Воздушные провокации: горячее небо

Воздушные провокации: горячее небо


1991 год стал началом новой эры в мировой истории, начало которой положил распад СССР на независимые государства. С его исчезновением закончилась и самая продолжительная война двадцатого века, которая велась между Западом и Востоком и получила название «холодной войны». Тайные боевые действия велись на протяжении 46 лет, не только на земле, но и на море, и в воздухе. Начало холодной войны – 1945 год. Цель – борьба за мировое господство капиталистической и коммунистической сверхдержав.

Открыто выступать друг против друга ни США, ни СССР не могли, поэтому все противостояние и вылилось в холодную войну.


На протяжении всех этих лет американцы проводили широкомасштабную разведдеятельность против Советского Союза, нарушая при этом воздушные, морские и сухопутные границы. Не обошлось и без провокаций. Понятно, что СССР никак не мог позволить проведение подобных действий безнаказанно, поэтому такие провокации зачастую заканчивались локальными сражениями. Преимущественно они велись в воздухе.

Начиная с 1945 года, американские самолеты проводили разведку советских дальневосточных территорий, в частности, Камчатки, Берингова пролива, Чукотки и Курильских островов. И на то имелись свои причины. Война между Америкой и Японией на Тихом океане вступила в свою завершающую стадию. Действия американцев в воздухе резко активизировались.

Несмотря на то что в годы Второй мировой война Америка и СССР были союзниками, это не помешало американцам весьма вольготно чувствовать себя в воздушном пространстве, довольно часто пролетая над советскими военными базами и кораблями. Необходимо помнить, что, скорее всего, американские летчики, совершающие такие полеты, не задумывались о проблемах большой политики, предполагая, что принципы военного братства превыше всего. Однако руководствам обеих стран нужны были поводы для развязания конфликтов и, как вы понимаете, долго их искать не пришлось.

В конце мая 1945 года зенитная артиллерия Тихоокеанского флота расстреляла два американских военных самолета В-24. Инцидент произошел в районе Камчатки. Спустя два месяца подобная ситуация произошла с еще одним американским самолетом Р-38, причем в том же районе. Но поскольку огонь не велся на поражение, то никаких повреждений самолеты не получили. А вот ответили американцы гораздо жестче. В августе 1945 года американские самолеты военно-воздушных сил обстреляли недалеко от острова Камень Гаврюшкин два пограничных советских катера, ранив 14 и убив 8 человек из экипажей. Вполне можно предположить, что американские пилоты приняли советские судна за японские, однако первые жертвы холодной войны уже появились.

По окончании войны в сентябре 1945 года нарушения воздушных границ продолжались. Раньше подобные свои действия американцы могли объяснить проведением операций против Японии или ошибками.

Таким образом, за период с мая по сентябрь 1945 года было зафиксировано 27 случаев нарушений, в которых участвовало 86 самолетов В-24 и В-25. С момента капитуляции Японии и до 1950 года таких провокаций было уже 46 с участием 63 самолетов. Более того, только за период с 27 июня по 16 июля 1950 года было зафиксировано 15 воздушных нарушений.

Первое воздушное столкновение произошло на Дальнем Востоке в том же 1945 году, когда вынужденную посадку совершил один из американских бомбардировщиков. Случилось это над корейской территорией, около города Хамхын, где в то время находилась большая авиабаза советских военно-воздушных сил. Американцы, нарушив договоренности о воздушном коридоре, пролетели над ней, направляясь в Манчжурию за пленными. Руководство авиабазы смирилось с такой ситуацией, однако прибывшая в город комиссия потребовала принять меры по прекращению таких полетов. В ноябре один из американских самолетов, который совершал очередной полет над советской базой, перехватили 4 истребителя «Аэрокобра» Р-39 и заставили его совершить посадку. Когда американские пилоты отказались выполнять требования советских истребителей, один из них обстрелял американский самолет, что стало причиной возгорания двигателя. Американцы были вынуждены совершить посадку. Никто из американского экипажа не пострадал. Примечательно, что огонь по советским самолетам открыт не был. Позже В-29 был отправлен в Москву для проведения испытаний.

Воздушные провокации: горячее небо


В послевоенные годы наблюдалось нарушение границ Советского Союза и на северо-западе, со стороны Норвегии и Финляндии. Немного спокойнее было на южных кордонах страны. Но и здесь происходили нарушения воздушной границы, в основном, над территорией Азербайджана. В 1947 году был захвачен экипаж одного из самолетов-провокаторов. Так, со стороны Ирана появился одномоторный самолет военно-воздушных сил этого государства. Он совершил посадку недалеко от города Нахичевань. Пограничный патруль задержал его экипаж. Пилоты объяснили, что летели в Тавриз из Тегерана, но потеряли ориентировку и поэтому попали на советскую территорию. Возможно, это было правдой, но самолет принадлежал иранской разведке, и к тому же был вооружен. В том же 1947 году были зафиксированы еще три случая нарушений иранскими и американскими самолетами в том же районе.

Позже воздушные провокации проводились чаще, а последствия их были более трагичными.

Существуют свидетельства, что официальные первые жертвы холодной войны появились в 1950 году, когда американский самолет PB4Y нарушил границы советского воздушного пространства в районе базы Либава в Балтике. Поднятые по тревоге истребители Ла-11 перехватили его. Но поскольку американские пилоты отказались выполнять команды советских летчиков, тем не оставалось ничего другого, как открыть огонь. Американцы ответили огнем. В результате PB4Y был сбит и упал в море. Все 10 членов его экипажа погибли. Стоит отметить, что такие американские военные машины уже несколько раз появлялись ранее, поэтому советская сторона устроила засаду. Советское командование твердило о том, что был сбит В-29, в то время как американцы все же признали потерю PB4Y.

Существует информация и о том, что американцы несли потери на советских границах и раньше. Так, например, в 1949 году над Черным морем был сбит американский самолет В-25, который высадил трех парашютистов на советской территории, а сам пытался скрыться в нейтральных водах. Его перехватили два советских истребителя и сбили. Американский экипаж был подобран советским пограничным катером.

Более всего свидетельств воздушных боев времен холодной войны сохранилось за 50-е годы. Понятно, что точной статистики нет и быть не может, но все-таки некоторые данные даже иногда появлялись в печати. Так, согласно некоторым источникам, за 10 лет, начиная с 1950 года, американские самолеты 81 раз пытались нарушить советское воздушное пространство, из которых не вернулось 20 боевых машин. По данным американских источников, США начали разведку над советскими территориями еще в 1949 году, используя для этого специально переоборудованные бомбардировщики. До 1960 года не вернулось 17 таких самолетов.

Воздушные провокации: горячее небо


Другие источники говорят о другой цифре. Так, только за период с 1953 по 1956 год американцы 113 раз нарушали советские воздушные границы.
Не удалось избежать и трагических ошибок для советской стороны. Летом 1954 года, когда очередной американский разведчик появился на радарах, а затем ушел в нейтральные воды, был сбит свой же самолет Ту-14, который в составе группы возвращался с учебного бомбометания. Весь экипаж машины погиб. Однако летчик, сбивший свой самолет, не был привлечен к ответственности, поскольку Ту-14 выпускался небольшой серией и поэтому был малоизвестен для основных авиационных частей.

Как и Америка, НАТО также располагало большим количеством самолетов-разведчиков, большая часть которых находилась в непосредственной близости от советских границ. Причем, ЦРУ имело свою авиаразведку, военное ведомство – свою. Каждая из них имела свои задачи, тактические и стратегические.
Необходимо отметить также, что авиационной разведкой занимались и нейтральные государства. В советской прессе широкую огласку получили два случая с военными самолетами Швеции, которые были сбиты советскими истребителями в 1952 году. Самолеты DC-3 входили в состав шведского подразделения радиоразведки, были оснащены самым современным оборудованием для прослушивания переговоров, проходящих в радиоэфире над советской территорией. Более того, шведские самолеты, кроме активной воздушной и радиоэлектронной разведки балтийского побережья, оказывали помощь антиправительственным войскам в Прибалтике.

Кроме того, у советских границ появлялись также самолеты-разведчики и таких стран, как Великобритания, Иран, ФРГ, Турция. И хотя появлялись они крайне редко, потенциал военно-воздушных сил этих государств возрастал, что не позволяло советским войскам расслабиться.

Необходимо также отметить, что американские самолеты научились вредить советским ВС, даже не пересекая границ Союза. Так, к примеру, когда одна из советских батарей в районе Баку собиралась проводить стрельбы из 130-миллиметровых зенитных орудий, американский самолет, оснащенный мощной радиоэлектроникой, стартовал с иранской базы и просто летал вдоль советской границы, создавая помехи. В ответ на подобное «хамство» советские войска начали создавать радиопомехи для одной из американских баз, которая находилась в Иране, что значительно затруднило взлет и посадку самолетов. Через неделю «борьбу помех» прекратили по обоюдному согласию.

Но если до середины 50-х годов советским войскам хоть как-то удавалось удерживать неприкосновенность границ государства, то в 1954 году последний рубеж рухнул. Причиной тому послужило появление на вооружении западных спецслужб автоматических дрейфующих аэростатов (АДА), которые были способны подниматься на большую высоту, становясь, таким образом, недоступными для истребителей. Оснащались они новейшим разведывательным оборудованием и запускались с военных баз в Норвегии, Германии, Италии, Франции, Турции. АДА могли достигать высоты до 30 километров, поэтому даже советские МиГ-15бис, Як-25 и МиГ-17П, которые действовали на высоте до 15 километров, были не в состоянии их достать. Поэтому аэростаты успешно проводили разведку практически над всей советской территорией. Силам противовоздушной обороны СССР не оставалось ничего другого, как только фиксировать их появление.

Правда, некоторые АДА все-таки были сбиты. Первый из них был уничтожен в 1954 году под Черновцами на высоте 10 километров при помощи МиГ-17П. Через несколько дней советские летчики еще раз попытались сбить аэростат, но на этот раз у них ничего не получилось.

Период наибольшей активности АДА начался в 1956 году, когда только за два месяца советские границы нарушило около 3 тысяч аэростатов. А за 20 лет было зафиксировано 4112 шаров, из которых было сбито 793.

Кроме этого, много проблем советской системе противовоздушной обороны доставляли английские самолеты-разведчики «Канберра», американские RB-57 и U-2. Позже появились и RB-57F. Все они действовали на высотах, недоступных для перехвата.

Только за 5 дней июля 1956 года они осуществи 5 прорывов на советскую территорию глубиной до 350 километров. В том же году появился «Локхид» U-2, который появлялся над Москвой и Киевом, Крымом и Минском, Дальним Востоком и Прибалтикой, Сибирью и Средней Азией. Все попытки «достать» высотные самолеты-разведчики были безрезультатными. И только в ноябре 1959 года «противоядие» было найдено. Именно в это время на вооружение советской системы противовоздушной обороны был принят ракетно-зенитный комплекс С-75 «Десна». Свою эффективность он продемонстрировал 16 ноября, когда был сбит американский аэростат на высоте 28 километров.

Воздушные провокации: горячее небо


С-75 стали использовать не только для защиты границ, но и особо важных объектов на самой территории государства. Немного позже на вооружении начали поступать и Су-9,истребители-перехватчики с потолком высоты в 20 километров. Но их количества еще было недостаточно для осуществления надежной защиты. Так, в 1960 году самолет «Локхид», вылетев из Пакистана, нарушил советскую границу в районе Туркмении и направился на Байконур. Были сделаны попытки перехватить его при помощи двух МиГ-19, но один из самолетов был уничтожен, поэтому перехват не состоялся. При возвращении «Локхида» назад над территорией Туркмении его пытались перехватить два МиГ-17, преследуя разведчика даже над иранской территорией, но безрезультатно.

В мае 1960 года все же удалось одержать победу над U-2, но без жертв с советской стороны не обошлось. Под Свердловском было поднято по тревоге два МиГ-19 и Су-9, но ни одному из этих истребителей перехватить врага не удалось, зато с этой проблемой справились ракетчики. Правда, переусердствовали: в спешке начали обстреливать своих, в результате чего один МиГ-19 был уничтожен, а летчик погиб.

Разгорелся крупный международный скандал, после чего президент США Д.Эйзенхауэр запретил полеты «Локхида». Тишина продолжалась более 2 лет. В конце августа 1962 года они снова появились над советской территорией в районе Южно-Сахалинска и Чукотки.

Кроме таких высотных самолетов-разведчиков над советской территорией появлялись и невысотные машины: RB-47 Stratojet и RB-45C Tornado. Так, RB-47 неоднократно появлялся над Японским и Каспийским морями, в районе Владивостока. В июле 1960 года один из таких самолетов пересек границу в районе Архангельска. Для его перехвата был использован МиГ-19. В результате американский самолет был сбит, из 6 человек экипажа в живых осталось всего двое.
Когда на вооружении советских войск появись зенитно-ракетные комплексы, а также истребители-перехватчики нового поколения, высотные прорывы границ закончились. Но это вовсе не значит, что нарушения воздушных границ прекратились. На вооружении натовских стран появились самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, которые могли вести разведку даже будучи за пределами нужного государства. Достаточно было находиться возле советских границ, чтобы вести успешную разведку на сотни километров вглубь.

Информации о противоборстве Америки и СССР в 60-е годы сохранилось очень мало, поскольку по приказу Л.Брежнева была введена строгая цензура в прессе. Любые инциденты, которые случались на советской границе, были засекречены. Поэтому единственный источник – это западные средства массовой информации. Так, за 3 года, с 1967 по 1970 год, американская сторона более 10 раз нарушала воздушные границы Советского Союза. Среди них и случай с DC-8, который в 1968 году пересек границы возле Курильских островов, имя на борту 100 американских солдат. Для перехвата были отправлены истребители ПВО. После проведения расследования и установления обстоятельств и сам самолет, и солдаты, и экипаж были выданы американскому правительству.

В конце мая 1978 года в водах Норвежского моря пропал советский самолет Ту-16Р ВВС Северного флота. О том, что же случилось с разведчиком, не известно ничего. Последняя информация, которую получили с борта, была о том, что пилоты обнаружили американский «Эссекс». Существуют догадки, что Ту-16-Р был сбит американцами, хотя последние и отрицают свою причастность к исчезновению советского самолета.

Воздушные провокации: горячее небо


В Норвежском море пропал еще один советский самолет Ту-95РЦ ВВС СФ в августе 1976 года.

При совершении вылета на воздушную разведку в Атлантику, Ту-95РЦ пытались перехватить американские F-4 «Фантом» в результате чего один из них врезался крылом в хвост советского разведчика. Американские пилоты катапультировались, а советские – с трудом добрались до базы.

С нарушением советских границ связан и еще один инцидент, который закончился гибелью сотен людей. В сентябре 1983 года советское воздушное пространство нарушил южнокорейский авиалайнер Боинг-747, который очень походил на разведчик RC-135. Когда на бортовом радиолокаторе появилась отметка цели, пилот Су-15, который был отправлен на перехват, идентифицировал ее, как RC-135. Что было дальше, напоминать нет необходимости…

После того, как на вооружении в Советском Союзе появились новые истребители-перехватчики МиГ-31, которые считаются лучшими в мире, у американцев отпала охота проводить воздушную разведку над советской территорией. Американцы признали господство СССР в воздухе, сосредоточив основное внимание на создании сверхточного оружия.
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 16
  1. Yurich 23 февраля 2012 10:44
    С нарушением советских границ связан и еще один инцидент, который закончился гибелью сотен людей. В сентябре 1983 года советское воздушное пространство нарушил южнокорейский авиалайнер Боинг-747

    Спорный случай.
    Тела не нашли. На воде плавали пустые чемоданы и вещи из секонд-хенд.
    Хорошо спланированная провокация.
    Yurich
    1. Алексей67 23 февраля 2012 11:18
      Цитата: Yurich
      Хорошо спланированная провокация.


      Полностью согласен. Там очень много странного в этом случае.
      Кто интересуется:
      http://taina.sitecity.ru/ltext_0212095624.phtml?p_ident=ltext_0212095624.p_02120


      95755

      Это из статьи:

      ..."“Боинг-707”, той же авиакомпании КАЛ. Пассажирский рейс Париж — Анкоридж, проходящий через полярный регион. Самолет “заблудился” и вместо Аляски оказался над Кольским полуостровом. Прямо по курсу — базы хранения советских АПЛ. Гремиха, Видяево, Западная Лица, Североморск, Полярный — после гибели “Курска” эти названия известны всему миру, а тогда — суперзасекреченные военные объекты.
      И с земли, и с воздуха на международной частоте “корейцу” следуют четкие указания: “Вы нарушили воздушное пространство СССР. Следуйте за мной”, “машину посадить”. Десять минут (!) летчик Босов на “Су-15” обходит нарушителя со всех сторон, мелькая в 50—100 метрах от пилотской кабины. Эти маневры видят пассажиры — “не замечает” их лишь экипаж. Наконец “Боинг” резко поворачивает на запад и летит в сторону Финляндии. С КП следует новая команда: “Нарушителя сбить”. В хвост “Боингу” летит ракета и сносит часть крыла. Командир лайнера виртуозно сажает раненую машину на замерзшее озеро. Итог — двое погибших, 13 раненых. Опытнейший пилот Ким Чанг Кью, отлетавший по полярному маршруту больше 70 раз, “включает дурака” и на все вопросы отвечает, что “ничего не слышал”
      Спустя годы аналитики назовут этот полет пробным. СССР не дождется ни извинений со стороны Южной Кореи, ни должной реакции ИКАО (Международной организации гражданской авиации), не накажут даже экипаж.
      1983 год, Дальний Восток, Курильские острова. В 250—300 км восточнее Урупа, Итурупа, Кунашира и Шикотана развернул учения 7-й флот США. Вдоль государственной границы воды открытого моря бороздили десятки кораблей, среди которых было два авианосца, на каждом — по 100—120 многофункциональных самолетов палубной авиации. Истребители один за другим взлетали с палубы и кружились в одной зоне. Неожиданно из общей массы отделялись 3—4 борта и неслись в сторону СССР.
      — Этот год был просто сумасшедший, мы не сомневались: что-то должно случиться, — говорит генерал армии Анатолий Корнуков, командовавший в то время 40-й авиадивизией ВВС, разбросанной по Дальнему Востоку. — С начала 1983-го наша дивизия совершила более 4 тысяч вылетов из состава дежурных сил — это значит, что каждые сутки по 4—5 самолетов нахально “прощупывали” надежность границ. К тому же вдоль Курильской гряды постоянно барражировали “РС-135” — самолеты-разведчики США. Как только в небо поднимались наши дежурные звенья истребителей, они тут же поворачивали назад.
      Самый дерзкий прорыв был в апреле 83-го. С авианосца “Энтерпрайзис” к госгранице на юге Курил рванула четверка “Ф-14”, “черканула” над спорными островами и безнаказанно улизнула назад. ПВОшники получили тогда по первое число: разве так нужно охранять секретные военные базы, где стоят сотни АПЛ и только полученные стратегические ракеты?
      Когда на рассвете 1 сентября 1983-го летчик Осипович получил приказ “цель уничтожить”, ни у самого пилота, ни у его командиров не было никаких сомнений: ТАК ЗДЕСЬ заблудиться невозможно."...

      ..."Санкции последовали незамедлительно. В СССР прекращены полеты всех авиакомпаний (кроме стран Варшавского договора и “Эр Франс”), отменены регулярные рейсы “Аэрофлота”. Наконец, озвучена официальная версия советской стороны: наглая провокация ЦРУ, в небе сбит самолет-разведчик.
      — Чрезвычайную Ассамблею ООН, в работе которой приняли участие 136 стран, созвали уже 15 сентября — случай до этого небывалый, потому что на подготовку мероприятия такого рода уходит обычно не меньше года, — рассказывает Анатолий Брылов, на тот момент заместитель исполнительного секретаря комиссии СССР по делам ИКАО. — Речь шла не только о снятии или наложении новых санкций, но и о выплате многомиллионных и даже многомиллиардных сумм в качестве компенсаций.
      Американцы доказывали, что мы знали, что самолет гражданский, но убедительных доказательств предоставить так и не смогли. Наши — полет разведывательный, но доказательств тоже нет — никакой разведаппаратуры на “Боинге” не нашли.
      А правда действительно была на нашей стороне — полет, без всяких сомнений, намеренный. И такие примеры в авиации хорошо известны: достаточно вспомнить “прошагавшего” полстраны Пауэрса или приземлившегося на Красной площади авиабалбеса Руста (по-другому его летчики не называют). Просто намерения у всех разные. Умышленное нарушение “Боинга” убедительно доказали еще в начале 1984 года. На “Ил-76” наши летчики повторили оба его полета — по трассе R 20 и реальному маршруту следования. Но наша страна даже не смогла этими доказательствами толком воспользоваться. В итоге все санкции с СССР сняли и материальных претензий больше не предъявляли. “Если его приняли за шпиона, почему он два с половиной часа летал над их территорией? Наши ПВО сбили бы его сразу”, — лишь удивлялись в кулуарах ООН."...
      Алексей67
      1. Братец Сарыч 23 февраля 2012 11:32
        Ничего наши не доказали скорее всего потому. что просто время сменилось - в пятилетку пышных похорон, с последующим воцарением нового мЫшления некого меченого персонажа, уже не до таких мелочей, как идеологическая война! А дальше уже начали сливать все и вся...
        Братец Сарыч
    2. полковник 24 февраля 2012 13:30
      Цитата: Yurich
      Тела не нашли. На воде плавали пустые чемоданы и вещи из секонд-хенд.

      Подтверждаю. Меня в тот период откомандировали на КП ПСС в ГШ ВМФ в качестве дежурного (сменного) представителя авиации. Туда круглосуточно стекалась вся информация о ходе поисковых действий в районе о. Монерон, куда упал самолёт. Регулярно поступали крупноформатные фотографии, сделанные подводным аппаратом, опускаемым с борта спец.судна "Михаил Мирчинк". Действительно, людей (останков) на снимках я не видел.
  2. Братец Сарыч 23 февраля 2012 11:00
    Не понял - каким образом Б-29 мог помочь при вывозе пленных? У США был уже в то время огромный парк транспортной авиации...
    Братец Сарыч
  3. Nu daaaa... 23 февраля 2012 11:37
    "...Позже В-29 был отправлен в Москву для проведения испытаний...."

    И получилас Ту-4. Один к одному...
    Nu daaaa...
    1. Роман-75 23 февраля 2012 12:10
      Цитата: Nu daaaa...
      "...Позже В-29 был отправлен в Москву для проведения испытаний...."

      И получилас Ту-4. Один к одному...


      Нет. Неправда.
      Ту-4 делали по образцу В-29, совершивших вынужденную посадку на территории СССР ещё во время Второй мировой.
      И он отнюдь не был стопроцентной копией американского самолёта.
      Почитайте книгу Л.Кербера. Там подробно этот процесс описан.
  4. Бандера 23 февраля 2012 11:49
    Ничего не написано в статье про американский самолет-разведчик SR-71. Как утверждали американцы, его не могла достать советская ПВО. И он безнаказанно нарушал воздушные границы до появления СУ-27 и МИГ-31.
    Бандера
    1. Роман-75 23 февраля 2012 12:02
      Цитата: Бандера

      Ничего не написано в статье про американский самолет-разведчик SR-71. Как утверждали американцы, его не могла достать советская ПВО. И он безнаказанно нарушал воздушные границы.


      Не совсем так.
      Слышал от летунов, что в 1987-м году на Дальнем Востоке МиГ-31 всё-таки сумел несколько минут сопровождать SR-71.
      Возможно, это было одной из причин, заставивших американцев прекратить полёты вглубь территории СССР.
      1. Индиго 23 февраля 2012 12:19
        http://www.rusarmy.com/forum/topic7548-40.html
        Индиго
        1. Роман-75 23 февраля 2012 12:46
          Цитата: Индиго
          http://www.rusarmy.com/forum/topic7548-40.html


          Спасибо за ссылку!
          Да, видимо, это именно тот случай.
      2. Игорек 23 февраля 2012 15:10
        Цитата: Роман-75
        Слышал от летунов, что в 1987-м году на Дальнем Востоке МиГ-31 всё-таки сумел несколько минут сопровождать SR-71.


        Так он и говорит,что до появления Миг-31.
        Игорек
      3. plotnikov561956 25 февраля 2012 06:41
        Забыли МиГ-25 . Реальная угроза SR-71
    2. oper66 23 февраля 2012 17:50
      немного не правильно для перехвата sr-71 был миг-25 который беленко перегнал в японию после чего нашим пришлось менять всю систему свой-чужёй
      oper66
  5. biglow 23 февраля 2012 15:22
    антиправительственным войскам в Прибалтике. это лесные братья в схронах войска?
    biglow
  6. max73 23 февраля 2012 20:34
    Отец в 60-х служил на РЛС в Забайкалье, рассказывал,что нарушали границу частенько...кого-то сбивали...
  7. Mankuzo 24 февраля 2012 11:01
    "Более того, шведские самолеты, кроме активной воздушной и радиоэлектронной разведки балтийского побережья, оказывали помощь антиправительственным войскам в Прибалтике."

    А пожно по подробнее. Или источники?
    Mankuzo
  8. ГЕО 16 февраля 2013 20:26
    Видел СР-71 на планшете ОВО ПВО. Летал частенько вдоль Кольского п-ва, не нарушая границы. Быстро летал, гад. Частенько забрасывали с той стороны аэростаты, но их наши летуны сбивали.
    ГЕО

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня