
    Или ...флюиды...
    Ушедшей ...далекой...Но. Такой близкой для нас..
    Великой Войны...
Картина дня