Идеальное государство великого узника, Будущая Россия отца Павла Флоренского.

47
Реформы в России не окончены. С этим никто не спорит: все предвыборные программы обещают нам продолжение и углубление реформ. Больше того, есть мнение, что они, по существу, еще не начинались, их нам только предстоит провести, хотя кажется: чего-чего, а уж реформ-то на наш век хватит. Тех, что мы знаем, что испытали на себе, конечно. Но речь идет об истинных, подлинных реформах, а к ним нельзя отнести те процессы, что идут в стране вот уже 22 года, начиная с горбачевской перестройки. Ни преобразования Михаила Горбачева, ни преобразования Бориса Ельцина, ни преобразования Владимира Путина не отвечают критериям, сформулированным лучшими умами России.

Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Автор картины - Михаил Нестеров (1862 - 1942)


В 1949 г. в Париже вышла книга русского философа Семена Людвиговича Франка «Свет во тьме». В ней представлена итоговая позиция философии русского космизма относительно того, что считать реформами. Какие из попыток улучшить или просто изменить российскую действительность следует считать реформами в истинном смысле слова? Отвечая на этот совсем не простой вопрос, философия космизма, что очень важно, не ограничивала реформы политическими или экономическими переменами. Речь шла о несравненно большем – о реформах жизни, реформах бытия. И не случайно: ведь исторический путь России усеян обломками несостоявшихся, не доведенных до конца политических, экономических, социальных, правовых, судебных, военных и прочих реформ.

Только начиная с 1550 г. и только крупных их насчитывается не менее полутора десятков. И все они были прерваны контрреформами или попросту заглохли, растворились в стагнации. Вот красноречивая деталь: суд присяжных впервые появился у нас четыре с половиной века назад, а сегодня его вводят в четвертый раз. Землю крестьянам давали и вновь отбирали. Вводили и отменяли местное самоуправление… История России свидетельствует, что страна всегда была открыта реформам, жила в постоянной готовности к ним и постоянно их проваливала.

Почему? Этот вопрос неизменно и закономерно волновал русских мыслителей. Может быть, потому, что все планы реформ не учитывали традиций и особенностей России? Поэтому еще раньше С. Франка, в 1933 г., философ-космист Павел Александрович Флоренский, он же о. Павел Флоренский, разработал особую национальную программу реформ. Собственно, это не просто программа, а своеобразный философско-политический трактат. Отец Павел написал его в следственной тюрьме НКВД под угрозой смерти, при тюремных пытках и издевательствах, за несколько дней и закончил 26 марта 1933 г. Вероятно, это последняя цельная философская работа Флоренского. Она называется «Предполагаемое государственное устройство в будущем».

В этом «предполагаемом устройстве» важны следующие элементы:

1. Государственный строй. 2. Аппарат управления. 3. Образование и воспитание. 4. Религиозные организации. 5. Сельское хозяйство. 6. Добывающая промышленность. 7. Перерабатывающая промышленность. 8. Финансовая система. 9. Торговля. 10. Кадры. 11. Научные исследования. 12. Народное здравие. 13. Быт. 14. Внутренняя политика (политическое управление). 15. Внешняя политика.

Кроме того, Флоренский обдумывает «Общие положения», «Исторические предпосылки» и вопросы «перехода к обсуждаемому строю».

«Устройство разумного государственного строя зависит прежде всего от ясного понимания основных положений, к которым и должна приспособляться машина управления», – пишет философ. В число этих положений, с его точки зрения, не входит «священная корова» демократии. Ибо задача государства состоит не в том, чтобы возвестить формальное равенство всех его граждан, а в том, чтобы поставить каждого гражданина в подходящие условия, при которых он сумеет показать, на что способен. Поэтому нет никакой необходимости втягивать людей в политику: политическая свобода масс в государстве с представительным правлением есть обман и опасный самообман, отвлекающий от полезной деятельности и вовлекающий в политиканство. Демократический принцип представительства вреден: он ведет к господству случайных групп и всеобщей продажности, пресса погрязает во лжи, судопроизводство становится инсценировкой правосудия. Вся жизнь цивилизованного общества становится внутренним противоречием. Кроме того, ни одно правительство, если оно не желает краха, не может опираться на решения большинства, вносит в них свои коррективы и, по существу, не признает демократии, но пользуется ею для прикрытия. К чему правительство должно быть чутко, так это к голосу специалистов, ученых. Выслушивая всех тех, кто этого достоин, правительство тем не менее должно поступать по собственному разумению и брать на себя государственную ответственность.

Глава государства должен получать обширную информацию и обсуждать проблемы с экспертами до тех пор, пока не добьется окончательной ясности, но решает он сам и за свое решение тоже отвечает сам. «Это он виноват, если материал, ему данный, оказался недостаточно полным или недоброкачественным: его дело выбирать себе советчиков». Вообще, по Флоренскому, роль лидера государства уникальна и определяюща. «Никакие парламенты, учредительные собрания… не смогут вывести человечество из тупиков и болот, потому что тут речь идет не о выяснении того, что уже есть, а о прозрении в то, чего еще нет. Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого склада. Это лицо, на основании своей интуиции, пусть и смутной, должно ковать общество». Ему нет необходимости быть ни гениально умным, ни нравственно возвышаться над всеми. Что ему необходимо, так это гениальная воля, «воля, которая стихийно, может быть, даже не понимая всего, что она делает, стремится к цели, еще не обозначившейся в истории... Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и прочего и отдался бы влекущей его цели… На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право – сила гения, сила творить этот строй. Право это одно только не человеческого происхождения и потому заслуживает названия божественного. И как бы ни назывался подобный творец культуры – диктатором, правителем, императором или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества».

Государственный строй, по Флоренскому, должен базироваться на началах не демократии (что ясно и из предыдущего), а диалектики. Государственная политика должна быть решительно отделена от конкретных проявлений отдельных сторон и направлений жизни общества. Во всем, что должно быть единым, требуется предельная централизация; напротив, во всем том, что, не затрагивая целостности государства, может и должно быть многообразным, что своим многообразием обогащает государство и делает отдельные его части нужными и интересными друг другу, необходима децентрализация, но опять-таки на принципе единоначалия, а не на демократическом принципе. При полной унификации основных политических устремлений всякий район страны должен творить свои ценности, нужные всему государству, и нивелировать эти возможности – значит лишать великое государство смысла его существования. Найти каждому из народов свою функцию в великом сотрудничестве – к его удовлетворению и в то же время наиболее рационально использовать местные особенности, а именно климат, характер почвы, богатства недр, этнические моменты, – задача не из легких, но для чего же еще существуют правители, как не для решения трудных задач?..

Из всех естественных богатств страны наиболее ценное богатство – ее кадры, полагает Флоренский, так что не исключено, что государство будущего станет гордиться не сейфами с золотым запасом, а списками имен своих работников. Аппарат управления – как общегосударственного, так и частного – должен, по убеждению философа, формироваться сверху вниз, а не снизу вверх, то есть через назначение должностных лиц (при самом широком и тщательном рассмотрении кандидатур и при контроле специальных инспекторов), а не через их выборы. Несоответствие назначений будет в значительной мере предотвращаться малой связью между зарплатой и должностью: зарплата должна быть связана с конкретным лицом, а не с должностью, так что должность сама по себе не будет заманчивой для неподходящих лиц, а повышение зарплаты должно быть обусловлено стажем и социальными заслугами.

«Государство, начинающее будущую культуру, смотрит вперед, а не назад, и свои расчеты строит на будущем, на детях» – такими словами открывает Флоренский раздел о воспитании и образовании. Согласно его предложениям, дети должны как можно дольше оставаться детьми, а для этого их надо изолировать от политических тревог, от дрязг жизни. На первом месте в школе должно находиться воспитание, а не учеба. Воспитание привычки к аккуратности, к точности, к исполнительности, взаимного уважения, уважения к высказываниям и чувствам товарищей, вежливости, привычки не рассуждать о том, чего не знаешь, критичности по отношению к себе, половой чистоплотности, преданности государству и своему долгу, интереса к делу, наблюдательности, вкуса к конкретному, любви к природе, привязанности к своей семье, отвращения к хищничеству по отношению к людям, животным, природе, наконец, физическое развитие – таковы элементы, внедрением которых в школе необходимо озаботиться первым делом.

Начальная и средняя школы должны находиться в ведении местных организаций и по возможности быть децентрализованными. Единство школы отвергается, напротив, допускается разнообразие типов, программ и способов обучения при соблюдении минимума необходимых государственных требований. Средние учебные заведения желательно размещать в малых городах, в усадьбах, среди природы. Высшие следует распределить по всей стране. Это повысит общий культурный уровень, создаст более здоровый быт, свяжет институты с местными условиями, с природой, повысит воспитательные возможности. Кроме того, поместить профессоров и преподавателей в спокойные, здоровые, как бы специально предназначенные для творчества места – значит предоставить им возможности роста и научного плодоношения.

Школа призвана готовить здоровых телесно и душевно людей – без этого нет надежд на лучшее будущее. Проявлением их внутренней жизни является в числе прочего и религиозное чувство. Флоренский, безусловно, согласен с тем, что религия должна быть отделена от государства – это как в ее интересах, так и в интересах государства, которое не просто терпит различные религиозные организации, но оказывает им содействие и вправе ждать содействия себе с их стороны. Государство равно допускает свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды, если ни та, ни другая не затрагивают сфер его ответственности, и пресекает ту или другую в противном случае. Государство выступает арбитром во взаимоотношениях религий и исповеданий, по формальным правам не имеющим никаких преимуществ друг перед другом, в том случае, если одна из сторон допускает правонарушения.

Взбудораживший современное общество вопрос о преподавании основ Православия в школах богослов Флоренский решает как человек светский. «Религиозное образование, – пишет он, – разрешается в общественном порядке лишь по достижении совершеннолетия, а в домашнем – для небольших семейных или дружеских групп – только по усмотрению родителей». Ибо «когда религию навязывают – от нее отворачиваются… Но когда религии не будет, тогда начнут тосковать».

Экономическое направление предполагаемого государства Флоренский мыслит как государственный капитализм. Под ним понимается такая экономическая организация общества, при которой орудия производства принадлежат непосредственно государству. В сельском хозяйстве основной производственной единицей должен быть колхоз ввиду своей наибольшей выгодности, но наряду с ним допускается существование артелей, личных хозяйств и других хозяйственных организаций. Колонизация, специальные или редкие культуры, особенности местного ландшафта могут привести к появлению хозяйств в особых формах.

Говоря о добывающей промышленности, Флоренский вводит мысль о государстве будущего как о «по возможности самозамкнутом, независимом от оценок и цен внешнего мирового рынка». С современной либеральной точки зрения, как она принята на Западе, проповедь самодостаточности, изоляционизма звучит весьма странно, как, впрочем, и отрицание философом представительной демократии. Но у философа, к тому же философа-космиста, свой, существенно отличающийся от нынешнего взгляд на вещи. О. Павел вообще имел репутацию консерватора, лояльного по отношению ко всякой власти, в том числе коммунистической, чем его не раз корили (например, его постоянный оппонент, весьма популярный сегодня на Западе философ Николай Бердяев). Однако дело, по-видимому, не в веках «гнета и покорности», нашедших свое выражение в мировоззрении Флоренского. Философ придерживался принципа «принятия данности», признавая за данность историческую реальность, из которой следует исходить всякому истинному политику. Поэтому Флоренский и пишет, что «порядок, достигнутый советской властью, должен быть углубляем и укрепляем, но никак не растворен при переходе к новому строю».

Так что в «Записке» речь идет не об идеальной, а о достаточно реальной модели в условиях данной исторической реальности. А идеальная модель для Флоренского – средневековый тип иерархической власти и государства как монархии, где не могло быть никакой демократии и никакого равенства между людьми. Наоборот, средневековое миросозерцание строилось на представлении о том, что каждый человек имеет свое предназначение, свой долг перед Творцом и потому – свое место в жизни.

Вот и у Флоренского государственная политика будущего государства должна обеспечивать не политическое равенство, а разделение сфер деятельности и специализацию. Иерархический строй, устраняя всеобщее равенство, дает возможность многоступенчатого самовыявления в разных сферах – национальной, культурной, научной, хозяйственной. Такое государство не нуждается в каких-либо партиях. «Оппозиционные партии тормозят деятельность государства, партии же, изъявляющие особо нарочитую преданность, не только излишни, но и разлагают государственный строй, подменяя целое государство, суживая его размах, и в конечном счете становятся янычарами, играющими государственной властью. Разумной государственной власти не требуется преторианцев, в виде преданности желающих давать директивы».

Очевидно, что, появись такое «государство Флоренского» в современном мире (даже в современном философу мире 70-летней давности), оно выглядело бы совершенной белой вороной со всеми вытекающими последствиями. Поэтому Флоренский и говорит о желаемой самозамкнутости этого государства, что обеспечит ему независимость от внешнего рынка, то есть от импорта сырья, товаров, продовольствия, и уделяет добывающей промышленности особое внимание. К ней он относит лесное дело, горное дело, добычу продуктов моря. Развитие этих отраслей должно идти путем углубленного изучения и индивидуализации, а не копирования заграничной практики, то есть, по убеждению философа, следует двигаться не по направлению западного типа, пусть и с обгоном, а по самостоятельному направлению, вытекающему из особенностей страны. У нас есть много того, чего нет за границей, и нет многого, что есть там. Чутко присматриваясь к зарубежному опыту, мы должны решать свои задачи и – своими средствами.

Флоренский, наверное, и помыслить не мог, что спустя 70 лет Россия будет балансировать на грани превращения в сырьевой придаток Запада, что сырье станет основным источником притока в страну валюты. Он полагал, что в результате внешней политики, направленной в сторону самоизоляции от мирового рынка и отказа от вмешательства в политическую жизнь других стран, потребность в валюте будет небольшой, а в перспективе – стремиться к нулю. При этом промышленность будет интенсивно развиваться благодаря децентрализации с вытекающей отсюда конкуренцией как между госпредприятиями, так и между ними и остальными предприятиями. Особо нужно будет заботиться о развитии небольших предприятий, которые могут идти впереди больших заводов, – научно-экспериментальных, изобретательских, где проявляются инициатива и техническое творчество. Местная индивидуальная промышленность получит от них материал, который трудно и дорого получать на больших государственных предприятиях.

Воплощение технических идей, признает Флоренский, дело весьма непростое, даже когда сама идея вполне созрела, и часто проходят долгие годы, прежде чем удается наладить соответствующее производство. Поэтому необходимо создавать как можно больше специальных «воплощающих» предприятий (сейчас их называют внедренческими, венчурными, малыми научными и т.д.), причем они не должны входить в зону государственной ответственности, включаться в государственные планы: в этом случае «развитие их быстро прекратится», ибо «прогресс в технике всегда основан на свободной игре инициативы и выживания немногих направляющих комбинаций».

А так как современная экономика всецело зависит от техники (если Флоренский сказал подобное о современной ему экономике, что же говорить о нынешней?), а последняя обусловлена научными исследованиями, то в самозамкнутом государстве, прокладывающем путь к новой культуре в новых природных и социально-исторических условиях, науке принадлежит решающее значение. Поэтому чрезвычайно важна ее эффективная организация. Выстраивая ее, необходимо помнить, «что творчество идет путями прихотливыми и непредвиденными заранее, что у каждого созидающего ума имеются свои подходы и свои приемы». А признание индивидуализации творчества подводит к выводу, что нежелательно собирать творцов в какие-то большие скопления, что исследовательские учреждения не должны быть громадными, централизованными, собранными в одном месте. Это вредно не только науке, но и всей стране, поскольку обескультуривает ее и нарушает равновесие между центром и периферией.

Значит, надо идти путем создания многочисленных, сравнительно малых, весьма специализированных по задачам и индивидуализированных по научным кадрам исследовательских учреждений, рассеянных по всей стране, внедренных в самые глухие уголки, и тесно увязывать их с местными условиями, направлять на реализацию местных возможностей, заинтересовывать конкретной, жизненной работой на благо страны. Это серьезно поможет общей децентрализации культурно-экономической жизни, которая должна быть проведена государством во всех областях. В каждой области, таким образом, появятся свои специалисты в том круге вопросов, которые представляют особую важность для области, причем специалисты узкие, лучшие в стране, возможно, лучшие в мире. Принимая непосредственное участие в делах края, хотя и только научное, зная их досконально, эти специалисты смогут стать действительно компетентными экспертами, деятельность и советы которых помогут интенсификации хозяйства и культуры.

Показательно, что Флоренский ставит раздел о быте впереди разделов о внутренней и внешней политике. Быт – неотъемлемый момент человеческой жизни, и государство должно понимать, что забота о быте входит в число необходимых задач управления. Здоровье народа, работоспособность, преданность стране, способность к творчеству – «все это существенно зависит от наличия сочного и красивого, здорового быта… Без быта нет и вкуса жизни… Быт коренится в истории... Полнота государственной жизни – в богатстве и разнообразии проявлений быта, соответствующего богатству и разнообразию местных условий. Нивелировка быта неминуемо поведет к уничтожению вкуса к жизни, радости бытия, а потому и к рабскому труду и ко всяческому обеднению. Крепкая сплоченность государства опирается не на монотонную унификацию всех его частей, а на взаимную их связь, обусловленную глубоким сознанием взаимной необходимости частей, нужности каждой из них на своем месте… Быт есть цветение жизни каждой из частей государства».

Главное во внутренней политике государства для Флоренского – принципиальный запрет каких бы то ни было партий и организаций политического характера. Отсюда вытекает задача школьного и общественного политического воспитания: вырабатывание автоматической привычки «проводить резкую пограничную линию между политикой и неполитикой». С другой стороны, необходимо, чтобы политическое управление тоже не переходило демаркационную линию и не вмешивалось в вопросы общей культуры, не делало политикой то, что ею не является. Устойчивость государства во многом зависит от уравновешенности обоих начал – внутренней политики и общей культуры, поэтому государство обязано следить за их сбалансированностью.

В разделе о внешней политике Флоренский возвращается к шокирующей на первый взгляд мысли о самодостаточности государства, крепкого изнутри, могущественного, но миролюбивого, даже индифферентного к внешнему миру, замкнутого в себе целого, не нуждающегося во внешнем мире и по возможности не вмешивающегося в него, живущего своей полной, богатой жизнью. При этом вся экономическая политика подобного государства должна быть построена таким образом, чтобы оно могло удовлетворяться внутренними ресурсами и не страдало бы от изоляции, как бы долго она ни тянулась, в основном потому, что культура распадающегося капиталистического мира очень «ядовита», и контакты с ним хорошо бы ограничить научными и техническими вопросами…

Для перехода к такой «идеально-реалистической» модели, то есть реализации «программы Флоренского», требуются определенные действия и условия. Прежде всего физически и нервно истощенному народу необходим отдых, ибо налицо усталость всей страны, напряженно и трудно жившей почти два десятка лет (этот вывод, сделанный в 1933 г., совершенно справедлив и для 2012 г.). Большинству населения, если не всем, писал Флоренский, все эти годы приходилось затрачивать много жизненной энергии – гораздо больше, чем это бывает вообще. Участие в политике, когда-то столь желанное для многих, перестало быть заманчивым. За временем траты накопленных сил должно последовать время их накопления, «степенного и тихого созидания на фундаменте уже построенного». Эта передышка возможна только в том случае, если страну поведет выдающийся лидер, и поведет так, чтобы обеспечить каждому ту политическую, культурную и экономическую работу, для которой он предназначен…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Игорек
    0
    23 февраля 2012 08:19
    Как я понял идею автора он предлагает соединить капитализм с коммунизмом.
    1. recitatorus
      +6
      23 февраля 2012 14:09
      Главное,что дают публикации подобного рода,это возможность задуматься!!!
      Отвык как-то современный человек от такого неблагодарного занятия как - думать.Всё набегу,всё между делом,живём,можно сказать,в рекламных паузах...Конечно Флоренский предлагает идеальную модель,но какие-то детали можно,а что-то даже нужно привнести в нашу жизнь уже сегодня.Самодостаточное государство,ну хотя бы процентов на 80,вполне реализуемое предприятие.И то что богатство государства - эта сумма достатков его граждан,с этим не поспоришь!..
      Побольше надо бы статей подобного рода выносить на обсуждение.При одиноком прочтении многое,к сожалению,утрачивается.
      1. адмирал
        +1
        23 февраля 2012 15:27
        Россия всегда была сильна своими мыслителями,беда в том,что их никто не слушает...
  2. 0
    23 февраля 2012 08:22
    Утопия.
    Несоответствие назначений будет в значительной мере предотвращаться малой связью между зарплатой и должностью: зарплата должна быть связана с конкретным лицом, а не с должностью, так что должность сама по себе не будет заманчивой для неподходящих лиц, а повышение зарплаты должно быть обусловлено стажем и социальными заслугами.

    А кто будет считать?
    Поэтому Флоренский и говорит о желаемой самозамкнутости этого государства, что обеспечит ему независимость от внешнего рынка, то есть от импорта сырья, товаров, продовольствия, и уделяет добывающей промышленности особое внимание. К ней он относит лесное дело, горное дело, добычу продуктов моря.

    Как будто такому государству дадут развиваться, на чужое многие зарятся.
    «Устройство разумного государственного строя зависит прежде всего от ясного понимания основных положений, к которым и должна приспособляться машина управления», – пишет философ. В число этих положений, с его точки зрения, не входит «священная корова» демократии.

    Мое мнение: развитие государства без демократических институтов возможно только случаи повышения морального облика подавляющего большинства населения. Что на сегодняшний день абсолютно не возможно.
    1. +4
      23 февраля 2012 13:26
      С демократическими институтами развитие государства в принципе невозможно. Ибо демократия и государство - антиподы
  3. 0
    23 февраля 2012 08:31
    Флоренский интересен,но по моему мнению классический русский утопист...Обычное российское что делать и кто виноват...в оригинальной упаковке...
    1. +1
      23 февраля 2012 13:27
      Зря Вы так, Его мысли взяты на вооружение всеми сильными государствами
  4. Злой Татарин
    +3
    23 февраля 2012 08:43
    Ну что? Иль не ощущаем выполнение идей П. Флоренского?

    Как думаете, похоже, что Командор идет по пути изложенного философом?

    Диалектика говорите? Э-э-э-ххххх...
    1. +4
      23 февраля 2012 13:32
      Четко следовать по пути философа не дадут. А лавируя , примерно так, как делает он, может что и получится. Только народишко больно нетерпеливый, всем все сразу подавай. Даже И.В. понадобилось время, чтобы хоть что-то из страны сделать. А сейчас все , как в сказке живут - и рыбку съесть, и на х.. сесть. И никак не поймут своими американизированными жиденькими мозгами, что надо работать. Тяжело и много
      1. vitiaz
        0
        23 февраля 2012 14:41
        Замечу, что разница между философом и Богословом, соответственно как между- фантазёром и стратегом !
  5. sahha
    0
    23 февраля 2012 08:47
    Мда,сложная статья для меня what ,воздержусь от комментария в избежания конфуза.
    1. +4
      23 февраля 2012 09:46
      А ты не бойся. Пусть за твой ум и язык душа хоть раз скажет.. Улыбнись.
      1. sahha
        0
        23 февраля 2012 10:31
        vorobey,можно и от души,вот только минусовать на сайте шибко любят,и как-то не улыбается терять из-за 'этих' людей свои погоны
    2. Игорек
      +5
      23 февраля 2012 09:52
      Множество умных слов не было сказано лишь потому что люди боялись сказать глупость.
      (с)
      1. vitiaz
        +2
        23 февраля 2012 14:46
        Не надо бояться выглядеть глупо ! Это лекарство от честолюбия.
  6. vitiaz
    +3
    23 февраля 2012 09:21
    Судьба России ярко показывает стремление людей к добру, и противодействие сатаны этому стремлению. П. Флоренский, умнейший человек, учитель Церкви,и видет всё как-бы с высоты полёта орла ! Жизинь не рас доказывала и Церковь имеет большой практический опыт в деле такого рода ,как восставление монастырей на голом месте и в последующем городов вокруг моностырей .Которые пока жили по православным традициям процветали,как только уклонялись от них постепенно приходили в упадок !

    Судьба России ярко показывает стремление людей к добру, и противодействие сатаны этому стремлению. П. Флоренский, умнейший человек, учитель Церкви,и видет всё как-бы с высоты полёта орла ! Жизинь не рас доказывала и Церковь имеет большой практический опыт в деле такого рода ,как восставление монастырей на голом месте и в последующем городов вокруг моностырей .Которые пока жили по православным традициям процветали,как только уклонялись от них постепенно приходили в упадок !
    1. +5
      23 февраля 2012 09:36
      Согласен. Все беды русских от утраты духовности, потери той самой ниточки которая связывала душу и тело. Сейчас мы живем телом. а стремление души выразить не можем, не умеем. А насчет высказанного идеализма в комментариях. Так идеал всегда был главным устремлением и целью. Ради чего мы приходим в этот мир.
  7. +5
    23 февраля 2012 09:33
    Воистину русские люди начали просыпаться раз появился интерес к таким философам и деятелям Церкви как Павел Флоренский. Все хорошо в статье вот только главное не написано... Все это станет возможно когда люди обратятся к вере и станут жить по заповедям Божиим. Без этого Павел Флоренский не видел сильного государства... да это и не возможно. Так же можно было бы поближе познакомиться с такими русскими философами как Ильин, Бердяев, Булгаков, Франк, Соловьев, Хомяков и пр.
    1. +3
      23 февраля 2012 09:45
      Речь как раз и идет об этом, но это идеал к которому стремиться надо. Любая религия построена на идее самосовершенствования.
  8. vitiaz
    +1
    23 февраля 2012 09:51
    Радостно видеть людей понимающих эти вещи !
  9. 0
    23 февраля 2012 12:18
    Это теория конвергенции - объединение всего лучшего из кап и соц систем. Активно разрабатывалась В США в 60х годах. Ей применили на практике Япония, Швеция и чсатично Германия
    1. vitiaz
      +4
      23 февраля 2012 13:17
      Всё должно основываться на православных вероустановках,а иначе моральное разложение при любой системе обеспечено, и как следствие разложения ,падение .
      1. Игорек
        0
        23 февраля 2012 15:19
        Все должно основываться на диктатуре закона,а вероустановка-это красивое дополнение.
        1. vitiaz
          +1
          23 февраля 2012 15:32
          Не за страх, а за совесть ! Такая армия и страна не победимы ! При жосткой диктатуре теряется человеческое достоинство,при слабой появляются продажные шкурки.
          1. Игорек
            0
            23 февраля 2012 16:21
            Цитата: vitiaz
            Не за страх, а за совесть ! Такая армия и страна не победимы !


            Нет непобедимых стран и армий.

            Цитата: vitiaz
            При жосткой диктатуре теряется человеческое достоинство,при слабой появляются продажные шкурки.

            Диктатура закона должна быть жосткой,это ведь закон,а перед законом все равны.





            1. Злой Татарин
              0
              23 февраля 2012 16:32
              Странный вы, Игорёк... Я давно за вами наблюдаю... То вы наш, то вдруг - чужой...
              Вы пришли сюда, что бы отвратить наших младших, наших сыновей и внуков -будущих Героев, от истины?

              Истина каждого народа в её истории-Истории, которая создала за счет предков каждого своего потомка будущее, Будущее о котором предки наши мечтали...

              Вы хотите плюнуть в могилы наших предков?
              Вы хотите истребить мечту?
              Пробуйте,
              1. Игорек
                +1
                23 февраля 2012 17:12
                Цитата: Злой Татарин
                Вы пришли сюда, что бы отвратить наших младших, наших сыновей и внуков -будущих Героев, от истины?


                Что это за истина такая?Неужели она заключается в том,что мы последний оплот свободы и добра на Земле и что мы должны завалить мировое зло и закопать в землю еще 50 млн. наших граждан,думаю наши предки мечтали не об этом.




                Цитата: Злой Татарин
                Странный вы, Игорёк... Я давно за вами наблюдаю... То вы наш, то вдруг - чужой...

                Цитата: Злой Татарин
                Вы хотите плюнуть в могилы наших предков? Вы хотите истребить мечту?


                Злой Татарин не ищите в моих постах зашифрованное послание Сатаны роду людскому,уверяю вас там его нет,вы даже меня немного напугали своими словами.
            2. vitiaz
              +2
              23 февраля 2012 17:19
              Конечно нет ! Потому что все в конечном итоге уходили от защиты Бога ! Цари воюют а победа от Бога ! История знает примеры когда 300 человек побеждали 3000 неприятеля и это мечами и копъями,и без помощи Божей это невозможно !

              Перед законом все равны да,но любовь и милосердие выше закона ! И угоднее Богу , чем слепое следование букве закона !
              1. Игорек
                +1
                23 февраля 2012 17:38
                Вы человек верущий,а я еще неопределившийся(есть он или нет),хотя мой жизненный опыт, хоть он и не очень большой,подсказывает мне,что Бога нет и что надо верить только в собственные силы.
                1. vitiaz
                  +1
                  23 февраля 2012 17:49
                  Это потому что Вы Его ни когда не искали, и всё время полагались на свои силы. Но они когда нибуть Вас подведут,и когда их не останется то прейдётся хвататся за соломенку веры которой в тот момент может не оказаться .
                  1. LiRoy
                    +1
                    23 февраля 2012 21:56
                    Считаю, что церкви не стоит лесть в общественные дела. Как говорил Петр Первый: "Богу богово, а Кесарю кесарево". Вот у нас сейчас модно верить в Бога, и что, за 20 лет стало в стране меньше наркоманов, алкоголиков и проституток. Как бы ни так. Игорек прав, надо верить в свои силы. Вот скажем, при атеистической Советской власти, духовной развитие наших людей было гораздо шире чем сейчас. Государством были созданы общественные институты, которые воспитывали в людях человека и давали ему стержень, что можно, а что нельзя. Я думаю, что дай волю нашей церкви и они снова будут набирать крепостных. Ведь стоило огромных трудов разъединить церковь и государство.
                    P.S. Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать. (Вольтер)
                    1. vitiaz
                      0
                      24 февраля 2012 06:55
                      Что петька 1 ,что вольтер это люди католическо мосонских взглядов,и якобы достижения петьки1 на самом деле являются развалом духовности народа !

                      Цитата: LiRoy
                      Вот скажем, при атеистической Советской власти, духовной развитие наших людей было гораздо шире чем сейчас. Государством были созданы общественные институты, которые воспитывали в людях человека и давали ему стержень, что можно, а что нельзя


                      Ненадо путать духовность и нраввственность ! Можно быть нраввственным и в тоже время бездуховным . Такой человек подобен сатане ,когда внешне он правельный а в нутри его грызёт зависть злоба жадность и прочее,это явный предатель, что и даказал развал СССР.Духовность это внутренняя чистота души а нравственность это внешнее поведение и кальтура


                      Цитата: LiRoy
                      а 20 лет стало в стране меньше наркоманов
                      А вы что хотели чтоб во мнгновения ока все стали правельными ! Сначало отвержение Бога в 17м повторное Его распятие уничтожение всего что с Ним связано ,потом 70 лет Богозабытия,потом развал союза и полив народа мерзастями либирализма ! И после всего этого в один миг стать святыми ???!!!!!
                      1. LiRoy
                        0
                        24 февраля 2012 22:22
                        А почему при 70 годах Богозабытия наша страна стала в один ряд с ведущими державами мира и смогла выдержать удар фашистов. Наверное только верой в свои силы.
                      2. vitiaz
                        0
                        25 февраля 2012 11:20
                        На всё воля Божия ! Гасподь любит Россию и дал ей возможность через искупление кровию и страданием прийти опять к Нему.А ведущей державой быть, у неё судьба такая, опять же дарована Богом по милости Его !
                      3. LiRoy
                        0
                        25 февраля 2012 12:34
                        То есть 28 милионов погибших и не родившихся от них детей, тысячи разрушенных городов и деревень это по Вашему воля Божия. А великой державой мы можем снова стать только если будем надеяться на себя и ближнего своего, а не на судьбу. Судьба всегда в руках сильного.
                      4. vitiaz
                        0
                        25 февраля 2012 12:56
                        Нет воли Божей на то чтоб ктото погибал, но каждый погибает увлекаясь своими страстями.И эти смерти лиш результат выбора человеков .

                        Что такое судьба надо определится .Судьба зависит целиком и полностию от нашего предъидущего выбора ,если бы русские не выбрали путь революции 17го то и войны 41го не было.А великой державой мы сможем стать если будем исполнять заповеди Божии. Если армия откажется слушаться своего полководца то победы ей не видать.
                      5. LiRoy
                        0
                        25 февраля 2012 13:30
                        Погибнуть за свою страну и за жизнь своих детей когда тебя называют недочеловеком и веду в отношении тебя войну на истребление, это значит увлечься своими страстями. Вот я и смотрю, что значит увлечься своими страстями когда церковь помогала фашистам на окупированных территориях, конечно сейчас этот факт замалчивается.
  10. biglow
    +2
    23 февраля 2012 15:39
    очень хорошее изложение сложных идей.Это наше будущее
  11. +3
    23 февраля 2012 15:44
    Цитата: vitiaz
    "... пока жили по православным традициям процветали,как только уклонялись от них постепенно приходили в упадок !"


    Гибель Византийской империи произошла именно от этого. Неверующие люди могут иронизировать и смеяться сколько угодно, но спасение России заключено в возрождении веры, нравственных устоев, семьи. Мы сколько угодно можем совершенствовать оружие, поднимать экономику и т. д. Это будет бессмысленным, если Россия не обратится лицом к Богу и не заживет по совести, а не по беспределу...
  12. +1
    24 февраля 2012 01:28
    Nokki, молодец! Сколько угодно исторических доказательств тому, что Христианская модель общества - самая верная. Кто опровергнет тот факт, что именно в Христианских странах развилась наука и культура? Кто возразит тому, что именно Христианские страны стали самыми могущественными в военно-политическом плане? Где сейчас Майя с Ацтеками? Чего добились в Азии? Породила нехристианскя культура хотя бы одного Моцарта? Или Микиланджело? Или Энштейна? Или Циолковского? Был у них в конце концов хотя бы один Наполеон? Богатейшие Индия и Китай были колонизированы парой полков англичан или голландцев! Японию под угрозой пушек заставили торговать! А нам сейчас что-то там чешут про "великие прсветления" с помощью йоги и буддизма! Где в реале эти "просветления"? Что-то там про шао-линь рассказывают и великих воинах-самураях! Где были эти "великие кунфуисты" когда их горстка англичан на колени ставила?
    Ну все исторические факты налицо, а мы, русские, все упорствуем и смотрим в сторонучуждых нам учений. Кто, в конце концов Россию сделал Великой если не Православная Церковь, если не ее Святые Алексанндр Невский, Федор Ушаков, Дмитрий Донской. Если не ее казаки, освоившие земли от Дона до Тихого Океана? А ведь казаки - это по сути Православный Орден, куда принимали все национальности, но при условии если новичок был Православным!
    Поэтому - я только за наши истинные ценности : СЕМЬЯ, СОБОРНОСТЬ, ТРАДИЦИИ. И это нам дает Православие. А все эти либерастные идеи вместе с дерьмократией и рынком давно пора в унитаз спустить.

    Цитата: LiRoy
    P.S. Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать. (Вольтер)

    LiRoy, а еще Вольтер говорил, что через 100 лет о Библии никто не вспомнит. Результат - сейчас в его доме типография, которая пеатает Библию. А еще Вольтер последние месяцы жизни провел в полном безумии. Ходил по-большому прямо то ли на пол, то ли даже на кровать где потом спал. Я читал воспоминания о его кончине, жуть полная. Вот уж верно : "Смерть грешников люта....т"
    1. LiRoy
      0
      24 февраля 2012 22:19
      Вольтер умер в возрасте 84 лет и поэтому в таком возрасте какие-либо психические расстройства к сожалению не редкость.
      Судьба домов, связанных с именем Вольтера следующая. Особняк в Ферни (Франция) сейчас является музеем и арт-центром. Особняк в Женеве (Швейцария) служит штаб-квартирой Музея и институт Вольтера. Оба дома в Лозанне, где жил Вольтер, в настоящее время снесены. В доме на Рю де Вольтер 27 в Париже, где Вольтер умер, сейчас находится ресторан «Вольтер».
      Я не разделяю все идеи Вольтера, но не надо вводить людей в заблуждение.
      1. vitiaz
        0
        25 февраля 2012 11:22
        Православные старцы доживали и до 110 лет а один прожил 350 лет и ни одного случая каких либо психических расстройств.
        1. LiRoy
          0
          25 февраля 2012 12:35
          К сожалению, или к счастью, я человек прогматичный. Поэтому приведите факты пожалуйста.
          1. vitiaz
            0
            25 февраля 2012 13:07
            Ну какие вам факты привесть ,статистики мед осмотров здесь быть не может как вы понимаете,а вот в рассказах про жития Святых вы найдёте множество фактов. Оптинские старцы, Сирафим Саровский ,Антоний Великий их множество и все они жили на виду у массы людей.
            1. LiRoy
              0
              25 февраля 2012 18:57
              Правда, это утверждение ложь которого доказать невозможно. А человеческие рассказы это категория доказательств, которые наименее правдивы из всех категорий доказательств, которые могут быть возведены в ранг истиных.
              1. vitiaz
                0
                26 февраля 2012 06:50
                Также и множество документов с печатями ,фото и подписями являются ложными ! А то что написано в Библии это истина, и я проверял её на своей шкуре ,и убеждался в том что Библия истина ни раз .Попробуйте и вы убедится в этом сами ,и тогда уже убедившись, лично, сможите отличать ложь от правды.
                И мораль людей веры, не позволяет им лгать ,так как они осазнают что лжец это сатана
                1. LiRoy
                  0
                  26 февраля 2012 11:22
                  Вступая с Вами в диспут я прекрасно понимал, что меня с моими убеждениями могут зачислить в чуть ли не преспешники сатаны, но меня интересуют чисто мирские вопросы.
                  Так вот такое, а является ли церковь и религия единственным проводником человека к Богу? Вот скажем люди жили и до возникновения наших великих религий, и поклонялись другим богам, неужели они были глупее и столько времени заблуждались, при этом их забытые боги также удовлетворяли их молитвы.
                  Я считаю, что мысли имеют свойство материализовываться и это доказано, то есть постояно о чем-то думая человек начинает идти по крупицам к реализации своих замыслов, так вот и те кто придумывал религию прекрасно знали об этом, и поставили себе это свойство на службу для решения чисто прогматичных задач ввиде цементирования госсударственности и укрепления власти над людьми.
  13. vitiaz
    0
    26 февраля 2012 15:57
    Простите но я говорил о лжи и не имел в виду вас лично .мы все в той или иной форме своими страстями служим сатане и нет на земле безгрешных.

    Сам Господь Бог Иисус Хростос говорил "Я есемь дверь;кто войдёт Мною, тот спасётся.И он создал Церковь свою чтоб нам удобнее спасаться было. А религия зто в переводе на русский это общение с Богом и это общение прослеживается с времён Адама и Евы. Какието народы отпали от Истенного Бога и нашли других богов (свято место пусто не бывает) и бесы тут как тут и желания исполнят и жертву потребуют.

    Вы знаете вот я мыслил себя олигархом и чемпионом по самбо, но человек пологает, а Бог распологает.И одни все силы тратят на достижение цели и не могут достич,а другим не гадонно и не жданно рас и готово. Как гитлер стал у руля,казалось бы какойто поршивый ефрейтишка а вон как вышло.

    А то что вера, и жизнь по вере сплачивает народ это неоспоримо.И сколько в истории случаев когда народ уходил от Бога Истенного и предовался служению бесам,то Бог возвращал народ свой к Себе по молитвам Святых Пророков давая знамения такие например как молитва валхвов ваала о жертве и молитва пророка Илии Когда огонь с неба сошол и всё в один миг испепелил и быка и камни и воду каторой обильно было всё полито.
    Это вы называете придумать религию ?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»