К 75-летию полёта в Америку и обратно Энделя Пусэпа

26
К 75-летию полёта в Америку и обратно Энделя Пусэпа


Герой сегодняшнего повествования — сибирский эстонец Эндель Карлович Пусэп. Правильно его фамилия пишется и произносится как Пуусепп, но он сам так всю жизнь писал и говорил.





Родился Эндель Пусэп 1 мая 1909 года на хуторе Самовольном Енисейской губернии (нынешнего Красноярского края). Его предки переселились туда еще даже до столыпинской реформы.

С детства мечтал стать лётчиком, а кто тогда не мечтал? Но пареньку из крестьянской семьи сказочно повезло: окончив школу-семилетку, как представитель бедняцкой семьи был отправлен в эстонско-финский педагогический техникум в Ленинграде. Проучившись там один год, перешёл в военно-теоретическую школу военно-воздушных сил в Вольске и успешно окончил её в 1929 году.

До 1931 года совершенствовал навыки в Оренбургской военной авиационной школе лётчиков, затем работал там инструктором, был направлен в только что созданную эскадрилью по полётам «вслепую» (по приборам) и совершил первый «слепой» перелёт из Ейска в Москву.

С 1938 года работал в Управлении полярной авиации Главсевморпути, участвовал в поисках пропавшего лётчика Леваневского, вторым пилотом в экипаже самого Героя Советского Союза Михаила Водопьянова. Несколько раз приземлялся на дрейфующей станции «Северный полюс — 1».

Когда началась Великая Отечественная война, Водопьянов не забыл о своем втором пилоте. И устроил ему роскошную протекцию. Но не в штаб, как было бы принято сегодня, а в 412-й тяжелобомбардировочный авиационный полк 81-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия. Который знаменитый полярный летчик сам и возглавил.

Полк получил на вооружение новейшие бомбардировщики Пе-8 и в начале войны занимался тем, что осваивал новую технику. К реальным боевым вылетам приступили только в августе 1941 года.

Первый боевой вылет полк совершил 9 августа 1941 года. И понес первые потери. От своих. Будучи «не в курсе», истребители одного из наших авиаполков сбили один из Пе-8. Остальные продолжили путь к Берлину.

Над Кенигсбергом самолет Водопьянова и Пусэпа был подбит и сел на «вынужденную» в Эстонии. С помощью местного населения и эстонца в экипаже, команда Водопьянова без особых проблем вышла к своим.

В своих мемуарах Эндель Карлович вспоминает:

«А над головой все еще свистели снаряды. Мы поняли, что попали на ничейную землю. Наша армия обороняла дорогу, ведущую в Нарву, а с юга, с северного берега Чудского озера, наступал противник. Только около полудня мы выбрались из болота. Вскоре увидели коров, теленка и овец. Сторожевая собака, заметив нас, бросилась в нашу сторону с отчаянным лаем. Белобрысый пастушок из-за куста испуганно разглядывал странных гостей.

Я замыкал шествие и, добравшись до летчиков, окруживших мальчика, услышал, как они оживленно расспрашивали пастушка. Однако он только отрицательно качал головой: «Эй саа ару».

— Ну а по-эстонски, парень, понимаешь? — спросил я на его родном языке.

Мальчик посмотрел на меня и облегченно вздохнул, а затем так обстоятельно доложил нам обстановку, что даже начальник разведывательного отдела крупного штаба не сделал бы это лучше.

Следуя указаниям, полученным от мальчика, мы направились по кратчайшему пути на станцию Ору. Там располагались части 8-й армии. Нас встретили прямо-таки по-королевски и хорошо угостили, были и довольно крепкие напитки».

Оставшись без самолета, Пусэп участвовал в очень интересном эксперименте с управлением самолета ТБ-3 по радио.

Получив новый самолет, Пусэп снова вернулся к боевым вылетам в полку.

И так бы и летал наш герой до победы, если бы рулетка судьбы снова не выбросила ему «зеро». Снова обращусь к мемуарам Пусэпа.

«В солнечный апрельский день командующий авиацией дальнего действия генерал-лейтенант авиации Голованов вызвал меня и командира другого экипажа Асямова (тоже бывшего полярного летчика) вместе со штурманами Штепенко и Романовым к себе.

Генерал предложил нам присесть, а сам стал медленно широкими шагами расхаживать по мягкому ковру.

— Мы решили поручить вам полет за рубеж. Тщательно проверьте самолеты и приведите их в образцовый порядок. О времени полета узнаете позже».

Но даже генерал Голованов не знал, что президент США Рузвельт предложил Сталину направить в Вашингтон для секретных переговоров Молотова.

20 апреля 1942 года И. В. Сталин ответил президенту:

«Советское правительство согласно, что необходимо устроить встречу В. М. Молотова с Вами для обмена мнений по вопросу об организации второго фронта в Европе в ближайшее время. В. М. Молотов может приехать в Вашингтон не позже 10-15 мая с соответствующим военным представителем.

Само собой, понятно, что Молотов побудет также в Лондоне для обмена мнений с английским правительством».

23 апреля самолет Пе-8 капитана Асямова, имея на борту экипаж Пусэпа и представителей Наркомата иностранных дел, вылетел в Англию.

В Англии произошла трагедия. Асямов с группой британских офицеров Королевских ВВС вылетел в Данди, к месту приземления с тем, чтобы ознакомить англичан с Пе-8. Самолет потерпел аварию, все находившиеся на борту погибли.

Самолет обратно в СССР привел один Пусэп.

На следующий день Пусэпа вызвал полковник Лебедев и сообщил о новом задании. Спросив, на каком самолете Пусэп предпочел бы его выполнять, велел готовить к полету самым тщательным образом. Эндель Карлович сказал, что полетит на своем «шестьдесят шестом».

«На следующий день мы рапортовали полковнику Лебедеву:

— Товарищ полковник, экипаж и самолет к полету готовы!

— Отлично! Но куда вы намерены лететь? — спросил полковник, улыбаясь.

— Куда прикажут!

— Хорошо сказано! Тогда я прикажу вам полететь в Соединенные Штаты Америки!

Вот это была новость так новость!»

Только перед самым вылетом Пусэп узнал, кого он повезет. Главным пассажиром был Вячеслав Молотов.

Полет до Британии был уже апробирован, так что затруднений не вызвал.

Удивительно сегодня представить, как второе лицо СССР летело в бомбоотсеке самолета, абсолютно к этому не приспособленного. На деревянных скамейках, под которыми находились баллоны с кислородом. Без привычных для нашего (да и того тоже) времени удобств.

Одно «удобство», правда было. Ведро в хвостовой части. Молотов долго потом вспоминал о впечатлениях пользования этим туалетом на высоте в 7000 метров и при температуре воздуха около -40 градусов в меховом летном комбинезоне.

Вспоминал с юмором.

Перелет до Британии прошел без происшествий.


Молотов в Британии, на выходе его встречают представители королевских ВВС.

На месте Молотов занялся переговорами с Черчиллем, а Пусэп начал подготовку к перелету в США.

«Когда мы уже собирались прощаться, в комнату вошла женщина-офицер и передала подполковнику какую-то толстую книгу.

— В этой книге маршруты всех предстоящих вам полетов с описаниями и схемами аэродромов, расположенных поблизости от них, — объяснил мне переводчик. — Если господин майор изволит дать расписку, что позже он вернет эту книгу, то он может взять ее с собой.

Я охотно согласился и, расписавшись в соответствующем журнале, стал временным обладателем книги. Перелистывая ее, я сразу же понял, что в книге приведены все данные, которые могут оказаться нам крайне необходимыми в пути: расположение аэродромов, длина и направление взлетно-посадочных полос, превалирующие направления ветров и еще многое другое, необходимое летчику на незнакомой летной трассе. Я поблагодарил за радушный прием и помощь».


Пусэп, Молотов и Романов в английском поезде на пути в Лондон

Прыжок через Атлантику начинался в Рейкъявике. Несколько дней ждали летной погоды, а когда наконец пришло «добро», на остров упал штиль.

Несмотря на то, что самолет максимально облегчили перед вылетом, он был все равно слишком тяжел для такой короткой ВПП. Плюс отсутствие ветра, создававшего дополнительную подъемную силу. Но экипаж справился, хотя руки потом дрожали у многих.

Полет прошел нормально, на американской территории удалось совершить дозаправку на строящемся аэродроме в Гус-Бее, сведения о котором любезно сообщили Пусэпу американские летчики в Рейкъявике.

Затем была посадка в Вашингтоне.



Экипаж был принят лично Рузвельтом, по традиции с экипажами Чкалова, Громова и Коккинаки, совершившими первые перелеты в Америку. Но был в этом нюанс.

Чкалов, Громов и Коккинаки совершали свои перелеты на самолетах, которые изготавливались специально, где каждая деталь притиралась вручную. И обратно самолеты возвращались в разобранном виде на пароходах.

Экипажу Пусэпа предстоял еще обратный путь по воздуху. На серийном бомбардировщике.

И экипаж задание выполнил, еще раз пересек Атлантику, пролетев над северной Европой и над Эстонией и частью СССР, занятой врагом.

12 июня 1942 года самолет приземлился на Центральном аэродроме Москвы. Уникальная операция завершилась.

20 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР майору Пусэпу Энделю Карловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Каковы же были результаты этой экспедиции?

Результатами стали соглашения в том числе и об открытии Второго фронта союзниками, подписанные Молотовым и Рузвельтом. А под давлением этих документов аналогичные были подписаны и Черчиллем.



Второй фронт перестал быть надеждой, а воплотился в официальных документах на высшем уровне. Да, реально его открыли почти через два года, но экипаж Пусэпа этого не знал. Но сделал все возможное для того, чтобы намерение стало реальностью.

К сожалению, фотографий всего экипажа история не сохранила. Остались только имена.



Пилоты Пусэп и Обухов.
Штурманы Штепенко и Романов.
Бортинженеры Золотарев и Дмитриев.
Радисты Ниловцев и Муханов.
Стрелки Гончаров, Сальников и Белоусов.

После этого полета Пусэп вернулся к своим обязанностям в полку.

В июне 1942 года майор Пусэп был назначен командиром эскадрильи самолетов Пе-8 746 авиаполка, а в сентябре 1942 года подполковник Пусэп принял командование 890 авиационным полком дальнего действия, которым успешно руководил до конца войны.

Сталинград, Орел, Курск, Белгород. 31 декабря 1942 года командир 890 авиаполка подполковник Пусэп был награжден орденом Отечественной войны I степени. В сентябре 1944 года был удостоен ордена Суворова III степени. На счету командира было 78 успешных боевых вылетов на самолете Пе-8.

13 марта 1943 года Пусэпом был совершен еще один перелет особой важности по маршруту Москва — Великобритания — Москва. На борту самолета была секретная делегация с особыми полномочиями к королю Великобритании Георгу.

А далее снова были боевые вылеты в составе полка на бомбежки фашистов под Орлом, Белгородом, Курском. В одном из вылетов Пусэп получил осколочные ранения в область позвоночника.

Летчик перенес 5 операций, но довоевал до конца со своим полком.

А после войны врачи признали его негодным по состоянию здоровья к службе в авиации.

Пусэп уволился в запас и был приглашен правительством народной Эстонии на историческую родину, в Таллин, где возглавил Главное управление автотранспорта республики. Начал наводить порядок в разрушенном войной хозяйстве. Энергия и напористость бывшего командира полка была оценена по достоинству, и уже в 1951 году его избрали заместителем председателя Президиума Верховного Совета Эстонской ССР. Затем занимал не менее важные государственные посты: министр социального обеспечения республики, председатель республиканского Комитета защиты мира. За мирный труд к боевым наградам добавились трудовые: три ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов и Знак Почета.

Все рухнуло вместе с приходом Эстонии в независимость. Понятно, что бывший советский летчик и советский же деятель оказался в числе врагов. Сперва его лишили всех выплат, оставив лишь мизерную социальную пенсию. Но друзья обратились в Министерство обороны, и полковник советской армии Пуусепп до конца жизни получал пенсию. Но не от своей исторической родины, а от Родины, за которую он воевал. От России.

А вот от реституции его защитить не смогли. И в один прекрасный момент в двери дома постучался бывший хозяин, у которого этот дом был конфискован за сотрудничество с фашистами. Изможденный страдалец, пострадавший от Сталина в лагерях, он велел в кратчайший срок освободить его жилище.

Естественно, бывшему полковнику власти новой Эстонии помогать не стали. И, возможно, Пуусеппа ожидало бы в лучшем случае переселение не пойми куда на старости лет. Но вмешался один из «новых эстонцев», владелец и директор одного из промышленных предприятий, выделивший летчику квартиру из своих фондов.

В ней в 1996 году и умер Эндель Карлович Пуусепп, человек, приложивший руки не только к штурвалу бомбардировщика, но и к сотворению истории той войны.

В конце жизни Эндель Карлович много писал. И даже успел опубликовать свои мемуары о полете в США. Просто рекомендую прочесть эти дневниковые записи, они легко читаются.

Источники:
http://www.krskstate.ru/nasledie/pusep
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пусэп,_Эндель_Карлович
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    23 мая 2017 06:01
    Герои Советского Союза майоры Эндель Карлович Пусэп (1909—1996) и Александр Павлович Штепенко (1904 — 1972) у бомбардировщика Пе-8 на аэродроме Кратово.
  2. +6
    23 мая 2017 06:17
    М.И.Калинин в Кремле вручает медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина майору С.М. Романову.

    Сергей Михайлович Романов (1908 — 1999) – штурман 746-го авиационного полка авиации дальнего действия. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№593).

    Текст наградного листа (ЦАМО, фонд 33, опись 793756, дело 40):

    В действующей армии с 23.VI.41 г. За время боевых действий имеет 21 боевой вылет ночью в экипаже подполковника т. Пахомчик. Мужественный и расчетливый штурман. До войны работал преподавателем по штурманскому делу в ВВА КА.
    В отечественной войне проявляет примеры мужества и отваги. Летал ночью бомбить глубокие тылы противника и аэродромы.
    За отличное выполнение заданий награжден орденом «Красное Знамя». После награждения сделал еще 9 боевых вылетов ночью по тылам пр-ка и
    аэродромам Минск, Смоленск, Витебск. Так например:

    22.2 с.г. бомбил Витебский жел. дор. узел с высоты 6500 метров. Отмечено прямое попадание по эшелонам с боеприпасами, вызваны 3 сильных взрыва и 3 очага пожара.
    23.2. с.г. бомбил Витебский жел. дор. узел с высоты 5300 метров отмечено также прямое попадание в эшелоны с боеприпасами.
    18.3.42 г. — жел. дор. узел Вязьма, отмечено прямое попадание в эшелоны с последующими сильными взрывами.
    28.3.42 г. с высоты 900 метров, приведя корабль в сплошной облачности на цель, бомбардировал жел. дор. узел г. Минск. При сильном заградительном
    огне ЗА противника было отмечены прямые попадания по цели — жел. дор. эшелоны пр-ка, задание было выполнено на отлично.
    31.3 с.г. водил корабль для выполнения особого правительственного задания в районе Киева, задание было выполнено на отлично.
    В полете инициативен, хладнокровен. Отлично знает и использует все способы самолетовождения ночью в сложных метеоусловиях.
    Работая штурманом полка тщательно готовит штурманов к боевым заданиям. Среди всего личного состава пользуется большим авторитетом.

    Исключительно способный, трудолюбивый штурман. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической родине предан.
    Вывод: За личное мужество и отличное выполнение боевых заданий достоин правительственной награды орденом «Ленина».
    Командир полка полковник Лебедев.
    Военком полка Полковой комиссар Брюзгин.
    Начальник штаба подполковник Иващенко.
    Заключение Военного Совета Армии — Достоин Высшей Правительственной награды — «Герой Советского Союза».
  3. +4
    23 мая 2017 06:38
    Большое спасибо за статью.
    Мне как потомку прибалтов, переселившемся из Прибалтики до революции, интересна эта тема. Бабушка, латышка, родилась в 1909г. в Рославле, а всю жизнь, за исключением эвакуации, жила под Брянском. Под Жуковкой, Брянской обл. есть деревня Балтика, место компактного проживания дореволюционных переселенцев из Прибалтики, эстонцев и латышей.
  4. +4
    23 мая 2017 07:51
    Скончался 18 января 1996 года. Похоронен в Таллине на кладбище Метсакальмисту.Мемориал на месте захоронения Э. Пусэпа был разрушен вандалами .Впоследствии при поддержке Российского Центра Национальной Славы на кладбище Метсакальмисту был приведён в порядок.Имя Э. Пусэпа высечено на плите Мемориального комплекса "Воинам-сибирякам", Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея,Истринского района.
  5. +1
    23 мая 2017 08:32
    спасибо автору за напоминание о замечательном летчике и человеке.
    Читал его мемуары http://militera.lib.ru/memo/russian/pusep_ek1/ind
    ex.html. У него явный талант писателя.
    1. 0
      23 мая 2017 09:49
      Спасибо за ссылку. Это один из самых популярных для меня сайтов. Прямо сейчас и полистаю...
  6. +5
    23 мая 2017 09:47
    "...Изможденный страдалец, пострадавший от Сталина в лагерях...",

    Эту фразу надо заключить в кавычки... Потом хочу напомнить уважаемым коллегам, что всех предателей, сотрудничавших с оккупационными властями от наказания избавили в 1955 году. И вот этот "страдалец" имевший от Советского государства за свои "подвиги" пенсию, благоустроенную квартиру, высшее образование своих детей, бесплатную мед.помощь и льготы, как "жертва необоснованных сталинских репрессий", выгнал при попустительстве властей Человека!
    О Пусэпе интересно пишет Голованов в своей книге "Дальняя бомбардировочная..."
    1. +1
      23 мая 2017 10:19
      И в один прекрасный момент в двери дома постучался бывший хозяин, у которого этот дом был конфискован за сотрудничество с фашистами. Изможденный страдалец, пострадавший от Сталина в лагерях, он велел в кратчайший срок освободить его жилище.

      думаю, это была тонкая ирония от Романа. Горькая ирония.... За статью спасибо! soldier
      1. +3
        23 мая 2017 23:27
        Очень тепло про Э.К. Пусэпа пишет в своих мемуарах "Дальняя бомбардировочная" А.Е. Голованов
  7. +3
    23 мая 2017 11:04
    Первый боевой вылет полк совершил 9 августа 1941 года. И понес первые потери. От своих. Будучи «не в курсе», истребители одного из наших авиаполков сбили один из Пе-8. Остальные продолжили путь к Берлину.

    Наша ПВО вообще в том вылете отличилась. Из 8 взлетевших Пе-8:
    Корабль № 42025 Перегудова произвел взлет в 20.50. В районе озера Лубенское, был обстрелян нашим истребителем И-153. Несмотря на то, что корабль давал пароль «Я свой самолет», на пути до Таллина был обстрелян огнем зенитной артиллерии. В 21.30 отказал мотор № 1. Экипаж сбросил бомбы в море, получил по радио приказание вернуться, произвел посадку в Пушкине в 0.30, имея 11 пулевых и 2 пробоины от снарядов.
    Корабль № 42035 т. Видного взлетел в 22.00, в 1.20 вследствие отказа левой группы моторов экипаж принял решение возвращаться. Бомбы были сброшены на ст. Лауенбург, что в 370 км северо-восточнее Берлина. Атакованный звеном истребителей и обстрелянный огнем зенитной артиллерии, корабль ушел в облака. В районе Ленинграда, на высоте 1000-1500 м, корабль был обстрелян огнем нашей зенитной артиллерии и посажен нашими истребителями в 7.45 на площадку Обухово.
    Корабль № 42045 майора Тягунина взлетел в 20.40. У северной оконечности восточного мыса Лужская губа корабль был двукратно атакован истребителями и в 21.15 обстрелян огнем зенитной артиллерии с нашего побережья и кораблей ВМФ. Попадание снарядов в левую плоскость и мотор вызвало пожар, корабль начал разрушаться, командир приказал бомбы сбросить в море, развернуться к берегу и приказал экипажу выброситься на парашютах. Спасавшийся на парашютах л/с обстреливался огнем истребителей и с земли. Погибли четыре человека, один пропал без вести.
    Корабль № 42016 подполковника Курбана взлетел в 20.50. До 21.45 шел в паре с кораблем Перегудова. После атаки истребителей и зенитной артиллерии корабль Перегудова отстал в районе острова Даго. Выход на цель был произведен по расчетному времени. В - 1.30 на Берлин были сброшены ФАБ-500 - 3 шт., РРАБ-3 - 2 шт. Одна ФАБ-500 зависла и не сброшена. В районе цели наблюдали работу прожекторов, а в момент бомбометания видели разрывы зенитной артиллерии. На обратном маршруте загорелся мотор № 4. После ликвидации пожара шли на трех моторах. В районе Лужская губа были обстреляны огнем береговой и корабельной зенитной артиллерии, у деревни Малое Заболотье (35 км восточнее Пушкина) отказал мотор № 3. При производстве вынужденной посадки в 5.10 самолет получил повреждение. Экипаж невредим.
    © Боевое донесение № 1. Штаб 432 АП, Казань 19.08.41
    Плюс к тому свои сбили Ер-2 лейтенанта Кубышко.
    1. 0
      23 мая 2017 14:46
      Кто-то из них разбился при взлете (в Пушкине полоса короткая), взлёт нескольких оставшихся самолетов вообще отменили. Было так. Узнав об успешном налете Дб3Ф на Берлин Сталин приказал немедленно начать налеты на Берлин Пе-восьмых и Ер2. Но рисунки или фото этих самолетов не были еще разосланы в ПВО по причине секретности. А спорить с упырем, что-то ему объяснять, никто не смел. Кроме того, двигатели тогдашних Пе-8 (дизельные!) были склонны к отказам из-за сложностей с регулировкой топливной смеси на различных высотах. Вообще - самолеты эти были еще сырые и неосвоенные, в том числе и из-за "специфической" репрессивной обстановки в стране. Плюс короткая полоса в Пушкине. Налет Дб3ф долго готовили, Пе-8 захотели послать как-бы экспромтом. Операция была в целом не подготовлена. Поэтому идея сразу начать эти налеты и провалилась. Но потом постепенно как-то начали летать и на Пе-8. Причем Молотова возили на модификации с бензиновыми двигателями.
      1. +3
        23 мая 2017 17:52
        Цитата: Falcon5555
        Кто-то из них разбился при взлете (в Пушкине полоса короткая), взлёт нескольких оставшихся самолетов вообще отменили.

        Разбился борт Егорова - 8-й из взлетавших Пе-8:
        Корабль № 42046 майора Егорова взлетел в 21.58, при наборе высоты 30-40 метров резко развернулся вправо в землю с углом, в результате чего самолет полностью разрушен. Из состава экипажа убито 6 человек, тяжело ранено 6 человек. Из них умерло в госпитале 2 человека.

        После этого взлёт прекратили.
        Всего на Берлин ушло 7 Пе-8 и 3 Ер-2. Из 10 Пе-8 и 16 Ер-2, подготовленных к вылету.
        Цитата: Falcon5555
        Узнав об успешном налете Дб3Ф на Берлин Сталин приказал немедленно начать налеты на Берлин Пе-восьмых и Ер2. Но рисунки или фото этих самолетов не были еще разосланы в ПВО по причине секретности. А спорить с упырем, что-то ему объяснять, никто не смел.

        Да-да-да... во всём виноват только Сталин. А вовсе не командование ВВС, регулярно предоставлявшее наверх ложную информацию. Даже расстрел Рычагова за систематическое враньё и замалчивание происшествий не помог.
        В первой декаде августа 1941 г. командование ВВС доложило в Ставку Верховного Главнокомандующего (СВГК) о полной готовности дивизии к боевой работе по Берлину.

        Цитата: Falcon5555
        Налет Дб3ф долго готовили, Пе-8 захотели послать как-бы экспромтом. Операция была в целом не подготовлена.

        Угу... так долго готовили, что ДБ-3Т КБФ прилетели на полосу, длина которой была недостаточна для взлёта с полной нагрузкой. А ДБ-3Ф ДБА пришли с моторами, выработавшими ресурс.
        1. 0
          24 мая 2017 15:28
          Да-да-да... во всём виноват только Сталин. А вовсе не командование ВВС, регулярно предоставлявшее наверх ложную информацию. Даже расстрел Рычагова за систематическое враньё и замалчивание происшествий не помог.

          Ну конечно Сталин. А не какой-то там "Рычагов". А то что, во всем виноват Рычагов? laughing
          Я уж не помню, за что и когда расстреляли конкретно Рычагова, потому что несть им числа, кого вообще расстреляли или умерщвили по прямому или косвенному указанию великого упыря всевозможными способами, и "за вранье", и за анекдот, и за "критику советской власти", и за "вредительство" (под которое попадали и авиапроишествия, из-за чего на новых и сырых Пе-8 никто не хотел летать и осваивать их), и по миллиону других столь же бредовых поводов.
          1. +1
            24 мая 2017 15:48
            Цитата: Falcon5555
            Я уж не помню, за что и когда расстреляли конкретно Рычагова, потому что несть им числа

            А Вы почитайте документы. Пашу и компанию из руководства ВВС взяли именно за враньё на ровном месте. Причём враньё легко опровергаемое. И за бардак в ВВС.

            Руководство ВВС, как показывают факты, не только не борется за соблюдение правил летной службы, но иногда само толкает летный состав на нарушение этих правил. Так было, например, при перелете 27 марта 1941 года 12 самолетов ДБ-3Ф с аэродрома завода № 18 в г. Воронеже в 53 авиаполк (Кречевицы), когда начальник отделения оперативных перелетов Штаба ВВС Красной Армии полковник Миронов В.М., несмотря на заведомо неблагоприятную погоду, разрешил указанный перелет. В результате этого явно преступного распоряжения произошло 2 катастрофы и одна вынужденная посадка, при которых погибло 6 человек и 3 человека получили ранения.
            Руководство ВВС часто скрывает от Правительства факты аварий и катастроф, а когда Правительство обнаруживает эти факты, то руководство ВВС старается замазать эти факты, прибегая в ряде случаев к помощи Наркома Обороны. Так было, например, с катастрофой в Воронеже, в отношении которой т. Рычагов обязан был и обещал прислать в ЦК ВКП(б) рапорт, но не выполнил этого обязательства и прикрылся авторитетом Наркома Обороны, который, не разобравшись в деле, подписал «объяснение», замазывающее все дело.
            Такая же попытка т. Рычагова замазать расхлябанность и недисциплинированность в ВВС имела место в связи с тяжелой катастрофой, имевшей место 23 января 1941 года при перелете авиационного полка из Новосибирска через Семипалатинск в Ташкент, когда из-за грубого нарушения элементарных правил полета 3 самолета разбились, 2 самолета потерпели аварию, при этом погибло 12 и ранено 4 человека экипажей самолетов.
            О развале дисциплины и отсутствии должного порядка в Борисоглебской авиашколе Правительство узнало помимо т. Рычагова.
            О нарушениях ВВС решений Правительства, воспрещающих полеты на лыжах, Правительство также узнало помимо ВВС.
            До чего дошел развал нравов в ВВС, показывает небывалый для нашей авиации факт, когда в 29 авиадивизии пропал самолет под управлением командира звена младшего лейтенанта тов. Кошляк М.В., а командование дивизии и руководство ВВС не предприняло серьезных мер к розыску пропавшего летчика. Через двадцать дней лейтенант был случайно обнаружен в кабине самолета замерзшим. Из оставленных им писем видно, что летчик после посадки был здоров, жил 8—9 дней, последнее письмо им было написано на 8-е сутки после посадки. В письме написано, что он пытался найти населенный пункт, но из-за глубокого снега был вынужден вернуться к самолету. Летчик Кошляк умер от голода и холода. Поскольку сам т. Кошляк был обнаружен случайно при учебном полете недалеко от населенного пункта, совершенно очевидно, что при принятии ВВС или 29 авиадивизией элементарных мер по поискам самолета он, Кошляк, был бы спасен.

            Отметьте - описанные случаи имеют именно организационные причины, а не технические.
            1. 0
              24 мая 2017 16:15
              Прочел ваш пост. Ну и что? Ясно же, что за всю эту фигню типа:
              Такая же попытка т. Рычагова замазать расхлябанность и недисциплинированность в ВВС имела место в
              не расстреливают (в нормальных странах, там где люди дружат с логикой, здравым смыслом и головным мозгом). "Замазать" "расхлябанность". Какие выражения! Отвечая тому, кто принесет начальнику такую бумагу, начальнику надо просто покрутить пальцем у виска, насупить брови, и отправить "писателя" самого на пенсию, или как-нибудь по-другому избавиться от него, если он еще молод, например назначив его сторожем овощебазы. Например:
              Миронов В.М., несмотря на заведомо неблагоприятную погоду, разрешил указанный перелет.
              Ну наверно, прогноз погоды был просто "неблагоприятный", что показалось, что не повод отменять полет боевых самолетов. Ну оказалась она наверно нелётной для этих самолетов, о чем офицер не мог знать, сидя где-то в штабе. Смотрите, как выворачивают это: он "разрешил", а потом это вдруг оказалось "явно преступным распоряжением". Ясно же что все это надуманно. Как сейчас судят за покемонов. По всем остальным случаям из этой бумаги тоже наверняка есть объяснения. В конце концов, у всех бывают и просчеты и неудачи, профессиональные ошибки. Как у каждого врача, как говорят, свое кладбище, так и у всех остальных - свои неудачи. Это не повод для расстрелов.
              1. 0
                25 мая 2017 12:36
                Цитата: Falcon5555
                Ясно же, что за всю эту фигню типа:
                Такая же попытка т. Рычагова замазать расхлябанность и недисциплинированность в ВВС имела место в

                не расстреливают (в нормальных странах, там где люди дружат с логикой, здравым смыслом и головным мозгом). "Замазать" "расхлябанность". Какие выражения!

                За предоставление ложных сведений и сокрытие важной информации, влияющей на обороноспособность страны - ещё как расстреливают. Налёт на Берлин дивизии Водопьянова - отличный пример того, к чему приводит такое вот враньё: командование ВВС доложило в Ставку Верховного Главнокомандующего (СВГК) о полной готовности дивизии к боевой работе по Берлину, а по факту дивизия ещё даже технику не освоила. Результат - налёт фактически сорван, причём дивизия понесла потери ещё на взлёте.
                Можно, конечно, предположить, что "кровавый сталинский режим" не терпел негативной информации и карал гонцов, приносящих дурные вести - поэтому приходилось врать.
                Но вот беда - сохранились документы того времени. В частности, стенограмма совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г.
                На котором, например, военное руководство узнало - не от Рычагова и не от Смушкевича, а от командующего ВВС ЛВО, что ВВС приграничного округа летом прикованы к земле и не могут нормально готовить пилотов:
                Как правило, ежегодно у нас, товарищ Народный комиссар, в самый разгар полетов в летний период, начиная с июля месяца, а иногда и с июня месяца, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паек, свертывая из-за этого полеты в лучшие месяцы для полетов (июнь, июль, август). Такое положение дальше нетерпимо. Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября месяца, когда уже фактически полеты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают.
                Мы имеем сейчас такое положение, что на один самолет УТИ-4 приходится 35 летчиков. УТИ-4 летает всего 45 минут, после чего требуется дозарядка. Таким образом, при максимальном напряжении в течение дня на этом самолете можно вывести или проверить подготовку не больше как у 10 человек. Значит, остальные 25 человек ждут следующего дня, следующей очереди.

                Но, может быть, это только командиры уровня округов были такими смелыми - а Арбатский округ сидел тише воды ниже травы, боясь вызвать недовольство Хозяина? Но вот на трибуну выходит начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии, стоящий на одной ступеньке служебной лестницы с Рычаговым. И с чего он начинает выступление? С рассказа о неуклонно повышающемся уровне боевой и политической подготовки во вверенных ему БТВ? Авотфиг - с реального положения дел:
                ...почти все соединения переменили дислокацию, перешли с места на место, причем отдельные части и даже соединения меняли по три-четыре раза место своего расположения, на расстояние каждый раз 100 — 150 — 200 километров. Многие соединения совершили марши по 500 и до 1000 км в этом году, что, конечно, оторвало много времени от непосредственной учебы. Они научились хорошо делать марши, но не отработали целый ряд вопросов боевой подготовки: огневой подготовки, не доработали изучение материальной части, связи и разведки. Затратили много времени и много моторесурсов. Для того, чтобы привести материальную часть в порядок, потребовалось около 2-х месяцев, почти 50 — 60 процентов личного состава было оторвано на приведение материальной части в порядок, так как моторесурсы за зиму и лето были почти полностью израсходованы.

                И дальнейший доклад изобилует леденящими душу фактами - типа:
                Больше половины частей, перешедших на новые места, не имели полигонов.
                Механизированные соединения еще не отработали взаимодействия внутри себя, не отработали взаимодействия даже с мотопехотой и артиллерией, которые входят в состав механизированных корпусов и дивизий.
                ...ввели в академиях систему учить людей по учебным штатам, а не по действительным, и окончивший академию приходит в войска и хуже бойца знает организацию родов войск.
                Как учат училища? Они учат всему понемножку. Практики училище не давало.
                ... обучают людей общей специальности. Скажем, Киевское танко-техническое училище, там должны готовиться техники по ремонту, по эксплуатации, по электроприборам, а курсант проходит всего понемножку, научится всему, а по существу ничего конкретно не знает.
                При проверке говорят: «Объясни танк», а начальник училища предлагает: «Проверьте переползание и рукопашный бой, он вам все сделает».
                В танковых дивизиях и бригадах имеется около 24 национальностей, из них до 15 национальностей по-русски совсем ничего не говорят и поэтому их трудно научить овладеть танком в отводимое для этого время.
                В настоящее время даже на 1941 г. намечается отпуск 6 снарядов на год на один танк, причем должны отработать восемь задач. А кроме того, инспекции и комиссии, проверяющие войска, проверяют огневую подготовку стрельбой, на что расходуют снаряды. Поэтому получается, что снарядов для подготовки экипажа нет, а это таит в себе большую опасность.
                1. +1
                  25 мая 2017 13:37
                  Ну хорошо. Тогда для полноты картины вам надо процитировать, что говорил на том совещании Рычагов. Сможете?
          2. +1
            24 мая 2017 15:55
            А ведь кроме этого было ещё феерическое дело о расширении сети аэродромов.
            Как Вы думаете - почему в 1941 строительство аэродромной сети передали НКВД? Нет, не потому что кровавые палачи вознамерились замостить аэродромы телами борцов с режимом - всё гораздо банальнее. ВВС в 1940 году умудрились сделать всё, чтобы завалить работы по постройке и расширению аэродромов.
            Строительство объектов по таким округам, как Одесскому и Прибалтийскому, велось без проектов и смет. Изыскания площадок производилось наспех по внешним признакам без достаточного их изучения. В результате выбранные площадки во многих случаях оказывались непригодными к использованию под оперативные аэродромы и посадочные площадки, и командование округов вынуждено было от них впоследствии отказываться, что приводило к бесцельному расходованию государственных средств и срыву выполнения плана строительства объектов.
            Строительство объектов в ОдВО в большинстве своем велось без проектов и смет. Землеотвод своевременно не оформлялся, что приводило к бесцельным затратам государственных средств. Так в июле м-це 1940 г. по распоряжению майора Макеева было начато расширение Кишиневского аэродрома без проекта и смет, хотя была очевидна нецелесообразность его расширения из-за большого объема земляных работ. На ряд сигналов, поступавших с мест о высылке съемщиков и составления смет, Макеевым никаких мер до сентября месяца принято не было.
            Только 10.IX.40 г. была произведена съемка и составлены сметы, на основании которых в октябре м-це 1940 г. дальнейшие работы по расширению аэродрома были прекращены как нерентабельные. В результате по вине Макеева бесцельно израсходовано около 500 000 рублей.
            Строительство оперативных аэродромов в МВО проходило неудовлетворительно. К выбору площадок под строительство оперативных аэродромов, аэродромный отдел ВВС МВО подходил безответственно.
            При строительстве аэродрома Павловское при выравнивании рельефа пришлось снимать грунт до 2 метров толщиной, тогда как рядом находилась площадь с меньшим объемом земляных работ.
            Аэродром Чертаново по размерам ограничен 900x900 и расширить не представляется возможности, так как с одной стороны расположен колхоз, с другой болото. Решением комиссии строительство аэродрома Чертаново было отменено, но бывш. командующий ВВС МВО генерал-майор Еременко принял решение строить.
            Ватулинский аэродром, имея размеры 900x900 метров, от железной дороги расположен на расстоянии 5—6 км. Подъездных путей к аэродрому нет.
            Аэродром д. Инюкнно размером 800x800, расширить в дальнейшем не представляется возможным.
            5 управление точными данными для планирования стройматериалов по округам не располагало, вследствие чего распределение их проводилось на глазок. Так, на октябрь месяц 1940 г. для ВВС ПрибОВО на ст. Рига было запланировано 40 вагонов цемента, тогда как согласно заявки требовалось лишь 12 вагонов. При острой потребности нефтебитума для Одесского военного округа 5 управление запланировало на октябрь месяц всего 90 тонн, тогда как для ЗапОВО, которому совершенно не требовалось, запланировало 95 тонн.
            5 управление не контролировало отгрузку бензоцистерн в округа и безответственно распределяло отгрузку бензоцистерн с заводов в округа, что в отдельных случаях приводило к лишним затратам средств и срыву сроков строительства. Так, Свесскому заводу было запланировано отгрузить 14 цистерн в ОдВО, тогда как непосредственно находящийся в Одессе завод Цнитмаш, согласно разверстки отгрузил 89 цистерн в ЗакВО. В свою очередь в Грузии имеется завод по изготовлению бензоцистерн.
            Отчуждение земельных участков под строительство оперативных аэродромов производится по старым нормам — 144 га, т. е. 1200x1200, тогда как ввод в строй новой скоростной авиации требует увеличения площади летного поля до размеров 1500x1500 плюс полосы подхода 150 метров.
            Ходатайство перед СНК СССР об увеличении размеров аэродромов в связи с вводом в строй новой материальной части не возбуждалось, так как утверждение новых тактико-технических требований аэродромов задерживается.
            Следует отметить, что в напряженный период аэродромного строительства в 1940 г. ряд ответственных работников 5 управления ГУ ВВС К А во главе с нач. управления Филатовым и бывш. комиссаром, ныне замнач. управления Андреенко, занимались строительством собственных дач, используя свое служебное положение для получения строительных материалов и тратя на это служебное время.
            © kris-reid
            1. 0
              24 мая 2017 16:44
              Не вижу ничего феерического. Обычные рабочие моменты. Кому-то показалось, что что-то целесообразно, другой начальник имел другое мнение. Может быть они исходили из разных приоритетов. Может быть для одного - удобство для авиации, а для другого - экономия средств. Тогда они никогда друг с другом не договорятся. "Очевидна нецелесообразность" - опять из области демагогии и надуманных обвинений. "Землеотвод своевременно не оформлялся" - смешно! (И веет сегодняшним днем.) Когда есть большая организация с громадным объемом разнообразных работ, всегда есть какие-то нестыковки, и всегда можно выдумать надуманные обвинения такого смешного уровня против её руководства. Может быть единственное актуальное нарушение (еще как актуальное сегодня): "занимались строительством собственных дач, используя свое служебное положение". Но за это тоже не расстреливают.
              1. 0
                25 мая 2017 12:10
                Цитата: Falcon5555
                Не вижу ничего феерического. Обычные рабочие моменты.

                Угу... срыв программы переоборудования аэродромов, в результате которого пришлось перенести её на 1941 год - с известным результатом - это действительно обычный рабочий момент.
                Речь в документе идёт не о строительстве коровников. И не о модернизации пунктов Заготзерна. Речь идёт о строительстве и расширении аэродромной сети Западных округов - причём в условиях начавшейся Мировой войны.
                Цитата: Falcon5555
                Может быть они исходили из разных приоритетов. Может быть для одного - удобство для авиации, а для другого - экономия средств.

                О какой экономии или удобстве можно вести речь, когда и деньги затрачены, и самолёты с аэродрома всё равно летать не могут?
                Цитата: Falcon5555
                Когда есть большая организация с громадным объемом разнообразных работ, всегда есть какие-то нестыковки, и всегда можно выдумать надуманные обвинения такого смешного уровня против её руководства.

                Обустройство оперативных аэродромов, неспособных принять новые самолёты - это тоже "надуманные обвинения смешного уровня"? Или строительство постоянных аэродромов, неспособных принять новые самолёты?
                Причём расширить уже один раз выделенную площадку в те времена было сродни подвигу Геркала. 6-й мехкорпус год выбивал землю под расширение полигона - колхозы и гражданская власть успешно держали оборону, отбивая все попытки военных покуситься на их земли. Землю Вы отберёте - а план с этих площадей с меня никто не снимет.
                И, судя по тому, что программу расширения аэродромной сети передали в другой наркомат, описанные в документе случаи являются далеко не единичными, а, скорее, типичными примерами.
                1. 0
                  25 мая 2017 12:56
                  Почему что-то передали в НКВД, вопрос отдельный. Срыв программы - все это болтовня. А то, что расстрел Рычагова - очередное убийство невиновного, совершенное упырем - это вполне подтверждается вашими документами. Из-за того, что где-то незапланировали битума, или не туда послали цистерны для строительства, убивать главкома ВВС - смешно. "Землю Вы отберёте - а план с этих площадей с меня никто не снимет." - еще смешнее. Кто организавал такую идиотскую систему, не Сталин? Рычагов и в том виноват, что "план никто не снимет"? Рычагов, предполагаю, потому и не сообщал о происшествиях с самолетами в правительство, что хотел минимизировать огласку, чтобы, по существу, отсрочить собственный расстрел и спасти подчиненных. Может быть кого-то, кстати, и спас.
  8. +1
    23 мая 2017 12:49
    У меня мемуары Водопьянова и Пусэпа с детства зачитаны... "В лучах прожекторов" о работе нашей АДД.
    1. +1
      23 мая 2017 14:32
      У Водопьянова "Записки полярного летчика".
    2. 0
      23 мая 2017 15:08
      У меня была книжка "На крыльях АДД", где АДД значит Авиация Дальнего Действия (интересная игра слов с "ад"). Там про рейды на Берлин на Дб3Ф. Не помню кто автор. Интересная - адски!
  9. +3
    23 мая 2017 13:23
    "Удивительно сегодня представить, как второе лицо СССР летело в бомбоотсеке самолета, абсолютно к этому не приспособленного. На деревянных скамейках, под которыми находились баллоны с кислородом. Без привычных для нашего (да и того тоже) времени удобств."
    Второе лицо СССР летело не в бомбоотсеке. Для перелета был выделен бомбардировщик, бортовой номер № 42066
    746 - го полка АДД. После тщательной проверки заменили один из двигателей, вместо бомб установили дополнительные баки с горючим и кислородные баллоны.
    На стандартном Пе-8 в центральном отсеке временно установили пассажирские сидения Пассажиров, а среди них были и женщины, облачили в меховые комбинезоны и снабдили кислородными приборами. Температура за бортом доходила до — 40°С, в импровизированном пассажирском салоне было также холодно.

    «Пассажирский» салон Пе-8
    О гибели майора С. А. Асямова и сопровождавших его представителей советской военной миссии полковника Пугачёва, инженера 2-го ранга Баранова и помощника военного атташе по авиации майора Швецова есть версия, чт англичане не желали встречи один на один представителей советского и американского правительства.
    Есть книга Главного маршала авиации Голованов А.Е. "Дальняя бомбардировочная". В ней он приводит свой разговор со Сталиным после гибели Асямова. Далее цитата из книги:
    "Что же это была за авария?
    Оказывается, самолет воспламенился в воздухе и развалился на части. Наши товарищи были опознаны лишь по остаткам одежды.
    Как в таких случаях водится, в советское посольство в Лондоне явились бригадир Файербрас, другие английские официальные лица для выражения сочувствия от имени имперского генерального штаба и предложили главе нашей военной миссии адмиралу Н. М. Харламову или назначенному им лицу принять участие в работе комиссии по расследованию причин гибели самолета.
    Стало очевидно, что некоторые высокопоставленные лица в Великобритании знали о готовившейся встрече руководителей нашего государства с президентом Соединенных Штатов Америки и явно не желали ее. Поскольку пресечь или отдалить эту встречу обычными дипломатическими путями (а этих путей в дипломатии всегда имеется великое множество) уже оказалось невозможным, эти лица пошли на крайние меры, надеясь если не сорвать, то во всяком случае поелику возможно оттянуть ее. Ведь эта встреча должна была решить вопрос об открытии второго фронта в Европе в 1942 году, к чему склонялся президент США Рузвельти против чего категорически возражал премьер Великобритании Уинстон Черчиль.
    Все было сделано по всем правилам искусства: погиб экипаж английского самолета, погибли два представителя английского государственного ведомства. Для расследования происшествия назначена специальная комиссия, в которой предложено принять участие и нам. Простые люди в Англии могли искренне поверить в происшедшее несчастье. У нас такой веры не было... Было достаточно обоснованное мнение, что свидания руководителей Советского государства с президентом США наши английские коллеги не хотят и пытаются всячески отдалить встречу Сталина с Рузвельтом. В истории Англии, как мы знаем, подобные «случаи» бывали не один раз. Уверенность в безопасности нахождения наших советских людей на территории союзного государства оказалась преждевременной".
    Американские офицеры рассматривают советский бомбардировщик Пе-8,
    доставивший в Вашингтон делегацию во главе с В.М. Молотовым

    После полета Молотова нескольким КБ поставили задачу разработки специальных пассажирских самолетов для перевозки высшего руководства и правительственных делегаций в условиях войны. Работа эта проходила под наименованием «самолеты особого назначения» («ОН»), для переделок подобного рода подверглись Ер-2, Б-25 и С-47. Начало работ по переоборудованию Пе-8 относится к середине 1943 г., когда нарком авиапромышленности А.И. Шахурин вызвал Незваля в Москву и предложил ему заняться этим вопросом. Официальное решение о проведении работ Государственный Комитет Обороны принял значительно позднее — 15 марта 1944 г.
    Два пассажирских Пе-8 «ОН» № 42612 и 42712. закончили постройкой в конце 1944 г. В центральном отсеке машин была оборудована комфортабельная кабина на 12 человек, в ней имелось три спальных места, буфет и туалетная комната. Внутри пассажирскую кабину обшили звуко-теплоизоляционным материалом с декоративной обивкой, найти которую в условиях военного времени оказалось совсем не просто. Кабина имела отопление, однако, не была герметичной, поэтому пассажирам в высотном полете предстояло пользоваться кислородными масками. Бомбоотсеки этих двух Пе-8 «ОН» были переделаны для перевозки багажа (до 1200 кг).
    Внешне самолеты отличались от бомбардировщиков наличием прорезанных окон в районе пассажирской кабины и обтекаемой верхней частью фюзеляжа — пушечную турель ТАТ упразднили. Остальное оборонительное вооружение осталось прежним. Дополнительным отличием Пе-8 «ОН» стало наличие длинного зализа в районе основания киля, так называемого форкиля (тогда его называли «гребешком»).
    Пе-8 зав. № 42712 «ОН» с двигателями АЧ-30Б.
  10. +1
    23 мая 2017 18:26
    Колоритный дядечка ,да и Молотов -молоток!!!