Бацинет – «собачья морда»

22
Одним из наиболее интересных шлемов эпохи Средних веков является шлем-бацинет. Как и откуда он появился? Какие у него были предки и «родственники»? Об этом и расскажет вам этот материал.

Бацинет – «собачья морда»

Резная скульптура, изображающая библейскую сцену избиения младенцев. На ней очень наглядно представлены шлемы сервильеры – предшественники бацинетов. Около 1300 г. Антверпен, Бельгия. (Музей Майер ван ден Берг)



Одним из весьма распространенных шлемов раннего Средневековья были так называемые «шлемы-кастрюли» или «шлемы-таблетки». Они имели очень простую цилиндрическую форму (с наносником или без него) либо расширялись кверху. Но в любом случае верх у них был плоским или уж совсем, в крайнем случае, иметь слегка коническую форму. Потому-то они и получили такое название, что достаточно было наносник у них отогнуть и получался ковш с рукояткой, то есть типичная для того времени «кастрюля». Такие шлемы были очень удобны, а главное – технологичны в изготовлении. Для них требовалось всего две детали, то есть кузнец мог с легкостью сделать много таких шлемов! Не надо думать, что они полностью вытеснили полусферические и конические шлемы. Нет! Но они были просты, поэтому-то широко и распространились уже в самом начале XIII века.


Забавный веревочный сервильер XVвека. Германия. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Простейший шлем сервильер 1250 – 1300 гг. (Музей Армии Франции, Париж)

И вот тут-то их улучшение и привело к тому, что на их основе как раз и появился так называемый «большой шлем». Сначала, где-то около 1210 года, к цилиндрической тулье стали прикреплять закрывающую лицо маску и с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания. Затем добавился назатыльник и… «большой шлем» был готов! Причем щиток для защиты лица прикрепляли и к коническим, и полусферическим шлемам, но делать их было сложнее, поэтому такого широкого распространения, как «шлемы-ведра» с плоским верхом, они не получили. По сути, это было абсолютное средство защиты, ведь надевался «большой шлем» на голову уже прикрытую, во-первых, простеганным чепцом, а, во-вторых, кольчужным капюшоном на кожаной подкладке. Для лучшей фиксации на голове поверх кольчужного капюшона надевали валик, набитый конским волосом, а позднее, около 1230 – 1240 года, еще один чепец с простеганным валиком и жестким воротником.


«Большой шлем» XIV века, использовавшийся на турнирах. Иллюстрация из книги Эммануила Виолле-Ле-Дюка. Хорошо видно, что пространство между носом и передней стенкой шлема очень мало, то есть необходимо большое усилие на вдохе и выдохе, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию предличного пространства.

Однако сразу же выяснилось, что в таком шлеме тяжело дышать и у него плохой обзор. То есть, находиться в нем постоянно было просто невозможно. Поэтому, видимо на тот случай, когда «большой шлем» с головы снимался, кто-то придумал покрывать кольчужный капюшон металлическим полусферическим шлемом, плотно прилегавшим к голове. Шлем этот получил название серьвильер. Оказалось, что он очень удобен во всех отношениях.


Поскольку до нашего времени ранних «больших шлемов» сохранилось очень мало, большой интерес представляет вот эта эффигия Вильяма де Ланвалей, умершего в 1217 г. и погребенного в Волкерне, церкви св. Марии. Почему его не изобразили с открытым лицом и шлемом, лежащим у него под головой, неизвестно. Возможно, что там и лица-то не было, вернее, от него ничего не осталось, а изображать его «по памяти» посчитали грехом. Как бы там ни было, очевидно, что находиться в таком шлеме было очень тяжело.


Шлем сервильер из «Библии Мациевского» 1240 – 1250 гг. (Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)

Считается, что именно он впоследствии и дал начало шлему бацинет, причем вначале они были распространены на континенте: в Германии и во Франции, а в Англии практически не встречались.

Исследователь в области геральдики Стефан Слейтер (Слейтер, С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Издание второе, переработанное и дополненное/Пер. И. Жилинской. М.: Эксмо, 2006.), обобщая материалы по «большому шлему» и шлему-бацинету, указывал на их тесную взаимосвязь. По его мнению, плотно прилегающий к голове бацинет был создан именно для того, чтобы его надевали под «большой шлем» таким образом, чтобы рыцари имели для защиты уже целых два слоя кованого железа вместо одного. При этом, когда рыцарь надевал эти два шлема один на другой, то между ними прокладывали специальную стеганую ткань, либо ее функцию выполняла подкладка «большого шлема». Таким образом, речь может идти о еще одном направлении средств защиты головы, а именно – о развитии шлемов-подшлемников, которые в свою очередь превратись в шлемы «внешнего ношения».


Шлем бацинет, изображенный на странице «Псалтири Латрелла». На ней изображен Жоффрей Латрелл ((1276 – 1345) в полном рыцарском вооружении и в шлеме (скорее всего, медном или позолоченном) бацинет, форма явно такова, что его «большой шлем», который он держит в руках, вполне можно было бы надеть на него сверху.

Английский историк Клод Блэр отмечает, что в процессе их развития появилось три формы бацинетов:
1. Прежде всего, это небольшой округлый шлем с пластинами по бокам, чтобы защитить уши. Часто его изображали с подвижным забралом; его край опускался ниже подбородка, но иногда закрывал только ту часть лица, которая не была защищена кольчужным капюшоном.
2. Высокий конический шлем, дугообразно охватывающий лицо и продолжающийся почти до плеч по бокам и сзади; иногда он оснащался наносником, но чаще – подвижным забралом. Когда забрало бывало снято, а оно выполнялось снимающимся, такой шлем часто было невозможно отличить от «просто шлема» конической формы.


Вот вышеописанный бацинет 1375 – 1425 гг. Вес 2268 г. Франция. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

3. Высокий конический шлем с ровной нижней кромкой на уровне чуть выше ушей. Это самый высокий вариант конического шлема, применявшийся с X по XIII вв., хотя от какого шлема он произошел, по мнению Клода Блэра, неизвестно. Старый конический шлем постепенно исчезает (судя по изображениям, в течение второй половины XIII в.), но оба эти вида настолько похожи, что трудно поверить, что они так или иначе между собой не связаны. При этом все указанные шлемы получили еще и кольчужную бармицу, которая могла крепиться к нижней кромке бацинета, а могла и сниматься с него.


Вышеописанный бацинет 1325 – 1350 гг. Вес 1064 г. Италия. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

То есть теперь под «большой шлем» помимо чепца и кольчужного капюшона надевался шлем-подшлемник сервильер. Но дело в том, что он очень быстро трансформировался в шлем бацинет, который уже было невозможно носить с «большим шлемом».


Кольчужный подшлемник XV – XVI вв. Вес 0.59 кг. (Коллекция Уоллеса)

То есть вполне возможно, что «большой шлем» служил для защиты головы и лица во время копейной атаки, где рыцари скакали один подле другого, построившись в «частокол». А вот бацинет носили более или менее постоянно, либо сняв с него забрало (когда оно появилось!), либо подняв его кверху. Правда, наконечник копья при ударе в забрало такого шлема мог легко соскользнуть с его поверхности и зацепить кольчугу на шее. Правда, теперь там было уже два слоя кольчуги: кольчуга капюшона и кольчуга бармицы. Но этого было мало. Поэтому на рыцарских доспехах первой четверти XIV века появляется еще и цельнометаллический стоячий воротник с оплечьем из пластин – бевор, защищающий также и верхнюю часть груди.


Бацинет 1375 – 1400 гг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Большой шлем», увенчанный нашлемным украшением, теперь надевали поверх кольчужного капюшона, сервильера или бацинета, в результате чего голова рыцаря, так же, как и тело, оказывалась прикрытой многослойной броней.


Еще один пример многослойного бронирования головы – эффигия из Нейштадта на Майне, Германия, изображающая рыцаря фон Рейнека, умершего в 1379 г. На голове у него бацинет без забрала, а рядом показан его «большой шлем», который также вполне можно надеть поверх бацинета.

Клод Блэр, всячески стараясь избежать терминологической путаницы, указывал, что в самом начале термин «сервильер» являлся синонимом к слову «бацинет» и таким образом зачастую речь вполне может идти об одном и том же предмете. Его также использовали для обозначения боевой шапочки и подкладки под шлем, причем в одном французском документе 1309 г. предписывается, чтобы каждый бацинет оснащался своим сервильером. То есть получается, что сервильер со временем стали надевать уже и под бацинет, ставший самостоятельным средством защиты!


Классический английский бацинет с кольчужным оплечьем 1380 – 1400 гг. из Северной Италии. (Королевский Арсенал, Лидс, Британия)

Сам термин «бацинет» в текстах, написанных около 1300 года, встречается довольно редко, но после него он появляется все чаще и чаще и так вплоть до 1450 года, после чего до 1550 года вновь упоминается крайне редко.


Германский бацинет 1400 г. Вес 2.37 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Все эти три типа, названные Клодом Блэром, применялись до 1340 – 1350 гг. В течение XIV и в начале XV вв. в Англии кольчужный капюшон без верха, крепившийся к бацинету, обычно называли предличником (aventail), а во Франции camail, хотя оба этих слова иногда использовали в одинаковом смысле в обеих этих странах.


Еще один бацинет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. 1420 – 1430 гг. Германия. Вес 2986 г. Обращает на себя внимание прорезь на уровне рта и многочисленные отверстия в конусе забрала.


Вид забрала изнутри. Очевидно, что там было достаточно воздуха для дыхания. Вернее, благодаря «собачьей морде» дышать в нем было несколько легче, чем в шлемах с забралом, плотно прижатым к лицу! (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Распространение бацинетов после 1300 г. сделало модным ношение поверх них корон, которые указывали на ранг того или иного рыцаря, и это кроме геральдических изображений на его сюрко, щите и конской попоне. До нашего времени сохранилась одна из таких корон в соборе Св. Станислава в Кракове, которую случайно нашли под деревом в Сандомире. Она состоит из четырех частей всего с четырьмя зубцами в виде «флер-де лис» – геральдической лилии французского королевского дома, каждый из которых был декорирован 65 полудрагоценными камнями.


Весьма забавный «облегченный» бацинет из парижского Музея Армии. 1420 – 1430 гг. Вес 1,78 кг.

То, что стоимость подобных украшений была исключительно велика, свидетельствует пример с бацинетной короной короля Кастилии, сделанной из золота и украшенной драгоценными камнями. По сообщению хроники 1385 года, она имела стоимость равную 20000 франков.


А вот это уже типичный «гранд-бацинет» или «большой бацинет», дополненный защитой шеи. 1400 – 1420 гг. (Музей Армии, Париж)

При этом один и тот же вид вооружения получал свои местные названия, которые, умножаясь, порождали иллюзию большого разнообразия, которого на самом деле не было. Например, тот же бацинет англичане называли «череп пса» или «собачья голова», тогда как на континенте бытовало немецкое название «бундхугель» («собачий шлем»), или же «свиное рыло», что лишний раз подчеркивало его необычный внешний вид.



Интересно, что многие ранние виды бацинетов получили несколько необычное защитное дополнение, получившее название бреташ. Это был наносник в виде узкой полосы кольчуги с кожаным подбоем, который представлял собой «отросток» бармицы, но при этом когда его поднимали, крепился на крючок в налобной части шлема. Отдельные бреташи были цельнометаллическими, имели форму носа и снабжались отверстиями для дыхания. Благодаря бреташу «большой шлем» никак не мог ударить своего владельца по носу. То есть мог, конечно, но бреташ существенно смягчал этот удар. Такая форма защиты была особенно популярна в Европе, где одним из ее образцов может служить замечательная надгробная плита с фигурой итальянского рыцаря Джерардучио де Джерардини из Тосканы, умершего в 1331 году и погребенного церкви св. Аполлиано Барберино д’Эльза. У него на голове типичный глобулярный бацинет с кольчужной бармицей на фестончатом подбое и кольчужный бреташ, с изнанки на кожаной подкладке.


Чрезвычайно интересная конная эффигия Колаччио Бекаделли 1340 г. Церковь св. Николая и св. Доменика, Имола, Эмилия-Романья, Италия. Как видите, на ней он изображен в типичном бацинете, но его «большой шлем», украшенный гербовым изображением окрыленной орлиной лапы, находится у него за спиной. Видно, ему очень нравился его герб, потому что мы видим «лапу» и на голове, и на крупе его копя, и целых две лапы на шлеме!


Неизвестный венецианский рыцарь 1375 г. Также с наносником на бацинете. Музей Виктории и Альберта, Британия.


Проблема ранних бацинетов состояла еще и в том, что их забрало представляло собой просто маску, подвешенную на петле и, по сути, кроме верхнего края шлема ни на что больше не опиралось! Бацинет 1380 – 1410 гг. Арсенал Хиггинса, Ворчестер, штат Массачусетс.

Очень интересное изображение на надгробном брассе (гравированная медная или латунная пластина на каменной надгробной плите), принадлежащее Хьюгу Гастингсу, ум. 1340 г., похоронен в Элсинге, Норфолк, церковь Св.Марии. На нем глобулярный бацинет с забралом, кольчужной бармицей и пластинчатым металлическим нашейником, с которым сам шлем, однако, еще не соединяется.

Бацинет оказался наиболее распространенным шлемом среди французских латников в ХIV в. Среди них на первом месте были бацинеты конической формы, а позднее – с округлого вида забралом, имевшим многочисленные отверстия для дыхания. Полужесткий либо совсем жесткий подбородник мог добавляться к бармице, а впоследствии его стали прикреплять непосредственно к бацинету на заклепках.


Бацинет с металлическим оплечьем. (Музей Армии, Барселона).


«Большой бацинет» 1425 – 1450 гг. Италия. Вес 3.912 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Таким образом, получился «большой бацинет», отличавшийся от классического бацинета лишь наличием цельнокованого бронирования шеи и большим объемом пространства, закрытого забралом. Одновременно шлем-бацинет, имевший забрало в форме «рыла» («собачий шлем»), превратился в наиболее популярное средство защиты для головы в период с 1380 по 1420 гг., а его форму, как отмечает К. Блэр, некоторые авторы стали даже называть «международной». Ну, а с приклепанным к нему предличником и бевором «большой бацинет» оставался в ходу, по мнению, Йена Хита, еще и после 1410 г.


«Большой бацинет» XV в. из музея в Дижоне, Франция.

Кстати, то, что в любом шлеме с полным прикрытием лица было находиться очень тяжело, наглядно показали еще советские кинематографисты в одном из наших первых «рыцарских» кинофильмов «Черная стрела» (1985), в котором король Ричард III то и дело снимает с головы шлем и передает его своему оруженосцу.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    24 мая 2017 07:49
    Производство оружия и доспехов никогда не стояло на месте..а развивалось, чему подтверждение данная статья, благодарю Вячеслав..
  2. +5
    24 мая 2017 07:52
    очень интересно, спс.
    Таким образом, получился «большой бацинет», отличавшийся от классического бацинета лишь наличием цельнокованого бронирования шеи и большим объемом пространства, закрытого забралом

    только мне кажется автор слишком пренебрежительно указывает на очень важную деталь "бронирования шеи", ведь по сути она переносила вес шлема с шеи на плечи - а это крайне важно. все равно что тащить 10 кг в сумке в одной руке или в рюкзаке на спине (если не долго - еще туда-сюда, а если долго - разница прямо-таки космическая)
    1. +5
      24 мая 2017 13:41
      Вот такая критика (без кавычек) мне всегда нравится. Не пренебрежительно... нет. просто есть идея показать бронирование шеи отдельно. Вы лишний раз мне на указали, что это важно. Материал есть, надо сесть, все структурировать, оформить и написать. И будет написано. Еще раз спасибо за хорошую подсказку!
      1. 0
        31 мая 2017 15:42
        нет. просто есть идея показать бронирование шеи отдельно.

        От всего шлема?
  3. +6
    24 мая 2017 08:44
    "...Вот брат как..." Никогда не думал, что шлем на шлем мог надеваться.... Спасибо Автору. Очень интересный хорошо иллюстрированный материал.
  4. +3
    24 мая 2017 09:19
    Я бы уделил больше внимания эволюции такого важного элемента, как забрало. Там есть интересные моменты с технической точки зрения.

    Забрало Пигфейс на Гранбацинете. Миниатюра германской рукописи конца XIV - начала XV вв. Библиотека Института Искусств, Чикаго.
    Интересен анализ бацинетов с точки зрения материалов и, так сказать, ТТХ. Материаловедческие анализы были сделаны в Музее Valais. Это был шлем, изготовленный в Германии около 1350 года. При анализе была выявлена разнородная сталь без закалки. Другой бацинет подвергшийся анализу, находится в в собрании Уоллеса. Этот бацинет был сделан из низкооуглеродистой стали без закалки.

    Хундсгюгель изготовленый в северной Италии, приблизительно 1390-1410 г.
    Полный вес: 4.065kg (8.96lb)
    Вес тульи: 2.005kg (4.42lb)
    Вес забрала: 0.820kg (1.8lb)
    Вес кольчужной бармицы :1.24kg (2.7lb)
    Высота: 26cm (10.25")
    Длина от кончика забрала к шлему: 37.4cm (14.75").
    1. +2
      24 мая 2017 12:17
      Очень интересный совет, прямо-таки очень. Но увы, я не технолог. К тому же там, где я "пасусь" об этом нет. Вообще книги по металлографии доспехов есть. Но... я их не читал. Сложно это читать на англ.яз.
      1. +3
        24 мая 2017 12:27
        А в сети их можно найти? Или в электронном виде получить как-то?
        1. +2
          24 мая 2017 13:38
          Значит так: когда я их видел, то видел в Сети, но давно, лет 10 назад. Одна была посвящена металлографическому анализу доспехов из музея на Мальте. Но название ее не помню. Надо искать. Другую держал в руках в библиотеке им. Рудомино в Москве. Металлографический анализ изделий коллекции Уоллса. Но тоже не запомнил точного названия. Тоже надо искать. Но для Вас поищу. Найду - напишу. Не найду - тоже напишу.
          1. +2
            24 мая 2017 14:02
            Дело в том, что книги в сети типа Alan Williams: The Knight and the Blast Furnace: A History of the Metallurgy of Armour in the Middle Ages & the Early Modern Period (History of Warfare, 12) встречал и я. Но проклятые капиталисты понятия не имеют о сканировании и размещении в сети для желающих такой литературы. Везде требуют презренный металл.
            В принципе, какой металл плавили средневековые металлурги известно. Интересно было бы сопоставить.
  5. +6
    24 мая 2017 09:56
    интересная эволюция шлема, из вспомогательного ставшего основным. Наверно, популярнее его в Западной Европе был только шлем воинов-простолюдинов - капеллина (шапель) - дешевый шлем с простыми формами.

    обратите внимание - полная аналогия, как по форме, так и по предназначению (дешевый простой шлем для пехотинцев) с японской дзингасой. То есть, везде, где есть массовая армия из простолюдинов, производство упрощено в сторону массовости и дешевизны.
    У Ратти и Уэстбрук (хотя им нельзя верить) я читал про первые японские шлемы, которые тоже использовали вместо котелков. Похоже, на разных концах планеты некоторые вещи проходят одинаковую эволюцию.
    спасибо за обзор! hi
  6. +2
    24 мая 2017 10:56
    Познавательно. Спасибо.
  7. +4
    24 мая 2017 21:31

    Спасибо за рассказ о собачьей морде. Позволю себе внести свои копейки. Топхельм (верхний шлем) – название Грейтхельма, Ундерхельм (нижний шлем) –название Бацинета или Сервильера, надевавшегося под Грейтхельм.
    Когда то пытался сделать топфхельм, с кольчугой по типу воина крестовых походов, но не сделал. конструктивно он прост и трудности в изготовлении не представляет. Если его делали из мягкой стали ( а я не думаю что тогда была легированная сталь) то его можно сделать используя простейшие инструменты. А вот про собачью голову можно сказать. что наверно форма ей придавалась на раскаленном металле, потому как сложные переходы на малой площади поверхности. Интересно узнать толщину металла, у шлема, я использовал 1,5 -2 мм. И сталь из которой они делались!
    Курьёз написал, что без закалки! а почему его не стали закалять, ведь это повышает защитные свойства.
    всегда интересовал вопрос, почему не было разработано что то наподобие подтулейного устройства, а не подкладывания валиков под голову. хотя вроде шлем черного принца имел, что то подобное.
    1. +2
      24 мая 2017 21:50
      Про толщину металла - от 1.5 до 3 мм толщина. Про остальное не знаю.
  8. +5
    25 мая 2017 12:40
    Обращает на себя внимание прорезь на уровне рта и многочисленные отверстия в конусе забрала.
    Как ни покажется удивительным, но это прорезь не для дыхания. а для того, чтобы рыцарь мог посмотреть себе под ноги. При столь вытянутом забрале, без такой прорези это можно сделать только сильно нагнувшись.

    То есть вполне возможно, что «большой шлем» служил для защиты головы и лица во время копейной атаки, где рыцари скакали один подле другого, построившись в «частокол». А вот бацинет носили более или менее постоянно
    Именно для копейной сшибки большой шлем и предназначался. При переходе к рукопашной, данный шлем сбрасывался и повисал за спиной на цепи, которая крепила его к кирасе (бриганте). Кроме того, большой шлем не крепился к кирасе (как позже на турнирах) или подбородочным ремнем. Это делалось по двум причинам: 1) это крайне сложно сделать из-за плотного прилегания его нижнего края к груди; 2) при попадании в голову (шлем) копья противника, энергия удара гасилась следующим образом - часть уходила в соскальзывание на вытянутой клином личине, часть гасилась тем, что нижняя кромка шлема упиралась в кирасу, а не проворачиваясь в подбородок, часть тратилась на то, что шлем чуть проворачивался и слетал с головы вправо-назад-вверх, после чего повисал на цепи за спиной (после чего рыцарь оставался одет в кольчужный койф с цервелером или бацинетом.

    Проблема ранних бацинетов состояла еще и в том, что их забрало представляло собой просто маску, подвешенную на петле и, по сути, кроме верхнего края шлема ни на что больше не опиралось!
    Это верно только для бацинетов с наносником. Шлемы с полноценным забралом упирались кромками последнего с боков и сверху в сам шлем. На фото, перед данным тезисом это тоже есть. просто кромка шлема скрыта слоем кольчужного полотна авентайла.

    «Большой шлем», увенчанный нашлемным украшением, теперь надевали поверх кольчужного капюшона, сервильера или бацинета, в результате чего голова рыцаря, так же, как и тело, оказывалась прикрытой многослойной броней.
    Многослойное бронирование головы было в первую очередь. Потому что корпус всадника закрывал в первую очередь щит. Он же и воспринимал главную нагрузку от удара копьем противника. А вот голова выступала над верхней кромкой щита по вполне понятным причинам. И рыцарь должен был перенести попадание копьем в голову.
  9. 0
    26 мая 2017 00:25
    Если вдуматься...
    Не так уж и далеко...
    Ушли мы...
    От первых примитивных защитных шлемов...
    Ну, что нам может предложить...Военная наука сейчас...
    Титановые каски...те же...Шлемы...
    Вот, когда солдат...Сможет быть "вне поля боя"...
    Когда в атаку пойдут роботизированные комплексы...
    Или даже .. Киборги...
    Тогда...Можно говорить о принципиальном ...прогрессе...
  10. +1
    27 мая 2017 09:44
    А почему крепление забрала такое, что при первом взгляде, кажется что оно открывается вбок? Ведь проще было отковать целиком, а не делать отдельный элемент.
    1. 0
      4 июня 2017 10:58
      Целиком? Форма довольно сложная, частями проще...
      Но мне интересно стало, если открывать забрало вбок, то как его крепить в "походном" положении? Липучек, клипс и молний ещё не изобрели...Да и носить сбоку, как то неестественно ассиметрично...Или они "морду" целиком снимали,-штырьки на верёвочках выдёргиваешь с двух сторон и "морда" целиком в руках, пусть оруженосец носит, пока до боя далеко.
      Не пойму механику крепления "морды" на германском шлеме, где она откидывается вверх... Шарнир вижу,-на нём "морда" держится Выше какой-то гвоздь, он что за откинутую "сопатку" цепляется? Должно быть надёжно, а то если этот КЛЮВ весом грамм 500-800, ненароком на марше, по собственной сопатке съездит,-мало не покажется... wassat
    2. 0
      4 января 2018 20:51
      Забрало поднималось вверх на шайбе сразу за квадратом! То, что выделено у Вас это КРЕПЛЕНИЕ ЗАБРАЛА. Вынуть шпильку и его можно снять, а шайбы останутся!
  11. 0
    2 июня 2017 19:00
    Великолепная коллекция "бацинетов" находится в Музее артиллерии в Санкт-Петербурге, штук 20-30 причем там есть даже "позорные" бацинеты.
    1. 0
      4 июня 2017 10:14
      Ну у нас, коллекция как я понимаю ТРОФЕЙНАЯ,-"Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!" А вот откуда в США рыцари? У них, вроде, их заменили трансформеры из комиксов. wink Много фото экспонатов из Метрополитен-музей. Нью-Йорк. США. Пограбили старушку-Европу, после двух Мировых войн, происхождение шлемов то немецкое, то итальянское...
      1. 0
        4 января 2018 20:49
        Все вещи подарены музею от разных меценатов. В сопроводительных документах указано, кто, когда подарил или напротив - где вещь была куплена.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»